Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека

Школа родителей будущих первоклассников
Введение
Подходит к концу очередной учебный год, а в школах уже идет подготовка к новому.

По- разному готовятся и родители:


  • пугают детей школой

  • или, наоборот,

  • нахваливают учительницу,

  • в срочном порядке заучивают алфавит или учат считать до 10 (20,100).

Большинство мам, пап, бабушек уточняют список вещей, которые нужно приобрести.

На первом родительском собрании в школах будет вестись разговор о механизмах реализации Закона «Об образовании» Российской Федерации, о критериях готовности ребенка к школьному обучению.

Пролетит весна, еще быстрее проскочит и лето, и совсем новая жизнь начнется у будущих первоклассников. Смогут ли взрослые уберечь их от школьных проблем? Пожалуй - нет. Но пусть проблем будет меньше. Давайте вместе готовиться к школе!

Первые шаги родителей будущих первоклассников:
Пожалуйста, будьте внимательны к тому, какие критерии готовности к школьному обучению назовет вам учитель. Это поможет вам избежать лишних проблем в начале учебного года. Не стесняйтесь того, что вам неясно, уточните еще раз.
Выясните, какие документы нужно представить для записи ребенка в школу. Не тяните время, оно понадобится на оформление документов. Для удобства попросите форму заявления.
Наверняка учитель предложит вам анкету. Больше общайтесь с ребенком, это поможет вам подробнее ответить на вопросы, а главное - вы вместе будете решать «реальные задачи реального мира».
Уточните список канцелярских и других принадлежностей для будущих первоклассников (если нет готового списка- перепишите его сами, поверьте- учителя и так много пишут).

Критерии готовности к школьному обучению:
Личностная готовность- малыш готов к обучению, если школа привлекает его не своей внешней стороной (портфель, пенал, тетради), а возможностью получать знания.
Интеллектуальная готовность - наличие у ребенка кругозора, запас определенных знаний, интерес к учебе, знаниям.
Социально- психологическая готовность - умение общаться с людьми (взрослыми, детьми), умение подчиняться интересам других, совершать какие- либо действия вместе с другими.
Физиологическая готовность - состояние здоровья, уровень физиологического и биологического развития.

^ Готов ли Ваш ребенок к школе?

Как хочется, чтобы ребенок был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой, и с одноклассниками, да и чтобы учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на все. Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе?

К сожалению, нет.

Мы предлагаем вам на некоторое время стать психологом для своего ребенка и постараться выяснить, насколько ваш ребенок готов к школе (тест). Все, что в «плюсе», будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». Относитесь к полученным результатам философски: мы не отбираем детей в космонавты.

Помните, что невысокие результаты - это не приговор, а указатель направления, в котором можно и нужно развивать ребенка. Итак, вы готовы? Тогда за дело.


Тест.
Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все, что знает и думает по этому поводу, не

торопите его, не подсказывайте, но побуждайте к тому, чтобы он говорил как можно больше.

^ 1. Какое животное больше, лошадь или собака?

Правильный ответ - 0 баллов, неправильный - «-5».

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...

Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу, мясо) - 0 баллов, неправильный - «-3».
^ 3. Днем светло, а ночью...

Правильный ответ (темно) - 0 баллов, неправильный - «-4».
4. Небо голубое, а трава...

Правильный ответ (зеленая) - 0 баллов, неправильный - «-4».

^ 5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это что?

Правильный ответ (фрукты) - «+1» балл, неправильный - «-1».
6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускают шлагбаум?

Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) - 0 баллов, неправильный - «-1».
^ 7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Киев?

Ответ: «Города» - «+1», «Станции» - 0, неправильный ответ - «-1».
8. Который час?

Ребёнок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого. Все правильно - «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час - «+3». Не умеет определять время по часам - 0.
^ 9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...

Щенок, ягненок - «+4», один правильный ответ - 0 баллов, неправильный - «-1».
^ 10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?

Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия - «+1», без приведения признаков подобия - 0, неправильный ответ - «-3».

^ 11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины - «+1», одна причина - 0, неправильный ответ - «-1».
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два любых признака - «+3», один признак - «+2», неправильный ответ - «-1».

^ 13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Дается определение, что это млекопитающие или приводятся два частных признака - «+3», приводится одно подобие - «+2», неправильный ответ - 0.
^ 14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?

У винта нарезка - «+3», винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка - «+2», неправильный ответ - 0.
^ 15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это...

Спорт, физкультура - «+3», игры, упражнения, соревнования - «+2», неправильный ответ - 0.
16. Какие транспортные средства ты знаешь?

Три наземных: машина, самолет, корабль - «+4», тоже самое, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы ездим, передвигаемся - «+2»,

неправильный ответ - 0.
^ 17. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) - «+4», одно или два различия - «+2»,

неправильный ответ (у него палка, он курит) - 0.

^ 18. Почему люди занимаются спортом?

Названы две причины - «+4», одна причина - «+2», неправильный ответ - 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?

Остальные должны работать за него, то есть кто - то из - за него страдает - «+4», он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может купить - «+2», неправильный ответ - 0.
^ 20. Почему на письмо надо наклеивать марку?

Так платят за перевозку письма - «+5», неправильный ответ - 0.

Результат

Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.


  • «24» балла и выше - очень хороший результат;

  • «14-23» балла - норма, нормальный уровень школьной зрелости;

  • «0-13» баллов - ниже среднего уровня;

  • «-1» - «-10» - низкий уровень;

  • «-11» и ниже- очень низкий уровень.

Какими бы ни получились результаты, помните - дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие отстают в развитии, развитие третьих напоминает скачки кузнечика - долго готовятся, а потом прыгают далеко и легко.

^ Ребенок должен уметь…
Ваш ребенок в 6 - 7 лет должен уметь:

Внимание – выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут; находить 5 – 6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
Память – запоминать 8 – 10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений.

Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9 – 10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика – называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться

на листе бумаги; определять время по часам.

^ Развитие речи – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок; из личного опыта,

не менее чем из 6 – 7 предложений; составлять предложения из 5 – 6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.

^ Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

^ Ознакомление с окружающим – называть своё имя, фамилию и отчество,

имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времён года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.


Документы

Первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).

Основанием для приема является индивидуальное собеседование с родителями.

Для зачисления в школу необходимы документы:
1. Свидетельство о рождении (копия).
2. Медицинская карта.
3. Заявление родителей.
4. Медицинский полис (копия).

Школьные принадлежности.
1. Школьная форма одежды.

2. Спортивная форма и спортивная обувь:

для зала – белая футболка, темные шорты, кеды или кроссовки

для улицы – спортивный костюм, спортивная обувь;

зимний период – лыжи (высота = рост ребенка + 10 см. с надежным креплением), палки (до плеча ребенка)

3. Сменная обувь и мешок для сменной обуви.

4. Дневник (для начальных классов).

5. Тетради (в клетку и линейку (косую)) по 20 шт.

6. Набор шариковых ручек.

7. Набор цветных карандашей и простые карандаши (ТМ).

8. Набор фломастеров.

9. Папка для рисования (2 шт.) 24-36 листов.

10. Гуашь или акварельные краски.

11. Цветная бумага, картон.

12. Клей ПВА и карандаш.

13. Обложки для тетрадей, дневника, книг, закладки (из тесьмы или ткани).

14. Папка для тетрадей.

15. Пенал, линейки, резинки.

16. Ножницы с тупыми концами.

17. Пластилин, природные материалы.

18. Конструктор металлический.

19. Кисти №2, №3 (белка, круглая), №7, №15 (щетина натуральная, плоская).

20. Пачка бумаги для офисной техники (500листов).

Портфель первоклассника

При выборе ранца следует обращать внимание на следующие признаки функционального ранца:


  • Вес ранца не должен превышать 700г.

  • Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму

  • Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  • Ширина ранца не должна превышать 60 – 100 мм

  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм;

  • Материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.

  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.




  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.

  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету.

  • Материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

  • Вес ранца с учебными принадлежностями – 2,2 кг для учащихся 1-2 классов

  • Вес ранца с учебными принадлежностями – 3,2 кг для учащихся 3-4 классов
Советы родителям.

  • Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе.
Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

  • Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.

  • Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

  • Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

  • Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

  • Нет родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

  • Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в I четверти – 3 урока по 35 минут каждый, со II четверти – 4 урока по 35 минут. После 2 урока – динамическая пауза. Нет д/з и оценок. Дополнительные каникулы в III четверти.

  • Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.
Игры для развития внимания

Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет - обычно могут заниматься в течение 14-20 минут. Дошкольники 5-6 лет - могут заниматься около получаса. Школьники - 45 минут.

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Занимательные задачи

Обучение будет даваться ребёнку значительно проще, если его объединить с игрой. Сделать интересным. Одним из способов такого синтеза являются предложенные ниже стихотворения, которые способствуют развитию речи и логического мышления малышей.

^ Белка на елке грибочки сушила.

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»

^ Скоро праздник Новый Год.

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем дружно в хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Оле и Аленке
Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Ванюше –
По солдатику и груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.

Ну а Ире и Танюше –
Белых мишек в мягком плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.

^ Мы с мамой в зоопарке были.

Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.

Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

^ Яблоки с ветки на землю упали.

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла

Два - Сережке, три - Антошке,
Алевтине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.

Говори, малыш, скорей,
Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!

Пять - Сережке, три - Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!

Загадки

Пожалуй, одним из древнейших способов развития любознательности и интеллекта ребёнка являются игры в загадки. Суть таких игр проста: загадывающий загадывает определённый предмет и описывает его, не называя. Отгадывающий по описанию должен отгадать, что было загадано.

Игру можно усложнять, давая отгадывающему возможность задавать наводящие вопросы и прибавляя за каждый вопрос штрафной бал. После того, как загадка была отгадана, играющие меняются ролями. Победителем становится тот, у кого при равном количестве отгаданных слов останется меньше штрафных балов.

Загадки:

1.Что за обедом всего нужнее? - Рот.

2. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. - Рыба.

3. Кругом вода, а с питьём беда. - Море.

4. Кто со всеми говорит, а самого не видно? - Эхо.

5. Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца. - Мяч.

6. Красная девица в зеркало глядится. - Заря.

7. Между двух светил сижу я один. - Нос.

8. Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. - Ум.

9. Я к ней - она от меня, я от неё - она за мной. - Тень.

10. На горе шумит, под горой молчит. - Лес.

11. И рать, и воеводу - всех повалил. - Сон.

12. Тебе дано, а люди пользуются. - Имя.

13. Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит - воет, сядет - землю роет. -Жук.

14. Узловат Кузьма, развязать нельзя. - Цепь.

15. Золотой мост на сотню верст. - Луч.

16. Что выше дерева растет? – Дым.

17. Куда ни пойдёшь - все на них взглянешь. - Ноги.

18. Идет детина, несет выше себя дубину. - Кот.

19. Осенью в щель забьется, а весной проснется. - Муха.

20. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. - Лес.

21. Чёрная кошка лезет в окошко. - Ночь.

22. Горя не знает, а слезы проливает. - Туча.

23. Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, а другой сыт бывает. - Пила.

24. Без рук, без ног, а умывается. - Рыба.

25. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. - Мох.

26. Бегут по дорожке доски да ножки. - Лыжи.

27. Есть у тебя, есть у меня, есть у попа, есть у кота, у рыбы в море, у дуба в поле. - Тень.

28. Чем больше из меня берут, тем больше становлюсь. - Яма.

29. Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. - Лук.

30. Язык есть – не говорю, крылья есть, да не летаю, глаза есть - не мигаю, ног нет - да не догонишь. - Рыба.

31. Что слаще всего на свете? - Сон.

Развитие речевого аппарата и лексикона дошкольников

В дошкольный период игра является наиболее приемлемым способом препровождения ребёнка. В игре дети способны усвоить самый сложный материал и учатся мыслить. В какие игры стоит играть с ребёнком для того, что бы ускорить его развитие?

Игр для развития речевого аппарата и лексикона много. Каждая из описанных нами может легко быть подвергнута модификациям и предстать в новом свете. Экспериментируйте и играйте!

«Кто наблюдательнее?»

Цель игры - закрепление знаний о буквах и звуках, развитие внимания и наблюдательности. В ходе игры ведущий (учитель) предлагает детям письменный текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

«Я знаю».

Цель игры - развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Для данной игры Вам понадобится резиновый мяч. Ведущий, ритмично ударяя мячом о пол, произносит текст, подобный следующему:

Я знаю пять городов:

Москва – раз,
Дмитров – два,
Одесса - три,
Прага – четыре,
Киев - пять.

«Полслова за вами»

Цель игры -развитие речи дошкольников, пополнение словарного запаса и развитие фонематического слуха. Игра происходит следующим образом: ведущий произносит начало слова (название предмета), игроки заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

«Догадайся, что показал» - игра – пантомима.

Цель: развивать внимание наблюдательность, речь, терпение. Содержание игры: ведущий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображает ведущий, и высказывают свои предположения вслух в порядке очереди или хаотично. Возможно использование для пантомимы нескольких ведущих. Тот, кто первым догадался, что изображает ведущий, сам становится ведущим, а ранее показывавший пантомиму занимает место в ряду обычных игроков.

«Опиши предмет». Цели: знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам. В ходе игры Ведущий задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

«Расшифруй письмо». Цели:развитие наблюдательности, внимания, умение сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога. Игра проходит следующим образом: ведущий зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

«Кто лучше». Игра организуется на основе игры предыдущей игры, но дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

«День - ночь». Цель: развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: Ведущий называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и другие.

«Сочини сказку о предмете» позволит развить речь играющих, пополнит словарный запас. Ведущий или игроки выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

«Идем в гости». Цель: получение навыков культурного общения. Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

«Составь слово». Дети составляют слова из предложенных ведущим слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку.

Здравствуйте,
уважаемые взрослые!

Как и обещала, предлагаю Вам Тест Керна – Йерасика, который я нашла в Интернете.

Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей: не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий проведения.

Краткое описание теста.

Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йерасика является модификацией теста А.Керна. Я.Йерасик ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов)

Все три задания методики А.Керна направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.»

7-6 баллов — буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла — на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла — каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек — 2 мм.

Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).

10-9 баллов — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов — число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов — рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла — контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1-2 балла — каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю).» Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» — необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

— наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

— наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

— способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов — есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.

8-7 баллов — по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.

6-5 баллов — есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла — примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек».

1-2 балла — отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

ОПРОСНИК
Я.Йерасика

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.

Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем…
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью…
(темно = 0; неправильный ответ = -4)

4. Небо голубое, а трава …
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Удачи Вам!

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением - Лидия Витальевна.

И. Иразек

Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

Утром мы завтракаем, а в полдень...?

Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.

Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные ответы = -з.

Днем светло, а ночью... ?

темно = 0, неправильный ответ = -4.

Небо голубое, а трава?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

Черешни; груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

Почему раньше, чем поезд проедет, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилями. Чтобы никто не попал под поезд и т. п. = 0, неправильный ответ = -1.

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Одесса?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это.... маленькая овечка это... ?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0, неправильный ответ = -1.

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинакового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после езды) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ (например, он ехал бы без тормоза) = -1.

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукояти, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее, или приведение

двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: У винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это?

Спорт (физкультура) = 3. Игра (упражнение, гимнастика, состязания) = 2.

Неправильный ответ = 0.

Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или кораблем), но только после объяснения «Транспортные средства - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Неправильный ответ = 0.

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4.

Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь. Они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны работать на него (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой). Он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0.

Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

После ответов ребенка на все вопросы подсчитывается общая сумма баллов (+ и -), полученных по отдельным вопросам.

Общая сумма баллов +24 и выше характеризует показатель вербального интеллекта как высокий.

Сумма баллов от +14 до +23 - показатель вербального интеллекта выше среднего.

Сумма баллов от 0 до +13 - средний показатель вербального интеллекта.

Сумма баллов от -1 до -10 - ниже среднего.

Сумма баллов от -11 и меньше - низкий показатель вербального интеллекта.

Если показатель вербального интеллекта ниже среднего и тем более низкий, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка и решение вопроса об особенностях обучения будущего первоклассника.

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днём

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла.

3. Днём светло, а ночью

Темно = 0 баллов.

4. Небо голубое, а трава

Зелёная = 0 баллов.

Неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки это что?

Фрукты = 1 балл

6. Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы?

Правильно показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это, маленькая овечка – это?

Щенок, ягнёнок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.

1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д.) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание это?

Спорт, физкультура = 3 балла.


Игры (упражнения) , гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой) . Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса, подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по следующим 5 группам:

1 группа – плюс 24 и более

2 группа – плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от -1 до -10

5 группа - менее -11

По классификации положительными считаются первые три группы . Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Определение понятий, объяснение причин, выявление сход- ства и различий в объектах — это операции мышления, оценив ая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следую- щую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая),

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. .Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время).

(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и ми- нуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют моло- дую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11.Для чего нужны автомобилю тормоза?

(Правильным считается любой разумный ответ, указываю- щий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покро в, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?
(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверх ности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, пла вание?

(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических уп- ражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечисле- но, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого?

(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два су щественных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и краси- выми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры- вать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы —все люди долж- ны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?

(Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов .

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе- нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал- лов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс-лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика применяется в основном для психодиагнос- тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные в начале. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в т ом, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска-ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне- ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь- ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Материал подготовила Василина Болонина