Виды шиитов. Сунниты и шииты – разница во взглядах

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.

История возникновения конфликта

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Сущность радикальных взглядов

Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.

Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.

Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты).

Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.

Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие - это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов? May 26th, 2015

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение . Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула . И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Давайте еще вспомним, как произошел , а так же . Вот вам еще история про и что такое и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

СУННИЗМ И ШИИЗМ"

Москва. 2002 г.

Введение…………………………………………………

Суннизм…………………………………………………

Шиизм…………………………………………………...

§ Учение об имамате………………………………

§ Идейные вожди шиитов…………………………

v Ашура - декада траура……………………

История раскола………………………………………...

Различия между суннизмом и шиизмом………………

Географическая локализация…………………………..

v Шиизм в Иране……………………………

Течения внутри суннизма и шизма……………………

§ Течения суннизма………………………………..

§ Течения шиизма………………………………….

Заключение………………………………………….......

Список использованной литературы………………….

СУННИЗМ И ШИИЗМ.

Введение.

Ислам (араб. - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом).

Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632 ). В возрасте 40 лет (около 610 ) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха , продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах") .

Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со времени этого переселения - хиджры, которое произошло в 622 , начинается летосчисление ислама.

На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии - иудаизм и христианство.

На сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Священными городами мусульман являются Мекка и Медина .

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Суннизм и шиизм - направления ислама, имеющие наибольшее количество последователей. Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X - XI вв. суннизм приобрёл контуры самостоятельноготечения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин “суннит” имеет менее чёткое смысловое наполнение, нежели термин “шиит”, и только в случае использования его в качестве антитезы этому термину становиться действительно значимым.

Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским “правоверием”, то есть считается ортодоксальной. В странах распространения ислама приверженцы суннизма -- сунниты, составляют большинство. При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм опирается формально на “согласие всей общины”.

Последователи суннизма называют себя “ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа” (людьми Сунны и согласия общины), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Cунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании и идея руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх “праведных”(рашидун) халифов -- Абу Бакра, Омара I, `Усмана и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII --IX вв. ), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ (мазхабов ). Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения -- фикха . Его основами последователи суннизма признают Коран , Сунну (свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах, кодифицирована в IX в.), иджму и кияс. На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права -- шариат (конец VIII -- начало IX вв. ). Кроме того применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям производиться при помощи фетв (заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных фетв), так как после выделения четырёх мазхабов, двери иджтихада (самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права, применявшееся мазхабами) были закрыты. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена.

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям -- адату , урфу , кануну , которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Ши изм или шиат Али /партия Али/ (от араб. ши"а -- секта, партия, группа приверженцев) - второе по значению и числу последователей направление в исламе. Побудительным мотивом его возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной. Зародившись в Арабском халифате в период правления третьего “праведного халифа” `Усмана как группировка, выступавшая в защиту прав Али ибн Аби Талиба (ум. 661 г.), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат, приобрел характер религиозно-сектанского движения, противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов (включая все его течения и секты). Шииты считают, что халиф не может избираться людьми, в связи с этим не признают термин “халифату расулиль-ллахи ” равно как и умма . Оформление шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусейна , убитого под Кербелой в 680 г. , способствовал превращению шиизма в религиозное течение. Как и ислам в целом, не представляет собой единой консолидированной системы. Наиболее благоприятной почвой для распространения Шиизма стал Иран (где на него существенное влияние оказали зороастризм, несторианство и митраизма). Также был шроко распространён в Персии, поэтому его часто назывют релиигиией персов.

Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба`, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в. ). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммад, имел помощника, или “восприемника духовного завещания” (васи ). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Пётр. Мухаммад же, согласно Абдалле ибн Саба`, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммад был лучшим из пророков, то Али объявлялся лучшим из воспреемников завещания, чем подчёркивалась избранность и его рода.

Особо интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства велась в VIII столетии. Появилось множество трудов, обосновавших право “семейства Прорка” в лице Али и его потомков на верховенство в общине. Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями сформировались к началу X в. В последующие века шёл процесс кодификации шиитской догматики, углубления её философского основания. Общими догматами шиизма стали: признание исключительного права Али и его потомков -- алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов -- Абу Бакра, Омара I, `Усмана, Умаййадских и Аббасидских халифов, а также идея о том, что заместитель пророка, халиф, не должен быть избираем людьми. Эти тезисы стали фундаментом последующего учения шииитов во всех его деталях и вариантах. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские коментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать свою точку зрения.

Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его окружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознательно отдалил от себя Абдаллу ибн Саба` за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозглассивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его увещевания. Со словами < Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнём.> они с достоинством приняли смерть.

Становление собственной доктрины шиитов побудило их обратить внимание на оформление своего корпуса священнах текстов. Шииты признают Сунну (с некоторыми изменениями), считая её вторым источником мусульманского вероучения, Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной).

Историческая роль шиитов очень велика. Они составили немалую силу восстания, приведшего к падению Умаййадов. Они принимали активное участи и во многих других движениях. Как опозиционная доктрина, шиизм служил знамением всех недовольных и нередко прикрывал религиозной оболочкой те острые социальные и экономические причины, которые лежали в основе этих движений. Кроме того, сохранивший своё этническое лицо Иран, центр шиизма, на протяжении веков был центром не только религиозной, но и этнической и политической оппозиции Арабскому халифату.

Для шиитов характерен культ мучеников. Шииты придают исключительное значение идее величия страданий за веру, воплощённой в трагической судьбе ряда шиитских имамав, начиная с Али и его сына Хусайна. Вообще шиитская традиция рисует Али истинным героем легенды, идеальным рыцарем ислам: набожным, чуждым честолюбием и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах.

В практике шиизма нашёл широкое применение принцип такийя (араб. осмотрительность, благоразумие) - “благоразумное скрывание своей веры”, то есть право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь в душе преданным своей религии, игравшее роль защитной мимикрии в обстановке преследований. Шииты прибегали к такийе, поскльку на протяжение своей истории они часто оставались в меньшинстве и являлись объектом преследований.

Центром шиитов является город Куфа . В Средние Века говорили: <Хочешь стать шахидом - отправляйся в Куфу, встань там на базарной площади и начни кричать: <Храни Аллах Османа Ибн ал-Аффана!> - шииты мигом разорвут тебя в клочья>. Общая численность сторонников шиизма - 180 млн. человек (16% всех мусульман).

Учение об имамате

Учение об имамате стало основополагающем в шиизме. В шиизме Али обожествляется, не менее, чем Пророк, а иногда даже больше. Возникли легенды, призванные подтвердить божественность Али и благоволения Аллаха лично к нему, иногда содержавшие намёк на то, что Аллах почитал Али за равного Мухаммаду или что посланник его, архангел Джебраил, просто перепутал Мухаммада и Али, так как они были очень похожи. Легенды эти ставили своей целью не столько умалить величие Пророка, сколько поднять статус Али как высшего и бесспорного носителя небесной благодати.

В соответствии с этим в догматике шиизма сложилось представление о святых имамах. Суть учения в том, что предводителем правоверных может быть лишь имам из числа потомков Пророка, точнее - из числа алидов. Такие имамы рассматриваются как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. В соответствии с шиитской доктриной имамат представляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу “божественного установления”, которое передаётся устами Пророка или предшествующего имама. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необходимость безоговорочнлого им повиновения. В религиозно-философской трактовке имамат предстаёт как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Первым его носителем был прочеловек Адам, от него божественный свет перешёл к избранным Богом его потомкам - пророкам, отразился на деде пророка Мухаммада - Абд аль-Мутталибе, затем божественный световой поток разделился на две части и отразился на Абдалле, отце Пророка, ина Абу Талибе, брате Абдаллы и отце Али. После Али божественный свет отражался из поколения в поколение на имамах, потомках Али. Будучи носителями божественной манифестации, шиитские имамы представляются как исполнители предписаний Аллаха, высшие и неприкасаемые авторитеты в делах веры и мирской жизни. Шииты умеренного направления проповедуют веру в “имама данного времени”, без которого невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания “имама данного времени” должны восприниматься безоговорочно как истина в последней инстанции, поскольку он является носителем сокрального знания, ему ведом скрытый смысл Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть до Судного дня.

Сторонники “крайнего” шиизма в своём большинстве проповедовали идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульманские теологи и ересиографы различали три формы обожествления людей: зухур (“проявление”) - отражение божественной силы в человеке; иттихад (“единение”) - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулуль (“воплощение”) - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в божественную. Если мнения богословов относительно зухур расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались. В тоже время некоторые шииты ревностно защищали “божественную сущность” имамата и представление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных знаниях его носителей.

Обычно шииты насчитывают всего двенадцать святых имамов, должность и благодать котрорых передавались по наследству от Али через Хасана, Хусейна, их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммада бен аль-Хасан, который в возрасте подростка в IX в. якобы исчез в пещере под Самаррой в Ираке.

В шиитском исламе широкое распространение получили мессианские идеи. Учение о Махди (араб. руководимый, ведомый Аллахом) - мусульманском мессии, провозвестнике близкого конца света, слилось в шиизме с верой в возвращение “скрытого”(ал-Ка`им ) имама, который вернёт попранные права богоизбранному роду Али и восстановит на земле справедливость. В период ожидания Махди посредническую роль между “скрытым” имамом и общиной берут на себя шиитские религиозные авторитеты. Опираясь на эту легитимистско - эманационную концепцию высшей власти, шииты добавили к сунитским "столпам" религии и догмат об имамате. Теоретически его обосновал Джафар ас-Садик (700-765 ), который считается шестым имамом. Кроме шиитов, признающих законными 12 имамов (их поэтому называют "двунадесятниками ", "дюжинниками " - арабское "иснаашарий" ), есть семеричники, которые признают семь имамов, а также много других шиитских сект (исмалииты, зайдиты).

Идейные вожди шиитов.

Как и все гонимые сектанты, шиты со временем сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них - муджтахиды, обладавшие авторитетом знания, набожности и благочестия, становились подчас подлинными вождями, затмевая своим влиянием политическую администрацию. Авторитет такого руководителя не умаляется тем, что он не всегда заметен снаружи. Практика такийи даже увеличивала авторитет того духовног вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как полагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло отражение в шиитском шариате: в отличие от четырёх мазхабов суннитского толка шииты выработали собственные приёмы толкования исламского права, причём особое внимание они уделяли малораспространённому у суннитов методу рая (иджтихада), то есть индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида.

Важным элементом организационной структуры шиитов были алиды. Причастные к клану пророка, все они обычно воспринимались как представители особого сословия, осенённого высшей благодатью и потому заслужившего специальные права и привилегии. Представители этого сословия, сейиды , выделялись даже внешне (они носили одежду преимущественно зелёного цвета - цвет пророка - и чёрные тюрбаны) и обладали большим престижем. Далеко не все сейиды были духовными вождями и знатоками ислама, но все политические авантюристы и амбициозные предводители шиитов всегда стремились опереться на их авторитет, а то и просто примкнуть к их сословию, доказав своё отдалённое (подлинное или мнимое) родство с алидами. И это имело свой смысл: престиж и влияние каждого, кто был причастен к алидам, во много раз возрастали в глазах шиитов, что имело большое значение для достижения конечной цели, вплоть до создания новых государств на развалинах дряхлевшего Халифата.

Ашура - декада траура

Начало нового года по лунной хиджре шииты отмечают не как праздник радости и надежд, а как дни скорби по имамам Али, Хасану, Хусейну, другим "мученникам за веру". Конкретно это связано с десятидневной осадой суннитами окруженного отряда Хусейна и его гибелью. С тех пор ежегодно в первую декаду года шииты поминают убиенного имама, а заодно и других шахидов (павших за веру). Это и есть ашура - декада траура (от арабского " ашара " - десять) . Как и все остальные даты лунного календаря, она наступает каждый год на 10 - 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если определять ее по григорианскому (солнечному) летоисчислению. В обрядах ашуры развились мистические, эмоциональные, экстатические черты. Рассказы об убийстве Хусейна обросли легендарными подробностям, стали сюжетами стихотворных повествований и театрализованных представлений. В "шиитских" странах - Ираке, Иране в дни ашуры по улицам городов проходят траурные процессии с черными знаменами. В Иране, где ислам шиитского толка - государственная религия, все дни ашуры - нерабочие и траур по Хусейну отмечается особенно широко. Всюду ощущается атмосфера скорбного экстаза. Радио и телевидение почти все время отводят религиозным передачам. В дни ашуры старики запрещают молодежи улыбаться, не говоря уже о каких либо развлечениях. Ни какие радостные события - дни рождения, свадьбы и т.д. в дни траурной ашуры не празднуют. Следуя обычаям, унаследованным от дедов, некоторые шииты проводят эти дни в непрерывных молитвах и посте. Траурные процессии и мистерии нередко сопровождаются самоистязанием религиозных фанатиков. Одетые в белые халаты, с бритыми головами, они нанося себе удары тяжелыми цепями, острыми саблями и кинжалами, колют тело гвоздями, выкрикивая при этом: <Шах Хусейн, вах, Хусейн!" - "Государь Хусейн, ах, Хусейн!".> По этим восклицаниям, искаженным в русской передаче, самобичевания шиитов иногда называют "шахсей-вахсей" . Религиозный экстаз во время "шахсея-вахсея" достигает предела: одежда добровольных мученников становится красной от крови.

Шиитское духовенство в декаду траура активизирует религиозную пропаганду, усиливает психологическое воздействие на верующих. Муллы ведут бесконечные рассказы о страданиях мученников-имамов, призывают верующих обратить все помыслы к Аллаху, Али, Хасану, Хусейну. Нагнетание религиозных страстей среди верующих шиитов имеет особо отрицательные последствия в наши дни. Оно ведет к оживлению старой вражды между приверженцами основных направлений ислама - суннитами и шиитами, которая казалась давно должна стать достоянием истории.

История раскола

Шиизм возниккак религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки её уходили ко времени соперничества двух родов племени курайш: хашим и умаййа. В борьбе за право наследовать власть Мухаммада переплелись политические интересы феодальных группировок с родовыми амбициями семейств из племени курайш. Дело в том, что Пророк не оставил прямых наследников мужского пола. Только Фатима (дочь Пророка) оставила двух внуков.

Фатима была женой Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Пророка. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Мик-дад и др.) выступила за преемство имама Али. Исходя из близкородственных связей с Мухаммадом и будучи одним из его приближённых, Али мог претендовать на должность халифа, но выбор общины пал на другого сподвижника Пророка - Абу Бакра , который тоже имел веские основания стать духовным и светским главой мусульман,так как он был старше Али, был спутником Мухаммада при Хиджире (указано в Коране/9:40/ ), участвовал в военных походах и руководил общей молитвой при болезни Пророка, то есть практически был назначен имамом и эмиром, кроме того были и родственные связи: его дочь Аиша была третьей женой Мухаммада. Абу Бакр умер после двух лет правления, но успел назначить своим преемником `Умара . В 644 г. `Умар успер назначить шесть человек, которые должны были решить вопрос о преемнике. Им стал `Усман , при нем усилились усобицы и смуты. Завоёванные области управлялись наместниками, следовательно обладали сравнительно большим экономическим и военным потенцилом, поэтому ужесточилась борьба за власть в халифате. В 656 г. `Усман был убит. Халифат находился в состоя нии внутренней борьбы между сторонниками различных феодальных группировок. В это врем возникла идея законности права Али на престол, так как он являлся одним из ближайших сподвижников Пророка, его кузеном и зятем, кроме того обращалось внимание на его личные качества. Кроме того, утверждают шииты, имеется несколько ахбаров с "ясными указаниями" на особую миссию Али, на то что Мухаммад объявил его имамом после себя, "повелителем верующих". В таком смысле они толкуют высказывание пророка, сделанное им яко бы в Гадир уль-Хумме, после его прощального паломничества в Мекку 18 зу-ль-хиджа: " Кому я глава, тому и Али господин". Эта дата мусульманского календаря стала шиитским праздником - “ид уль - газир”(у шиитов арабов) или “кадир-ком” (у персов). Али был избран халифом, но его поддержала не вся община. Против выступали два сподвижника Пророка Зубайр и Тальха, а также Аиша (вдова Пророка, свояченница Зубайра /племяннк Хадиджи/) и Муавия (наместник Сирии). Али поддерживали мусульмане Египта, жители Мекки и Медины, мусульмане Ирака. Но Зубайр и Тальха решили добиться своих прав силой оружия, в результате состоялась битва под Басрой, в которой победа была на стороне Али. Но халифат был разделён на двое Сирией (наместник - Муавия), поэтому борьба продолжалась. Сначала военные успехи были на стороне Али, однако он вздумал уладить распрю миром. Это вызвало недовольство самых решительных его сторонников, требовавших продолжения боевых действий. Они покинули лагерь Али под Куфой (Ирак) вместе с несколькими тысячами воинов и бали твёрдо настроены против него. (Так выделилось третье течение - хариджиты (араб. хараджа - выступать) - самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка) Следовательно силы шиитов были ослаблены. Они оказались межди двух огней: с одной стороны Муавия, с другой - хариджиты. В 661г. Али был убит, и власть оказалась в руках Муавии(впоследствии была отменена выборность халифов). Это было торжество племееной знати курайшитов, мекканской партии богатых торговцев и сирийской феодальной группировки. После гибели Али иранские шииты провозгласили главой общины его старшего сына Хасана, но он отрёкся от своих прав за вознаграждение от Муавии и удалился в Медину, где вскоре скончался. Хасан после Али стал вторым “мученником за веру”в шиитском мартирологе. Муавия завещал халифат своему сыну Язиду, но шииты выдвинули кандидатуру младшего сына Али Хусейна (626 - 680гг. ). Он откликнулся на их просьбу и выступил с небольшим войском, но был окружён войсками Язида и убит в неравном бою у Кербелы. Он тоже стал “мученником за веру”. Так произошёл самый большойт раскол в исламе, и сформирровался культ мученников у шиитов. Гибель Хусейна положила конец честолюбивым амбициям шиитов в их попытках вернуть власть алидам. Эта смерть означала необходимость коренной внутренней организационной перестройки шиизма, переходившего отныне на положение опозиционной доктрины. Конечно, шииты не отказывались от возможности при случае вновь выйти на политическую арену, что не раз было продемонстрировано ими, будь то Египет при Фатимидах, Йемен или сефевидский Иран. Однако вне этих немногих и обычно кратковременных государственных образований шииты продолжали оставаться гонимым меньшинством, и это определило особенности их организационной структуры.

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов - 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов - 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Сунни́ты (араб. ахль ас-сунна - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности правления первых четырех («праведных») халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).Суннизм как определенное течение оформился в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин «шиизм».В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.Шии́ты (араб. ‎‎шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Приверженцы шиизма в подавляющем большинстве - ираноязычные народы, либо народы, входившие в сферу влияния средневековой Персии. Даже арабы-шииты, хотя и говорят по-арабски, в основной своей массе антропологически отличаются от прочих арабов.Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, считающихся во время сокрытия имама его заместителями. Этим обьясняется скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране.Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение чем у шиитов. Шииты - меньшинство, часто гонимые. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому для них характерен культ мучеников.