Гимнастика. Упражнения для осанки детям

Зарядка для осанки применяется для укрепления скелетной мускулатуры спины и восстановления оси позвоночника. Если применять ее ежедневно и регулярно, можно гарантировать предотвращение дальнейшего искривления оси позвоночного столба. Перечень упражнений должен подбираться врачом в зависимости от особенностей патологии.

  • повышение силовой выносливости;
  • укрепление мышечного корсета;
  • повышение равновесия;
  • улучшение координации движений;
  • снятие психоэмоциональной нагрузки;
  • восстановление оси позвоночного столба.

У детей силовая выносливость не развита. В некоторых детских садах работают специальные лечебные группы физической культуры по предотвращению искривлений спины. Они помогают с ранних лет сформировать волевые черты характера и укрепить скелетную мускулатуру.

За счет тренировки мышечной системы нижних конечностей и адаптации вестибулярного центра к повышенным физическим нагрузкам, у детей создается стереотип устойчивого равновесия, усиливается координационная точность движений.

Ежедневная зарядка в реабилитационных группах у детей позволяет снять повышенную психоэмоциональную нагрузку. В результате увеличивается устойчивость ребенка к действию нервных стрессов и перенапряжений.

Через позвонковые щели выходят спинномозговые нервы, которые иннервируют другие органы и ткани. Даже при незначительном смещении позвоночного столба существует вероятность их ущемления и возникновения болевого синдрома. предотвращает появление компресссионного синдрома, но формировать ее необходимо с ранних лет.

Для укрепления спины необходимо подбирать зарядку согласно анатомическим особенностям строения тела человека. При патологических изменениях в позвоночнике и нарушении в функциональности мышечного каркаса спины возникают индивидуальные особенности патологии, которые необходимо учитывать при подборе гимнастических упражнений.

Выбирая гимнастические упражнения для исправления , необходимо учитывать некоторые важные особенности патологического процесса:

  • Функциональность более слабых мышц всегда компенсируется мышцами- синергистами. В такой ситуации при попытке «прокачать» слабое волокно, более значительно усилится силовая нагрузка на мышцу-антагонист;
  • Эффект замещения одних групп скелетной мускулатуры при физической нагрузке другими возникает, если некоторая часть мышечного каркаса находится в спазматическом состоянии. Чтобы его предотвратить, перед зарядкой следует провести релаксационные процедуры (теплая ванна, массаж);
  • Ослабление ягодичных мышц возникает при выполнении махов назад и вперед ногами. При выполнении таких упражнений в первую очередь в работу вступают разгибатели позвоночника. Дети данные упражнения должны выполнять кратковременными курсами, чтобы предотвратить дальнейшее ;
  • Усиление поясничного лордоза (избыточная вогнутость в поясничном отделе позвоночника) с увеличением угла наклона таза требует укрепления разгибателей спины. Если , необходима зарядка для укрепления ягодичных мышц и брюшного пресса;
  • Симметричная гимнастика используется для с обеих сторон.

На основе вышеприведенных примеров зарядки для осанки читатель должен осознать важность индивидуального подбора гимнастики в каждом конкретном случае.

Несколько гимнастических занятий

Зарядка для осанки должна проводиться в домашних условиях. Существует определенный перечень гимнастики, который может делать каждый человек, независимо от особенностей искривления позвоночника. Опишем наиболее распространенные упражнения:

  • Найдите тихое место в комнате. Расположите на полу книги в виде стопки и отойдите от них на длину тела;
  • Примите исходную позицию, расставив ноги на ширине плеч. Развернитесь к книгам спиной и зафиксируйте взглядом точку на противоположной стороне стены;
  • Подсознательно представьте себе, что двигаете голову вверх и вперед. В процессе вытягивайте тело вверх и расправляйте спину. Дышать необходимо глубоко и свободно. Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас, и полностью расслабляйте тело;
  • Выставьте вперед ногу, согните ее в колене и опуститесь на пол. Опирайтесь на руки, вытянутые кзади;
  • Далее согните спину и прокатитесь по полу, опустив голову на стопку книг;
  • Полежите в таком положении около 20 минут, а затем встаньте на ноги.

Данная зарядка для осанки относится к ряду йоги, поэтому для детей представляет определенные сложности, но она обладает прекрасным лечебным эффектом для исправления искривлений спины.

Для малых детей предлагаем более удобные и простые упражнения:

  • Чтобы научить их правильно необходимо несколько раз в день поднимать плечевой пояс вверх и сводить лопатки, как можно ближе. Положение фиксируется секунд 30, а затем следует вернуться в исходную позицию;
  • Второе упражнение научит ребенка правильно держать голову. Примите позицию сидя с ладонями в замке, вокруг шеи. Слегка потяните голову вверх, представьте, что к ней привязан воздушный шар. Делайте плавные кивки вперед и назад;
  • Следующая зарядка предназначена для расслабления плечевого пояса и шеи. Сцепите пальцы на шее в стоячем или сидячем положении. Отведите локти максимально назад и сохраните позицию в течение 10 секунд. Дальше локти отведите вперед и зафиксируйте положение 5 секунд;
  • Для формирования равновесия положите на голову книгу и ходите с ней по комнате, стараясь, чтобы она не упала;
  • Зарядка для правильной осанки: встаньте к стене спиной. Касайтесь ее пятками, ягодицами, плечевым поясом и затылком. Пусть ребенок побудет в таком положении несколько минут. Оно позволит запомнить правильную осанку.

Зарядка для осанки позволяет предотвратить грозные заболевания всех внутренних органов. Ее необходимо выполнять регулярно и постоянно на протяжении всей жизни. Это нелегкий, но благодарный труд!

Нарушения осанки - это различные искривления позвоночника. Среди нарушений осанки - чрезмерный кифоз или лордоз, сколиоз и сутулость. Нарушения осанки могут серьёзно навредить организму.

Причины

У детей основными причинами нарушения осанки являются:

Снижение двигательной активности;

Нарушения рациона питания;

Нарушения, вызванные дезорганизацией рабочего пространства;

Нарушение трудового труда.

Гиподинамия (нарушение двигательной активности) ребенка проводит к постепенному ослаблению мышечного аппарата позвоночного столба и всего тела. Слабые мышцы не в состоянии поддержать правильную ориентацию тела в пространстве, что и приводит к нарушению осанки.

Нарушения рациона питания. Если ребенок получает несбалансированное питание и с пищей к нему поступает недостаточное количество минералов и органических веществ, это может плохо отразиться на опорно-двигательного аппарате ребенка. Чаще всего дети получают с пищей недостаток солей кальция, которые отвечают за развитие связок и костей. При недостатке минералов связочный аппарат развивается плохо, что может привести к нарушению осанки.

Дезорганизация рабочего пространства ребенка может быть связана с неправильными условиями занятий, за которыми ребенок проводит большой интервал времени. Причина нарушения осанки может быть обусловлена неправильной высотой рабочего стола и стула, за которыми школьник делает уроки, плохим освещением рабочей поверхности, недостатком рабочего пространства. При этом неправильная осанка со временем закрепляется, приводит к дисбалансу околопозвоночных мышц.

Нарушение трудового режима ребенка: неправильные и усиленные физические нагрузки также могут спровоцировать возникновение стойкого нарушения осанки.

Источник budemzdorovy.org

Виды

Различают следующие виды нарушений осанки (по Штоффелю):

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое их состояние может приводить к развитию сколиоза. Плоская спина встречается сравнительно редко и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе. Поясничный лордоз значительно увеличивается. На фоне этого грудной кифоз выражен еще больше. Круглая спина не всегда характеризует только нарушение осанки. Нередко синдром «круглой спины» может быть симптомом более тяжелых структурных заболеваний позвоночника. Таких как болезнь Шойерманна- Мао, болезнь Форестье. Детей необходимо дообследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника.

Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще выявляется у девочек подросткового возраста. Объективно у них выявляется увеличенный шейный лордоз. Создается впечатление, что ребёнок ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой» из-за смещения центра тяжести туловища вперёд. Если попросить ребёнка расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают на очень короткое время. Это означает, что такая осанка стала «привычкой». При стойкой сутулости, при неправильной нагрузки на межпозвонковые диски у этих детей с возрастом очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина — эти два вида нарушений осанки встречаются весьма редко. Проявление их обусловлено сложными изменениями в позвоночнике, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Различают еще и сколиотическую осанку (по Чаклину: «функциональный сколиоз») она характеризуется искривлением позвоночника во фронтальной плоскости без поворота вокруг вертикальной оси тел позвонков.

Источник spinanebolit.com.ua

Профилактика

Профилактика нарушения осанки, сколиоза и других деформаций позвоночного столба основана на следующих принципах:

Лечебная физкультура;
Нормализация питания;
Предотвращение остеопороза (уменьшение кальция в структуре кости);
Организация режима труда и отдыха.

Нормализация питания человека с искривленной спинной предполагает особую диету:

Третья часть суточного рациона должна включать овощи и фрукты;

Утром необходимо пить стакан свежевыжатого сока;

Одна часть рациона – животные и растительные белки;

Потребление углеводов не должно превышать 20% от всех видов продуктов;

Жиры лучше потреблять нерафинированные (холодного отжима);

Не солите продукты, а применяйте вместо нее морскую капусту;

Совершайте дневные прогулки не менее 40 минут, чтобы устранить малоподвижный образ жизни.

Профилактика нарушения осанки для предотвращения остеопороза предполагает:

Потребление продуктов богатых кальцием, магнием, фосфором. Для этого необходимо включать в рацион молочные продукты и рыбу;

Марганец необходим для доставки кислорода к межпозвонковым дискам. Его содержит яичный желток, кожица картофеля, лук, бананы, сельдерей, горох;

Витамины А и С являются антиоксидантами и борются с перекисными формами кислорода. Наибольшее их количество находится в цитрусовых, моркови, капусте.

В заключение: видов и типов нарушения осанки, которые приводят к развитию сколиоза, компрессионного синдрома и других заболеваний много. Читателям не следует пугаться данного разнообразия, так как по статистике в 90-95 процентах случаев искривление позвоночника формируется на протяжении долгих лет. Оно легко предотвращается, если проводится эффективная профилактика нарушения осанки.

Источник spinazdorov.ru

У детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Источник krasotaimedicina.ru

Упражнения

Комплекс лфк при нарушении осанки должен быть направлен на укрепление мышечного корсета спины, мышц живота и брюшного пресса. Все упражнения должны быть в основном статическими. Статические упражнения не накачивают силу в мышцы, а тренируют их выносливость.

Лфк при нарушении осанки начинают обязательно с разогрева, после чего переходят к упражнениям:

1.Сядьте на стул, руки положите на затылок и начинайте давить так, словно вы хотите согнуть голову к грудине. Сопротивляйтесь, напрягая мышцы шеи, напряжение удерживайте в течении 10 секунд, затем даем 5 секундный отдых и вновь приступаем к упражнению.

2.Исходное положение такое же, только правой рукой начинаем давить на правый висок, пытаясь опустить голову к левому плечу, затем руки меняются.

3.Сидя на стуле, выпрямите спину и максимально поверните голову вправо, затем двумя резкими движениями доведите голову до крайнего положения, затем повторите это упражнение с противоположной стороны. Рывки должны быть резкими, но аккуратными, чтобы не повредить спину.

4.Положение тоже, максимально соедините лопатки за спиной на 10 секунд, затем расслабьтесь. Сделайте несколько подходов.

5.Заранее приготовьте бутылку с водой, возьмите ее и удерживайте перед собой на вытянутых руках.

Теперь рассмотрим упражнения лфк при нарушении осанки в положении лежа.

1.Лягте на спину, немного оторвите одну ногу от пола и удерживайте ее, затем тоже повторите со второй ногой, при этом носок старайтесь тянуть на себя.

2.Согните колени и приподнимите обе ноги. Затем отдохните и после приподнимите обе вытянутые ноги.

3.Руки сцепляем в замок и кладем под затылок. Начинаем давить руками, приподнимая голову, при этом мышцы шеи должны сопротивляться давлению.

4.Лягте на бок, руки вдоль тела и приподнимите голову. Удерживайте ее в этом положении 10 секунд, затем расслабляете, проделываете несколько подходов, после чего меняете сторону.

5.Переворачиваемся на живот, ноги сгибаем в коленях и голени отрываем от пола, при этом опираемся на локти, отрывая голову с плечами.

6.Лежа на животе, по очереди приподнимаем вытянутую ногу, затем другую.

Как видно, лфк при нарушении осанки работает со всеми мышцами, которые участвуют в поддержании осанки.

Источник opozvonochnike.ru

ЛФК

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 - 2 месяца; перерыв между курсами - не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели). В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка. В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения - 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников - 3-4 комплекса Л Г на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Источник lechfk.narod.ru

Массаж

Для лечения позвоночника существует 3 вида массажа:

Лечебный (классический);
Точечный;
Сегментарный.

Лечебный и сегментарный виды применяются в специализированных ортопедических реабилитационных центрах. Точечный вид – в восточных оздоровительных школах или центрах физиотерапии.

Влияние массажных процедур на организм:

Активируют кровоснабжения и деятельности центральной нервной системы;
Устраняют нервную импульсацию в патологических очагах;
Нормализуют обмен веществ;
Рефлекторно стимулируют активность внутренних органов.

Массаж при нарушении осанки проводится индивидуально с учетом патогенетических звеньев патологического процесса у каждого человека.

Массажные приемы:

Поверхностное и глубокое поглаживание;
Постукивание;
Растирание;
Разминание;
Вибрация.

Поверхностное поглаживание проводится для снятия болевого синдрома и формирования успокаивающего эффекта.

Глубокое поглаживание повышает нервную деятельность, поэтому при наличии выраженного болевого синдрома и мышечных спазмов при заболеваниях позвоночника не применяется.

Растирание предназначено для улучшения кровоснабжения в определенной области. Оно очень эффективно при болевом синдроме в воротниковой зоне.

Неглубокое разминание при нарушении осанки позволяет устранить болевой синдром. При болях в грудной клетки применяется прерывистая вибрация, позволяющая выявить и устранить патологический очаг болевой импульсации.

Источник spinazdorov.ru

Последствия

К чему приводит неправильная осанка:

способствует уменьшению объема легких, что приводит к нарушению дыхательной функции;

снижает приток крови и кислорода к мозгу и тканям;

приводит к нарушению работы кишечника и неправильному пищеварению;

вызывает окостенение связок и возникновение болевых ощущений;

вызывает хроническое напряжение в мышцах;

приводит к преждевременному старению тканей тела;

уменьшается устойчивость позвоночника к деформирующим воздействиям, что приводит к искривлениям;

вызывает повышенную утомляемость из-за систематического перенапряжения мышц;

приводит к снижению живости мышления, быстроты реакции и работоспособности;

болям в спине, головным и мышечным болям;

сонливости и слабой концентрации внимания.

Неправильная осанка медленно, но верно разрушает структуру вашего тела, приводя к преждевременному старению и тела и разума. Надеюсь, я вас достаточно испугала и убедила, что нужно что-то срочно менять в вашей жизни?

Помните, что если у вас неправильная осанка, вы не безнадежный больной! Учитесь следить за своей позой, осанкой и занимайтесь специальным комплексом упражнений.

Источник homesovety.ru

Позаботиться о формировании нормальной осанки у ребенка - задача, стоящая перед всеми родителями. Искривление позвоночника чревато деформацией органов, сбоями в их функционировании, что неблагоприятно сказывается на здоровье и общем развитии. Всегда проще не допустить что-то, чем исправлять последствия. Правильно подобранный комплекс упражнений при нарушении осанки поможет избежать проблем в будущем, а начинать его делать стоит с юного возраста.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Среди основных причин нарушения осанки:

  • Гиподинамия - малоподвижный образ жизни, он влечет за собой ослабление мышц, в том числе, отвечающих за поддержку позвоночника.
  • Несбалансированная пища. Недостаток минералов и органических кислот негативно влияет на развитие скелета.
  • Неправильная организация рабочего места: неподходящая высота стула, стола, недостаточное освещение, маленькая рабочая область - заставляют ребенка выгибать спину, когда он делает уроки, читает.
  • Слишком частые физические нагрузки, постоянное сидение за компьютером, чтение лежа нередко провоцируют устойчивое нарушение осанки.

Типы нарушения осанки

Нарушение осанки подразделяют на два типа:

  1. По сагиттальной плоскости (симметричная вертикальная). Наблюдаются такие внешние признаки, как сутулость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина.
  2. Во фронтальной плоскости (горизонтальная). Наблюдается сколиоз - заметная асимметрия правой и левой части корпуса. Позвоночник имеет форму дуги с обращенной в одну сторону вершиной. Может встречаться смещение нижних отделов позвоночника или опущение одного плеча и лопатки.

Дети с неправильной осанкой быстро утомляются, мало двигаются, практически не проводят время на свежем воздухе, наблюдается снижение аппетита. Детский организм становится уязвимым для целого ряда недугов: заболеваний органов дыхания, сердца, пищеварения, нервной системы, снижается иммунитет и общий тонус, ухудшается зрение.

ЛФК или здоровая спина с детства

ЛФК (лечебная физкультура) - специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:

  • Корректируется неправильный изгиб позвоночника.
  • Укрепляются спинные и брюшные мышцы, нормализуется их тонус.
  • Ребенок привыкает правильно держать спину независимо от ситуации.

ЛФК для детей с нарушением осанки, включая длительность занятий, назначает врач. Курс длится 2 месяца, после чего обязательно нужно сделать месячный перерыв.

Противопоказания для проведения гимнастики

Упражнения ЛФК для формирования правильной осанки у детей подходят не всем. В частности, нельзя проводить тренировки подросткам, имеющим следующие проблемы со здоровьем:

  • Мышечные зажимы, появившиеся из-за искривления позвоночника.
  • Компрессионный синдром.
  • Скопление позвоночных и мозговых сосудов в вертебробазилярном бассейне, что может нарушить кровообращение.
  • Низкий болевой порог.

При наличии хотя бы одной из указанных проблем, ЛФК следует заменить специальным массажем или гидропроцедурами.

Исправление осанки

При появлении первых признаков нарушения осанки рекомендуется обратиться за помощью к врачу-ортопеду. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Неправильная тренировка только усугубит ситуацию, а ребенок может повредить спинные мышцы.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки эффективна, но только при выборе программы, соответствующей индивидуальным физическим особенностям ребенка. После обследования врач анализирует все биометрические параметры, включая степень искривления позвоночника, угол его отклонения, подбирает оптимальную программу тренировок.

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе — 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

ЛФК для школьников

Детям старше 6 лет нарушение осанки нужно корректировать, выполняя следующие упражнения:

  1. Держа в руках мяч, встать, расставив ноги по ширине плеч. Вытянуть руки над головой, глядя на мяч, опустить его к уровню груди, разведя локти, опустить руки. Повторять не менее 5 раз.
  2. При той же начальной позиции вытянуть руки с мячом вверх, прогнуться, кинуть мяч за спину. Опустить руки, отводя их в стороны. Выполнить 4 повтора.
  3. В положении лежа поднять ноги на 30°. Держа их прямо, поочередно разводить в стороны и скрещивать. Корпус с руками не должны отрываться от пола. Сделать не менее 8 раз.
  4. При том же исходном положении положить руки на корпус (одну на живот, вторую на грудь). Глубоко вдохнуть, обе руки должны одновременно подниматься. Выдохнуть, руки также должны опуститься. Сделать 4 повтора.
  5. Перевернуться на живот. Соединить на затылке руки, разведя локти, соединив лопатки. Поднять верх корпуса, удерживая положение 5 или более секунд. Повторять 4 раза.
  6. Лежа на спине по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях, как при велосипедной езде. Для каждой ноги сделать по 15 повторов, после чего отдохнуть 30 секунд, следя за дыханием. Сделать еще 1–2 подхода.
  7. Лечь на живот, развести руки, повернув их вниз ладонями. Верхнюю часть тела и ноги поднять, прогибаясь в пояснице. Задержаться в такой позе на несколько секунд, после чего опуститься, расслабиться. Повторить 3 раза.
  8. Лежа на спине вытянуть руки вдоль тела, держа ладони вверх. Плотно прижимая тело к полу, развести руки, после вытянуть над головой, потянуться, выполнить действия с руками в обратном порядке. Повторить 4 раза.
  9. Встать на четвереньки, одновременно поднять левую ногу и правую руку, задержаться на 5 секунд. Повторить для другой руки и ноги. В пояснице не прогибаться. Делать упражнение 4 раза для каждой пары рука-нога, двигаясь медленно.
  10. В той же позе, держа гимнастическую палку, вытянуть руки перед собой. Поднять палку над головой, опустить к лопаткам, после чего присесть. Далее в обратном порядке. Повторять медленно не менее 6 раз.

Упражнения при нарушении осанки у детей следует совмещать с правильным дыханием. Последнее ни в коем случае нельзя задерживать. По окончании комплекса ребенок должен походить простым шагом, держа спину прямо, примерно 3 минуты.

Универсальная гимнастика

Существует базовая гимнастика при нарушении осанки, основанная на простых упражнениях. Делать ее можно в любом возрасте, а также стоит прибегать к ней в качестве профилактики нарушения осанки. В комплекс входят такие упражнения, как:

  • Ходьба на одном месте до 10 минут, спина при этом держится прямо.
  • Приседания с ровной спиной и вытянутыми перед собой руками. Рекомендуемое количество — 10 раз.
  • Напряжение и расслабление всех мышц тела в положении стоя. Поочередно расслабляются все мышцы, затем напрягаются.

Для детей эффективны упражнения при нарушении осанки в сидячем и лежачем положениях:

  • Сидя с прямой спиной постараться приблизить лопатки друг к другу на максимально возможное расстояние, после чего расслабиться. Рекомендуется сделать не менее 10 повторов.
  • Сидя вытянуть руки перед собой, держа в них небольшие гантели. Удерживая ровную осанку, задержаться на 5 секунд. Повторить 10 раз.
  • Лежа на спине поднять голову, тело плотно прижать к полу. Повторять не менее 10 раз.
  • При том же расположении тела сгибать - разгибать ноги в коленях не менее 8 раз.
  • Лежа на животе выполнить поочередный подъем ног, удерживая каждую по 5 секунд. Выполнить 10 подходов для обеих ног.

Правильно подобранный и своевременно выполняемый комплекс упражнений для исправления осанки способен избавить от такого неприятного недуга и предупредить его появление. А заниматься гимнастикой можно как в зале со специалистом, так и дома.

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час-полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о, нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

5. Дополнительные занятия, связанные с длительным пребыванием в положении «сидя» или при асимметричном положении тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа».

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

5. Воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела. В занятиях гимнастикой эта конечная цель достигается путем развития и укрепления способности к длительному удержанию тела в правильном положении, для того чтобы новые рефлекторные связи стали для ребенка привычными. Работа над воспитанием правильной осанки подразделяется на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки: цель второго этапа - доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов индивидуальна и зависит от степени и типа нарушения осанки. В процессе лечения вначале используется исходное положение «лежа», как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем используются упражнения в исходном положении «сидя», а затем «стоя». В положении «стоя», контроль за положением тела начинается, снизу, со стоп, при этом: стопы находятся на ширине ступни, параллельны; колени выпрямлены; живот подтянут, туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; руки свободно опущены по средней линии туловища; голова прямо, лоб и подбородок располагаются но одной вертикальной линии. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

№ п/п

Исходное положение

Упражнение

Для мышц спины:

Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга

Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

Лежа на спине

Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

То же, но удерживая мяч между лодыжками

Скрещивание прямых ног - «ножницы»

Переход в положение «сидя» с махом рук

То же, но руки на поясе

Медленно сесть и медленно возвратиться в И. П.

Для боковых мышц туловища:

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — вдоль, туловища

Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу

То же на левом боку

Приподнимание и опускание правой ноги

Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча - «окошечко»

Приподнять обе прямые ноги, удерживать на весу до счета 3-5, медленно опустить

То же на левом боку

Лежа на боку

Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить

Лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, туловище на весу, одноименная рука опирается в пол, другая - вдоль туловища

При фиксации ног инструктором или партнером - перевести руки за пояс, вверх, вперед, к плечам, вернуться в И. П.

То же на другом боку

Примеры симметричных корригирующих упражнений:

Лежа на животе, принять правильную позу (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии)

Перевести кисти рук вперед, положить их друг на друга под подбородком. Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от опоры таз и живот. Не отклоняясь в сторону удерживать данное положение 3-5-7 секунд

Лежа на животе, руки вдоль туловища

Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки, вдохнуть, вернуться в И. П., выдохнуть

То же, но с одновременным отведением назад обеих ног - «рыбка». Удерживаться в донном положении, не задерживая дыхание, 3-5-7 секунд

Лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, приподнимая голову и плечи

Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение «сидя», сохраняя правильную осанку. Вернуться в И. П.

Приподнять прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги

Приподнять обе прямые ноги, развести в стороны, соединить вместе, опустить

Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять голову и грудь, удерживая палку у груди, бросание палки партнеру, ловля хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении

То же упражнение, но на гимнастической скамейке

То же упражнение с медицинболом

Для мышц брюшного пресса:

Лежа на спине с прижатием поясничного отдела позвоночника к опоре

Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно — «велосипед»

Согнуть обе ноги, разогнуть, их вперед, медленно опустить

руки за головой

Поочередное приподнимание прямых ног вперед

руки вверх

Медленно поднять прямые ноги до угла 45°, медленно опустить в И. П.

Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить

Лёжа на спине

Приподнять прямые ноги под углом 30-45°, развести их в стороны, соединить, опустить

Приподнять прямые ноги до угла 45°, производить окрестные движения ног — «ножницы»

Круговые движения ног

Лежа на спине, руки вдоль туловище, ноги врозь

Переход в положение «сидя» с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой — правой стопы

Полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади

Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить, опустить

Лежа на животе, руки под подбородком

Отвести назад прямые ноги, удерживать на счет 3-5, вернуться в И. П.

Лечебная гимнастика при различных видах нарушения осанки в сагиттальной плоскости

- Сутулая и круглая спина — при данных деформациях, как уже описывалось, увеличен грудной кифоз, мышцы спины перерастянуты, о мышцы грудной клетки спереди сокращены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Для коррекции имеющихся деформаций необходимо кроме решения общих задач, укреплять мышцы спины; растягивать и расслаблять мышцы грудной клетки. При этом используются различные исходные положения. Особенно рекомендуется выполнять упражнения в исходном положении «лежа на животе» с различной работой рук, сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической полки, мяча и отягощений. Используются упражнения «на четвереньках», на коленях, лежа на спине с прогибанием в грудном отделе позвоночника или с подкладыванием валика под спину.

- Кругловогнутая спина — для этоготипа деформации характерно увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза, угол наклона таза увеличен, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Сокращены мышцы грудной клетки спереди, мышцы поясницы и передней поверхности бедер. Для коррекции грудного кифоза применяются все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

Другая группа упражнений необходима для уменьшения поясничного лордоза. Фактически используются те жеисходные положения, но с определенными особенностями, например, упражнения «лежа на животе» следует выполнять, не прогибая спину, тянуться головой вперед. Под живот можно положить небольшой валик, что позволит несколько уменьшить лордоз. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются лежа на спине по приведенной методике, но основное требование - при движениях ногами обязательно следить за поясницей, прижимая ее к полу, при этом ноги желательно поднимать выше, так как чем выше приподняты ноги, тем меньше дуга лордоза и ниже расположена поясница.

- Плоская спина — наихудший в рессорном плане тип нарушения осанки в сагиттальной плоскости, сопровождающийся сглаженностью всех физиологических изгибов и характеризующийся общей слабостью мышц (спины, грудной клетки, живота, ягодиц, бедер). Поэтому для коррекции данной деформации необходимо стремиться к укреплению общего мышечного корсета для выработки силовой выносливости мышц, а также использовать упражнения в самовытяжении.

Главный принцип при выполнении упражнений в различных исходных положениях заключается в том, чтобы движения были симметричные и не слишком «лордозирующие», так как при плоской спине увлечение упражнениями, формирующими поясничный лордоз, приводит к тому, что при слабо развитых мышцах очень быстро образуется другой тип деформации - плосковогнутая спина.

- Плосковогнутая спина — при этом варианте нарушения осанки встречается сглаженность грудного кифоза и чрезмерная выраженность поясничного лордоза, причем угол наклона таза увеличен, мышцы ослаблены, особенно спины, брюшного пресса и ягодиц.

Для коррекции плосковогнутой спины используются те же комплексы упражнений, что и при плоской спине, но акцентируется внимание на укреплении мышц живота в исходном положении «лежа на спине», исключая упражнения, «лордозирующие» поясничный отдел позвоночника.

Специальные упражнения при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости

Сутулая и круглая спина

1. Исходное положение — основная стойка, в руках гимнастическая палка.

1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;

3-4 — исходное положение.

2. Исходное положение — основная стойка

1-4 — «крылышки» руками.

3.

1-2 — руки в «крылышки»;

3-4 —держать.

4. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;

3-4 — исходное положение.

5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1 -4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

6.

1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться;

3-4 — держать.

7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик.

1 -4 — приподняться на предплечьях над валиком;

8. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

9.

1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять;

5-8 — вернуться в исходное положение.

10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

11. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;

3-4 — возвратиться в исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;

7-8 — исходное положение.

12. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;

3-4 — исходное положение;

5-6 — поднять левую руку и левую ногу;

7-8 — исходное положение.

Кругловогнутая спина

1. Исходное положение - лежа на животе, под живот подложен валик.

1-2 — поднимание головы;

3-4 — возврат в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику;

3-4 — держать.

3. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки вперед;

3-4 — поднять голову, руки в стороны;

5-6 — поднять голову, руки на пояс;

7-8 — вернуться в исходное положение.

4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка.

1-2 — вытянуть полку вперед;

3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.

5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине полки.

1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.

6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках.

1-4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — поднимать голову, носки на себя;

8. Исходное положение — то же.

1-2—поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 - поднять голову, вытянуть руки вправо.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди;

10. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть в колене левую ногу, прижать к груди.

11. Исходное положение — то же.

1-4 - поднять обе прямые ноги под углом 45 градусов, с возвратом в исходное положение в быстром темпе.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

13. Исходное положение — лежа на спине, ноги, согнуты в коленных суставах, в опоре.

1-2 — сесть, руки на пояс;

3-4 — вернуться в исходное положение.

14. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик.

1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.

Плоская спина

1. Исходное положение — лежа на животе.

1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии);

3-4 — вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять голову, руки вперед, выполняем хлопки руками;

3-4 — исходное положение.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — «брасс» руками.

4. Исходное положение — то же.

1-4 — «бокс» руками.

5. Исходное положение — то же.

1-2 — поднимаем руки и прямые ноги одновременно.

3-4 — держать.

6. Исходное положение — то же.

1-2— поднять прямые ноги, руки вперед;

3-4 —держим ноги, руки в «крылышки»;

5-6 — держим ноги, руки на пояс;

7-8 — возврат в исходное положение.

7. Исходное положение — то же.

1-4 — руки в замок, поднять, прямые ноги также поднять;

5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.

8. Исходное положение — лежа на спине.

1 -2 — поднять голову и руки, носки ног на себя;

3-4 — вернуться в исходное положение.

9. Исходное положение — то же.

1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.

10. Исходное положение — то же.

1-4 — поднять ноги под углом менее 45°;

5-8 — медленно вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 —«велосипедные» движения ногами.

12. Исходное положение — то же.

1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).

14. Исходное положение — на четвереньках.

1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);

3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

15. Исходное положение — то же.

1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).

Плосковогнутая спина

1. Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-2 — приподнять голову, руки вперёд, сжимание и разжимание пальцев рук.

2. Исходное положение — то же.

1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

3. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс».

4. Исходное положение — то же.

1-4 — руками «брасс» с выдержкой.

5. Исходное положение — то же.

1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно.

6. Исходное положение — то же.

1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»;

3-4 — ноги держать, руки в стороны;

5-6 — ноги держать, руки вверх;

7-8 — исходное положение.

7. Исходное положение — лежа на спине.

1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;

3-4 — исходное положение.

8. Исходное положение — то же.

1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

9. Исходное положение — то же.

1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно прижать к груди, голову согнуть.

10. Исходное положение — то же.

1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°;

3-4 — быстро вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — лежа на спине.

1-4 — «велосипедные» движения ногами (поясницу прижимать к полу).

12. Исходное положение — то же.

1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.

13. Исходное положение — то же.

1-4 — вертикальные ножницы ногами, поясницу прижать к полу.

14. Исходное положение — то же.

1 -4 — сесть с махом рук вперед;

5-8 — вернуться в исходное положение.

15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются о пол.

1-4 — сесть, руки в «крылышки»;

5-8— исходное положение.

ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.


Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.

Значение и роль ЛФК

Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.

Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.

Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.

Центральными задачами ЛФК являются:

  • сведение до минимума появления серьезных последствий;
  • тренировка организма в целом;
  • создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
  • коррекция неподобающей осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса и выносливости мышц.

Комплекс упражнений у детей

В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.

ЛФК для детей с нарушением осанки:

  1. Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
  2. Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
  3. Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
  4. Кошечка.
  5. Лодочка.

Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.

Гимнастика при сколиотической форме

Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.

В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.

Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:

  • стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
  • попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
  • стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
  • наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
  • стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
  • Велосипед, лежа на спине;
  • Лодочка.

Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.

Полезное видео по теме

Упражнения для школьников

Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.

Комплекс упражнений включает в себя:

  1. Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
  2. Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
  3. Ножницы.
  4. Лодочка.
  5. Велосипед.
  6. Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
  7. Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
  8. Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.

Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.

Массаж при искривлении осанки

Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.

Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.

Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:

  1. Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
  2. Натирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрирование.

Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.