Арт терапия для онкологических больных. Рисование поможет преодолеть рак

Для основной части людей сумевших одолеть тяжёлый недуг, дорога к здоровью тела пролегла через оздоровление души при помощи арт терапии (арт-терапии). Для многих это лечение оказалось незаменимым средством восстановления мира и гармонии с самим собой.

При этом часто доводится встречаться с таким феноменом, что, при озвучивании термина "арт терапия", пациентам представляется посещение театров, музеев, разных памятных мест. А также просто занятия рукоделием, оздоровительной физкультурой, вышиванием, пением или ещё какой-нибудь самодеятельностью.

По факту, вышеперечисленное является только одной из составных частей разноплановой терапевтической деятельности в частной клинике. При этом никакое из упомянутых времяпровождений само по себе ещё не является арт-терапией.

Арт-терапия как способ самовыражения и обретения уверенности. Причина использования арт-терапии онкоклиниками Москвы


Любой болеющий человек вполне способен сам оказывать влияние как на личное самочувствие, так и на гашение приобретённого недуга (в том числе и по онкологии). Да и в медицине с давних пор не умаляется прямая связь между самочувствием больного и его настроением.

Арт-терапия - это не просто терапия. Такой метод лечения как врачевание с помощью творчества является одним из состоящих на вооружении у психотерапевтов и психологов. Занимаясь лепкой, рисованием или литературным описанием настроения, своих задач, проблем, больной как бы расшифровывает закодированное сообщение из подсознания.

Эту методику вполне возможно причислить к самым древним формам корректировки эмоционального состояния больного. Ею пользуются в целях устранения накопившегося психического напряжения, для сосредоточенности, обретения внутреннего покоя.

Так как же эмоции влияют на человеческое тело? Достоверно это неизвестно. Тем не менее излечение онкологической злокачественной опухоли протекает гораздо успешней в том случае, когда больному удаётся перебороть свою эмоциональную зажатость, устранив влияние возникшего стресса.

Творческое самовыражение даёт пациентам шанс полностью показать:

  • чувства;
  • эмоции;
  • богатство внутреннего мира.

Такой подход предоставляет врачу возможность установления истоков проблем психики пациента, помогает решить их. По ходу лечения душевное состояние пострадавших существенно нормализуется, больные находят в себе уверенность и внутреннюю силу, которые так нужны для победы над проявившимся недугом.

Весьма полезна при лечении онкологических больных, так как помогает пережить пациентам очень сложный период в их жизни. Даёт возможность не погружаться в заболевание, а творить, жить, реализовать себя даже в сложных обстоятельствах.

Ныне пациенты во время процедур могут полностью сосредоточится на своих художественных работах, улучшая своё психоэмоциональное состояние.

Эффективная арт-терапия в частной клинике. Лечение онкологии в Москве

Для обретения веры больными онкологическими заболеваниями в своё здоровье и силы организма, для оказания им помощи в преодолении кризиса при частной клинике "120 на 80" Москвы регулярно проводятся встречи со специалистами психологами.

Относительно онкозаболеваний арт-терапия не имеет противопоказаний или каких-либо рамок. Этот подход всегда может практиковаться больными всех возрастных категорий при любых локализациях поражений. Сам метод арт терапии в онкологии смело можно назвать целебным творчеством.

Проведенные медицинские исследования показали, что даже больные онкологией в тяжёлом состоянии, ранее перепробовавшие все возможные классические способы лечения, при использовании метода визуализации начинали поправляться.

Результаты такого лечения тем более были впечатляющими, когда люди не просто визуализировали своё исцеление, но и старались его передать посредством изобразительного искусства и творчества.

Внимание: посещение пациентами сеансов арт-терапии ни в коем случае не исключает одновременное медикаментозное лечение окологии, диагностирование и параллельную консультацию у медспециалистов!

При нашем многопрофильном медицинском центре Москвы каждый пациент отыщет свой способ полностью раскрыть внутренний потенциал при помощи индивидуальных и групповых занятий под руководством проверенных врачей.

ЦЕНЫ НА ЗАНЯТИЯ АРТ-ТЕРАПИЕЙ

Занятия Цена (руб.)
1 Первичный Прием арт-психолога консультативно диагностический 5000
2 Вторичный и последующий прием арт-психолога 3300
3 1 занятие групповое 1500
4 4 занятия групповых 5000
3 Индивидуальное занятие 3300

РООИ «Творческое партнерство» реализует проект терапии творчеством в детской онкологии «ПОДАРИМ ТЕПЛО СВОИХ СЕРДЕЦ» с 2004 года.

Мы уверены, что именно творчество дает людям возможность чувствовать себя равными и счастливыми.

За время работы у нас накопился богатый опыт по созданию и развитию проектов терапии творчеством в детских больницах. Мы делимся им на страницах нашего сайта http://www.art-p.ru В 2006 году вышла в свет наша книга «Пространство радости», в которой собраны интересные методики по арт-терапии, музыкальной терапии, сказкотерапии. На ТВ вышло много сюжетов о наших мероприятиях: благотворительный аукцион в Общественной палате РФ, выставка детских работ в галерее Церетели, мероприятия в немецком посольстве, ежегодные акции на 1 июня и т. д. Каждый год мы печатаем Календарь необычных дат,это альбом детских работ с удивительными праздниками.

В содружестве с НИИ ДОГ РОНЦ им. Блохина мы создали единственную в своем роде энциклопедию по детской онкологии: сайт www . luka - lukich . ru

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ «ПОДАРИМ ТЕПЛО СВОИХ СЕРДЕЦ»

Место реализации: Москва, НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Морозовская детская клиническая больница.

АРТ-ТЕРАПИЯ. Берем собственные ладони - и рисуем на футболке. Потом раскрашиваем настроение, отпечаток пальца - готова божья коровка! Крупы, камушки, ракушки, мятая бумага - это то, из чего обязательно получится шедевр. А значит, будет успешный результат! И стимул к успеху во всем, и в лечении тоже. А главное — это Живое, Настоящее и только что созданное своими руками Чудо!

А рт-терпия - это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Один рисунок может рассказать о том, что творится на душе у маленького художника намного больше, чем его слова.

Особые упражнения («Говорящая рожица», «Шар настроения», «Мокрая техника», «Пластилиновая радость», «Пальчиковая живопись») разработаны и адаптированы с учетом особенностей детей. Они просты в исполнении, и дети с легкостью справляются с ними, а это повышает их уверенность в собственных силах и в хорошем результате не только на бумаге, но и в жизни.

Занятия проводит художник Ирина Евдокимова, арт-терапевт программы «Подарим тепло своих сердец», которая имеет большой опыт занятий с детьми и создает свои адаптированные программы арт терапии.

Дети всегда с интересом рисуют, делают птиц счастья, лепят смешных человечков, мастерят обереги из пшена, гречки, мукосолов.

Позитивным итогом занятий для нас становятся радостные лица детей, их улыбки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРПИЯ. Музыка влияет на нас всегда, и на маленьких, и на взрослых. Спокойно! Порадуйтесь! Или взбодритесь! Эмоции выходят наружу. Это свободное и счастливое творчество. Рядом родители и дети, врачи и воспитатели- и все готовы шуметь и слушать радость. Вовлекать родных и близких ребенка - это так важно для терапии музыкой! З анятия по музыкальной терапии - это групповое творчество, в котором принимают участие, как дети, так и их родители.

В арсенале нашего музыканта коллекция шумовых, струнных, этнических инструментов, что позволяет занятия в увлекательное и веселое путешествие в мир музыки, в котором дети и родители принимают самое активное участие - поют, играют на различных инструментах

Музыка - сильное средство, которое может глубоко влиять на наше настроение (успокаивая или наоборот, побуждая к действию), вызывать воспоминания, вызывать различные переживания. Терапевтический подход подразумевает использование силы музыки для поднятия настроения, стимуляции мыслительной и двигательной активности, выхода эмоций, в случае если это необходимо.

В репертуар занятий входят.

1. Приветственные песни.

2. Песни, включающие в себя определенные движения.

3. Песни, развивающие навыки инструментального аккомпанемента.

4. Живая музыка, представление различных музыкальных стилей.

5. Создание вольных групповых композиций в процессе постепенного включения в игру.

Для подростков, которые захотели научиться играть на гитаре, музыкальный терапевт Елена Слонимская дает индивидуальные уроки.

СКАЗКАТЕРАПИЯ . Играть в сказку можно по-разному. Вы то сами становитесь героем сказки, то оказываетесь в роли зрителей. а главное, что наши сказки всегда имеют хороший конец, это настраивает детей на победу, дает уверенность в том, что все будет хорошо.

На занятиях разыгрываются различные детские сказки, героями которых выступают или перчаточные куклы, управляемые детьми или сами ребята. В принципе это сюжетно-ролевая игра органично свойственная ребенку, в процессе которой ребенок получает возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля, очистить психику от избытка тягостных переживаний, учится взаимодействовать в коллективе, общаться, сопереживать другим. Это естественный способ научения жизни, создание собственных моделей мира.

И как во всех наших занятий каждый раз детям предлагается несколько сказок, и они сами решают, во что они будут сегодня играть. Своих героев они тоже выбирают сами и придумывают, как их можно воплотить. Это дает им широчайший простор для воображения и творчества. Часто одна и та же сказка разыгрывается несколько раз, при этом дети получают возможность примерить на себя несколько ролей - от хитрой лисы или злого волка до доверчивых и добрых козлят. Актрисы Олеся Турко и Наталья Шевченко с увлечением играют в сказку, а дети становятся ее участниками.

Одним из главных моментов в занятии является то, что наши сказки всегда имеют хороший конец, это настраивает детей на победу, дает уверенность в том, что все будет хорошо.

ЛЕЧЕБНЫЙ КЛОУН. Клоунада в больнице… что это такое? как устроить маленькое цирковое представление в одной отдельно взятой палате? так же как в одной отдельно взятой стране! так же! Не торопиться и открыться ребенку, который примет тебя таким, какой ты есть. Ну а если ты еще оделся клоуном, выучил кучу фокусов, жонглирование, сказки, песни, пляски играешь на музыкальном инструменте, очень любишь детей и вообще искренне хочешь им скрасить больничную скуку - тогда ты просто суперзвезда больницы… дети в восторге, родители в восторге, врачи в шоке, - каждому свое!

В холле во время веселых представлений с Клоуном можно вдоволь пошуметь, покричать, подергать его за нос, обстрелять воздушными шариками, спеть песенки-нескладушки.

Такие выступления, когда атмосфера на больничных отделениях заражается юмором и смехом, благоприятно сказываются на психическом и физическом состоянии детей, и даже помогают им преодолевать страх перед медицинскими процедурами.

Кроме того, Клоун каждый раз обязательно посещает всех детей, которые не могут выходить из боксов или палат, ведь именно они сейчас нуждаются в смехотерапии - главном лекарстве от депрессии, боли и плохого настроения.

У Клоуна есть еще одна важная задача - помочь накормить ребенка, который не хочет есть.

Отсутствие аппетита как следствие общей слабости, агрессивного лечения, подавленного настроения является одной из самых «больных» проблем у наших детей. Бывает что ни родители, ни врачи не могут ничего сделать. А в компании с клоуном и еда перестает казаться «сделанной из таблеток».

В странах Западной Европы, США, Австралии лечебные клоуны являются составной частью оздоровительной программы больших больниц уже в течение 20 лет.

ДОКТОР-КУКЛА . «…Здравствуйте, здравствуйте! Позвольте представиться: Ваш новый доктор, самый главный и самый добрый! У меня в чемоданчике есть градусник для измерения широты улыбки. Колпачок от страха. Стетоскоп чтобы послушать, что ты сегодня ел на обед. Молоточек с пищиком для поиска хорошего настроения. И еще много-много волшебных вещей…» Доктор-кукла становится объектом очень сильной привязанности, способной разорвать круг вынужденного одиночества, в которое погружен больной человечек.

Кукло-терапия - это работа по уникальной авторской программе психологической поддержки детей участником, которой является большая, ростом с ребенка, открыто-управляемая кукла, изображающая смешного и доброго врача-КЛОУНА, которая разработана А.Грефом специально для психологической коррекции поведения тяжело больных детей с онкологическими заболеваниями в стационаре и в хосписе.

Повышение мотивации к выздоровлению, снятие стрессов при первом посещении больницы, при ожидании и по окончании тяжелых процедур, повышение аппетита и снижение агрессии у маленьких пациентов, подвергающихся травмирующему лечению, компенсация недостаточного общения в процессе длительной изоляции, эмоциональная поддержка матерей (и семей больного ребенка),- вот основные проблемы, которые решаются в процессе занятий с доктором-куклой.

Юлия Клепча вместе Доктором Кузьмой - всеобщие детские любимцы и большие друзья.

Большая открыто управляемая актером мимирующая кукла имеет две особенности, существенно отличающие ее от других инструментов психотерапии:

1.Она позволяет новым образом сочетать в работе приемы различных видов арттерапии (клоунотерапии, куклотерапии, музыкальной терапии, игровой терапии и т.д.)

2.Ребенок воспринимает куклу существом, равным себе. Как следствие этого, Доктор-кукла может стать объектом очень сильной привязанности, способной разорвать круг вынужденного одиночества, в которое погружен больной человек.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - ведь игра - это самая естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе. И еще важный элемент в обучении. Головоломки, ребусы, различные развивающие и обучающие игры помогают поддержать интерес детей к получению знаний, развивать интеллект и творческий потенциал ребят, чтобы они не отставали от своих сверстников.

Фрейд сказал «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность, страх или чувство незащищенности в игровой форме.

В условиях продолжительного нахождения в стационаре возникает еще одна проблема. Ребенок «выдернут» из естественного окружения, которое формирует и развивает его как личность.

Стандартный образовательный процесс в виде уроков и обучающих занятий для дошкольников это сложнейшая проблема в отношении к тяжелобольным детям.

В этих условиях игра становится важным элементом в обучении.

Головоломки, ребусы, различные развивающие и обучающие игры помогают поддержать интерес детей к получению знаний, развивать интеллект и творческий потенциал ребят, чтобы они не отставали от своих сверстников.

О дно из направлений программы «Подарим тепло своих сердец»- ПРАЗДНИКОТЕРАПИЯ : в отделении онкологи НИИ ДОГ проводятся литературные вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей Серебряного века, вечера бардовской песни, празднование широкой Масленицы, 8 марта, дня Смеха. Кроме этого мы всегда празднуем такие необычные праздники, как День клоуна Кости, День спонтанного проявления доброты, День разрисованных ладоней, День домашнего печенья, День записывания случайных мыслей, День шоколадных сюрпризов, и многие-многие другие! Второй год выпускаем календари-каталоги детских работ, наполненные до краев этими чудесными праздниками, которые раскрашивают мир вокруг.

На праздниках дети становятся не просто зрителями, а активными участниками действия.

Как и на всех занятиях - главный принцип, принцип включения.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ "ПРАЗДНИК"

А. Моцкувене

На протяжении последних двадцати лет ученые стали обра­щать особое внимание на роль творческого воображения и различных экспрессивных средств в исцелении от тяжелых заболеваний, включая рак и лейкемию. Известно также, что, начиная с глубокой древности, люди использовали визуальные образы в процессе осуществления лечебных практик. Феномен духовного целительства существует в разных культурных традициях и основывается на прямом или опо­средованном другим лицом взаимодействии реципиента (в частности, больного) с внешними либо внутренними энергетическими (психо­физиологическими) ресурсами, привлечение которых позволяет ему излечиться от тяжелого недуга (Benson, 1996).

В последние годы были разработаны специальные методы, связан­ные с визуализацией образов, способствующие излечению от разных соматических заболеваний (Anand, Anand, 1999; Gabriels, 1999), в том числе рака (Baron, 1989; Hiltebrand, 1999). Ряд исследований, про­водимых в разных странах, дали феноменальные результаты. Люди, состояние которых оценивалось как крайне тяжелое и которым уже не помогали никакие традиционные методы лечения, применяя визу­ализацию, вдруг начинали выздоравливать.

Некоторые исследования, например, работы К. Саймонтона (Саймонтон, Саймонтон, 1998), показали, что результаты лечения


были особенно впечатляющими, когда пациенты с онкологически­ми заболеваниями не только визуализировали исцеляющие образы, но и старались передать средствами изобразительного искусства. И хотя медицина все еще проявляет нерешительность касательно практического применения методов, предлагаемых этими исследова­телями, все большее число больниц и медицинских центров начинают вводить дополнительные программы лечения, включающие элементы визуализации и экспрессивных искусств.

Поскольку арт-терапия оказывает влияние на соматические функции и симптомы, ее можно рассматривать как один из вариантов психосоматической интервенции (Мальчиоди, 2006). Как отмечает К. Мальчиоди, в последнее время арт-терапевтические исследования стали давать определенные подтверждения того, что психотерапия искусством действительно может применяться в качестве метода лечения соматических заболеваний (Malchiodi, 1999a, b). Ряд иссле­дователей показали, что занятия изобразительным искусством могут использоваться в сочетаний с другими формами лечения, способствуя устранению симптомов соматического заболевания и проявлений стресса (Lusebrink, 1990).

Хотя психотерапия искусством в настоящее время применяется в работе с онкологическими больными в России (Гнездилов, 2002) и некоторых западных странах, в Литве она в этой области до сих пор не использовалась. В г. Клайпеде в настоящее время осуществля­ется строительство реабилитационного центра для онкологических больных, финансируемое протестантской церковью. В этом центре планируется проведение арт-терапевтических занятий. В своей статье я опишу некоторые результаты пилотажного исследования, связанного с применением арт-терапии в работе с небольшой группой пациен­тов, страдающих раком. Основное внимание будет уделено тому, как арт-терапевтические занятия повлияли на эмоциональное состояние пациентов и их образ Я. С целью изучения динамики эмоционального состояния и образа Я больных применялись такие методики, как тест «Нарисуй историю» (Копытин, 2003), тест «Автопортрет», сравнение содержательных характеристик изобразительной продукции, создан­ной на основе различных тематических заданий, и оценка жизненных приоритетов.


А. Моцкувене

Характеристика участниц группы. Форма и условия проведения занятий

В этой статье я опишу наблюдения, сделанные мною на протя­жении восьминедельного курса арт-терапевтической работы с группой пациентов. Всего было проведено 28 групповых арт-терапевтических сессий. В день проводилось по два занятия. Группа первоначально включала в себя восемь женщин, но спустя два занятия в ней осталось только четыре участницы. Все направленные на арт-терапию женщины посещают Центр информации и помощи онкологическим больным Западной Литвы. Ниже даются краткие сведения только о тех паци­ентках, которые прошли весь курс арт-терапии.

Состав группы:

Айсте, 45 лет, в 2000 г. ей был поставлен диагноз «рак груди»,

а в 2003 г. - «рак матки». Мигле, 60 лет, с 1999 г. диагностируется рак груди, с 2002 г. - рак

матки. Аста, 44 года, в 2003 г. ей был выставлен диагноз «рак груди». Сильва, 53 года, с 2003 г. диагностируется рак груди, с 2004 г. - рак

Все женщины согласились участвовать в арт-терапевтических занятиях для того, чтобы восстановить свое эмоциональное благопо­лучие. Они также надеялись, что занятия будут способствовать улуч­шению их физического состояния. В случае трех женщин проводимое медицинское лечение дважды приводило к временным ремиссиям, но затем состояние вновь ухудшалось.

Для работы с этой группой я составила программу, опираясь на опыт работы Барбары Ганим - психотерапевта, занимающегося лече­нием больных раком с помощью изобразительного искусства на основе холистического подхода. Моя работа строилась в форме тематической групповой арт-терапии. Место для проведения занятий предостави­ла психиатрическая больница г. Клайпеды. Занятия проходили по


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

субботам и воскресеньям с 7 января по 26 февраля 2006 г., по 4часа в день. Всего курс арт-терапии включал 56 часов. На занятия женщины приезжали из окрестных городов.

Программа работы

Работа проводилась на основе программы, определяющей темы каждого занятия. Тематический план представлен в таблице 1.

Наряду с различными творческими заданиями изобразительного характера и упражнениями на релаксацию и визуализацию мною при­менялся также психообразовательный подход. Часть времени занятий отводилась для предоставления женщинам специальной информации, позволяющей им лучше понять свое состояние и жизненную ситуацию. Использовались также отдельные техники танцевально-двигательного и драматерапевтического (работа с куклами, масками, перформанс) характера.

Описание арт-терапевтических занятий

Четвертое занятие. Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть»

Данное упражнение было направлено на то, чтобы помочь участницам группы осуществить своеобразный «обзор жизни» и уви­деть то важное, что они уже сделали и еще могут сделать. После завершения визуализации и создания рисунков Силва и Аста призна­лись, что они очень болезненно «пережили» в фантазии свою смерть, опасаясь главным образом за своих родственников. Все с удивлением признали, оглядываясь в прошлое, они ничего не захотели в нем ме­нять - разве что профессию. Пациентки признались, что у них нет мечты. Однако в ходе обсуждения женщины позволили себе немного помечтать. Я обратила их внимание на то, что у них еще есть время,


А. Моцкувене Таблица 1

Тематический план арт-терапевтичсских занятий

№ п/п Темы лекций и заданий Всего часов
1. Знакомство Сила искусства в деле исцеления Путешествие света Тест «Нарисуй историю»
2. Работа с образами женского и мужского начала Богиня в каждой женщине
3. Танцевально-двигательное упражнение на тему «Пробуждение богини» Изобразительная техника «Подарок»
4. Что такое смерть? Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть» Интермодальная арт-терапевтическая техника с использованием перьев
5. Визуализация и изображение эмоций Рисование мандал
6. Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»
7. Исследование эмоционального состояния через зрительные образы Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с общением с мужчинами Работа с куклами
8. Техника отреагирования негативных эмоций через работу с изобразительными материалами Трансформация негативных эмоций через работу с рисунком
9. Передача образов болезни в рисунке Замена образа болезни на образ здоровья
10. Использование мудрости тела для исцеления Создание символа выздоровления
11. Возрождение высшего Я Визуализация и передача в рисунке духовной энергии
12. Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели Обсуждение домашней работы
13. Автопортрет Тест «Нарисуй историю» Работа с куклами на тему «Я и мир вокруг меня»
14. Работа с масками Перформанс Подведение итогов работы
Итого:

Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

чтобы кое-что изменить в своей жизни. Фантазируя о том, какими бы они хотели стать, если бы получили возможность родиться заново, они ничего не стали изменять, даже в визуализации не представляя себя здоровыми.

После выполнения этого упражнения женщины задумались о своей жизни и своем будущем. Разве можно восстановить здоро­вье, если даже в визуализации не позволяешь себе быть здоровым? Они поняли, что эффективность любого лечения в значительной степени зависит от самого человека, его желания исцелиться и стать здоровым.

Создавая рисунки, все женщины изобразили себя на небесах (рисунок 1). Я обратила на это их внимание: мне показалось, что такие образы могут отражать психологические защиты, потребность участниц группы уйти от «встречи» с неприятными телесными переживаниями и ситуациями, связанными с их повседневной жизнью. В то же время это не позволяет женщинам адекватно воспринимать информацию о том, что происходит в их организме, в отношениях с людьми и т. д.

Рис. 1. Рисунок Айсте, на котором она изобразила себя на небесах

Дальнейшая работа на этом занятии осуществлялась с использова­нием пера. Женщины слушали музыку и пытались двигаться под нее, танцуя вместе с перышком. Затем они передавали свои впечатления от этого упражнения в рисунке.


А. Моцкувене

Шестое занятие. Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление. Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»

В начале занятия я спросила женщин, как они себя чувс­твуют и как изменилось их состояние с момента начала арт-терапии. Пациентки признались, что работа над собой дается им непросто, но они все же чувствуют, что незначительные изменения происхо­дят. Мне было важно, что они полны решимости. Я напомнила, что исцеление - это всегда выбор в пользу здоровья, оно невозможно без активного желания измениться. Мы поговорили о том, что такое сознательная установка на исцеление. При этом я отметила, что такая установка позволяет примирить разум и тело и объединить их усилия на пути к одной общей цели - выздоровлению.

Работа начиналась с направленной визуализации, в ходе кото­рой женщины устанавливали контакт с той частью своего существа, которая нуждается в исцелении. Они «путешествовали» по своему телу, представляя себя крошечной бусинкой света. Айсте испытывала затруднения. В ее воображении постоянно возникали времена года. Силва видела красивый дом с клумбами роз. Мигле сразу же увидела глаз. Все признались, что задание было трудным, но интересным.

Я напомнила женщинам, что они могут каждый день уделять по три минуты медитации на созданные ими рисунки с установкой на исцеление, представляя, как данный процесс помогает снизить кровяное давление, расслабить напряженные мышцы, активизировать обмен веществ в клетках и повысить тонус иммунной системы.

Выполняя визуализацию на тему встречи с внутренним настав­ником, женщины представляли себе, как он дарит им цветы. Закончив визуализацию, они создали рисунки. Айсте призналась, что ей трудно было принять от «наставника» розу с большими шипами. В ходе об­суждения выяснилось, что это связано с ее негативными чувствами к мужчинам.

Аста получила в подарок нарцисс - она поняла это как призыв по­любить и принять себя. Силва получила оранжевый бутон розы, а Миг­ле - тюльпаны. Увидеть «наставника» удалось всем женщинам, у одних это оказался мужчина, а у других - женщина в красивом одеянии.


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

Благодаря этому упражнению женщины поняли, как можно нала­дить контакт с внутренним наставником, обращаясь к которому они смогут получить ценную информацию и советы, которые нередко пред­стают скорее в виде образов, нежели проговариваются. Я подчеркнула, что общение с внутренним наставником - это еще одна возможность, которую можно использовать на благо своего здоровья.

Рассказывая о своем опыте визуализации, Айсте сказала, что получила розу с большими шипами. Она хотела мысленно поменять ее на что-либо иное, но этот образ стоял перед глазами. Она не хотела ее брать, но все же взяла. Вокруг было очень красиво, все залито се­ребряным светом, но от подаренной розы у Айсте онемела спина. Она дала наставнику имя мужчины, который есть в ее жизни.

Аста сказала, что ее наставник был очень легкомысленным, гово­рил ей комплименты. Сказал, что придет к ней, если она его позовет. Ее визуализация была очень яркой и наполненной светом. После выполнения этого задания она изменилась даже внешне - щеки пок­раснели, глаза засияли, на лице появилась улыбка.

Силве явились очень красивые образы. Наставником оказался молодой мужчина. Он ее обнял, словно утешая, и сказал, что все будет хорошо. У Мигле наставником была очень красивая женщина. Она сказала ей, что она обязательно получит то, что хочет. Я заметила, что визуализация стала даваться женщинам достаточно хорошо.

Седьмое занятие. Исследование эмоционального состояния через зрительные образы

Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с об­щением с мужчинами. Работа с куклами

В своем рисунке по заявленной теме Айсте передала страх и не­уверенность (рисунок 2), сказала, что «было холодно во всем теле... кажется, что нет никакого выхода. Я в ледяной пирамиде, а если из нее выйду, то снаружи тоже такой же холод... страшно и холодно. И после рисунка остался холод в теле».

Силва передала в рисунке злость, ненависть: «Вернулась в де­тство. Выплыли отношения с отцом. Он пил, ругал и бил мать, и детям от него попадало. Он их не любил». Рисуя, Силва плакала, кашляла.


А. Моцкувене

Обсуждая рисунок, сказала, что не знала, что так сильно из-за этого страдает: «Теперь я с ним поддерживаю только формальные отношения и думала, что они меня уже не волнуют. Начиная работать, не ожидала, что столкнусь с этой проблемой».

Рис. 2. Рисунок Айсте, отражающий страх и неуверенность

Аста изобразила отчаяние (рисунок 3), причиной которого, по ее признанию, является поведение ее мужа и его отношения с сыновьями (они подростки). Он совсем не общается с ними, а только ругает их, не разобравшись в ситуации. Она сказала, что в таких случаях чувс­твует себя как медуза. Не может защитить их и саму себя.

Рис. 3. Рисунок Асты, отражающий отчаяние

Рисунок Мигле передавал ее ненависть к алкоголю и к мужу, поскольку он алкоголик. Она создала две работы. Комментировала их очень эмоционально.

Затем женщинам было предложено создать новые рисунки, отражающие то состояние, к которому они хотели бы прийти. Это дало положительный эффект, после чего группа перешла к работе с куклами. Каждая участница группы выбрала себе одну или несколь-


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

ко кукол, ассоциирующихся у них с ними самими. При обсуждении они рассказывали о том, что послужило причиной выбора той или иной куклы.

Десятое занятие. Использование мудрости тела для исцеления

В ходе предыдущих занятий женщины узнали, как их тело использует ту или иную физическую дисфункцию, начиная с озноба во всем теле и кончая угрожающей жизни болезнью, для того, чтобы выразить определенную эмоциональную потребность, которую они в себе подавляли. Хотя и с трудом, но участницы все с большим оп­тимизмом двигались вперед.

Во время десятого заняти с использованием техник визуализации и сознательного сосредоточения на своем теле женщины должны были исследовать негативные отношения или обстоятельства, которые предшествовали заболеванию и которые они хотели бы изменить. Они должны были задавать вопросы своему телу и затем попробовать найти путь к исцелению.

Женскую грудь можно рассматривать как метафору заботы и не­жности, поэтому когда развивается киста или опухоль, для пациентов это может быть сигналом, с помощью которого тело пытается сообщить, что они подавляют свою внутреннюю потребность во внимании и за­боте к себе самим, в том числе и со стороны других людей. Раскрыть эту потребность обычно бывает нелегко, поскольку для большинства женщин частью привычной системы представлений, привитых вместе с культурой и обычаями данного общества, является вера в их обязан­ность заботиться о других. Участницы моей группы также подтвердили, что они страдают «синдромом опекунши», т. е. им свойственна всепо-давляющая потребность проявлять заботу о других, обычно за счет себя самой. Но они также признались в том, что сдерживают чувство гнева, так как их потребности, как правило, остаются незамеченными членами их семей, а сами себе они не уделяют достаточного внимания.

Комментируя свой рисунок, Айсте сказала, что ее мама покончила с собой, потому что отец ее предал: «Я не смогла пролить ни одной слезы... А потом у меня сложились плохие отношения с моим другом. Неумение сказать "нет" и еще - чувство долга, ощущала себя раздав-


А. Моцкувене

ленной... После первой операции думала, что начну жить по-другому. Но взвалила на себя еще больший груз. И вот - вторая операция...»

Аста, давая пояснение своему рисунку (рисунок 4), сказала, что «самое главное - это невыносимая ноша работы (работает бухгалте­ром в шести местах) и отчаяние из-за того, что не могу жить богато, все не хватает денег. Но я покорно принимала эту ситуацию. Так ведь и должно быть. Теперь, когда смотрю на эти цепи - страшно. Хвати­ло бы и одной работы».

Рис. 4. Рисунок Асты, отражающий ее зависимость от работы

Мигле по поводу своего рисунка сказала следующее: «Умерли друг за другом родители, сама я работала судебным приставом. По ночам часто снились кошмары. Да и днем от людей слышала только проклятия. Скрывала все свои эмоции. Все отшучивалась, а внутри - угрызения совести, злоба за несправедливость на работе. Теперь мне все равно».

Смотря на свои рисунки, женщины еще раз получили подтверж­дение того, насколько точно рисунок отражает их состояние. Потом пациенткам было предложено создать символ выздоровления. Это была приятная для всех участниц работа. Через символ они наполни­лись силами и почувствовали себя увереннее.

Одиннадцатое занятие. Возрождение высшего Я. Визуализация и передача в рисунке духовной энергии

В начале занятия женщины использовали визуализацию, представляя поток духовной энергии, которая проходит через все их тело. Затем им было предложено создать изображение своего тела во


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

весь рост, пытаясь передать те ощущения и образы, которые возникали в ходе визуализации (рисунок 5).

«Это было похоже на рентген» - шутили они. Аста призналась: «Лампочка есть, но невозможно подключиться к питанию. Вся энергия как в землю уходит, пропадает в области таза».

Благодаря этому занятию все женщины смогли обратить вни­мание на те области тела, в которых они ощущали препятствия для прохождения духовной энергии. Пациентки осознали, что сами себя ограничивают - недостаточно привлекают для лечения природные и духовные силы, никогда к ним внутренне не обращаются.

Рис. 5. Рисунок Айсте, изображающий ноток духовной энергии

Двенадцатое занятие. Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели

Предлагая женщинам передать свою духовную цель через рисунок, я старалась помочь им определить, ради чего они хотят жить. Направив свои эмоциональные, интеллектуальные и физичес­кие ресурсы в жизнеутверждающее поведение, они затем могли бы использовать их для достижение этой цели. Воля к жизни становится сильнее, когда у человека есть ради чего жить.


А. Моцкувене

Силва создала образ жемчужной раковины. Она расшифровала его как потребность в передаче любви и тепла своей семье и внукам, а так­же одиноким старушкам, которые живут в их рыбацком поселке.

Айсте нарисовала красное сердце. Глядя на него, все чувствовали, что оно сильно пульсирует. Для автора сердце являлось символом любви и семейной жизни (она так этого хочет и так боится).

Аста увидела, а затем изобразила куклу-пупса. Этот образ ее испугал и озадачил. Но затем она поняла, что ей, по-видимому, надо принять жизнь как игру и не прятаться за обязательствами и работой, дать себе время «просто жить».

Я предложила женщинам забрать эти рисунки домой, чтобы медитировать над ними и подумать об их значении - может быть, им удастся еще что-то понять о целях своей души.

Последнее занятие. Подведение итогов работы

Работа над собой очень трудна, и тот факт, что из восьми че­ловек после двух занятий остались только четверо, это подтверждает. Люди не хотят заниматься собой. Они привыкли, что их лечат врачи.

В процессе работы проявлялись физические симптомы болезни, однако они постепенно становились все менее выраженными. Исчез, как говорили некоторые пациентки, «камень на шее». На последней встрече женщины сказали, что «груза» уже не ощущают, им стало легко. Мигле пошутила: «У меня шея появились, а была только голова и плечи». Женщины признались, что, работая с образами, научились хорошо чувствовать свое тело, понимать и принимать его, а также прислушиваться к его «советам».

Айсте сказала, что в ней пробудилась женщина и что она уже готова осторожно впустить в свою жизнь мужчину. Аста научилась


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

находить свободное время, Силва оттаяла, и в ней проснулось чувство любви. Мигле осознала, что ей не нужно прятаться за шутками, что она уже может обойтись без них.

Женщины поняли, что освобождение от затаенных обид и иных подавляемых чувств может произойти благодаря активности вооб­ражения, а создание образов - это способ, позволяющий увидеть глубинную природу старых ран и освободиться от их разрушитель­ного воздействия. Судя по субъективным впечатлениям самих учас­тниц, благодаря проведенной работе у них снизилось стремление подавлять и отрицать свои эмоции. Они приобрели способность более адекватно выражать чувства и теперь реже испытывают на­пряжение и страх.

Айсте, например, на работе смогла ответить клиентке «нет» и не чувствовать себя подавленной, как раньше. Мигле рассказала подруге о том, что ей не нравится в их отношениях, и хотя подруга обиделась, Мигле смогла справиться с этой ситуацией - отношения между ними не прекратились, но теперь их дружба приобрела другое качество.

У Силвы были большие проблемы в семье. На момент прихода на арт-терапию она думала, что разведется с мужем. Работая над своей проблемой, Силва изменилась сама и изменила ситуация в доме. Она очень счастлива, что в семье теперь все хорошо.

Одна из проблем Асты касалась ее отношений с сыновьями-под­ростками. Посмотрев на ситуацию через призму рисунка, она смогла найти ключ к нормализации отношений.

Благодаря арт-терапии женщины узнали, что для того, чтобы примириться с поведением другого, нужно очень внимательно рас­смотреть свои собственные поступки. Преодоление затаенных не­гативных чувств не только освободило участниц группы от стресса: по мере того, как изменялось их восприятие событий, появлялось ощущение завершенности чего-то важного. Перестав быть жертвами собственных обид, они обрели новое чувство свободы и способнос­ти управлять своей жизнью. Направив энергию, которая раньше поглощалась обидами, на конструктивное решение проблем, они сделали шаг к тому, чтобы вести ту жизнь, какую хотят сами. А это, в свою очередь, укрепляет способность организма бороться с раком и улучшает качество жизни.


А. Моцкувене

Оценка динамики эмоционального состояния

Результаты применения теста «Нарисуй историю»

При сравнении результатов первого и второго тестирования оказалось, что у трех участниц оценки по обеим шкалам повысились. У Мигле они изначально были максимальны и такими же остались. Повышение оценок указывает на стабилизацию эмоционального состояния участниц группы, формирование у них положительного, оптимистического взгляда на мир и свои возможности.

Результаты применения рисуночного теста «Автопортрет»

При выполнении данного теста участницы группы должны были создать графический автопортрет и дать себе по десять вер­бальных характеристик. Данный тест, как и тест «Нарисуй историю», выполнялся ими дважды - в начале и в конце курса арт-терапии.

Сравнивая характеристики, данные Айсте себе в начале и в кон­це курса арт-терапии, можно отметить, что положительных оценок стало больше. При выполнении первого рисуночного автопортрета она нарисовала только лицо. Много стирала и подправляла рисунок. Глаза на портрете выразительные, зеленые, но «пустые», так как она не нарисовала зрачки. Нет ушей.

На втором автопортрете она нарисовала себя во весь рост: длинные волосы, подчеркнуты ресницы, глубокое декольте, на голове венок, в руках - цветы. Этот образ не соответствует действительности, но та­кой она ощущает себя внутри. Она чувствует, что эту весну встретит как женщина и позволит себе помечтать.

Сравнивая вербальные характеристики, данные Мигле самой себе в начале и в конце курса, также можно отметить, что они стали более положительными. Во второй раз она говорила о себе только хорошее, в том числе, о своей любви к семье. Это очень важно, так, у нее были разногласия с мужем, а в процессе работы отношения потеплели.


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

В первый раз, в начале занятий, она нарисовала себя в профиль. Использовала при этом только простой карандаш. Многие детали лица остались не прорисованными. В конце занятий, как и Айсте, она изобразила себя в полный рост. В какой-то момент ей не понравилось, как она нарисовала ладони, и она «убрала» руки в карманы. Ноги тоже спрятаны в траве, потому что Мигле не сумела их нарисовать, однако создается ощущение, что она уже стоит на земле. Женщина изобразила себя с серьезным выражением лица, более стройной, чем она есть. Для нее это очень важно. Появилось желание жить для себя.

Вербальный портрет Асты в результате арт-терапии изменился мало. Примечательно, однако, то, что она начала обращать на себя внимание, о чем говорит высказывание: «Становлюсь интересна сама себе». На рисуночном портрете, выполненном в начале работы, видна только голова. Больше всего места занимают волосы. На лице - улыб­ка, но портрет нерадостный.

На втором рисунке она изобразила себя в образе благородной дамы. Появились такие детали, как шляпка и цветок. Акцентированы глаза. Так же, как и на первом рисунке, она выглядит очень серьезной. Сравнивая вербальный и графический портрет Я Асты в начале и в конце арт-терапии, можно отметить, что во втором варианте она удели­ла себе больше времени и нарядила себя. Для нее это стало важным.

Сравнивая вербальные характеристики образа ее Я, можно отметить происшедшие в ней изменения. Строгая Я превратилась в нежную, летающую Я. В своем первом автопортрете она изобразила себя в черном, акцентировав внимание на глазах с ресницам и зрачках. Второй портрет - также с акцентом на глазах, но теперь они синие, не такие испуганные. Изображение намного мягче, нет яркой границы между телом и головой, как в первом рисунке. Стало больше волос, появились сила, зрелость.

Сравнение вербальных и рисуночных образов Я Силвы показы­вает, что она изменилась. Она перестала быть требовательной, став терпеливой и внимательной.

Можно также отметить, что все женщины связывали созданные ими образы Я в основном со своими рефлексивными и физическими, а не духовными характеристиками, хотя в ходе курса арт-терапии мы касались понятия духовного и «божественного» Я в человеке. Первый портрет у всех включал только изображение головы. На втором пор­трете две участницы изобразили фигуру целиком.


А. Моцкувене

Анализ словесного описания рисунков участницами группы

В словесном описании участницами группы своих рисунков были отмечены значительные изменения. К концу курса арт-терапии рисунком они стали вкладывать в работы иное эмоциональное содер­жание: на первом этапе оно было отрицательным, затем постепенно описания рисунков начали приобретать положительный характер, который стал преобладающим к концу курса.

Оценка жизненных приоритетов

В качестве еще одного инструмента оценки динамики состо­яния и интересов участниц группы выступал тест на ранжирование 12-ти понятий, обозначающих различные жизненные явления. Жен­щины должны были записать слова в определенном порядке: на первое место они должны были поместить слово, обозначающее наиболее важное для себя явление и т. д.

При выполнении этого задания на первом занятии большинство участниц группы отвели себе одно из последних мест. По итогам же последнего занятия их Я стало для них гораздо более важным.

Заключение

Результаты применения набора оценочных методик, таких как тест «Нарисуй историю», вербальный и графический автопортрет, а также содержательный анализ рисунков указывают на положитель­ные изменения в эмоциональном состоянии участниц группы, проис­шедшие за период занятий.

Можно констатировать, что образы Я участниц группы также изменились: к концу курса арт-терапии в них стали преобладать положительные характеристики. У всех женщин усилились чувства уверенности в себе и собственной полноценности. И хотя проведен-


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

ный мною курс арт-терапии был относительно непродолжительным, данное исследование подтверждает терапевтическую эффективность подобной работы.

Литература

Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологи­ческой клинике в хосписе. СПб.: Клинт, 1995. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». СПб.: Речь, 2003. Мальчиоди К. Лрт-терания и мозг// Лрт-терапия: новые горизонты / Под. ред.

А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С. 319-331. Саймоптон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. СПб.: Питер, 1998. Anand S., Anand V. Art Therapy with Laryngectomy Patients // Medical Art

Publishers, 1999. P. 63-85. Baron P. Fighting Cancer with Images // Advances in Art Therapy / Ed. by

H. Wadeson. New York: Wiley and Sons, 1989. P. 148-168. Benson #. Timeless Healing. The Power and Biology of Belief. New York,1996. Gabriels R. Treating Children with Asthma. A Creative Approach // Medical Art

Therapy with Children / Ed. by С Malchiodi. London: Jessica Kingsley

Publishers, 1999. P. 95-111. Hiltebrand E. Coping with Cancer through Image Manipulation // Medical Art

Therapy with Adults / Ed. by C. Malchiodi. London: Jessica Kingsley

Publishers, 1999. P. 113-135. Lusebrink V.B. Imagery and Visual Expression in Therapy. New York: Plenum,

1990. Malchiodi С Medical Art Therapy with Adults. London: Jessica Kingsley Publishers,

1999a. Malchiodi С Understanding Somatic and Spiritual Aspects of Children"s Art

Expression // Medical Art Therapy with Children / Ed. by C. Malchiodi.

London: Jessica Kingsley Publishers, 1999b. P. 173-195.

…Арттерапию в онкологии с полным правом можно назвать исцеляющим творчеством. Aрттерапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество. Направления современной арттерапии соответствуют различным видам искусств, а разнообразие используемых техник практически неограниченно.

Арттерапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арттерапию можно отнести к комплементарным средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связнанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния. Артерапия - это одновременно психо- и духотерапия для пациента.

Сегодня выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкальную терапию, танце-терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др.

В последнее время появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, т. к. каждый вносит что-то свое, приобретенное с опытом, в технологию и интерпретацию.

Применительно к онкологии арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Единственным препятствием и ограничением для использования широкого арсенала средств и методов арттерапии в онкологии является состояние когнитивной системы и общее физиологическое состояние пациента, поскольку данный метод требует наличия свободного поля восприятия и некоторого количества свободной психической энергии. Говоря об использовании средств арттерапии в онкологии, нельзя не сказать о существующем мнении, что арттерапия, как креативный метод, может быть использована, только в детской онкологии. Т.е. якобы применительно ко взрослой онкологии данный метод терапии выглядит не достаточно «серьёзно».

Это большое заблуждение, друзья, связанное со стереотипами человеческого мышления, и социальными установками о том, что взрослым людям заниматься рисованием, лепкой и «впадать в детство» совершенно не «серьёзно». Исходя из практического опыта, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что в душе у каждого «очень серьёзного» и «очень взрослого» человека живёт тот «ребёнок», который только и ждёт того момента, чтобы, сняв с себя все штампы и ограничения «серьёзности», вновь прикоснуться к прекрасному и светлому миру детства и творчества. Любопытно, что процесс творчества и креативности в равной степени присущ пожилым людям, причём, им он присущ даже в большей степени, чем многим взрослым. Это убедительно доказывается и подтверждается работой ряда специалистов-психотерапевтов и волонтёров первого минского Хосписа для взрослых.

Средствами арттерапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арттерапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку...

Существует довольно много видов арттерапии:

Изо-терапия (рисунок, живопись, лепка, мозаика, коллажи и др.),
- музыкотерапия (в креативном аспекте),
- танцетерапия,
- этнотерапия,
- библиотерапия,
- драматерапия,
- сказкотерапия.

Из общего числа средств арттерапии, использующихся в онкологии, наибольшую популярность и распространение получила работа с рисунком. Сегодня существует довольно много различных способов и техник работы с рисунком.

Методики индивидуальной работы с рисунком:

- "настроение",
- "автопортрет",
- "фамильный герб",
- "дерево жизни",
- "вулкан",
- ассоциативный и свободный рисунок,
- "мир" и пр.

Групповые методы работы с рисунком:

- "подарки",
- "групповой портрет",
- "триптих",
- "диалог",
- "я, ты, мы",
- групповой рисунок,
- рисунок по кругу и др..

Элементы музыкотерапии (рисунок музыки, лечебная музыка, работа с инструментами, работа с фольклором, "озвучка")…

В полном объеме статью можно найти на сайте