Кто такие моджахеды? Афганские и сирийские моджахеды. Афганские душманы: самые сильные факты


В декабре 1979 советские войска вошли в Афганистан, с целью поддержать дружественный режим, и были намерены уйти максимум через год. Но благие намерения Советского Союза обернулись долгой войной. Сегодня эту войну некоторые стараются преподнести как злодейство или результат заговора. Посмотрим на те события, как на трагедию, и постараемся развеять появляющиеся сегодня мифы.

Факт: ввод ОКСАВ - вынужденная мера по защите геополитических интересов

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято и оформлено секретным постановлением решение о вводе войск в Афганистан. К этим мерам прибегли вовсе не для того, чтобы захватить территорию Афганистана. Интерес Советского Союза заключался в первую очередь в охране собственных границ, а во вторую - в противодействии попыткам США закрепиться в регионе. Формальным основанием для ввода войск стали неоднократные просьбы руководства Афганистана.


Участниками конфликта с одной стороны были вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан, а с другой - вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы). Душманы получали поддержку от членов НАТО и пакистанских спецслужб. Борьба шла за полный политический контроль над афганской территорией.


По статистике, советские войска находились в Афганистане 9 лет и 64 дня. Максимальная численность контингента советских войск в 1985 году достигла 108,8 тыс. после чего неуклонно уменьшалась. Вывод войск начался через 8 лет и 5 месяцев после начала присутствия в стране, а к августу 1988 году количество советских военнослужащих на территории Афганистана составляло только 40 тысяч. К настоящему времени Соединённые Штаты Америки и их союзники в этой стране находятся более 11 лет.

Миф: Помощь Запада моджахедам началась только после советского вторжения

Западная пропаганда изображала вступление советских войск в Афганистан как агрессию ради захвата новых территорий. Однако, Запад начал поддерживать лидеров моджахедов ещё до 1979 года. Роберт Гейтс, который в то время был сотрудником ЦРУ, а при президенте Обаме занимал пост министра обороны, в своих мемуарах описывает события марта 1979 года. Тогда, по его словам, в ЦРУ обсуждался вопрос, стоит ли поддерживать моджахедов и дальше, чтобы «втянуть СССР в болото», и было принято решение снабжать моджахедов деньгами и оружием.


Всего, по уточнённым данным, потери Советской Армии в афганской войне составили 14,427 тыс. человек погибшими и пропавшими без вести. Контужено, ранено или травмировано было более 53 тыс. человек. За мужество и героизм, проявленные в Афганистане, более 200 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тыс. награждены посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза (28 посмертно).

Примерно за такой же отрезок времени, американская армия во Вьетнаме потеряла 47,378 человек в боевых действиях и ещё 10,779 умершими. Более 152 тыс. оказалось раненными, 2,3 тыс. пропали без вести.


Миф: СССР вывел войска из Афганистана из-за того, что ЦРУ обеспечило моджахедов ракетами «Стингер»

Прозападные СМИ утверждали, что переломил ход войны Чарли Уилсон, убедив Рональда Рейгана в необходимости поставок моджахедам переносных зенитно-ракетных комплексов, предназначенных для борьбы с вертолетами. Этот миф был озвучен в книге «Война Чарли Уилсона» Джорджа Крайла и в одноименном фильме, где роль громогласного конгрессмена сыграл Том Хэнкс.


На самом же деле «Стрингеры» всего лишь заставили советские войска изменить тактику. У моджахедов не было приборов ночного видения, и вертолёты действовали по ночам. Пилоты наносили удары с большей высоты, что, безусловно, снизило их точность, но уровень потерь афганской и советской авиации, в сравнении со статистикой первых шести лет войны, практически не изменился.


Решение о выводе советских войск из Афганистана правительство СССР приняло в октябре 1985 года - ещё то того, как моджахеды начали получать «Стрингеры» в значительных количествах, что произошло только осенью 1986 года. Анализ рассекреченных протоколов заседаний Политбюро показывает, что о каких-либо новшествах в вооружении афганских моджахедов, в том числе и о «Стрингерах» как о причине вывода войск, никогда не упоминалось.

Факт: За время американского присутствия в Афганистане производство наркотиков значительно увеличилось

В отличие от некогда введённого советского контингента, американские военные контролируют далеко не всю территорию Афганистана. Неоспоримым является и тот факт, что после того, как Афганистан был оккупирован войсками НАТО, производств наркотиков в этой стране возросло в разы. Есть мнение, что американцы на стремительный рост производства героина смотрят сквозь пальцы вполне осознанно, понимая: активная борьба с наркобизнесом резко увеличит потери американских войск.


Если до 2001 года наркотрафик в Афганистане неоднократно становился предметом обсуждения в СБ ООН, то позже этот вопрос на обсуждение выносить перестали. Фактом является и то, что от произведённого в Афганистане героина каждый год в России и в Украине гибнет людей в 2 раза больше, чем за 10 лет войны в Афганистане.

После вывода СССР военного контингента с территории Афганистана США продолжали поддерживать тесные связи с моджахедами. Вашингтоном блокировались все предложения президента Мохаммеда Наджибуллы о переговорах и уступках. Американцы продолжали вооружать джихадистов и партизан, надеясь, что те свергнут промосковский режим Наджибуллы.


Это время стало для Афганистана самым деструктивным периодом в недавней истории страны: Пакистан и Запад лишили страну уникальной возможности закончить гражданскую войну. Чарльз Коугэн, занимавший пост директора ЦРУ по операциям в Южной Азии и на Ближнем Востоке в 1979-1984 годах, позже признавал: «Сомневаюсь, стоило ли нам по инерции помогать моджахедам после ухода Советов. Оглядываясь назад, думаю, что это было ошибкой».

Факт: американцы вынуждены были выкупать у афганцев подаренное им оружие

Когда советские войска вошли в Афганистан, США, по разным оценкам, подарили моджахедам от 500 до 2 тыс. переносных ракетно-зенитных комплексов «Стингер». После вывода советских войск из страны американское правительство начало выкупать подаренные ракеты по $183 тыс. за штуку, тогда как стоимость «Стингера» составляла $38 тыс.

Миф: моджахеды свергли кабульский режим и одержали крупную победу над Москвой

Главным фактором, который подорвал позиции Наджибуллы, стало заявление Москвы в сентябре 1991 года, прозвучавшее вскоре после краха путча против Горбачёва. Пришедший к власти Ельцин решил сократить международные обязательства страны. Россия объявила, что прекращает поставки оружия Кабулу, а также поставки продовольственной и любой другой помощи.


Это решение стало катастрофическим для боевого духа сторонников Наджибуллы, режим которого просуществовал всего 2 года, после того, как из Афганистана ушли советские войска. Многие военачальники и политические союзники Наджибуллы перешли на сторону моджахедов. В результате армия Наджибуллы поражение не потерпела. Она просто растаяла. Получилось так, что Москва свергла правительство, за которое было заплачено жизнями советских людей.

Факт: СССР допустил роковую ошибку – не смог вовремя уйти из Афганистана

«Афганский долгострой» весьма негативно сказался на СССР. Есть мнение, что именно неудачная советская военная интервенция стала одной из главных причин исчезновения с политической карты мира. Если ввод войск в 1979 году усилил «антирусские настроения» и на Западе, и в странах соцлагеря, и в исламском мире, то форсированный вывод войск и смена политических союзников и партнеров в Кабуле стали одной из самых фатальных ошибок, поставив под сомнение всё то позитивное, что сделал СССР не только за десятилетние пребывания ОКСВА, но и за многие годы до этого.


Миф: сегодня США восстанавливают экономику Афганистана

По статистике за 12 лет США в экономика Афганистана вложили $96,6 млрд. Правда, сколько пошло на назначению, сказать никто не берётся. Известно, что американскими бизнесменами, которые занимаются восстановлением афганской экономики, разрешённой войной, придумана многоступенчатая коррупционная схема присвоения средств из бюджета США через Афганистан. По данным Стрингерского бюро международных расследований, многомиллиардные суммы исчезают в неизвестном направлении.


За время советского присутствия в Афганистане СССР было построено два газопровода, несколько ГСЭ и ТЭЦ, линии электропередач, 2 аэропорта, более десятка нефтебаз, промышленные предприятия, хлебозаводы, Центр матери и ребёнка, поликлиники, Политехнический институт, ПТУ, школы – всего более 200 различных объектов промышленности и социальной инфраструктуры.

На сегодняшний день в мире существует множество радикальных группировок, которые насильственным путем пытаются добиться каких-то своих целей. Из данной статьи вы узнаете, кто такие моджахеды. Также вы сможете прочитать о самых распространенных группах и местах их дислокации.

Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская.

Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.

История возникновения афганских моджахедов

Началась она в 1979 году, когда Советские войска вошли в эту страну. Их главной задачей была борьба против «просветительской» деятельности Союза и его попыток свергнуть действующую власть. Однако после окончания войны группировки не были расформированы. Они образовали другое движение — Талибан. Нужно отметить, что афганские моджахеды имеют и другое название — «душманы».

Главной движущей силой этих групп была и по сей день является вера. То есть они начали «священную войну» Джихад со всеми теми, кто не разделял их взгляды. При этом афганцы считали своим долгом настоящего мусульманина истреблять неверных. За это, по мнению моджахедов, они должны были обязательно попасть в рай после смерти.

В принципе, повстанца не всегда можно было отличить от мирного гражданина. Дело в том, что душманы одевались так же, как и простое население: в простые рубахи, жилетки черного цвета и чалму.

Особенности деятельности группировок

После того как вы узнали, кто такие моджахеды, прочитайте о том, как именно они вели боевые действия. В принципе, повстанческая армия разделялась на группировки, которые отличались по численности и составу.

Основными направлениями их деятельности были:

  • террористические акты;
  • диверсионные операции;
  • ракетные удары по самолетам и наземным боевым единицам советских войск;
  • засады с минированием стратегических объектов (в основном трасс);
  • обстрел колонн автомобилей с военным и гуманитарным грузом.

Общая численность моджахедов в 1989 году составляла четверть миллиона человек. Нужно сказать, что действовали они своеобразно. То есть группировки старались действовать в обход прямого столкновения с регулярными войсками, которые, естественно, превосходили их по численности. При этом они не вели полномасштабной войны с захватчиками, не старались занимать отбитые объекты на длительное время и часто действовали неожиданно.

Представленные радикальные формирования старались сначала провести активную пропаганду среди местного населения, где рассказывалось о «врагах», неверных, которые хотят захватить их землю. Благодаря этому они могли привлекать в свои ряды все больше мирных граждан. Далее при помощи терактов и диверсий подготавливалась почва для полного истребления противника. А впоследствии проводилась повсеместная зачистка противника.

Вооружение повстанцев

Теперь, когда вы знаете, кто такие моджахеды, пришло время рассказать, какой боевой мощью они обладали. Прежде всего, нужно сказать, что все вооружение, которым пользовались повстанцы, покупалось в Китае и США. На балансе у формирований находились автоматы Калашникова, десятизарядные винтовки БУР, пулеметы крупного калибра, РПГ, автоматические винтовки М-16А1, минометы, крупнокалиберные орудия. Кроме того, они оснащались зенитно-горными установками и пушками, переносными комплексами для уничтожения самолетов.

Еще в арсенале моджахедов находились противотанковые и противопехотные мины, гранаты и фугасы. Благодаря такому вооружению армия повстанцев, постоянно финансируемая заинтересованными сторонами, могла нанести серьезный урон войскам противника. Ведь все знают, какое количество советских солдат полегло на территории Афганистана.

Руководство радикальных группировок и их союзники

Если о том, кто такие моджахеды, вы уже прочитали, то вам наверняка интересно, кто руководил этими группами. Самыми известными лидерами радикалистов были: Исмаил-хан, Абдул Али Мазари, Саид Мансур и другие.

Кроме того, несколько раз руководители отдельных групп собирались в альянсы. Первый такой союз был организован в 1982 году и назывался «Пешаварская семерка». Штаб-квартира формирования находилась в Пакистане. Далее был организован «Альянс восьми». В каждое образование входило, соответственно, 7 и 8 афганских партий.

Афганские моджахеды имели союзников: МИ-6 (британская разведка), ЦРУ, Арабские Эмираты, Пакистан, Китай и Иран. Деятельность групп финансировалась за счет спонсорской помощи, непрофессиональной добычи золота, а также продажи наркотиков.

Особенности сирийских моджахедов

Нужно сказать, что такие радикальные образования действовали не только в Афганистане. Например, моджахеды в Сирии — более 400 группировок, которые действуют против власти таким же радикальным способом. Огромное влияние на развитие такого движения оказывает Саудовская Аравия, которая способствовала возникновению «Армии ислама».

Особенностью представленных образований является то, что единственным законодательным органом для них является шариат. Естественно, перед возникновением Армии в Сирии произошел передел сфер влияния, благодаря которому во главе повстанцев стали моджахеды-радикалы. Надо сказать, что среди членов этих группировок также возникают столкновения.

На сегодняшний день самой влиятельной группой в стране является «Бригада Ислама», которая жестко соперничает с другими образованиями. Количество моджахедов в Сирии на сегодняшний день быстро увеличивается.

Особенности деятельности чеченских моджахедов

Представленные группировки были образованы во время первого вторжения РФ на территорию Чечни в 1994 году. В этот период российские войска должны были взять под контроль непризнанное образование — Чеченскую республику Ичкерию. Однако радикальное движение, которое требовало отделения от РФ и формирования собственного государства, не хотело сдаваться. Чеченские моджахеды развернули активную деятельность не только в своем регионе, но и на всей территории России.

В их деятельности главное место занимали и занимают до сих пор террористические акты и диверсионные операции. Надо отметить, что чеченские радикальные формирования до сих пор являются очень опасными и продолжают свою «освободительную войну».

Чем отличаются моджахеды и талибы?

В принципе, главным объединяющим фактором этих группировок является ведение «священной войны». Однако талибы и моджахеды имеют разные взгляды на способы противостояния. Тем более что традиционный джихад дает право победившей стороне безнаказанно грабить и издеваться над сдавшимся населением. Такое направление и выбрали для себя талибы. Их главной задачей является организация государства, без которого шариат не может действовать. Кроме того, главной движущей силой талибов является вера. Материальные ценности для них не важны. В силу своей необразованности эти люди являются очень жестокими.

Что касается моджахедов, то они несколько отходят от традиций (причем только после 1992 года). Целью их борьбы является контроль над ресурсами. Они являются более образованными и не отказываются от материальных ценностей.

Моджахеды Афганистана
Ахмад Шах Масуд

Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды «Северного Альянса».
Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمان —dušman, душмон, пушту دښمان - duxman,dušman — «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави(дари شوروی — šuravî, шӯравӣ — «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
Духовные и политические лидеры душманов (моджахедов) уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.
Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
Иногда, различные по численности, боеспособности, оснащенности и степени организации вооруженные формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооруженным столкновениям между самими моджахедами (душманами).
Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
Каждый год численность членов вооруженных формирований моджахедов начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Отряды моджахедов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане.

Тактика ведения боевых действий — партизанская. Главными принципами управления боевыми действиями моджахедов являлись:

Уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
не обращение боевых действий в позиционную войну,
отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения

Вооружённое противостояние условно делилось на три стадии:

Организованное сопротивление с неактивной формой боевых действий, удержание отдельных пунктов и районов, проведение широких агитационно-пропагандистских мероприятий среди населения и привлечения его на свою сторону.
Наращивание активности боевых действий за счёт диверсий и терактов, совершения налётов на гарнизоны и посты правительственных войск, нападения на колонны. Основная цель — захват оружия, боеприпасов и различных материально-технических средств.
Полное и повсеместное уничтожение противника.

Самые влиятельные моджахеды

Ахмад Шах Мосуд
Сын Дуст Мухаммаджан родился в 1953 г. в кишлаке Джангалак (волость Базарак, уезд Панджшер) в семье крупного феодала, кадрового военного (его отец в звании полковника ушел в отставку в 1976 г.). По национальности таджик, мусульманин-суннит. Окончил теологический столичный лицей «Абу-Ханифия», учился в Кабульском университете на инженерном факультете, где вступил в организацию «Мусульманская молодежь», у истоков которой стояли Б. Раббани, Г. Хекматияр, Р. Саяф и др.
В 1973 г. после государственного переворота сторонники «Мусульманской молодежи» организовали заговор в армии с целью свержения режима Дауда и провозглашения «Исламской республики». Заговор был раскрыт, участники казнены. А. Шаху удалось скрыться.
В 1974-1975 гг. он принимает активное участие в подготовке и проведении восстания в кишлаке Базарак уезда Панджшер, которое произошло 21 июля 1975 г., но ввиду отсутствия поддержки со стороны населения было быстро подавлено. Ахмад Шах убыл в эмиграцию (Египет, Ливан), где активно участвовал в боевых действиях и проведении теракций в составе палестинских боевых групп. Изучал опыт ведения партизанской войны в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Режим М. Дауда объявил его военным преступником.
В 1978 г., после Апрельской революции, Ахмад Шах возвратился в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер. Обладая хорошими организаторскими и пропагандистскими способностями, имея теологическую подготовку (немаловажный фактор в мусульманской стране), боевой опыт, умело используя националистические настроения таджиков и догмы ислама, а также пользуясь личным покровительством Б. Раббани, Ахмад Шах сумел к концу 1979 г. создать и возглавить группировку мятежников ИОА в Панджшере. Сначала, по его собственному свидетельству, у него было всего 20 бойцов, но опыт проведения террористических актов позволил ему быстро уничтожить главарей, претендующих на лидерство в данном районе, и установить здесь свое господство. Не случайно Ахмад Шах получил псевдоним Масуд, что означает «счастливый». К тому же сразу доказал всем: он волевой и энергичный человек, проявляющий настойчивость и целеустремленность в достижении поставленных целей.
Уже к 1981 г. численность группировки Масуда достигла 2200 чел., и она стала представлять серьезную опасность, главным образом на коммуникации Кабул — Хайратон на участке Джабаль-Уссарадж и на южной части перевала Саланг. Их поддерживали местные жители.

Туран Исмаил
Сын Мохаммада Аслама (Исмаил Хан) родился в 1947 г. в кишлаке Насрабад уезда Шинданд провинции Герат. По национальности таджик. Окончил военное училище «Харби пухантун». До 1979 г. в звании «капитан» («туран») командовал батальоном 17-й пехотной дивизии. После Гератского мятежа (март 1979 г.) дезертировал и возглавил вооруженное формирование ИОА в окрестностях Герата.
Являлся общим руководителем вооруженных формирований ИОА в провинции Герат и считался вторым после Ахмад Шаха лидером мятежников на территории Афганистана.
Женат. Семья проживает в Тайабаде (Иран). Скрытен и осторожен, часто меняет места дислокации своего штаба. Чрезвычайно жесток. Лично расправляется с пленными. Пользуется авторитетом у местного населения, так как запрещает грабежи.

Моулави Джелалуддин Хакани
Родился в 1935 г. в племени джадран, род мизи. Окончил религиозную школу (медресе) в Пакистане. Получил духовное звание и по возвращении в Афганистан открыл медресе в кишлаке Фарах, провинции Пактия. В периоды правления Захир Шаха и М. Дауда принимал активное участие в антиправительственной деятельности организации «Братья мусульмане» в провинции Пактия.
По характеру жестокий и бескомпромиссный человек. Вооруженные формирования Джелалуддина насчитывают до 3 тыс. чел., размещенных в основном в районе проживания племени жадран в провинциях Пактика и Пактия.

Саид Мансур
Сын Сайд Мартеза (псевдоним Сайд Панчо) родился в провинции Парван в 1955 г. По национальности таджик. Закончил 12 классов лицея, некоторое время был мелким торговцем, затем поступил в Кабульский университет, но окончил только два курса. В Исламскую партию Афганистана вступил на первом курсе университета. В 1978 г. был назначен Г. Хекматияром главарем мятежников ИПА в провинции Баглан. Основной район действий его бандгрупп прилегает к участку трассы Доши — Саланг.
Проявляет исключительную жестокость к людям, заподозренным им в лояльности к правящему режиму. Умен, хитер и изворотлив. Неоднократно заигрывал с партийно-государственными органами, делая вид, что хочет начать переговоры о сотрудничестве. Однако выигранное время использовал для укрепления бандформирований и усиления своего авторитета среди главарей отрядов и групп.
Осторожен, постоянно меняет места своего пребывания, опасаясь нападения противников. Практикует распространение дезинформации через свою агентуру относительно своего перемещения. Имеет личную охрану 20 чел. Основные районы базирования расположены в ущельях Вальян и Баджга (провинция Баглан, волость Хинжан).

Мохаммад Башир
Сын Зергуля родился в 1951 г. в провинции Баглан. По национальности пуштун.
Родители погибли в 1984 г. Раньше работал чиновником управления сельского хозяйства в провинции Баглан. Являлся крупным бандглаварем ИПА в Баглане. Отличается осторожностью и жестокостью. Лично участвует в казнях. Действия его банд носят уголовный характер, мятежники грабят и терроризируют местных жителей.

Устад Фарид
Родился в 1949 г. По национальности таджик. Окончил Кабульский университет, работал преподавателем лицея, затем директором школы. Еще в период учебы в университете сблизился с Хекматияром, являлся членом организации «Мусульманская молодежь». По характеру скрытен, хитер. Является непримиримым врагом НДПА и кабульских властей. Поддерживает связь с Хекматияром и выполняет только его личные указания. Является общим главарем банд ИПА в провинции Каписа.

Абдул Халид Басир
Сын моулави Мамада Аслама родился в 1945 г. в городе Файзабаде (провинция Бадахшан) в семье священнослужителя. По национальности таджик. В 1965 г. окончил в Файзабаде лицей «Памир». Во времена правления М. Дауда работал учителем в Файзабаде и в волости Корано-Мунджан. После апреля 1978 г. выступил инициатором вооруженной борьбы в провинции Бадахшан. Басир лично участвует в боевых действиях как против правительственных и советских войск, так и против бандформирований других партий. Стремится расширить зону своего влияния и пробиться к месторождениям лазурита в уезде Джарм (в этом он конкурирует даже с Ахмад Шахом). Во время боевых действий показал себя опытным руководителем, жестоким и коварным противником. В ближайшее его окружение входят только родственники. Авторитет Басира держится на чувстве страха даже у его близких.
В своей деятельности опирается на поддержку местных жителей кишлаков, расположенных северо-восточнее Файзабада. Численность его вооруженных отрядов составляет около тысячи чел, Басир уделяет большое внимание инженерному оборудованию мест базирования в ущельях, устройству огневых позиций и т. д.

Саид Али Бехешти
Родился в 1930 г. в кишлаке Чеджчи, уезда Варас, провинции Бамиан, в семье священнослужителя. По национальности хазареец, мусульманин-шиит. Закончил медресе в Бамиане, затем продолжил обучение в Неджефе (Ирак) под руководством аятоллы Хойи. По возвращении из Ирака занялся активной религиозной деятельностью среди хазарейцев и в короткий период времени при финансовой поддержке крупного феодала Хазараджата Вакиль Сарвар Хана выдвинулся в число известных религиозных деятелей-шиитов.

Саид Мохаммед Хасан
Сын Сайда Мубина (больше известен по имени Сайд Джагран) родился в 1925 г. в кишлаке Спорепхават, уезд Нувар, провинция Газни, в семье среднего феодала. По национальности хазареец. С. Джагран семь лет учился в военном лицее, окончил военное училище «Харби пухантун» в Кабуле, а затем высшее военное артиллерийское училище в СССР. Последнее место службы — 14-я пехотная дивизия в Газни, воинское звание подполковник. Дезертировал в период правления X. Амина в 1979 г. В 1980-1981 гг. вел активные и сравнительно успешные боевые действия против ВС ДРА.

Мохаммед Асеф Мохсени
Родился в Кандагаре в 1925 г. По национальности хазареец. Получил теологическое образование в Неджефе. Близок к аятолле Хомейни. В 1981 г. на всемирной исламской конференции в Пакистане объявлен духовным вождем (пиром) шиитов в Афганистане. Придерживается твердой проиранской ориентации, в свое время имел тесный контакт с бывшим президентом Ирана А. Банисадром и сейчас поддерживает тесные связи с иранским духовенством, в том числе с видными иранскими религиозными деятелями Шариатмадари, Куми, Ширази. Тесно сотрудничает с лидерами «Хезбе алла» (Партия аллаха).
Твердо стоит на позиции необходимости ведения вооруженной борьбы с правительством республики, его свержения, вывода советских войск и установления в Афганистане режима «исламской республики» по образцу Ирана. Кандагари и Бехешти ведут скрытую борьбу за единоличное лидерство в организации СИС (Бехешти — последователь аятоллы Хойи, а Кандагари — ярый сторонник аятоллы Хомейни).

Конечно, были и другие полевые командиры, многие из них выдвинулись на первые роли уже после вывода советских войск. Кроме оппозиционных партий, действующих в Афганистане, Пакистане и Иране, немало различных организаций базировались в других странах и вели борьбу против НДПА.

Опытные, жестокие и беспощадные воины они доставили немало хлопот нашим солдатам. Что отличало «душманов» от других противников СССР, в чем были их особенности?

Отсутствие единства

Моджахеды появились в Афганистане после прихода туда советских войск. Изначально это были небольшие группы из местных жителей, а также выходцев из соседних стран - Пакистана и Ирана . Однако к концу 1980-х годов численность противостоящих нашим солдатам «душманов» превысила 250 тысяч человек. Тем не менее, вопреки распространенным представлениям, в их рядах не было единства и сплоченности. Моджахеды выступали против советских войск не единым фронтом, зачастую они воевали друг с другом не менее ожесточенно, чем с «шурави» (так они называли наших солдат). Под собирательным обозначением «моджахеды» скрывались десятки и сотни группировок, разделенных по национальному, религиозному и территориальному признаку. Шииты, сунниты, хазарейцы, пуштуны и многие другие - все они периодически вступали в жестокое противостояние друг с другом, что заметно облегчало задачу нашим войскам.

В средневековых условиях

Зачастую «душманы» укрывались в горах, однако будучи в населенных пунктах полностью растворялись среди местных жителей. Советские офицеры, бывавшие на рейдах и зачистках в городах и кишлаках рассказывали, что жили моджахеды в воистину средневековых, мало похожих на человеческие условиях. Везде царила грязь и антисанитария, заботиться о чистоте своего жилища боевики считали делом не слишком важным. Как отмечали наши военнослужащие, единственным напоминанием о том, что на дворе XX век порой служили японские магнитофоны, которые каким-то образом попадали к «душманам».

Наемники за еду Сами воевать боевики хотели далеко не всегда, поэтому зачастую они использовали для своих целей местных жителей. А поскольку бедность в Афганистане зашкаливала, то людям не оставалось ничего другого, как соглашаться пойти к «душманам» за еду и воду. Как вспоминал майор Александр Метла, крестьянину давали мину, он устанавливал ее на дороге, где происходил подрыв советской колонны. За успешную операцию моджахеды щедро вознаграждали пособника, за провал могли и покарать. Простые крестьяне вызывали меньше подозрений у советских военнослужащих, и боевики этим активно пользовались.

Оружейные верблюды

Главным транспортом афганских «духов» были верблюды. В основном их использовали для транспортировки оружия. Передвигаться моджахеды предпочитали ночью, когда у наших солдат было гораздо меньше возможностей их отследить. Каждого животного «душманы» обвешивали огромных количеством тюков, из-за чего верблюдов не брал даже пулемет. Под видом мирной продукции афганские боевики ухитрялись перевозить оружие. Сверху животное нагружалось тюками с тканями, техникой. А вот внизу, под брюхом, незаметно подвешивалось оружие.

Сговорчивые «душманы»

Бытует распространенное мнение, что с моджахедами нельзя было договориться, якобы они были несговорчивыми и чрезвычайно принципиальными. Это не так. В 1986 году советское командование направило на переговоры с боевиками майора КГБ Николая Комарова . В его задачу входило обезопасить газовое месторождение рядом с Джизданом от набегов «духов». Изначально полевые командиры все как один отказывались идти на сделку, но были и сговорчивые. Один из них - главарь крупной банды по прозвищу Джафар. Комаров прибыл на переговоры без оружия, у него завязалась беседа с моджахедами. Когда все детали обговорили и пришли к соглашению, Джафар взял из чана плов грязными руками и поднес ко рту майора. Офицер проглотил «подношение», что означало, что сделка заключена.

Главное - вера

Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Несколько сотен советских солдат за время войны были взяты в плен, некоторые дезертировали и сами пришли к боевикам. Одним из таких военнослужащих был Сергей Красноперов . Моджахеды приняли его, сблизили с муллами. Дезертир быстро выучил язык, принял ислам. Вскоре у него появились дети от местной женщины. Красноперов до сих пор живет в Афганистане, отличить его от коренных афганцев уже невозможно.

Нечеловеческая жестокость

Американский журналист Джордж Крайл вспоминал, что жестокость моджахедов имела рациональный характер, напоминала жертвоприношения языческих времен. Он описывал изуверскую казнь, которая называлась «красный тюльпан». По словам журналиста, в один из дней на базе в Баграме советский часовой обнаружил несколько мешков, где находились тела военнослужащих СССР, завернутых в собственную кожу. Все они были убиты «красным тюльпаном». Сначала «духи» кололи несчастному сильный наркотик, который заглушал боль. Подвешивали за руки и срезали кожу вокруг тела. После окончания действия дурмана приговоренный испытывал сильнейший болевой шок и умирал.

Одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душма́нами (дари دشمان - dušman , душмон, пушту دښمان - duxman ,dušman - «враг»), либо просто мятежниками , а советских солдат афганцы именовали шурави (дари شوروی - šuravî, шӯравӣ - «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» - производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)

Тактика

  • Зенитно-горные установки ЗГУ, ЗУ-25-2, ЗУ-23-4 производства Китая, СССР, Чехословакии;
  • Зенитные пушки малого калибра «Эрликон »;
  • Переносные зенитно-ракетные комплексы ПЗРК «Стрела-2 » - СССР, Китай, Египет, «Джевелин », «Блоупайп » - Англия, «Стингер », «Redeye » - США;
  • Итальянские мины (TS −1, TS-2,5, TS-1,6, TS-50, SH-55);
  • Американские - М-19, М 18А-1, ДСМЕ-С, «Клеймор»;
  • Шведские - М-102, Английские МАК-7, а также чехословацкого и советского производства.

Лидеры моджахедов

Союзники моджахедов

  • США в лице ЦРУ .
  • Великобритания в лице МИ-6
  • ОАЭ , а также некоторые организации и частные лица в других арабских странах.
  • Пакистан являлся своеобразным каналом передачи американской помощи; собственная же поддержка выражалась главным образом в предоставлении места для тренировочных лагерей и лагерей для советских военнопленных на своей территории, а также в участии пакистанских инструкторов в подготовке моджахедов.
  • Иран (оказывал поддержку шиитской части афганских моджахедов, базирующихся на западе страны вдоль границы с Ираном, а также отрядам афганских моджахедов, состоящих из числа хазарейцев -шиитов и хазарейцев-исмаилитов, проживающих в центральной части Афганистана провинциях Бамиан и Дайкунди , в провинции Баглан на севере страны).
  • КНР снабжала моджахедов оружием, поставляя его через Пакистан.
  • Египет - поставки моджахедам оружия, финансовая помощь.

Источники снабжения и финансирования

После ввода советских войск в Афганистан ЦРУ сформировало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения моджахедов. В дальнейшем основными источниками финансирования для моджахедов были:

  • наркоторговля (благодаря душманам, составившим впоследствии Северный Альянс , Афганистан стал крупнейшим в мире производителем опиума и героина , дав название району наркоторговли - Золотой полумесяц);
  • кустарная добыча золота и продажа золотого песка;
  • спонсорская помощь США, ОАЭ, Пакистана, Китая, арабских стран, мусульманских организаций.

Наиболее известные руководители партий

  • Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина - различный национальный состав (пуштуны , таджики , узбеки , хазарейцы , чараймаки , нуристанцы и другие) и религиозный (сунниты , шииты , исмаилиты), разные источники спонсорской помощи.
  • Крупнейшая их коалиция - созданное в мае 1985 года суннитское «Исламское единство афганских моджахедов», или «Пешаварская семёрка», куда входили шесть пуштунских и одна таджикская группировка (лидер таджикской партии «Джамиат-и ислами» Бурхануддин Раббани после вывода советских войск стал президентом Афганистана). Существовала также военно-политическая организация шиитских моджахедов - «Шиитская восьмёрка», базировавшаяся в Иране.

Пешаварская семерка - «Альянс семи»

«Альянс семи», или «Пешаварская семёрка» - военно-политический союз лидеров афганских моджахедов. Создан в 1982 году , штаб-квартира в г. Пешавар в Пакистане. Был представлен лидерами различных фундаментальных исламских партий, преимущественно пуштунского большинства суннитского направления в исламе. В альянс входили в том числе четыре фундаменталистские партии, провозгласившие своей главной целью создание в Афганистане исламского государства.
Аф­ган­ское об­ще­ст­во, представляющее собой большое количество различных социальных групп, отличающихся друг от друга этническими, конфессиональными и иными признаками, проживающих автономно, либо в тесном соседстве с другими группами, характеризовали его как очень неоднородное. Поэтому си­лы аф­ган­ских пов­стан­цев бы­ли ра­зоб­ще­ны эт­ни­че­ски, гео­гра­фи­че­ски, кон­фес­сио­наль­но. Мно­го­чис­лен­ные по­пыт­ки раз­лич­ных групп со­про­тив­ле­ния объ­е­ди­нить­ся в единую организованную силу не смог­ли уст­ра­нить раз­де­ле­ния их на две глав­ные груп­пи­ров­ки: ис­лам­ских фун­да­мен­та­ли­стов и уме­рен­ных на­цио­на­ли­стов. Таковыми являются:

  • «Исламская партия Афганистана » (ИПА). Её возглавлял Гульбеддин Хекматияр . Он пользовался особым расположением ЦРУ США и получал до 40 % всей американской помощи оппозиции.
  • «Исламское общество Афганистана » (ИОА) под руководством Бурхануддина Раббани .
  • «Исламский союз освобождения Афганистана» (ИСОА). Главой этой партии был Абдул Расул Сайяф . ИСОА ориентировался главным образом на Саудовскую Аравию и большую часть помощи получал от неё.
  • «Исламская партия Афганистана» Юнуса Халеса (ИПА). Од­но­имён­ная с «Исламской партией Афганистана» Гульбеддина Хетматияра. Лидер партии Юнус Халес - единственный из всех руководителей «семёрки», который непосредственно участвовал в боевых действиях.

Три остальные партии «семерки» назывались традиционалистскими. Они выступали за возвращение Афганистана к дореволюционным формам правления. Это:

  • «Национальный исламский фронт Афганистана » (НИФА). Во главе стоял Саид Ахмад Гейлани, вооружёнными отрядами командовал Абдул Рахим Вардак . Наибольшим влиянием пользовался среди афганских беженцев на территории Пакистана. Считался наиболее светским и прозападным из моджахедских движений.
  • «Национальный фронт спасения Афганистана» (НФСА). Партия, которую возглавлял Себгатулла Моджаддеди, была немногочисленной. Находилась на монархистских позициях, выступала за возвращение в Афганистан бывшего короля Захир Шаха .
  • «Движение исламской революции Афганистана» (ДИРА). Лидер этой группировки - Мухаммад Наби Мухаммади , религиозный деятель . Среди традиционалистских партий был ближе всего к фундаменталистам.

Шиитская восьмёрка - «Альянс восьми»

В «Шиитскую восьмёрку», называемую чаще «Альянс восьми», входило восемь партий ориентированных на шиитскую и исмаилитскую часть населения афганского общества. Все они пользовались финансовой и иной поддержкой Исламской Республики Иран и её духовных руководителей.
Проживающие в приграничных с Ираном провинциях - Герат , Фарах , частично Гильменд , таджики-шииты , чараймаки , а также хазарейцы-шииты и хазарейцы-исмаилиты , живущие в центральной части Афганистана в провинциях - Бамиан , Дайкунди , Гор , Урузган , Газни , Баглан , Балх и Саманган . Шииты и исмаилиты , не являясь большинством афганского населения на протяжении всей истории существования Афганского государства испытывали религиозную и национальную дискриминацию большинством - пуштунов и таджиков.
Формирование «Альянса восьми» было целесообразным не только с точки зрения финансовой независимости шиитской части общества от влияния суннитского Пакистана, то есть пуштунов, управляющих финансовыми потоками ЦРУ в рамках операции «Циклон» , но и попытки самостоятельного участия в политическом разделе власти в стране. «Шиитская восьмёрка» - это восемь шиитских партий афганских моджахедов:

  • «Хезбе Алла» (Партия Аллаха), лидер Карим Ахмади «Карим - як дастэ» («Карим однорукий»), авторитетный шиитский мулла , штаб-квартира партии находилась в г. Мешхед , Иран, отделения партии - Тегеран , Нишапур, Иранский Забуль. Представлена в западных и южных провинциях РА Фарах, Нимруз и Кандагар).
  • «Наср» (Партия Победа) лидеры: шейх Мохаммад Хусейн Садыки, шейх Абдул Али Мазари , шейх Шафак - районы влияния этих лидеров распространяются на традиционные места проживания хазарейцев в Хазарджатах - Бамиан, Дайкунди, Газни, Урузган, Гор, Баглан и других. Штаб-квартира «Наср» располагалась в г. Мешхед и г. Кум, Иран. Представлена в Центральной провинции РА, в районе Хазараджата (Бамиан, Газни, Вардак , Урузган, Баглан, Саманган, Балх, Парван и Гор).
  • «Корпус стражей исламской революции Афганистан» (КСИРА) - лидер шейх Акбари, штаб-квартира также находилась в г. Мешхед и г. Кум, Иран. Представлен в провинциях Гор и Бамиан, Балх , Вардак, Урузган.
  • «Исламское движение Афганистан» (ИДА) - лидер шейх Мохаммад Ассеф Мохсени (Ассеф Кандагари) штаб квартира в г. Кум, Иран. Представлено в провинциях Вардак, Бамиан, Балх, Гильменд, Нимруз .
  • «Совет исламского согласия» (СИС) - лидеры: шейх Саид Али Бехешти, Саид Мохаммад Хасан (Саид Джарган). Штаб-квартира располагалась в г. Мешхед, Иран. Представлен в провинциях Газни и Бамиан.
  • «Движение Исламской Революции» (ДИР) - лидер шейх Насрулла Мансур. Штаб-квартира располагалась в г. Мешхед, Иран. Представлено в провинции Герат.
  • «Организация борцов за Ислам» (ОБИ) - лидер шейх Мосбах Заде, лидер хазарейцев Бамиана. Штаб-квартира г. Мешхед, Иран.
  • «Партия РААД - „Гром“» - лидеры: шейх Сейид Абдул Джаффар Надири, Мохаммад Хазаи, Сейд Исмаил Балхи. Штаб-квартира в г. Мешхед, Иран. Представлена в провинциях Балх и Герат.

Наиболее известные полевые командиры моджахедов

Отрывок, характеризующий Афганские моджахеды

«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.
В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «как можно было спрашивать об этом?»
– Так весело, как никогда в жизни! – сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтобы обнять отца и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастия и горя.

Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была широкая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.
Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его.
Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.
– Как весело, граф, – сказала она, – не правда ли?
Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.
– Да, я очень рад, – сказал он.
«Как могут они быть недовольны чем то, думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.

На другой день князь Андрей вспомнил вчерашний бал, но не на долго остановился на нем мыслями. «Да, очень блестящий был бал. И еще… да, Ростова очень мила. Что то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». Вот всё, что он думал о вчерашнем бале, и напившись чаю, сел за работу.
Но от усталости или бессонницы (день был нехороший для занятий, и князь Андрей ничего не мог делать) он всё критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто то приехал.
Приехавший был Бицкий, служивший в различных комиссиях, бывавший во всех обществах Петербурга, страстный поклонник новых идей и Сперанского и озабоченный вестовщик Петербурга, один из тех людей, которые выбирают направление как платье – по моде, но которые по этому то кажутся самыми горячими партизанами направлений. Он озабоченно, едва успев снять шляпу, вбежал к князю Андрею и тотчас же начал говорить. Он только что узнал подробности заседания государственного совета нынешнего утра, открытого государем, и с восторгом рассказывал о том. Речь государя была необычайна. Это была одна из тех речей, которые произносятся только конституционными монархами. «Государь прямо сказал, что совет и сенат суть государственные сословия; он сказал, что правление должно иметь основанием не произвол, а твердые начала. Государь сказал, что финансы должны быть преобразованы и отчеты быть публичны», рассказывал Бицкий, ударяя на известные слова и значительно раскрывая глаза.
– Да, нынешнее событие есть эра, величайшая эра в нашей истории, – заключил он.
Князь Андрей слушал рассказ об открытии государственного совета, которого он ожидал с таким нетерпением и которому приписывал такую важность, и удивлялся, что событие это теперь, когда оно совершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Он с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого. Самая простая мысль приходила ему в голову: «Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что государю угодно было сказать в совете! Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований. В этот же день князь Андрей должен был обедать у Сперанского «en petit comite«, [в маленьком собрании,] как ему сказал хозяин, приглашая его. Обед этот в семейном и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что до сих пор он не видал Сперанского в его домашнем быту; но теперь ему не хотелось ехать.
В назначенный час обеда, однако, князь Андрей уже входил в собственный, небольшой дом Сперанского у Таврического сада. В паркетной столовой небольшого домика, отличавшегося необыкновенной чистотой (напоминающей монашескую чистоту) князь Андрей, несколько опоздавший, уже нашел в пять часов собравшееся всё общество этого petit comite, интимных знакомых Сперанского. Дам не было никого кроме маленькой дочери Сперанского (с длинным лицом, похожим на отца) и ее гувернантки. Гости были Жерве, Магницкий и Столыпин. Еще из передней князь Андрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот – хохот, похожий на тот, каким смеются на сцене. Кто то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо отбивал: ха… ха… ха… Князь Андрей никогда не слыхал смеха Сперанского, и этот звонкий, тонкий смех государственного человека странно поразил его.
Князь Андрей вошел в столовую. Всё общество стояло между двух окон у небольшого стола с закуской. Сперанский в сером фраке с звездой, очевидно в том еще белом жилете и высоком белом галстухе, в которых он был в знаменитом заседании государственного совета, с веселым лицом стоял у стола. Гости окружали его. Магницкий, обращаясь к Михайлу Михайловичу, рассказывал анекдот. Сперанский слушал, вперед смеясь тому, что скажет Магницкий. В то время как князь Андрей вошел в комнату, слова Магницкого опять заглушились смехом. Громко басил Столыпин, пережевывая кусок хлеба с сыром; тихим смехом шипел Жерве, и тонко, отчетливо смеялся Сперанский.
Сперанский, всё еще смеясь, подал князю Андрею свою белую, нежную руку.
– Очень рад вас видеть, князь, – сказал он. – Минутку… обратился он к Магницкому, прерывая его рассказ. – У нас нынче уговор: обед удовольствия, и ни слова про дела. – И он опять обратился к рассказчику, и опять засмеялся.
Князь Андрей с удивлением и грустью разочарования слушал его смех и смотрел на смеющегося Сперанского. Это был не Сперанский, а другой человек, казалось князю Андрею. Всё, что прежде таинственно и привлекательно представлялось князю Андрею в Сперанском, вдруг стало ему ясно и непривлекательно.
За столом разговор ни на мгновение не умолкал и состоял как будто бы из собрания смешных анекдотов. Еще Магницкий не успел докончить своего рассказа, как уж кто то другой заявил свою готовность рассказать что то, что было еще смешнее. Анекдоты большею частью касались ежели не самого служебного мира, то лиц служебных. Казалось, что в этом обществе так окончательно было решено ничтожество этих лиц, что единственное отношение к ним могло быть только добродушно комическое. Сперанский рассказал, как на совете сегодняшнего утра на вопрос у глухого сановника о его мнении, сановник этот отвечал, что он того же мнения. Жерве рассказал целое дело о ревизии, замечательное по бессмыслице всех действующих лиц. Столыпин заикаясь вмешался в разговор и с горячностью начал говорить о злоупотреблениях прежнего порядка вещей, угрожая придать разговору серьезный характер. Магницкий стал трунить над горячностью Столыпина, Жерве вставил шутку и разговор принял опять прежнее, веселое направление.
Очевидно, Сперанский после трудов любил отдохнуть и повеселиться в приятельском кружке, и все его гости, понимая его желание, старались веселить его и сами веселиться. Но веселье это казалось князю Андрею тяжелым и невеселым. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражал его, и неумолкавший смех своей фальшивой нотой почему то оскорблял чувство князя Андрея. Князь Андрей не смеялся и боялся, что он будет тяжел для этого общества. Но никто не замечал его несоответственности общему настроению. Всем было, казалось, очень весело.
Он несколько раз желал вступить в разговор, но всякий раз его слово выбрасывалось вон, как пробка из воды; и он не мог шутить с ними вместе.
Ничего не было дурного или неуместного в том, что они говорили, всё было остроумно и могло бы быть смешно; но чего то, того самого, что составляет соль веселья, не только не было, но они и не знали, что оно бывает.
После обеда дочь Сперанского с своей гувернанткой встали. Сперанский приласкал дочь своей белой рукой, и поцеловал ее. И этот жест показался неестественным князю Андрею.
Мужчины, по английски, остались за столом и за портвейном. В середине начавшегося разговора об испанских делах Наполеона, одобряя которые, все были одного и того же мнения, князь Андрей стал противоречить им. Сперанский улыбнулся и, очевидно желая отклонить разговор от принятого направления, рассказал анекдот, не имеющий отношения к разговору. На несколько мгновений все замолкли.
Посидев за столом, Сперанский закупорил бутылку с вином и сказав: «нынче хорошее винцо в сапожках ходит», отдал слуге и встал. Все встали и также шумно разговаривая пошли в гостиную. Сперанскому подали два конверта, привезенные курьером. Он взял их и прошел в кабинет. Как только он вышел, общее веселье замолкло и гости рассудительно и тихо стали переговариваться друг с другом.
– Ну, теперь декламация! – сказал Сперанский, выходя из кабинета. – Удивительный талант! – обратился он к князю Андрею. Магницкий тотчас же стал в позу и начал говорить французские шутливые стихи, сочиненные им на некоторых известных лиц Петербурга, и несколько раз был прерываем аплодисментами. Князь Андрей, по окончании стихов, подошел к Сперанскому, прощаясь с ним.
– Куда вы так рано? – сказал Сперанский.
– Я обещал на вечер…
Они помолчали. Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, непропускающие к себе глаза и ему стало смешно, как он мог ждать чего нибудь от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность тому, что делал Сперанский. Этот аккуратный, невеселый смех долго не переставал звучать в ушах князя Андрея после того, как он уехал от Сперанского.
Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что то новое. Он вспоминал свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава, который был принят к сведению и о котором старались умолчать единственно потому, что другая работа, очень дурная, была уже сделана и представлена государю; вспомнил о заседаниях комитета, членом которого был Берг; вспомнил, как в этих заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё касающееся формы и процесса заседаний комитета, и как старательно и кратко обходилось всё что касалось сущности дела. Он вспомнил о своей законодательной работе, о том, как он озабоченно переводил на русский язык статьи римского и французского свода, и ему стало совестно за себя. Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона старосту, и приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой.

На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает.
Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

В одно утро полковник Адольф Берг, которого Пьер знал, как знал всех в Москве и Петербурге, в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович, приехал к нему.
– Я сейчас был у графини, вашей супруги, и был так несчастлив, что моя просьба не могла быть исполнена; надеюсь, что у вас, граф, я буду счастливее, – сказал он, улыбаясь.
– Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам.
– Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, – сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно; – и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и… на ужин.
– Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. – Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть.
– Только не поздно, граф, ежели смею просить, так без 10 ти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение.
Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.