Полтора года ребенку развитие режим питание. Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Dec 29 2006, 03:31 PM

Девочки! расскажите пожалуйста каков Ваш распорядок дня в полтора-2 года?когда просыпаетесь, как днем спите, сколько гуляете днем? и очень важный для меня момент, девочки, подскажите, ну неужели нужно с ребенком заниматься всякими развивалками целый день? читаю форумы, такое ощущение, что ребенок как только просыпается, мама от него не отходит совсем, и занимается, и занимается с ним. у нас "шило в попе", заставить его хоть что-нибудь сделать -невозможно, то есть целый день практически развивается самостоятельно, ну книжки почитаем еще вместе, дела домашние вместе,танцуем, а шнуровки-лепки, рисовалки для нас это просто фантастика, не усадишь. подскажите, как у Вас? неужели только у меня такой ребенок?

Dec 29 2006, 05:13 PM

На самом деле в полтора года мало кто с кем прямо сутра до вечера занимается конкретно..разговоры одни...попутно конечно и книжки чтаем и песенки поем и играмеся в конструкторы но к примеру только вечером..когда все дела домашние сделаны..а так..мы встаем в промежутке с 9 до 10 утра...после завтрак...играется сам...еслои погода хорошая то гуляем с часик....потмо в 13-00 сон..потом в 14-30 полдник...потом снова играется..ну обычно бегает за мной хвостом и мы там попутно то стишки рассказываем то песенки поем..то рисуем...потмо еще раз кушаем....потмо уже вместе в конструктор играем или в другие игры..потом около 21-00 переодеваемся, моемся и спатки...

Вообще то мы тоже очень крученые верченые...тут важно чтоюбы он сам себе игру выбрал...а иначе будет ходить и хныкать....

Катериникус

Dec 30 2006, 12:52 AM

У нас распорядок такой: в 9-9:30 просыпаемся, завтрак, игра, прогулка. В 13;30 - обед, сон.В 16:30 - полдник, игра(самостоятельно), 20:00 - ванна, ужин, сон. Всех очень устраивает!

Dec 30 2006, 10:37 PM

А во что играете с детьми? Как развиваете?

Катериникус

Dec 31 2006, 12:18 AM

Играем в прятки, читаем книжки(стишки), рисуем, а ещё у нас есть игра(не знаю, как она называется). Большая коробка(вернее, многоугольник), в котором секции раскрашены в разные цвета. В каждой секции прорези в виде фигурок(квадрат, круг, овал, звёздочка и т.д.). И набор, соответственно, фигурок. Вот малыш старается вставить нужную фигурку. И цвета запоминает и фигуры. Нам очень нравится!

Dec 31 2006, 11:00 PM

Нам еще нет 1,5, но живем мы так: встаем в 9-10, завтракаем. Играет сама, а я обычно готовлю или еще что по хоз-ву, гуляем, потом обедаем(около 2-х), спим, полдничаем, играет до 8-ми вместе со мной или с папой в пирамидку, конструктор, фигурки в прорези вставляем, валяемся с игрушками на полу, переползаем через папин живот в разных направлениях (это самая любимая игра ) и пр. что самой захочется. Перед вечерней ванной носимся голышом по дому, потом моемся. Читаем книжки и спать.
Вообще у нас тоже "торнадо домашний", все игры выбирает сама, я только поддерживаю ее начинания.

Jan 3 2007, 09:54 PM

Нам 1.10, очень любим куклы катать в каляске, рисовать и складовать карандаши в пенал. Купили мазайку крупную- очень нравится!

Jan 3 2007, 10:49 PM

Мы как все: 10:00 подъем, завтрак, игры, прогулка, 14:00 обед, сон, 17:00 полдник, игры, книги, 21:00 купание и сон
Вертится тоже все время, а книжки почти всегда сама "читает" на своем языке, и игры сама себе выбирает. В последнее время любит "ролевые" игры: кормит игрушки и спать укладывает, помогат мне мыть пол игрушечной шваброй (эта швабра спасает игрушки от купания в грязной воде).
Рисуем мы изредка, но с удоволствием, восковыми мелками. Сначала Соньке не очень удобно было с бумагой, пока мне не пришло в голову ее на картон скотчем наклеить, так лист не мнется и можно его за собой везде таскать и повсюду присаживаться и рисовать
А если у малявки ну ооочень смирное настроение, можн овместе рисовать, заодно учить цвета, а можно зверей всяких рисовать и про них истории рассказывать, а ребенок заодно научится их называть. Но такое у нас редко получается, за неделю раз или два, а так все больше кастрюли перекладываем и папины тапки прячем...

Mar 16 2007, 08:20 PM

Мамочки, у кого деткам больше двух лет, расскажите примерно свой распорядок дня. Очень интересно во сколько ребенок встает, ложиться на дневной сон, сколько спит, и во сколько ложиться потом вечером.
Просто моя дочура отказывается спать днем!!! И ничего с этим не сделаешь. Но если все-таки поспит, то на ночь можно уложить только после часу ночи... Просто думаю, может вы все очень рано встаете? и в этом наша проблема. Мы встаем сейчас в 9, ложимся после спокойной ночи малыши. Но ведь она еще такая маленькая чтобы не спать днем Как это у вас?

Mar 16 2007, 09:52 PM

Нюша, я помню у Катюхи тоже были проблемы с дневным сном. Приходилось сидеть и постоянно, строго так говорить:"Спать!", периодически руки одергивать ей, потому что колобродить начинала. Просыпалась она всегда около 8 утра, а спать на ночь тоже после спокойной ночи ложилась. Дневной сон был 1,5-2 часа. Она вообще у меня очень возбудимый ребенок, одно время давала ей гомеопатическую "Валериана Хелль". Становилась поспокойнее. А сейчас нивкакую не спит днем, вот уже с 4,5 лет.

Маша С-Пб

Mar 18 2007, 11:07 PM

Нам 1,9, но мы ясельные, в выходные даем отоспаться, тогда встаем в 9-10, кушаем, гуляем, в 13 обед, затем сон 2 - 2,5 часа, потом играем вместе(так как утром пока играет - я стараюсь дела все сделать): рисуем, лепим из мягкого пластелина, учим стишки короткии, играем на сентезаторе, на мелкую моторику до сих пор хорошо занятия идут(типа разложить фасолины по ячейкам из под каробачки конфет), танцум и делаем зарядку под детские песенки, презентации детские просто на ура, она даже иногда требует конкретные вообщем занятий хватает, если опять же у меня дела - выкладываю ей на стол 3 игры(грибочки разного размера и цвета деревянные одевать на штырьки, типа пирамидки(тоже деревянные квадраты, прямоугольники, треугольники и кружки - опять же на штырьки и шнуровку) - можно идти готовить или стирать мин. на 20-30 ложимся в 22-23, вообщем если сравнить с будней неделей, то все смещается примерно на 1-1,5 часа

Mar 19 2007, 12:25 AM

8:00-9:00 мы просыпаемся
ок. 10:00 завтрак
в 11:00 идем гулять на 1-2 часа
в 13:30-14:00 ложимся спать, спим 1,5-2 часа, но можем и все три проспать
в 17:00-17:30 полдник
в 18:00 идем гулять
ок. 19:30 ужин
спать ложимся в 22-22:30
а так все зависит от того во сколько она с утра проснется

Переменка

Mar 19 2007, 12:42 AM

Нам сейчас 1.6...

Подьем - с 8.00 до 9.00 - всегда по-разному, но не позже...
Завтрак 10.00
Обед 13.00
Дневной сон с 14.00 - дальше как получится. Чаще спит по 1.5 часа
Полдник 17.00
Купание 19.30
Ужин 20.00
Сон вечерний - в 21 - обязательное чтение книг

В 99% случая все соблюдается, что очень удобно. Ребенок сам уже знает когда спать и есть...

Mar 19 2007, 08:10 AM

Нам полтора.
8-9 - подъем
9- завтрак
11- гулять на час-полтора
12,30 - обед
13,30 - спать минут 30-40
15,30-16 - полдник
16,30 - гулять или в гости
19,30- ужин
21 - спать
Занимаюсь немного. Книжки выдерживает не больше страницы. Рисовать не более 3-5 минут в день, складываем кубики, пирамидки, играем, но занимаюсь с ним не более 10-15 минут в день, больше для него сложно пока, внимание рассеивается. А так он в основном предоставлен сам себе, занимается своими делами.

Mar 19 2007, 08:18 AM

Мы до сих пор спим 2 раза в день!

Просыпается в 7:30, в 10:30 - первый сон, в 15:30 - второй. Не совсем удобно. Пытаемся перевести на 1-разовый сон, пока не получается, вернее через раз. На ночь укладываемся в 21:30. Ночью не просыпается.

Mar 19 2007, 11:35 PM

Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

Apr 4 2007, 05:37 PM

QUOTE (Childking @ Mar 19 2007, 12:35 PM)
Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

Все дети развиваются по своему индивидуальному графику, и режим дня ребенка в 1 год может отличаться от распорядка остальных крох. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно топают, другие лишь ползают и ещё не сделали первые шаги. То же касается нервной системы детей: у кого-то она слабая, у некоторых позволяет прекрасно бодрствовать, только 1 раз прерываясь на сон днём.

Режим дня - установленная вами последовательности действий - залог выработанной . Важно, чтобы малыш знал, что вы заботитесь о его здоровье и без еды, сна, гигиенических мероприятий ему не обойтись.

Многие российские педиатры утверждают, что приём пищи у ребенка необходим каждые 3 часа, но опытные мамы знают, что аппетит малыша играет большую роль в его жизни.

Введите правило в семье: «Нет перекусам!», чтобы не жаловаться на отсутствие аппетита у детей. Если малыш жует что-то, то в его мозг поступает сигнал о принятии пищи, потому потом аппетита у него не будет, и во время обеда или ужина чадо просто отвернётся от тарелки.

Сон ребёнка в 1 год

Сколько должен спать малыш?

Норма сна для малыша в возрасте 1 года составляет 12-13 ч в сутки, ночной сон занимает из них 10-11 ч, на сон днём 2-3 ч. Если режим отличается на +/- 1 ч в любую сторону, это вариант нормы. Если малыш бодр, спокоен, жизнерадостен, умеет сконцентрироваться на собственных действиях, у него отличный аппетит, он легко укладывается спать, с улыбкой просыпается, поводов для беспокойства нет.

Но если ребенок спит 16-17 ч в сутки, это должно вас насторожить, необходимо обратить внимание на другие симптомы и сообщить об этом педиатру.

Дневной сон – одноразовый или двухразовый?

Распорядок дня «годовасика» может быть одним из двух вариантов.

  1. 2-фазный сон днём, который состоит из 2 периодов по 1,5 часа каждый. Малыши, которые предпочитают такой режим сна, могут быть бодрыми около 4 часов. Вечером их нужно укладывать примерно в 22.00. В режим дня замечательно вписываются 2 длительные прогулки и питание 5 раз в день.
  2. 1 длительный дневной сон. Для этого обычно нужна серьёзная перестройка режима дня. Малышей, которых 1 сон устраивает, можно причислить к «совам»: они просыпаются не раньше 7-8 ч. утра. Дневной сон у них длится не меньше 2-3 ч, начинается примерно в 13.00, завершается не раньше 15.30– 16.00. При этом кроху можно усадить за стол только 4 раза. Такой режим ребёнка в 1 год максимально приближён к условиям детей, посещающих дошкольное учреждение, потому адаптация при первых посещениях яслей наверняка пройдет без сложностей. Кроме того, у родителей крохи, который ложится отдыхать в 21.00, появляется немного больше свободного времени (при условии, что они тоже – «совы»).

Основные режимные моменты

Подъём, умывание и утренняя гимнастика

Утро малыша должно начинаться с умывания и подмывания. Обычно дети испытывают огромное удовольствие от игр в воде, можно использовать этот момент в формировании полезного навыка, позволяя ребёнку умываться самому. Перед этим каждый раз демонстрируйте ему, как правильно мыть лицо, руки, использовать мыло и полотенце.

Приучайте ребёнка мыть перед едой и после прогулки руки, а также к закаливающим водным процедурам по утрам.

Гимнастика годовалого ребёнка так же важна, как и гигиенические мероприятия. Она может включать следующие упражнения:

  • ползание на четвереньках;
  • ходьба с поддержкой, опорой и самостоятельное передвижение;
  • ходьба по узенькой дорожке;
  • приседание с поддержкой и без неё;
  • доставание игрушки с небольшой высоты;
  • залезание на кровать, кресло, стул, слезание с этих предметов мебели;
  • ползание сквозь обруч и под препятствиями;
  • наклоны при фиксированных коленях;
  • поднимание ног из положения лежа до угла 90°;
  • «велосипед»;
  • подъём из лежачего состояния в положение сидя;
  • подъём рук поочерёдно, движения руками как в боксе;
  • броски мяча 2 руками;
  • ходьба на месте с высоко поднятыми коленями

График приёма пищи малыша зависит от того, сколько раз он спит днём, каков режим дня ребенка в 1 год.

При 2-фазном режиме сна малыша можно успеть покормить 5 раз, при одном дневном сне – 4 раза. Если ребёнок находится на ГВ, грудное молоко прекрасно подойдёт для 1-го завтрака и кормления перед укладыванием на ночь (при его заменит молочная смесь).

На второй завтрак, обед и ужин малыш получит питание с общего стола – каши, салаты, супы, кисломолочные продукты, варёные и тушеные овощи, фрукты, ягоды, блюда из мяса и рыбы. В этом возрасте пищу не следует перетирать. Мясо и рыбу можно мелко резать, чтобы развивать жевательный рефлекс и сформировать правильный прикус.

Если какой-то продукт не понравился малышу, не следует его исключать, подмешивайте его в блюда понемногу, чтобы ребёнок привыкал к его вкусу и не лишался питательных веществ.

Перечень продуктов, которые под запретом для малыша: всё острое, пряное и жареное, цитрусовые, орехи, копчености, консервы, колбаса, грибы и кондитерские изделия. Вместо магазинных конфет можно угощать ребёнка фруктами и ягодами.

Старайтесь воспитывать навыки аккуратности у малыша во время еды, научить пользоваться салфетками, носовым платком, полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером.

Оптимальное время для прогулок выбирает мама, наблюдая за малышом и преследуя цели, которые ставит на время выхода из дома. К примеру, если желаете активного времяпровождения с максимумом впечатлений для крохи (что может включать катание на качелях, общение со сверстниками, кормление голубей в парке), лучше выйти на улицу в часы максимальной активности ребёнка — после завтрака или дневного сна.

Необходимо учесть и сезонность. В зимнее время, поздней осенью и ранней весной, когда рано темнеет, прогулка в послеобеденное время хуже, чем выход на улицу с утра – прогулки в сумерках интересны подросткам, а не малышам. В знойные дни лучше выходить на улицу до 11.00 и после 16.00, когда солнце не в зените. Важно, чтобы время прогулки было наполнено интересными делами, сколько бы она ни длилась.

Если мама на прогулке должна справиться с какими-то делами (к примеру, сходить в магазин), а малыш не любит такие мероприятия (это и понятно, он хочет играть и узнавать что-то новое), задача усложняется. В таком случае постарайтесь подстроить совместный режим, чтобы выйти на улицу, а ребёнок поспал в это время.

Длительность прогулки малыша во многом зависит от погоды. Поздней весной, летом и ранней осенью прогулки могут длиться долго – до 2 ч. Лучше, если ребёнок гуляет 2 раза в день, в одно и то же время.

Поздней осенью, зимой и ранней весной длительность прогулки годовалого ребёнка не должна быть больше 60 минут. Если гуляете меньше, стоит выйти на улицу 2-й раз за день.

Игры

Все малыши обожают учиться чему-то новому: строить и рушить созданное ими, поднимать с пола и бросать из кроватки. Для этой цели идеально подойдут пластмассовые или мягкие кубики. Также хорошо играть в годовалом возрасте сортёром, конструктором с крупными деталями.

Вы можете оказать помощь ребёнку в изучении изображений, цвета, строить дома. Собирайте пазлы с элементами большими размерами, учитесь клеить аппликации. Такие игры очень сближают.

Игры с пирамидками тоже будут кстати: при покупке выбирайте варианты с большими кольцами, чтобы ребёнку было удобно их взять и нанизать на стержень.

На куклах можно продемонстрировать малышу, где находятся уши, глаза, нос, волосы, руки и ноги. Потом можно спрашивать: «Где у Нади ушки?» и просить их показать. Подражая действиям родителей, братьев и сестёр, малыш станет заботиться о куколке – одевать, кормить и поить, укладывать спать, жалеть, садить на горшок.

Очень важны в этом возрасте книжки. Даже если малыш не может понять, о чём речь, он слышит знакомый голос, узнаёт некоторые слова, изучает картинки вместе с вами. Задавайте своему чаду вопросы, покажите, что изображено на картинках, с каждым месяцем усложняя свои рассказы и вопросы.

Сказки в стихах представляют особый интерес в жизни малыша: стихотворный ритм лучше воспринимается, именно их он будет повторять, когда начнёт говорить.

Пальчиковые игры, цель которых – развитие мелкой моторики и речи, могут оказаться хорошим методом обучения.

Многие любят играть с посудой, такие занятия можно разнообразить, используя подручные средства: крупы, фасолинки, макароны разной формы, жидкости в пластиковых бутылках. Ребенок может лить воду из одной миски во вторую, вылавливать предметы в воде, перебирать крупы и таким образом учиться владеть собственным телом.

В этом возрасте можно проводить занятия с пластилином под присмотром взрослых, чтобы ребёнок научился лепить колбаски и колобков. Необходимо внимательно следить, чтобы пластилин не попал в рот чаду. Можно изготовить или купить пальчиковые краски: у малыша будет моря эмоций от рисования ладошками и пальчиками.

Развивающие занятия

Малыши в этом возрасте мыслят образами, не оперируют абстрактными понятиями, потому в играх нужно задействовать множество предметов или изображений. Кубики, куклы, мячи, яркие книжки, мягкие игрушки станут замечательным реквизитом для развивающих занятий.

Желание творить у годовасика заявляет о себе, однако он не всегда получает то, что задумал, и тогда интерес к делу теряется. Помогайте малышу, направляйте пальчики, сообщайте, что делаете и почему, чтобы интерес к творчеству созревал постепенно.

В этом возрасте важно устраивать игры для развития речи. Вы можете пропускать слова в его любимой сказке или песне, повторять звуки («Как летит самолет?», «Как мурлычет кошка?», «Как лает собака?», «Как жужжит пчела?»). Показывайте предметы и просите, чтобы малыш называл их.

Для малыша важен регулярный уход за кожей, т. к. она у него очень нежная, подвержена повреждениям. Родители, допуская небольшие погрешности в уходе за ребенком, вызывают у него беспокойство. К примеру, чадо одели слишком тепло, что привело к возникновению потницы, или его не вовремя подмыли, появились опрелости, зуд, жжение.

Не реже 2 раз в неделю малыша нужно купать перед сном. После 1 года это можно делать в большой ванне, а после 2 лет стоит приучать принимать душ. Если в какой-то день вы не купаете малыша перед сном, обязательно подмойте его и вымойте ему ножки.

Следует коротко стричь ногти по мере необходимости маленькими ножницами с загнутыми концами. Моя малышу голову, следите, чтобы шампунь не попал ребёнку в глаза.

Засыпание

Желательно, чтобы к годовалому возрасту ребёнок научился засыпать без укачивания или соски. Так будет проще вам, но не ему. Хотя, конечно, такой совет крайне непросто выполнить.

Режим дня ребенка в 1 год по часам

Вариант 1 (2 дневных сна)

Вариант 2 (1 дневной сон)

Время Занятие
7.00 Малыш просыпается. Гигиенические процедуры, гимнастика, переодевание.
8.00 Первый завтрак.
8.30 Игры, одевание.
9.00 Прогулка
11.00 Переодевание, игры дома
12.00 Обед, укладывание на дневной сон.
13.00 Сон.
16.00 Полдник
16.30 Прогулка, игры.
19.30 Ужин.
20.30 Ванна, массаж, тихие игры, чтение книжек.
21.30 Кефир перед сном, укладывание, отбой.

Заключение

Режим ребёнка в 1 год необходим для нормального развития крохи, устойчивости его нервной системы. Родители, который считают, что четкий распорядок малышу не нужен, рискуют в итоге получить ребенка, который не поддаётся воспитанию. Без достаточного количества сна кроха постоянно возбужден, это мешает его адекватному восприятию окружающего мира, общению с близкими и сверстниками, учёбе и развитию. Подбирая режим, следует учитывать потребности и желания вашего малыша.

А каково ваше мнение по поводу режима годовалого ребёнка – нужен ли он? Будем рады обратной связи в комментариях к этой статье.

Каждый месяц в течение первого года жизни в режиме дня ребёнка происходили определённые изменения. Время, посвящённое активным играм и развивающим занятиям, постепенно увеличивалось, количество кормлений и дневных снов - сокращалось. Для того чтобы родители были уверены в правильном развитии годовалого малыша, нужно не только учитывать индивидуальные особенности крохи, но и знать определённые возрастные нормы: сколько нужно спать, как много времени проводить на свежем воздухе, как сделать меню сбалансированным.

Сколько должен спать ребёнок в 1 год

Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них - на ночной и 2–3 - на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается - примерно на 30–60 минут.

А уже к двухлетнему возрасту общее количество времени, проведённого во сне, составляет 12–13 часов.

Дневной и ночной сон ребёнка в 1 год

В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.

Другие дети уходят на ночной сон позднее, а значит, и просыпаются, позже. Именно поэтому в первой половине дня отдых им не нужен - они просто не успевают устать. В этом случае ребёнку хватает одного дневного сна, который будет более продолжительным по времени - 3–3,5 часа. Если кроха активен, хорошо спит ночью и ему хватает одного дневного сна, педиатры рекомендуют не укладывать малыша второй раз.

Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года - самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно. Важное правило, которое нужно соблюдать, - прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна.

Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

  • активные игры во второй половине дня;
  • расслабляющая прохладная ванна;
  • кормление непосредственно перед сном.

Видео: правила детского сна

Бодрствование

Дети каждый день узнают что-то новое. В этом возрасте они очень любознательны. Для гармоничного развития родители должны проводить с малышом много времени. Правильно организованное бодрствование помогает:

  • фокусировать внимание крохи на определённом предмете или задании;
  • разрабатывать мелкую и крупную моторику;
  • развивать мышление, память и речь.

Несмотря на то что в один год дети умеют ещё немного, есть занятия, которые наверняка придутся им по вкусу:

  • рисование пальчиковыми красками;
  • игры с песком (в холодное время года их можно организовать дома с помощью кинетического песка);
  • крупные пазлы, конструктор, кубики, пирамидки;
  • игры с водой.

В этот возрастной период оптимальным является сочетание динамических и статических игр, направленных на совершенствование навыков моторики, в том числе и мелкой. Игры с распознаванием цветов, форм предметов, запоминание названий различных объектов (вещи, животные и т.п.), звуков. Прекрасно подходят и спортивные игры (мяч, лазание по детским горкам с поддержкой родителей). Занятия в бассейне также способствуют получению симметричных нагрузок без патологического воздействия на опорно-двигательную систему.

Прогулки на свежем воздухе

Педиатры рекомендуют родителям организовывать прогулки на улице дважды в день: в течение 1,5–2 часов до обеда и столько же после полдника или ужина. Гулять желательно в любую погоду, кроме сильного дождя и метели, аномально высоких и низких температур. Свежий воздух полезен для здоровья малыша и его физического развития. Чтобы прогулка была интереснее, можно брать на улицу мяч, велосипед, игрушки для песочницы. А познавательной её сделает рассказ о мире вокруг: деревьях, птицах, цветах, погоде. Следует помнить о том, что присутствие родителей рядом с годовалым малышом обязательно для его безопасности.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Во время сборов на прогулку не нужно слишком тепло одевать малыша: ему должно быть комфортно. Кроме того, простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости из-за слишком большого количества одежды.

В каждой семье режим дня складывается по-разному, но существуют общие рекомендации педиатров.

  1. Купание чаще всего проходит перед ночным сном. Если эта процедура расслабляет малыша и настраивает его на спокойный лад, время выбрано верно. Если после ванной ребёнок становится возбуждённым, лучше перенести купание на другое время.
  2. Подходящее время для развивающих занятий - первая половина дня. В этот период ребёнок более сосредоточен и внимателен и будет быстрее воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться рисованием, поиграть с песком или водой.
  3. Гимнастику лучше проводить утром после гигиенических процедур. Зарядка укрепляет организм и помогает физическому развитию.

Нарушение режима сна и бодрствования годовалого ребёнка

Достаточное количество сна очень важно для малыша, так как именно в это время вырабатывается гормон роста, организм отдыхает и восстанавливает силы, которые потратил на активную деятельность. Причин нарушения сна может быть несколько:

  • неправильный режим питания, когда голод или, наоборот, слишком большой объём пищи на ночь делают сон беспокойным;
  • физический дискомфорт, вызванный болезнью, тесной или натирающей одеждой, прорезыванием зубов, духотой в помещении;
  • эмоциональное переутомление, из-за которого ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть;
  • гиперактивность.

Что делать родителям?

  1. Время непосредственно перед сном лучше проводить за спокойными играми, например, чтением сказок или рисованием.
  2. В качестве позднего ужина не стоит давать ребёнку фрукты, мясные или овощные пюре, так как это большая нагрузка на желудок. Грудное молоко или адаптированная смесь - оптимальный вариант перед сном.
  3. Во время болезни и прорезывания зубов дети неспокойны. По рекомендации педиатра можно пользоваться лекарствами, снимающими неприятные ощущения. А для малышей на грудном вскармливании хорошим успокоительным является мамина грудь.
  4. При подозрении на гиперактивность нужно обратиться за консультацией к неврологу.

Режим кормления ребёнка в 1 год

К годику рацион ребёнка становится достаточно разнообразным, хотя переходить на общий стол ещё слишком рано. Смесь или материнское молоко остаются в основном только утром и перед ночным сном. В этом возрасте малыш ест 4–5 раз в день с перерывом 3–4 часа между кормлениями независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании он находится.

В меню годовалого ребёнка должны входить:

  • мясные, овощные и фруктовые пюре;
  • молочно-крупяные каши;
  • творог и кефир;
  • рыба;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла.

По желанию родителей можно предлагать детское печенье и фруктовые соки.

Желудочно-кишечный тракт ребёнка остаётся неприспособленным к перевариванию многих продуктов, поэтому некоторые из них могут вызвать аллергию и дискомфорт. Способ приготовления также имеет огромное значение - детям этого возраста пищу готовят на пару или варят, а жареная, копчёная и солёная еда крайне нежелательна.

Отдельного внимания требует включение в рацион цельного коровьего молока. Часто мамы завершают грудное вскармливание, когда малышу исполняется год, и заменяют материнское молоко коровьим. Педиатры не рекомендуют делать этого по нескольким причинам.

  1. Состав коровьего молока не адаптирован для ребёнка: в нём много фосфора, который при выводе из организма почками вымывает кальций.
  2. Большое содержание жиров оказывает дополнительную нагрузку на систему пищеварения, из-за чего у ребёнка может возникнуть дискомфорт в животике и расстройство стула.
  3. Употребление коровьего молока часто провоцирует аллергическую реакцию.

Основная проблема, связанная с употреблением цельного молока, состоит в его влиянии на формирование костей. Дело в том, что оно содержит в 6 раз больше фосфора, чем женское, а обмен этого элемента в организме теснейшим образом связан с обменом кальция. В итоге уровень последнего в крови может снижаться, нарушая развитие костей. Это положение тем актуальнее, чем младше ребёнок, но почки годовалого малыша вполне могут справиться с излишком фосфора и вывести его. Тем не менее педиатры многих стран не рекомендуют употребление цельного коровьего молока до достижения ребёнком двухлетнего возраста и предлагают в качестве альтернативы т.н. «последующие формулы» - сухие молочные смеси для вскармливания детей старше 6 месяцев (их обычно обозначают номерами 2 и 3). Аргументация - чисто, удобно, сбалансирован минеральный состав, добавлены витамины.

Евгений Олегович Комаровский, педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/korove-moloko.html

Видео: особенности питания детей в возрасте 9–12 месяцев

Сравнительная характеристика режима дня для детей 12 и 18 месяцев

Режим дня для детей в год и полтора во многом схожи. Главное отличие состоит в количестве сна. Если большинство годовалых малышей спит два раза в день, то ближе к полутора они переходят на один дневной сон. Постепенно сокращаются и ночные кормления. В 12 месяцев ребёнок может просыпаться один раз за ночь. В полтора года можно приучить малыша спать без перерыва на еду. Режим дня не зависит от способа вскармливания: груднички и искусственники имеют приблизительно одинаковый распорядок, который зависит от индивидуальных особенностей малыша и семьи.

Таблица: примерный режим ребёнка в 1 и 1,5 года с графиком кормлений

Время 1 год Время Полтора года
7.00–7.30 8.00–8.30 Пробуждение, первое кормление
7.30–8.00 Гигиенические процедуры 8.30–9.00 Гигиенические процедуры
8.00–8.30 Гимнастика 9.00–10.30 Гимнастика
8.30–9.00 Завтрак 10.30–11.00 Завтрак
9.00–10.30 Развивающие занятия 11.00–12.00 Развивающие занятия
10.30–12.00 Первый дневной сон 12.00–14.00 Прогулка на свежем воздухе
12.00–14.00 Прогулка на улице 14.00–14.30 Обед
14.00–14.30 Обед 14.30–17.00 Дневной сон
14.30–15.30 Игры 17:00–18:00 Игры
15.30–17.00 Второй дневной сон 18:00–18:30 Ужин
17:00–18:00 Игры дома или на улице 18:30–20:30 Прогулка на улице
18:00–18:30 Ужин 20:30–21:30 Спокойные игры
18:30–20:30 Прогулка на свежем воздухе 21:30–22:00 Купание
20:30–21:30 Спокойные игры 22:00–22:30 Кормление перед сном
21:30–22:00 Купание 22:30–8:00 Ночной сон
22:00–22:30 Кормление перед сном
22:30–7:00 Ночной сон с просыпанием для кормления

Почему важен режим дня для ребёнка в 1 год

К году у малыша вырабатывается определённый распорядок дня, который включает в себя дневной и ночной сны, питание, физические упражнения, прогулки и развивающие игры. В зависимости от индивидуального развития и потребностей режим может незначительно отличаться от того, который рекомендуют педиатры в соответствии с возрастными нормами. Но одно правило остаётся неизменным: он должен быть удобным для всей семьи и не доставлять дискомфорта ни одному из её членов. Малышу, у которого есть чёткий распорядок, будет проще адаптироваться в детском саду. Поэтому принцип таков: светлое время суток для развития, физических упражнений и игр, тёмное - для сна.

  1. Если малыш много спит днём, а ночью просыпается для игр, родителям нужно максимально занимать его в течение дня: занятия дома и на свежем воздухе, посещение детских площадок. В этом случае ребёнок потратит свой запас энергии и к вечеру будет чувствовать себя уставшим. После активного дня ночной сон более спокойный.
  2. Ребёнок должен полноценно и сбалансированно питаться. Иногда дети не едят с утра и до обеда, а потом съедают большие порции - это вредно для системы пищеварения и даёт нагрузку на желудок. Кормления нужно проводить приблизительно в одно и то же время. Если малыш не хочет есть, не нужно по первому требованию предлагать ему перекус. Лучше подождать несколько часов, когда он проголодается и съест предложенную порцию.
  3. Родители должны помнить, что именно они, а не ребёнок, устанавливают распорядок. Даже если в течение нескольких дней малыш не принимает новый режим и высказывает недовольство капризами и плачем, нужно потерпеть, мягко настаивая на своём.

Видео: доктор Комаровский о режиме дня

Чтобы ребёнок спал ночью и был активным днём, ему необходим определённый режим. При формировании распорядка дня родителям нужно начать с установления границ сна, приёма пищи, занятий и прогулок на улице. При соблюдении режима организм ребёнка быстро привыкнет к определённому ритму.

Все дети, а особенно маленькие, как никто, нуждаются в режиме дня. Это связано напрямую с тем, что неокрепший детский организм очень чувствителен к изменениям в погоде и в природе в целом. Также ежедневный распорядок дня очень полезен мамам малышей. Какой же должен быть оптимальный режим дня у ребенка от 1 до 3 лет?

Приучить малыша к определенному режиму дня довольно легко и просто. Ведь день не настолько разнообразен, как скажем у школьника. Основой дня ребенка от 1 до 3 лет являются кормление, прогулки и сон. И когда все процедуры выполняются изо дня в день в определенное время, это дает ребенку чувство уверенности и спокойствия.

Режим сна

Если ребенок соблюдает режим и спит днем и вовремя ложится вечером, то это огромная заслуга мамы.

1 год. К концу первого года жизни продолжительность сна детей уменьшается до 15 ч в сутки за счет сокращения дневного сна. Ночью малыш спит так же долго.

2 года. С конца первого года жизни ребенок может спать всего один раз днем. А время бодрствования увеличивается до 5-6 часов подряд.

3 года. После двух лет ребенок спит днем в среднем около двух часов и может спокойно бодрствовать до 12 часов в сутки.

Основные правила при формировании режима сна:

  • Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  • Обязательно нужно проветривать комнату перед сном.
  • Укрывать ребенка нужно легко, чтобы ему не было жарко, и он не потел.
  • Желательно находиться рядом, пока малыш не заснет: спеть колыбельную, почитать сказку, тихонько поговорить, погладить по животику.
  • За час до ночного сна не устраивать активных игр и беречь малыша от эмоционального перевозбуждения.
  • Не стоит приучать ребенка спать в полной тишине.
  • Продумать процедуру отхода ко сну, которую ребенок будет выполнять сам: собирание игрушек, купание, переодевание в пижаму.

Режим кормления

Кормление - одно из важных составляющих режима дня ребенка. Время приема пищи зависит от режима бодрствования дневного сна.

1-1,5 года. В этом возрасте количество приемов пищи у ребенка должно составлять 4 раза в день с интервалами в 3-4 часа. Затем ребенок как правило бодрствует, а затем спит до следующего кормления.

1, 5-3 года . Ребенок должен есть по прежнему 4 раза в день, но уже с интервалом в 3,5-4 часа. Завтрак должен быть не позже чем через час после пробуждения, так как период ночного сна у него довольно долгий. Ужин тоже должен быть не менее чем за час до сна.

Режим бодрствования

1-1,5 года. Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 - 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника),

Гулять на свежем воздухе нужно 2 раза по 1,5 часа, а летом можно гулять и до 4-х часов, но с легким перекусом во время прогулки.

1,5-2 года. Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 - 5,5 часов. На прогулку с ребенком следует ходить по-прежнему 2 раза в день, после завтрака и полдника.

2-3 года. Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности.

Прогулки в зимнее время не должны быть дольше 2 часов, но в другое время можно и вовсе проводить все время на улице.

Врачи-педиатры советуют такой режим дня для ребенка от 1 до 3 лет :

Режим

1-1,5 года

1,5-2 года

2-3 года

Пробуждение

Прогулка

Прогулка

Прогулка

Ночной сон

Режим дня ребенка влияет не только на его физическое и моральное состояние, но и на дисциплину в целом. Что очень важно как для родителей, так и для самого ребенка.

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

Если не соблюдать режим дня

Если родители нелогичны в соблюдении детского режима дня, то заставляют ребенка его соблюдать, то пускают все на самотек, это негативно отражается на нервной системе малыша. У него могут возникнуть вот такие проблемы со здоровьем.

  • Капризность, раздражительность, нервозность
  • Быстрая утомляемость
  • Перепады активности и покоя
  • Перепады настроения
  • Недосыпание, плохой сон
  • Плохой аппетит
  • Недостаточное усвоение информации
  • Нежелание убирать за собой, помогать маме

Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

Сон ребенка 1-1,5 годика

Дневной сон в расписании ребенка этого возраста нужно планировать дважды. Первый раз ребенок должен поспать от двух до 2,5 часов, а второй раз – до двух часов.

Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет с мамой по свежему воздуху. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом. Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время. Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.

Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.

Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка 1-1,5 лет, нужно хорошенько проветрить комнату. Но на сквозняке малыш спать не должен – заболеет.

Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?

Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.

Активность ребенка 1-1,5 лет на протяжении дня

Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.

Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.

Прогулка

Прогулке годовалого ребенка тоже нужно уделять не меньше двух раз в день. Свежий воздух очень хорошо влияет на здоровье ребенка. Эта прогулка должна длиться не менее полутора часов, а летом – до двух часов, если погода хорошая.

Купание и закаливание

Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

Как правильно одевать ребенка в 1-1,5 годика?

Одежда такого ребенка должна быть свободной и желательно – из натуральных материалов. Одежда будет хорошо впитывать влагу, защищать ребенка от переохлаждения и жары и давать ему возможность свободно бегать и прыгать. Поэтому одежда должна быть оснащена минимумом завязочек и ленточек – они могут повредить ребенку.

Чему нужно учить ребенка 1-1,5 лет?

Обязательно нужно в этом возрасте учить малыша мыть ручки, чистить зубки, пользоваться ложкой, салфеткой, горшком.

Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

Режим дня ребенка будет приносить ему пользу, если родители будут тверды и деликатны в подходе к ребенку.