«К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли. Дуэль: история зарождения

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков. Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д. Оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались.

В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде. В случае оскорбления можно было спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении- это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д); оружия и рода дуэли (при среднем-таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань); оружия, рода и дистанции (при тяжком- к таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары, измена жены).

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники. Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Следующим этапом после вызова был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.

При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:

Места и времени;

Оружия и последовательности его применения;

Финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места, дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка бьши: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами. Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые секундантами. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем:

"Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты, и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов:

"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал:

"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько:

1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).

а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.

б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.

в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой". Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

г) Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

2. Подвижная дуэль

а) Прямолинейное сближение с остановками.

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

б) Усложнённое сближение с остановками.

Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

в) Встречно-параллельное сближение.

Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.

Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.

Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).

Для выстрела надо было остановиться, а после него -ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Правила также включали в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Окончание

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с французским подданным Жоржем Дантесом в предместье Петербурга — на Черной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля (29 января по старому стилю) поэт скончался.

Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого.

16 ноября (4 ноября по старому стилю) 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания , заносившего его в "орден рогоносцев" и намекавшего на настойчивые ухаживания за его женой кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса — иностранца, принятого в русскую службу и усыновленного голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, тот вначале принял вызов, но через барона Геккерна просил отсрочки на 15 дней. В продолжение этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение его свояченице Екатерине Гончаровой, и взял свой вызов назад. Свадьба состоялась 22 января (10 января по старому стилю) 1837 года.

Пушкин очень резко выражал свое презрение Дантесу, который продолжал встречаться с его женой Натальей и оказывать ей знаки внимания, и Геккерну, который усиленно интриговал против него — сплетни не прекращались. Выведенный окончательно из терпения, Пушкин послал Геккерну крайне оскорбительное письмо, на которое тот ответил вызовом от имени Дантеса.

8 февраля (27 января по старому стилю) в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль. Секундантами были секретарь французского посольства виконт Лоран д"Аршиак со стороны Дантеса и лицейский товарищ Пушкина подполковник Константин Данзас.

По настоянию поэта, были смертельными и не давали никому из противников шанса уцелеть: барьер отделял врагов на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота. Поэт упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру.

Прицелившись, выстрелил и, увидев, что противник его упал, закричал: "Браво!". Рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрыл грудь.

Раненый Пушкин был доставлен к себе на квартиру. Поэт прилагал все усилия, чтобы не обеспокоить жену, скрывал свои страдания. Позже приглашенные доктора определили неизбежность трагической развязки — от Пушкина этого не скрыли.

К поэту был приглашен священник, который исповедовал его и причастил.

Александр Пушкин, стоически перенося в течение двух суток мучения, 10 февраля (29 января по старому стилю) скончался в окружении друзей в своей квартире в Петербурге на набережной реки Мойки.

Два дня гроб с телом поэта находился в квартире, которую в это время посещали толпы людей самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января по старому стилю) гроб был перенесен в церковь Придворно-Конюшенного ведомства. Утром 13 февраля (1 февраля по старому стилю) состоялось отпевание поэта, вечером его прах отвезли в Святогорский монастырь Псковской губернии, где находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

18 февраля (6 февраля по старому стилю) 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора Святогорского монастыря у алтарной стены собора тело Александра Пушкина было предано земле . Позже на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта.

Смерть Пушкина была воспринята многими как национальная трагедия, это нашло выражение в поэтических откликах Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Алексея Кольцова.

В 1937 году на месте дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке был установлен обелиск работы скульптора Матвея Манизера.

За участие в дуэли с Александром Пушкиным, имевшей смертельный исход, Дантес-Геккерн был приговорен формально к расстрелу , замененному высылкой из России. Поселившись во Франции, Жорж Шарль Дантес-Геккерн (1812-1895) сделал видную карьеру — он был одним из крупных деятелей переворота 2 декабря 1851 года, посредником в тайных переговорах Наполеона III с Николаем I. Впоследствии стал сенатором, мэром Сульца, коммерческим деятелем, был награжден степенью командора ордена Почетного легиона.

Жена Дантеса Екатерина, урожденная Гончарова, скончалась в 1843 году во Франции от послеродовой горячки.

За участие в дуэли поэта Константин Данзас (1800-1870) был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту на гауптвахте. Пушкин, умирая, беспокоился о нем и передал на память кольцо с бирюзой. Позднее Данзас служил на Кавказе в Текинском пехотном полку, участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 году вышел в отставку в звании генерал-майора. Со слов Данзаса Александром Аммосовым была составлена брошюра "Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина", изданная в 1863 году.

Жена Пушкина Наталья , урожденная Гончарова (1812-1863), не знала о дуэли, ставшей для ее первого мужа роковой. После смерти поэта она через семь лет — в 1846 году вторично вышла замуж за генерала Петра Ланского. Ей были посвящены стихотворения Александра Пушкина "На холмах Грузии", "Чистейшей прелести чистейший образец", "Мадонна" (1830); "Красавице" (1831); "Отрывок", "Нет, не дорожу я" (1832); "Пора мой друг, пора…" (1836).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вступление.

Происхождение, дуэлей

ЧАРЛЬЗ МУР, сражавшийся против дуэлей в восемнадцатом столетии, писал о том, что такого рода поединки зародились в «эру невежества, суеверий и готского варварства» {4} . Он был не одинок в убежденности в том, что дуэли обязаны своим происхождением нецивилизованным обычаям Средних веков: многие авторы как до, так и после него искали корни дуэлей в различных формах поединка, на которые с незапамятных времен выходили мужчины, стремясь разом разрешить возникшие между ними противоречия.

Люди всегда искали битвы один на один, какими бы ни бывали причины. Доктор Джон Кокберн, корифей неоклассического века английского искусства, написавший одну из историй дуэлей, делал жестокий вывод:

Невозможно отрицать очевидного, что гордыня, зависть, злоба, жажда мщения и чувство обиды всегда царствовали над умами человеческими, а последствиями всего этого становились деяния, выливавшиеся очень часто как в открытое насилие и подавление чужой воли, так и в совершение тайных убийств {5} .

Так или иначе, самые ранние примеры поединков, ставших неотъемлемыми частями как нашей литературы, так и культуры в целом, связаны с героическими борцами за правду, защитниками слабых и спасителями своего народа. Многие из таких мощных литературных аллюзий живут, что называется, одной ногой в мифах, а другой в истории: архангел Михаил и Сатана (спасение мира - никак не меньше) и Беовульф с его подвигами (тут размах, пожалуй, поменьше, но героизм определенно налицо) существуют, конечно же, в области мифологического. В «Потерянном рае» Мильтон превосходным образом описывает поединок архангела Михаила с дьяволом. Оставшийся неизвестным автор Беовульфа рассказывает никого не оставляющую безучастным историю героя из-за моря. Если деяния ангела, по Мильтону, имеют прочные корни в христианской традиции, Беовульф принадлежит к языческой мифологии Севера.

Испытание поединком представляло собой юридическую норму улаживания противоречий между людьми и брало свое начало из «Темных веков» истории Европы. Есть мнение, что Гундобальд, король Бургундии, первым из правящих государей официально установил такое правило примерно в 501 г. от Р.Х. {6} Эдуард Гиббон так объяснял принцип судебного поединка:

Как в гражданской, так и в уголовной норме истец или обвинитель, ответчик или даже свидетель мог быть вызванным на смертный бой противной стороной в случае отсутствия возможности доказать свою правоту обычным образом; тогда перед ними не оставалось выбора - или отказаться от своих слов, или отстаивать собственную честь в бою.

Согласно Гиббону, Гундобальд определил законность применения судебного поединка риторическим вопросом: «Не есть ли правда, что исходы войн народов с народами и поединков между отдельными людьми в воле Бога, разве не Провидение дарует победу правому?» Вера в то, что поединок способен позволить установить истину в спорах между сторонами за счет изъявления божественной воли, есть основа, на которой базировались убеждения средневековых людей в оправданности подобной практики. Сила оружия должна была дать ответ - ответ, не замутненный словами лжесвидетелей или неправыми наветами недостойных. Гиббон не без сарказма продолжает:

Вот такой веский аргумент подпирал абсурдную и жестокую практику судебных поединков, свойственную некоторым племенам Германии, но распространившуюся и ставшую нормой во всех государствах Европы от Сицилии до Прибалтики {7} .

По закону Гундобальда дуэль разрешалась тогда, когда обвиняемый упорно отказывался признать себя виновным под присягой, а обвинитель настаивал на установлении истины с помощью оружия. Данное положение оставалось неотъемлемой составляющей установления истины в суде путем поединка по всей Европе. Первая запротоколированная судебная дуэль состоялась в итальянском городе Павия в начале седьмого столетия от Р.Х. К поединку прибегли по причине обвинения, выдвинутого против королевы лангобардов Гундиперги. Когда в 643 г. король Ротари приказал составить свод законов лангобардов, судебные дуэли заняли в нем свое достойное место, причем пережили и династию лангобардов, ниспровергнутую в 774 г. Карлом Великим. Сам же рассматриваемый нами принцип продолжал не только жить и здравствовать, но и расширять собственное применение. Например, в 982 г. император Оттон II издал указ о целесообразности прибегать к поединку в случаях клятвопреступления. В процессе эволюции законов лангобардов выработалось правило, по которому судебный поединок мог назначаться в 20 различных случаях {8} .

На протяжении периода Средних веков практика судебных дуэлей находила широкое применение повсюду в Европе. Поначалу она даже пользовалась поддержкой церкви, поскольку папа римский Николай II санкционировал ее в 858 г. Впервые узаконенный, как мы уже видели, в Бургундии, судебный поединок быстро распространился по остальной части современной Франции, укоренившись во всех франкских королевствах.

В результате норманнского завоевания судебные дуэли пришли и в Англию, хотя существует легенда, что и на полвека раньше - в 1016 г. - король Кнут и Эдмунд Железнобокий сошлись в таком поединке на острове Олни, неподалеку от Глостера. Состязались они тогда ни много ни мало за саму Англию. В конце одиннадцатого века, в правление короля Уильяма II, одним бароном, Годфруа Бэйнаром, было выдвинуто обвинение в злом умысле против короля со стороны Уильяма, графа д’Э. Двум этим рыцарям пришлось выяснять отношения с помощью судебного поединка. Они сошлись в Солсбери, где бились в присутствии короля и его двора. Граф д’Э проиграл и в результате подвергся оскоплению и ослеплению, тогда как оруженосец его по каким-то причинам был высечен плетьми и повешен.

Еще одним ярким примером испытания боем в Англии может служить поединок между бароном Генри де Эссексом и Робертом де Монфором в период царствования Генриха II (1154–1189). Эссексам принадлежало наследственное право быть знаменосцами королей Англии, и де Монфор обвинил Генри в злостном небрежении обязанностями в ходе Уэльской кампании 1157 г. Де Монфор заявил, что Эссекс бросил королевский штандарт перед лицом неприятеля и позорно бежал с поля. Подобные заявления никому не могли сойти с рук, а потому двое джентльменов встретились для выяснения истины на острове на Темзе вблизи Ридинга. Эссекс проиграл поединок и был брошен умирать там, где находился. К счастью для него, монахи, которые принесли его тело в обитель с целью погребения, обнаружили, что рыцарь еще жив. Вылеченный и поставленный на ноги, Эссекс так больше никогда и не покидал аббатства. {9}

Во Франции в 1386 г. тоже отмечался достойный внимания судебный поединок, участниками которого стали Жан де Карруж и Жак Ле Гри. Весь эпизод восстановил в деталях Эрик Джейгер в работе, несколько опрометчиво названной «Последняя дуэль». Джейгер повествует о медленно вызревавшем соперничестве между двумя рыцарями, которое приняло самые отвратительные формы, когда Ле Гри изнасиловал красивую и значительно более молодую жену де Карружа. В результате король Франции, Карл VI, отдал приказ о проведении судебного поединка с целью поставить точки в этом деле. Джейгер в ярких подробностях приводит детали пышной церемонии феодального судебного поединка. Чтобы сойтись в схватке друг с другом, два рыцаря вышли на поле на территории одного из парижских монастырей сразу после Рождества 1386 г. Там же находились король со свитой и сотни зевак - поединок мог кончиться только смертью одного из двух участников. В итоге жестокого столкновения, в котором не было никакой поэтической вдохновенности и пышной помпы, столь свойственных предшествовавшему ритуалу, обессиленный Ле Гри оказался на земле в тяжелых доспехах, где противник хладнокровно прикончил его ударом в горло {10} .

Судебные поединки, где бы те ни происходили - во Франции, в Италии или в Англии, - в сущности, мало чем отличались друг от друга. Они представляли собой открытые встречи, санкционированные королем, в которых истец и ответчик сходились между собой на виду у придворных и простых граждан в присутствии самого монарха и на площадке, которая не могла предоставлять преимущества ни одной из сторон. Приговор по итогам столкновения выносился тут же в присутствии заинтересованных сторон. Таким образом, как мы видим, судебный поединок Средневековья в этом своем аспекте коренным образом отличался от сугубо личных, тайных и незаконных встреч, которые представляли собой дуэли в более позднее время. Шекспир, как и нередко случалось при его проницательности, ухватил дух судебного поединка и передал его в «Ричарде II». Первые три начальные сцены пьесы рассказывают историю о противостоянии Томаса Маубрэя герцога Норфолка и Генри Болингброка лорда Херефорда.

Король - залог справедливости и оплот правосудия - созывает двух непримиримых баронов для решения их разногласий. Ричард, выслушав претензии каждой из сторон друг к другу, пытается добиться их примирения, а когда ничего хорошего не получается, приказывает назначить судебный поединок для урегулирования вопроса. Шекспир прекрасно представлял себе сущность судебного поединка. Когда король, которому не удается помирить враждующих, отдает распоряжение о поединке, он действует как судья. Таковые полномочия государя как председателя суда лишь подчеркиваются тем, что, когда стороны приезжают в Ковентри, готовые к битве перед лицом короля и придворных, Ричард отменяет поединок и налагает на обоих баронов наказание в виде изгнания. Как считает Шекспир, о чем он и говорит, - король и только король может осуществлять правосудие.

С раннего времени церковь противилась поединкам, усматривая в них узурпацию прав Бога, несмотря на то что светские власти, которые санкционировали поединки, всецело верили в них как в средство привлечения того же Бога для вынесения справедливого решения путем битвы между тяжущимися сторонами. Святой Авитус, архиепископ Вьеннский и примас Бургундии, выразил протест королю Гундобальду по поводу легализации судебного поединка в 501 г. Более активное противодействие описываемому нами явлению со стороны клира проявилось на соборе в Балансе в 855 г. Между тем само папство - по крайней мере, поначалу - заняло двойственную позицию, порицая поединки в отдельно взятых случаях, однако не покушаясь на сам их институт до двенадцатого века. И действительно, в 858 г. Николай I дал официальную папскую санкцию судебной ордалии, или испытанию подсудимого физическим страданием (судебный поединок являлся, по сути своей, одной из ее разновидностей).

В Италии, после пережитого им периода большой популярности между девятым и двенадцатым столетиями, судебный поединок начал отмирать. Один из историков предполагает, что процесс снижения распространения рассматриваемой нами практики пошел на убыль в результате решений церковного съезда в Вероне в 983 г. На этом высоком собрании государи Италии порешили взять под строгий контроль такое явление, как испытание поединком. Постепенно судебный поединок как институт перекочевал в сферу озабоченности гражданского руководства; к середине одиннадцатого или к началу двенадцатого века вольные города Италии стали один за другим запрещать судебные поединки. Генуя в 1056 г. и, возможно, еще Бари в 1132 г. стали одними из первых, кто отважился на подобный шаг {11} .

В других частях Европы противодействие судебным поединкам оказывала прежде всего церковь. Распоряжения папы должны были - пусть даже в теории - уважаться на всей территории, подконтрольной римской церкви. Во Франции закат эры судебных дуэлей отмечается с правления Людовика IX Святого (1226–1270), который издал эдикты, ставившие подобные обычаи вне закона. Некоторые историки полагают, что момент этот очень важен для понимания причин возникновения позднее собственно дуэлей, как мы их понимаем, поскольку Людовик, лишивший судебные поединки государственного одобрения, дал возможность, что называется, приватизировать их. Так монарх потерял или начинал терять возможность управлять таким явлением, как испытание поединком. Филипп IV Красивый в 1303 г. продолжил зажим дуэльной практики. Поскольку традиция потеряла поддержку свыше, она стала трансформироваться, утрачивая былые открытые формы с присущими им пышными феодальными ритуалами и переходя в сферу запрещенной, но повсеместно практикуемой современной дуэли, с присущим ей хорошо знакомым набором особенностей: секретностью, выбором раннего времени дня и тайного места.

В Англии судебные бои, которые пересекли Ла-Манш вместе с норманнами, познали короткий, но бурный расцвет. Внедрение Генрихом II в Англии суда присяжных стало началом заката испытаний поединком. Люди увидели альтернативный способ разрешения противоречий - более справедливый, не так подверженный предвзятости и влиянию интересов сильных и устойчивый против коррупции по сравнению с принципом рассмотрения дел одним судьей.

Эпоха рыцарства хорошо известна повальным пристрастием дворянства к турнирам, представлявшим собой отчасти пышные праздники, отчасти военные игры и как нельзя лучше отвечавшим идеалам рыцарей. Неотъемлемой составляющей этого явления выступали правила и традиции феодальной верности, которые связывали рыцаря с сеньором, и наоборот; проникая повсюду и пронизывая все общество, они прочно скрепляли узами подданных с королем и короля с подданными. Турниры, кроме того, давали рыцарям возможность совершать героические деяния на глазах дамы сердца, что само по себе служило одним из главных залогов соблюдения традиций средневекового кодекса куртуазной любви.

Средневековые турниры представляли собой помпезные и тщательно организованные мероприятия, в ходе которых рыцари сходились друг с другом в полных доспехах на причудливо украшенных конях в присутствии короля и всего двора. Однако под покровом из шелков и аксамитов, за роскошными орнаментами на шатрах и искусно вышитыми шпалерами эпохи феодализма скрывалась и вполне практическая цель: шанс для рыцарей отшлифовать боевое мастерство, без чего трудно представить себе эффективное выполнение ими обязанностей на военной службе. Тяжеловооруженные всадники - рыцари - служили главной ударной силой любой средневековой европейской армии. Ведение боя верхом в полных доспехах с копьем и мечом требовало высокой выучки и длительных тренировок, а потому представлялось очень важным для рыцаря использовать любую возможность отточить свое умение и довести его до высшей отметки. Турниры являлись одним - и, вероятно, лучшим - из способов, с помощью которых таковая цель могла быть достигнута.

Связь судебного поединка и средневекового турнира с присущей им соревновательностью очевидна, как не менее логично представлять, что и тот и другой с полным на то правом могут претендовать на звание предшественников современной дуэли, хотя лично я бы высказался в пользу первенства судебного поединка, который все же ближе привычному нам дуэльному противоборству. Испытание боем вошло в традицию и практику - или было введено туда - с целью разрешения противоречий между двумя сторонами, тогда как турнир, несмотря на то что в одной из своих форм он также представлял бой двух мужчин, невзирая на всю церемониальную оболочку, в большей степени являлся военной игрой. В общем, можно высказать несколько веских аргументов в пользу мнения, что средневековые турниры правильнее рассматривать скорее как предтечу современных спортивных состязаний, нежели дуэлей.

Третьим средневековым институтом, бывшим близким родственником турнира и судебного поединка - и в самом деле, его можно воспринимать как некоторый симбиоз двух уже рассмотренных нами явлений, - следует назвать рыцарскую дуэль. Происхождение ее довольно туманно, но зато мы хорошо представляем себе суть того, что она собой являла. Как и испытания поединком, всегда разрешенные властями, дуэли рыцарей тоже происходили на огороженных площадках - champs clos. Правила, руководствоваться которыми предписывалось двум участникам боя, судя по всему, тоже отличались довольно четкой определенностью. Биться в таком поединке любой и каждый, как и следует ожидать, не мог. Пункт 12 правил гласил: «Кто не может доказать своего благородного происхождения по отцу и матери хотя бы в четырех поколениях, не должен претендовать на честь быть допущенным к состязанию» {12} .

Как и в случае судебного поединка и средневекового показательного боя двух рыцарей, рыцарская дуэль явно имеет права претендовать на место в списке предшественников современной дуэли. Главное ее назначение состояло в улаживании вопросов, касавшихся чести рыцаря как дворянина. В этом смысле она есть самый прямой прародитель современной дуэли. Однако как и судебный поединок, она отличалась от современной дуэли тем фактом, что проходила публично с соизволения и благословения государя {13} .

По мере распространения и развития института испытания поединком возникла практика применения сторонами выставляемых бойцов, которых нанимали для отстаивания в бою дела тяжущихся. Хотя такой обычай и избавлял последних от риска с оружием в руках сражаться с оппонентом, им приходилось в полной мере нести ответственность в соответствии с результатами поединка. По выражению одного историка: «Как доверители в уголовном деле, которое решали в бою другие лица, такие люди не участвовали в дуэли, но стояли с веревкой на шее, чтобы тот, чей боец проигрывал поединок, мог быть без промедления повешен» {14} .

Следовательно, выбор «чемпиона» в таких случаях являлся в самом прямом смысле слова вопросом жизни и смерти. Фигура бойца-защитника в средневековом судебном поединке пережила сам институт таких состязаний и в рудиментарной форме просуществовала еще довольно долгое время. Бойцы-защитники, или «чемпионы» королей, продолжали играть свою роль, пусть и чисто церемониальную, в ходе коронаций в Англии. Так, на банкете в Вестминстер-Холле после коронации Георга IV в 1821 г. королю служил такой «чемпион». Боец-защитник короля в полных доспехах и при шлеме с плюмажем въехал в зал, где собрались высокопоставленные гости, и трижды бросал латную перчатку перед зрителями, вызывая на поединок один на один всех, кто пожелал бы оспорить права короля на трон. Вызов никто не принял {15} .

Несмотря на церковное противодействие и на рост ограничивающих их законов, судебные поединки не исчезли и в эпоху Возрождения, уцелев в ней как реликт медленно отступавшего Средневековья. В конце 1583 г. - то есть посредине правления Елизаветы I - двум ирландцам, Конору О’Коннору и Тиджу О’Коннору, по велению Тайного совета Ирландии предстояло уладить разногласия между собой силой оружия. Дело касалось обвинения в измене, и судебный поединок проходил во внутреннем дворе Дублинского замка. Конор погиб в схватке, а тело его было обезглавлено {16} .

В 1547 г. имело место событие, которое традиционно считается последним случаем официального применения судебного поединка или рыцарской дуэли во Франции. Пышно обставленный бой между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатэньрэ получил одобрение молодого короля Генриха II. Двое дворян бились на строго определенном поле, окруженном шатрами и палатками, на глазах самого короля в присутствии придворных, герольдов и множества прочих зрителей. Происходившее представляло собой реликт Средних веков - старомодное испытание поединком, а не современную дуэль. В подробностях нам предстоит разобрать этот случай в главе 5 данного повествования.

Поколение спустя, в 1571 г., суд в Лондоне распорядился о проведении поединка с целью разрешения противоречий, возникших вокруг участка земли на острове Харти в Кенте. Ответчик, некий Парамур, подал прошение о назначении «испытания битвой» (by Battel), чем - и, надо полагать, небезосновательно - поставил в тупик суд по общегражданским делам. Однако, поскольку истцы выражали полную готовность согласиться на поединок, суд не усмотрел оснований для отказа, какой бы устаревшей и вышедшей из обихода ни являлась подобная норма. Для состязания выгородили место на Тотхилл-Филдс (поблизости от современного здания Парламента). Оба участника тяжбы предпочли выставить доверителей, то есть прибегли к услугам бойцов, или «чемпионов», которые бились за них. Истец, некий Чэйвин, остановил выбор на Генри Нэйлере, опытном фехтовальщике, Парамур же пригласил в защитники своего дела Джорджа Торна.

…боец-защитник истца [Чэйвина], который явился в назначенное место разряженный в красный табар поверх черных доспехов, с ногами, открытыми ниже колена, с непокрытой головой и руками, голыми до локтя, был приведен за руку рыцарем, сэром Джеромом Боузом, который нес дубину длиною в эл (то есть примерно 1,10–1,15 м) с заострением из рога и баклер (маленький щит) с двойным кожаным покрытием… {17}

Бойца-защитника Парамура к полю сопровождал сэр Генри Черри. Слухи о предстоящем поединке и о тщательных приготовлениях к нему немедленно разнеслись по всему Лондону, заставив сняться с мест не менее 4000 человек, которые отовсюду поспешили к Тотхилл-Филдс, чтобы не пропустить ничего из невиданного спектакля. К сожалению для тысяч любопытных и сгоравших от нетерпения зрителей, королева, тоже узнавшая о намеченном поединке, не желая становиться пусть и непрямой, но все же соучастницей нелепого кровопролития, велела решить дело в пользу ответчика {18} . Посему испытания поединком под затаенное дыхание толпы не случилось, кровь не пролилась, а 4000 человек, страждущих зрелищ, мирно отправились по домам.

Право прибегнуть к «испытанию битвой» (by Battel) зажилось в английском праве до девятнадцатого века. В 1817 г. некий Авраам (Эйбрэхэм) Торнтон подпал под обвинение в убийстве Мэри Эшфорд. Адвокат ответчика, судя по всему искушенный в тонкостях юриспруденции и завсегдатай самых темных закоулков уголовного права, не желая подвергать клиента риску суда присяжных, предложил ему выбрать «испытание битвой» (by Battel). Вняв совету защитника, Торнтон снял в суде перчатку и вызвал обвинение на поединок {19} . Суд, конечно же, растерялся от такого поступка - призыва прибегнуть к законной процедуре, не применявшейся не то что несколько десятилетий, но и столетий, - но не мог не уважить выбора Торнтона. В 1819 г., однако, Парламент упразднил «испытание битвой». Говорят, что шаг с отменой этой нормы стал единственной реформой закона, которую одобрил реакционер лорд Элдон за то долгое время, которое он занимал пост лорда-канцлера. Даже «упорный, несгибаемый и непробиваемый» Элдон оказался вынужден признать обоснованность отмены традиции, берущей свое начало в глубине «Темных веков» {20} .

Три различных вида средневекового поединка - боя один на один - долгое время считались прямыми предками современной дуэли. Прежние историки дуэлей прослеживали ее истоки в «яростном, но мрачном суеверии северных племен» {21} . Повсеместно эти же специалисты сходятся на том, что первой важной современной дуэлью стал вызов, полученный Франциском I, королем Франции, от германского императора Карла V в 1528 г. Факт может быть и недостоверным, а рассказы - туманными и противоречивыми, однако эпизод сам по себе уверенно завоевал воображение историков дуэлей. Хотя понять причину такого отношения их нетрудно: речь идет о двух величайших светских правителях Европы, двух могущественных государях, которые бросили друг другу вызов как дуэлянты. С того самого момента, как гласит теория, и стали обычными современные дуэли. Как писал один из таких историков: «Пример оказался заразительным» {22} .

В действительности несостоявшаяся встреча между французским королем и главой Священной Римской империи имеет немало оснований претендовать на звание первой современной дуэли. Несмотря на все заметные сходства (оставим на мгновение в стороне различия) между средневековыми формами одиночного поединка и современной дуэлью, последняя в сути своей - порождение эпохи Ренессанса. Италия стала колыбелью Возрождения, она подарила нам Боттичелли, Брунеллески и Микеланджело, однако она же обогатила мир концепцией современной дуэли. Как писал один ученый недавно: «На протяжении первой половины шестнадцатого столетия средневековые виды поединка один на один переросли в Италии в дуэли чести, которые заменили вендетту» {23} . Карл V и Франциск I являлись, что называется, совершенно типичными par excellence - по определению - государями именно Ренессанса, а потому в плане логики совершенно закономерно им было бы дать начало новой традиции дуэли и внедрить понятия о чести, которые лежали бы во главе угла всей этой концепции.

В Италии первой половины шестнадцатого столетия, ставшей родиной современной дуэли, нашелся один инструмент, который способствовал распространению новых идей - печатный пресс. Именно при помощи этих станков стало возможным размножение всякого рода литературы - руководств и пособий, - с одной стороны, предлагавшей благородным господам ознакомиться со стандартами понятий о чести, а с другой - изучить накопленный опыт в плане применения оружия, помогавшего ее надлежащим образом отстаивать.

Инкубационный период вызревания современной дуэли совпал по времени с перемежающимися и накладывающимися одна на другую войнами в Италии, которые тоже подталкивали людей к тому, чтобы сходиться в поединках, множа и множа ряды тех, кто желал стать адептом нового этикета. В сентябре 1494 г. Карл VIII Французский с армией перешел Альпы и вторгся в Италию, чтобы заявить о правах на престол в Неаполитанском королевстве. Поступив подобным образом, он дал старт Итальянским войнам - целой серии все более и более кровавых и дорогостоящих в плане материальных ресурсов и людских жизней конфликтов, продлившихся до 1559 г.

Итальянские войны представляют собой важную веху в истории дуэлей, поскольку вследствие затяжных враждебных действий на территории Италии на довольно долгое время задержалось множество французских солдат. В итоге значительное количество французов оказалось в тесном соприкосновении с чем-то новым для них, впитывая и быстро осваивая не совсем привычные взгляды на понятие о личной чести и дуэльные этикеты. Возможностей для того, чтобы опробовать приобретенный опыт на практике, у них имелось предостаточно. Война и периоды неспокойствия есть благодатная почва для возбуждения всеобщей неприязни и ненависти и как нельзя лучше подходят для вызревания идей дуэлей, а Италия на заре шестнадцатого века вовсе не являлась исключением.

Итальянские войны, несомненно, познакомили вторгшихся в страну французских солдат с дуэлями в новом стиле: в хрониках полным-полно сообщений о поединках, разворачивавшихся в то время, причем во многих принимали участие как раз французы. Байяр, Сент-Круа, Кобуа, Бурдей, Пурвиллан и Ла Мотт - вот лишь несколько французских рыцарей, которые выходили сражаться один на один в Италии в тот период. Гастон де Фуа и де Шомон - два значительных французских командира - стали свидетелями дуэлей, которые вели их земляки {24} . Именно эти люди, а также и множество других, оставшихся неназванными, привезли домой из-за Альп во Францию новую моду.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Его происхождение Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Следя за ходом владельческих отношений между князьями в XI-XIII вв. на днепровском юге и верхневолжском севере, замечаем одну видимую несообразность. В старой Киевской Руси XI-XII

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Ее происхождение Екатерина по матери принадлежала к голштейнготторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а по отцу - к другому тамошнему же и еще более мелкому владетельному роду - ангальтцербстскому. Отец Екатерины,

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Происхождение После мощных миграционных толчков в период поздней античности в VI–VIII вв. для Скандинавии настала нора упадка и изоляции. Человеческие ресурсы были истощены; для того чтобы сформировать новые полчища, требовалась передышка. Однако эта пауза не была

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Признаем честно, происхождение этрусков - это тот вопрос, в котором не было никакого прогресса с начала XX в. Оставим в стороне появившуюся еще в XVIII в. гипотезу о приходе этрусков с севера от ретов. Эта гипотеза впоследствии была доработана с учетом

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Происхождение Происхождение северо– и южноамериканских индейцев рассмотрено в предыдущей

Из книги Лицо тоталитаризма автора Джилас Милован

Происхождение 1 Корни коммунистической доктрины, какой мы ее знаем сегодня, уходят глубоко в прошлое, хотя свою «действительную жизнь» она начала с развитием в Западной Европе современной промышленности.Фундаментальные основы ее теории - первичность материи и

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Происхождение О происхождении капоэйры - африканском или бразильском - спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

автора

Происхождение

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Купцы составляли чуть меньше 1 % от населения России, но были кровью, питавшей все ее части.С 1775 года купечество делилось на три гильдии согласно размеру объявляемого капитала. При этом минимум капитала, необходимого для записи в третью гильдию, был

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Мещане и мещанки составляли значительную долю горожан - около 35 % городского населения и от 6 до 10 % от общего населения России. В него входили в основном мелкие торговцы (те, что не могли объявить купеческий капитал) и ремесленники.Это сословие несло

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Происхождение Если 20 лет назад проблема происхождения мезоамериканской культуры могла решаться альтернативно - считать ее автохтонной или, наоборот, привнесенной из Азии, то в настоящее время, по мере того как новые открытия умножают данные о древних горизонтах, эта

Из книги Дуэль. Всемирная история автора Хоптон Ричард

Часть II. История дуэлей

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.