Психологический профиль как способ поиска преступника.

Д. Ю. ПОГОДИН

Приводятся сведения об использовании европейскими учеными в первой половине XX в. метода психологических профилей Г. И. Россолимо.

Ключевые слова : Метод психологических профилей Г. И. Россолимо, профориентация, профотбор.

Идеи Г. И. Россолимо, в частности его метод психологических профилей, получили широкий резонанс среди психологов Европы. Об этом свидетельствуют неоднократные ссылки на Г. И.Россолимо в трудах таких исследователей, как Э. Клапаред (Швейцария) [ 3] , А. Джемелли (Италия) , , Ж. Фонтень и А. Соляри (Швейцария) , , Ф. Гизе (Германия) , О. Липман (Германия) , Р. Шульце (Германия) , Р. Кувэ (Германия) [ 5] П. Раншбург (Австро-Венгрия) , Ф. Баумгартен (Германия) и других.

Зарубежные психологи не только взяли на вооружение метод психологических профилей, но и пытались усовершенствовать его, внося свои изменения. Столь широкий интерес к психологическому наследию Г. И. Россолимо объяснялся социальной ситуацией развития, растущими потребностями общества в решении проблемы профессионального отбора. Данная потребность дала толчок к развитию психотехники как самостоятельной отрасли знаний.

В начале ХХ в. задачей психологии стало определить, с одной стороны, какие именно душевные качества нужны для каждой профессии, а с другой - обладает ли данный человек именно теми качествами, которые необходимы для данного вида деятельности. Такая постановка вопроса ввела психологию в хозяйственную жизнь; было положено начало новой отрасли науки - промышленной психотехнике.

Психотехника, как показывает само ее название, это наука об использовании психических качеств человека для достижения какой-нибудь практической цели. Поэтому ее часто называли просто «практической психологией» , . Психотехника пыталась вмешиваться во все без исключения явления жизни.

Задачи промышленной психотехники были разнообразны. Она исследовала следующие вопросы:

Какие методы труда наиболее целесообразны, в наибольшей степени приспособлены к психофизическим способностям человека и позволяют за минимальное время с минимумом затрат энергии достигнуть максимальных результатов;

Как легче и быстрее всего научить рабочих пользоваться этими методами;

Какие именно инструменты (машины, технические аппараты) больше всего облегчают труд рабочего, т. е. наиболее

Приспособлены к его нервной и мышечной системе, к особенностям его внимания, памяти и воли (эти три вопроса рассматриваются методами так называемой рационализации труда);



Как надо выбирать людей, наиболее подходящих психически к конкретному виду труда (этот вопрос обращал на себя главное внимание психотехников в начале ХХ в. и исследовался с большим успехом).

Первые исследования в этом направлении были выполнены профессором Гарвардского университета Х. Мюнстербергом. В 1910 г. он первый ввел тесты для отбора телефонисток и вагоновожатых. Эти тесты имели такой успех на практике, что их стали применять в Америке и в других профессиях.

В Европе эти опыты вызвали большой интерес, сначала без применения на практике. Первая мировая война привела к росту психотехнических исследований. Война заставила страны-участницы стремиться к превосходству не только количественно, но и качественно, выбирая для каждой специальности самых подходящих исполнителей. Почти во всех воевавших государствах - Англии, Франции, Германии и Италии - военные министерства стали открывать психологические лаборатории для отбора призывников, наиболее годных в летчики, шоферы, артиллеристы и т. д.

В Америке с помощью тестов (отдельно для грамотных и неграмотных) распределяли новобранцев в пехоту, кавалерию и артиллерию; психологически обследовано было не менее 13/4 млн людей. Одновременно с этим и в гражданской жизни была осознана необходимость ставить на работу людей, которые, несмотря на убыль рабочей силы вследствие войны, позволили бы сохранить производительность предприятий ( , ). Если испытуемый лучше запоминал числа, чем слова, то из этого делался вывод, что у него лучше математическая память, чем вербальная; если он запоминал бессвязные слоги лучше, чем осмысленные выражения, делался вывод, что у него формальная память лучше, чем логическая.

Тесты, служащие для исследования различных способностей человека, имелись в начале ХХ в. в избытке. Одни из них были позаимствованы из экспериментальной психологии, другие разработаны исключительно для практических целей; в их числе был метод психологических профилей Г. И. Россолимо.

С докладом об этом методе Г. И. Россолимо (в ту пору приват-доцент Московского университета) выступил в 1909 г. на Втором съезде по экспериментальной педагогике . В 1911 г. описание метода вышло на немецком языке в журнале «Клиническая психология и нервные болезни» (Klinik Fur Psychol . Und Nervose Krankheiten ) .

Среди зарубежных психологов, знавших и применявших на практике в своих исследованиях метод психологических профилей Г. И. Россолимо, в первую очередь следует назвать имя Э. Клапареда. Этот швейцарский психолог в начале ХХ в. основал Ассоциацию прикладной психологии в Женеве и Педагогический институт им. Ж.-Ж. Руссо. Данный институт стал международным центром экспериментальных исследований. Э. Клапаред неоднократно ссылался на работы Г. И. Россолимо ( , , ) в своих трудах. Первое упоминание о российском психологе встречается у Э. Клапареда в книге «Психология ребенка и экспериментальная педагогика» (издана в России в 1911 г.). Позже, в связи с огромной популярностью метода психологических профилей Г. И. Россолимо среди психологов, Э. Клапаред включил отдельный параграф, посвященный данному методу, в книгу «Как определить умственные способности школьников» .

Суть метода психологических профилей Г. И. Россолимо сводилась к следующему. Испытуемые проходили ряд тестов на определение внимания, памяти, воображения и т. д. Для наглядного изображения



Результатов испытания он оценивал каждую группу тестов по десятибалльной шкале. Оценка каждой группы тестов представлялась в виде вертикальной линии.

Соединяя верхушки таких линий, он получал кривую, которую назвал Психологическим профилем . Психологический профиль давал представление о характерных способностях испытуемого (рис. 1).

Рис. 1 . Психологические профили испытуемых A, B, C и D (по Г. И. Россолимо; цит. ).

Э. Клапаред предложил улучшение метода Г. И. Россолимо. По мнению швейцарского ученого, сначала следовало определить для каждого теста уровень его исполнения самым способным, затем средним и, наконец, малоспособным испытуемым, так как только на основании такого определения можно получить представление о том, какое место занимает данный индивид среди других в отношении определенной способности. Вместо абсолютных оценок, как это имело место в методе Г. И. Россолимо, Э. Клапаред фиксировал положение, занимаемое по данному показателю испытуемым в группе. Ученый подчеркивал некоторую случайность использования десятибалльной шкалы, невозможность установления «одного и того же масштаба» ; он предложил привнести поправку («очень остроумную», по мнению самого Э. Клапареда) с заменой шкалы на процентные показатели.

Как считал Э. Клапаред, система профилей Г. И. Россолимо чрезвычайно сложна в применении и оценке полученных результатов. При оценке уровня развития ряда психических процессов Э. Клапаред применил иную измерительную систему. Если Г. И. Россолимо использовал десятибалльную шкалу, то Э. Клапаред посчитал более правильным применение стобалльной системы измерения. Кроме того, Э. Клапаред попытался



Приблизить метод психологических профилей Г. И. Россолимо к шкале умственных способностей Бине-Симона. Он предложил вывести средний показатель для оценки уровня развития психических процессов. Продолжая рассматривать психологические профили, женевский ученый подчеркивал незавершенность работы в плане как теоретической, так и практической ее обоснованности. Критикуя преимущественно эмпирический подход российского коллеги, он указывал на необходимость долгой и кропотливой работы в области разработки серии опытов для обрисовки «основных черт психической физиономии» В качестве примера он рассматривал память, ее виды, а именно зрительную, слуховую и звуковую, фиксирующую (краткосрочную) и долговременную. Э. Клапаред призывал свести число опытов к возможному минимуму, чтобы ограничиться одним показателем. Однако, несмотря на критическое отношение Э. Клапареда к избыточному количеству тестов при использовании метода психологических профилей Г. И. Россолимо, швейцарский ученый применял его в измененном виде на практике.

Рис. 2 иллюстрирует выявленный Э. Клапаредом психологический профиль

Трех мальчиков, прошедших тестирование по трем параметрам: запоминанию слов, определению их значения и скорости сложения. Испытуемый А запомнил 11 слов из 15. Так как на основании предварительного испытания среди 100 детей 12 лет тот, кто запомнил 11 слов из 15, занимал пятое место, то данный результат был отмечен Э. Клапаредом на уровне 95 %. Подобным образом фиксировались и другие результаты тестирования.

Рис. 2 . Результаты тестирования трех испытуемых (по Э. Клапареду)

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на некоторые поправки, Э. Клапаред высоко оценивал в целом метод психологических профилей и пользовался им в своих исследованиях.

Другой психолог - специалист в области психотехники итальянец А. Джемелли - в своих исследованиях также обращался к методу Г. И. Россолимо. Для проведения испытаний на профпригодность летчиков и кандидатов в летный состав А. Джемелли разработал графическое изображение эмоциональных реакций. Он использовал грудной и брюшной пневмографы (приборы для определения дыхания) и ушной плетизмограф - прибор для



Определения изменения кровообращения. Испытуемого приводили в волнение внезапным упоминанием приятного или неприятного ему имени или факта. А. Джемелли не только применил метод психологических профилей Г. И. Россолимо, но и значительно расширил измеряемые параметры: кроме психических процессов, он исследовал и психические состояния.

Важно отметить, что поскольку преследовалась цель отбора летчиков и кандидатов в летный состав для военной авиации, то лабораторные условия проведения эксперимента отличались от рекомендованных Г. И. Россолимо тем, что испытуемых старались ввести в неустойчивое эмоциональное состояние, как положительное, так и отрицательное.

Внимание, его объем и степень концентрации, способность выделять определенные впечатления из общей массы и умение наблюдать - все эти психические процессы А. Джемелли исследовал по методу психологических профилей Г. И. Россолимо следующим образом: испытуемому выдавался лист бумаги, на котором зигзагами были расположены разные значки (крестики, кружочки и т. п.), и предлагали прокалывать иглой по порядку все значки одного рода, например, все крестики.

Правильность выполнения заданий определяла место испытуемого (количество ошибок не регистрировалось) на общей кривой. Результаты тестирования каждого фиксировались по методу психологических профилей Г. И. Россолимо (рис. 3).

По оси абсцисс располагались изучаемые параметры в следующем порядке: 1) концентрация внимания, 2) объем внимания, 3) узнавание предметов или качеств, 4) суждение о предметах или качествах, 5) воспроизведение названий предметов или качеств, 6) распознавание красок, 7) наблюдательность, 8) скорость реакции на слуховое раздражение, 9) скорость реакции на осязательное раздражение, 10) скорость реакции на зрительное раздражение, 11) устойчивость против возбуждения: испытания с помощью плетизмографа, 12) устойчивость против возбуждения: испытания с помощью пневмографа.


Рис. 3 . Результаты тестирования кандидатов в летчики (по А. Джемелли)

Таким образом, А. Джемелли приспособил метод психологических профилей Г. И. Россолимо для нужд военной авиации и с успехом его использовал.

Швейцарские психотехники Ж. Фонтень и А. Соляри, опираясь на метод психологических профилей, проводили исследования профессиональной пригодности телефонисток. При этом выявлялись запоминание чисел, порядка слов, объем внимания, концентрация внимания, проводился тест с игральными картами, определялась точность движений и время реакции. Результаты, полученные в ходе испытаний, заносились в профили пригодности.

Результаты психологического исследования хотя и довольно хорошо совпали с оценкой испытуемых администрацией телефонных станций, все же не давали возможности проводить профессиональный отбор. Отсюда исследователи сделали вывод о том, что либо выбранные тесты не соответствовали цели, либо в оценку телефонисток администрацией входили факторы, которые при тестировании не были приняты во внимание.

Вследствие этого обстоятельства испытания были подвергнуты особому контролю: результат каждого теста сравнивался отдельно с оценкой администрации; оказалось, что тестирование памяти имеет самое большое значение для практики, так как оценки по этому показателю совпадали с практической оценкой телефонисток. Тесты на скорость и точность движений часто расходились с такой оценкой. Из этого Ж. Фонтень и А. Соляри заключили, что физические способности (в данном случае ловкость движений) не имеют такого значения для успешной работы телефонисток, как качества чисто психические, например, память.

На основании своих исследований Ж. Фонтень и А. Соляри сделали еще одно заключение: обучение телефонному делу в то время было несовершенным и при имевшей место постановке обучения телефонистка недостаточно быстро овладевала своей профессией. Ввиду этого авторы




Предлагали устроить специальную телефонную школу, принимать в которую следовало только после психологического тестирования.

Таким образом, применив общий подход, предложенный Г. И. Россолимо, швейцарские психотехники разработали свой узкоспециальный психологический профиль для профессионального отбора телефонисток.

Немецкий психотехник Ф. Гизе (г. Штутгарт) также прибегал к методу психологических профилей Г. И. Россолимо. Если в отечественной экспериментальной психологии использовалось 11 параметров, то Ф. Гизе разработал профиль с 26 параметрами, но при этом посчитал более целесообразным применить шкалу в модификации, предложенной Э. Клапаредом. Немецкий психотехник считал, что метод психологических профилей дает возможность использовать не только графическое изображение, удобное в применении. Он подчеркивал, что этот метод является логически завершенным как с эмпирической, так и с теоретической точки зрения. Рассматривая свой практический опыт работы в экспериментальной психологии, Ф. Гизе отмечал, что кривые профилей дают индивидуальную картину при исследовании в самых разных областях. Они могут с успехом применяться при обследовании как учеников вспомогательных школ, так и душевнобольных лиц, лиц с врожденным слабоумием, неврастеников и т. д.

Анализ результатов исследований мог позволить прогнозировать дальнейшее психическое развитие испытуемых. Так, рассмотрев структуру профиля эпилептика, определенно указывающую на дисгармоничность интеллектуальных процессов, можно определить приблизительное время припадков. По мнению Ф. Гизе, также интересны профили больных с ранениями головы: при графическом изображении отмечались явления выпадения, которые находились вне зависимости от социальных и этнографических условий, а также от уровня образования. Ф. Гизе считал, что по форме кривой, даже не видя больного, можно было поставить диагноз.

Таким образом, с точки зрения Ф. Гизе, логическая интерпретация профилей указывала на их громадное значение. Ученый считал, что «профиль Россолимо выходит далеко за пределы простого диагноза и обладает в значительной мере логическими данными»

Другой психолог, Ж. М. Лаги (Париж), также отмечал большое научное значение метода психологических профилей, выходящее за рамки той цели, которую Г. И. Россолимо изначально ставил. По мнению Ж. М. Лаги, этот метод дал возможность трактовать различные вопросы общей и индивидуальной психологии, освещать проблемы педагогики, криминальной психологии и определять интеллектуальную недостаточность. Это был качественный и удобный метод для психиатрической диагностики. Французский ученый писал, что воспользовался психологическим профилем при профотборе рабочих, так как имел целый ряд тестов, которые можно было сопоставлять и сравнивать. Для каждой профессии, с его точки зрения, можно было предложить особый набор тестов.

Ж. М. Лаги разработал комплект тестов для трамвайных кондукторов. Каждый

Индивидуальный профиль указывал на наличие или отсутствие той или иной способности, необходимой для данной профессии. Ж. М. Лаги подчеркивал быстроту и точность метода психологических профилей Г. И. Россолимо при профессиональной ориентации.

Крупный немецкий психолог и психотехник, автор собственной тщательно разработанной методики оценки профессиональной пригодности О. Липман (Берлин), рассматривая вопрос об умственных способностях, считал, что можно говорить о них тогда,



Когда наблюдается соответствующая обстоятельствам целесообразная реакция. Всякое иное определение умственных способностей казалось немецкому ученому ошибочным. Именно реакция показывает уровень умственной способности. Умственная способность выражает структурное отношение между стимулом и реакцией.

По мнению О. Липмана, у одного и того же индивида некоторые душевные качества могут быть лучше развиты, другие хуже и, таким образом, понятие степени психического развития не может считаться однозначным, т. е. нельзя вывести среднюю величину умственных способностей человека.

О. Липман акцентировал внимание на том, что при определении умственных способностей человека важно наблюдать за его реакцией, потому что именно реакция позволяет психологу определить разницу между выучкой, подражанием и собственно интеллектом. Немецкий ученый вплотную подошел к проблеме обученного и обучаемого человека, несмотря на то, что самих этих терминов в его работах нет.

Наиболее правильным для определения присущих индивиду умственных способностей О. Липман считал применение метода психологических профилей, предложенного Г. И. Россолимо, где каждая способность отмечалось особо. То же самое, по мнению немецкого психолога, относится и к профессиональному отбору, так как и здесь в начале ХХ в. стали отказываться от определения пригодности в зависимости от одного какого-нибудь показателя; наметился переход к психологическому профилю, отражающему профессиональную пригодность на основании гетерогенных свойств и качеств, которые не могут быть суммированы и из которых поэтому нельзя вывести среднюю.

Венгерский психолог П. Раншбург (Будапешт) в свою очередь предлагал ввести в психологический профиль Г. И. Россолимо тесты для выражения душевных состояний как положительного, так и отрицательного свойства, причем распределить их условно по степени их силы по десятичной системе, так что получались две параллельные градации: от + 1 до + 10 и от –1 до –10» .

П. Раншбург считал, что тесты для исследования настроения большей частью носят искусственный характер - они или вызывали, или тормозили проявление определенного настроения; так, например, можно было пользоваться выражением сострадания, подбадриванием, успокоением, отвлечением и т. п. П. Раншбург называл такое исследование методом естественных тестов.

К искусственным тестам он относил выявление настроений путем предъявления картин определенного содержания и настроения, рассказов, тахистоскопическую демонстрацию слов определенного содержания и т. п.

Немецкий психотехник Р. Кувэ при проведении испытаний железнодорожников использовал метод графического анализа полученных результатов. В своем труде «Психотехника на службе железных дорог» , он описал различные аспекты работы психотехника с работниками железнодорожной службы в Германии. В отличие от Г. И. Россолимо и большинства его последователей, которые изображали профиль в виде ломаной кривой, Р. Кувэ использовал график в виде столбчатой диаграммы.

Другой немецкий психолог и психотехник Р. Шульце в книге «Практика экспериментальной психологии, педологии и психотехники» отмечал, что метод

Психологических профилей Г. И. Россолимо можно с успехом применять при изучении детской одаренности. Р. Шульце подчеркивал, что некоторая подготовка для этого уже проведена; она состоит в составлении и обсуждении «психических профилей»




Рис. 5 . Психологические профили двух испытуемых (по данным Р. Шульце)

У первого испытуемого отмечались относительно высокие результаты в области внимания, у второго - блестящие способности к комбинированию и суждениям, между тем как память была значительно слабее. Р. Шульце считал, что каждому мальчику свойствен определенный тип одаренности, однако при выводе среднего арифметического на основании испытаний по отдельным показателям их результаты являются приблизительно одинаковыми.

Р. Шульце считал необходимым исследовать психологический профиль класса или целой школы. На основании полученных данных он рекомендовал использовать разные педагогические приемы и методы обучения с целью повышения качества преподавания, что в конечном итоге может улучшить развитие ребенка как личности. Таким образом, Р. Шульце предлагал создать, опираясь на метод психологических профилей Г. И. Россолимо, систему отбора учащихся в школах по определенному типу одаренности для более продуктивного и результативного их обучения.

Репрессии в СССР и Германии, где наиболее широко применялся метод психологических профилей, привели к тому, что педология и психотехника были запрещены к применению. Вместе с ними перестал применяться метод психологических профилей, однако сам подход - графическое изображение результатов тестирования для получения наглядной картины и быстрого анализа полученных данных - закрепился в психологической науке. В 1943 г. был разработан широко известный MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник) . Он зародился, как и метод психологических профилей, в стенах психиатрической клиники и так же быстро вышел за ее пределы. Результаты исследования представляют собой график, который носит название «профиль». Интерпретация полученного профиля производится с учетом как низких, так и высоких


Оценок теста, что позволяет быстро составить представление о личности испытуемого.

Таким образом, можно констатировать, что опубликованный в начале XX в. доклад Г. И. Россолимо «Методика психологических профилей» заложил основу для дальнейшей разработки и улучшения своеобразного метода экспериментальной психологии. Удобство применения, наглядность и достоверность получаемых результатов привлекли многих европейских исследователей в области экспериментальной психологии, психотехники и педологии. Немалую роль в популяризации метода сыграло и то, что он был опубликован в авторском переводе на немецкий язык. Данный метод пытались модифицировать и усовершенствовать многие крупные европейские психологи.

1. Баумгартен Ф . Психотехника. Берлин: Изд-во «Бюро иностранной науки и техники». 1922.

2. Гизе Ф . Практические работы по психотехнике. Л.: Изд-во Кооперативного товарищества

«Современник». 1926.

3. Клапаред Э . Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Проблемы и методы.

Душевное развитие. СПб.: О. Богданова, тип. «Дело», 1911.

4. Клапаред Э . Как определить умственные способности школьников. Л.: Изд-во Ленинградский

Гублит, 1927.

5. Кувэ Р . Психотехника на службе железных дорог. М.: НКПС Транспечать, 1927.

6. Неврология, невропатология, психология и психиатрия. Сборник, посвященный 40-летней

Научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Россолимо 1884-1924 гг. / Под ред. В. Хорошко, Е. Кононовой, Л. Брусиловского. М.: Наркомздрав – Главнаука, 1925.

7. Россолимо Г. И . Психологические профили // 2-й съезд по педагогической психологии в

Петербурге, 1909.

8. Шульце Р . Практика экспериментальной психологии, педагогики и психотехники. М.: Вопросы

Труда, 1926.

9. Fontegne J . La selection et l’orientation professionale des telephonistes / Mon Bureau, aout 1920. P.

10. Fontegne J., Solari A . Le travial de la telephoniste // Arch. de Psych. 1918 (Nov). T. XVII. N 66. P.

11. Gemelli A . Sull’ applicazione dei methodi psichofisico all’ aviazione militare // Extr. Rivista di Psich.

12. Gemelli A . Riasunto di alcine indagini sulta psicofisiologia delgi avatori compiute nel Laboratoridi Psicofisiologa del Comando Supremo Giornale di Medicina Militare Anno XVII. 1919. Fase I. P. 17-44.

13. Rossolimo G . Ausgleichende Zulagen zu den psichol. Profilen // Z. fьr angew. Psychol. 1922. Bd. 22.

14. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1911. Bd. 6.

15. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1912. Bd. 7.

16. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1913. Bd. 8.

17. Rossolimo G . Kurze Methode // Z. fьr angew. Psychol. Bd. XII. 1918. S. 27-54.

18. Hathaway S., McKinley J . The Minnesota Multiphasic Personality Inventory. N. Y.: Psychological Corporation, 1943.

Поступила в редакцию 16. X 2006 г.

Доклад на тему:
«Метод «Психологических профилей» Г.И. Россолимо»

Выполнила:
студентка 3 курса 33 группы
дефектологического факультета
очной формы обучения
Илеменова Т.В.
Проверила: к.п.н., доцент
Леонова. Е. В.

Курск 2014
Григорий Иванович Россолимо (5 (17) декабря 1860, Одесса - 29 сентября 1928, Москва) - русский и советский невропатолог идефектолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.
Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми – «План исследования детской души», первая вто время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.
На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране «Институт детской психологии и неврологии», переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороныпсихики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.
Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод «Психологического профиля», принесший ему мировую известность.
Метод «Психологического профиля» Г.И. Россолимо -психологический метод, направленный на разностороннее исследование психики, в первую очередь - интеллектуально-мнестического уровня. Состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов (фиксационной, репродукционной и ретенционной), запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.
Висследовании на первый план выступает количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей.
В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Речь идет о 38тестах, каждый из которых состоит из 10 заданий. Всего испытуемый должен выполнить 380 заданий.
Результаты эксперимента заносятся на график в виде точек, при соединении которых получается кривая - "психологический профиль" личности. Вычисляется общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Тест наустойчивость внимания

Для изучения устойчивости внимания, которая здесь рассматривается в отношении утомляемости и отвлекаемости, используется простейший произвольный двигательный акт, доступный всякому, владеющему только более или менее свободно одной рукой (независимо от уровня интеллигентности и развития). Это последовательное втыкание иглы в ряд готовых отверстий в листе картона. Приборсостоит из 10 пластинок нетолстого, прочного картона (18 х 22 см). Каждый лист имеет известное, неодинаковое число сквозных, круглых отверстий 3-х миллиметров в диаметре, расположенных в серии из 10 картонок в порядке возрастающей (для беспрерывного прокалывания) трудности. Причем одно из отверстий каждой замкнутой фигуры отмечено звездочкой, обозначающей место начала прокалывания по данной фигуре:кругу, четырехугольнику или звезде.
Исследователю число отверстий известно. На оборотной стороне каждого листа отверстия произвольно и без всякого порядка отмечены или колечком, или черточкой, или же рестом - для того, чтобы при выявлении степени «устойчивости внимания с выбором» испытуемый прокалывал лишь отверстия с кружком и с черточкой, но пропускал те,...

В отличие от многофункционального словесного портрета психологический портрет (профиль) отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека и формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а на базе знаний вероятностного характера. Существенно и то, что данный метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступления. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел, прежде всего связанные с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического профиля реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют сделать заключение о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии. В случаях же, когда убийство совершено в целях ограбления, а жертва - лишь средство в достижении этой цели, применение метода психологического профиля считается нецелесообразным.
Другая область преступлений, непригодных для составления психологического профиля, - это преступления, связанные с приемом наркотиков, поскольку трудно отграничить устойчивые личностные черты от состояний нарушенного сознания в момент совершения преступлений, обусловленных наркотическим опьянением. Наиболее пригодны для использования этого метода убийства на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы; эвисцерация (потрошение); посмертные колотые и резаные ранения; какие-либо манипуляции преступника с трупом жертвы; безмотивные поджоги и взрывы; изнасилования; ритуальные убийства.
Перечисленные ограничения, однако, не принижают значимости данного метода как остро актуального средства, позволяющего с честью выходить из запутаннейших тупиковых ситуаций, в которых другие методы оказываются зачастую бесполезными. Не случайно в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ № 26-17/98-905 упоминаются основные формы применения специальных знаний психолога в деятельности следственных органов прокуратуры, в том числе участие в разработке социально-психологических портретов и разыскных «профилей» лиц, совершивших серийные убийства, для обеспечения целенаправленного розыска.
Материал, необходимый для построения психологического профиля, собирают путем тщательного изучения жертвы и места преступления. Разработанная в ФБР процедура составления психологического профиля состоит из пяти шагов, или этапов: обстоятельное изучение и анализ природы и сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершивших подобные деяния в прошлом; исчерпывающий анализ места расследуемого преступления; углубленное изучение окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв) и подозреваемого (подозреваемых); формирование возможных мотивирующих факторов всех подозреваемых лиц; описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).
Получив широкое распространение в США, Великобритании, Голландии и других странах, метод разработки разыскного психологического портрета преступника творчески осваивается российскими специалистами. Имеются уже сформированные компьютерные базы данных, позволяющие в короткий срок создать психологический профиль подозреваемого с указанием его вероятного возраста, рода профессиональной деятельности и других оперативно значимых признаков. Например, созданные во ВНИИ МВД России автоматизированные системы «Монстр», «Сериал-2», «Сериал-3» в значительной степени должны упростить работу по составлению психологического портрета предполагаемого преступника, а алгоритм, разработанный их создателями, - найти свое подтверждение на практике.
Но, к сожалению, как показывает анализ отечественной практики, привлечение профессиональных психологов, специалистов (психиатров, сексопатологов, криминалистов) к составлению психологического портрета неустановленного преступника по делам о многоэпизодных убийствах по большей части редко завершается успехом. По оценке психолога Л.П. Конышевой, почти не встречаются случаи, когда созданный психологический портрет непосредственно помог обнаружить и задержать преступника, неоднократно совершавшего убийства. Лишь изредка в печати можно встретить комплиментарные оценки юристов подобного сотрудничества. Но чаще высказываются сомнения в принципиальной способности специалиста-психолога дать психологический облик разыскиваемого, полезный для поисковой работы.
Чаще всего в психологическом профиле описываются и оцениваются следующие характеристики преступника: пол и возраст; семейный статус; образование; род занятий (общие сведения о работе); возможная реакция на следственные действия, например допрос; уровень сексуальной зрелости; возможность рецидива; вероятность того, что преступник в прошлом совершал аналогичные преступления.
В учебно-практическом пособии В.А. Образцова «Серийные убийства как объект психологии и криминологии» приводятся материалы работы профессора Роналда Холмса над профилем одного из американских серийных убийц. Изучив материалы дела, протокол вскрытия трупа последней жертвы, заключение судебных патологоанатомов, планы места обнаружения трупа и окружающей местности, фотографии и видеодокументы места происшествия и следов преступления, он описал в своем заключении следующие признаки устанавливаемого лица.
Возраст. Возраст подозреваемого где-то между 32-36 годами. Возможно, на пару лет старше. Для такого мнения есть следующие основания. Во-первых, как мне кажется, этот человек уже совершал подобные убийства, то есть я хочу сказать, что он уже несколько лет в своих фантазиях убивал женщин подобным образом. Потом он перешел к конкретным действиям, и то, что он сделал с этой женщиной, имеет предысторию: не исключено, что он уже совершил одно или два реальных убийства. Во-вторых, это обычный возраст завсегдатаев баров в данной местности. В-третьих, примерно в таком возрасте человек обладает физической силой, с которой было совершено преступление.
Пол. Преступление совершено мужчиной.
Раса. Как полагаю, этот подозреваемый белый. Почему я так считаю? Прежде всего, потому, что большинство убийц выбирают свои жертвы из представителей одной с ними расы. Каких-либо оснований считать, что преступник не принадлежал к белой расе, в материалах дела не усматривается.
Интеллект. Я склонен думать, что этот человек имеет средние или чуть выше средних умственные способности. Он прекрасно гармонирует со своим окружением и, вероятно, может выполнять работу, не нуждающуюся в постороннем надзоре. Он не производит впечатления умственно отсталого; хорошо его знающие люди считают его человеком со средними способностями, но с некоторыми странностями.
Образование. У подозреваемого высшее или незаконченное высшее образование. В годы учебы он хорошо адаптировался к окружению, у него не было существенных проблем в поведении. Он посещал местную школу. Если учился в колледже, то не более семестра. Его способности позволяли поступить в колледж, но психическое состояние, личная неорганизованность не позволяли ему долго в нем оставаться. В период учебы он мог быть средним студентом, вероятно, без поведенческих проблем.
Семья. Этот человек либо единственный ребенок в семье, либо из малодетной семьи. Его отец был человеком пассивным и мало занимался воспитанием сына, возможно, что он вообще не жил с семьей либо рано умер. Мать была женщиной властной. Она была главным судьей, присяжным и исполнителем наказаний. Ее слово было в семье законом. Могу также предположить, что умерла она совсем недавно, может быть, месяцев шесть тому назад. Ребенок в семье жил под полным контролем матери, мать постоянно оскорбляла его.
Место жительства. Во время преступления, о котором идет речь, подозреваемый жил в этой местности, живет тут и сейчас. По тому, как он перенес уже мертвую жертву в наиболее привычное и удобное для манипуляций с нею место, чувствуется, что подозреваемый действовал в «своей зоне комфорта». Останки захоронены в четырех местах: там, где было найдено тело (это место находится в сфере вашей юрисдикции); три других места являются для подозреваемого менее комфортными, и захоронения в них были произведены позже. Подозреваемый живет ближе к месту первого захоронения.
На место захоронения тела нужно обратить особое внимание. Преступник живет недалеко от этого места, возможно, даже в пределах видимости. Дом, в котором живет подозреваемый, ничем не выделяется в округе. Этот человек живет здесь давно, его здесь хорошо знают. Вероятно, он долго жил вместе с матерью, не исключено, что до самой ее смерти.
Автомашина этого человека в плохом состоянии. Возраст машины - 8-10 лет; эта «домашняя» машина марки «форд», «шевроле» и т.д. Машина грязная, неопрятная, ее техническое состояние тоже оставляет желать лучшего. В салоне машины беспорядок, и здесь могут быть найдены следы крови жертвы.
Род занятий. У этого человека работа постоянная. Он может работать в строительной организации, где иногда ему приходится заниматься и физическим трудом. Он может также быть водителем грузовика. Профессия служащего исключена. Он обнаруживает некоторые познания в юриспруденции, а способ расчленения тела свидетельствует о владении информацией, которая может быть известна только полиции. Возможно, он когда-либо был или сейчас является добровольным помощником полиции, медицинским техником, пожарным и т.п.
Психосексуальное развитие. У этого человека серьезные проблемы. То, что он расчленил труп и обезобразил лицо жертвы, изобразив на нем «улыбку», свидетельствует о лютой ненависти к женщинам. Части расчлененного трупа преступник разместил в определенном порядке. Прежде чем были обнаружены остальные части тела, нашли торс. В других частях тела были найдены кусочки льда - свидетельства того, что эти части тела представляли для убийцы большой интерес и он хранил их дольше. Интересно, что он сохранил (из того, что было найдено) часть тела от шеи до талии, то есть наиболее для него «лично значимую» часть; я не исключаю, что этот человек мог содрать кожу с трупа и носить ее по ночам у себя дома, где он живет в одиночестве. Этот человек может оказаться транссексуалом, и не исключено, что он уже обращался за консультациями по поводу своих сексуальных проблем. Подчеркиваю, я не считаю его гомосексуалистом. Просто у него серьезные проблемы в отношениях с женщинами. С одной стороны, он обожает женщину как таковую, он хочет ей нравиться (по этой причине он сохранил грудь и репродуктивные органы). С другой стороны, он женщину ненавидит из-за того, что ему пришлось вытерпеть (из-за матери?) от женщин. Об этом свидетельствует способ выбора жертв: он выбирает свои жертвы из числа сексуально активных посетительниц дешевых баров, алкоголичек, которым «наплевать на свою семью».
Рассмотренный профиль преступника был разработан по заданию ФБР в то время, когда детективы еще не располагали сведениями о личности искомого лица. Лишь впоследствии, после того как преступник был схвачен и разоблачен, чему способствовал его правильно составленный портрет-образ, выяснилось, что на счету этого маниакального убийцы и насильника 34 жертвы.
Конечно, составлением психологического профиля предполагаемого преступника работа специалистов не заканчивается. Следующая важная задача - разработка рекомендаций о том, как, используя информацию, заложенную в указанный портрет, выявить преступника и как тактически правильно построить его допрос с учетом личностных особенностей подозреваемого. В этих целях разработаны различные приемы заманивания преступника в ловушку. Например, убийцы определенного склада внимательно отслеживают обнародованную в СМИ информацию о совершенных ими преступлениях и работе полиции. Зная это, можно успешно использовать местную прессу, радио и телевидение для запуска специально подобранной информации, с тем чтобы побудить преступника к определенным действиям в определенном месте. Организация оперативного контроля за этим местом позволяет захватить искомое лицо, если оно «клюнет» на информационную «приманку».

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ.


Котова Е. С.
Психологический профиль как способ поиска преступника.

Вестник СПбГУ, 2007.


Психологический профиль как способ поиска преступника

В 80-х годах в связи с расследованием дела серийного убийцы Теодора Роберта Банди при Национальной академии Федерального бюро расследований США (Куантико, штат Вирджиния) был создан отдел бихевиористики (FBI Behavioral Sciences Unit, BSU), который в своей работе использует метод составления психологического портрета преступника («метода психопрофиля»), т.е. на основе анализа преступной деятельности делается предположение о психологических особенностях преступника, определив предварительно его личностные характеристики. Хотя, казалось бы, что со времен Ч. Ломброзо наука отказалась от попыток описать типичного преступника.

Одним из основоположников метода составления психопрофиля неизвестного преступника был специальный агент ФБР Джон Дуглас, который сначала вел курсы для агентов ФБР по применению криминальной психологии, а с 1979 года стал руководить программой исследований «Личностно-преступное профилирование». Именно благодаря успешной работе Д. Дугласа и ряду других специальных агентов ФБР (Р. Расслера, Р. Хэйзелвуда) метод психопрофилирования стал официально использоваться в ФБР и в 1984 году были созданы Центр психологии поведения (отдел бихевиористики) и единая национальная база данных - VICAP.

В дальнейшем многие страны последовали их примеру, в частности, метод составления психологического профиля был взят на вооружение Великобританией, Францией, Германией, а специальный отдел по изучению преступного поведения существует, например, в полиции Скотленд Ярда Великобритании.

Методика построения психологического портрета основана на принципах психоанализа и бихевиористики и заключается в том, что на основании представленных данных (о способе совершения преступления, следовой картине, информации о личности жертвы и т.п.) профессиональный психолог (профилер) составляет вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление, в котором указывается предполагаемый возраст, пол, раса, семейное положение, служебный статус, уровень развития и сексуальной зрелости, вероятность совершения преступления в будущем, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой и другая информация.

Изначально методика составления психопрофиля создавалась как одно из средств борьбы с серийными убийствами, но в последующем стала использоваться для борьбы и с другими преступлениями.

Психологический портрет неизвестного преступника разрабатывается не по каждому преступлению, обычно - при совершении громких, особо жестоких и массовых преступлений, например, многоэпизодных убийств, терроризма, преступлений, совершенных ввиду национальной и религиозной розни.

С помощью метода составления психопрофиля было раскрыто не одно уголовное дело, в частности, метод использовался для поимки серийных убийц Т. Банди, Д. Карпентера, Дж. Даффи, Дж. Дамера, Г. Шипмана, а так же «Вашингтонского снайпера».

Результаты использования указанной методики более чем впечатляющие, только ее разработчик Д. Дуглас, используя приемы построения психологического портрета преступника, успешно участвовал в раскрытии более тысячи преступлений.

Построение психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам (стадиям). Согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника:

1. Оценка самого преступления;

2. Подробная оценка специфических особенностей места (мест) происшествия;

3. Подробный анализ жертвы (жертв);

4. Рассмотрение подробных отчетов полиции;

5. Изучение протокола судебно-медицинского вскрытия;

6. Разработка профиля с критическими характеристиками подозреваемого лица (лиц);

7. Предложения по следственной стратегии на основании построенного профиля личности.

Между тем, в указанной схеме присутствует ряд методологических недостатков. Например, стадия оценки самого преступления (стадия 1) детализируется в стадиях 2, 3, 4, 5, тем самым, дублируя ее, а стадия разработки профиля (стадия 6), наоборот, нуждается в определенной детализации; стадия предложения по следственной стратегии включает в себя такие разнородные мероприятия как разработка элементов стратегии захвата и выработка предложений по специфике проведения допроса подозреваемого или обвиняемого.

Наиболее оптимальным представляется деление процесса построения психологического портрета неизвестного преступника на следующие стадии:

А) Первичный сбор информации о специфических особенностях преступления

Включает в себя осмотр места происшествия, анализ жертвы, предварительных отчетов следственных органов и изучение заключения судебно-медицинской экспертизы.

Б) Классификация неизвестного преступника

Осуществляется по целому ряду критериев, например, выделяют организованных и дезорганизованных преступников; преступников, ориентированных на процесс совершения преступления и ориентированный на преступный результат и т.д.

В) Создание вероятностной модели личности преступника

Вероятностная модель - это непосредственное описание преступника по определенным критериям (пол, возраст, интеллект, социальная адаптированность, криминальное прошлое и т.д.) на основании совокупности всей имеющейся по делу информации. Полнота и максимальная точность описания непосредственно зависит от того, насколько грамотно были проведены предыдущие стадии.

Для процесса создания вероятностной модели пока не существует достаточно разработанной теоретической базы, поэтому он ориентирован прежде всего на имеющийся эмпирический материал. В каждом случае все признаки рассматриваются в совокупности, и поэтому не могут являться исчерпывающими и верными в 100 % случаев.

Г) Выработка предложений по стратегии захвата лица, совершившего преступление

Не все методики составления психопрофиля одинаковы. Фактически существует по крайне мере две техники составления психологического профиля, разработанные следователями и криминалистами в США.

1. Индуктивный криминалистический профиль

Профиль - это совокупность поведенческих признаков, формирующих характерный способ действий или эмоциональных реакций, указывающих на определенные состояния индивида.

Существует 3 источника получения информации для составления индуктивного криминалистического профиля: официальное и неофициальное изучение известных преступников, практический опыт и информация из средств массовой информации.

Индуктивный криминалистический профиль очень прост в использовании, не требует каких-либо специальных судебно-медицинских знаний, специального образования и опыта, кроме того, обобщенные профили составляются достаточно быстро. Безусловно, существуют и явные недостатки указанного метода: представляемая информация касается лишь ограниченной части населения, не относится непосредственно к какому-либо уголовному делу и не может служить для составления психологического портрета отдельного человека, кроме того, содержит неточности, которые могут повлечь за собой обвинение невиновного.

При составлении индуктивного криминалистического профиля учитываются следующие особенности: преступники, совершившие преступления ранее, существуют в той же культурной среде, что и нынешние преступники, так как они находятся под воздействием той же окружающей среды и имеют схожую мотивацию; небольшие группы известных преступников, совершающие такие же преступления, как и неизвестные преступники, имеют схожие характеристики, которые могут быть применены по отношению к неизвестным преступникам при синтезе информации; поведение человека можно предсказать на основе первичного статистического анализа имеющихся характеристик; поведение и мотивы не изменяются со временем, то есть являются статическими, предсказуемыми явлениями.

2. Дедуктивный криминалистический профиль

Модель составления дедуктивного криминалистического профиля - это процесс интерпретации доказательств с учетом вещественных доказательств, фотографий места преступления, результатов судебно-медицинской экспертизы трупа, а так же тщательного изучения жертв конкретного преступника и анализа места преступления с целью восстановления специфической модели поведения преступника на месте преступления, из которой возможно вывести его психологические и демографические черты, мотивы и эмоциональное состояние. Информация о других аналогичных преступниках и преступлениях не учитывается.

Преимущества дедуктивного метода очевидны. Его применение позволяет установить modus operandi (способ действия) и почерк преступника, которые представляют чрезвычайную важность для раскрытия преступления.

В качестве недостатков дедуктивного метода можно выделить затраты большого количества времени, необходимость применения знаний во многих областях науки, привлечения специалистов, наличия специальной подготовки и навыков в области криминалистики, судебной медицины, воссоздания места преступления,. Кроме того, дедуктивный криминалистический профиль не может указать на конкретно существующее лицо и доказать, что именно оно виновно в совершении преступления до тех пор, пока не будет установлен уникальный почерк преступника.

Базовыми принципами построения дедуктивного криминалистического профиля являются следующие: каждое преступление должно быть расследовано в отдельности с выделением мотивации и поведенческих особенностей лица, совершившего его; ни один из преступников не действует без мотивации; преступники имеют собственную мотивацию, которая отличает их от других; поведение каждого человека индивидуально и формируется во времени под влиянием биологических и социальных факторов; преступный способ действия может эволюционировать во времени с совершением новых преступлений; один преступник может руководствоваться несколькими мотивами в момент совершения как нескольких, так и одного преступления.

Многие авторы считаю, что методику построения психологического портрета на сегодняшний день нельзя назвать полноценно научной ввиду фактического отсутствия в ней систематики. Действительно, наиболее общие характеристики лица, совершившего преступление, устанавливаются исходя из имеющихся научно обоснованных статистических закономерностей, однако, последующая детализация психологического портрета преступника в основном ориентируется на опыт, знания и здравый смысл лица, составляющего психологический портрет. Но методике построения психопрофиля неизвестного преступника нельзя отказывать в праве на существование лишь на основании использования некоторых теоретических положений, которые хотя в целом не соответствуют доктрине права, тем не менее широко используются.

Построение психологического портрета - это скорее искусство, чем наука.

Практика построения психологического портрета, насчитывающая сотни удачных случаев, включает в себя большое количество утверждений, творчески используя которые, специалист составляет вероятностный профиль неизвестного субъекта очень близкий к реальному. Так, например, семейный статус преступника отражается в следах преступления (лицо, имеющее семью, обладает определенными эмпатийными характеристиками такими как сочувствие, жалость, поэтому такое лицо после совершения жестокого преступления зачастую чувствует свою виновность и жестокость содеянного, вследствие чего производит попытки избежать «взгляда» жертвы путем, например, выкалывания глаз либо накрывания головы), а образовательный уровень неизвестного преступника можно определить по количеству на трупе нефункциональных ран.

Между тем, при построении психологического портрета неизвестного преступника важно оценивать всю имеющуюся информацию в ее совокупности, так как одни и те же следы преступления могут свидетельствовать о различных чертах личности. Так, задрапированное лицо в одних случаях, как отмечалось выше, может свидетельствовать о раскаянии преступника, а в других, например, при придании трупу непристойной позы либо при ритуальном распределении предметов рядом с телом - унижение, деперсонализацию жертвы.

Также следует обратить внимание на важную роль профессионализма и таланта лица, занимающегося составлением психологических портретов.

Психопрофиль может разработать не каждый психолог, а лишь тот, который прошел специальную подготовку, имеет хороший теоретический и практический уровень. В российской юридической литературе бытует мнение о том, что специальные знания эксперта-психолога должны быть профессиональными психологическими и не пересекаться с юридическими. Однако практика составления психопрофиля показывает, что профессиональные психологи и психиатры при описании неизвестного преступника излишне академичны; составленный ими психологический портрет носит диагностический характер, а не характер определенного «руководства к действию» для следователя. Представляется, что профилер должен обладать базовым юридическим образованием, а так же специальными познаниями в криминалистике и криминальной психологии.

Сегодня в России составлением психологических профилей неизвестных преступников занимаются лишь некоторые сексологи, психологи и психиатры, среди которых особо следует выделить ростовского психиатра А.О. Бухановского и возглавляемый им лечебно-реабилитационный научный центр «Феникс», которые, пожалуй, являются единственными в России знатоками техники составления психопрофиля. Заметим, что А. О. Бухановский стал мировой знаменитостью в психиатрии после того, как с его помощью был составлен психологический портрет серийного убийцы Андрея Чикатило, по которому его удалось задержать.

В России не существует специального отдела, подобно описанному отделу бихевиористики ФБР США. На сегодняшний день узкая специализация является единственной возможностью избежать существующих методологических недостатков методики построения психопрофиля.

Полагаю, что в целях эффективного расследования уголовных дел необходимо поставить вопрос о создании в России Специального Отдела или Рабочей Группы специалистов, занимающихся исключительно составлением психологических портретов неизвестных преступников.

Ахмедшин Р. Л. К вопросу о доказательственном статусе заключения об установлении психологического портрета неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 91-97

Дуглас Д., Олшейкер М. Погружение во мрак. М., Б.и., 1998. стр. 23.

Ахмедшин Р. Л., Кубрак Н. В. Содержание стадий методики построения психологического портрета неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 98-105. См. также Баронин А. С. Психологический профиль убийц. Пособие по криминальной психологии и криминалистике. Киев, Б.и., 2001. - 176 с. стр. 19-21.

Кубрак Н. В. Некоторые аспекты создания вероятностной модели неизвестного преступника/ Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 98 с. стр. 105-109.

Баронин А. С. Указ. соч. стр. 11-18.

Кубрак Н. В. Указ. соч. стр. 107, 109.