Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Известен, прежде всего, своими сатирическими произведениями, но он был еще и прекрасным детским писателем. То сочинение, которое мы предлагаем читателю, конечно, сильно выдержано в советском духе, но это его совсем не портит, а даже наоборот. Итак, сегодня в центре нашего внимания рассказ (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко.

Мальчик, который всего боялся

Главный герой повествования Зощенко, Рыженький Андрюшка - замечательный мальчик. Одна беда: его все время мучает страх по любому поводу. Это, разумеется, печалит его мать, ведь мужчина должен быть храбрым. Она говорит, что только храбрые люди в почете, а таких трусишек, как он, никто не любит, и нигде эти бедные товарищи не найдут себе места.Тогда Андрюшка утверждает, что с этого дня он больше бояться не будет и станет храбрым, как Геракл.

Наш Рыженький герой пошел во двор, где были ребята. Дети, к сожалению, пользовались Андрюшкиной слабостью и постоянно его шпыняли и задирали, а он только ревел, но в этот раз мальчик сказал своим обидчикам: «Эй вы, сегодня вы меня не тронете». Детвора сделала вид, что испугалась, а сама провернула свой привычный ритуал с Андрюшкой, а герой обыкновенным образом расстроился и побежал к маме.

Именно так постигла неудача Рыженького в первый раз, и произведение (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко нам об этом правдиво рассказывает.

Одной храбрости недостаточно

Если бы эту сказку писал А.С. Пушкин, то мама бы сказала сыну так: «Дурачина ты, простофиля…». Но, к нашей общей радости, ее писал Зощенко, поэтому у него мама приласкала сына и после того, как он успокоился, она сказала мягко: «Глупенький сынишка, к храбрости должна прилагаться еще и сила». Андрюшка усвоил урок и пошел вторично доказывать свою состоятельность.

Интересно, что еще таит в себе краткое содержание? «Самое главное» Зощенко - удивительно милая и добрая история.

Схватка с собакой

Чтобы стать сильным, Андрюшка взял с собой палку и вышел во двор, но ребят там уже не было, но зато его ждал еще более достойный и опасный противник - черная собака. Ее мальчик всегда боялся. И он решил проверить коктейль из храбрости и силы на ней, предварительно пригрозив зверю, что если он будет на него лаять, то ему несдобровать.

К несчастью Рыженького, собаки не обучены русскому языку, и даже в некоторых сказках они не говорят и не понимают человеческой речи, а уж тем более в детских реалистичных рассказах. Битва была знатная, но Андрюшке снова досталось от собаки, и он проследовал по известному маршруту.

Никак не везет мальчугану, но не окончено еще краткое содержание. «Самое главное» Зощенко еще может завершиться хорошо.

Храбрости и силы слишком мало, нужен еще и ум

Мальчик снова пожаловался маме, родительница же сказала, что мальчик сам виноват, ибо незачем было поступать опрометчиво и злить собаку, размахивая перед ней полкой. Нужно думать о том, что делаешь, и, соответственно, прикладывать храбрость и силу в нужном направлении. Мальчик побежал из дома прочь, пообещав впредь быть осмотрительнее.

Улыбнется ли удача на это раз Андрюшке? Это знает только тот, кто прочел до конца «Самое главное» Зощенко. Но есть и другой выход: дойти до конца настоящей статьи.

Случай на реке

Андрюшка выбежал во двор посмотреть, где остальные мальчишки, а они оказались на речке, и один из них тонул. Андрюшка крикнул ему, чтобы он ни о чем не волновался, мальчик собирался его спасти. Но помня о словах матери, он смекнул, что сам он плавал плохо, поэтому нужно взять лодку. Она стояла у берега. Мальчик сел в нее, оттолкнулся от берега, но он не учел только то, что не умеет работать веслами. Течение отнесло его лодку на середину реки. На счастье Андрюшки и тонувшего мальчика, поблизости были рыбаки, они-то и спасли несостоявшегося утопленника и спасателя.

Почему у мальчика ничего не выходит, знает ли мама то, что она еще не рассказала сыну? Ответ далее, до конца краткого содержания произведения «Самое главное» Зощенко осталось совсем немного.

«Учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал великий Ленин

Мальчик, расстроенный, приходит к маме, говорит, что был и храбрым (решил спасти), и сильным (оттолкнул лодку от берега), и умным (не бросился в речку вплавь, так как плохо плавает), но все равно потерпел неудачу. Мама спохватывается и говорит: «Я же тебе не сказала самого главного. Мало быть смелым, умным и сильным, нужно еще много знать и многое уметь (плавать, например), чтобы заслужить уважение людей, поэтому нужно учиться, чтобы обрести знания, поэтому учись, сынок, и все у тебя будет хорошо".

И тут на Рыженького Андрюшку снизошла благодать, и он пообещал маме учиться прилежно. Вот, наконец-то, М. Зощенко самое главное сказал в сочинении своем.

Мораль

Да, но она правильно ориентирует подрастающее поколение. Конечно, у советского государства была цель - воспитать который одновременно и силен, и умен, и храбр, и сообразителен, а ключ ко всем этим качествам только один - образование.

Бесспорно то, что это светлый, хороший и вполне достижимый идеал, учитывая советскую систему образования. Кажется, это понимал и М. Зощенко. «Самое главное» он писал вдохновенно и без напряжения.

Сейчас же, безусловно, главная мораль сказки остается актуальной, но теперь мир учит человека немного иному, а именно: человек должен делать что-то одно очень хорошо, и тогда он будет востребован, ибо он будет штучным специалистом, уникальным, но ключ по-прежнему все тот же - образование.

Если сравнивать две идеологии, советскую и российскую, то, конечно, первая давала более выигрышный человеческий продукт, чем вторая (чтобы не было сомнений в справедливости такого утверждения, можно сравнить хотя бы научные достижения двух государств).

Главные герои сказки

История хороша тем, что из нее нельзя никого убрать, в ней нет лишних персонажей. Может быть, только рыбаки сыграли в этом произведении эпизодическую роль. Удивительно цельным получилось произведение «Самое главное». Михаил Зощенко - блестящий мастер слова. Поэтому трудно кого-то выделить, и все же мы постараемся.

Рыженький Андрюшка - главный герой повествования и будущий «советский человек», например, такой, как Юрий Гагарин. В первых рядах стоит и его мама - источник житейской мудрости образца недавнего прошлого. Детвора, рыбаки и собака исполняют эпизодические роли в замечательной сказке «Самое главное» Зощенко. Главные герои в ней, кажется, очевидны с самого начала.


Я не виноват

Сидим за столом и кушаем блины.

Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.

Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:

– Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.

Я говорю:

– Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.

Приносят суп. Я говорю:

– Папа, хочешь мой суп?

Папа говорит:

– Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.

Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:

– Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.

Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.

Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:

– Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.

Отец хмурится и уходит из-за стола.

Мать говорит:

– Пойди к отцу, попроси прощения.

Я говорю:

– Я не пойду. Я не виноват.

Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.

Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.

Отец говорит:

– Ну, что ж ты не съел свой крем?

Я говорю:

– Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?

Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Самое главное

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

– Ах, как плохо, что ты всего боишься. Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

– С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком.

И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять.

А во дворе мальчишки играли в футбол.

Мальчишки эти обыкновенно задирали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

– Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчики удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже они немножко испугались. И даже один из них, Санька Палочкин, сказал:

– Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Наоборот. Они подбежали к Андрюше и стали его задевать. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря, они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

– Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

– Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл на двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которую Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:

– Попробуй только, залай на меня – получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.

Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.

Размахивая своей палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

– Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

– Глупый мальчик. Я забыла тебе сказать. Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё быть умным. Ты же поступил глупо. Ты размахивал палкой. И этим рассердил собаку. Ты сам виноват. Надо немножко думать и соображать. Надо иметь смекалку.

Тогда Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

И тогда Андрюша вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчики.

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Самое главное» — мальчик Андрюша и его мама. Андрюша рос трусливым, он всего боялся. Мама Андрюши переживала по этому поводу и однажды сказала сыну, что хорошо живут только храбрые люди, а трусливых никто не любит.

Андрюша ответил маме, что теперь он будет храбрым и пошел во двор. Там он заявил мальчишкам, игравшим в футбол, что не боится их. Мальчишки стали задирать Андрюшу и, в результате, он вернулся домой побитый и весь в слезах.

Мама сказала Андрюше, что мало быть храбрым, надо еще быть сильным. Андрюша подумал и снова пошел во двор, взяв с собой палку. Мальчишек во дворе уже не было, но там была собака, которую мальчик побаивался. Андрюша стал показывать собаке свою храбрость и силу, размахивая перед ее носом палкой. Собака порвала Андрюше штаны, и он снова пришел домой в слезах.

Мама убедила сына в том, что недостаточно быть храбрым и сильным, важно еще быть умным. После этих слов Андрюша снова вышел на улицу. В поисках ребят он пришел на речку. А там как раз один мальчик начал тонуть. Другие ребята испугались и не знали, что делать. Андрюша, который помнил, что надо быть умным, не стал бросаться в воду, а столкнул на воду лодку и поплыл в ней спасть тонущего.

Но Андрюша не смог справиться с тяжелой лодкой и его понесло течением. Тонущего мальчика спасли рыбаки. Они же поймали лодку с Андрюшей и доставили его к берегу.

Дома Андрюша рассказал обо всем маме, и она сказала, что мало быть храбрым, сильным и умным. Надо еще уметь многое делать и осваивать новые знания. А для этого следует учиться. Андрюша выслушал маму и пообещал ей, что будет всему учиться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Самое главное» заключается в том, что важно правильно воспитывать детей и объяснять им, что является главным в жизни. Мама Андрюши сумела объяснить сыну, что знания и умения – это самое главное в его жизни. Именно от знаний, которые приобретет ее сын, и практических навыков зависит его будущий успех.

Рассказ учит быть храбрым, сильным, умным, многое знающим и многое умеющим человеком.

В рассказе мне понравилась мама Андрюши, которая правильно воспитывает своего сына.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Самое главное»?

Храбрым счастье помогает.
Кто умен, тот силен.
Не гордись званием, а гордись знанием.

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.

И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.

Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: - Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.

Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме: - С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:

Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:

Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:

С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала.

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у нее такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

— Ах как плохо, что ты всего боишься. Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолетах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

— С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком.

И с этими словами Андрюша пошел во двор погулять.

А во дворе мальчишки играли в футбол.

Мальчишки эти обыкновенно задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

— Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчики удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже они немножко испугались. И даже один из них, Санька Палочкин, сказал:

— Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдем, а то нам, пожалуй, попадет от него.

Но мальчики не ушли. Наоборот. Они подбежали к Анд-рюше и стали его задевать. Один дернул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря, они немножко побили Андрюшу. И тот с ревом вернулся домой.

И дома, утирая слезы, Андрюша сказал маме:

— Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

— Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть еще сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошел на двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла черная собака, которую Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:

— Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.

Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.

Размахивая своей палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с ревом побежал домой. А дома, утирая слезы, он сказал своей маме:

— Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

— Глупый мальчик. Я забыла тебе сказать. Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо еще быть умным. Ты же поступил глупо. Ты размахивал палкой. И этим рассердил собаку. Ты сам виноват. Надо немножко думать и соображать. Надо иметь смекалку.

Тогда Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

И тогда Андрюша вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчики.

А мальчики купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчик, Саня Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать, чтоб его спасли.

Мальчики испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых.

Андрюша хотел броситься в воду, чтобы спасти Саню Палочкина. И уже подбежал к берегу. Но тут он подумал: «Нет, я плохо плаваю, и у меня не хватит сил спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к нему».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту тяжелую лодку от берега и сам вскочил в нее.

А в воде лежали весла. Андрюша стал бить этими веслами по воде. Но у него ничего не вышло — он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки.

И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в ней сидели рыбаки.

Эти рыбаки спасли Саню Палочкина. И кроме того, они догнали Андрюшину лодку, взяли ее на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошел домой и дома, утирая слезы, сказал своей маме:

— Мама, я сегодня был храбрый — я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжелую лодку от берега и тяжелыми веслами колотил по воде. Но снова ничего хорошего у меня не получилось.

Мама сказала:

— Глупый мальчик. Я забыла сказать тебе самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо еще иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолете. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того, чтобы это все знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умный. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолетах.

Андрюша сказал:

— С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала.