Состояние наблюдателя. Как идти своим истинным путем, не вовлекаясь в игру окружающих

Вспомните свои недавние переживания или ссору. Чувства и эмоции захватывали вас целиком. Вы были полностью погружены в свое состояние, в отстаивание своей правоты, собственной точки зрения. И все, что вы говорили или делали в этот момент представлялось вам самым истинным, что есть на свете. Поведение же другого человека – вероломным и преднамеренным, цель которого – обидеть вас, оскорбить, причинить боль.

Потом прошло время, эмоции остыли и, возвращаясь к произошедшему в более «трезвом» состоянии, вы внезапно увидели ситуацию с другой стороны. И многое из того, что тогда казалось очевидным, предстало уже в совсем другом свете. И – что самое ужасное – вы внезапно поняли, что во власти эмоций не заметили очевидных вещей и – даже! о, нет! — вы были неправы!

Иногда исправить сказанное или сделанное уже нельзя. Чувство вины, сожаления и стыда надолго поселяются внутри, а последствия каждый раз напоминают: подумай, прежде, чем сделать! Собственно, этому учат нас с детства наши родители. Увы – мало кому удается добиться успеха в этом деле, и сила чувств и эмоций из раза в раз уводит нас куда-то не туда…

Собственно, зная такую особенность человеческой натуры, духовные учителя, мыслители и йоги веками искали способ сделать человека более устойчивым, более целостным, менее подверженным различным влияниям внутренних и внешних процессов. Искали способ прикоснуться к собственной глубине и обрести в ней опору в жизни, чтобы не сбиваться с пути, не пасовать перед сложностями, не растрачивать себя напрасно. Так появилось понятие «внутренний наблюдатель», описывающее состояние, при котором человек более четко видит происходящее и контролирует свою эмоциональную вовлеченность в процесс.

Состояние «внутреннего наблюдателя» дает возможность двинуться в сторону своей самореализации. Отстраненность, умение находиться в позиции наблюдателя, а не только участника своей жизни, позволяет ощущать верное для себя направление, не бояться его, не поддаваться на внешние провокации или уговоры и четко следовать своим путем. С «внутренним наблюдателем» человек становится более уравновешенным, более сдержанным, осознающим истинные причины происходящего. Действует более уверенно, четко, сосредоточенно как в мелочах, так и в целом по жизни.

Только представьте, какой могла бы быть ваша жизнь, если бы вы с самого детства точно знали, что для вас полезно, а что – нет, благодаря чему вы по-настоящему будете развиваться, а из-за чего потратите время впустую, что приблизит вас к вашим целям, а что – отдалит, какие отношения будут для вас истинными, а какие будут только разрушать. И все это – без аналитических сравнений, без учета разнообразных, зачастую диаметрально противоположных мнений и чужого опыта. И главное – все это с возможностью удерживать собственную позицию, не сбиваться, не сомневаться в себе, а идти нужным курсом, кто бы что ни говорил, запрещал, манипулировал или иным образом пытался влиять на вас.

Считается, что состояние «внутреннего наблюдателя» достигается лишь путем долгих тренировок. Это могут быть медитации, постоянный контроль за собой, фокус на осознанности. Тот, кто когда-либо занимался подобными практиками, знает, как неустойчиво бывает это состояние: пока сидишь «в пещере» – кажется, ты полностью овладел собой, но стоит выйти «в люди» и проехать одну остановку в переполненном автобусе, как вся уравновешенность и отстраненность снимает как рукой!

И это неудивительно: ведь состояние «внутреннего наблюдателя» является духовным. А прикоснуться к собственному духовному и тем более непрерывно находиться в контакте с ним потоку непросто, особенно с учетом того, насколько сильно искажено понятие «духовного» в социуме. В результате, руководствуясь неверными ориентирами, редко удается получить правильный результат.

Наиболее проверенным и надежным способом для достижения устойчивого состояния «внутреннего наблюдателя» в настоящее время является вывод сознания в соответствующий духовный уровень. Такая работа осуществляется специалистом, например, на тренинге «Дыхание Духа». Ваше сознание выводится в точку наблюдателя и закрепляется там в результате дополнительных медитативных практик. Благодаря такой последовательности действий вам уже не нужно специально фокусироваться на тренировке осознанности, вы станете устойчивы в этой точке навсегда и никакой переполненный автобус не сможет вас из нее выбить. В каждую минуту своей жизни вы сможете пользоваться своим новым навыком и очень быстро оцените бонусы, которые дает вам «внутренний наблюдатель».

Вы начнете лучше понимать свою жизнь, начнете выстраивать ее в соответствии со своими истинными потребностями. Станете увереннее, устойчивее. Перестаете бояться менять свою жизнь, опасаться, что станет хуже – нет, с каждым днем вы все больше будете приближаться к себе настоящему и жить именно той жизнью, которая вам нужна, чтобы ощущать, что жизнь не проходит мимо, что вы живете – своей жизнью, а не являетесь инструментом для воплощения чужих мечтаний.

Люди, которые привыкли выезжать за ваш счет, сидеть на вашей шее, использовать вас по любому поводу, обнаружат, что их былые манипуляции не срабатывают. Что вас уже не так просто уговорить, заставить, напугать, вызвать у вас чувство вины и сыграть на нем. Что у вас внезапно появляются более важные дела, новые увлечения и вы упорно выстраиваете жить, как удобно вам, а не им. Возможно, и для вас станет неприятным сюрпризом осознание, как вы до сих пор плясали под чужую дудку. И станет очень-очень жаль потерянного времени.

Но не смотря на то, что былой резонанс с окружением может расстроиться – начнет выстраиваться новый, более чистый и ресурсный, особенно с собственными детьми. Ведь человек, находящийся в такой глубоком контакте с собой, гораздо лучше чувствует других и более успешно выстраивает отношения с окружающими. Кроме того, становится более успешен, за счет того, что лучше ощущает свое место в социуме. И все тот же «внутренний наблюдатель» не позволит вам закисать в ненужных сожалениях о былом, а направит вас на поиск себя и своей новой жизни, когда каждый день прожит не зря.

Огромное количество психологических проблем - от страха ошибиться до кризиса среднего возраста - имеют один общий глубинный корень. Это идентификация - то, кем вы себя считаете. То, как вы отвечаете на вопрос «кто я?».

Как корабль назовете, так он и поплывет

Как идентификация создает проблемы? Очень просто.

Например, вы учитесь в школе и получаете четверку. Если вы сильно расстроены, если вам стыдно, то вы думаете примерно так: «Я же отличница! Значит, я должна получать только пятерки!» Говоря психологическим языком, вы отождествляете себя с ролью отличницы, и поэтому вам так плохо от объективно хорошей оценки.

Во взрослой жизни этот механизм работает по такому же принципу. Женщина, соединяющая свое «я» с внешней красотой, будет в панике, обнаружив неизбежные возрастные изменения. Специалист, которого уволили, может оказаться в депрессии из-за крушения своей идентичности «я успешный, востребованный профессионал».

У каждого из нас есть список того, с чем мы себя отождествляем. Часто это социальные роли или профессия: отец, мать, сын, дочь, муж, жена, врач, пожарный, учительница, актриса.

Иногда нас полностью захватывают те или иные желания, эмоции, настроения. Есть люди, неразрывно внутренне соединенные с некими принципами, системой убеждений, теоретическими парадигмами и умозаключениями.

Важно понимать, что мы сильно зависим от того, с чем себя отождествляем или идентифицируем. Вспомните пример про отличницу: ее невротические реакции напрямую вызваны идентификацией. Хорошист или троечник из-за четверки не расстроится.

Как развязать гордиев узел?

Любая идентификация - это зауженное представление о себе. Поэтому решение проблем, связанных с ней, состоит в том, чтобы этот узел развязать.

Это понимали мудрецы и духовные учителя еще много сотен лет назад. Однако тогда еще не существовало сформированной психотехники - пошаговых приемов работы со своим сознанием.

Современная практическая психология успешно создает способы, благодаря которым обычные люди, не шаолиньские монахи, могут эффективно работать со своей психикой и решать психологические проблемы.

Во второй половине ХХ века психологами был открыт простой, но мощный способ радикального изменения представлений о том, кто я есть. Давайте прямо сейчас сделаем эту практику.

Читайте текст ниже настолько медленно и вдумчиво, чтобы внутри вас возникал отклик на слова, появлялись какие-либо ощущения или образы.

Практика

У меня есть тело. Сейчас оно не такое, как 20 лет назад, а еще через 20 лет оно будет другим. Иногда мое тело в порядке, иногда какая-то его часть болеет. Ощущения от моего тела меняются. Кроме того, я могу его осознавать. Значит, мое тело - это не я. У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции. Они приходят и уходят. Обычно я могу осознавать и контролировать свои эмоции, но иногда они очень сильно охватывают меня. К разным своим эмоциям я отношусь по-разному: одни мне приятны, другие - нейтральны, третьи - отвратительны. Исходя из всего этого ясно, что мои эмоции - это не я. У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть желания. Они переменчивы и даже иногда непоследовательны или противоречивы. Как правило, я могу их осознавать, наблюдать за их «поведением». Поэтому мои желания - это не я. У меня есть желания, но я - это не мои желания.

У меня бывает разное настроение. Порой я грущу, иногда злюсь, часто радуюсь. Разные настроения приходят и уходят, плюс - я могу на них смотреть со стороны («из-за чего я расстроился?»). Получается, что мое настроение - это не я. У меня есть настроение, но я - это не мое настроение.

У меня есть мысли. Некоторые из них я сосредоточенно обдумываю («Выходить ли мне замуж за Петю или лучше за Колю?» ). Чаще мысли просто сами спонтанно возникают в моей голове. Порой мне приходят в голову классные творческие мысли, а иногда - депрессивные, самообвинительные. Поскольку мои мысли вот такие разные и поскольку я могу, научившись, их осознавать и наблюдать, то ясно, что мои мысли - это не я. Несмотря на то что большинство из них - обо мне, о том, какой я. Итак, у меня есть мысли, но я - это не мои мысли.

Подводя итог этому самоисследованию, я четко вижу, что я не являюсь моими эмоциями, мыслями, желаниями, настроениями и моим телом . Я разотождествляюсь со всем этим.

Что же остается в итоге? Кто я на самом деле?

Получается, что на глубинном уровне я - это тот, кто осознает все более поверхностные явления, я - центр восприятия всех внешних и внутренних феноменов, я - наблюдатель за переменчивыми мыслями, эмоциями, телесными ощущениями.

Что значит быть наблюдателем?

Такой принципиальный переворот может остаться для вас всего лишь забавной игрой ума, а может стать мостиком в совершенно иное качество проживания жизни.

Существует громадная разница между жизнью человека, которого постоянно «накрывает» одно переживание за другим, кто «тонет» в своих эмоциях и настроениях, поступками которого управляют переменчивые, спонтанно возникающие мысли, и жизнью человека, который идентифицирует себя с наблюдателем, свидетельствующим переменчивую реальность (то есть на глубинном уровне считает себя им).

Второй вариант не делает человека безэмоциональным холодным роботом, но открывает не доступную в первом варианте внутреннюю свободу. Мысли не становятся триггерами острых переживаний, длительных дискомфортных состояний, спонтанных поступков с неприятными последствиями (а у большинства людей именно так и происходит, большинство людей именно так и живут).

Хотя от физической боли и трудных ситуаций никуда не деться в любом случае, но человек, укоренившийся в ощущении себя как наблюдателя за происходящим, воспринимает и переживает такие проблемы иначе, ведь с наблюдателем ничего негативного происходить не может. Наблюдатель или свидетель лишь осознает физические ощущения или же мыслеобразы в уме.

В духовных традициях внутреннего наблюдателя часто описывают как зеркало, отражающее все. Подчеркивается, что зеркало делает это без малейших усилий, оно отражает точно, безоценочно, и с ним самим при этом ничего не случается.

Практика

Попробуйте представить себя зеркалом: воспринимайте все, что видите, слышите, ощущаете, как отражение в зеркале: «Вот появился звук машины, вот он исчез... птичка села на ветку... улетела... в животе бурчит... стихло...»

Усложните себе задачу. Пройдитесь по комнате или выйдите на улицу, продолжая «быть зеркалом», - без комментариев просто «отражайте» все вокруг: картинки, звуки, ощущения от ветра, солнца, дождя... Осознайте новизну полученного опыта безоценочного восприятия.

Если хорошенько укорениться в новом самоощущении, то получается легко переживать разные стрессовые ситуации. Вы станете так же свободны от влияния тревожных или депрессивных мыслей, как от дождя, наблюдая за ним из теплой комнаты. Множество проблем потеряют силу и власть, ведь они не смогут вас зацепить: все мысли и ощущения оказываются просто объектами вашего наблюдения, они просто отражаются в зеркале вашей осознанности.

Вероятно, предложенный метод не является панацеей, но его возможности огромны, в чем я вам советую убедиться на собственном опыте.

От редакции

«Измените мозг - изменится и жизнь!» - такой лозунг взял для своей книги нейробиолог, нейропсихиатр Дэниэл Амен. Действительно, многие проблемы в нашей жизни решаются в голове. Читайте конспект ключевых идей Амена в нашем обзоре: .

Кризис идентификации, страх потерять собственное «я», неуверенность в себе - тяжелый багаж, чтобы носить его с собой каждый день. Французский коуч Дэвид Ларош предлагает объявить семидневный марафон уверенности в себе, который поможет вам дать толчок желаемым переменам в жизни: .

Принять себя и не зацикливаться на несоответствии собственным ожиданиям быть идеальным - миссия невозможна? Life-технолог Екатерина Костина рассказывает, как принять свою уникальность: .

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие.

Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями – мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать).

Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части – первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием.

Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя».

Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится.

Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить.

Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны.

Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным.

Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным.

Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.

http://natashapo.livejournal.com/11460.html

*****

"Есть три способа справиться с соблазном:

1) Буддистский: понять что желания (соблазны) порождают страдания и отречься от них.

2) Библейский: понять, что соблазны - это искушения, ниспосланные тьмой, и противостоять им.

3) Уайльдовский: понять, что единственный способ противостоять соблазну - поддаться ему " (с).

*

Что отличает человека, живущего бессознательно по отношению к себе, от человека, приучившего себя к внутреннему вниманию? Мы уже с вами знаем: активизация энергии жизни по сути является единственным, что объединяет фитнес, физкультуру и спорт с восточными системами здоровья и гармонии человека с самим собой. Дальше идут принципиальные отличия, из-за непонимания которых массовые системы здоровья не дают по настоящему ни здоровья, ни долголетия, ни гармонии жизни.

Первое отличие – это отношение к роли внутреннего внимания. На первый взгляд, ничего нового в этом нет. Что бы мы не хотели понять, изучить, или сделать, — на все это мы направляем свое внимание. Внимание переориентирует энергию вашего тела, души, духа и сознания на то, что вы хотите понять, изучить, сделать. Внимание – способ мобилизации внутренних ресурсов. Почему –то этот факт упускается, когда речь идет о самом человеке. Внутреннее внимание – это внимание к тому, что происходит внутри нас. Ведь единственный человек, который может исследовать нас – это мы сами! И нет другого способа, как сделать себя предметом своего внимания.

Что же происходит в человеке при повороте внимания от мира внешнего к миру внутреннему? На биохимическом уровне – почти ничего. И кардинально новое возникает именно на электромагнитном уровне. Внимание переориентирует всю электромагнитную матрицу человека в точку, на которую направлено наше внимание. И не играет роли, куда именно – внутренние органы, функциональные системы, душа, сердце, мозг или ваше собственное сознание. В точке внимания электромагнитная матрица «встречается» сама с собой. Так возникает резонансный генератор, выделяющий «энергию из ниоткуда», благодаря чему в этой точке и появляется ощущение. Достаточно всего несколько минут зафиксировать внимание в любой точке боли для того, чтобы убедиться: боль начинает растворяться, отдавая свою энергию человеку. Точно так же с состояниями депрессии и угнетения. Иногда достаточно просто понаблюдать за ними, чтобы получить облегчение.

Все было бы ничего, если бы не один странный факт. Когда вы наблюдаете мир внешний, у вас не возникает вопроса о том, кто наблюдает (субъект наблюдения) и на что направлено наблюдение (объект наблюдения). Когда вы повернули внимание к себе, понятно, вы сами стали объектом наблюдения. Кто же тогда субъект, который наблюдает за вами? Конечно, скажете вы, это снова мы сами! Не сомневаюсь! Вы, наблюдающий свое тело, душу, мозг и сознание, свой собственный дух… Вы, осознающий всего себя в процессе наблюдения…Чувствуете неувязку? На биохимическом уровне эту ситуацию невозможно описать. Психология, описывая внимание как функцию психики, все сводит к нейрофизиологии. И…все. Нейрофизиологии нечем описать факт появления «энергии из ниоткуда». Психолог может сказать что-нибудь про раздвоение личности, но снова мимо. Ибо в состоянии раздвоения, человек теряет цельность сознания, при наблюдении себя наоборот, — обретает чувство этой самой цельности! Возникает впечатление, что вы как Наблюдатель – можете исследовать всего себя как бы со стороны, при этом не будучи ни телом, ни душой или духом, ни вашим сознанием! Но ведь именно вы как Наблюдатель организуете резонанс электромагнитной матрицы на самого себя! Чем дольше наблюдение, тем сильнее в резонансе производится энергия. Мною этот факт установлен в сотнях исследований. Раздвоение личности, рождающее чувство цельности! На самом деле тут никакой тайны нет. Нет, если вспомним, что у человека обычного электромагнитная матрица имеет расплывчатую (колеблющуюся) форму нашего тела. При наблюдении энергоматрица перестраивается, создавая резонансный генератор (точка, генерирующая энергию). Приобретая опыт наблюдения, и научившись расширять поле внимания, мы уже обнаруживаем себя работающим как трансформатор, сердечником которого становимся мы сами. Многочисленные сознательные опыты людей обнаруживают этот феномен всегда!

Кто же тогда Наблюдатель, благодаря которому мы можем исследовать и осознавать себя? Это – виртуальная Личность, которую наша разумная электромагнитная матрица создает сама исходя из задач наблюдения. Тем самым, к наличию от природы четырем своим аспектом (тело, душа, дух и сознание), вставший на путь осознания себя человек приводит в действие пятый аспект (Пятый элемент), — за которым открываются перспективы эволюции человека просто космического масштаба!

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .