Съезд князей в любече какой век. Состоялся любечский съезд русских князей

В середине XI в., после смерти киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший – Изяслав – получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав – Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь – Владимир-на-Волыни; Вячеслав – Смоленск. Таким образом, Русское государство, считавшееся ранее единым, оказалось разделенным на «отчины», и каждый из князей самостоятельно владел доставшимся ему уделом. Ярослав завещал своим сыновьям любить друг друга и жить между собой в мире, сообща править государством. Однако вскоре сыновья забыли советы отца и начали вести междоусобные войны с целью расширения своих уделов, овладением великокняжеским столом или более богатым городом.

Внутренние противоречия создали тревожное, неустойчивое положение на Руси, усугублявшееся обострением внешней обстановки. В середине XI в. в южнорусские степи пришли грозные половцы, совершавшие опустошительные набеги. Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ особенно ощущалось в южных районах страны. Видя княжеские усобицы, половцы действовали активнее, нападая уже не только на пограничье, но и осуществляя походы далеко вглубь русских земель.

В связи с растущей половецкой опасностью возникла насущная необходимость объединить все силы Руси, любой ценой прекратив княжеские распри. Переяславский князь Владимир Мономах выступил с крайне важной в политическом отношении инициативой – собраться всем вместе с целью мирного устроения. Его поддержал Великий князь киевский Святополк Изяславич. В октябре 1097 г. шесть князей съехались в городе Любече (ныне Черниговская обл.) на свой первый съезд. Помимо киевского и переяславского князей, в нем приняли участие смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич вместе с малыми дружинами. Они признали, что усобицы идут на пользу только половцам: «Для чего губим русскую землю, сами между собой устраивая раздор? А половцы землю нашу раздирают на клочья и радуются тому, что мы войны ведем меж собой. Объединимся отныне единым сердцем и будем беречь и почитать землю русскую».

Участники любечского съезда договорились, кому какой «отчиной» владеть. Каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Был провозглашен принцип: «Каждо да держит отчину свою». Князья целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землей.

Значение Любечского съезда 1097 г. заключалось в том, что это была первая в значительной степени удачная попытка прекратить процесс распада Руси на мелкие удельные княжества путем изменения принципов наследования. Перед князьями стояла общая цель – оказание совместного вооруженного отпора врагу. Первый Любечский съезд прекратил на время междоусобную борьбу и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы.

Не один раз еще Любеч становился местом встречи враждующих сторон. Однако съезд 1097 г. по своей актуальности и значению принятых на нем решений историки считают самым важным.

История любой страны – это взлёты и падения, мирные времена и времена кровавых войн, эпохи культуры и просвещения, а также Смутные времена, во время которых разворачивались междоусобные войны за право руководить страной. Одной из эпох Смутного времени на Руси по праву считается конец 11 ого начало 12 ого века, когда личные амбиции наследников Ярослава Мудрого и регулярные набеги кочевников на пограничные территории сильно ослабляли русское государство.

Предпосылками междоусобных воин послужил лествичный порядок передачи престола, который заключался в том, что власть передаётся от брата к брату и если сыновей Ярослава Мудрого все устраивало, то его внуков такое положение дел не устраивало в корне. Само разделение страны на отдельные наместничества для сыновей Ярослава Мудрого не сулило ничего хорошего.

Для того чтобы остановить кровопролитие и разруху в 1097 году был организован общий сход великих князей в городе Любеч .

Цель любечского съезда и его участники

Любеч - развитой город того времени, раскинувшийся на берегах Днепра. Место это было выбрано неслучайно. Именно в Любече находились родные земли Владимира Мономаха, инициатора съезда. Любечский съезд был созван для того, чтобы решить ряд проблем, две из которых (междоусобная братоубийственная война и необходимость в единой армии для противостояния внешним врагам) стояли особенно остро.

Участниками его были прямые потомки Ярослава Мудрого, его внуки и правнуки . О каждом из них ещё будет сказано в этой статье.

Следует понимать, что сход князей в те времена можно приравнять к современному политическому форуму и помимо князей в нём участвовала вся политическая элита того времени, хотя решения принимали только князья (в отличие от Долобского съезда).

Основные решения любечского съезда князей:

  • Окончательно закрепить земли за каждым из правителей.
  • Сформировать дружину для борьбы с общими врагами.
  • Закрепить право наследования от отца к сыну.

Итоги любечского съезда

По итогам - спорные земли поделили между участниками. А также были достигнуты договорённости по поводу границ территорий влияния, была подготовлена база для осуществления формирования единой армии для противостояния иностранным захватчикам, в частности, для противостояния половцам (Половцы - кочевой народ тюрского происхождения враждовавший в те времена с Русью).

Участники Любечского съезда, в знак соблюдения решений, целовали крест и клялись что не будут посягать на чужую землю, а на того кто посягнёт и нарушит клятву, обрушится кара остальных князей. Также на съезде были оговорены и закреплены принципы наследования разделённых земель от отца к сыну.

Политическое значение любечского съезда князей

Проще говоря, Русь перестала быть единым государством и распалась на несколько княжеств, решение в которых принимал единоличный правитель . Так начиналась эпоха феодальной раздробленности на Руси, она имела огромное значение и продолжалась до конца 15 ого века завершившись при Иване III (При котором был принят знаменитый Судебник).

Последующие события

Как это не печально, но мир между князьями просуществовал недолго. Давид Игоревич внёс смуту в отношения между Святополком Изяславовичем и Василько Ростиславичем подослав гонца к первому с сообщением о готовящемся захвате Киева вторым. Поверивший навету Святополк позвал Василько в Киев, где сначала заключил его под стражу, а после ослепил. Тем временем Давид Игоревич вторгся в Теребовельское княжество (вотчину Василько Ростиславича) и захватил главную крепость Теребовель и близлежащие земли.

Прослышав о вопиющих попираниях клятв данных князьями, Владимир Мономах собирает войско и идёт на Киев. Осадив город, Владимир Мономах добивается от Святополка Изяславовича освобождения Василько Ростиславича, а также его согласия идти в совместный поход против Давида Игоревича. Вспыхнувшая с новой силой междоусобная война продлилась до 1110 года.

С этим периодом связано как минимум два съезда:

  • Съезд в Уветичах . Проходил в августе 1110 ого года близ города Уветичи. Цель-примерение князей и суд над отступником Давидом Игоревичем. Он лишился своего княжества, однако, не был казнён, напротив, Святополк отдал ему на княжение Дубну и Черторижск, а Святославичи выделили крупную сумму денег. Мудрое решение князей позволило избежать нового витка кровопролитной войны и позволила на время прекратить войну.
  • Долобский съезд . Съезд князей, который состоялся в 1103 году у Долобского озера близ Киева. Отличительной чертой этого съезда являлось то, что в решениях участвовали не только великие князья, но и представители дружины. Долобский съезд позволил объединить дружины и совершить несколько удачных походов на Половцев.

И хотя каждый съезд призывал к объединению и прекращению распрей и междоусобиц, эффективность договорённостей была довольно низкая и, в конце концов, как мы видим из истории, более сильное и развитое княжество поглощало более мелкое и слабое пока не осталось одно – Московское которое вновь объединило Русь воедино.

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

План
Введение
1 Порядок проведения, состав участников
2 Съезды XI - нач. XII вв
3 Съезды XII - 1-й пол. XIII вв
4 Съезды с половцами
5 Съезды в русских княжествах
5.1 Черниговское княжество
5.2 Рязанское княжество
5.3 Смоленское княжество
5.4 Северо-Восточная Русь

Список литературы

Введение

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI - нач. XII вв

Городецкий съезд (1026/1027) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;

Съезд у Орши (10 июля 1067) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого - киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;

Вышгородский съезд (20 мая 1072) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;

Любечский съезд (1097) - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей - князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий съезд (весна 1098) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киявляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;

Золотченский съезд (1101) - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;

Долобский съезд (весна 1103) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.