Синдром страхов в детском возрасте. Синдром страхов, происхождение и значение

» Страх и социальные фобии

Диагноз: панический синдром.
Страхи и социальные фобии

«Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности и ни одного предмета, которые не могли бы внезапно стать предметом иррационального страха». Роджер Каллаган, психолог (США)

Страх - нормальная и здоровая эмоция, однако многие люди боятся, в сущности, совершенно безобидных вещей. Сейчас все больше распространяются социальные фобии, например страх оказаться неудачником или потерять работу; они превращают в мучение жизнь миллионов людей.

Когда 11 сентября 2001 года обрушился Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, многие люди, находившиеся в это время на улицах, бежали подальше оттуда в паническом страхе за свою жизнь. Что в этом плохого? Ничего! Ведь страх уводит нас подальше от опасности и гарантирует наше выживание. Если бы прохожие остались там, снедаемые любопытством, они могли бы задохнуться от пыли или попасть под каменный дождь.

Наиболее частые фобии - боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), открытых пространств (агорафобия) и страх перед ситуациями, в которых ты беспомощен. Последний часто связан со страхом перед скоплением людей.

Чувство страха - совершенно естественная вещь и так же неотъемлемо входит в пашу жизнь, как радость и гнев, любовь и печаль. Страх высвобождает энергию: ровно столько, сколько необходимо, чтобы мы могли разумно действовать и убежать от опасности.

Управляет этим сложным процессом эмоциональная память, которая находится в промежуточном мозге. Если она распознает опасность, биохимические «вестники» подстегивают дыхание и кровообращение, мускулатуру и обмен веществ. Сердце быстрее накачивает в артерии кровь - а с ней сахар и кислород, так что мышцы могут работать с большей скоростью. Одновременно мозговой слой надпочечника увеличивает выработку стрессового гормона адреналина. Можно начинать борьбу за выживание... или разговор с шефом о повышении зарплаты.

Новые формы страха

Для 25 млн. немцев и еще большего числа американцев страх превратился в настоящую проблему: каждый одиннадцатый из них даже стал из-за страха хронически больным. По данным американских властей, 12% всех жителей США регулярно глотают лекарства от страха.

Чем же люди, страдающие приступами страха, отличаются от остальных? Ведь они выделяют гормоны стресса, как и каждый из нас. С одной разницей: у них нет для этого ясной причины. Либо повод настолько незначителен, что стресс с его неприятными сопутствующими явлениями несоразмерно силен.

«Неожиданно мне стало плохо, - рассказывает Лутц Берендс, принадлежащий к числу тех, кто воспринимает свой страх как проклятие. - Мое сердце бешено заколотилось, я стал задыхаться. По лицу заструился холодный пот, руки и ноги онемели, вокруг меня все сделалось каким-то странным, нереальным. Я решил, что схожу с ума. Я поскорей подъехал к обочине и выскочил из машины. Даже мотор не заглушил. Позвонил по мобильному телефону жене, она приехала па автобусе и отвезла меня и машину домой. На работу в этот день я гак и не вернулся».

После долгого разговора домашний врач ставит диагноз: панический синдром, необъяснимый страх. Перед чем? Лутц Берендс ведь добился в своей жизни многого: он стоит па верхней ступеньке карьерной лестницы, у него семья, дом, машина и даже небольшая яхта. Впрочем, именно в этом и кроется его проблема: что будет, если он потерпит финансовый крах или у него что-либо случится со здоровьем? Как он тогда будет жить? Все больше людей мучит страх перед крахом карьеры, перед будущим и перед другими людьми. «Социальные фобии наступают», - констатируют психологи. Они проявляются гораздо чаще, чем классическая боязнь пауков или полетов в самолете. Конкретные фобии, вызванные определенными вещами, сменяются необъяснимыми страхами.


Страх перед пауками весьма распространен, но преувеличен. Укусы пауков иногда бывают неприятными, но в большинстве случаев они не опасны.

Тест: Безобиден ли мой страх?

Согласно новейшим определениям Американского психиатрического общества, о приступе паники можно говорить тогда, когда присутствуют как минимум четыре из следующих 13 симптомов:

  • Нехватка воздуха и затрудненное дыхание
  • Головокружение или обморок
  • Учащенное сердцебиение
  • Дрожь
  • Потливость
  • Ощущение удушья
  • Тошнота или боли в животе
  • Ощущение нереальности или растворения личности
  • Глухота или мурашки по телу
  • Приступы жара или озноба
  • Боли или другие неприятные ощущения в груди
  • Страх смерти
  • Страх сойти с ума или потерять над собой контроль

Другие ценности и нормы

«Это кроется в морали показного благополучия и демонстративной улыбки», - предполагает психоаналитик Хорст-Эберхард Рихтер, директор франкфуртского Института им. Зигмунда Фрейда. Мы обязаны быть подтянутыми, бодрыми и удачливыми. Слабые быстро оказываются на обочине жизни. Поэтому неудивительно, что нас терзает страх перед безработицей. Он так же велик, как и страх оказаться в старости беспомощным и нуждаться в постороннем уходе.

Психологи-эволюционисты объясняют эту причину так. Чем свободней и демократичней наше общество, тем больше изменяются ценности и нормы. Чем технологичней и глобальней становится наш мир, тем трудней его понять.

Современные источники для страха - это утрата ориентиров и чувство бессилия. Немецкий психолог Маркус Трейхлер замечает по этому поводу: «В страхах нашего столетия отражается характер современного человека - он свободный и неопределенный. В этом и кроется истинная причина его фобий. Ведь страх - это не что иное как родовые боли при рождении сознания свободы человека. А это не следует считать причиной для страха».


Панический страх перед школой. Страх перед посещением школы достигает своего пика обычно на втором году учебы и чаще вызывается нежеланием уходить из дома, чем боязнью находиться в школе.

Просто пересидеть страх?

Это прозвучит цинично для людей, не знакомых с проблемой. Просто пересидеть страх и избегать ситуаций, которые его вызывают? Выход довольно сомнительный, ведь тогда вы просто станете пленником в собственном доме. Тот, кто глотает лекарства, рискует стать зависимым от них. «Медикаменты следует использовать лишь в качестве временной меры, для преодоления острого состояния, пока больной не станет способным для получения терапевтического курса или для самостоятельной помощи себе», - пишут Кристина Браш и Инга-Мария Рихберг в книге «Страх среди ясного неба». Авторы этой монографии сами много лет страдали от приступов паники.

Лутц Берендс проходит в психосоматической клинике четырехнедельный курс поведенческой терапии; шансы на успех составляют около 80%. Терапевт выясняет вместе с пациентом причины страха, и шаг за шагом они разрабатывают «симптоматический менеджмент» для ситуаций, вызывающих страх.

Существуют десятки вариантов терапии, от мягкой до жесткой, традиционной и компьютерной, индивидуальной и групповой. Главное, чтобы терапевт и метод вам нравились.

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

Характерная особенность детского возраста. Страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем легче, чем меньше возраст ребенка. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведение ребенка под влиянием страхов.

Пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: 1) навязчивые страхи; 2) страхи со сверхценным содержанием; 3) недифференцированные бессодержательные страхи; 4) страхи бредового характера; 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии). Уже у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом, может возникать навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление этого навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т. п.).

Навязчивые страхи наиболее часто встречаются при неврозе навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении, при которой они иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны и даже нелепы. Так, один из наблюдавшихся больных испытывал навязчивый страх, что «мать во время еды может сесть ему на голову, что его голова может отвалиться и упасть в мусоропровод».

Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют страхи сверхценного содержания. Страхи грозы, темноты, одиночества, привидений. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг - ребенка (различные животные, «черный дядька» и т.п.). Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолеть в отличие от навязчивых страхов. При этом страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т.е. мнимых опасностей, которые подстерегают в отсутствие родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления доминируют в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разубеждений окружающих, т.е. приобретают сверхценный характер. Такие страхи возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Компонент сверхценности в данной группе страхов часто проявляется в виде стойко измененного отношения (особая боязливость, возникновение тревожного опасения, чувства отвращения и т.п.) к определенным объектам или явлениям, которые первоначально вызвали испуг ребенка. Подобное, болезненно измененное отношение при повторном столкновении с объектом или явлением, вызвавшим испуг, обнаруживается не только на высоте страхов вскоре после пережитого испуга, но и в спокойном эмоциональном состоянии спустя долгое время (иногда годы) после испуга

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей младшего возраста (7-9 лет) представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией; страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

Начиная с препубертатного возраста (10-11 лет) в тематике сверхценных страхов на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Подобные страхи всегда связаны с той пли иной конкретной психотравмирующей ситуацией: устрашающими рассказами товарищей или родственников, испугом при встрече с пьяным, болезнью или смертью близкого пли знакомого человека.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще выступают в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями давления, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела). При этом нередко речь идет о превращении синдрома страхов свехценного содержания в ипохондрически-сенестопатический синдром.

Страхи сверхценного содержания в данном случае возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные; отсутствует стремление к их преодолению, что отличает их от навязчивых страхов. Кроме того, данное наблюдение иллюстрирует такую особенность страхов сверхценного содержания, как сочетание их с соматовегетативными расстройствами, выраженность которых зависит от интенсивности страха.



Психопатологически недифференцированные, бессодержательные страхи проявляются в форме приступов витального, протопатического страха, т. е. страха с переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость и т. п.) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливы крови к лицу, похолодание в животе, стеснение в груди и др.). Осознание причин страха, конкретное содержание его, психологически понятная связь с психотравмирующей ситуацией, как правило, отсутствуют. Больной не может рассказать о своих переживаниях, ограничиваясь лаконичными высказываниями типа «Страшно!», «Боюсь!» и т. п. В случаях длительного существования таких страхов они могут приобретать (у детей школьного возраста и подростков) неразвернутое, обычно сверхценное содержание. Чаще это страх смерти вообще или от какой-то конкретной причины: «Задохнуться боюсь», «Сердце вот-вот остановится» и т. д.

Страхи бредового характера (бредовые страхи) отличаются переживанием скрытой, угрозы как со стороны людей и животных, так и со стороны неодушевленных объектов и явлений; имеют диффузный характер, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью, подозрительностью к окружающим, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим страхам свойственно определенное постоянство, однако временами они могут значительно усиливаться, сопровождаясь беспокойством и соматовегетативными проявлениями (сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, неприятные ощущения в эпигастральной области, отсутствие аппетита, общее недомогание, бессонница и т. д.).

Тематика бредовых страхов имеет определенные возрастные различия. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, незнакомых людей, персонажей из детских книг, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разговоре, загораживает лицо или прячется от реальных или воображаемых объектов.

Бредовые страхи наиболее часты в инициальной стадии приступообразно-прогредиентной шизофрении, а также при непрерывной вялотекущей шизофрении. В случаях экзогенно-органических (главным образом инфекционных) психозов бредовые страхи имеют преимущественно ипохондрическое содержание и сочетаются с массивным сенестопатическим компонентом. Как правило, отсутствует бредовая настроенность к окружающим. При реактивных психозах бредовые страхи тесно связаны с психотравмирующей ситуацией, психологически понятны, не склонны к генерализации.

Ночные страхи - сборная группа состояний страха, общими признаками которых, являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного помрачения). Наблюдаются они преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится двигательно-беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, плачет, произносит отдельные слова: «Боюсь, прогони его, он хватает меня» и т.п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений или галлюцинаций. Часто при этом ребенок зовет мать, хотя, как правило, не узнает ее и не отвечает на ее расспросы. Спустя несколько минут он успокаивается, а утром при пробуждении обычно ничего не помнит о случившемся или же дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился. Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность.

Ночные страхи сверхценного содержания связаны с психотравмирующими ситуациями, пережитыми ребенком в дневное время (ссоры, конфликты между родителями, физическое наказание, получение плохой оценки в школе, просмотр страшного фильма и т.п.).

Ночные страхи бредового характера встречаются значительно реже. По содержанию они часто аналогичны дневным страхам, но обычно не связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего при этом дети боятся персонажей сказок - фантастических чудовищ, диких зверей, страшных людей. Как правило, они сопровождаются зрительными гипнагогическими или истинными галлюцинациями устрашающего характера («видятся горящие глаза», «черная рука», «что-то страшное в белом» и т. п.). Иногда отмечается недоверчивое, враждебное и даже бредовое отношение к близким ребенок отталкивает мать, говорит ей: «Уйди, колдунья!». Воспоминания о страхах неполные, как воспоминания о сновидении. Наблюдаются они в основном в начальной стадии шизофрении.

Недифференцированные (бессодержательные) ночные страхи - эпизодически возникающие интенсивные страхи с плачем, криками, возбуждением, вегетативными расстройствами, но без какого-либо содержания, без обманов восприятия и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помрачено, в связи, с чем даже частичный контакт с ребенком невозможен. Страхи этого типа кратковременны. По пробуждении отмечается их полная амнезия. Встречаются они в основном при соматических заболеваниях (особенно с токсикозом и гипертермией), а также в подостром и отдаленном периодах мозговых инфекций и травм.

Особое положение, среди ночных страхов занимают пароксизмальные ночные страхи. Их главные признаки - внезапность возникновения и прекращения, приуроченность к определенному времени ночного сна, склонность к повторению через одни и те же промежутки времени, стереотипность проявлений, сочетание с однообразными автоматизированными движениями, действиями и отрывочными, обычно бессвязными высказываниями. Сознание при этом относительно глубоко помрачено по типу сумеречного. Эти страхи могут сопровождаться устрашающими зрительными галлюцинациями («мохнатое чудовище», «человек в черном», «пламя» и т. п.). Часто наблюдаются застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук (поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание), туловища (раскачивание), автоматизированная ходьба, выкрики или бормотание отдельных слов или их обрывков. В отдельных случаях отмечается непроизвольное упускание мочи, а иногда - дефекация. Контакт с детьми невозможен. Состояние полностью амнезируется.

Пароксизмальные ночные страхи считаются одним из проявлений так называемой психомоторной (или височной) эпилепсии, обычно они сочетаются с такими пароксизмальными автоматизмами, как снохождение и сноговорение. Пароксизмальные ночные страхи редуцируются и исчезают к пубертатному возрасту.

Ночные страхи любого типа могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых отличается в зависимости от типа страхов.

Страхи живут в каждом человеке. Но боязнь своего страха вызывает панику и становится заболеванием, фобией. Взрослые и детские страхи отличаются их осознанием, причинами и синдромами.

Если малыш неосознанно боится одиночества, края, высоты, темноты, то это вложено в него природой для выживания и частично проходит по мере взросления и изучения мира.

Взрослый человек получает свои фобии в зрелом возрасте. Они являются наложением неправильного воспитания в детстве на стрессовую ситуацию в настоящем времени.

Например , страх сексуальной неудачи сеется на заре мальчишеской юности, когда ребенок получает неадекватный «урок», заставляющий его усомниться в своей полноценности, акцентирует именно сексуальную сторону жизни.

Все эти разговоры, анекдоты, статьи вокруг размеров мужских достоинств, количеств актов поставили в сознании данного человека проблему на пьедестал, сделали ее главной в жизни. Естественно, для каждого из нас не состояться в том, что считаешь главным, смерти подобно.

Только для одного это научное открытие, для другого дети и внуки, а для бедолаги со страхом сексуальной неудачи количество половых актов за ночь. Глупо и смешно? Увы, только тем, кто смотрит на это со стороны.

Паническая атака

Внезапный безотчетный панический страх, вызываемый не каким-либо воздействием извне, а исключительно внутренними переживаниями, называется панической атакой.

В большей или меньшей степени этим недугом подвержено более половины населения земного шара. У женщин этот синдром развивается чаще, чем у мужчин. Слабый пол вообще более чувствителен. И если тревога возникает по невидимой для посторонних причине, это еще не значит, что она необоснованна.

Есть такое понятие, как чутье. Однако пугает как раз не предчувствие беды, а невозможность понять, откуда она, что делать и вообще, что происходит.

Страх объяснимый и имеющий точку отсчета легко преодолевается действиями:

  • Вы можете посмотреть под кровать и убедиться, что бабайки там нет.
  • Вы можете принять бой и наподдавать противнику, которого боитесь, вы, в конце концов, просто можете убежать от опасности.

Но, когда страх есть, а видимой опасности нет, начинается паника.

Пример. Вас поместили в абсолютную темноту и объявили, что где-то там есть смертельная опасность. Хотя и в этой ситуации многие начнут просто непрерывно махать кулаками в пустоте. Но у некоторых начнется ПА.

Следовательно, главное лечение ПА – определение нахождения опасности. Невозможно включить свет, но можно проконтролировать жизнь своих близких, свою и принять необходимые меры предосторожности. Даже если они не спасут от несчастья, они спасут вас от панической атаки.

Синдромы страхов

У взрослых

Иногда панический страх вызывает физическую реакцию организма в виде:

  • головокружения;
  • тошноты;
  • дрожания рук;
  • заикания;
  • головной боли и тому подобное.

Когда эти симптомы начинают проявляться регулярно с появлением тревоги, у человека возникает дополнительный источник страха – сами симптомы. Он начинает их бояться и круг замыкается.

Медицине известен цефалгический синдром (головные боли), возникающий при появлении чувства опасности у пациента. И наоборот, при любых головных болях он начинает бояться, что эти ощущения вызывают страх.

Круг разорвать поможет лечение не страха, а именно цефалгического синдрома:

  1. Ликвидация причины, если они кроятся в серьезных системных заболеваниях.
  2. Прием обычных хороших обезболивающих медикаментов.
  3. Изменение образа жизни.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, крепкий кофе и т.п.)
  5. Массаж головы во время приступа.

Часто страх приходит в сопровождении параксизмального головокружения. Его еще называют доброкачественным, потому что голова кружится не от какой-либо физической или биологической патологии в организме, а вследствие психологических причин.

Как правило, доброкачественное позиционное параксизмальное головокружение появляется у людей с отклонениями, смещениями отолитов в головном мозге. Соответственно и лечение предлагается позиционными маневрами.

Пример. Анекдот из жизни врачей. Старушка пришла на прием к доктору.
— Милый, спина у меня болит.
— Нагнитесь, бабушка. Болит?
— Болит.
— Еще больше нагнитесь. Болит?
— Нет, не болит!
— Вот так и ходите, бабушка.

Снятие параксизмального головокружения позиционными маневрами и заключается в том, чтобы найти позу, наклон головы, положение тела, в котором головокружение прекращается.

В детском возрасте

До 5-6 лет психика ребенка подвергается активной деформации извне. Он живет с рождения со страхами, подаренными ему природой:

  • громкие звуки;
  • резкие движения;
  • страх падения;
  • неизвестность (а это практически все, кроме мамы);
  • темнота;
  • разлука (потеря защиты);
  • чужой человек, незнакомый предмет (опасность!).

Представьте, что вас сейчас вынули из-за стола и мгновенно перенесли на солнечную полянку в дремучие африканские джунгли. Примерно такие же страхи будут у вас. Все они служат ребенку для выживания.

Неправильное поведение взрослых, наказания, крики могут создать условия для появления психологического сдвига в сознании. И нормальный хороший страх превратится в патологический синдром:

  1. Навязчивые страхи . Нозофобия. Пример. «Заболеешь и умрешь, и не будет тебя» или «Будешь болеть, я тебя бабайке отдам» и т.п. В результате у ребенка развилась нозофобия – боязнь заболеть. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Наверняка малыша запирали в тесном темном пространстве. И другие фобии, вызванные стрессовыми ситуациями в раннем детстве.
  2. Сверхценные . За эти фобии юный человечек чаще всего тоже должен сказать «спасибо» взрослым. Боязнь Бармалея, собаки, пьяного дядьки, черной руки и т.д. это нормально до определенного пика эмоции. Детские страхи еще не переросли в заболевания. Это как бы незавершенные фобии. И дальнейший процесс завершения или излечения зависит полностью от взрослых людей, окружающих юную особу.
  3. Бредовые . От всех других этот страх отличается опасностью причины. Это может быть серьезное заболевание, чаще всего шизофрения.
  4. Недифференцированные страхи или ПА . Это такие синдромы страхов у детей, которые сопровождаются параксизмальными головокружениями, потливостью, цефалгическим синдромом.

Отсутствие страха

Никто не хочет, чтобы его ребенок был очень толстым или сильно худым. Даже красота – это эталон усредненности. Также и со страхами. Патологически трусливый человек так же ненормален, как и тот у которого есть синдром отсутствия страха.

Поэтому молодым родителям не стоит сильно усердствовать, добиваясь того, чтобы малыш не боялся ходить по крыше, заплывать на середину озера или гулять по ночам. Все хорошо в меру.

Что делать?

Все фобии имеют первопричины. Половина решения проблемы – нахождения этих истоков. Далее может помочь популярная ныне когнитивно-поведенческая терапия.

Психологические проблемы возникают в результате поступления в мозг человека информации в некорректной переработке. В результате мозг оценивает ошибочные данные и делает неправильные умозаключения. Это приводит к отклонениям в поведении.

Лечение построено на проецировании прошлых событий на сегодняшнюю ситуацию.

Человеку предоставляется возможность:

  • проанализировать ошибки поведения;
  • посмотреть на них со стороны глазами других людей;
  • поверив в свои силы, спрогнозировать, спланировать дальнейшее свое поведение.

Что мы в общем-то и попытались сделать в этой статье.

Видео: Новый взгляд на ПА

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

О генерализованном тревожном расстройстве говорят тогда, когда и взрослые, и дети постоянно испытывают страх без какой-либо указанной причины. Часто задумываются над тем, что уже произошло или над тем, что произойдет в будущем.

Дети и молодежь более подвержены генерализованному тревожному расстройству , чем взрослые, их уровень тревожности часто не адекватен ситуации.

Причины и симптомы синдрома страха

Синдром страха с тревожным расстройством возникает примерно у 5% людей, причем в два раза чаще у женщин, чем у мужчин. Его происхождение точно не известно. Он может быть связан с несколькими факторами, например, нейротрансмиссионные нарушения (в частности, дефицит нейромедиатора GABA) или постоянное возбуждение системы торможения в головном мозге, которая отвечает за появление чувства страха в моменты опасности. Влияние имеют внутренние конфликты и генетические факторы.

Все страхи...

Влияние оказывает также частое переживание чувства страха, в результате чего нейронам требуется все меньший и меньший стимул для активации. Если речь идет о психологической, то подчеркивается, в частности, роль неадекватных ожиданий по отношению к реальности, дисфункционального представления о себе и мире, отсутствия чувства контроля и предсказуемости.

Синдром страха проявляется такими симптомами, как:

  • постоянная боязнь того, что может произойти что-то страшное; страх перед несчастьем, которое может коснуться больного человека или его близких;
  • избегание посещения школы или работы;
  • постоянное головные боли , живота, шеи, тошнота, рвота и хронические боли в желудке;
  • нарушения сна , проблемы с засыпанием, чувство постоянного недосыпа;
  • чувство перманентной усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания или чувство пустоты в голове;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • постоянное чувство тревожности, раздражительности.

Люди, у которых возникает генерализованное тревожное расстройство часто своё внимание направляют на поиск у близких людей симптомов болезней, а также на активное участие в поиске чувства безопасности (просят членов семьи уведомлять, что они находятся в полной безопасности, контролируют расходы, защищены от финансовых потерь).

Очень характерно, что в присутствии всех членов семьи больной расслабляется, в состоянии осуществлять социальные контакты и хорошо проводить время. А в момент исчезновения члена семьи из поля зрения появляется напряжение и страх.

Синдром страха и беспокойство

Почти каждый в состоянии вспомнить ситуацию, в которой о чем-то или о ком-то беспокоился. Иногда эти опасения могут быть оправданы, но чаще являются лишь проекцией наших фантазий.

Однако, иногда такая забота сопровождает почти все ситуации, а кроме того, не имеет рациональных оснований и серьезно усложняет повседневную жизнь. В этом случае страх становится серьезным заболеванием, которое требует лечения.

В этом случае следует проконсультироваться с психологом или врачом-психиатром, который оценит, является ли это симптомами синдрома страха или лишь временное проявление напряжения и бдительность.

Синдром страха характеризуется, в частности, чрезмерной по отношению к обстоятельствам тревожностью. Проявляется она в непрерывном прогнозировании несчастий и проблем, разработке катастрофических сценариев, своего рода «пессимизме».

Часто те или иные сценарии относятся к возможной болезни у себя или близких людей, неудачам, трудностям в различных сферах жизни. Также могут относиться к совершенно повседневным ситуациям, таким как опоздание на встречу, невозможности выполнить план на день и т.д.

Но есть важное отличие - это совершенно другой уровень тревожности. Больной принимает во внимание только наиболее пессимистический возможный ход событий (даже если он очень маловероятен) и его ожидаемые негативные последствия.

Почти в каждой ситуации человек с синдромом страха начинает размышлять о том, что может произойти худшее и какие могут быть последствия. Это очень затрудняет нормальную жизнь и не позволяет достичь состояния расслабления. Бывает, что человек ждет чего-то страшного, но не знает или не может точно определить что это должно быть. То есть имеет место только предчувствие, что произойдет что-то плохое.

Тревога и невротические расстройства

Генерализованное тревожное расстройство сопровождается напряжением, состоянием страха, являющимися основным элементом всех невротических расстройств.

Чувство тревоги в этом случае можно охарактеризовать как сохраняющееся в течение длительного времени, хроническое. Это означает, что его интенсивность меняется только в малой мере и скорее ощущается как длительное напряжение (иногда очень сильное), сменяющееся сильными приступами страха.

Страх и тревога ощущается как долгосрочные чувство внутреннего беспокойства и возбуждения, проявляющееся, например, трудностями в «поиске собственного места» или раздражительностью. Их сопровождают различные соматические симптомы (ощущаются в теле).

Хотя причины возникновения синдрома страха до конца не ясны, это расстройство можно лечить. Очень важную роль в лечении генерализованного тревожного расстройства играет психотерапия. Важно не попасть в ловушку формулы «я такой, какой есть и ничего нельзя сделать», нужно дать себе шанс и обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства

Синдром страха будет диагностирован в случае, когда имеет место чрезмерный страх или опасения перед будущими событиями, касающимися повседневной активности (школа, работа и т.д.) и появятся, по крайней мере, три характерных симптома (перечисленные выше), в течение как минимум 6 месяцев. Раннее выявление генерализованного тревожного расстройства позволяет ослабить страх .

Лечение включает в себя психо – и фармакотерапию. В фармакологии нашли применение антидепрессанты SSRIS (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), анксиолитики и другие психотропные средства. Психотерапия в основном заключается в когнитивной (или когнитивно-поведенческой) и межличностной терапии.

Ранняя диагностика и быстрое принятие лечение могут значительно облегчить тяжесть страха, облегчить контакт с другими людьми и, прежде всего, улучшить качество жизни больного.