Понятие архетип ввел в психологию. Архетип ведьмы по Юнгу

Инструкция

Если вы во всем пытаетесь дойти до сути, увидеть психологическую подоплеку поведения людей, определить закономерности, скрывающиеся за фасадом явлений, вы – Человек Воды, стихийный эзотерик. Характерной особенностью этого архетипа является использование в разговорной речи специфического языка, он очень любит оперировать профессиональной терминологией и употреблять такие обороты, как: «если вы понимаете», «в некотором роде». Воде присуще чувство элитарности, которое у низких натур выражается в спеси и чванстве. На высоком уровне его элитарность сопрягается с чувством ответственности и осознанием значимости его поступков.

У Человека Земли девиз «Я !», он может на словах признавать тонкие материи, но на деле верит только в материальные вещи. Нередко он берет на себя ответственность и похож на кормилицу, которой вручили ребенка. Ей все равно, кто его родители и каким он вырастет, ее задача – накормить и вымыть его. Человека-Землю больше интересуют дела и поступки, чем законы и причины их побудившие. Он не любит абстрактные слова, его речь всегда конкретна, любит употреблять слова: «который», «этот». Абстрактное мышление и восприятие ему совсем недоступны, поэтому, переосмысливая, он стремиться конкретизировать непонятное и часто придает ему совсем иной смысл, не тот, что был заложен изначально.

Человек Огня пророк, символ его стихии – , это зовущая в бой труба. Он ощущает себя носителем высшей воли, осуществляющим связь между тонкими материями и материальным миром. Этот архетип отличается фанатизмом. Среди них много священников и проповедников, берущих на себя ответственность транслировать остальным волю верховного божества. По своей деятельности Человек Огонь напоминает автомобиль с мощной системой зажигания. Если она работает, то будет много звуковых и визуальных эффектов, но без двигателя (стихии Земли) этот автомобиль никуда сам не поедет. Люди этого архетипа совсем не критичны, особенно, принадлежащие к низкому уровню развития.

Девизом Человека Воздуха можно считать осознание и подведение итогов, его главные жанры – отчет и исповедь. Он любит использовать глобальные или интегральные характеристики, в его речи нет конкретики, но в ней присутствует претензия на мудрость. Среди них много журналистов, тех, кто занимается опросами, информацию, аккумулируют и перерабатывают ее, чтобы представить власти и общественности.

Архетипом называется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном. Архетипы неизменны в каждом поколении и в каждой культуре. Данное слово было введено в обиход К. Г. Юнгом.

Понятие

Общепринятое определение архетипического образа звучит так: это термин, введенный Юнгом для обозначения первичных первобытных образов, универсальных символов, присущих коллективному бессознательному. Они проявляются в сновидениях каждого человека вне зависимости от расы, пола, возраста.

В психологии архетипические образы позволяют понять закономерности поведения человека, наиболее вероятные сценарии развития его судьбы. Ведь эти мотивы повторялись сотни раз в сказаниях и мифах различных народов. Например, во многих сказках встречается архетип героя, побеждающего огромного дракона. в волшебной сказке - это мать, старый мудрец, воин. Именно из этих персонажей и складывается коллективное бессознательное.

Само слово «архетип» происходит от греческих корней «архос» - «начало» и «типос» - «отпечаток», «форма». Можно повстречать и такое определение данного термина: архетип - это врожденный психический образец, который свойственен каждому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности.

История

Впервые термин «архетип» был употреблен учеником Фрейда К. Г. Юнгом в его докладе под названием «Инстинкт и бессознательное». В работе психоаналитик разъясняет, что взял данный термин из трудов Аврелия Августина (тот говорит о таких образах в XV книге своего трактата «О граде Божьем»).

Широкое употребление слова «архетип» началось в первой половине XX века. Произошло это благодаря публикации работ К. Г. Юнга. Впервые это произошло в 1912 году, когда увидела свет его работа под названием «Метаморфозы и символы либидо».

Несмотря на существовавшие между Юнгом и Фрейдом разногласия, данное произведение было написано психоаналитиком с позиций концепции Фрейда. В работе либидо описывалось с позиции персонификации. Юнг перечислил основные образы, за которыми оно может скрываться - герой, демон, мать. Также в данной работе была создана основа для будущей концепции путешествия архетипического персонажа - например, схватка героя с драконом.

Мотивы

В сказаниях и легендах встречаются целые архетипические сюжеты, повторяющиеся в различных культурах. Примером такого мотива может послужить борьба добра со злом. Еще один популярный мотив - похищение красавицы змеем. В различных сказаниях возможны вариации основного мотива. Например, красавица может быть дочерью, матерью и т. д. Змей - кощеем, чертом, колдуном и пр.

Распространен и мотив пути, предполагающий прохождение героем препятствий на пути к цели. Этим героем может быть обычный крестьянин, царевич или царь, Иван-дурак.

Мать: архетипический образ в волшебной сказке

Материнский образ в народных сказаниях может быть представлен тремя образами:

  • Родная мать. Она опекает своего ребенка, заботится о нем. В детстве и отрочестве такая мать является идеальной. Но для взрослой жизни этот архетип уже неактуален - он не дает развиваться.
  • Злая мачеха. Данный архетип также относится к материнскому. Однако содержит он в себе совершенно другие свойства. Данный архетипический образ матери является гнетущим. Обычно ей принадлежат слова: «Из тебя ничего не выйдет», «Куда ты полез», «Ты не сможешь ничего изменить» и пр. В реальной жизни дети таких матерей нередко оказываются бессильными перед подобными деструктивными установками.
  • Баба-Яга. Также является материнским архетипическим образом. В сказках Баба-Яга не просто является родительницей - это Ведающая Мать. Ей известны тайны мироздания, и именно она является истинной наставницей. Баба-Яга внушает гостям своей избушки новый жизненный порядок. В ее владениях могут происходить чудеса. Именно она является образцом верности самому себе. Баба-Яга не является ни злой, ни доброй. Этот архетип не является слишком гиперопекающим или же наказывающим без оснований. Те люди, в которых он преобладает, обычно знают, что им придется пожинать плоды своих поступков, а радости и несчастья порождены ими самими.

Другие образы в народных сказаниях

Существует большое количество архетипических образов в сказках. Сказок у каждого народа также немало, однако эти персонажи переходят из одной культуры в другую, практически не видоизменяясь по своей сути. В восточнославянских сказаниях это образы дурака, богатыря, Ивана-Царевича, друга, Василисы Прекрасной, черта, матери, Кощея.

В западных сказках также встречаются подобные образы. Например, в сказке Андерсена «Снежная Королева» сама Королева являет архетип Матери в ее негативном аспекте. Герда олицетворяет образ Друга. Старушка-цветочница является представительницей архетипа Матери в позитивном аспекте.

Образы в Книге книг

Что касается архетипических образов в Библии, то их также можно найти немало. Например, образами мужчины и женщины являются Адам и Ева, Христос и Мария Магдалина. В Книге книг есть и архетипы соперников - Иаков и Исав, Каин и Авель. Примером образов праведника могут послужить Иосиф, Ной, Моисей.

Классификация Ш. Болен. Архетип Артемиды

Американским автором Шинодой Болен были выделены 11 женских архетипов. Важнейшие из них, и наиболее часто встречающиеся - это Артемида, Афина, Гестия, Гера (Юнона), Деметра, Персефона и Афродита, Геба, Фортуна, Геката. Что касается архетипического образа Артемиды, то более всего он проявляется у тех женщин, что умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, независимость от чужого мнения. Артемида обычно выбирает мужские профессии, и стремится добиться в карьерном поприще высоких результатов. Она постоянно находится в поиске чего-то нового. Главное для Артемиды - ощущение свободы. Она не терпит никаких границ. С другой стороны, своим союзникам Артемида помогает отстаивать личные интересы.

Подобной даме свойственно принципиальность. Артемида следует своим принципам в ущерб чувствам. ТЕ женщины, в которых более всего выражен данный архетипический образ, хорошо знают, чего они хотят от жизни.

Однако позитивные качества Артемиды имеют и негативные стороны. Хотя такая женщина свободна, внутренне она очень одинока. Она неспособна состоять в крепких взаимоотношениях с другими людьми (хотя обычно у нее хорошо складывается дружба с другими женщинами). Артемида неэмоциональна, ей не хватает чувств.

Афродита

Главная черта данного архетипического образа - это ее привлекательность для представителей сильного пола. Афродита всегда излучает тепло. Она обворожительна, даже если ее внешность и не кажется на первый взгляд привлекательной. Такая женщина живет по принципу «здесь и теперь». Она легко погружается в эмоции, чувства - причем неважно, идет ли речь об отношениях или о занятии творческим хобби.

Но в силу своей чувственности Афродита нередко ощущает затруднения в тех сферах жизни, которые касаются этики, морали, религиозности. Подобная дама может чувствовать вину за свои переживания.

У Афродиты хорошо складываются отношения с другими женщинами, ведь она легка и беззаботна в общении. Хотя многие могут видеть в ней соперницу, она искренне недоумевает подобному отношению. Афродите неведомо чувство собственности, и в вопросах любви она руководствуется принципом изобилия. «Мужчин хватит на всех, поэтому не стоит слишком зацикливаться на ком-то одном» - вот ее основной принцип.

Афина

Женщинам, в которых основным является данный архетипический образ, по душе атмосфера концентрированности, собранности, достижения цели. Афина обычно не поддается эмоциям. И именно это ее качество позволяет ей с успехом добиваться решения нужных ей задач, достигать необходимых целей.

Афина хорошо умеет сотрудничать с мужчинами. Она руководствуется логикой, здравым смыслом. У такой дамы обычно большое количество разнообразных интересов. Она умеет правильно оценивать свое прошлое, и успешно учится на прошлых ошибках.

Как правило, у тех дам, в чьих характерах более всего выражен данный архетипический образ, мало подруг. Афина очень реалистично смотрит на мир. Многие проблемы тех дам, которые видят его традиционно, ей попросту непонятны. Афина не склонна к пустым мечтаниям - она просто ставит перед собой цель, а затем добивается ее. И подобное поведение пугает своей силой тех девушек, которые могли бы стать ее подругами.

Что касается мужчин, то носительницам данного архетипа личности обычно интересны только сильные люди, сумевшие достичь многого в своей жизни. У Афины хорошая интуиция, и своим чутьем она ощущает победителей. Ей глубоко наплевать на планы и мечтания тех кавалеров, которые лишь обещают ей золотые горы. Когда же Афине попадается интересный человек, путем ловких манипуляций она легко направляет его в свою сторону.

Другие женские образы

Помимо упомянутых архетипов личности, выделяются еще и такие:

  • Гера. Это типичная женщина, являющаяся соратницей для своего мужа. Она верная помощница, но при этом в ней сильны чувства собственности по отношению к нему. Гера является покровительницей брака.
  • Деметра. Женщина-мать. Она всей душой любит детей и хочет дать им только лучшее. Она олицетворяет собой женский материнский инстинкт. Даже в построении взаимоотношений с другими людьми, женщина-Деметра занимает позицию матери, стремится опекать окружающих.
  • Персефона. «Вечная девочка». Этот тип женщин, которые не желают взрослеть. Ответственность за свою жизнь они склонны перекладывать на кого угодно, но только не на себя. Часто такая женщина или девушка попадает под влияние других людей. Персефона любит быть в центре внимания противоположного пола, но страстной ее назвать нельзя. Психологически она не является зрелой.
  • Геба - та дама, которая всеми силами противится своему возрасту. Она стремится быть вечно молодой, и избегает малейших проявлений зрелости. Самое страшное для нее - это старость. Но к мужчинам она относится спокойно. Ее не назовешь распутной.
  • Фортуна. Женщина с достаточно противоречивым характером. Все события она стремится держать под своим контролем, однако не предусматривает их последствий.
  • Немезида. Для женщины с этим архетипом души главной ценностью является честность. Дамы с подобным образом обычно неспособны на прощение несправедливости.
  • Геката. Достаточно глубокий архетип. Женщина-Геката склонна к мистификации всех тех событий, что происходят в ее жизни. Нередко дамы с этим образом архетипа с головой уходят в оккультные практики - или же становятся глубоко верующими.

В одной и той же женщине обычно наблюдается сочетание двух-трех основных архетипов. Иногда эти образы могут «соперничать» между собой за первенство. Распространенным примером такого соперничества является стремление женщины иметь и успешную карьеру, и крепкую семью.

Другие типологии

Некоторые психологи считают, что в жизни женщины существует всего лишь три основных архетипа. Это Возлюбленная, Мать, Хранительница. Первая все свои силы пускает на служение мужчине. Мать - на воспитание детей. Что касается Хранительницы, то объектом ее стараний является она сама. Считается, что действительно счастливой дама может быть только в том случае, если в ней развиты все эти образы.

Греческие мужские образы

Выделяют следующие архетипы греческой мифологии, свойственные мужчинам:

  • Зевс. Уверен в себе, авторитетен, склонен командовать другими.
  • Посейдон. Мужчина, который руководствуется эмоциями, однако в нем, как и в Зевсе, сильны патриархальные инстинкты.
  • Гадес. Замкнутый, погруженный в собственный мир мужчина.
  • Аполлон. Гармоничный человек, который следит за своей внешностью. Приятный в общении.
  • Гермес. Умный, проницательный мужчина. Любит перемены, склонен получать от жизни все и сразу.
  • Арес. Эксцентричен, живет только эмоциями, сиюминутными удовольствиями.

Другие мужские архетипы

Представители сильного пола могут проявлять себя также по-разному: как воины, вожди, цари; а также в качестве охотников, купцов. Другим более близки архетипы мудрецов, святых, шаманов.

В мужчинах, как и в женщинах, обычно сочетается несколько образов. В качестве примера можно рассмотреть Конана-варвара. Данный персонаж - яркий представитель образа Воина. Однако в нем также сильны качества Правителя (он стремится им быть), а также Философа (он любит учиться).

Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.

Как примеры архетипов можно привести основные из них, выделенные Юнгом. Это:

  • Архетип Отец – совмещает в себе все волевые качества, силу, мощь, агрессивную и властную энергетику.
  • Архетип Матери – забота, стремление дать поддержку, утешить, понять каждого.
  • Архетип Герой – стремление к защите, спасению, подвигам, сражениям.
  • Ребенок – беззащитность, нежелание принимать решения и брать на себя ответственность, потребность в защите и опеке.
  • Архетип Мудрец – знания, склонность к размышлениям и саморазвитию, неспешность, анализ, интеллект.

Невозможно всех людей современного общества поделить на определенное количество образов и конкретных архетипов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов. Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать и перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера. Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.

1. Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач. Такая женщина всегда на вершине, в любом коллективе она лучшая, а «пасти задних» не привыкла.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом. Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.

2. Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода». Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью. Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

3. Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна. Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь. Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок. А может превратиться во властную, всемогущую и всего достигающую леди, которую все вокруг будут бояться и уважать.

4. Как архетипы Юнга, так и другие учения, все выделяют архетип Матери и Жены. Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим». Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

5. Архетип женщины Королевы – особенный, его трудно спутать с другими и очень легко узнать. Она неотразима, царственна, всегда окружена поклонниками. Талантлива, не ленива, прекрасно воспитана и аристократична, вне зависимости от воспитания и достатка.

Королева служит себе и людям, она духовно развивается, имеет развитую интуицию и большое чувство собственного достоинства. Чувствует ложь и несправедливость, умеет побеждать зло – без борьбы и насилия, мягко, мудро и незаметно. Такая женщина счастлива в браке, находит время для карьеры и детей, окружена верными друзьями и знает, для чего живет на свете.

6. Фея (или Муза) привносит в жизнь краски, украшая наш мир. Легкая, немного инфантильная, веселая и оптимистичная женщина-муза счастлива лишь оттого, что живет и дышит, и она умеет стать источником радости для окружающих. Добрая, заботливая, сочувствующая. Часто не знает, чего хочет, однако живет, плывя по течению, и порой «приплывает» к очень яркой и интересной судьбе. Для нее крайне важно найти «соратника по духу», такого мужчину, который будет полностью разделять ее интересы и взгляды.

7. Архетипическая психология женщины Богини ставит ее на вершину женственности, она как будто является эталоном для всех женщин и примером для подражания и восхищения. Духовно зрелая, мудрая, спокойная – от нее веет энергетикой счастья и гармонии, а рядом хочется находиться вечно. Богиня ничего не делает, ни за чем не гонится, не борется, однако всегда побеждает, получает желаемое и живет в полнейшей гармонии как со своей сущностью, так и с миром.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

1. Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке. Не склонен принимать серьезных решений, стремится к комфорту, безопасности и не любит перемен.

2. Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен. Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

3. Архетип Воина отличается героизмом, смелостью и силой. Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным. Как правило, обзаводится крепкой большой семьей, которую всегда защищает.

4. Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя. Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

5. Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей. Если Страннику неинтересно, он все понял и увидел, то задерживаться не станет. Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

6. Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться. Это революционер, который способен на большие поступки, но бывает чрезмерно агрессивен. Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

7. Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж. Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

8. Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества. При наличии сильного характера и отсутствии лени этот мужчина может стать очень успешным и даже изменить мир.

9. Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали. У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

10. Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания. Мужской архетип Маг предполагает, что этот человек живет не ради собственной мелкой выгоды, а ради познания. Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

11. Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично. Психолог, интеллектуал, любит слушать, а не говорить.

12. Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте. Не делает того, чего не хочет, неконфликтен, прост и очень приятен в общении.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде. Нельзя сказать, что один архетип – хороший, другой – плохой. Все они имеют позитивные и негативные стороны.

Мифические персонажи

Уникальная теория различных архетипов Карла Юнга вдохновила многих психиатров на ее дальнейшее развитие, и основные архетипы дополнились и дополняются до сих пор. Шинода Болен предложила такую классификацию, как архетипы богинь и богов из древних мифов. Список этих архетипов очень велик, приведем лишь основные из них, самые яркие, среди которых можно попробовать найти и определить свой архетип.

  • Артемида – женский архетип, отличающийся силой, бескомпромиссностью, свободолюбием. Артемида добивается всего сама и не терпит над собой власти.
  • Афина – собранная, сосредоточенная женщина, которая управляет своими эмоциями и действует всегда рассудительно. Успешная, рациональная и мудрая.
  • Юнона – идеальная любовница, пылкая, эмоциональная и яркая. Живет ради любви, без мужчин теряется и не способна долго находиться в одиночестве.
  • Деметра – мудрая, тонко чувствующая и заботливая женщина, идеальная мать и жена. Помогает всем и каждому, не способна на обман и предательство.
  • Афродита – является примером истинной женственности. Чувственная, глубокая, эмоциональная и мудрая, Афродита гордится своей женской сущностью и способна достичь женского счастья.
  • Геката – архетип загадочный, сложный, глубокий. Она живет интуицией, все понимает и чувствует, увлекается мистикой и имеет мистические способности.

  • Зевс – мужской архетип. Этот мужчина мудрый, сильный, властный, он рожден, чтобы управлять и вести за собой.
  • Гермес – вечно молодой, яркий, веселый мужчина, живущий ради приключений. Ненавидит скуку и однообразие.
  • Гефест – настоящий семьянин, труженик, образ мужчины, живущего реальной жизнью. Не уходит в иллюзии и эмоции, умеет работать для своих близких, очень честен.
  • Дионис – вечное дитя. Мужчина, который бывает вспыльчивым, эмоциональным, способен на безумные поступки, не всегда отдает себе отчет в своих действиях, нерационален.

Определить собственный архетип бывает непросто, но если это сделать, то можно не только глубже разобраться в себе, но и корректировать собственное поведение и даже менять жизненный сценарий и судьбу. Само понимание того, что наша жизнь определяется архетипами, многое дает. Это – шаг на пути к осознанной, гармоничной жизни и возможность стать настоящим хозяином собственной судьбы. Автор: Василина Серова

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного - мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть - проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.


Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.

Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация - слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре - архетипическом образе Самости.


Эвридика в символическом образе Анимы - души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское - может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.


Архетип Анимы в образе Венеры - богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.


Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.


Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.


Социальные модели поведения диктует человеку Персона - лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.


Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины - Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.


Символическое изображение акта спасения души - Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Понятие «архетип»

Архетип (от греч. БсчЭфхрп - первообраз) - универсальные, изначальные, врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений . Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики религий, мифов, легенд и сказок . Термин «архетип» был введён Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что кроме сознания человека (эго) и личного бессознательного («ид»; «оно»; хранилище вытесненных эмоций, чувств и травмирующих воспоминаний) в структуре человеческой психики есть и более глубокий слой - коллективное бессознательное. Оно одинаково у всех людей и является вместилищем общечеловеческого опыта, который передаётся из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы - первообразы. Юнг писал о них, как о моделях и образцах инстинктивного поведения, врождённых паттернах, которые подталкивают людей воспринимать действительность и реагировать на события жизни определённым образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые являются базовыми, как инстинкты у животных, и не зависят от уровня образованности.

По словам Юнга, коллективное бессознательное тождественно себе, поэтому оно есть в каждом как сверхличностная, прирожденная духовная основа. Специфика содержания коллективного бессознательного заключается в его принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Психическое содержание коллективного бессознательного, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

Юнг пришел к идее существования архетипов, исследуя сны, грёзы, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он обнаруживал древние символы, мифологические фигуры и образы, причём всплывали они даже у тех, кто никогда не видел их прежде, абсолютно не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологию. Они появлялись как безусловное знание. Другим доказательством своей теории Юнг считал то обстоятельство, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира строятся на одних и тех же сюжетах - историях о любви, верности, предательстве, возмездии, непорочном зачатии, смерти, и воскрешении. Мы видим в них и схожих персонажей, соответствующих архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старца, Матери, Героя, Ребёнка и т.д. Присутствуя в фольклорном наследии очень далёких и часто изолированных друг от друга культур, они имеют также схожее эмоциональное и смысловое наполнение. «Существует столь же много архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций, - пояснял Юнг, - … Если в жизни случается нечто, что соответствует архетипу, то последний активизируется; и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной реакции, берёт верх вопреки рассудку и воле…» . Собственно в этом и состоит механизм действия архетипа. Так, оказываясь в ситуации борьбы, когда нам нужно противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе некие качества (например, смелость, склонность к самопожертвованию), которые появились в нас не в результате воспитания или научения. Это и есть проявление «первичных психических инстинктов» - архетипов. В данном случае мы можем говорить о влиянии архетипа Героя.

Архетипам «характерны не смысловые, а чисто формальные черты, которые также очень ограничены. Первичные образы приобретают смысловые черты только тогда, когда проникают в сознание и наполняются материалом сознательного опыта. …Архетип сам по себе есть пустой, формальный элемент, попросту способность оформить, априорная возможность зрительного оформления» . Архетипы не подвластны коррекции сознания, поэтому им характерны мифологические символические черты. Архетипы не являются оформленными мифами, но отражают отдельные «составные» части мифа, например, архетип Отца, архетип Матери или образ Млаленца .

Соприкасаясь в процессе жизни с разными архетипами и через это открывая содержание своего бессознательного, человек проходит путь самопознания и приятия себя во всех проявлениях, ведущий к открытию своего истинного «Я», своего полного потенциала. Юнг называл это «открытием своей Самости», или индивидуацией .

Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие критерии :

  • · Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
  • · Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
  • · Архетип должен восприниматься доосознанно, а не вследствие научения.
  • · Архетип, отражённый в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
  • · Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
  • · Архетип должен иметь устойчивость, или сопротивляемость к попыткам исказить его структуру.
  • · Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
  • · Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
  • · Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
  • · Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
  • · Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
  • · Архетипы обладают собственной специфической энергетикой и инициативой, заключают в себе определённый способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в неё, возможно, искажая истинные намерения человека.
  • · Архетип -- самостоятельная область психики.

Справедливости ради необходимо отметить, что Юнг - не первый, кто вышел на понятие, которому дал имя «коллективное бессознательное». В известной мне славянской традиции, уходящей корнями в дохристианскую эпоху, существует описание «хранилища» («архива»), являющегося внешней «оболочкой», а точнее, самым протяжённым телом, которое индивидуально для каждого живого существа, но одновременно с этим имеет общие, одинаковые для всех границы . И у каждого это тело вмещает в себя всё, что существует в мироздании. Наверняка, в традициях других народов существует схожее описание этого явления. Возникает аналогия с современным понятием «голограмма», где каждая часть содержит в себе целое .

Созвучным школе аналитической психологии К. Г. Юнга является направление «Архетипическая психология», созданное Джеймсом Хиллманом в последние десятилетия XX века . Отличие архетипической психологии от юнговской школы в некоторых теоретических тонкостях, связанных с теорией самости. Если, по мнению Юнга, существует некая универсальная модель индивидуации (естественно, с огромным количеством вариантов), целью которой всегда является приближение к центру психики -- Самости, то Хиллман не принимал такой подход, считая его «монотеистичным». «Психологическому монотеизму» Хиллман противопоставляет «психологический политеизм», где в роли множества богов выступают образы, рождаемые бессознательным. Архитепическая психология при своём создании была «психотерапией идей», а не только личностей, в отличие от психоанализа и аналитической психологии, фокус которых нацелен в основном на отдельную личность и на клинические аспекты анализа. Дж. Хиллман концентрирует своё внимание на вопросах экологии и дизайна городской жизни, общественного образования и гражданского сознания.

Хиллман занимал крайнюю позицию, отрицая вообще какую-либо цель этих образов, будь то «выздоровление» в классической психотерапии или «приближение к Самости» у Юнга. Для Хиллмана образы, порождаемые фантазией, имеют ценность в себе самом и нет смысла видеть в них цель, направление или даже пытаться проанализировать их. Единственная задача активного воображения -- это дать образам как можно большую автономию и свободу от контроля Эго.

В данной работе тема архетипов будет раскрываться в рамках школы аналитической психологии К. Г. Юнга.