Как начинающему дизайнеру создать себе портфолио. Что такое и зачем нужно портфолио в резюме, кому необходимо и как его подготовить

В последнее время все больше людей интересует вопрос «как сделать портфолио» . Портфолио используют люди различных профессий: актеры, фотографы, веб-дизайнеры, фотомодели, художники, музыканты, копирайтеры, студенты, учителя, воспитатели. В последнее время портфолио составляют даже школьники и родители для детей в детских садах.

Что такое портфолио?

Портфолио — это оформленное нужным образом собрание фотографий, проектов, заказов, выполненных специалистом, артистом, школьником. Портфолио — своеобразный аналог резюме, с наглядными образцами работ и опыта, раскрывающий человека.

Самое важное при подготовке портфолио — это грамотно его составить, тем самым продемонстрировать вашу исключительность и неповторимый опыт для потенциальных клиентов. В портфолио специалиста важно показать ответственность и работоспособность, умение выполнять заказы клиента точно и в установленные сроки, о чем не лишним будет написать в сопроводительном письме или в резюме. Не стоит стесняться рассказывать о , деловых и профессиональных преимуществах.

Если вы предлагаете несколько услуг и выполняете несколько видов работ, ваше портфолио должно содержать выигрышные образцы этих видов деятельности. Однако не стоит включать в лишь одни суперудачные проекты — пусть в подборке будет и несколько средних работ, чтобы заказчики не ждали от вас постоянных шедевров.

Варианты популярных порфолио

Портфолио для актеров

Актерское портфолио должно содержать как можно больше информации о внешности актера во всех ракурсах, фотографии в полный рост и, желательно, без грима. Режиссер должен иметь возможность оценить в полной мере как внешние данные актера, так и амплуа, способность вжиться в роль, показать различные эмоции персонажей своей мимикой.

Кстати, как сделать актерское портфолио, чтобы оно «цепляло» режиссера, смотрите следующее видео:

Портфолио для фотомоделей

Модельное портфолио должно содержать фотографии в разных ракурсах, но показывать модель в наиболее выигрышных позах. Задача фотографа и — сделать из обычной девушки невероятную красавицу, показать, насколько она умеет работать на камеру, принимать правильные позы, менять выражение лица.

Модельное портфолио должно принципиально чем-то отличаться от подобных, иметь 1-2 необычные фотографии. Также не забудьте вложить в такое портфолио фотографии обложек журналов, ролики рекламы, в которой вы снимались.

Это видео расскажет о том, как создать портфолио фотомодели:

Портфолио для веб-дизайнера

Портфолио веб-дизайнера содержит образцы наиболее удачных сайтов, которые создавал дизайнер, а также логотипы, рекламные баннеры, презентации. Если вы уже давно работаете и имеете сотни законченных проектов, увеличьте количество работ своего портфолио.

Если вы начинающий , тогда лучше всего разместить 2-3 наиболее качественных и успешных проекта.

При размещении портфолио в интернете не забывайте о сайтах фрилансеров. Эти сайты могут привлечь до 80% ваших заказчиков. Подробный образец создания портфолио для веб-дизайнера представлен ниже:

Портфолио для учителя, портфолио классного руководителя, портфолио первоклассника, портфолио класса

Учительское портфолио содержит описание педагогического стажа и опыта работника образования, данные дополнительном образовании, о курсах повышения квалификации, на которых обучался педагог. Укажите, какими методиками обучения вы владеете, расскажите о наличии опыта написания статей и материальной базы. А если вы получили еще и благодарственные письма — обязательно включите их в портфолио . Также качество работы учителя характеризуют успехи его учеников, поэтому в портфолио учителя стоит включить информацию об участии и победе его учеников на различных конкурсах и олимпиадах.

Ученикам в своем портфолио нужно указать свои качества характера и достижения, а в портфолио класса можно рассказать о каждом ученике и описать общие достижения и культурную жизнь. Подробнее о том, как создать портфолио школьника и что для этого сделать, можно узнать из этого видео:

Также портфолио ученика можно создать на специальном ресурсе portshkolio.ru. Как это сделать рассказывается в этом видео:

Портфолио — это, своего рода, о профессионале, поэтому указывайте в портфолио только ваши преимущества и достижения. Составляя портфолио , вы сможете оценить свой профессионализм, научиться выгодно преподносить свои навыки, опыт и личные качества.

Лучший способ «продать» себя как дизайнера - это сделать себе качественное портфолио. В нем вы отражаете свои работы и привлекаете клиентов. Каждый дизайнер должен иметь портфолио. Если это так, сначала задайте себе несколько вопросов: cколько времени вы тратите на к улучшение своего портфеля? Как вы думаете, какие работы в нем - лучшие? Одно можно сказать точно - в каком бы виде ни было представлено ваше портфолио, его всегда можно улучшить

Нет ничего важнее, чем представление лучших из ваших работ в ясной, привлекательной форме. Эта статья поможет вам достичь всего этого. Ниже вас ждут 20 советов для создания идеального портфолио. Эти советы как для физических, так и для онлайн- портфолио. Держите эти советы в вашем уме. Пришите в комментариях, что вы думаете - буду рад получить отклик.

Физическое дизайн-портфолио

20. Размер

Одним из основных вопросов, на который нужно ответить - сколько работ должен содержать ваш портфель? Для всестороннего портфолио нужно по крайней мере 20 примеров ваших лучших работ, чтобы сделать самое лучшее впечатление. Хотя практика показывает, что иногда хватает и 5-6 действительно классно оформленных самых лучших работ.

19. Соответствующие Примеры

Если вы претендуете на должность штатного дизайнера, то лучше включать актуальные для должности примеры. Если, например, вы хотите устроиться веб-дзайнером, то демонстрация потенциальному работодателю набора логотипов не подойдет. Реальные или вымышленные сайты и прототипы - вот что нужно в идеале.
Reference image: http://www.behance.net/gallery/14739489/PASCAL-QUIGNARD

18. Контекст

Дизайнер или художник должны уметь создавать графику соответствующую заданию. Вы должны быть в состоянии хорошо понимать бриф. Если у вас в портфолио выложены одинокие картинки, добавьте им контекст. Откуда пришли эти образы? Как возникла идея? Каков был ход ваших мыслей? Все, что поддерживает концепцию образа, обязательно для включения в портфель.

17. Работа для удовольствия

Портфолио должно включать в себя не только работу на клиентов. Дизайн должен быть еще и вашим хобби. Выкладывайте свои собственные проекты, ведь часто они получаются намного интереснее заказной работы.

16. Держите его свежим

По мере роста опыта, растет и портфель, пополняясь все новыми и новыми проектами. Это не значит что портфолио должно содержать все работы. Периодически подчищайте его, оставляя только самые лучшие и свежие работы.

15. Примеры

Портфолио это не только ваши работы. Очень здорово. когда есть еще и рекомендации. Выделяйте их пожирнее и прикрепите к работам. Более того, пошите расшифровки и кейсы к работам, часто они тоже служат плюсом. Всё это показывает ваши возможности. Если вдруг вы когда-нибудь останетесь без работы, попросите на предыдущем месте рекомендации, они всегда помогают.

14. Шаг назад

Посмотрите на свое портфолио с точки зрения третьего лица. Посмотрите на него взглядом опытного, вместо того, чтобы ждать критику от реальных клиентов. Очень важно, чтобы вы знали свои сильные и слабые стороны. Исходя из этого, вы можете расставить приоритеты по улучшению и практике графики.

13. Демонстрация навыков

Подумайте о портфеле как о творческой биографии. Вам нужно произвести впечатление, показать, что вы профессионал. Сделать прочную сведению, как ваш профессиональный курс навыки в том числе связи и особенно соблюдения сроков. Постарайтесь создать впечатление, что вы ваши навыки включают в себя коммуникативность и соблюдение сроков.

12. Продать себя

Какими еще творческими талантами вы обладаете? Вы хороший фотограф? Или даже певец? Нужно, чтобы ваш потенциальный работодатель знал и о других ваших творческих способностях.

(картинка с сайта http://lizz.es/)

11. Индексация Портфолио

Когда вы читаете книгу, или скользя по ней глазами или серфите очередной сайт, вы, как правило, отмечаете или добавляете в избранное заинтересовавшие страницы. То есть именно то, что будет делать ваш потенциальный работодатель. Сделать это легко - убедитесь, что у всех страниц есть номера (у сайтов - уникальные URL).

Онлайн Портфолио

10. Платформа

Чтобы создать свой портфель онлайн, есть несколько вариантов. Если вы хотите чистое, персонализированное пространство, вы можете просто купить домен и создать сайт для себя. Или просто настроить сайт на WordPress самостоятельно. Если же вы не готовы затрачивать столько усилий, попробуйте специальные сайты, например, .

9. Цели

Вы должны убедиться, что вы понимаете цель создания онлайн-портфолио. Является ли это средством обратной связи? Или оно для трудоустройства? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше настроить свой ​​портфель и увеличить шансы на успех.

8. Будьте избирательны

Вы не должны размещать все ваши работы в Интернете. Будьте избирательны - выберите лучшие из них и различные примеры. Никто не должен видеть все. Вы должны заставлять людей хотеть еще, это та задача, которую ваше портфолио должно выполнять.

7. Преподносите работы осторожно

Иллюстратор из Лондона говорит: «Выкладывайте работы аккуратно. К онлайн-портфолио теже пожелания, что и к физическим: вы должны рассказать историю, и показать проекты, чтобы создавался общий поток и все взаимодействовало. Если это означает, что старый проект должен быть удален и заменен на новый, так тому и быть».

6. Показывай, а не рассказывай

Сайт, как визитная карточка, многое говорит о вас. Точнее, он показывает многое о вас. Вы должны убедиться, что ваши посетители видят получают первые положительные визуальные впечалдения прежде, чем начинают читать.

5. Постоянно обновлять

Очень важно постоянно пополнять портфолио новыми работами. Если вы оставите свой ​​сайт без обновления на несколько месяцев, люди уже не захотят покупать то, что уже размещено там.

4. Обновлять быстро

Вам нужен эффективный дизайн для того, чтобы обновлять ваше портфолио регулярно. Это должно быть просто, два или три клика, не больше. Если нет, то вам надоет размещать новые картинки изза сложности процесса.

3. Фотографии напечатанных проектов

Задумывались ли вы о том, чтобы показать распечатанные работы в онлайн-портфолио? Возьмите хорошую камеру, расположите ваши работы при хорошем освещении, воспользуйтесь, если нужно, оборудованием. Убедитесь в том, что фотографии получатся действительно хорошо, в противном случае зрители не будут в состоянии оценить изящество.

2. Маркировка

Публикуйте работы в интернете. Это позволит вашим клиентам и посетителям ссылаться на вашу работу, когда они говорят о вас.

1. Как вы работали?

Важно показать конечный продукт. Но что более важно - показать, как вам удалось достичь конечного продукта. Дайте вашим клиентам представление о том, как вы сделали детали

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]

Современные родители любят при случае упомянуть, что уж они-то в свое время учились иначе. Наверняка их родители, в свою очередь, считали точно так же, да и родители родителей тоже. Ради справедливости стоит заметить, что все они правы. Предыдущие поколения школьников действительно учились иначе. Не лучше, а именно по-другому: по новым методикам и нормативам. Сегодня школьное образование подразумевает освоение таких предметов, которых просто не существовало еще несколько лет назад. Соответственно, создаются инструменты для их изучения и оценки успешности.

Таким инструментом с 2011 года в российских школах стало так называемое портфолио ученика. Многие родители восприняли это нововведение в штыки, что вполне можно понять и обосновать психологически. Тем не менее, на практике взрослым все равно приходится адаптироваться и помогать своим детям грызть гранит науки и все, что подается к нему «на гарнир». И если старшеклассники уже в состоянии самостоятельно решить такие технические задачи, то малыши не справятся с ними без помощи родителей. Поэтому лучше подготовиться к этому и сделать портфолио для школьника – аккуратно, красиво и без негативных эмоций по этому поводу.

Как сделать портфолио ученика младших классов
Портфолио первоклашки, хоть и имеет много общего с портфолио для детского сада, но все же отличается от него. Как бы там ни было, но это практически пропуск во взрослую школьную жизнь, где у ребенка будут совсем другие интересы, а к нему будут предъявляться новые требования. Все это должно быть отражено в наглядном документе, создать который предстоит родителям свежеиспеченного школяра. Разумеется, у него еще не может быть выдающихся достижений в науке или спорте, все это впереди. Но цель портфолио в младших классах заключается как раз в другом.

Во-первых, оно предоставляет педагогам информацию о способностях ребенка, его склонностях и интересах, чтобы они быстрее и полнее познакомились со своим новым воспитанником и нашли с ним общий язык. Во-вторых, дает самому малышу чувство, что о нем заботятся, и уверенность в своих силах на пороге нового большого жизненного этапа. Поэтому лучше всего заниматься формированием портфолио вместе с первоклассником: обсуждать содержание, выбирать иллюстрации и вклеивать фотографии. Так вы не только выполните задачу, но и проведете увлекательное, развивающее, крайне полезное время вдвоем.
Как сделать портфолио ученика старших классов
Родителям подростков не нужно объяснять, что их чадо – уже далеко не ребенок. Но положительная сторона заключается в том, что старшеклассник в состоянии сделать свое портфолио сам, разве что с небольшой помощью с вашей стороны, которая будет заключаться в основном в творческих советах и объективной критике.

  1. Портфолио ученика старших классов правильнее всего построить по принципу стандартной презентации. Можно даже сделать ее в электронном виде в качестве дополнения к бумажной версии.
  2. Титульный лист сделайте сдержанным, чтобы сразу же задать тон всему портфолио. К тому же, в старших классах общеобразовательных школ портфолио – это уже серьезный отчетный документ, так что педагогический состав, скорее всего, просто не позволит вам никаких вольностей в его оформлении.
  3. Первым разделом должна стать автобиография. Писать ее за несколько лет учебы школьник уже научился и делал это не раз, поэтому теперь нужно призвать этот опыт и резюмировать основную информацию о себе.
  4. Разворачиваем избранный факты и дополняем их подробностями. После 5-го класса подросток уже осознает себя достаточно, чтобы определить собственные склонности и предпочтения. Вот об этих приоритетах и нужно сообщить: любимый предмет (или несколько), успеваемость в нем и других дисциплинах, профильные факультативы и прочее.
  5. После школьной программы переходите к общественной деятельности: участие в жизни класса и общешкольных мероприятиях, организация походов, помощи ветеранам и другая полезная деятельность, которая может охарактеризовать ученика.
  6. Подробно описав жизнь в стенах школы, обязательно упомяните внеклассные увлечения. У многих подростков этот раздел оказывается самым объемным, потому что включает в себя рассказы о хобби, путешествиях, спортивных и художественных талантах и достижениях. По возможности используйте документальные подтверждения: грамоты, дипломы, газетные статьи, афиши выставок и соревнований и т.д. Именно такие артефакты, а не повествование «своими словами» составляют ценность портфолио ученика старших классов.
  7. Завершить портфолио стоит кратким подведением итогов и перечислением основных планов на будущее: предстоящие мероприятия, цели, желания и запланированное развитие.
Изложенные схемы – это лишь тезисы, «костяк» портфолио школьника. В реальности каждый из этих документов должен быть неординарным и демонстрировать личные качества ребенка. А они зависят от его возраста, талантов и творческих способностей. Портфолио художника будет разительно отличаться от портфолио одаренного математика, и оба они будут правильными. Потому что правильность в данном случае тождественна полноте выражения индивидуальности.

Грамотное портфолио – первый шаг к большим заказам

С каждым днем все больше и больше грамотных и толковых специалистов уходят в фриланс. Причин для этого множество: и свободный график, и бОльшие заработки, и возможность быть самому себе начальником, и никаких офисов и придирчивых шефов. Уверен, что те из Вас, кто вкусил прелести фриланса, несколько раз подумают прежде чем вернуться к обычной жизни. Но сегодня мы не будем рассказывать о все преимущества подобного вида работы, а поговорим о том, как увеличить свои доходы, найти хороших заказчиков, получать большую оплату.

Статья в тему:


За то время, что я работаю и зарабатываю в интернете, мне пришлось побывать как заказчиком, так и фрилансером, исполняющим множество поставленных задач. Поэтому, все советы, что будут описаны ниже – это не сухая теория и знания взяты и «где-то услышал», а реальный опыт полученный за несколько лет упорной работы.
Итак, как вы думаете, что самое главное для заказчика при выборе фрилансера? Прежде всего его навыки и опыт выполнения той или иной поставленной задачи. А как это можно узнать? Конечно же через портфолио. Первое знакомство заказчика с фрилансером происходит именно посредством ознакомления с выполненными работами. И тут действует самое главное правило: «Встречают по одежке, а провожают…». А как провожают будет зависеть от выполненных задач. Но сейчас главное чтоб встретили, удивились, заинтересовались, сделали заказ и сотрудничали на постоянной основе.

Уверен, что каждый читающий эти строки заинтересован в том, чтоб составить грамотное и красивое портфолио. А как иначе? Хороший и уважающий себя специалист, которые претендует на заказы в тысячи долларов, просто обязан иметь идеально «лицо», которое он представляет заказчику. Конечно, если вы планируете перебиваться маленькими заказчиками в сотню долларов, и не хотите выходить на качественно новый уровень, то смело закрывайте статью, она не для Вас.
Вы еще с нами? Отлично! Это хорошо, что стремление работать, зарабатывать, жить по новому взяло верх. Итак, сегодня мы рассмотрим основные аспекты составления грамотного и красивого портфолио.

Статья в тему:

Как составить портфолио – основные аспекты данного вопроса

Для тех, кто вообще только начинает свой путь в фрилансе, и слышал о таком понятии как «портфолио», но не до конца разобрался с его значением, дадим небольшое определение. Как правило, если вы слышите от заказчика желание ознакомиться с вашим портфолио, то это означает, что он хочет просмотреть список ваших самых удачных работ по заданной тематике.

Например, если рассматривать портфолио веб-дизайнера, то оно включает в себя лучшие веб ресурсы, которые дизайнер нарисовал за последние несколько месяцев. Также изображения баннеров, различных технических элементов, вставок, шапок и т.д. Если говорить о копирайтерах, то их портфолио состоит из текстов разной тематики и направления. Копирайтер должен показать как он пишет обычный текст, мотивирующий, продающий, как работает с разными темами: от финансов до ядерной физики. В общем, в портфолио нужно показать насколько вы хороши, и почему нужно выбрать именно Вас, а не другого претендента на этот проект.

Очень часто достаточно одного взгляда, чтоб понять, подходит клиенту этот исполнитель или нет. Я часто сталкивался с таким, что на словах фрилансер был чуть ли не молодым Билом Гейтсом, способным реализовать любые мои задумки, но ознакомившись с портфолио я понял, что тут и тысячной части от Гейтса нет. Возможно, человек и имеет какой-то потенциал, и работы его лучше, чем он показал в портфолио, но рисковать не хочется. Поэтому, если вы действительно уверены в себе, знаете, что способны претендовать на хорошие заказы, то уделите должное внимание составлению качественного портфолио.

Статья в тему:

Делаем «работающее» портфолио

Портфолио должно не просто «быть», оно должно работать и продавать Вас, ваши услуги, знания, умения. Для того, чтоб сделать «работающее» портфолио вы должны:
1. Для начала нужно выделить основные направления в которых вы действительно работаете и чувствуете себя «как рыба в воде». Это может быть внутренняя оптимизация сайтов, прорисовка дизайна, написание продающих и мотивирующих текстов и т.д. Не нужно для красоты выделять те направления в которых вы мало специализируетесь или вообще не специализируетесь, ведь это может быть большим минусом.

2. После того как вы выделили свои сильные стороны и определили направление, нужно подобрать 10-15 лучших работ. Если у Вас их меньше, то не страшно, можно и до 10, но главное, чтоб они были качественные, раскрывали все аспекты Вашей деятельности, показывали Ваши умения с разных ракурсов. Именно по этим работам будет складываться первое впечатление о Вас как о специалисте.

4. Разместите портфолио на личном сайте-визитке. Каждый желающий должен иметь возможность скачать его или посмотреть в режиме онлайн. Также не забывайте о том, что возможности приходят в самые неожиданные моменты и в необыкновенных местах. Поэтому носите с собой флешку с портфолио, ведь никогда не знаешь где подвернется очередная возможность получить заказ.

Статья в тему:

Что нужно обязательно показать в портфолио?

Многие начинающие фрилансеры задаются вопросом: «Какие именно работы показывать в портфолио?» Читая различные форумы, можно наткнуться на совет, что в портфолио лучше указывать только самые удачные работы. Но если вы молодой специалист, то не стоит этого делать. Конечно, если вы уже несколько лет работаете, выполнили сотни, а то и тысячи заданий, то можете себе позволить перебирать и отбирать лучшее. Но молодому фрилансеру такая роскошь непозволительна. Почему? В первую очередь из-за того, что заказчик оценивает не только качество работ, но и опыт. И если вы покажете, что первую свою работу сделали 3 месяца назад, а за это время выполнили еще сотню заданий, то подобная тенденция скажет о Вашем опыте, о желании работать и развивать свои навыки. Опыт – очень важная составляющая хорошего фрилансера. Поверьте, когда я вижу портфолио копирайтеров с указанием, что они написали тысячи статей, то это говорит о многом.

Еще один совет – не выкладывайте самые лучшие работы, разбавьте их проектами выполненными на среднем уровне. Как правило, всегда работать идеально у Вас не получится, ведь творческие взлеты бывают не каждый день. Поэтому, будьте честны с заказчиком, скажите, что вы постараетесь все сделать идеально и лучше, чем ранее, но в тоже время дайте понять на что он может рассчитывать.

Где обязательно нужно портфолио?

Современные фрилансеры используют множество способов для поиска работодателей. Кто-то оставляет свою ссылку на специализированных форумах, кто-то продвигает персональный сайт, но самым популярным и эффективным местом поиска работодателя остаются биржи фриланса.
На биржах очень большую роль играет правильное оформление вашего персонального кабинета, и составление грамотного портфолио. Как я уже говорил, первым делом заказчик смотрит на ваш опыт, на количество выполненных работ, оценивает ваши умения по представленному портфолио.

Если у Вас не будет портфолио, то количество заказов с биржи будет стремиться к нулю. Разве что вы получите самые дешевые, и самые неинтересные задания, от которых отказались другие исполнители. Но кому хочется делать работу за копейки? Правильно, никому, и для того, чтоб быть конкурентным, чтоб бороться за самых «сочных» заказчиков, вы должны иметь качественное портфолио.

Статья в тему:

Как оформить портфолио на бирже?

После создания персональной страннице на бирже, вы должны ввести свои личные данные, информацию о навыках и умениях. На всех биржах она практически идентична, и сильно не разнится. Как правило, вам предложат ввести такие данные:
— вашу специализацию;
— название работы; —
небольшой комментарий (порядка 350 символов);
— личную фотографию или скриншот сайта (если вы дизайнер), скриншот статьи (если вы журналист), скриншот CMS-админ-панели с комментариями (если вы программист);
— ссылку на главный источник.

Запомните очень важное правило: если вы пишите, что являетесь специалистом в какой-то области, то обязательно прилагайте как минимум 3 варианта выполненных работ, чтоб заказчик имел возможность оценить ваши умения. Вот представьте ситуацию, заказчик ищет исполнителя, заходит к Вам на страницу, его все устраивает, но примеров выполненных работ нет (вы просто забыли или поленились их загрузить, а может оставили это дело «на потом»). С вероятностью 99.99% такой заказчик закроет ваш профиль и будет искать исполнителя дальше.
Мне приходится часто работать с биржей freelans.ru, поэтому хотелось бы дать несколько советов тем, кто тоже хочет поискать свои заказы именно там.
1. Ваш успех на прямую зависит от качества портфолио. Это уже и так понятно, но данная биржа ведет рейтинг фрилансеров, и начисляет балы за работы размещенные в портфолио. Не странно, что опытные исполнители стремятся сделать как можно больше работ и все их представить у себя в профиле.
2. Если вы заявляете, что специализируетесь в различных направлениях, то предоставьте подтверждения этому в виде выполненных работ.
3. Допустим, что у Вас порядка тысячи выполненных работ, но это не значит, что их все нужно представлять. Заказчики тоже люди, и давить на них информацией не стоит. Оптимальным будет размещение 15 работ для каждого направления.
4. Просите своих заказчиков, которые остались довольны выполненной работой, оставлять комментарии, отзывы. Рейтинг биржи – это хорошо, но отзывы от реальных заказчиков порой играют ключевую, решающую роль.
И в конце статьи, чтоб вы закрепили полученную информацию, приведу пример хорошего портфолио, и неудачного. Когда наочно видишь ошибки, то легче понять о чем идет речь.

Грамотное портфолио вы найдете здесь:

http://freelance.ru/users/Sersh/

Достоинства представленного образца:
Имеющиеся работы являются лучшими и свежими
В каждом направлении можно найти от 2-х до 6-ти проектов
Вместе со статьями имеются скриншоты
Представлены грамотное название и тщательное описание проектов Страницы выглядят аккуратно
Имеется аватар (фотография работника)
Представленное портфолио вполне можно использовать в качестве образца для оформления собственного электронного портфолио.

Скачать Книгу:


Вариант портфолио, которое требует определенной доработки:

http://weblancer.net/users/asvQn/portfolio/

Недостатки этого портфолио:
Очень мало работ (особенно свежих)
Нет скриншотов, превью
Отражены не все основные направления работы (к примеру, нет работ с текстами)
Представленное портфолио требует значительного улучшения и устранения перечисленных выше недостатков.