Биография ахматовой. Творчество Анны Ахматовой – кратко

Жизни и творчества известной поэтессы изложена в этой статье.

Анна Ахматова хронологическая таблица

Анна Андреевна Ахматова - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

23 июня 1889 — Родилась в селении Большой Фонтан близ Одессы в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке. Настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумилёва. Ахматова — псевдоним, выбран поэтессой по девичьей фамилии прабабки по материнской линии.

1890-1905 — Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии. Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты.

1903 — Знакомство с Николаем Степановичем Гумилёвым, поэтом, переводчиком, критиком.

1906-1907 — Учёба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии.

1908-1909 — Учёба на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

1910 — «… я вышла замуж за Н.С.Гумилёва, и мы поехали на месяц в Париж». (Из автобиографии.) В Париже художник А.Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой.

1912 — Родился сын Лев, ставший затем историком, географом, специалистом по этногенезу народов Евразии. Вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров

1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом - 1000 экземпляров. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий.

1917 - третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.

1918 — вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко.

1921 — вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров. Рассталась с В. К. Шилейко. Книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»).

1922 - стала женой искусствоведа Николая Пунина

1923 — 1934 практически не печаталась.

1939 - принята в Союз советских писателей.

1935-1940 - написана поэма «Реквием».

1935 — Арест сына Ахматовой Льва Николаевича Гумилёва. (Его арестовывали трижды — в 1935, 1938 и 1949 гг.)

1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».

1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.

1946 - исключена из Союза советских писателей.

1950 - создание цикла стихов «Слава миру!» (1950)

19 января 1951 - по предложению Александра Фадеева Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.

1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.

1958 - вышел сборник «Стихотворения»

1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».

1965 — диплом почётного доктора Оксфордского университета, издан сборник «Бег времени».

5 марта 1966 — Умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в Комарово близ Петербурга.

Хронологическая таблица Ахматовой краткая изложена выше, но вы можете ее расширить используя данные биографии.

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых ярких поэтесс 20 века. Ее писательский талант захватил ни одно сердце и вдохновил многих людей.

Родилась Анна Ахматова 11 июня 1889 года в Одессе. Свое начальное образование Анна получила в Мариинской гимназии в Царском селе. Дальнейшее свое образование Анна Ахматова продолжила же в Киеве, в знаменитой женской Фундуклеевской гимназии. Ходила на чтение женских курсов, а также историко-литературных лекций.

Начала писать Анна Ахматова с 1911 года, представив общественности свой первый стих. Ее первый сборник появился на свет в 1912 году, через год после дебюта, и назывался он «Вечер». Ее родной фамилией была Горенко, однако, для псевдонима Анна Андреевна использовала фамилию своей прабабушки из-за разногласий с отцом на этой почве.

Второй сборник не заставил себя ждать и в 1914 году выпустила свою вторую книгу, сборник под названием «Четки». Тираж был огромным — 1000 экземпляров, — что для молодой, начинающей поэтессы уже было замечательной новостью. Именно «Четки» помог завоевать Анне Ахматовой настоящую популярность и приобрести почитателей своего таланта, кропотливой работы и поющей души.

Через три года, не заставив относительно долго себя ждать, выпускается новый сборник, которому Анна Ахматова дала название «Белая стая». К этому времени поэтесса достигла пика своего творчество, начались гастроли, литературные чтения, Анна много выступала, знакомилась с известными людьми, приобретала в свой круг верных друзей, получала новый опыт.

В 1910 году, как известна, Анна Ахматова обручилась с поэтом Николаем Гумилевым. Их знатная, интеллигентная чета пополнилась в 1912 году сыном, Львом Николаевичем, который в осознанные года своей жизни формулировал философские концепции и работал на научном поприще.

Брак с Николаем Гумилевым продолжился недолго: в 1918 году они развелись. Печальные события войны забрали на фронт ее бывшего мужа. В творчестве Анны Ахматовой можно встретить множество стихов, которые были посвящены ее бывшему мужу, даже прослеживается нотка грусти и тоски по былым временам.

Следующим ее мужем был ученый В. Шилейко, с которым она прожила не так уж много, а после расстрела Николая Гумилева в 1921 году, рассталась. Но сердце поэтессы не могло быть свободно, и в 1922 году у нее завязались изумительно теплые отношения с искусствоведом Пуниным, с которым она провела много счастливых лет. Последний ее сборник увидел свет в 1925 году.

Жизнь и творчество Анны Ахматовой потрясают переживаниями, тяжкими моментами, но необычайной красотой таланта, которая смогла на этой, казалось, неблаготворной почве вырасти. Запомнилась Анна Ахматова своей чрезвычайно душе трепещущей поэмой «Реквием», посвященной судьбе российского народа, которого она всем своим сердцем любила.

Умерла поэтесса 5 марта 1966 года в санатории под Москвой, где проходила лечение. Похоронена была на Комаровском кладбище неподалеку от Ленинграда, однако, не похоронена ни на миг в сердцах ее горячо любимых последователей и почитателей.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса прошлого века. Она написала множество стихов, которые знают и любят многие, а также поэму «Реквием» о сталинских репрессиях. Ее жизнь была очень сложной, полной драматических событий, как и у многих наших соотечественников, чья молодость и зрелость пришлись на непростые годы первой половины XX века.

Анна Ахматова (настоящее имя поэтессы – Аня Горенко) появилась на свет в 23 июня по новому стилю 1889 года. Место рождения будущей поэтессы – Одесса. В те времена этот город считался Российской империей. Биография Ахматовой началась в многодетной семье, всего у родителей было шестеро детей, она родилась третьей. Ее отец – дворянин, инженер флота, а мама Ани состояла в отдаленном родстве с другим будущим знаменитым поэтом –

Начальное образование Аня получила дома, а в гимназию пошла уже в десятилетнем возрасте в Царском Селе. Сюда вынуждена была переехать семья по причине повышения в должности отца. Летние каникулы девочка проводила в Крыму. Она любила бродить босиком по берегу, бросаться в море прямо с лодки, ходить без шляпы. Ее кожа вскоре стала смуглой, что шокировало местных барышень.

Впечатления, полученные на море, послужили толчком для творческого вдохновения юной поэтессы. Первые стихи девочка написала в одиннадцатилетнем возрасте. В 1906 году Анна перешла в Киевскую гимназию, после окончания которой она посещала Высшие женские курсы и Литературно-исторические курсы. Первые стихи вышли в отечественных журналах того времени в 1911 году. А через год была выпущена первая книга «Вечер». Это были лирические стихи про девические чувства, про первую любовь.

Впоследствии сама поэтесса назовет свой первый сборник «стихами глупой девочки». Спустя два года вышел второй сборник стихов – «Четки». Он имел большой тираж и принес поэтессе популярность.

Важно! Свое настоящее имя Анна заменила псевдонимом по просьбе отца, который был против того, чтобы дочь своими литературными опытами позорила их фамилию (как он считал). Выбор пал на девичью фамилию прабабушки. По преданию, она происходила из рода татарского хана Ахмата.

И это было к лучшему, ведь настоящее имя проигрывало по сравнению с этим загадочным псевдонимом. Все произведения Ахматовой начиная с 1910 года публиковались только под этим псевдонимом. Настоящее имя ее фигурировало только, когда муж поэтессы, Николай Гумилев, опубликовал в 1907 году ее стихи в отечественном журнале. Но поскольку журнал был неизвестный, на эти стихи мало кто обратил тогда внимания. Однако муж пророчил ей большую известность, разглядев в нее поэтический талант.

А. Ахматова

Расцвет популярности

Биография по датам великой поэтессы подробно расписана на сайте Википедия. Там изложена краткая биография Ахматовой со дня рождения Анны до момента смерти, описаны ее жизнь и творчество, а также интересные факты из ее жизни. Это очень важно, поскольку для многих имя Ахматовой мало о чем говорит. А на этом сайте можно увидеть список произведений, с которыми захочется ознакомиться.

Продолжая рассказ о жизни Ахматовой, нельзя не рассказать о ее путешествии в Италию, которое переменило ее судьбу и значительно повлияло на ее дальнейшее творчество. Дело в том, что в этой стране она встретилась с итальянским художником Амедео Модильяни. Ему Анна посвятила множество стихов, он же в свою очередь написал ее портреты.

В 1917 году выходит третья книга – «Белая стая», тираж ее превзошел все предыдущие книги. Популярность ее росла с каждым днем. В 1921 году вышли сразу два сборника: «Подорожник» и «В лето Господне 1921». После этого наступает длительная пауза в издательстве ее стихов. Дело в том, что новая власть посчитала творчество Ахматовой «антисоветским» и наложила запрет на него.

Стихи А. Ахматовой

Тяжелые времена

С 20-х годов Ахматова стала писать свои стихи «в стол». В ее биографии наступили нелегкие времена с приходом советской власти: арестованы муж и сын поэтессы. Для матери всегда тяжело смотреть на страдания ее детей. Она много переживала за мужа и сына, и хотя они были вскоре выпущены на краткий срок, но затем сына вновь арестовывают, и в этот раз надолго. Самое главное мучение было еще впереди.

Кратко можно сказать, что несчастная мать простояла полтора года в очередях для того, чтобы повидаться с сыном. Лев Гумилев провел пять лет в тюрьме, все это время измученная мать страдала вместе с ним. Как-то в очереди она познакомилась с одной женщиной, которая, узнав в Ахматовой известную поэтессу, попросила ее описать все эти ужасы в своем произведении. Так список ее творений пополнила поэма «Реквием», которая раскрывала страшную правду о политике Сталина.

Разумеется, это не могло понравиться властям, и поэтессу исключили из Союза писателей СССР. Во время войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, где смогла выпустить свою новую книгу. В 1949 году снова был арестован ее сын, в биографии Ахматовой снова наступила черная полоса. Она много просила об освобождении сына, самое главное, что Анна не падала духом, не теряла надежды. Для того чтобы задобрить власти, она даже пошла на измену самой себе, своим взглядам: написала книгу стихов «Слава миру!». Кратко ее можно описать как ода Сталину.

Интересно! За такой поступок поэтессу восстановили в Союзе писателей, но это мало повлияло на исход дела: сына отпустили только спустя семь лет. Выйдя, он поссорился с матерью, полагая, что она мало что предпринимала для его освобождения. До конца жизни у них оставались напряженные отношения.

Полезное видео: интересные факты биографии А. Ахматовой

Последние годы жизни

В середине 50-х в биографии Ахматовой началась краткая белая полоса.

События тех лет по датам:

  • 1954 – участие в съезде Союза писателей;
  • 1958 – выход книги «Стихотворения»;
  • 1962 – написана «Поэма без героя»;
  • 1964 – вручена премия в Италии;
  • 1965 – издание книги «Бег времени»;
  • 1965 – вручение диплома почетного доктора университета в Оксфорде.

В 1966 году здоровье Ахматовой значительно пошатнулось, и близкий друг ее, известный актер Алексей Баталов, стал просить высокопоставленных лиц об определении ее в подмосковный санаторий. Она попала туда в марте, но спустя два дня впала в кому. Жизнь поэтессы оборвалась утром 5 марта, через три дня тело ее доставили в Ленинград, где в Никольском соборе состоялось отпевание.

Похоронена великая поэтесса на кладбище в Комарово Ленинградской области. На ее могиле установлен простой крест, по ее завещанию. Память ее увековечена потомками, место рождения Ахматовой отмечено памятной табличкой, улица в Одессе, где она появилась на свет, названа ее именем. В честь поэтессы названа планета и кратер на Венере. На месте ее смерти в Подмосковном санатории установлен памятник.

Личная жизнь

Анна много раз была замужем. Первым мужем ее был известный русский поэт Николай Гумилев. Они познакомились, когда она еще училась в гимназии, долгое время переписывались.

Анна сразу понравилась Николаю, однако девушка видела в нем только друга, не больше. Он несколько раз просил ее руки и получал отказ. Мать Анны даже называла его «святым» за его терпение.

Однажды, когда Анна, страдая от несчастной любви к одному знакомому, даже хотела свести счеты с жизнью, ее спас Николай. Тогда он и получил ее согласие на предложение руки и сердца в сотый раз.

Повенчались они в апреле 1910 года, в браке была сохранена девичья фамилия Анны – Горенко. Молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж, потом в Италию. Здесь Анна и повстречала человека, который изменил ее судьбу. Понятно, что она вышла замуж не по любви, а скорее от жалости. Ее сердце было не занято, как вдруг она повстречала талантливого итальянского художника Амедео Модильяни.

Красивый пылкий молодой человек пленил сердце поэтессы, Анна влюбилась, и ее чувство было ответным. Начался новый виток творчества, она писала ему многочисленные стихи. Несколько раз она приезжала к нему в Италию, они подолгу проводили время вместе. Знал ли об этом ее муж, остается загадкой. Возможно, знал, но молчал, боясь ее потерять.

Важно! Роман двух молодых талантливых людей оборвался по трагическим обстоятельствам: Амедео узнал, что болен туберкулезом, и настоял на разрыве отношений. Вскоре он умер.

Несмотря на то, что Ахматова родила сына от Гумилева, в 1918 году состоялся их развод. В том же году она сошлась с Владимиром Шилейко, ученым и поэтом. В 1918 году они заключили брак, однако спустя три года Анна рассталась с ним.

Летом 1921 года стало известно об аресте и расстреле Гумилева. Ахматова перенесла это известие нелегко. Именно этот человек разглядел в ней талант и помог сделать первые шаги в творчестве, пусть очень скоро она обогнала мужа в популярности.

В 1922 году Анна вступила в гражданский брак с искусствоведом Николаем Пуниным. С ним она прожила довольно долго. Когда Николая арестовывали, она ждала его, ходатайствуя о его освобождении. Но и этому союзу не суждено было продержаться вечно – в 1938 году они расстались.

Затем женщина сошлась с врачом-патологоанатомом Гаршиным. Он хотел было уже жениться на ней, но перед самым вступлением в брак ему приснилась покойная мать, умолявшая не брать в жены колдунью. За загадочность Анны, ее необычную внешность, отличную интуицию многие называли ее «колдуньей», даже ее первый муж. Известно стихотворение Гумилева, посвященное жене, которое так и называется «Колдунья».

Скончалась великая поэтесса в одиночестве, без мужа, без сына. Но она была вовсе не одинока, она была полна творчества. Перед смертью последними ее словами были «Я ухожу к солнцу».

Полезное видео: биография и творчество А. Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) — талантливая и признанная всем миром поэтесса, биография которой повествует о трагичной судьбе поколения последних представителей дворянского сословия Российской Империи, дополненной драмой, характерной для жизни многих творческих личностей.

Годы жизни: 1889 — 1966.

Будучи гонимой большую часть своей литературной жизни, неоднократно переживая репрессии в отношении близких, Анна Ахматова не переставала писать даже в самые трудные моменты.

Отпечаток трагедии, наложенный на творчество поэтессы, придал ему особую духовную силу и надрыв.

Лучшие стихотворения Анны Ахматовой

Мировое признание заслужили многие произведения поэтессы.

Каждое рождалось по особому поводу, становилось логическим продолжением событий её жизни:

  1. Первый сборник стихов поэтессы вышел в 1912 году под названием «Вечер», незадолго до рождения её сына. В нем уже было множество стихов, которые сделали имя Ахматовой бессмертным: «Муза», «Сад», «Сероглазый король», «Любовь».
  2. Второй сборник был опубликован уже в 14 году, перед началом I Мировой войны, под названием «Чётки». Он вышел гораздо большим тиражом, но бы переиздан ещё неоднократно. Отзывы критиков отмечали заметный творческий рост поэтессы. В них подчёркивались убедительность поэтического языка, множество удачных литературных приёмов, ритмика и редкий стиль поэтессы («Александру Блоку», «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить»).
  3. Ещё через три года – за месяц до страшных революционных событий 1917 года, вышел сборник «Белая стая». В его строках, написанных в годы участия России в I Мировой войне, уже слабее слышатся оттенки интимных переживаний лирической героини, которыми изобиловали стихи предыдущих сборников. Ахматова становится строже, патриотичнее, трагичнее, ощутимо проявляется обращение к Божественному («Памяти 19 июля 1914», «Высокомерьем дух твой помрачён»). Заметно совершенствуется поэтический слог. Это было лучшее время её жизни, дающее полную свободу для творчества.
  4. Сборник «Подорожник» вышел в один из самых тяжёлых лет для поэтессы — в 1921 году, когда она узнает о самоубийстве брата, о расстреле бывшего мужа и отца своего ребёнка Николая Гумилёва, о смерти друга А. Блока. В него вошли стихи, написанные преимущественно в 17-20-е годы. В название поэтесса вложила мысль о том, что революция, уничтожив культурное наследие страны и сделав невозможным произрастание «культурных растений», обрекла её будущее на запустение — на «сорные травы». Тема цветущего сада, тёплой лирики предыдущих сборников почти не встречается, настроение минорное и задумчивое («И вот одна осталась я», «Сразу стало тихо в доме»). Боль и осуждение слышны в стихах от того, что цвет нации покидает страну широким эмиграционным потоком («Ты – отступник: за остров зелёный»).
  5. В сборнике «Anno Domini MCMXXI» радостных строк вовсе мало. Он родился уже после пережитых Анной потрясений, поэтому ведёт читателя по тропе печали и безысходности («Клевета», «Предсказание»), которой прошла сама поэтесса.
  6. И апофеоз трагичных страниц творчества Ахматовой – поэма «Реквием», посвящённая репрессиям 30-х годов. Страдания матери, сын которой страдает в тюремных застенках — всего лишь эпизод в глобальной скорби целого народа, сыновей и дочерей которого перемалывает бездушная государственная машина.

Краткая биография Анны Ахматовой

Будущая поэтесса родилась в 1889 году в Российской Империи, в Одессе. Из 6 детей семьи потомственных дворян Горенко стихов не писал никто кроме Анны.

После переселения в Петербург Анна в 10-летнем возрасте поступила на обучение в Царскосельскую Мариинскую гимназию, в 17 лет – в Фундуклеевскую гимназию в Киеве, а 1908-10 гг. – окончила Высшие женские историко-литературные курсы.

Ранние годы

Уже в раннем детстве она изучила французский язык, а в 11 лет сочинила первое стихотворение.

В летние месяцы семья Горенко вывозила детей, болеющих туберкулёзом, на море — у них был дом в Крыму.

Анна на морском побережье слыла «дикой барышней», потому что не чувствовала себя обременённой светскими требованиями — купалась, загорала, бегала босиком, совсем как простые дети «неблагородных кровей».

Впоследствии она вспомнит своё привольное детство в поэме «У самого моря», будет возвращаться к этой теме и позже.

Личная жизнь

Несчастливая женская судьба преследовала её всю жизнь, несмотря на обилие мужского внимания. Первый союз без любви, с трудной и неспокойной семейной жизнью, короткий второй и мучительный третий браки, окончившиеся разводами.

В то же время, обаяние, ум и талант поэтессы не только снискали ей литературную славу, но и обеспечили множеством поклонников. Знаменитый скульптор и художник Амадео Модильяни был покорен юной поэтессой ещё при первой её поездке в Европу с Гумилёвым.

Тогда же появился первый, самый знаменитый, портрет Ахматовой – набросок из нескольких штрихов, которым она дорожила больше всех остальных.

Пламенные письма, адресованные Анне Модильяни, она хранила, и однажды позволила Гумилёву обнаружить их – в качестве мести за его измену. Это помогло ей ускорить развод.

Другой поклонник – художник и литератор Борис Анреп, которого она особо выделяла из массы других. Ему поэтесса посвятила несколько десятков стихов.

Композитор и музыкальный критик Артур Лурье, философ и дипломат Исайя Берлин тоже оставили след в жизни русской поэтессы, пополнив список её поклонников. Берлин даже способствовал получению Ахматовой докторской степени Оксфордского университета, через много лет — уже на закате её жизни.

Мужья Ахматовой

Замуж за Николая Гумилёва, своего первого мужа, Анна вышла, будучи влюблённой в другого. Она смирилась с судьбой, уступив долгим ухаживаниям экзальтированного поклонника, предпринявшего несколько попыток самоубийства из-за неразделённой любви. Близкие жениха настолько не одобряли этот брак, что даже не появились на церемонии венчания.

Гумилёв, будучи талантливым поэтом, исследователем и незаурядной личностью, был не готов к семейной жизни. Несмотря на страстную любовь к юной Анне до свадьбы, он не пытался сделать свою жену счастливой. Творческая ревность, измены с обеих сторон, отсутствие душевной близости не способствовали сохранению семьи. Только долгие отлучки Гумилёва позволили отсрочить развод на целых 8 лет.

Расстались они из-за его очередного увлечения, но продолжали поддерживать дружеское общение. В браке родился единственный сын Анны – Лев Гумилёв. Спустя три года после развода Н. Гумилёв был расстрелян советской властью как убеждённый монархист, за недоносительство о якобы контрреволюционном заговоре.

Второй муж, с которым Анна вступила в брак сразу после развода с Гумилёвым — Владимир Шилейко, был талантливым учёным и поэтом. Но, сильно ревнуя супругу, он ограничивал её свободу, сжигал корреспонденцию, не позволял сочинять стихи. В трагичный для Анны 1921 год они разошлись.

С третьим мужем Ахматова прожила гражданским браком 15 лет, с 1922 года. Николай Пунин тоже не был «выходцем из народа» — он был крупным учёным, искусствоведом, критиком, занимал значительные должности во властных структурах.

Но, как и двое предыдущих мужей, он тоже ревновал Анну к творчеству, всячески пытался принижать её поэтический талант. Ахматовой пришлось жить с сыном дома у Пунина, где жили также его первая жена с дочерью. Дети находились не в равных условиях, предпочтение всегда отдавалось дочери Николая, что сильно обижало Анну.

Когда Пунина арестовали первый раз, Ахматовой удалось добиться его освобождения. Через некоторое время он расстался с Анной, создав семью с другой женщиной. Пожив несколько лет в новом браке, был вновь арестован, и с заключения уже не вернулся.

Творчество Ахматовой

Серебряный век русской поэзии был богат на таланты и литературные течения. Творчество Ахматовой — яркий образец такого самобытного направления в литературе как акмеизм, основоположником, а также главным авторитетом которого был Н. Гумилёв.

Интересно, что публика, не особенно жалуя стихи самого Гумилёва, с восторгом отнеслась к новой представительнице течения, которая быстро стала полноправным участником «Цеха поэтов».

Мир стихов ранней Ахматовой состоит из чётких форм, ярких эмоций, достигаемых образностью и ритмикой языка, не уводя в символичность, размытость и непонятность мистических образов.

Чёткие повествовательные фразы делали строки, написанные ей, близкими и понятными читателю, не заставляя угадывать скрытые смыслы и подтексты.

Творческий путь поэтессы делится на два периода. Первый строится вокруг образа лирической героини, любящей, тонко чувствующей и страдающей.

Во второй период героиня претерпевает метаморфозы, и виной тому – жизненные испытания. Теперь это скорбящая мать, женщина, патриотка, остро чувствующая боль страданий своего народа. Иногда границу в её творчестве проводят по Великой Отечественной войне, но это не совсем правильно.

Чёткого разделения этих периодов нет – с каждым сборником, начиная с «Подорожника», в героине все ярче проявляется гражданка своего отечества, а в стихах крепнет патриотический накал. Действительно, апогея он достигает в начале 40-х («Клятва», «Мужество»), толчком для его возникновения становится Октябрьская революция, а закрепляет его трагический 1921 год («Anno Domini MCMXXI»).

После 1924 года её стихи перестают печатать, а официальное издание знаменитого «Реквиема» российский читатель увидел только к концу 80-х, всего за несколько лет до развала Советского Союза.

После эвакуации из блокадного Ленинграда в Ташкент она пишет много стихов, которые не доходят до публики. Она со всех сторон обложена цензурой и запретами, живёт только заработком за литературные переводы.

Последние годы жизни и смерть

Только к концу жизни, с 1962 года, лёд вокруг поэтессы начинает постепенно таять. Появилось другое поколение читателей. Опала на Ахматову уходит в прошлое — она выступает на авторских вечерах, её стихи цитируют в литературных кругах.

За год до смерти поэтессу номинируют на получение Нобелевской премии в области литературы.

Сын поэтессы последние 10 лет до смерти матери не общался с ней. В итоге Ахматова, будучи знаменитой и любимой литературной публикой, умерла в одиночестве, проходя санаторное лечение, в почтенном возрасте 76 лет. Причина – очередной инфаркт.

Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, на Комаровском кладбище. На могилу она завещала поставить себе деревянный крест.

Место её захоронения Лев Николаевич обустроил сам, с помощью студентов, построив из булыжников фрагмент лагерной стены с тюремным окошком. К такой стене Анна 1,5 года приходила передавать передачи сыну.

Интересные факты из биографии Анны Ахматовой

Перечислив самое главное, добавим ещё несколько любопытных фактов из жизни и творчества поэтессы:

  1. Отец будущей поэтессы, Андрей Антонович – морской офицер и дворянин, не одобрял её поэтических экспериментов, требуя не срамить его фамилии своими стишками. Анна Андреевна обиделась, поэтому уже с 17 лет стала подписываться как Ахматова, взяв фамилию прабабки по матери, продолжательнице старинного рода князей Чагадаевых и татарской ветви Ахматовых. Впоследствии, после первого развода, поэтесса примет свой псевдоним как фамилию, официально. На расспросы о национальности она всегда отвечала, что происходит из татарского рода, берущего начало от хана Ахмата.
  2. В 1965 году Комитет по присуждению Нобелевской премии, рассматривая две кандидатуры из России — Ахматовой и Шолохова, склонялся к тому, чтобы поделить сумму поровну между номинантами. Но в итоге предпочтение оказали Шолохову.
  3. После смерти А. Модильяни найдено несколько неизвестных ранее набросков. Изображение натурщицы очень сильно напоминает образ молодой Анны, о котором можно судить по её фото.
  4. Сын поэтессы не простил свою мать за то, что она не вызволила его на свободу, обвиняя её в самолюбовании и отсутствии материнской любви. Сама Анна всегда признавала, что она плохая мать. Человек невероятно одарённый, харизматичный и увлечённый научной деятельностью, Лев Николаевич испытал на себе всю мощь репрессивной государственной машины, лишившей его здоровья и чуть не сломавшей его окончательно. Он был уверен, что мать могла, но не особенно стремилась помочь ему с освобождением из тюремных застенков. Особенно он ненавидел поэму «Реквием», считая, что тем, кто ещё жив, реквием не посвящают, а мать слишком поторопилась похоронить его.
  5. Ахматова умерла в день смерти Сталина — 5 марта.

О подробностях жизни этой уникальной женщины мы узнаём из её дневника, с которым она не расставалась всю сознательную жизнь. Произведения, написанные Ахматовой, тоже помогают восстановить события тех лет, связанные с жизнью не только своей собственной, но и современников — людей, которые были ей в разной степени близки.

История XX века, перемолов судьбы множества талантливых людей, нанесла неизгладимый урон русской культуре Серебряного века. По мотивам пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» был даже снят сериал «Луна в зените», где самая главная повествовательная линия — биографические воспоминания поэтессы.

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...