«знамение. Икона божией матери, именуемая "знамение"

Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти - середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко - с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» , то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение - знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо» .

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen - «знать» тождественно ĝen - «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения - Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает - на иконе как бы извечно отправляет - Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11-12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» - «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения - движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение - σημειον - это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае - подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца - «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19) , и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία - Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время , а значит - на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия .

Итак, первый смысл иконы «Знамение» - откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном . То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» - единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» - на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος - букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном - икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий , в люнетах над входом в храм , в конхах апсид . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения - центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион - небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо - панагиар - с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII-XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба - тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов - степных кочевников» . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию» , сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины» . Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV-VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” - у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» .

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V-VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI-XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059-1067 гг. и Романа IV в 1068-1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже - уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», - убеждена и сама И.К. Языкова .

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» - «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» - «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» - «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» - «все» + «νάσσα» от «ναίω» - «жить, обитать; находиться; населять»).

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030-1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня - икона Богоматери «Знамение».

Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» - то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Молятся молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

Образ Богоматери, имя которому «Знамение», представляет собой портрет Небесной Царицы, которая сидит и молитвенно вздымает руки Свои, а на груди у Божией Матери, на фоне овального щита можно увидеть благословляющего Божественного Младенца, именуемого как Спас-Эммануил. Данный образ Божией Матери приписывается к одним из первых Её иконописных изображений. В гробнице святой Агнии в Риме имеется образ Матери Божией, которая молитвенно вздымает руки к небесам, а на коленях Её сидит Младенец. Данное изображение датируют четвертым веком. Помимо этого, также существует древнейшая икона Матери Божией «Никопеи» из Византии, датируемая шестым веков, изображающая Богородицу восседающей на троне и держащей двумя руками круглый щит, на котором можно увидеть Спаса-Эммануила. Образы Богоматери, которые люди помнят под названием «Знамение», появились на территории Руси на протяжении 10-12 столетиях, а такое имя им был дано после того, как в 1170 году произошло дивное знамение от Новгородского образа.

В этот год объединенные силы удельных князей русских, во главе с сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, сконцентрировали свою мощь у стен города Великого Новгорода. Все, что оставалось жителям Новгорода, так это склониться в молитве и надеяться на Божию благодать. Днями и ночами они напролёт сидели, склонившись в молитве, взывая к Господу не покидать их. Как-то однажды на третью ночь услыхал архиепископ Новгородский Илия чудный голос, который велел ему отправиться к Церкви Спаса Преображения, которая находилась на Ильиной улице, и принести оттуда икону Пресвятой Богоматери и отнести его к стенам городским. Однако когда образ переносили, то случилось так, что вражеские стрелки пустили в крестный ход волну стрел, и одной из них было суждено вонзиться в иконописный лик Божией Матери. Глаза её начали источать слёзы, и образ повернулся ликом к городу. После сего знамения Божьего врагов охватил немыслимый ужас, они стали атаковать друг друга, после чего ободренные Божьим благословлением жители Новгорода отважно бросились в бой и одержали победу.

Во имя сего дивного покровительства Царицы Небесной, архиепископ Илия тот час же решил учредить новый праздник в честь Знамения Богоматери, который и по сей день отмечает вся Русская церковная община. Иеромонах Пахомий Логофет из Афона, который пребывал на торжественном празднестве в честь иконы в России, создал на данный праздник 2 канона. Некоторые образы Знамения из Новгорода, за исключением Матери Божией с Предвечным Младенцем, описывают и дивные события, имевшие место быть в 1170 году. Чудодейственный образ на протяжении 186 лет после знамения хранился всё в той же неизменной церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году преднамеренно для иконы было учреждено строительство собора Знамения пресвятой Богоматери, который был расположен в Новгороде, и который позднее стал собором Знаменского монастыря.
Неисчислимые копии образа Знамения пользуются известностью по всей территории России. Многие из них явили свои чудеса в местных церквях, и они были названы территориально по месту явления див. К подобным копиям образа могут быть отнесены образы Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и прочие.

Термин «Знамение Пресвятой Богоматери» используется в церковном языке для обозначения двух случаев: как установленный тип образа Богоматери и как православный праздник данного образа, отмечаемый 10 декабря на территории России. Именно отсюда и пошло двойное название празднества в русском православном календаре современного стиля: «[Чествование] образа Богоматери, которая именуется «Знамение». Знамение Пресвятой Богоматери случившееся в городе Новгороде в 1170 году».

Таким образом, празднество было учреждено во имя одного из моментов кровавой и братоубийственной междоусобицы в разделенной Киевской Руси, когда один князь воевал с другим, и все они взывали к помощи Христа и Богородицы! Данные беспрерывные войны продолжали истощать государство, и были крайне выгодны для войск монголо-татар, которые одни за другими разбивали полки несмышленых князей-полуязычников, которые не желали идти на уступки местническими амбициями и сплотиться даже ради общей цели, чтобы победить сию опасность. Основав данное празднество, в ходе празднования которого вспоминается то, как ни в коем случае не должны вести себя христиане, Церковь сделала его предупреждением всем будущим поколениям. Увы, данного урока людям оказалось недостаточно, и Матерь Божия понуждена была попустить в первой половине 17-го, и особенно в двадцатом веке столько ужасные «знамения», коих ещё не доводилось видеть глазам человека.

Появление на Руси ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.

История иконы

Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.

В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение».В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.

Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.

Значение иконы Божией Матери «Знамение»

Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.

Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.

Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.

Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.

Описание иконы

Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.

Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.

Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.

Молитва иконе

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

10 декабря отмечается церковный праздник Знамение Пресвятой Богородицы. Посвящен он чудотворной иконе Божией Матери «Знамение». Икона и многие её списки прославились чудотворениями, а также непосредственной связью с важными историческими событиями.

Знамение Пресвятой Богородицы: история праздника

В 1169 году произошло первое чудо с новгородской иконой. Князь Андрей Боголюбский, поссорившийся с Новгородом из-за дани, на покорение города отправил своего сына Романа, к которому подключились ещё 72 князя. Но шли они сражаться не за правое дело, а в надежде на богатую поживу. Без сострадания и жалости отправились воины по родной земле, грабя и убивая ни в чем не повинных людей.

Новгородцы, ожидая нападения, молились дни и ночи напролет во главе с архиепископом Иоанном. Во время молитвы в одну из ночей святой Иоанн от иконы Иисуса Христа услышал голос, повелевавший ему взять из Спасского храма икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и поставить её на крепостную стену. Утром диакон с клиром отправились в храм, но икону взять не смогли, и только после того, как к Спасской церкви прибыли архиепископ со всем собором и горожанами и приступили к молебну, образ сам подвинулась вперед.

С молитвами и слезами икону отнесли на крепостную стену и поставили лицом к русским войскам, осадившим город. Но вид Божией Матери не смягчил сердца завоевателей, в сторону иконы полетела туча стрел. Одна из стрел попала прямо в лик Богородицы. И произошло невиданное: икона отвернулась от завоевателей лицом к городу. После этого у захватчиков помрачилось зрение, их охватил ужас и они стали нападать друг на друга. Те, кто остались в живых, бежали от стен города. С этих пор икона «Знамение» стала самой почитаемой в Новгороде. В 1357 году была построена каменная церковь, которую освятили в её честь.

Вскоре по всей России начали возводиться Знаменские храмы. Перед иконой молились о преодолении вражды между соотечественниками. По молитве митрополита Макария в 1566 году икона остановила страшный пожар, который мог выжечь весь Новгород. Митрополит с крестным ходом пронес икону по берегу Волхова, и направление ветра изменилось в сторону реки.

Когда в 1611 году город захватили шведы, они не смогли зайти только в Знаменскую церковь, от которой их оттолкнула неведомая сила. Петербургский список иконы был создан в XVII веке и подарен Константинопольским патриархом царю Алексею Михайловичу. Петр I с благоговением относился к святыне. Он перевез её из Москвы в новую столицу. Этой иконой он благословил свою дочь Елизавету. Именно перед ней она молилась, готовясь к борьбе за престол отца. В Царском селе по велению Елизаветы Петровны была построена Знаменская церковь, куда перенесли икону из Петербурга крестным ходом во главе с императрицей, и где она находилась до 1917 года. Икона два раза спасала от пожара царскую резиденцию, и несколько раз ограждала от чумы и холеры жителей Царского села.

Икона «Знамение»: значение и в чем помогает

Икона Божией Матери «Знамение» ‒ один из самых почитаемых образов в православии. На нём изображена Пресвятая Богородица с распростертыми руками. Ладони Её раскрыты в заступнической молитве. Назван святой образ в честь милости Пречистой к простым верующим людям. Икона «Знамение» помогает:

  • избавиться от междоусобных войн;
  • примирить враждующих;
  • обрести мир и покой;
  • исцелить заболевания глаз;
  • избавиться от таких страшных болезней, как чума и холера;
  • во время пожаров и стихийных бедствий;
  • защититься от воров и плохих людей;
  • избавиться от врагов и завистников.

Искренняя молитва, обращенная к образу пресвятой Богородицы, помогает сохранить мир в семье, наладить отношения с близкими.

Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия

Как писалось выше, списки иконы не менее чудотворны, чем оригинал. Свои названия списки получили по месту явления чудес.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», по преданию, была найдена в лесу, неподалёку от сожжённого татарами Курска. Произошло это 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, нашел охотник. Когда он поднял её, чтобы рассмотреть, то из места, на котором она лежала, забил родник. В этом месте была построена небольшая часовня, куда и поместили икону.

В 1767 году серьезно заболел Серафим Саровский, который родился и вырос в Курске. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако больному явилась Пречистая и пообещала, что посетит и исцелит его. Спустя несколько дней, в девятую пятницу после Пасхи, по улице, на которой жил Серафим, проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Неожиданно начался дождь, и процессия зашла во двор дома, где проживал Серафим Саровский. Над больным ребенком пронесли икону и вскоре он выздоровел.

Дата празднования иконы 21 марта. Оригинал находится в Нью-Йорке в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви.

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая икона Богородицы в Сибири. Она была написана в 1637 году. Празднование иконе совершается 2 августа и 10 декабря. В Сказании об иконе сообщается, что в 1636 году вдове Марии из селения Абалак во сне явилась икона Богоматери иконографического типа «Знамение» с изображенными по сторонам образа Марией Египетской и Николаем Чудотворцем. Богородица велела построить в Абалаке церковь во имя иконы.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – святыня русского Приамурья. Место и время её явления неизвестны. Этот образ по иконографическому типу ближе всего к иконам «Оранта» («Знамение»). Более трехсот лет амурские побережья России охраняет чудотворная Албазинская икона. Её чтят не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу будущих матерей.

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» названа в честь женского монастыря в Понетаевке, на честь основания которого из Иерусалима был привезен в дар список чудотворной иконы. С первых дней возникновения обители монахини, проживающие в ней, занимались живописными работами. Они обучались в Петербурге и были искусными художницами и мастерицами. Для Понетаевского монастыря они писали иконы не только по холсту и дереву, но и по финифти.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамения» была написана одной из сестёр монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой в 1879 году. В 1885 году в обители произошло чудо: икона неожиданно начала светлеть ликом, а взор Богородицы устремился на молящихся монахинь. В этом же году от написанной иконы начались чудотворения, возле неё начали исцеляться больные. Многие люди, ища исцеление, устремились в обитель. Слава о чудотворной иконе быстро распространялась по России.

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находится в правой части придворной Царскосельской Знаменской церкви. По молитвам к святому образу многие исцелились от холеры и чумы. Икона несколько раз спасала от пожара. Молитвы, обращенные к ней, помогли излечиться от бесплодия, устроить житейские дела, спасти погибавших в море и на суше людей.

Видео: икона Божией Матери «Знамение»