Ребенок получил первую двойку как реагировать. Нужно ли наказывать ребенка за двойку

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его , наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке ? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать - это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать - однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» - издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, - первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» - саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки - вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» - скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов - назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Ну, как - по школе соскучились? Вижу, соскучились. Там всё равно веселее, чем во дворе бегать, но работать теперь придется по-настоящему. В этом году уже оценки ставить буду. Первый месяц обойдемся без двоек, а потом - кто на что учился…

Это вам не игрушки

Разговор с первой учительницей оказался неформальным. Встретились на улице за несколько дней до первого сентября. Увидела нас, искренне разулыбалась. Видно, сама тоже соскучилась. Наш ребенок идет во второй класс, и все понимают - детский сад закончился только сейчас. Начинается настоящая школа. Без скидок на возраст, капризы и природную неусидчивость. Трудиться придется и ребенку, и учителю, и родителям. Именно сейчас закладывается будущий результат. Как говорится, это вам уже не игрушки!

Не доверять учителю нет оснований. Познакомились еще в подготовительно классе, когда бежали на уроки из детского сада. Человек она очень требовательный и где-то непростой. Год назад, 1 сентября, когда наши дети пошли в первый класс, она первым делом разрешила брать с собой на уроки маленькую плюшевую игрушку. Малыши есть малыши, даже если они первоклассники. При этом все отчетливо понимали: подобная доброта не отменяет ее отношения к учебе, не зайдет дальше допустимых границ, где возникает ощущение вседозволенности.

Наш первый учитель – человек той, советской, закалки, когда само понятие педагог вызывало тихий трепет у детей и родителей. Да, она действительно не ставила нашим детям плохие оценки в первом классе. При этом не забывала указать на слабые места, над которыми нужно основательно поработать.

По этому поводу даже случались какие-то конфликты, но заканчивались они неизменно фразой:

— Во время ЕГЭ чье-то мнение никого интересовать не будет!

Машина, в отличие от человека, оценивает только результат. За красивые глаза и хорошее поведение оценку никто не улучшит, «вытягивать» дополнительными вопросами ребенка тоже не будут. Каким бы он ни был золотым.

Педагогика без двоек

Я считаю, нам повезло. Беспристрастность, пожалуй, главное деловое качество нашего учителя. Весьма далекое от распространенных представлений о современной педагогике. Жалеть точно не будет. Если сказала, что будет ставить оценки, то она будет ставить и двойки. Думаю, спасет тем самым не одну детскую душу, а возможно и жизнь.

Я же в прошлом году взяла дополнительный класс. Учительница совсем молодая у них, приболела. Меня и попросили поработать с ними во вторую смену, - словно читая мои мысли, продолжает этот случайный диалог наша первая учительница. - Журнал классный открываю, а там… Ни одной двойки! Вы можете себе такое представить? Не первый десяток лет в школе работаю, а такое впервые увидела. Она им в принципе не ставит двойки. Травмировать не хочет. Я контрольную с ними провела и ужаснулась. Говорю детям: «Звоните родителям, говорите, что задержитесь после уроков. Будем переписывать. Иначе весь класс двойки получит». А они жалобу на меня коллективную написали. Как они жить собрались, если обжигаться не умеют? В жизни столько разных ситуаций, и жалобы писать бывает бесполезно. До самоубийств потом доходит…

В общем, школа - это хорошая закалка. И возможность научиться важному - исправлять свои ошибки. Во взрослой жизни тоже будут «плохие отметки» и «падение успеваемости». Жизнь сама по себе - полоса серая, полоса белая. Вот только родителей в школу уже не вызовет, после уроков не оставит и на путь истинный наставлять будет иначе…

Волнуйтесь на здоровье

Мы с женой отправляем своих детей 1 сентября в школу уже тринадцатый год подряд. Есть опыт, есть определенные взгляды на многие вопросы. Добрые учителя, не умеющие ставить двойки, жалеющие и сердобольные, вызывают недоверие. Чему может научить человек, который не дал возможности ребенку самому подняться на ноги? Ведь прежде надо споткнуться и упасть, набить шишку – и тогда запомнить «грабли».

Ошибки совершают все, идеальных людей не бывает. Чтобы это понять надо самому пройти через определенные переживания. Выпускник, который стоит перед экзаменационной комиссией без тени волнения - либо гений, либо бездарь, - настраивал на выпускные экзамены мой классный руководитель четверть века назад. - Поэтому волнуйтесь, переживайте. Тогда все у вас получится.

Мы действительно умели волноваться и переживать. Потому что нас никто не жалел и каждая отметка в классном журнале воспринималась как объективная реальность. Наверное, поэтому мы и трепетали перед учителем…

В общем, настраиваемся на хорошую учебу, но морально готовимся к двойкам. Многое зависит не от того, кто их поставил, а как отнеслись к этому дома. Насколько трезво оценили ситуацию самые близкие люди.

Чтобы проще относиться к житейским неприятностям, нужно побыть немножко двоечником. Чтобы сберечь психику своего ребенка, нужно побыть немного родителями двоечника.

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать. А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Двойка по поведению. Что делать родителям?

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать.

А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Одни дети все время получают за поведение отличные оценки, но у других возникают проблемы с дисциплиной. Они могут острить, хамить учителю, отпускать шутки по поводу того, что проходят на уроке, бить товарищей. Иногда дети придумывают такое, что ни родители, ни учителя даже не могут себе представить.

Моего сына как-то оставили после уроков в наказание за то, что он и три его приятеля лезли на стены в классе!

Родители должны понимать, что нарушения дисциплины могут быть и довольно безобидными, и не очень. Одно дело шутить, другое — обзывать учителя. А драки с одноклассниками, угрозы в их адрес — уже не пустяки.

Разберитесь в своих чувствах

Когда учитель сообщает родителям, что их ребенок плохо себя ведет, они начинают сердиться и беспокоиться. Отец Романа решил, что, должно быть, он недостаточно хорошо воспитывает сына. Больше всего его волновало, что Татьяна Андреевна, наверно, думает так же.

Иногда родители, наоборот, сердятся на учителя, считая, что он несправедлив к их ребенку. Порой мы начинаем стыдиться своих детей и злиться на них за такое поведение. Но не забывайте, что эмоции только мешают решению проблемы.

Скооперируйтесь с учителем

Если ребенок нарушает дисциплину, надо, во-первых, сделать так, чтобы он перестал плохо себя вести, во-вторых, устранить причину такого поведения — именно в этой последовательности.

В случае с Романом надо было сначала объяснить мальчику, что нехорошо кривляться, а затем разобраться, почему он все время хочет быть в центре внимания. Первый шаг к решению проблемы — встреча с учителем.

Узнайте у педагога, когда ребенок начал себя плохо вести и в каких ситуациях проявляется такое поведение. Можно ли предположить, что его что-то провоцирует? Направлены ли его действия конкретно на кого-то из одноклассников?

Некоторые дети ведут себя слишком активно после перемены, потому что еще не успели успокоиться. Или, наоборот, если, например, у ребенка возникли на уроке проблемы с чтением, то после урока он может завязать с кем-нибудь драку.

Родители Романа обсудили с учителем также и то, что сына не взяли в команду лучших футбольных игроков (и что он, конечно, переживает по этому поводу). Рассказали и о том, что его младший брат начал говорить и теперь стал центром внимания в семье. Быть может, все это имеет какое-то отношение к поведению мальчика.

Выслушайте своего ребенка

Прежде чем составлять план действий, выслушайте своего ребенка. Роман, например, пожаловался, что его учительница несправедлива к нему и что он не виноват. «Не моя вина, что мои друзья считают меня забавным! А Татьяна Андреевна просто не понимает шуток!»

Родители отнеслись к его объяснениям с пониманием, но изъявили желание посидеть на уроке, чтобы лучше разобраться в происходящем. При этом они проявили твердость. «Мы сказали ему, что рады, что у нашего сына такое отличное чувство юмора, — говорит его отец. — Но было бы лучше, если бы он развлекал своих друзей после уроков».

Вместе они выписали на листок бумаги правила, когда в школе можно дурачиться (на переменах, после занятий), а когда надо быть серьезным, и договорились, что один вечер в неделю Роман может «устраивать цирк дома».

Система штрафов и поощрений

Выясните у учителя, что делать в классе запрещено и как должен вести себя ребенок, если ему что-то не нравится. Затем установите, какие последствия будет иметь для него плохое поведение.

Родители Романа договорились с Татьяной Андреевной, что за нарушение дисциплины на уроке учительница не будет отпускать его на перемену, а заставит решать задачи. Плюс Роману не позволяется смотреть телевизор в учебные дни до тех пор, пока он не исправится. Неудивительно, что мальчик быстро перестал кривляться.

Есть и другой вариант: составить список того, что ребенок не должен делать (бить других детей, гримасничать и т.п.) и попросить учителя ежедневно отмечать его промахи и достижения. За каждый плюс родители начисляют ребенку очки. Когда их накапливается достаточно много, он получает право дольше смотреть телевизор или пригласить в гости друга.

Таким образом, дети понимают, что родители в курсе их поведения в школе и не одобряют нарушения дисциплины. Специалисты советуют папам и мамам почаще встречаться с учителем и обсуждать поведение ребенка — как и поступили родители Романа.

Двойка по поведению. Найдите причину плохого поведения

Как и Роман, многие дети нарушают дисциплину потому, что хотят привлечь к себе внимание. Но некоторые таким образом пытаются скрыть, что не усвоили какой-то материал.

Бывает и так, что ребенок грубит учителю или бьет других детей вовсе не потому, что он сердится на них. Он может быть обижен кем-то другим (даже своими близкими).

Если ребенок портит школьное имущество или ворует, это скорее всего означает, что у него нет каких-то вещей, которые ему хочется иметь. А иногда нарушение дисциплины свидетельствует о наличии проблем с учебой -ребенок расстроен и свою досаду вымещает на окружающих.

Родители Романа предположили, что, может быть, мальчик старается привлечь к себе внимание одноклассников потому, что дома все умиляются его младшему брату и смеются над его детскими выходками. Уложив малыша спать, они пришли к Роману и сказали ему, что очень рады пообщаться со своим старшим сыном. Они стали чаще проводить с ним время, играть вместе в его любимые игры.

Хвалите за хорошее

Иной раз мы забываем, что важно не только ругать за плохое, но и хвалить за хорошее. Огромное влияние на поведение ребенка оказывают брошенные невзначай фразы вроде: «Ты молодец! Сдержался, когда твоя младшая сестренка тебя дразнила!» или «Ты вовремя вспомнил о нашем уговоре больше не грубить».

Многие родители составляют список семейных правил и не забывают хвалить детей, когда они им следуют. В результате, прежде чем что-то сделать, дети вспоминают эти правила и привыкают не нарушать их.

Откуда берутся «хронические» двоечники и как с ними бороться? - вот вопрос, который волнует и учителей, и родителей не самых успешных учеников.
Ведь одно дело - «разовая» двойка… А что делать, если ребёнок постоянно их приносит из школы одну за другой? И почему только одни дети хорошо учатся сами по себе, а другие, сколько с ним над уроками не сиди, в классе чуть ли не на последнем месте по успеваемости?

Вопреки распространённому мнению, поведение ученика на его успеваемость почти не влияет . То есть даже самый тихий и послушный, внимательно слушающий учителя ребёнок может совсем не понимать предмет. И наоборот, хулиганистый, буквально стоящий на голове ученик - учиться если не на «пять», то на твёрдую четвёрку.

Одной из причин плохой успеваемости по какому-либо предмету может быть отсутствие у ребёнка склонности к нему.
Обычно дети довольно чётко делятся на гуманитариев и технарей, соответственно, двойки у таких детей бывают либо по математике (физике, информатике), либо по русскому языку (литературе, истории).
Можно ли сделать что-то в таком случае? Путём упорного труда и сидения над учебниками и решебниками - да, можно добиться четвёрки. Но научить будущего писателя отлично считать, а гениального программиста - писать стихи вряд ли получится, да и надо ли?
К тому же дети, крайне успешные в какой-то одной области, обычно и к оценкам по другим предметам относятся внимательно, стараясь двоек не допускать. Так что в этом случае проблема неуспеваемости ребром не встанет.

Бывает, что двойки - результат «запущенности» предмета.
Например, ребёнок много проболел (или, скажем честно, провалял дурака), а теперь не может понять, о чём идёт речь на уроке, да и дома самостоятельно изучить упущенный материал не в состоянии.
В этом случае родителям можно просто позаниматься с ребёнком, попросить о дополнительных занятиях учителя или нанять на время репетитора. Подтянувшись с их помощью, ученик сможет учиться самостоятельно, и проблема плохих оценок решится.

Иногда в плохих оценках ребёнка виновна тяжёлая психологическая обстановка в семье. Родители могут конфликтовать между собой или находится в конфронтации с ребёнком, в связи с чем ребёнок будет противиться обучению, а иногда и просто не иметь времени и должного настроя, чтобы подготовить уроки.
Отягощённому личными или семейными проблемами ребёнку также одиноко и тоскливо, как и взрослому, и он точно также испытывает апатию и нежелание что-либо делать, тем более делать старательно.

Более слабый ученик в таком случае просто махнёт на учёбу рукой , решив, что всё плохо и бесполезно куда-то рваться.
Более способный и ответственный ребёнок будет переживать из-за невозможности полноценно готовиться к урокам, постоянно проверять и перепроверять свои знания, «зависать» на одном и том же вопросе из-за излишней нервозности и ощущения нестабильности, и в итоге также уйдёт в школу за двойкой.
В таком случае помочь может только доверительная беседа с ребёнком, попытка установить с ним контакт, ободрить, успокоить. В крайнем случае, нелишней будет и помощь семейного психолога.

Но большинство хронических двоечников плохо учатся не по вышеназванным причинам, а из-за рассеянного внимания.
Причём, рассеянное внимание - не результат непослушания, а генетическая, физиологическая особенность ребёнка.
Таким детям обычно очень трудно сконцентрироваться на приготовлении домашнего задания , они всеми силами оттягивают этот процесс, а когда приходит время садиться за уроки - буквально засыпают за столом с открытыми глазами, вяло реагируют на вопросы родителей, медленно пишут, читают и рассуждают. В итоге домашнюю работу за ребёнка приходится делать самим родителям - иначе он вообще ничего не успеет.
На уроке рассеянный малыш обычно не успевает записать всё, что диктует учитель , не сразу понимает суть заданий, часто и с охотой отвлекается на посторонние дела - и, как следствие, отстаёт и ничего не понимает.

Чем помочь такому ребёнку?

Во-первых , обратиться к врачам с целью проверить слух, зрение, психику, посоветоваться с учителями и школьным психологом, ведь учиться иногда мешают банальные болезни и недомогания.Во-вторых , если есть возможность - перевести ребёнка в коррекционный класс. Многие родители яро сопротивляются такой перспективе, боясь, что обучение в таком классе «непрестижно». Но подумайте, Вашему ребёнку нужен индивидуальный подход, дополнительные разъяснения, гибкие методы обучения и оценки.
Разве возможно всё это получить в классе, где кроме вашего ребёнка 30 человек, причём они успевают больше Вашего ребёнка и «гонят» учителя вперёд. А отстающий ученик за бортом исследований и открытий грустно хлопает глазами, пытаясь хоть что-то успеть…

В коррекционном классе облегчённая программа, но она позволит ребёнку закончить школу, освоив хотя бы азы наук, научиться грамотно писать и бегло читать, связно излагать свои мысли.

В-третьих , несмотря на кажущуюся бесперспективность этого занятия - всегда делайте с ребёнком уроки, направляйте его, подбадривайте и направляйте.
Не требуйте от него головокружительных достижений, не ставьте в пример соседских детей - ребёнок только излишне будет переживать, что ему всё равно никогда не достичь таких результатов, а от таких мыслей у любого руки опустятся.
Хвалите ребёнка даже за маленькие достижения и успехи. Учите его не столько обязательно понимать и успевать всё, сколько ставить перед собой цель и достигать её, не пасуя перед трудностями.

Не всегда даже отличники добиваются в жизни каких-то особых высот. Среди успешных людей много и отличников, и бывших двоечников. Немало зависит от везения, старательности, основательности и ответственности. А ещё - от веры в себя, которая появляется, в том числе, и благодаря нашей семье.
Любите ребёнка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы , помогайте ему преодолевать трудности, и пусть Ваши старания отразятся не в дневнике, а в судьбе ребёнка.

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка - это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка - это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку - для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами, с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С. Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

Понимания вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!