Содержание психической жизни человека социальная дезадаптация. Таким образом, в период полового созревания происходит рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, которые подготавливают организм девушки к выполнению функции материнства

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли , соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

  1. нижний уровень - скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
  2. «половинный» уровень - начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации» . Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
  3. устойчиво входящий - отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов
  4. закрепившаяся дезадаптация - имеет очевидные признаки результативности

См. также

Литература

  • Шлак Л. Л., журнал «Социологические исследования», № 3, 2011, с. 50-55

Ссылки

  • http://www.ahmerov.com/book_732_chapter_6_Glava_2._So%D1%81ialnaja_dezadapta%D1%81ija_nesovershennoletnikh.html

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная дезадаптация" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - появление социально неодобряемых форм поведения … Судебная патопсихология (термины книги)

    Дезадаптация социальная освобожденных из мест лишения свободы - Это уменьшение или даже отсутствие возможностей отбывших наказание приспособится в постпенитенциарный период к условиям жизни на свободе. Если социальная адаптация представляет собой соответствие поведения индивида требованиям окружающей среды,… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДОВАЯ - – нарушения социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, т. к. эти нарушения проявляются в основных сферах… …

    Дезадаптация личности - – понятие концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно этой концепции, конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит … Словарь-справочник по социальной работе

    Дезадаптация социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные… … Педагогический словарь

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    адаптация социальная - (от лат. adapto приспособляю и socialis общественный) 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от… … Большая психологическая энциклопедия

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. adaptatio – приспособление, socialis – общественный) – постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Основные типы А. с.: активная, пассивная. Эффективность А. с. в значительной степени … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Стадии алкоголизма - Первая стадия (стадия психической зависимости). Патологическое влечение к алкоголю является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством, постоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувствовать себя уверенно и свободно,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акцентуированные личностные черты МКБ 10 Z73.173.1 Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акцентуация (от лат. accentus ударение), Акцентуация характера, Акцентуация личности, Акцентуированная личностная … Википедия

Дезадаптация как социальный феномен

“Отклоняющимся“ (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа”. брошюра

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма, такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.

Авторские подходы к определению понятия «ДЕЗАДАПТАЦИЯ» Г. М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров - дезадаптация - психическое состояние, возникшее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

В.Е. Каган - дезадаптация - расстройство объективного статуса в семье и школе, затрудняющего учебно-воспитательный процесс.
К. Роджерс - дезадаптация - состояние внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.

Н.Г. Лусканова И.А.Коробейников - дезадаптация - некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможной.

А.А. Северный - функционирование индивида неадекватное его психофизиологическим возможностям и потребностям и/или условиям среды и/или требованиям микросоциального окружения.
С.А. Беличева - дезадаптация явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную, и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации).
М. А. Хуторная - проявление нарушений межличностных отношений и нарушения образа «Я» ребенка, с точки зрения связи ре¬бенка с окружающим миром. [, с.166-167] соц пед Суртаева

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.”

Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

“Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей и подростков. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ”.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. соц пед Никитина
Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, социальных установок. краткий словарь

Временная дезадаптация – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности. [, с.168] соц пед Суртаева
Авторские подходы к определению понятия «АДАПТАЦИЯ» «Адаптация» (от лат adaptare - приспособлять) - 1.- приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся ус¬ловиям среды. 2. В теории Т. Парсонса А. - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функ¬циональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Д. Джери, Дж. Джери Адаптация - путь, которым социальные системы любого рода (например, семейная группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, «адаптация - это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить».
В.А. Петровский - адаптация философско-психологическое яв¬ление. В самом широком смысле - характеризуется состоянием ре¬зультата деятельности индивида и принятой им цели; как некая способность любой личности «строить свои витальные контакты с миром»

Б.Н.Алмазов - философское понятие социальная адаптация конкретизируется по крайней мере в трех направлениях: адаптационное поведение, в интересах среды воспитания; адаптационное состояние (отражающее отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен воспитательной ситуацией); адаптация как условие эффективного взаимодействия несовершеннолетнего со взрослым в системе воспитания»; а адаптивное, как «внутреннюю готовность учащегося принять обстоятельства воспитания», выдвигает на первый план психологический аспект.
Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности адаптация социальная носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поис¬ковая активность. [с.163] Суртаева

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно - нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. Формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. Холостова

Глубоко понимая детскую психологию, А.С. Макаренко отмечал, что в большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем сирот. Предательство со стороны близких ребенку взрослых наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в людей, справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны домашней жизни, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Такое детство нуждается в реабилитации - восстановлении утраченных возможностей жить нормальной, здоровой и интересной жизнью. Но этому может помочь только гуманизм взрослых: благородство, бескорыстие, милосердие, сострадание, совестливость, самоотверженность...

Значимость реабилитационно-педагогической работы особенно возрастает в кризисные периоды жизни общества, вызываю¬щие значительные ухудшения в состоянии детства. Своеобразие момента для реабилитационной педагогики состоит в том, чтобы найти действенные меры преодоления проблемной ситуации детства педагогическими средствами.
Какой же образ ребенка, нуждающегося в реабилитации, возникает в нашем сознании? Скорее всего, это:
дети-инвалиды;
дети с особенными нужда¬ми в образовании;
дети улиц;
дети с девиантным поведе¬нием;
дети с ослабленным здоро¬вьем, с хроническими соматическими заболеваниями и др.

Все разнообразие определений подростков, нуждающихся по различным причинам в педагогической реабилитации, может быть сведено к названию «особенные подростки». В качестве одного из основных признаков, по которому подростки могут быть отнесены к категории «особенных», является их дезадаптация - нарушенное взаимодействие индивида со средой, которая характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам.
Понятие «дезадаптация» считается одним из центральных понятий реабилитационной педагогики в рассмотрении проблем, нуждающихся в педагогической реабилитации детей. Именно подростки с нарушениями средовой адаптации в первичном учебном коллективе и должны рассматриваться как основной объект педагогической реабилитации.

Учеными Института психотерапии (С.-Петербург) «школьная дезадаптация» рассматривается, как невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоопределения. Морозов

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего, будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное. кон

Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Много семей находится без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице, пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца, алименты на ребенка, а также попрошайничество, как ребенка, так и самих родителей.

Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей один из родителей злоупотребляет алкоголем, или пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.
Большинство воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно- бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Или беспризорные дети имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении с взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".

Другой вариант может проявляться в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. .

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

Особенностью подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахит.

Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

Поэтому сегодня необходимо проводить социально-педагогическую реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.

Для успешного осуществления адаптации дезадаптированных детей, «выбитых» из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни в социуме мной разработана программа «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков посредством трудовой деятельности в КУ СРЦН», которая имеет рецензию. Разработанная мной программа адаптирована к данной категории участников эксперимента, внедрена и использована на практике.
Мы объективно оценили результаты эксперимента, вывели процентное соотношение практической готовности к труду подростков до начала эксперимента и на момент завершения. Степень эффективности определяется уровнем социальной активности дезадаптированных подростков Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и способностью самореализоваться в социальной среде.

Конечный результат положительный, т.к. в ходе реализации программы труд способствовал формированию интереса подростков к труду на общую пользу, развитию потребности и способности трудиться, воспитанию устойчивых волевых качеств, формированию нравственных качеств личности, социально ценных установок на все виды трудовой деятельности, воспитанию дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности и инициативы. Что является основой успешной социализации личности подростка.

Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Понятие "адаптация" возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организма, но и к личности человека и даже к коллективному поведению.

Впервые термин введен Г. Албертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей .

Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими учеными.

Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия "адаптация", и дезадаптации. Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива - такое определение мы можем встретить в работах Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёновой. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.).

Большой вклад в изучение проблем адаптации и дезадаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В частности, понятие "адаптация младших школьников к учебной деятельности" было раскрыто в исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л. Венгер, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Е.Р. Слободской и др. Адаптация младших школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением рассматривалась в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятия "адаптация" и "дезадаптация" часто употребляемые как в психологической, так и в педагогической литературе. Два этих явления рассмотрены достаточно широко, как зарубежными учеными, так и отечественными.

Суть понятий "адаптация" и "дезадаптация"

Понятие "адаптация" в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды . Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты.

Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе).

Социальная адаптация - процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи .

Наряду с термином "адаптация" употребляется противоположный ему - "дезадаптация". Это затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции, недостаточность или срыв адаптации .

Во многих источниках термином "школьная дезадаптация" фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Но единого мнения ученых, что считать нарушениями школьной адаптации, до сих пор нет.

"Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами" .

Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.

Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал .

Выделяют критерии проявления школьной дезадаптации. К критериям проявления относятся следующие показатели:

неуспешностъ в обучении - "когнитивный компонент";

систематическое нарушение поведения в среде образовательного учреждения - "поведенческий компонент";

нарушения личностного характера - эмоционально личностного отношения к обучению - "личностный компонент".

Итак, адаптация - это приспособление организма ребенка к новой среде по трем аспектам: биологическому, социальному, психологическому. А дезадаптация, в свою очередь, - срыв адаптации. И, как следствие, выделяют школьную дезадаптацию, которая проявляется нарушениями приспособления личности ребенка к условиям школьной среды.

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

1

Ростовцева М.В. 1 Хохрина З.В. 1 Машанов А.А. 1

1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

В статье рассматривается феномен социальной дезадаптации личности, выявлены причины, затрудняющие его исследование как самостоятельного научного феномена, и описаны основные подходы к его исследованию. Дано социально-философское определение социальной дезадаптации как отношения человека и социальной среды, в основе которого лежит деятельность по разрешению между ними противоречий, которая не соответствует общественно приемлемым и законным способам, принятым в данной социальной среде, что приводит к временной или постоянной невозможности для индивида стать полноправным членом этой среды. Показано, что одним из основных критериев социальной дезадаптации является внутренняя и внешняя дистанцированность человека от общества, неспособность «вписаться», стать полноправным и полноценным членом данной социальной среды, напряжение, отчуждение или разрыв социальных связей и отношений.

социальная дезадаптация

дезадаптивное поведение

стратегии и тактики адаптации

системный подход

теория самоорганизации

1. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб.ГУ, сер.6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 47–59 с.

2. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

3. Петровский В.А. Психология неадаптированной активности. – М.: Горбунок, 1992. – 213 с.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 289 с.

5. Мельникова, Н.Н. Проблема изучения адаптивных свойств личности // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: материалы конференции. – Челябинск, 2005. – С. 15–22.

6. Ростовцева, М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект / дис. ... канд. фил. наук. – Красноярск, 2010. – 181 с.

7. Ростовцева, М.В., Машанов А.А., Хохрина З.В. Феномен социальной адаптивности в процессе социализации личности: монография. – Красноярск, 2012. – 139 с.

8. Ростовцева, М.В, Машанов, А.А., Хохрина З.В. Темпоральный подход к исследованию адаптивного цикла студентов вуза: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 4), 2013. – С. 1015–1019.

9. Ростовцева, М.В, Машанов, А.А., Хохрина З.В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации российского общества // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–5. – С. 1282–1286.

10. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Естественно-научные, психологические и философские аспекты адаптации человека // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2013. – № 6. – С. 247–254.

Феномен социальной дезадаптации пользуется достаточной популярностью в социологической, психологической, педагогической отраслях знания, которые собственно и задают его различные смыслы, однако без глубоких научных обобщений и онтологической определенности. Во-первых, такой пониженный исследовательский «спрос» связан с тем, что изначально само понятие адаптации предполагает негативный оттенок, отрицательный смысл, трудность, столкновение, противоречие. «Адаптируется» - значит, преодолевает, решает, ищет выход. У многих понятие «адаптация» уже ассоциируется с болезненным состоянием или процессом, а потому априори многие говорят о дезадаптации лишь для того, чтобы экспрессивно подчеркнуть негативный смысл адаптационного процесса как такового. Подобный архетип в сознании ученых ограничивает движение мысли в рамках исследования социальной дезадаптации как самостоятельного объекта научного изучения, имеющего свои собственные феноменологические особенности. Чаще всего он просто противопоставляется адаптации, а точнее, упоминается постфактум, достаточно коротко и фрагментарно как явление-результат некоторой активности индивида, которая не приводит к желаемому и не соответствует критериям успешной адаптации.

Другой немаловажный фактор, дистанцирующий четкую концептуализацию социальной дезадаптации, связан с ориентацией ученых «на исправление «отрицательного результата», диагностированного в ходе исследования адаптационного процесса. В этом отношении социальная дезадаптация интересна только как состояние, требующее конкретных действий по его изменению или коррекции. Иными словами она выступает в роли симптома, требующего устранения, а значит толчком и стимулом для проведения исследований, касающихся преимущественно детерминирующих факторов, тогда как ее сущность остается за пределами внимания ученых .

В-третьих, во многих научных работах, особенно психолого-педагогического плана, «социальная дезадаптация» используется в качестве специфического концепта адаптационной парадигмы, суть которой проявляется в различных нарушениях деятельности - снижении ее эффективности, «дефиците» личностных ресурсов, ошибках и т.д. При этом на психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, чаще всего определяется с помощью понятий стресса, фрустрации, конфликта. Сам же процесс психологической дезадаптации во многих исследованиях описывается с помощью механизма последовательной или хаотичной смены ведущих видов деятельности человека, влекущих за собой снижение ее результативности или/и возрастание стоимости затрат при решении последующих задач .

И, наконец, четвертый фактор слабой научной разработанности феномена социальной дезадаптации, особенно в социальной философии, напрямую связан и даже обобщает и детерминирует остальные - сам факт низкой адаптированности нередко остается неосознанным на социальном уровне. На сегодняшний день под социальной дезадаптацией понимается любой вид патологии, связанной с выходом за границы гомеостаза. Эта тенденция вполне объяснима тем, что современный чрезвычайно сложный и многообразный мир социальных отношений с многочисленными вспышками разнообразнейших конфликтов невозможно оценить, понять и осмыслить ни в привычных категориях диалектики, ни в моделях функциональной социологии, ни с помощью теорий интерпретативного анализа. Локальные и индивидуальные случаи представляются еще более труднообъяснимыми, и поэтому социальная дезадаптация является весьма удобным универсальным инструментом для интерпретации любых неадекватных паттернов поведения человека .

Анализ и систематизация единичных исследований позволили выделить некоторые общие особенности социальной дезадаптации, которые могут служить методологической опорой для дальнейших исследований.

Первая особенность определяет масштабность направлений исследования данного процесса. Как и социальная адаптация, социальная дезадаптация может осмысливаться на двух уровнях организации жизнедеятельности человека и общества: макро- и микроуровне.

Анализ социальной дезадаптации в глобальном масштабе обусловлен не только современной социокультурной реальностью, характеризующейся высокой степенью сложности и неизвестности, он актуален во все времена. Это связано с непрерывной объективной изменчивостью, которая соизмеряется не только со временем общественного цикла развития, но и даже с его относительно «спокойными» отдельными периодами, событиями. Считается, что в силу инертности моделей социализации, складывающихся в каких-либо исторических обстоятельствах, внезапные или постоянные изменения являются причиной массовой дезадаптации людей, общественных групп. В этом контексте излюбленным примером отечественных адаптологов является демонстрация результатов теоретических и практических исследований рубежа 90-х годах ХХ в., когда произошла резкая ломка привычных стереотипов коммунистической идеологии, а большинство граждан России оказались не готовы к новым обстоятельствам жизни ни идейно, ни деятельностно. Тот же самый акцент звучит в исследованиях, посвященных изучению специфики новой информационной эры. Еще не успели окончательно исчезнуть трудности, связанные с преодолением классических моделей и форм поведения советской эпохи, а россияне, без возможности получить короткую передышку от ощущения «свободы», уже вынуждены адаптироваться к новому множеству разнокачественных чрезвычайно подвижных социально-информационных факторов.

Однако еще раз повторимся, что и в относительно благоприятные для общества в целом перемены (например, экономический подъем) многие люди испытывают значительный дефицит адаптационных ресурсов, что проявляется в напряжении межличностных отношений, дезориентации и дезорганизации и на групповом, и на индивидуальном уровнях .

Массовые беспорядки, депривация, эксклюзия, бедность, преступность и другие формы проявления дезадаптивных социальных процессов существовали и существуют во все времена. Данное обстоятельство свидетельствует о двоякости, многоликости и многофункциональности проявлений и характера социальной дезадаптации.

Микроанализ социальной дезадаптации позволяет выделить несколько особенностей в определении этого понятия. Как и социальная адаптация, социальная дезадаптация характеризуется многогранностью своих проявлений, порождающих множество ее определений. Однако можно синтезировать основные трактовки и выделить несколько общих аспектов.

Во-первых, социальная дезадаптация как объект многочисленных исследований принимает как минимум две формы интерпретации: как результат адаптационного цикла и как относительно самостоятельный процесс.

Как результат адаптационного процесса социальная дезадаптация имеет множество своих проявлений и критериев оценки в зависимости от цели, условий протекания адаптации, ее особенностей. Во многих случаях успешность или неуспешность адаптационного процесса определяется требованиями конкретной социальной среды, при этом возможна ситуация, когда сам человек субъективно удовлетворен своей адаптивной деятельностью, тогда как со стороны социальной среды она оценивается как неэффективная, неуспешная, дезадаптационная и наоборот. Поэтому проблема поиска объективных критериев и социальной адаптации, и социальной дезадаптации - это не столько теоретико-академическая задача, сколько прикладная, требующая осмысления в конкретной адаптивной ситуации.

В этом аспекте социальная дезадаптация как результат общего адаптационного цикла может диагностироваться как нарушение адаптированности, как деструкция или определенная внутренняя деформация, для которой характерны различные уровневые нарушения в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфере индивида. Здесь одним из основных факторов являются различные изменения стабильного существования субъектов, и чаще всего социальная дезадаптация - это отрицательный результат определенных субъективно или объективно меняющихся обстоятельств, которые индивид «внутренне» не принимает, не хочет или не может принять, хотя до этих изменений он мог быть относительно адаптивен. В результате наблюдаются внутренняя дезорганизация, психоэмоциональное напряжение, деформированность «Эго», атрофия ценностей и иные личностные патологии .

Чаще всего на старте адаптационного цикла индивид ощущает свою готовность и способность побороть возможные трудности. Неудачи возможны из-за неадекватной, не соответствующей реальности оценки текущей ситуации, выбора неверной стратегии и тактики адаптации, отсутствия необходимых адаптационных ресурсов или их недостаточной развитости для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией (то, что в психологической литературе обозначают как личностную ригидность, неспособность «перестроиться», интеллектуальную «косность»). Примером могут служить лица пожилого возраста, болезненно переживающие собственную невостребованность, к которой добавляются проблемы радикальной трансформации социальных условий; мигранты и лица, добровольно или вынужденно попавшие из одной социокультурной среды в другую; люди, оказавшиеся в стрессовой или любой другой травматической ситуации; школьники и студенты и многие другие, чаще всего социально незащищенные категории граждан.

Социальная дезадаптация как самостоятельный процесс, как правило, протекает как болезнь, поэтому прерогатива анализа этого аспекта принадлежит, психолого-психиатрическим отраслям знания. При этом социальная дезадаптация может иметь разную степень «глубины» поражения субъекта: от латентного уровня проявления признаков до закрепившихся устойчивых форм неадекватного поведения (например, его девиантные и делинквентные формы).

В любом из этих случаев основным симптомом социальной дезадаптации, по нашему мнению, будет являться внутренняя и внешняя дистанцированность человека от общества, неспособность «вписаться», стать полноправным и полноценным членом данной социальной среды, напряжение, отчуждение или разрыв социальных связей и отношений.

Второй аспект исследований социальной дезадаптации связан с ее пониманием как момента творчества и реализации инновационных изменений субъектов. Здесь социальная дезадаптация может выступать в двух ипостасях. Во-первых, как характеристика креативных способностей, самобытных особенностей, непохожести индивида на других. Чаще всего это трагедия «маленьких» людей, замкнутых меланхоликов, тихих личностей, погруженных в свой собственный внутренний мир, ограждающий их от мира внешнего, так не похожего на их собственный. Их удел - притвориться или отгородиться, интуитивно подстроиться или обособиться. В любом случае в своем социальном окружении они слывут «странными», «сумасшедшими», «отрешенными». При этом мир частной личности и мир социальной среды не просто отделены друг от друга, они враждебны.

Такие люди могут всю жизнь жить в своем «футляре», так и не достигнув согласия и гармонии с социальной средой, и бесследно исчезнуть, закончив свой путь отшельниками. Однако слава может прийти к ним посмертно, когда общество, будто опомнившись и оценив по заслугам, признав результаты их деятельности «прорывами» в науке и открытиями, возвысит их до звания гения или героя.

Другой аспект, связанный с пониманием дезадаптации как отражения креативности личности, несколько расширяет границы традиционной методологии, используя теорию изменений и законы самоорганизации развивающейся материи. Здесь акцент делается на том, что социальная система приспосабливается не только и не столько к постоянно меняющимся объективным обстоятельствам среды, сколько к собственным внутренним растущим возможностям и последствиям человеческой деятельности. При таком акценте, базирующемся на синергетической парадигме устойчивого неравновесия, в сферу внимания исследователя попадают наиболее многочисленные в наше время антропогенные кризисы. Речь идет о том, что благодаря сознательной целеполагающей активной преобразующей деятельности, направленной на освоение новых слоев бытия, человек может изменять уже существующие, социально заданные программы адаптации. Социальная адаптация субъекта может предполагать настолько высокий уровень этой активности, что может привести к пересмотру и перестройке уже заданных и сформированных наборов «программ» действия в ситуациях, требующих актуализации адаптационных ресурсов. Люди, в отличие от животных, обладают способностью к программированию и перепрограммированию своих собственных оснований, и эти возможности беспредельны. При этом человек выступает не просто исполнителем (в рамках заданных обществом пределов адаптации), хотя и активным и находящим новые оригинальные решения проблемных ситуаций, а создателем, революционером, новатором, творцом принципиально нового .

Вся история человеческого общества, развитие материальной и духовной культуры представляет собой процесс развертывания и реализации деятельностно-творческого отношения человека к окружающему миру, которое выражается в открытии и построении новых программ деятельности. Согласно теории самоорганизации развивающихся систем - это те самые точки бифуркации, вызывающие бурный общественный резонанс и расшатывание традиционных основ общественной системы. В общественной жизни наиболее ярким примером этому служат социальные революции, с которыми связано переустройство традиционного уклада жизни людей в политической, экономической, идеологической сферах. В искусстве - это создание новых видов, стилей, направлений. В науке - это разработка новых научных парадигм, новых картин мира и связанных с ними новых критериев и норм научного знания .

Будет ли такой человек (или группа людей), стремящийся порвать с устоявшимися стереотипами, традициями и любыми давлениями социальной среды с помощью активной целеполагающей деятельности, адаптивен в такой среде? По оценке со стороны этой среды, - безусловно, он социально дезадаптирован. Однако осмысление обществом его открытий будет проходить универсальный во все времена оценочный цикл, от самого начального витка - «этого не может быть никогда, потому что не может быть в принципе», через «возможно, в этом что-то есть» и до «только так и может быть». На этой последней стадии общественный вердикт «социально дезадаптивен», кардинально трансформируется на прямо противоположный, а сами позиции изначально противоборствующих субъектов поменяются местами. Тот, кто был в оппозиции, окажется «наверху», а все, кто не принимает установившиеся правила, - будут признаны отсталыми консерваторами и ретроградами, не способными приспособиться к новым веяниям эпохи. Новое самоорганизующееся общество, таким образом, как бы отвергает тех, кто не смог или не захотел принять новые реалии. Такова диалектика общественного развития, диалектика социальной дезадаптации, и описанные процессы характерны не только для всего общества в целом, но и для отдельных социальных систем и групп людей - семьи, профессиональных коллективов, где также имеют место быть «революции» и «дворцовые перевороты» .

С точки зрения системного подхода подобные процессы можно объяснить следующим образом.

Сохранение обществом (как социальной системы) высокой адаптивной способности, обеспечение его целостности может осуществляться на двух уровнях: индивидуальном и общественном. С одной стороны, каждый человек, включенный в социально-деятельную систему, независимо от того, основной или неосновной деятельностью он занимается, должен иметь представление о целесообразности существующего устройства общества и распределения ролей в нем. Это достигается преимущественно за счет интеллектуальной деятельности. Общество, со своей стороны, вырабатывает свое самосознание при помощи идеологий, которые истолковывают его как единую систему взаимодействия людей, единое общество, определяют цели этого общества и т.д.

В историческом бытии человечества, в процессе совместной деятельности человек и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате данное общество становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одном из включенных в нее элементов в отдельности . Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных отношений, а социальная структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не только законом, стоящим как бы «вне ее», сколько саморегуляцией, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

С течением времени появляются новые свойства у окружающей среды, следовательно, изменяются и сами общества (их внутренняя структура), обнаруживаются новые эффекты феномена организованности и самоорганизации общества . В процессе приспособления общества к природной и иной социальной реальности возникают противоречия внешнего характера. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество) . Источником внутренних противоречий является, прежде всего, человеческий фактор, что может приводить к качественным изменениям всей системы общественных отношений, что уже описывалось. Согласно теории самоорганизации систем, любые эмерджентные отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности внутри нее. Это осуществляется на основе принципа прямой и обратной связи.

Человек, с точки зрения взаимодействия с окружающей средой, также является открытой системой, для которой адаптационная деятельность является структурообразующей. Для физического существования человеку необходима адаптация к внешней среде, обеспечение защиты от ее неблагоприятных воздействий. С другой стороны, он вызывает нарушения относительно стабильного функционирования общества, стремясь адаптировать социальную среду под свои потребности и цели. На основе принципа обратной связи социум будет реагировать на «возмущающую, дезадаптационную активность» личности, создавая различные механизмы ее оптимизации. То есть между личностью и социальной средой будет формироваться специфическое отношение, разрешающее противоречие между ними и направленное на восстановление стабильности внутри всей общественной системы. В научной работе, предшествующей данной, это отношение было названо автором адаптивностью .

Третий аспект в понимании социальной дезадаптации тесно связан с предыдущим, поскольку связывает социальную дезадаптацию с развитием личности. Этот аспект активно разрабатывался В.А. Петровским в 1992-1996 гг. и воплотился в его теории развивающейся личности .

Автор говорит не о социальной дезадаптации, а о неадаптивности личности, которая определяется ученым как состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность - в рассогласовании целей и результатов деятельности. Неадаптивность, согласно ученому, может указывать на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами.

Это противоречие неизбежно и неустранимо («жить значит умирать», «познание есть продвижение к знанию о своем незнании», «мы несем ответственность за тех, кого приручили», «мысль изреченная есть ложь» и т.п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии.

По сути, автор говорит о диалектике развития человека и о том, как рефлексия проблемной ситуации и саморефлексия стимулируют дополнительную активность индивида в направлении решения той или иной задачи. Автор называет такую активность надситуативной активностью, обусловленной специфической привлекательностью для субъекта действий с непредрешенным исходом. Хотя ученый прямо не говорит об этом, но, безусловно, здесь превалирует психологический аспект, поскольку предметом влечения субъекта становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), творчества (граница между возможным и невозможным), риска (граница между благополучием и угрозой существованию), игры (граница между воображаемым и реальным), доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и т.п.

В.А. Петровский отмечает, что теоретически могут быть выделены два случая несовпадения цепи и результата активности. В первом случае человек достигает меньшего, чем хотел (т.е. цель не достигнута), и тогда действие продолжается в заданном направлении. Во втором случае человек достигает большего, чем то, к чему стремился (результат превосходит цель), и тогда противоречие стимулирует активность, избыточную по отношению к задаче. Действие распространяется на анализ проблемной ситуации в целом (возникает вопрос «Что представляет собой этот класс задач?»), пробуждается саморефлексия («Что я могу?», «На что я способен?»), рождается стремление сделать найденное решение достоянием других людей («Смотрите! Вот что здесь есть!»). Однако автором не рассматривается ситуация, при которой человек достигает цели, то есть, когда его изначальные намерения совпадают с полученными в результате деятельности, направленной на разрешение проблемы, итогами. Противоречия нет (хотя нельзя исключить вариант, при котором индивида может не удовлетворять способы, какими был достигнут нужный результат), но это не значит, что будет отсутствовать мотивация к разнообразной поисковой активности в отношении продолжения деятельности в данном или каком-либо другом направлении («Раз я могу сделать это, значит, могу добиться чего-то еще»). Но даже если субъект в процессе решения задачи встречает трудности, то не всегда обусловленный ими непредрешенный исход ситуации будет мотивировать на поиск интеллектуальных, мотивационных, деятельностных резервов для продолжения своей деятельности в заданном направлении, иными словами, отрицательный результат не всегда ситуационно привлекателен для субъекта. В этом случае он выбирает пассивные дезадаптивные стратегии выхода из ситуации (конформизм, делегирование принятия решения и ответственности на других, «отрицание» как вид психологической защиты и т.п.) .

Следует отметить, что, несмотря на принципиальную обратимость, социальная дезадаптированность нередко может принимать затяжную форму, влияющую на весь образ жизни субъекта, а также приводить к деструктивности, отклоняющемуся преступному поведению в массовых масштабах. На основе проведенного анализа нами было сформулировано определение социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация - это отношение человека и социальной среды, в основе которого лежит деятельность (бездеятельность) по разрешению между ними противоречий, которая не соответствует общественно приемлемым и законным способам, принятым в данной социальной среде, что приводит к временной или постоянной невозможности для индивида стать полноправным членом этой среды.

При этом, процессы социальной адаптации и дезадаптации представляют собой не диалектическое единство, а два принципиально различных, полярных варианта жизненных траекторий личности. Первый путь соответствует объективно благоприятному ходу жизни и объективно эффективной временной организации активности личности, когда в силу благоприятного соотношения потребностей, способностей, характера, мотивационных установок, механизмов саморегуляции и т.п. возникает внутренне пропорциональный и пропорциональный внешним условиям способ существования. Подобная сбалансированность внутренних движущих сил и объективных требований социальной среды обеспечивает относительную равномерность жизненного движения, предполагающую циклическое, поступательное развитие на основе стремления преодолевать возникающие трудности и противоречия.

Таким образом, процесс социальной дезадаптации характеризуется отсутствием принципов гармонизации и пропорциональности в развитии человека, обусловленный тем, что внутренняя движущая активность личности не соответствует или способностям, внутренним ресурсам человека, или требованиям социальной среды. Человек с подобным вариантом жизнедеятельности выбирает пассивные стратегии совладения с трудной жизненной ситуацией либо предпочитает «уход» от проблем в связи с низкой мотивацией к самореализации, высоким уровнем притязаний, страхом неудачи и т.п., что влечет за собой диспропорциональность, придающую поведению и жизненным проявлениям личности стихийный характер. При социальной дезадаптации неизбежно противоречивое отношение человека с социальной средой, но, в отличие от вышеописанных противоречий, такие противоречия деструктивны и приводят к необратимому регрессу даже при наличии высоких личностных способностей.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;

Круглова И.Н., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой философии, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 23.09.2014.

Библиографическая ссылка

Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Машанов А.А. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2806-2812;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35440 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»