Краткая биография андрея рублева. Краткая биография Андрея Рублёва самое главное

Искусства. К сожалению, про жизнь этого удивительного человека известно не так много, информации катастрофически не хватает, кроме того много работ Рублева не сохранилось до наших дней.

Дата рождения Рублева доподлинно не известна, историки называют либо 1360, либо 1370 годы. Местом его рождения считается центральная Россия, если быть более конкретны, то он родился в землях Московского княжества.

Исходя из происхождения фамилии (Слово Рублев, скорее всего, происходит от слова рубель, которое обозначает инструмент для накатки кожи), можно предположить, что Андрей сын ремесленника.

В 1405 году в летописях появляются упоминания об Андрее Рублеве. Летопись гласит, что в это время, в Москве нужно было расписать Благовещенский собор Кремля, и поручено это было Феофану Греку, мастеру Прохору, а также чернецу Андрею Рублеву.

Исходя из этой записи, можно предположить, что Андрей был монахом, а имя, с которым он вошел в историю, было получено при постриге. Считается, что он принял постриг в Троицком монастыре, настоятелем которого был Никон, ученик .

Роспись Благовещенского собора Московского Кремля была утрачена. Зато сохранились несколько икон работы Андрея Рублева, которые он писал именно для этого Собора.

Опять обратимся к летописи. В летописании имя Андрея относится к 1408 году. Рублев с занялся росписью Успенского Собора во , которые сохранились. Владимирский Успенский Собор прекрасный архитектурный и религиозный памятник, уникальности которому добавляет тот факт, что его роспись - единственная роспись Рублева, сохранившаяся до наших дней.

В росписи Успенского Собора, особое внимание следует уделить фреске «Страшный суд». Рублев имел свой взгляд на религиозные сюжеты. И грозную, как было принято сцену, он представил иначе. Страшный суд превратился в праздник, в торжество справедливости.

В 20ых годах 15 века, Рублев занимался росписью Троицкого собора . К сожалению, эта работа тоже безвозвратно утрачена. Последней работой русского иконописца стала роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, и как не парадоксально, и эта роспись тоже утрачена.

К авторству Андрея Рублева принадлежит замечательная икона - «Троица». «Троица» считается одним из шедевров не только русского искусства, но и мирового. Смотря на «Троицу» сложно не заметить виртуозную работу кисти русского мастера. Ему удалось показать душевную гармонию трех светлых душ, ведущих друг с другом безмолвные беседы.

В 1551 году, уже после смерти Рублева, прошел Стоглавый собор, на котором его иконопись была названа образцовой. Потомки по достоинству оценили творчество иконописца. Рублев творил в эпоху перемен. В жизни русского человека наступали большие перемены. освободилась от татаро-монгольского гнета, и общество жило надеждами на прекрасное, светлое будущее. Он же помогал обществу, верить и надеяться, своими иконами и фресками.

Говорят, что Андрей был человеком набожным и кротким. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу, творчеству и своим думам. Умер он в 1430 году, 29 января в Андрониковом монастыре. В 1988 году Андрей Рублев был причислен к лику святых. День памяти Андрея Рублева 17 июля.

В 20 веке интерес к творчеству Андрея Рублева, его жизни и деятельности сильно возрос. Благодаря деятельности различных реставраторов - альтруистов, мы, и сегодня, можем насладиться творчеством Великого .

Искусство иконописи анонимно. Принято считать, что рукой мастера, создающего священный образ, управляют небесные силы, и результат работы зависит не столько от опыта, знания колористики и теории композиции, сколько от искренности, благочестия и духовного просветления. В наши дни такое отношение к иконописи не популярно, однако в Древней Руси оно было принято повсеместно. Тщеславие и профессиональная гордость были здесь неуместны, и художники никогда не подписывались под своими произведениями. В результате, имена многих талантливых мастеров прошлого канули в небытие, и сегодня мы помним лишь тех, кто оставил особенный след в истории и культуре. Среди них Алипий Печерский, Феофан Грек и, конечно, Андрей Рублев.

Мастер выразительной композиции, живого, одухотворенного образа, преподобный Андрей Рублев стоял у истоков национальной иконописной школы Руси. Гений художника был признан уже при его жизни, о чем свидетельствуют древние летописи, а в 1551 году патриархи Стоглавого Собора повелели «писать с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев», что означало признание творчества мастера эталоном. На протяжении последующих веков его произведения оставались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.

О жизни Андрея Рублева известно гораздо меньше, чем о его творчестве. Считается, что художник родился между 1340-1360 годами в Московском княжестве, в семье потомственных иконописцев. В период между 1357 и 1373 годами он стал послушником при Спасо-Андрониковом монастыре, где принял постриг и получил монашеское имя Андрей. Мирское имя его неизвестно, можно предположить только то, что оно также начиналось с «А». Не сохранилось упоминаний и о семье мастера. Подпись «Андрей Иванов сын Рублев» на одном из дошедших до наших дней образов прямо указывает на имя отца художника. Однако, по мнению экспертов, данная икона является поздней и явно поддельной, что дает основание усомниться в правдивости этой информации.

Первое письменное упоминание об Андрее Рублеве относится к «Троицкой летописи» 1405 года, где сообщается о росписях домовой церкви князя Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского. Согласно летописи, над созданием иконостаса работали Феофан Грек, Прохор-старец (Прохор из Городца), а также «чернец Андрей Рублев». Упоминание имени Рублева последним означает, что он был младшим в артели, однако, сам факт привлечения художника к совместным работам с виднейшими мастерами того времени говорит о том, что на момент создания росписей он уже имел и признание, и известность. В 1408 году Рублев снова попал на страницы «Троицкой летописи», которая сообщала о начале восстановления Успенского Собора во Владимире, разрушенного и сожженного ордынскими завоевателями. Согласно летописи, росписи храма произвели «мастеры Данило Иконник да Андрей Рублев». Упомянутый здесь Данило Иконник, также известный как Даниил Черный, снова значится первым, что может свидетельствовать о его большей опытности и мастерстве. Интересно, что он был соавтором Андрея Рублева и во многих последующих работах. В 1427-1428 годах они, совместно с другими художниками артели, участвовали в росписях Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря.

Как складывалась творческая судьба Андрея Рублева, и с какого момента он решил посвятить себя иконописи, доподлинно не известно. Сведения о жизни художника очень скудны, а датировка (равно как и атрибуция) многих его произведений сопряжена со значительными сложностями. Участие Рублева в реставрации домовой церкви Василия Дмитриевича в 1405 году явно указывает на то, что к этому времени он уже был сложившимся мастером. При этом, самые ранние из известных сегодня икон были написаны им в течение 1410 годов, когда художнику было уже за пятьдесят. Среди них наиболее известны «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» (все – из коллекции Государственной Третьяковской галереи). Возможно, что к этому десятилетию относится и всемирно известный шедевр «Троица», которая, по одной из версий, была создана в 1411 году. Ранние же работы художника, датированные 1390-1410 годами, практически неизвестны, а их атрибуция спорна.

Искусство Андрея Рублева складывалось под влиянием иконописной традиции Московского княжества, в атмосфере широкого национального подъема второй половины XIV – начала XV веков, что оказало большое влияние на его мировосприятие. Очевидно, что он был знаком с художественным наследием Византии и, по всей видимости, учился у Феофана Грека. Уникальность творчества мастера заключается в том, что он, фактически первым, сумел отойти от догмата греческой иконописи, оставаясь, тем не менее, в рамках классической иконографии. Обладая тонкой художественной интуицией, он привнес в иконопись живописное начало, возродил античные принципы композиции, ритма, пропорции и гармонии. По эмоциональному наполнению его произведения представляют новое понимание духовной силы и нравственной красоты. Место величественных и статичных образов, свойственных византийской традиции, заняли новые, одухотворенные и живые. Они обладают глубоким духовным содержанием и, вместе с тем, вполне человеческими чертами: характером, чувствами, настроением. Таковы три иконы из деисусного чина, найденные в 1918 году в Звенигороде: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас». Все работы были выполнены в 1410 годах, и входят в число немногих известных произведений Рублева, авторство которых не ставится под сомнение. Наиболее примечателен «Спас». Образ Христа динамичен и преисполнен внутренней жизни, черты его лица выразительны, взгляд прям и задумчиво-проницателен. Язык этой работы лаконичен и монументален. Здесь нет ничего лишнего. Формы трактованы обобщенно, силуэт ясно подчеркнут, а цветовая гамма, построенная на выразительных контрастах, сдержанна и, в то же время, сложна. Это произведение является прекрасным примером того творческого живописного начала в иконописи, которое принесло Рублеву славу при жизни и почитание среди потомков.

Подобный подход характерен и для монументального творчества автора. Знаковым произведением здесь является фресковая композиция Страшного суда, занимавшая западную сцену Успенского собора во Владимире, расписанного Рублевым в соавторстве с Даниилом Черным в 1408 году. Сохранившиеся фрагменты позволяют представить, сколь необычным было это произведение в глазах современников иконописца. Вместо исполненной напряжения сцены Божьего суда, ощущения ужаса перед страшными карами, свойственных данному сюжету, Рублев передал настроение просветления и всепрощения. Композиция лишена напряженности, вместо этого она преисполнена грациозного артистизма. Гамма произведения легка, линии музыкальны, а фигуры выразительны и полны внутренней жизни. При этом фреска гармонично связана с интерьером храма: подчеркивая плоскости стен, она усиливает впечатление легкости архитектуры.

Творческая карьера Андрея Рублева, подтвержденная известными сегодня работами, насчитывает едва ли больше 20 лет. В 1427 году (по другой версии – в 1430) художник скончался во время эпидемии чумы в Спасо-Андрониковом монастыре, где выполнил свои последние фрески – росписи Спасского собора. К сожалению, эта работа, как и многие другие, не сохранилась до наших дней. На склоне жизни Рублев был почитаемым мастером и, судя по всему, имел множество учеников. В последующие годы его наследие стало образцом для художников московской школы и, в конечном итоге, легло в основу национального направления православной иконописи. С годами имя Андрея Рублева, в отличие от многих его современников, не было забыто. С XVI века иконописец почитался как местночтимый святой, а в 1988 году он был официально канонизирован Православной церковью в лике преподобного.



В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ


Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»


В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В выставочных залах Российской академии художеств - Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА

Вы бывали когда-нибудь в великой Третьяковской галерее? Нет, сходите. А если были, то наверно ваш осмотр начинался с искусства древних русских – иконописи. И среди них нельзя не заметить самую знаменитую икону – «Троицу». Этот великий шедевр исполнил монах Андрей Рублёв. Есть ещё ряд икон, но их совсем немного. Не снимешь же его живопись с храма Московского Кремля.

А вообще про Андрея Рублёва известно крайне мало. Неизвестно когда он родился, но зато известна точная дата его смерти. Неизвестно сколько он за всю свою жизнь успел создать своих работ и сколько их погибло так и не дойдя до нас. Многие иконы искусствоведы не могут конкретно отнести к его рук дела. И тут их можно понять, потому что большинства своих работ он делал совместно с кем либо. И потому может возникнуть путаница, и как результат неверный адресант работы.

Допускают только то, что вероятно он жил в Троицком монастыре, там же он стал монахом. Известно, правда, первое упоминание о нём в 1405 году. В этом упоминание писалось, что он как раз в это время украшает иконами и фресками благовещенский собор в Московском Кремле да не один, а с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

Его имя на этом упоминании стоит в самом конце, так как он был самый молодой и по чину, и по возрасту. Работал он и во Владимире в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным. То, что они сделали во Владимирском Успенском соборе, теперь хранится в Третьяковской галерее, причём самые ценные из икон.

С Даниилой Чёрным они работают и в храме Святой Троицы в Троицком монастыре. Три года они работали над фресками и иконами. Вскоре умирает Чёрный и тогда Андрей направляется снова в Москву, в Андроников монастырь. Там то, предположительно около 1428 года он создаёт свою легендарную икону Спаса, которая находилась в церкви Спаса на территории монастыря.

Повторюсь, не много сохранилось, но и того что осталось для нас, потомков, вполне хватит, чтобы понять, каково было совершенно искусство Рублёва. Почти все его работы хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Самая известная его работа «Троица» долгое время находилась над гробницей Сергия Радонежского. Сейчас её стараются сохранить и стараются не испортить. Потому эту работу держат под стеклом и мало того, внутри рамы создан свой особый микроклимат, который лучше не нарушать, иначе последствия будут неотвратимы.

В своём искусстве он соединял две традиции – аскетизм и классическую гармонию византийской манеры. Его работы кажутся какими-то мягкими, какими-то радушными. Это явно заметно, если сравнить работы византийских мастеров и то, что делал Рублёв. Сюжеты как бы одинаковы, но мастерство разное и совершенно иное. Благость, именно благость в ликах всегда привлекает нас в его работах.

Скончался преподобный всё в том же Андрониковым монастыре 29 января 1430 года. Умер мастер, а его работы продолжили жить за него. Многие его иконы только лишь в 20 веке были либо полностью, либо частично отреставрированы. «Спас» его и вовсе случайно обнаружили рестовраторы во Владимире. В то время эта находка наделала много шуму. В начале 70-х годов 20 века другой Андрей по фамилии Тарковский ставит фильм «Андрей Рублёв» или «Страсти по Андрею». Тарковский сделал уникальный фильм, который рассказывает нам о Рублёве и о том времени, в котором он живёт и показывает какова разница между миром искусства и миром реальности. Фильм настолько получился сильным по своему содержанию, что советские чинуши запретили его практически сразу и положили на полку на долгие годы.

Про Андрея Рублёва писали и говорили много. Мало того, его причислили к лику святых в 1988 году и стали праздновать его день.

Алексей Васин

А. Рублев - очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров.

Родился великий мастер своего дела примерно в 1360 году, на то время в Московском княжестве. Но к сожаления, из его биографии нам мало что известно, осталось только его творчество. Бытует мнение, что он учился художества в Византии и Болгарии. С именем Андрей был принят в монастырь. Настоящего имени не сохранилось.

Впервые о нем было написано в летописи примерно в 1405 году. Делалось сообщение, что он участвовал в росписи Благовещенского собора в Московском кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о великом умении росписи икон. Второй раз в 1408 году было о нем сообщение в летописи, когда Рублев участвовал в росписи Успенского собора. В скорости у него появились свои ученики и помощники.

К сожалению, умер от чумы в 1430 году (это единственная точная дата с биографии Рублева), но до этого успел поучаствовать в росписи Спасского собора, о чем и говорит летопись. В памяти верующих, он известный благодаря своей иконе "Троица" и фреске "Страшный суд"(где традиционная грозная сцена превращается в торжество Божественной справедливости). Ему также приписывают выполнения книжных миниатюр.

В память об этом великом человеке в Спасо - Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущенная почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия назван в его честь.

Его творчество

Биография Андрея Рублёва о главном

Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”. Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность. Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.

Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году. Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья. Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.

Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.

Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора. А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.

Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.

Его творчество

Интересные факты и даты из жизни