Почему у меня короткая память. Рассеянность плохая память

Способность человека к сохранению и воспроизведению информации, как и все другие способности, носит индивидуальный характер: одни схватывают всё на лету, другим для запоминания нужно многократное повторение. Кроме того, запоминание зависит и от вида памяти: у кого-то лучше развито слуховое запоминание – они предпочитают проговаривать вслух либо слушать информацию, у кого-то – зрительное – в этом случае человек лучше запоминает ее «с листа». За эти функции отвечают разные зоны головного мозга.

Затылочно-теменные части «курируют» зрительное и пространственное восприятие, при этом правое полушарие отвечает за цветовое и оптико-пространственное, а также за опознавание лиц, левое – за буквенное и предметное. Надтеменные области управляют речью и моторикой рук человека, а височные – слухом и восприятием речи других людей.

Слабая память считается «привилегией» пожилых, но иногда врачам приходится слышать жалобы типа: «Доктор, я теряю память» и от людей трудоспособного возраста, и констатировать возникновение у пациентов проблем с памятью в 40 лет и даже раньше. Причины проблем с памятью кроются в дисфункциях вышеперечисленных зон. Они могут возникнуть из-за:

  • поражений головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, инсультов, онкозаболеваний – такие патологии могут вызвать серьезные нарушения, вплоть до провалов в памяти и амнезии;
  • поражений других органов и систем – центральной нервной системы, кровеносной, сердечно-сосудистой, эндокринной;
  • неблагоприятных внешних факторов – неправильный режим труда и отдыха;
  • повышенных нагрузок, стрессовых ситуаций;
  • хронических интоксикаций, вызванных наркоманией, курением, злоупотреблением алкоголем, неконтролируемым приемом лекарств, воздействующих на мозг и нервную систему – гормональных и седативных препаратов, транквилизаторов;
  • недостаток витаминов и микроэлементов. Например, недостаток йода приводит к нарушению работы щитовидной железы, и это может вызвать проблемы с памятью у молодых людей и даже у детей – обычно в этом случае возникают проблемы с кратковременной памятью.

Также снижение концентрации внимания и памяти происходит с возрастом, однако вышеперечисленные причины провоцируют более раннее ослабление памяти. В то же время у каждого есть шансы сохранить отличную память до преклонных лет.

В качестве примера могу привести начальника конструкторского отдела Владимира Сергеевича, с которым мне довелось работать в свое время. Этот человек обладал отличной памятью, прекрасно помнил технические данные всех приборов и мог с легкостью разобраться в самом сложном чертеже, а также выполнить его самостоятельно. Когда он, по достижении 70-летнего возраста, решил уйти на заслуженный отдых, уступив, по его собственным словам, дорогу молодым, мы еще долго, при возникновении каких-либо проблем, машинально произносили фразу: «Нужно спросить у Владимира Сергеевича», звонили ему и заходили к нему домой с бумагами и чертежами.

Таким образом, главное, от чего зависит память человека – это состояние его здоровья. Поэтому, когда возникают стойкие проблемы с памятью и вниманием, первое, что нужно сделать – обратиться к врачу и пройти обследование.

Первый этап диагностики нарушений памяти, которую проводит невропатолог или нейропсихолог, включает внешний осмотр, опрос на предмет выяснения характера жалоб и проведение тестирования. Для проверки каждого вида запоминания используются специальные тесты.

Например, для исследования логической памяти применяется ассоциативная методика: человеку дается список слов, к каждому из которых нужно подобрать соответствующую картинку: к слову «мороженое» – холодильник, «свет» – лампочка, «дерево» – лес, и т.д.

При тестировании на способность к зрительному запоминанию пациенту предлагается список из 10 слов, который нужно прочитать и запомнить, смотря на него в течение одной минуты, а затем, не глядя на бумагу, воспроизвести их максимально возможное количество.

Если врач приходит к выводу, что у пациента присутствует стойкое снижение памяти, которое могли вызвать патологические причины, он назначает дополнительное обследование, включающее анализы крови, а также ультразвуковое исследование мозга, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ).

Эти способы диагностики помогают выявить органические поражения мозга, опухолевые новообразования различной природы, внутричерепные кровоизлияния. Устранение выявленных нарушений приводит к нормализации процессов запоминания. При обнаружении заболеваний мозга, не поддающихся радикальной коррекции (Альцгеймера, Паркинсона), специализированная терапия поможет замедлить прогрессирование патологии.


Способы укрепления запоминания в домашних условиях

Если медицинское обследование не обнаружило патологических причин снижения концентрации внимания и памяти, это означает, что оно, скорее всего, вызвано неблагоприятными внешними факторами.

На состоянии мнемонических способностей и внимания плохо отражаются переутомление, недосыпание, стрессовые ситуации, нездоровое питание, нехватка витаминов, недостаток свежего воздуха, а также курение, злоупотребление алкогольными напитками.

Все эти причины вполне устранимы. Здоровый сон, нормализация режима труда и отдыха, ежедневные прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, полноценный рацион, богатый витаминами и микроэлементами (рекомендации по поводу его состава можно получить у врача-диетолога) быстро решат проблемы с памятью в молодом возрасте.

Кроме того, способность к запоминанию можно тренировать при помощи несложных упражнений. В их числе:

  1. Фотографический метод, помогающий укрепить зрительное запоминание. При рассматривании природного пейзажа или картины, нужно запомнить как можно больше мелких деталей. Затем закрыть глаза или отвернуться, и постараться описать увиденное во всех подробностях. Открыв глаза, перечислите всё, о чем забыли упомянуть.
  2. Воображаемый дневник – не только упражнение для тренировки мнемоники, но и отличный способ борьбы с бессонницей. Ложась спать, нужно как можно точнее восстановить в мыслях все события минувшего дня, «прокручивая ленту» в обратном порядке – с вечера до утра. А проснувшись, постарайтесь вспомнить, что вам приснилось.
  3. Тренировать слуховые запоминательные способности помогает прослушивание музыки и песен, а также подпевание. Известно, что стихи, положенные на музыку, запоминаются гораздо лучше, поскольку в данном случае на смысловую и ритмическую накладывается еще и мелодическая память.
  4. Наблюдая за окружающими, полезно обращать внимание на то, что говорят и как ведут себя люди, а затем мысленно воспроизводить бытовые сценки, стараясь вспомнить не только сказанные при этом слова, но и интонацию.
  5. Кроссворды, сканворды и другие головоломки – популярный, увлекательный и полезный тренинг памяти и внимания.
  6. Чтение и пересказ содержания художественной литературы, заучивание наизусть стихов и отрывков прозы, а также иностранных слов – хорошее средство для развития мнемонических способностей.
  7. Верующим пожилым людям для подобной тренировки подойдет запоминание молитв – для начала коротких.
  8. Стоя перед витриной гастронома и вспоминая, что нужно купить, не обязательно подглядывать в составленную дома шпаргалку – лучше использовать для облегчения воспоминания ассоциативную методику. Например, если вам нужно купить хлеб, кефир, картошку, колбасу, яйца, овощи, для этого набора подойдет слово «окрошка». Ну и так далее. Подбирая подходящие ассоциации, развиваем заодно и фантазию.


Вывод

И молодым, и пожилым не стоит махать на себя рукой, цитируя слова известной песни: «Что-то с памятью моей стало…» Помните, что повторение – мать не только учения, но и запоминания, а мозг можно и нужно систематически тренировать, так же, как и тело. Образно выражаясь, ваша память – в ваших руках.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.

1. Поражения головного мозга

Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно?
Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:
а) черепно-мозговая травма . Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.
б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения ). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.
в) онкология . Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.
г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит ). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов:
а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.
б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.
Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек ) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков ) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.
в) Нарушение обмена веществ . Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

К таким факторам относятся:
а) информационные перегрузки . У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.
б) нехватка витаминов . Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:
поддерживают работу ЦНС;
защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
участвуют в кислородном обмене;
снижают показатели свертываемости крови;
участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.
И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.
в) стрессовые ситуации . В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный ) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.
г) недостаток, неполноценность сна . Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.
д) вредная пища . Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.
Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

4. Хронические интоксикации

К причинам этой группы относятся:
а) курение . Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом ), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30% , а у пассивно курящих – на 25% .
б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него . Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.
в) наркомания . Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец ).
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах ). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами . Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

5. Возрастные изменения организма

Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, – склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты (кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга). Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона ), ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.

В отличие от фильмов, где героя ударяют по голове, и он мгновенно полностью теряет память, в реальной жизни чаще всего ухудшение памяти происходит постепенно. Поэтому очень важно вовремя его заметить и принять нужные меры. О причинах и симптомах ухудшения памяти поговорим в этой статье.

Причины ухудшения памяти

Ухудшение памяти может проявляться и как периодическая забывчивость, и как потеря кратковременной памяти, что существенно ухудшает повседневную жизнь. В любом случае к этому может привести много причин.

Прием лекарственных препаратов . Некоторые лекарства могут приводить к ухудшению памяти. Возможными «виновниками» могут быть: антидепрессанты, антигистаминные препараты, успокоительные средства, миорелаксанты, транквилизаторы, снотворные и обезболивающие средства.

Алкоголь, курение и употребление наркотиков . Уже давно доказано, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к ухудшению и потере памяти. Курение влияет на память за счет уменьшения количества кислорода, который попадает в мозг. Исследования показали, что курящим сложнее запоминать имена незнакомых людей, чем некурящим. А запрещенные препараты могут влиять на химические процессы головного мозга, что приводит к ухудшению памяти.

Недостаток сна . Качество и количество ночного сна имеют важное значение для памяти. Частое бодрствование в ночное время или постоянный недостаток сна приводят к усталости, которая препятствует способности нормально обрабатывать информацию. О том, сколько и как нужно спать, расскажет статья « ».


Депрессия и стресс . Подавленное состояние снижает внимание, что тоже может влиять на память. Стресс и беспокойство могут также снижать концентрацию внимания. Когда вы напряжены, и ваш ум отвлекается или чрезмерно стимулируется лишними переживаниями, способность запоминать разную информацию может пострадать. Стресс, вызванный эмоциональной травмой, также может привести к ухудшению памяти в любом возрасте. В следующей статье, мы расскажем, .

Плохое питание . Для нормального функционирования мозга необходимо хорошее, полноценное питание, в том числе высококачественные белки и жиры. В частности, недостаток витаминов В1 и В12 в организме негативно влияет на память. Подробнее о правильном питании мы поговорим .

Повреждения головы . Серьезный удар по голове в результате падения или автомобильной аварии может повредить мозг и вызвать краткосрочные и долгосрочные потери памяти. Иногда память может постепенно улучшаться с течением времени.

Инсульт . Инсульт возникает, когда приток крови к мозгу прекращается из-за закупорки кровеносных сосудов головного мозга. Это часто вызывает кратковременную потерю памяти. Человек, который перенес инсульт, возможно, имеет яркие воспоминания о детстве, но не в состоянии вспомнить, что он съел сегодня на обед. Кстати, каждый должен знать, .

Другие причины . Причинами ухудшения памяти может быть гиперактивность щитовидной железы, а также инфекции, влияющие на мозг, – туберкулез, сифилис, ВИЧ.

Обратите внимание! У многих ухудшение памяти ассоциируется с пожилым возрастом, старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера. Но проблемы с памятью могут возникать и у молодых.


По каким причинам это может произойти и на что обратить внимание, читайте ниже.

Ухудшение памяти в молодом возрасте


Исследования ученых показали, что молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет больше подвержены повседневным эпизодам забывчивости, чем пожилые. Молодежь часто забывает, какой сегодня день или куда они положили свои ключи. Почти всегда подобные проблемы с памятью возникают из-за нездорового образа жизни.



Наиболее серьезные причины расстройства памяти в молодом возрасте – уже указанные выше пьянство и употребление наркотиков. Часто молодые парни и девушки пьют алкогольные напитки до того момента, когда у них появляются провалы в памяти. И на утро после «бурной» вечеринки они не могут вспомнить, что с ними происходило прошлым вечером.

Также повышенный уровень стресса, плохое питание и недостаточное количество сна вносят свой вклад в проблемы с памятью. Но самую большую опасность представляют всевозможные гаджеты, к которым мы привязаны. Во-первых, мозгу нужна многозадачность, которую сейчас многие доверяют своим электронным устройствам. Без переключения внимания между различными видами деятельности происходят нарушения кратковременной памяти.

Во-вторых, большинство молодых людей привыкли спать со своими сотовыми телефонами под подушкой, что подвергает их мозг разрушительному воздействию электромагнитных полей. Излучение от смартфонов может вызвать значительные нарушения не только в памяти, но и повлечь за собой трудности при обучении, нарушать эмоциональную и стрессоустойчивость.

Временные провалы в памяти в молодом возрасте могут возникнуть при обезвоживании организма, при длительном стрессе, а также при низком уровне сахара в крови. Как правило, когда эти причины устраняются, то память может быть восстановлена с течением времени.

Важно! Если вас беспокоят незначительные проблемы с памятью, легкая забывчивость, то самое время обратить внимание на свой образ жизни, и выявить, какой фактор влияет на память. Отсутствие физической активности, недостаточная стимуляция мозга, плохой сон и скудное питание – все это может привести к ухудшению мозговых функций.


Согласно исследованиям ученых, существует более 350 заболеваний, способных привести к ухудшению памяти. Среди них присутствуют серьезные психические заболевания – шизофрения, биполярное расстройство личности, депрессия и тревожность. Также к таким заболеваниям относятся онкологические болезни, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, неполадки со щитовидной железой, туберкулез и болезнь Лайма, а также различные мозговые инфекции.

Чтобы исключить эти заболевания, следует обращаться к врачу при первых же тревожных симптомах , особенно если ухудшения памяти прогрессируют и не исчезают в течение длительного времени.

Пожилые люди часто жалуются на излишнюю забывчивость . Кто-то не может вспомнить название фильма, который смотрел вчера. Кто-то забывает дорогу домой или не помнит, зачем пошел в другую комнату. И эти проблемы обычно связывают с началом старческого слабоумия или болезнью Альцгеймера. К счастью, это не всегда так, и возрастные изменения памяти не всегда являются симптомом серьезных заболеваний.



С возрастом происходят физиологические изменения , которые могут вызвать сбои в функциях мозга. Требуется больше времени, чем раньше, чтобы запомнить или вспомнить какую-либо информацию. На самом деле это не потеря памяти, которая часто считается неизбежной составляющей процесса старения. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, но, если их не использовать, то они могут атрофироваться, как, например, мышцы.

Три физиологические причины возрастных ухудшений памяти:

  • с возрастом часто ухудшается состояние гиппокампа – области мозга, отвечающей за воспоминания;
  • также снижается уровень белков и гормонов в организме, которые защищают, восстанавливают клетки мозга и стимулируют образование нейронных связей;
  • уменьшается приток крови к мозгу, что негативно влияет на память и другие когнитивные навыки.
Очень важно вовремя отличить нормальную возрастную забывчивость от серьезных заболеваний, встречающихся в пожилом возрасте. В норме время от времени забывать, где вы оставили вещи, которыми часто пользуетесь, например, очки или ключи. Также не стоит беспокоиться, если вы забываете имена своих знакомых или называете их другими именами. С возрастом свойственна более легкая отвлекаемость и проблемы с запоминанием информации.

Что должно насторожить в пожилом возрасте при ухудшении памяти

Самое главное различие между нормальными возрастными изменениями памяти и началом старческого слабоумия или других серьезных заболеваний – это то, что временные провалы памяти мало влияют на повседневную деятельность. Основным признаком является стойкое и прогрессирующее ухудшение одновременно минимум двух интеллектуальных способностей – памяти, речи, абстрактного мышления и способности логически мыслить.

Важно! Если потеря памяти становится настолько серьезной, что нарушает работу, хобби, семейные отношения или общественную деятельность, то это повод уделить более пристальное внимание этой проблеме и обратиться к врачу.


При нормальных возрастных изменениях пожилые люди способны вести привычную деятельность , несмотря на случаи ухудшения памяти. При начинающемся слабоумии появляются трудности при выполнении простых задач, которые повторялись до этого много раз (оплата счетов, мытье посуды и т.д.).

Серьезным сигналом также может служить полная потеря ориентации даже в знакомых местах, постоянные искажения слов или фраз, социально неадекватное поведение. Визит к врачу обязателен, если ухудшения памяти становятся достаточно заметными и серьезно влияют на вашу жизнь или на членов семьи. Даже если симптомы не сходятся с признаками слабоумия, лучше пройти тщательный медицинский осмотр, и заранее предотвратить возможные проблемы в будущем.



Врач-невропатолог сможет оценить ваши личные факторы риска, устранит обратимые причины проблем с памятью, а также назначит надлежащее лечение. Ранняя диагностика может полностью избавить от обратимых нарушений памяти и внимания, улучшить качество жизни при начинающейся болезни Альцгеймера или других видов слабоумия.

На осмотре врач задаст следующие вопросы:

  • как долго вы или ваши близкие наблюдаете проблемы с памятью;
  • что именно трудно запоминать;
  • ухудшения памяти были постепенными или внезапными;
  • возникают ли проблемы в привычных делах.
Также врач захочет узнать, какие лекарства вы принимаете, как питаетесь и спите, были ли в последнее время стрессы или депрессия. Скорее всего, он попросит вас или ваших близких понаблюдать за симптоматикой в течение нескольких месяцев. После чего, в зависимости от всех этих факторов, будет назначено необходимое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Что можно сделать самостоятельно при нарушениях памяти

Уменьшить стресс и беспокойство в повседневной жизни. Если тревожная мысль пришла в голову в течение дня, не отвлекайтесь от своих занятий, а кратко запишите эту мысль. Напомните себе, что вы обязательно подумаете об этом, когда появится свободное время, и прямо сейчас нет необходимости об этом беспокоиться.

Вести активную социальную жизнь. Люди, которые редко общаются с членами семьи и друзьями, имеют более высокий риск ухудшения памяти. Качественно проведенное время с другими людьми будет мощным «лекарством» для памяти, поэтому время от времени планируйте встречи с друзьями. На самой встрече не забудьте убрать свой телефон подальше, чтобы максимально улучшить качество общения.

Не курить. Курение повышает риск возникновения сосудистых заболеваний, которые могут вызвать инсульт или сужение артерий, доставляющих кислород к мозгу. Подробнее о вреде курения – .



Высыпаться. Сон необходим для восстановления процессов формирования и хранения воспоминаний. Недостаток сна снижает рост новых нейронных связей в гиппокампе и вызывает проблемы памяти, концентрации внимания и процессов принятия решений.

Следить за питанием. Ешьте много фруктов и овощей, пейте зеленый чай – эти продукты богаты антиоксидантами, которые предохраняют клетки мозга от преждевременного старения. Также для памяти хороши продукты, богатые жирами омега-3 (тунец, лосось, форель, грецкие орехи и льняное семя).

Упражнять свой мозг и память. Так же, как физические упражнения незаменимы для здоровья тела, умственная активность заставляет мозг работать лучше и снижает риск возникновения различных ухудшений мыслительных процессов. Подберите такие упражнения для памяти, которые будут доставлять вам удовольствие. Если вы будете заниматься через силу, то желаемого эффекта это не принесет. Вот некоторые идеи для тренировки памяти и мозга:

  • Логические игры и головоломки – шахматы, кроссворды, судоку, различные игры в слова.
  • Чтение книг, журналов и газет, которые заставляют вас задуматься о чем-то.
  • Изучение нового – игра на музыкальном инструменте, иностранный язык, приготовление пищи по новым рецептам, вождение по неизвестным ранее маршрутам.
  • Самый простой способ борьбы с ухудшением памяти – ходьба. Этот вариант подходит даже для пожилых или ослабленных людей. По данным Американской академии неврологии, пожилые люди, которые проходили 10-15 км в неделю, через 9 лет после начала исследования имели лучшую память и более здоровый мозг, чем остальные.

Почему ухудшается память и как ее тренировать (видео)

Причины ухудшения памяти, а также советы по ее тренировке расскажет в этом ролике врач-терапевт Алексей Безымянный.


Выполняя эти не очень сложные правила, вы сможете улучшить функционирование мозга и предотвратите проблемы с памятью, вызванные неправильным образом жизни. Напоминаем, что при любых тревожных симптомах лучше всего обратиться к терапевту или невропатологу.

Следующая статья.

Вы помните, где лежат ваши ключи от квартиры? А куда утром положили расческу? Какого цвета были волосы у продавщицы в магазине? Мы часто забываем о подобных мелочах. С кем не бывает, скажете вы. Но даже легкая рассеянность это уже признак того, что плохая память светит вам в ближайшем будущем. Почему и в каком возрасте возникают подобные проблемы и как с ними бороться? Выясним это прямо сейчас.

Причины плохой памяти

Память является мыслительным процессом, в который входя такие функции как запоминание, хранение и дальнейшее воспроизведение. Забывание является функцией головного мозга, которая призвана разгружать нервную систему и беречь ее от перенапряжения. Чаще всего наш мозг старается скорее избавить нас от негативной информации и отрицательных эмоций. Поэтому мы чаще всего забываем сделать те дела, которые нам не нравятся.

Когда вы чувствуете, что ваша память стала хуже, прежде всего, стоит понять, в какой области вы стали забывчивыми. Функции запоминания можно разделить на несколько видов:

  • непосредственная, когда забывание происходит моментально. Например, напечатали букву и тут же о ней забыли;
  • кратковременная, когда информация хранится до 30-ти секунд;
  • долговременная, когда запомнившаяся информация может храниться в сознании годами;
  • скользящая, когда нужный факт хранится столько, сколько нам требуется, а затем забывается. Например, выученный на экзамен билет.

Когда человек ощущает, что с памятью стало плохо, речь не идет о старческих болезнях или потере функции запоминания ставшей следствием сотрясения мозга и других серьезных травм. Плохая память, возникшая внезапно, это не болезнь, а нарушение некоторых функций мозга, для которого есть ряд причин:

  • депрессия, стресс или тревога. Любое беспокойство сужает мировоззрение человека до той проблемы, которая его тревожит. Вследствие этого начинается ухудшение памяти и рассеянность;
  • алкоголь, некоторые успокоительные лекарства и антидепрессанты могут замедлить процесс мышления и снизить восприятие окружающего мира;
  • курение также может стать причиной того почему у человека плохая память. Никотин и прочие отравляющие вещества поражают визуальную память и ослабляют кратковременную;
  • плохая память, это еще и признак нехватки в организме витаминов и некоторых аминокислот, например никотиновой и фолиевой;
  • хроническая усталость и недосыпание – одна из самых распространенных причин забывчивости;
  • и наконец, наиболее частая причина, почему у человека вдруг стала плохая память – это банальная спешка. Торопясь, человек не успевает концентрироваться на мелочах и часто забывает о них.

Начинать скупать в аптеке всевозможные лекарства, с диагнозом «плохая память» вовсе не обязательно. Существует множество способов улучшить процесс запоминания, некоторые из которых подходят для тренировки дома или в общественном транспорте.

Плохая память – лечение

Бороться со своей забывчивостью можно разными способами. Если очень плохая память не является следствием серьезной травмы или болезни, то избавиться от нее помогут следующие советы:

Зачастую главной причиной забывчивости является неправильный образ жизни. Употребление вредной пищи и алкоголя, постоянная спешка, стрессы, хроническая усталость – все это ведет к неправильной работе мозга. Исправьте все недочеты своей повседневной жизни, ведите ее здоровый образ и тогда даже в старости вам не будут страшны никакие болезни.