Борис годунов повести белкина краткое содержание. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

Борис Годунов - трагедия, которая была написана А. С Пушкиным с 1824 по 1825 год во время его ссылки в Михайловское. Это первая русская реалистическая трагедия, ее замысел был очень актуален. Пушкин поднял вопрос о самодержавии и крепостном праве, который волновал интеллигенцию. Эта трагедия была написана на основе работы Карамзина «История государства Российского», поэтому можно «Бориса Годунова» читать не только как литературное, но и как историческое произведение.

Действие начинается 20 февраля 1598 года в Кремлевских палатах. Появляются первые действующие лица :

В этой смерти Шуйский обвиняет Годунова. Шуйский был отправлен в Углич расследовать это убийство. Было много свидетелей и доказательств того, что Годунов виновен в этом преступлении. Но, приехав обратно, он застал Годунова очень спокойным. Шуйский не стал рассказывать царю Феодору свою версию, потому что Годунов бы переубедил царя, а Шуйского тогда ожидало бы заточенье и казнь.

Народ волнуется, что Годунов не всходит на престол.

Новодевичий Монастырь

Предсказание Шуйского сбывается. Народ умоляет Годунова взойти на престол.

Появляются главные герои :

  • Борис Годунов - царь;
  • Григорий Отрепьев (Самозванец).

После сомнений Борис покидает монастырь и становится царем. Произнося тронную речь, он говорит, что делает это со страхом и смирением.

Четыре года спустя. Действие происходит ночью в келье. Отец Пимен заканчивает писать летопись и собирается дописать «последнее сказание». В этой же келье спит инок Григорий. Проснувшись, он жалуется на свою жизнь монаха. Он с детских лет стал монахом и завидует той жизни Пимена, которую ему не довелось испытать. Пимен уверяет Григория в том, что удовольствие от жизни он начал получать только тогда, когда стал монахом. Даже цари предпочитают вести монашескую жизнь. Например, Иоанн и Феодор. Они нашли упокоение только в монашеских трудах.

Григорий спрашивает о том, как погиб царевич Дмитрий. Именно в это время Пимен находился в Угличе. Он стал свидетелем «кровавого греха». То, что сейчас царем избрали убийцу, Пимен считает «страшным, невиданным горем». Эту печальную повесть он собирается написать в конце своей летописи, а затем передать ее ведение Григорию.

Григорий сбегает из монастыря. Он собирается стать царем в Москве. Патриарху об этом докладывает игумен. Он рассказывает о Григории: он ушел из Суздаля из Ефимьевского монастыря. Скитался и пришел в Чудовский монастырь. Игумен передал его на воспитание отцу Пимену. Он был прилежным учеником, но учеба, видимо, не пошла ему на пользу. Патриарх приходит в ярость от наглости Григория стать царем, и принимает решение не беспокоить государя этим.

Он приказывает поймать Григория и отправить навсегда в Соловецкий монастырь.

Не пропустите: как , азы литературы, пошаговая инструкция.

Царские палаты

Два стольника разговаривают о том, что царь заперся в своей спальне с колдуном. Это его любимое занятие - беседа с колдунами и магами. Выходит царь. Он шестой год у власти, но несчастен, хоть царствование его проходит спокойно. Ни власть ни жизнь его не радуют. Он хотел видеть свой народ в довольстве. Все блага которые он дал народу, были приняты без благодарности.

В своей семье он тоже несчастлив. Перед свадьбой дочери смерть забирает ее будущего мужа. В этом толпа обвиняет Бориса, во всех смертях его считают виноватым: и в смерти Феодора, и в смерти его сестры. Совесть не может его успокоить. Его «душа горит», и ему никуда не убежать от «кровавого мальчика».

Корчма на Литовской границе

За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил, Варлаам и Григорий Отрепьев в мирском платье. Отрепьев хочет добраться до Литвы, он уже достиг границы. Григорий расспрашивает у хозяйки о дороге, которая ведет в Литву. Хозяйка говорит, что на дороге стоит застава, которая ловит преступника, сбежавшего из Москвы. Она объясняет ему как пройти другим путем, чтобы избежать встречи с приставами.

Слышится шум, входят приставы. Они расспрашивают у монахов, кто они. Те отвечают, что они монахи и собирают милостыню на стройку монастыря. В ходе беседы приставы начинают подозревать Мисаила в том, что это он тот преступник, которого они ищут. Приставы дают Григорию прочесть царский указ. Когда он начинает читать приметы преступника, он заменяет их на приметы Варлаама. Приставы, обрадовавшись, что нашли преступника, бросаются на него. Но Варлаам берет указ, начинает читать и обнаруживается, что это приметы Отрепьева. Григорий достает кинжал и, защищаясь им, убегает через окно.

Дом Шуйского

Ужин в доме Шуйского . После ухода гостей остается только Афанасий Михайлович Пушкин, у которого есть что рассказать Шуйскому. Племянник Пушкина прислал к нему гонца с новостью. Сын Грозного, которого Годунов считает мертвым, оказывается жив. Царевич Дмитрий находится во дворце у короля. Он умный, приветливый, ловкий, всем нравится и даже королю. Шуйский считает, что это самозванец, но если народ о нем узнает, то случится беда. Пушкин говорит, что Годунов это заслужил. Шуйский и Пушкин договариваются пока об этом никому не говорить.

Царские палаты

Ксения тоскует о погибшем женихе . Входит отец, утешает ее. Сын Феодор чертит карту Московской земли. Борис гордится сыном, его знаниями. Входит Семен Годунов. К нему с доносом приходили дворецкий Шуйского и слуга Пушкина. Он говорит, что у Пушкина был гонец из Кракова, а потом он был сразу отослан. Семен Годунов рассказывает о вчерашнем ужине у Шуйского и его беседе с Пушкиным. Царь хочет послать за Шуйским, но, оказывается, тот сам пришел.

Шуйский рассказывает, что в Литве появился Самозванец. Король и паны на его стороне. Царь не понимает, в чем может быть угроза для него. Шуйский говорит что он назвал себя царем Дмитрием. Царь велит отгородиться от Литвы, чтобы ни один человек не смог проникнуть оттуда. Царь сомневается, что царевич мертв, но Шуйский успокаивает его, что сам видел мертвого мальчика и посещал его гроб с телом в Угличе в соборе.

Борис Годунов переживает, что возникший самозванец может оставить его детей без наследства. Он вспоминает сон, который ему снится уже тринадцать лет: убитый ребенок.

Дом Вишнецкого. Краков

Самозванец обещает дать своим соратникам все, что они ждут от него. Беглые казаки получат вольность, иезуит Черниковский хочет, чтобы Русь подчинилась Ватикану, Самозванец говорит, что сделает это. Все прославляют «великого Московского князя Дмитрия» и собираются в поход.

Вишневский и Мнишек говорят о его дочери Марине и Борисе. Мнишек считает что скоро Марина выйдет замуж и станет царицей.

Марина назначает Дмитрию свидание ночью у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

Самозванец ждет Марину . Его мучают сомнения и страх. Он хочет предложить Марине стать царицей, но боится. Приходит Марина. Самозванец признается ей в любви. Марина решилась на то, чтобы связать свою судьбу с его судьбой. Она просит его открыть ей «тайные надежды, намеренья и опасенья».

Он признается, что ради Марины готов забыть и про власть, и про Годунова, настолько сильна его любовь. Марине не нравится это, она согласна отдать свою руку только наследнику московского престола. Самозванца задевает то, что она выбрала его только из-за его сана. Он признается, что Дмитрий мертв, а он, «бедный черноризец», придумал хитрый план, сбежал от монахов к украинцам и обманул «безмозглых» поляков.

Марина приходит в ужас. Самозванец ждет ее решения. Он говорит, что мог обманывать весь мир, но только не ее. Марина упрекает его в том, что из-за любви он проболтался ей о своем происхождении. С такой же легкостью он мог проговориться ее отцу из-за дружбы. Но он уверяет, что никто кроме нее не знает этой тайны. Марина не верит ему.

Самозванец собирается уходить, устав унижаться. В России его ждет «погибель иль венец». Марина говорит ему вести полки скорее на Москву, свергнуть Годунова и занять трон, и в этом случае она будет с ним. Самозванец признается, что ему легче сражаться с Годуновым чем с женщиной и принимает решение утром идти на Москву.

Литовская граница 1604 год

Полки Самозванца и князя Курбского приближаются к границе. Самозванец проходит с литовскими полками через границу. Царь отправляет Чернигова и Трубецкого на помощь своим воеводам в Чернигов.

Царская дума

Беседа Царя и патриарха о вторжении Самозванца . Патриарх хочет разоблачить Самозванца и доказать народу, что царевич Дмитрий мертв, а для этого он предлагает привезти гроб с его телом в Архангельский собор. От этих слов царю становится дурно, его спасает Шуйский. Он против того, чтобы привозить гроб, чтобы не волновать народ.

Первая битва заканчивается бегством русских войск, они не слушают своих командиров, состоящих на службе у царя.

Площадь перед собором в Москве

Проходит торжественная служба в Соборе. Еретик Григорий Отрепьев предан анафеме, однако люди начинают задумываться о том, что он «настоящий» царь. У Собора дети дразнят юродивого Николку. Выходящий из Собора царь видит, что он плачет. Николка жалуется царю и просит велеть их зарезать, как «маленького царевича». Борис Годунов просит его помолиться за него, но Николка отвечает, что Богородица не велит молиться за «царя Ирода».

Севск. Появляются новые герои :

  • Рожнов.
  • Гаврила Пушкин.
  • Басманов.

К Самозванцу на допрос приводят русского пленного Рожнова. От него он узнает про недовольство людей правлением царя, тем что ему служат доносчики и шпионы, а к Лжедмитрию относятся с большим уважением. Самозванец дает приказ своей армии из 15 тысяч человек идти против русской армии, в которой пятьдесят тысяч человек.

Войска самозванца терпят поражение. Он прячется в лесу вместе с Гаврилой Пушкиным, и они хотят оттуда направиться в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Годунов узнает от Басманова, что Лжедмитрий собрал новое войско.

Во время приема гостей «царь занемог». Во дворце начинается паника. Царь понимает, что умирает и просит позвать к себе сына. Он дает ему наставления о том, как надо править.

Самозванец посылает Гаврилу Пушкина к Басманову, чтобы переманить его на свою сторону. Сначала Басманов не хочет предавать молодого царя, но его одолевают сомнения.

Лобное место

На Лобном месте Гаврила Пушкин сообщает горожанам, что войска Басманова присягнули Дмитрию, и он идет в Россию с миром и любовью. Он подстрекает людей свергнуть Федора. Народ переходит на сторону Дмитрия. Толпа идет в царские палаты, чтобы расправиться с Федором.

Люди стоят у дома, в котором находится царь Федор с матерью и сестрой. Кто-то из людей испытывает жалость, а кто-то гнев. Люди видят как в дом входит Голицын и стрельцы. Через некоторое время он выходит и сообщает новость что Федор и его мать выпили яд. Теперь новый царь - Дмитрий Иванович. Народ молчит.

План пересказа

1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть.
2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам.
3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена.
4. Побег Григория из монастыря.
5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха.
6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что это самозванец.
7. Григорий Отрепьев, выдавая себя за Дмитрия, получает поддержку поляков.
8. Он влюбляется в Марину Мнишек и открывает ей, что он самозванец.
9. Войска под предводительством Лжедмитрия одерживают победы над русскими войсками.
10. Царь Борис внезапно умирает, завещая власть Федору.
11. Среди бояр смятение. Некоторые хотят установления власти Лжедмитрия.
12. Легенда о якобы чудесно спасшемся царевиче Дмитрии.
13. Мосальский сообщает о самоубийстве Марии Годуновой и ее сына.
14. Народ безмолвствует в ответ на предложение бояр радоваться возвращению царевича Дмитрия Ивановича.

Пересказ

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 г., 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский разговаривают о Борисе, который заперся в монастыре с сестрою и отказывается от «благословения на державу». Все его уговаривают: и патриарх, и бояре, и народ. Оба горюют о зря убитом маленьком царевиче Димитрии, если Годунов отказывается от престола. Они почти уверены в том, что злодеяние совершено по его приказанию. Но «царь на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова». Шуйский поражается тому, что «Вчерашний раб, татарин, зять Ма-люты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха...» Потом думают, что и они могли бы взойти на престол. Они ведь князья «Природные, и Рюриковой крови». Видят в окно, что народ разошелся. Наверное, что-то произошло.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Народ волнуется: «О, Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Потом выходит дьяк Щелка-нов и говорит: «Завтра опять "Мы все пойдем молить царицу вновь, / Да сжалится над сирою Москвою / И на венец благословит Бориса"».

ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Народ шумит, прислушивается к тому, что творится в монастыре. Поднимается вой и плач: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!», а одна баба бросает своего ребенка на землю, чтобы тот плакал. Одни плачут, другие выжимают из себя слезы. Потом вдруг народ восклицает: «Венец над ним! он царь! он согласился!»

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ. Новый царь говорит, что принял власть «со страхом и смиреньем». Потом все собираются поклониться гробам «почиющих властителей России» и устроить пир. И бояре с Борисом уходят. Остаются Шуйский и Воротынский. Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре насчет того, что они могли бы взбунтовать народ и сами взяться за царствование. Шуйский, «хитрый царедворец», отказывается.

НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ (1603 г.). Отец Пимен заканчивает свою летопись, Григорий спит. Потом просыпается встревоженный и повествует свой сон: «Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты. / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом,.. / И три раза мне снился тот же сон». Пимен успокаивает его, говоря, что дело все в его молодой крови, рассказывает ему, что он видел за все годы, покуда писал летопись. А Григорий интересуется смертью Димитрия-царевича, поскольку Пимен был в то время в Угличе.

Пимен рассказывает: «Привел меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех... Наутро в час обедни / Вдруг слышу звон, ударили в набат, / Крик, шум. Бегут на двор царицы. / Я спешу туда ж -а там уже весь город. / Гляжу: лежит зарезанный царевич; / А тут народ, остервеняеь, волочит безбожную предательницу-мамку... / Вдруг меж их, свиреп, от злости бледен, является Иуда Битяговский...» Пимен гасит лампаду, а Григорий про себя: «Борис, Борис! все пред тобой трепещет, / Никто тебе не смеет и напомнить / О жребии несчастного младенца... / Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА. Игумен Чудова монастыря докладывает о том, что из монастыря сбежал Григорий Отрепьев, который был поручен отцу Пимену. «Он был весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым...» Патриарх в бешенстве: «Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах, он сосуд диавольский!.. Поймать и сослать на вечное покаяние!»

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Один стольник другому говорит, что царь заперся с каким-то колдуном. Входит царь: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе... / Предчувствую небесный гром и горе... Я думал свой народ / В довольствии, во славе успокоить, / Щедротами любовь его снискать - / Но отложил пустое попеченье: / Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Бориса Годунова мучает совесть за убийство царевича.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ. Григорий Отрепьев в облике мирянина в доме у хозяйки вместе с бродягами-чернецами Михаилом и Варлаамом. Бродяги просят мирянина выпить с ними вина, тот отказывается. Григорий интересуется у хозяйки: «А далече ли до Луевых гор?» Хозяйка отвечает, что недалеко, но пройти к ним будет сложно, так как везде «заставы царские да сторожевые приставы».

Мимо избы идут приставы, самозванец волнуется, хочет спрятаться, да негде. Приставы входят, спрашивают у всех, кто кем является, достают царский указ о поимке Гришки Отрепьева. Приставы подозревают, что беглец — Мисаил. Просят кого-нибудь из грамотных прочитать указ, Григорий отзывается и читает: «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий... впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями... царь повелел изловить его...» Приставы добавляют: «И повесить».

Потом Григорий начинает описывать внешность Мисаила, как будто это написано в указе. Тут Варлаам, перепугавшись, вспоминает грамоту: «Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит... А лет ему от роду двадцать... А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Все смотрят на Григория, тот вынимает кинжал, а потом бросается в окно, приставы за ним.

МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО. В доме ужин и множество гостей, все поднимают бокалы за государя. Потом все уходят, остаются хозяин дома и Афанасий Михайлович Пушкин. Пушкин говорит: «Странную племянник пишет новость. Сын Грозного... / По манию Бориса убиенный... Димитрий жив». Шуйский удивляется, Афанасий Михайлович продолжает: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок, / По нраву всем. Московских беглецов / Обворожил. Латинские попы с ним заодно. / Король его ласкает / И, говорят, подмогу обещал». Шуйский уверен, что это самозванец.

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царевич Феодор чертит географическую карту, Ксения, царевна, тоскует по убиенному царевичу. Входит царь, а через некоторое время — Семен Годунов. Он провожает Ксению с мамкой в свои покои и сообщает, что прибыл гонец Пушкина из Кракова и что Пушкин после этого уже разговаривал с Шуйским. Царь приказывает гонца схватить, а за Шуйским послать.

Входит Шуйский, докладывает, «Что в Кракове явился самозванец / И что король и паны за него». Государь не понимает, тогда Василий Шуйский продолжает: «Конечно, царь: сильна твоя держава... / Но знаешь сам: бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна... / Для истины глуха и равнодушна, / А баснями питается она... / Так если сей неведомый бродяга / Литовскую границу перейдет, / К нему толпу безумцев привлечет / Димитрия воскреснувшее имя».

Царь в бешенстве. Он провожает за дверь царевича Феодора и спрашивает, был ли по правде убит царевич Димитрий или произошла подмена? Шуйский искренне отвечает, что он сам видел его труп в соборе. Годунов успокаивается и просит его удалиться, а сам переводит дух: «Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась — и тяжко опускалась... / Так решено: не окажу я страха, — / Но презирать не должно ничего. / Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО. Григорий уверен, что русский народ его поддержит, а pater Черниковский благословляет его. Входит толпа русских и поляков. Самозванец говорит всем: «Товарищи! мы выступаем завтра / Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя / Остановлюсь в Самборе на три дня... / Прелестную Марину я надеюсь увидеть там... / Сыны славян, я скоро поведу / В желанный бой дружины ваши грозны». Потом у него «просят меча и службы» Курбский, Хрущев, Карела, казак с Дона, присланный от вольных атаманов.

ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ. Мнишек и Вишневецкий говорят, что мнимый Димитрий влюбился в Марину Мнишек (дочь Мнишека) и что, кроме нее, никого не видит. Отец радуется за дочь, ведь он и не думал, что она будет царицей: «Я только ей промолвил: ну, смотри! / Не упускай Димитрия!., и вот / Все кончено. Уж он в ее сетях». Марина во время танца тихо назначает Димитрию свидание в аллее у фонтана. Некие дама и кавалер обсуждают их. Кавалер: «Что в ней нашел Димитрий?.. Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки...»

НОЧЬ. САД. ФОНТАН. Самозванец трепетно ждет Марину: «Мне вечная неволя угрожала, / За мной гнались - я духом не смутился... / Но что ж теперь теснит мое дыханье?»

Появляется Марина, она холодна: «Я требую, чтоб ты души своей / Мне тайные открыл теперь надежды, / Намеренья и даже опасенья...» Димитрию не до этого, он хочет забыть обо всех трудностях и опасностях в объятиях девушки. Марина напоминает ему: «Стыдись; не забывай / Высокого, святого назначенья: / Тебе твой сан дороже должен быть...» Самозванец начинает сомневаться в чувствах Марины: «Не говори, что сан, а не меня / Избрала ты... Нет! полно: / Я не хочу делиться с мертвецом. / Нет, полно мне притворствовать!.. / твой Димитрий давно погиб, зарыт - и не воскреснет... / я бедный черноризец... Что скажешь ты, / надменная Марина?»

Димитрий падает на колени перед ней. Марина гневно просит встать «бедного самозванца». И он дает зарок: «Клянусь тебе, что сердца моего / Ты вымучить одна могла признанье. / Клянусь тебе, что никогда, нигде... / Сих тяжких тайн не выдаст мой язык». Марина его пугает, говорит, что сама откроет тайну. Самозванец, переступая через чувства: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? / Что более поверят польской деве, / Чем русскому царевичу?.. / Димитрий я иль нет — что им за дело? / Но я предлог раздоров и войны,... и тебя, / Мятежница! поверь, молчать заставят». Марина отвечает: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа... / Но - слышит Бог - .../ Пока тобой не свержен Годунов, / Любви речей не буду слушать я».

ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ (1604 г.). Курбский радуется русской границе: «Святая Русь, Отечество! / Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю...» Самозванец идет с поникшей головой: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась...» Полки скачут вперед через границу.

ЦАРСКАЯ ДУМА. Царь посылает Трубецкого и Басманова «смирить безумца». Патриарх благословляет его. Потом рассказывает тайну, которую ему поведал старец в год, когда Годунов взошел на трон. В «младых летах» старец ослеп, затем долго и напрасно лечился. Но однажды, когда он уже привык к своей | слепоте, ему во сне явился голос царевича Димитрия, который сказал: «Встань, дедушка, поди / Ты в Углич-град, в собор Преображенья; / Там помолись ты над моей могилкой, / Бог милостив... Царь небесный / Приял меня в лик ангелов своих, / И я теперь великий чудотворец!» И когда старец пришел туда и помолился перед гробом, он прозрел. Патриарх посоветовал перенести святые мощи в Кремль. Общее смущение, царь отирает лицо платком и соглашается.

РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО (1604 г., 21 декабря). Битва между «самозванским» и «царским» войсками. Димитрий побеждает: «Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!».

ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ. Народ ждет царя. Мальчишки смеются над юродивым. Потом царь выходит из собора, вокруг него бояре. Царь приказывает подать милостыню юродивому. Юродивый кричит: «Борис, Борис! Ни-колку маленькие дети обижают. Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит его помолиться за его душу, юродивый отказывается: «...молиться за царя Ирода -Богородица не велит».

СЕВСК. Войска самозванца схватили пленника. Димитрий допрашивает его, спрашивает о Годунове, о Москве. Тот отвечает: «...о тебе / Там говорить не слишком нынче смеют. / Кому язык отрежут, а кому / И голову...» Димитрий назначает бой на завтра. Многие сомневаются в успехе, так как царских войск больше.

ЛЕС. Все войско Лжедимитрия «побито в прах». Царевичу предлагают бежать.

МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царь сетует на то, что побежденный Лжедимитрий снова угрожает ему. Он хочет послать Басманова командовать царской дружиной. Царь уходит принимать «иноплеменных», просит Басманова подождать его. Через некоторое время бегут бояре: «Царь занемог... Царь умирает!.. На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей». Царя выносят на стуле. Борис просит оставить с ним только царевича: «...я достиг верховной власти... чем? / Не спрашивай. Довольно: ты невинен, / Ты царствовать теперь по праву станешь. / Я, я за все один отвечу Богу...» Он советует сыну мудро управлять страной. Требует, чтобы бояре поклялись служить «усердием и правдой» Феодору. Начинается обряд пострижения Бориса. Он умирает.

СТАВКА. Басманов вводит Пушкина. Пушкин призывает пойти под власть Лжедимитрия. Басманов стоит за юного царя и отказывается. Пушкин уходит. Басманов переживает: «Он прав, он прав; везде измена зреет — / Что делать мне? Ужели буду ждать, / Чтоб и меня бунтовщики связали / И выдали Отрепьеву? Не лучше ль / Предупредить разрыв потока бурный / И самому... Но изменить присяге! / Но заслужить бесчестье в род и род!». Задумывается и, наконец, принимает решение: «Коня! трубите сбор».

ЛОБНОЕ МЕСТО. Пушкин сообщает народу: «Московские граждане, / Вам кланяться царевич приказал. / Вы знаете, как промысел небесный / Царевича от рук убийцы спас; / Он шел казнить злодея своего, / Но Божий суд уж поразил Бориса. / Димитрию Россия покорилась; / Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге... / Подымите вы руку на царя / Законного, на внука Мономаха?» Народ послушен. Крики: «Да здравствует Димитрий, наш отец!., вязать Борисова щенка! Да гибнет род Бориса Годунова!»

КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. Стража у крыльца. Нищий просит милостыню у Феодора, тот отвечает: «Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле». Кто-то из народа жалеет пленную семью Годунова, кто-то проклинает. Ксения в страхе замирает. В дом Бориса входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов, за ними стрельцы. Слышится шум в доме, женский крик. Мосальский является на крыльце и говорит народу: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. Мосальский продолжает: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Главная мысль

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Красная площадь

Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.

Борис Годунов

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.

Кремлёвские палаты

В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев , который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты. Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного , видел его опричников . Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему. Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.

Царские палаты

Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья. Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви . Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия. Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского

Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия . Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко. Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.

Царские палаты

Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия. Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых. После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»

Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса

Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников. Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского , опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи. Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной . Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его. Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.

Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы .

Царская дума

Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке. Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот. Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.

Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.

Площадь перед собором в Москве

На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич. Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича». Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.

Севск

Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков. Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.

Лес

Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества , сделать незнатного Басманова главнокомандующим. Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле. Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.

Ставка

К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца. За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве. Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?

Лобное место

Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием» . Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!

Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.

Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет, / Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей / Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато / Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».