Методы лечения депрессии в различных направлениях психотерапии. Психотерапия при лечении депрессии

Стресс и проблемы – неизбежные спутники нашего существования. Нельзя пройти по жизни
весело и беззаботно. Так или иначе, каждый из нас сталкивается с потерей близкого человека, несправедливостью, предательством, финансовым кризисом, болью и прочими невзгодами. В конце концов, все мы смертны…

Поэтому полностью избежать депрессии невозможно. Никому. Примерно так же, как нельзя избежать попадания в организм вируса гриппа во время эпидемии, когда им болеют все вокруг.

Но в норме иммунитет человека быстро расправляется с болезнетворным вирусом. Так же и психика: в норме она должна владеть ментальными, эмоциональными и прочими инструментами для полноценного выхода из депрессивного штопора.

В противном случае депрессия может перерастать в болезнь, превращая жизнь в постоянный мини-ад. А это уже совсем ненормально. Так быть не должно.

Как распознать депрессию?

Вообще, существует более 200 различных сочетаний симптомов, которые подпадают под диагноз «депрессия» (согласно МКБ-10 и DSM-IV). Но всех их объединяет 2 главные характеристики:

  • устойчивое грустно-подавленное настроение (2 недели и более);
  • утрата способности получать удовольствие.
  • Все это обостряется в зависимости от погоды и от времени года.

И если вы наблюдаете у себя или у кого-то из близких эти проявления, очень вероятно, что вы имеете дело с настоящей депрессией. Более точный результат вам может дать тест А.Бека на депрессию . Не поленитесь, пройдите его.

Первая ловушка депрессии («Это не поможет…»)

Обратите внимание на данные статистики.

  • около 10% взрослого населения страдает тяжелыми и около 5% – более легкими формами депрессивных расстройств;
  • у 10 – 12% больных депрессия переходит в хроническое заболевание;
  • всего 1 из 5 страдающих острой депрессией обращается за профессиональной помощью;

Почему люди мучаются, не предпринимая даже попыток найти облегчение? А это особенность протекания любой депрессии! Ее, можно сказать, первая «ловушка».

Жертвам депрессии всегда кажется, что их поглотил хаос неотвратимых обстоятельств, и поэтому они уверены в бессмысленности каких бы то ни было действий. «Зачем это все нужно? Все равно ничего не поможет», – вот типичный образ мыслей, который охватывает больного при депрессии.

Так вот, знайте, что это заблуждение – главная ловушка депрессии. Современная психотерапия располагает замечательными инструментами, которые позволяют обучиться эффективно справляться с депрессией и жить полной, счастливой жизнью.

Вторая ловушка депрессии («возьми себя в руки, тряпка»)

Сами страждущие, а также их родственники, часто бывают легко обмануты депрессией, ошибочно принимая симптомы депрессии за каприз, лень и нежелание «взять себя в руки».

Что характерно, многие психотерапевты также находятся во власти этого заблуждения. Вот только у них оно выглядит по-другому. Больной, дескать, получает выгоду от своего состояния. Мол, ему выгодно ничего не делать, лениться и т.д.

Это крайне вредные мысли и для родственников, и для психологов. К тому же, это совершенно не так! Люди с депрессией и рады бы сделать что-то, но попросту НЕ МОГУТ. Состояние депрессии крайне затрудняет принятие решений, по-настоящему парализуя сознание и поведенческую сферу.

ЗАПОМНИТЕ: НИКТО НЕ ХОЧЕТ НАХОДИТЬСЯ В ДЕПРЕССИИ!

Поэтому психолог не должен строить химер о «выгоде» от депрессии. Лучше уж позаботиться о том, чтобы предложить направление, куда двигаться, а также практические способы по выходу из состояния депрессии. Да так, чтобы у клиента хватило сил сделать это.

Третья ловушка депрессии («а может, лучше выпить таблетку?»)

Таблетки – совсем не выход. И речь вовсе не о побочных эффектах, указанных в аннотации к лекарству.

Врач, прописывающий антидепрессанты, говорит своему пациенту следующее: «А теперь подождем, когда лекарство накопится в нервных волокнах, и тогда посмотрим, оказалось ли оно эффективным…». Это очень опасная позиция терапевта и вот почему.

Клиенту на уровне подсознания дается информация о том, что лечение может принести положительные результаты без всякого его участия. А это очень близко к утверждению: «Твои усилия все равно не повлияют на ситуацию, в которой ты сейчас находишься».
Парадоксально, но такая психотерапия при депрессии может ухудшить (и часто ухудшает!) состояние больного, так как усиливает наиболее неблагоприятный аспект депрессии – ощущение беспомощности и потери контроля .

Что представляет собой депрессия на самом деле?

Депрессия – это результат ошибок в восприятии, мышлении, поведении и стиле жизни. Сами же ошибки – результат недостатка навыков:

  • как обрабатывать поступающую информацию правильно;
  • как принимать зрелые решения;
  • как формировать отношения здоровым путем;
  • как обращаться с собой, своим телом;
  • как эффективно регулировать свое эмоциональное состояние.

Пример. Познакомились парень и девушка. Они обменялись телефонами. Однако девушка так и не дождалась звонка. И если она склонна к депрессии, то скорее всего, начнет интерпретировать это событие. Например, станет задавать себе вопросы: «Что со мной не так?», «В чем я допустила ошибку?», «Почему меня никто не любит?». Заметьте, начался анализ, анализ, анализ… Верчение вещей вокруг да около, вместо принятия эффективного действия.
Затем склонные к депрессии люди «автоматически» создают мнение о событии, которое ранит их самих же. Так, девушка вполне может ответить самой же себе: «Наверняка, это случилось потому, что я слишком толстая…», «Я не интересная, и вообще, не заслуживаю любви».
А дальше организм пытается снять появившийся душевный дискомфорт. Едой. Появляются лишние килограммы, что укрепляет уверенность в своей непривлекательности и подрывает самооценку еще глубже.
Естественно, это приводит к избеганию общения с другими парнями. И изолируясь в созданном ею же самою мини-аду, девушка укрепляется в собственной ничтожности. Дискомфорт увеличивается еще сильнее, девушка не знает, что делать… Депрессия набирает обороты.

Если провести «работу над ошибками», то мы можем увидеть, из чего на самом деле состоит депрессия у девушки:

И это далеко не все ошибки восприятия, мышления и психики, которые приводят к депрессии. На настоящий момент мы можем выделить целых 30 составляющих депрессии.

Но суть вовсе не в количестве. Просто мы должны принять тот факт, что существует правильное и неправильное мышление. Первое позволяет жить счастливо, второе приводит к депрессии. И каждый должен найти свою «правильную» программу действий. Или психотерапевт должен ему помочь сделать это.

Признаки эффективной психотерапии депрессии

Существуют методы, с помощью которых относительно легкую депрессию лечат долгие годы или даже десятилетия . Без шуток.
Но, к счастью, существуют намного более быстрые и эффективные методы. Вот их основные черты:

  • дружат с реальностью и здравым смыслом . Мы рекомендуем в панике бежать из кабинета психотерапевта, который использует в своей речи слова и фразы: «карма», «торсионные поля», «Вселенная», «Шамбала», «энергия рода».
  • направлены на будущее, а не в прошлое . И если вы с психотерапевтом говорите о вашей маме, бабушке или событиях детства больше, чем о вас (в настоящем или в будущем), трижды подумайте о целесообразности прохождения такой терапии.
  • учат навыкам, а не ищут «скрытый смысл» ваших поступков, снов и т.д . Отсюда и любовь действительно хороших психологов к несколько абсурдным домашним заданиям.
  • нацелены на изменение, а не на анализ и философствование . Если ваш психолог упорно избегает отвечать на вопросы: «Как?», а вместо этого охотно пускается в размышления на тему: «Почему?», – значит, что-то с вашим психотерапевтом не то.
  • структурированы, директивны и имеют план . Психотерапия депрессии успешна не тогда, когда психолог через каждые 4 минуты спрашивает: «Вы хотите поговорить об этом?», или: «Что вы чувствуете?». Это довольно глупые вопросы, не так ли? Специалист должен действительно знать, что делать, а также: а) уметь вселить надежду; б) быть способным настоять на своем. Иначе победа достанется депрессии.
  • включают учебно-образовательные моменты . Для начала важно хотя бы знать, как правильно себя вести, мыслить, воспринимать информацию, чтобы не усугублять депрессию. Осведомлен – значит вооружен.

- Заключение -

Стресса в жизни человека становится все больше. Может, поэтому во Всемирной Организация Здоровья убеждены, что к 2020 году депрессия станет вторым самым распространенным заболеванием современной цивилизации [

Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Писаревский К.Л.

Депре́ссия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое состояние, характеризующееся депрессивной триадой:

Снижением настроения;

Утратой способности переживать радость (ангедония);

Нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Прежде чем начать использовать техники, убедитесь, что форма вашей депрессии не является органической. В данном случае, вам сможет помочь врач - психотерапевт. Органическая или эндогенная депрессия это та депрессия, которая вызывается физиологическими причинами. Например: болезни щитовидной железы или печени, могут вызвать одну из форм эндогенной депрессии. Если же вы исключили для себя органическую форму, то используйте приемамы описанные ниже. Однако, важно помнить о том, что максимально эффективную помощь, вам может оказать только профессионал.

Первое. Задайте себе вопрос. Для чего мне нужно избавиться от депрессии? Для того чтобы что? Формулируйте свой ответ не с позиции мотива, чтобы уйти от, а говорите себе о том, к чему вы хотите прийти. Например: здоровье, работа, деньги, друзья, семья и т.д. Перечислите для себя эти цели. Задайте себе вопрос: насколько они реалистичны? Если нужна корректировка, скорректируйте их.
Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия, а с другой стороны, он получает так называемые блага от той формы поведения, в которой он находиться будучи в депрессивном состоянии. Это все происходит на бессознательном уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться общаться. Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так. Именно выгоды и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.
Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно цвета? Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили - отлично. Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами. Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину. Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили, хорошо. После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько времени вы были вместе. Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна для того, чтобы..................................................(перечислите все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь, настало время вам расстаться и вы можете самостоятельно двигаться по жизни. Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите как она меняет свой цвет и форму. Наблюдайте за тем, как она медленно медленно исчезает из вашего поля зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого была ваша депрессия.

Четвертое. Ресурс. Подумайте о том, какого качества вам не хватает для того, чтобы начать полноценно двигаться по жизни. Что это за ресурс? Это может быть жизненная энергия, чувство уверенности в себе, и т.д. Представили, хорошо. После этого представьте себе этот ресурс в виде некого образа, сгустка энергии или предмета, который находиться перед вами. Обратите внимание на то, какой он формы, объема, цвета. Приглядитесь к нему внимательнее. Обратите внимание на то, что вы чувствуете глядя на этот ресурс. Что вам хочется сделать? После этого, позвольте этому ресурсу войти в ту часть вашего тела, где раньше находилась депрессия. Разрешите ему раствориться в вашем теле и отметьте для себя то, что вы чувствуете теперь? Ощутите это прилив новой энергии и побудьте в этом состоянии несколько секунд.
Пятое. Целеполагание. Представьте себе, чего вам хочется достичь в жизни. Это может быть ваша профессиональная реализация, семейные отношения, хобби и т.д. Выберите только одну цель для одной проработки. Представьте ее в образе картинки, фильма или череды картинок. Представили? Отлично. Теперь увидьте себя со стороны, достигшей этой цели. Обратите внимание на детали. Увидьте себя настолько отчетливо, насколько вы это можете. Что вы делаете, что это за место и время, кто вас окружает? Представили? Хорошо. Теперь побудьте в этом состоянии, позволяя вашему бессознательному раз за разом проигрывать эту ситуацию. Обратите внимание на ощущения в вашем теле. Если чувствуете, что необходима корректировка цели - сделайте и повторите упражнение опять.
Желаю вам успехов на пути к личностному росту.


Депрессия

Психотерапия депрессий

III . Помощь при депрессиях

Современный подход к лечению депрессий предполагает комбинацию различных методов - биологической терапии (медикаментозной и не медикаментозной) и психотерапии.

Медикаментозное лечение

Назначается пациентам с легкими, умеренными и тяжелыми проявлениями депрессии. Необходимым условием эффективности лечения является сотрудничество с врачом: строгое соблюдение предписанного режима терапии, регулярность визитов к врачу, подробный, откровенный отчет о своем состоянии и жизненных затруднениях.

Антидепрессанты.

Правильная терапия позволяет в большинстве случаев полностью избавиться от симптомов депрессии. Депрессия требует лечения у специалистов. Основным классом лекарственных препаратов для лечения депрессий являются антидепрессанты. (см. антидепрессанты) В настоящее время существуют различные препараты этой группы, из них трициклические аптидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) и используются уже с конца 50-х годов. В последние годы число антидепрессантов значительно увеличилось.

Основными преимуществами антидепрессантов новых поколений являются улучшение переносимости, уменьшение побочных действий, снижение токсичности и высокая безопасность при передозировке. К новым антидепрессантам относятся флуоксетин (прозак, профлузак), сертралин (золофт), циталопрам (ципрамил), пароксетин (паксил), флувоксамин (феварин), тианептин (коаксил), миансерин (леривон), моклобемид (аурорикс), милнаципран (иксел), миртазапин (ремерон) и др. Антидепрессанты являются безопасным классом психотропных лекарственных препаратов при правильном их применении согласно рекомендации врача. Доза препарата определяется индивидуально для каждого пациента. Необходимо знать, что терапевтический эффект антидепрессантов может проявляться медленно и постепенно, поэтому важно позитивно настроиться и ждать его появления.

Антидепрессанты не вызывают привыкания и развития синдрома отмены в отличие от препаратов класса бензодиазениновых транквилизаторов (феназепам, реланиум, элениум, тазепам и др.) и широко используемых в нашей стране корвалола, валокордина. Кроме того, бензодиазепиновые транквилизаторы и фенобарбитал, входящие в состав корвалола и валокордина при длительном применении снижают чувствительность к другим психофармакологическим средствам.

Основные этапы терапии.

Определение тактики лечения: выбор антидепрессанта с учетом основных симптомов депрессии у каждого пациента, подбор адекватной дозы препарата и индивидуальной схемы лечения.

Проведение основного курса терапии, направленного на уменьшение симптомов депрессии вплоть до их исчезновения, восстановление прежнего, свойственного пациенту уровня активности.
Проведение поддерживающего курса терапии в течение 4-6 и более месяцев после общей нормализации состояния. Этот этап направлен на профилактику обострения заболевания.
Что обычно мешает проведению медикаментозного лечения:

Неправильное представление о природе депрессии и о роли медикаментозного лечения.
Распространенное неверное представление о безусловном вреде всех психотропных препаратов: возникновение зависимости от них, отрицательное влияние на состояние внутренних органов. Многие пациенты уверены, что лучше страдать от депрессии, чем принимать антидепрессанты.
Многие пациенты прерывают прием при отсутствии быстрого эффекта или же нерегулярно принимают лекарства.
Важно помнить, что проведены многочисленные исследования, подтверждающие высокую эффективность и безопасность современных антидепрессантов. Урон, наносимый депрессией эмоциональному и материальному благополучию человека, по тяжести несопоставим с незначительными и легко устранимыми побочными эффектами, которые иногда возникают при применении антидепрессантов. Следует помнить, что терапевтический эффект антидепрессантов нередко наступает только через 2-4 недели после начала приема.

Психотерапия

Психотерапия (см. Психотерапия) является не альтернативой, а важным дополнением к медикаментозному лечению депрессий. В отличие от медикаментозного лечения психотерапия предполагает более активную роль пациента в процессе лечения. Психотерапия помогает больным развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисными ситуациями, не погружаясь в депрессию.

В лечении депрессий как наиболее эффективные и научно обоснованные зарекомендовали себя три подхода: психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия и когнитивная психотерапия.

Согласно психодинамической терапии, психологической основой депрессии являются внутренние бессознательные конфликты. Например, желание быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку, помощь и заботу от других людей. Другим типичным конфликтом является наличие интенсивного гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда добрым, хорошим и сохранять расположение близких. Источники этих конфликтов лежат в истории жизни пациента, которая становится предметом анализа в психодинамической терапии. В каждом индивидуальном случае может быть свое уникальное содержание конфликтующих переживаний, и поэтому необходима индивидуальная психотерапевтическая работа. Цель терапии - осознание конфликта и помощь в его конструктивном разрешении: научиться находить баланс независимости и близости, развить способность конструктивно выражать свои чувства и сохранять при этом отношения с людьми. Поведенческая психотерапия направлена на разрешение текущих проблем пациента и снятие поведенческих симптомов: пассивность, отказ от удовольствий, монотонный образ жизни, изоляцию от окружающих, невозможность планирования и вовлечения в целенаправленную активность.

Когнитивная психотерапия представляет собой синтез обоих вышеназванных подходов и соединяет в себе их преимущества. Она сочетает работу с актуальными жизненными трудностями и поведенческими симптомами депрессии и работу с их внутренними психологическими источниками (глубинными представлениями и убеждениями). В качестве основного психологического механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается т.н. негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных больных рассматривать все происходящее с ними в негативном свете. Изменение такого способа мышления требует тщательной индивидуальной работы, которая направлена на развитие более реалистичного и оптимистичного взгляда на себя, на мир и на будущее.

Дополнительными формами психотерапии депрессий являются семейное консультирование и групповая психотерапия (но не любая, а специально направленная на помощь депрессивным пациентам). Их привлечение может оказать существенную помощь в лечении и реабилитации.

Что обычно препятствует обращению за психотерапевтическрой помощью?

Низкая информированность людей о том, что такое психотерапия.
Страх посвящения постороннего человека в личные, интимные переживания.
Скептическое отношение к тому, что "разговоры" могут дать ощутимый лечебный эффект.
Представление о том, что с психологическими трудностями нужно справляться самому, а обращение к другому человеку является признаком слабости.
В современном обществе психотерапия является признанным, эффективным методом помощи при различных психических нарушениях. Так, курс когнитивной психотерапии значительно снижает риск повторения депрессии. Современные методы психотерапии ориентированы на краткосрочную (10-30 сеансов в зависимости от тяжести состояния) эффективную помощь. Вся информация, которую психотерапевт получает на сеансе, строго конфиденциальна, и остается в тайне. Профессиональный психотерапевт специально подготовлен к работе с тяжелыми переживаниями и трудными жизненными ситуациями других людей, он умеет их уважать и оказывать помощь в совладании с ними. У каждого человека в жизни бывают ситуации (например, такие как болезнь), с которыми он не может справиться самостоятельно. Умение обратиться за помощью и принять ее является признаком зрелости и рациональности, а не слабости.

Помощь близких людей в преодолении депрессий

Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии.

В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:

Помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в ко e м случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его пессимизм и отчаяние. Нужно уметь сохранять определенную эмоциональную дистанцию, все время напоминая себе и больному, что депрессия - это преходящее эмоциональное состояние
исследования показали, что депрессия особенно неблагоприятно протекает в тех семьях, где делается много критических замечаний в адрес больного. Старайтесь дать понять больному, что его состояние - это не его вина, а беда, что он нуждается в помощи и лечении
старайтесь не концентрироваться на болезни близкого человека и привносить положительные эмоции в свою жизнь и в жизнь семьи. По возможности старайтесь вовлечь больного в какую-то полезную активность, а не отстранять его от дел
Пособие для пациентов
Составлено в Московском НИИ психиатрии МЗ РФ

Кандидат психологических наук А.Б. Холмогорова
Кандидат медицинских наук Т.В. Довженко
Кандидат психологических наук Н.Г. Гаранян

» Депрессивные расстройства

Альфрид Лэнгле

Психотерапия депрессивных расстройств
в современном экзистенциальном анализе.
Принципы и основные направления

Фрагмент книги Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.

Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии - депрессии. В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В процессе лечения пациенты должны обрести новую почву, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки (главным образом в процессе терапевтических отношений и переживания грусти). Эта цель предполагает ряд подготовительных и сопровождающих действий, направленных на то, чтобы размягчить, «растопить» затвердевшие в депрессивном страдании блокирующие структуры психики и открыть Person для процесса изменения.

1. Экзистенциальное понимание депрессии

С точки зрения экзистенцанализа, депрессия - это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни. Депрессия как расстройство психики имеет более или менее выраженную (первичную или вторичную) соматическую часть. Помимо этого она наносит вред персональному измерению, влияя на позиции и установки в отношении как внешнего мира, так и внутреннего, а также на способность к принятию решений, на духовное переживание мира и себя самого. Таким образом, депрессия затрагивает все измерения человека: телесное, психическое и персональное.

Специфическим в депрессивном расстройстве является то, что соотнесение с реальностями мира и с самим собой (прежде всего, с телом) как таковое остается практически ненарушенным. Основное расстройство касается персонального измерения. Утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл. То, что обычно радовало человека, что переживалось им как приятное, вызывающее интерес, блекнет, утрачивает краски. Этот феномен известен в психотерапии как «негативная аффицируемость » (negative Affizierbarkeit“). Его экзистенциальным аналогом выступает обеднение «духовной пищи» и утрата способности переживать ценности. Речь идет о содержаниях, благодаря которым наша жизнь обретает полноту, вызывая ощущение ее исполненности. Эти содержания делают для нас привлекательными наши отношения, порождая желание сохранять их как можно дольше. Ценности оказывают оживляющее, укрепляющее и питающее воздействие как на Person, так и на психику человека в целом (Längle , 2003a). Благодаря переживанию ценности устанавливаются отношения с глубокой структурой экзистенции - с самой жизнью. В своей основе депрессия - это неудача, которую потерпел человек в постижении ценности жизни.

Итак, можно сказать, что при депрессии нарушаются отношения с фундаментальной ценностью жизни, способность чувствовать и переживать ее.

Терапия депрессии

Экзистенциально-аналитическая терапия депрессии должна начинаться на всех уровнях (Frankl , 1982 a,b; Längle , 1991): на уровне отношений, на когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном уровнях, и это осуществляется сегодня во многих психотерапевтических подходах. Нас более всего интересует экзистенциальное ядро.

a) В экзистенциальном анализе при лечении депрессии особое внимание уделяется терапевтическим отношениям . Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Активное обращение к пациенту и его беде, эмпатическое вчувствование важны потому, что общение с терапевтом представляет собой новое соприкосновение с жизнью, благодаря которому пациент может согреться, и застывшие нормативные структуры смогут «оттаять». Таким образом, рядом с терапевтом пациент обретает возможность возобновить отношения с жизнью. Терапевт становится словно бы представителем самой жизни, при этом, благодаря активному обращению в процессе терапии, он в большей степени идет навстречу пациенту, чем на это способна реальная жизнь в ситуации депрессивного отступления.

b) Обращение к настоящему и разделение задач. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позволяющих установить близость с жизнью, все его отношения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта. Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование в конкретных условиях повседневности. Структура дня, фазы покоя, сон заслуживают особого внимания со стороны терапевта, поскольку все эти моменты способствуют разгрузке пациентов. Особенно важно выяснить, обращается ли, относится ли пациент эмоционально к тому, что делает (Längle , 1997; Nindl , 2001). Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью.

c) Работа над когнитивными структурами и неправильной атрибуцией. Этотшагне является специфическим для экзистенцанализа . Речь идет о раскрытии и осознании «замкнутых кругов мышления» - генерализаций, обобщений типа «всегда », «никогда », «все » и т.д., приводящих к истощению.

d) Мобилизация персональных ресурсов и упражнение в определении своей позиции. Здесьиспользуются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персональной способностью - находить и занимать собственную позицию.

Самодистанцирование (Selbst-Distanzierung) (Frankl , 1982a, b):

  • в отношении чувств (например, «сейчас чувства заморожены, но я не позволю этому состоянию определять мое поведение»);
  • в отношении ожиданий (например, ожидания чувства непременной радости от того, что человек что-то делает).

Мы пытаемся разработать с пациентами персональные способы обращения с негативными чувствами и такими тягостными состояниями, как отсутствие радости. Это важно, поскольку в обычных условиях радость помогает нам, обозначая области, где мы оказываемся ближе всего к жизни. Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В результате может происходить постепенное нарастание, эскалация негативного : человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возможность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период «черно-белого кино» (метафора депрессии) ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появятся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитивных знаниях (первая фундаментальная мотивация ), на интуитивном ощущении, что правильно, а что - нет (третья фундаментальная мотивация ), но не на дефицитарном чувстве (вторая фундаментальная мотивация ). Таким образом пациент освобождает себя от ожиданий позитивных эмоций и вместе с тем от разрушительного чувства, что он должен радоваться, но не может. Разрыв заколдованного круга «депрессия через депрессию» - важный элемент терапии депрессии (работа над позицией).

Самопринятие (Selbst-Annahme )

Здесь речь идет о том, чтобы всерьез отнестись к тому, что делаешь, или оказаться от этого дела. Важна установка, что само совершаемое действие тоже имеет ценность, которая, скорее всего, более значительна, чем кажется. Депрессивные пациенты склонны обесценивать все собственное (дела, результаты своих действий, достоинства и пр.) либо или воспринимать как норму («так и должно быть»), при этом они утрачивают открытость по отношению к ценности, которой реально обладают.

Например, если кто-то говорит, что любит рисовать, но рисованием почти не занимается, а постоянно сидит перед телевизором, то это может означать, что просмотр телепрограмм для человека на данном этапе важнее, чем рисование, однако он сам этого не осознает. Если собственная ценность определяется для человека перфекционистскими представлениями о себе как о художнике, то такого рода времяпрепровождение неизбежно приведет к фиаско («я не состоялся как художник...»). В подобных случаях в лечении депрессии речь должна идти о том, чтобы способствовать самопринятию человека и положить конец приступам порой ежедневного самообесценивания. Депрессивный человек полагает, что он не занимается важным, а тратит время на несущественное: ведь с точки зрения культуры, гораздо важнее рисовать, заниматься искусством, а то, что он делает сейчас, ровным счетом ничего не стоит. Однако не представляет ли телевидение для находящегося в депрессии человека особую ценность? Возможно, благодаря этому источнику информации у него возрастает чувство близости к реальной жизни, в результате чего ощущение одиночества теряет прежнюю остроту? И не является ли эта ценность экзистенциально более значимой, чем общепризнанная, но не способная согреть душу?

Если какая-либо ценность является реальным основанием для предпочтения определенного действия, то ежедневно будет происходить реальная оценка, заставляющая отдать ему предпочтение. Между тем, занятие позиции по отношению к этому реальному оцениванию у депрессивного человека, как правило, отсутствует или же оценивание не соотносится с той возможной ценностью, которой обладает «неправильное действие», поскольку ригидное нормативное мышление ничего подобного не допускает. Когда же человек открыто признает возможную ценность отвергаемого действия, происходит примирение с самим собой, и стресс, связанный с обесцениванием, уходит.

Персональное нахождение позиции (Personale Positionsfindung - PP ) (Längle , 1994b):

Цель данного метода заключается в том, чтобы перевести депрессивную «первичную эмоцию» в «интегрированную эмоцию» (Längle , 2003b). Эта попытка осуществляется с помощью трех шагов, каждый из которых кратко представлен ниже типичными вопросами:

PP1 - позиция по отношению к внешнему миру («позиция вовне»): Что реально происходит? Это действительно так? Откуда я об этом знаю?

PP2 - позиция по отношению к внутреннему миру («позиция внутрь»): Если это действительно так, что я утрачу? Мог бы я выдержать это хотя бы один раз ?

PP3 - позиция в отношении позитивного: О чем для меня идет речь в этой ситуации? Что для меня лично является важным, ценным в более широком жизненном контексте?

e) Переработка чувства, что ты потерпел неудачу. Следует обнаружить неспособность что-либо сделать и, начав отсюда, пройти по депрессивным ощущениям вплоть до позитивного ядра, благодаря чему негативное превращается в позитивное: «Имеется ли сильная сторона в том, что я считаю слабостью?» - «Действительно ли то, что я считаю неспособностью, является таковым, или же там тоже есть возможность Постоять За Себя?». Благодаря такой работе происходит понимание интенций поведения и устанавливаются отношения с собственной жизнью.

Например, на прием приходит пациентка с депрессивным расстройством. Поводом для визита послужило то, что она недавно снова оказалась на что-то «не способна». Она приняла приглашение своих подруг посидеть за чашкой кофе, дошла до дома одной из них, где они решили встретиться, уже собиралась нажать на кнопку звонка, но в последний момент вдруг передумала и вернулась домой. Там она закрылась от всех и предалась депрессивным переживаниям и мыслям. Она ощущала себя ни к чему не способной неудачницей. Это чувство еще более усиливалось из-за того, что она даже не позвонила подругам, чтобы извиниться.

«Неспособность сделать что-то» мы прорабатывали, используя феноменологический подход: что двигало ею, когда она решила принять приглашение и пойти к подруге? По какой причине она не нажала на кнопку звонка? Почему не позвонила подругам, возвратившись домой? Мы стремились обнаружить скрытую ценность ее действий. В результате поиска выяснилось, что в тот момент, когда она должна была нажать на кнопку звонка, ею завладело чувство, что она не может встретиться с подругами, потому что находится в состоянии депрессии. Она подумала, что лишит их радости, если придет с таким настроением. Теперь ей стало понятно, что повернулась и ушла она из благих побуждений - хотела защитить подруг. Иными словами, она вернулась домой из-за любви к близким людям. Благодаря пониманию собственных намерений исчезло чувство неспособности, неудачливости. И по отношению к своим депрессивным ощущениям она теперь находилась в персональной позиции. Своим, казалось бы, нелепым поступком она следовала ценности, которая была для нее чрезвычайно важной: оказать подругам дружескую услугу, не омрачать им радость встречи, не взваливать на них тяжесть своих проблем. Пациентка ушла с сеанса с чувством облегчения и по-своему растроганной. В дебрях депрессивных чувств она смогла встретить и принять себя.

f) Перебработка чувства вины и конкретизация ответственности. Депрессивное чувство вины определяется, с одной стороны, диффузным чувством ответственности, в котором нужно прояснить реальное содержание, истинную ответственность или фактическую вину. С другой стороны, оно исходит из завышенных представлений о ценности , которые также требуют критического отношения и пересмотра.

Кроме того, депрессивный человек склонен заполнять «пустоты ответственности », поэтому он предъявляет чрезмерные требования к себе и тем самым способствует возникновению фрустрации. Никто не может быть ответственен за чувства других людей, например за то, счастливы или несчастливы мать или отец. Однако депрессивный человек чувствует себя ответственным и одновременно неспособным что-либо сделать и виноватым, тем самым нагружая и истощая себя.

g) Работа над отношениями. Упражнение в принимающей установке по отношению к ценностям. Девиз: «Ежедневно делать что-то хорошее для себя!». Отвергающая, обесценивающая позиция по отношению к себе и связанная с этим утрата отношений с собственной жизнью должны быть пересмотрены и переработаны. Благодаря ежедневному упражнению, конкретным решительным действиям приобретается новый жизнеутверждающий опыт.

Для осуществления этой программы на практике пациенту предлагается следующий тезис: «Ничто не может быть хорошим, если оно не хорошо также и для меня». На этом этапе проводится работа с блокадами ценности, с восприятием ценности, с травматизациями или потерями. Недостаток витальности при эндогенной депрессии требует особого подхода в лечении, для чего в экзистенцанализе разработаны специальные шаги (Frankl , 1983). Важна также способность замечать и предотвращать истощение, соответственно пациент учится принимать профилактические меры.

h) Глубокая терапия, направленная на восстановление способности переживать фундаментальную ценность, процесс переживания грусти как главное условие терапии депрессии. Подготовительная работа на уровне ценностейпредваряет глубинный уровень экзистенциально-аналитической терапии. На этом уровне работа с пациентом заключается в том, чтобы вскрыть и сделать ощутимым то, что привело к выстраиванию негативной установки по отношению к жизни. Она делится на фазы гнева, грусти и мобилизации ресурсов путем дальнейшей проработки отношений и ценностей пациентов (Längle , 1993).

Очевидно, что если пациента спросить о том, хорошо ли, что он есть, и какое чувство у него вызывает вопрос «Нравится ли тебе жить? », это затронет болезненные стороны его жизни. Самую глубокую точку экзистенциально-аналитической терапии депрессий мы видим в том, чтобы заложить основу для новой установки пациента в отношении жизни. При этом очень важно помочь ему осознать, что эта новая установка вытекает из источника персональной жизни, который зарождается в предчувствии и чувствовании Бытия здесь.

Можно считать, что цель достигнута, если мы приходим к «Да» по отношению к жизни, - позиции, занятой не на рациональной, но на глубоко прочувствованной эмоциональной основе. Такое обретение персональной позиции происходит вслед за пониманием ценности жизни, навстречу которой пациент может вновь открыться. Он получает к ней доступ благодаря новым установкам и опыту. И тогда на основе нового решения он может подняться над депрессивными чувствами, ибо депрессия в нашем понимании - это утрата экзистенциальной фундаментальной мотивации и активного компонента персонального действия. Самое главное, что болезненные переживания заставляют забывать о том, насколько важно и необходимо обращение к жизни и жизненным ценностям. Вновь обрести эту способность помогает переживание грусти, а порой - гнева. Благодаря этим чувствам человек снова начинает ощущать в себе силу жизни: приносящую облегчение силу слез или укрепляющую и защищающую силу агрессии.

3. Терапия суицидальности

Работу с суицидальностью подробно описывает в своей всеобъемлющей книге Т. Ниндль (Nindl, 2001).

Суицидальность - часто встречающийся при депрессии феномен. Если представить себе, что человек на протяжении длительного времени вынужден жить под невыносимым грузом депрессии, утрачивая силы, страдая от неспособности действовать, от ощущения дефицита, недостатка чего-то, от чувства вины, утратив желания и радость жизни, перспективы и надежду, то суицидальные тенденции можно понять. С экзистенциально-аналитической точки зрения мы рассматриваем желание лишить себя жизни как симптом, который соответствует внутренней установке по отношению к жизни. Если учесть, что депрессивный человек оценивает свою жизнь, как ни на что не годную, как обузу для других, и потому - как источник непреодолимой вины, тогда суицидальность кажется логичным следствием и даже честным выражением переживания. Эта негативная оценка собственной жизни (в экзистенцанализе мы называем ее «негативной фундаментальной ценностью ») ведет не только к негативным чувствам, но и к персональной установке, которая содержит в себе решение против жизни. Поэтому суицидальность сама по себе - не болезнь, а решение человека, принятое в связи с болезнью. Решение осуществить то, что он думает и чувствует, то есть последовать за своей психической реальностью и своим убеждением. Это акт, который представляется ему истинно нравственным внутри рамок его отношений.

Существуют три основания, которые могут удержать депрессивного человека от саморазрушительного намерения: позитивная внутренняя установка по отношению к жизни, страх и недостаток силы. Последнее особенно характерно для середины тяжелых депрессивных фаз. Поэтому суицидальность в острой форме чаще всего проявляется в начале и в конце депрессивной фазы, когда у пациента достаточно силы, чтобы реализовать свое намерение. В конце фазы риск особенно высок, потому что в это время суицида никто не ждет, - ведь чисто внешне пациент чувствует себя лучше: негативные чувства в значительной степени отступили, активность и предприимчивость стали заметнее. И все же отсутствует основное - подкрепление утверждающей установки по отношению к жизни. Отступают видимые внешне депрессивные чувства и недостаток активности, но в глубине по-прежнему сохраняется и действует мрачная, отвергающая жизнь установка.

Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к жизни как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубокого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том , что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соответствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение - это установка, общее решение в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспоминаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, - это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

Другая форма внутренней позитивной установки по отношению к жизни коренится в вере. Это понимание ценности жизни, которое основано не только на особом субъективном опыте, но также и на откровении, божественном знании. И все же в этом случае терапевту следует быть внимательным: вера, которая не покоится на собственном опыте и не связана с воспоминаниями о позитивной ценности жизни, не всегда может выдержать давление и груз депрессии.

Наконец, скрытой формой позитивной внутренней установки является отказ от суицида из-за недостатка мужества. В этом чувстве «трусости», как пациенты называют свою установку в типичной самообесценивающей и аутоагрессивной манере, феноменологически обнаруживается неуверенность, сомнения, скрытая надежда, непризнанный импульс в отношении того, что в конце концов жизнь могла бы быть чем-то хорошим, или же, что она по своей природе неприкосновенна. За таким определенным и категорическим решением часто можно натолкнуться на содержание переживания, значение которого превышает любую логику и аргументацию. Терапевтам важно увидеть и учесть то, что скрывается за такими словами, потому что тогда они смогут лучше помочь пациенту в раскрытии его персональности.

В терапии суицидальности важно следующее:

a) предложить и проработать с пациентом понимание ситуации;

б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

a) Терапевт приглашает пациента поговорить о его желании совершить суицид, о его намерениях или планах. Поскольку здесь речь может идти о скрываемых намерениях, необходима эмпатическая формулировка, которая поможет пациенту либо услышать и принять вопрос, либо обойти скрываемое им намерение. Например: «Я хорошо понимаю положение, в котором вы сейчас находитесь. Вы несете огромный груз... И я допускаю, что в такой ситуации может исчезнуть желание жить, вплоть до того, что появляется мысль... вообще покончить с жизнью... Не возникает ли у вас такого чувства?» - Таким образом, пациент может почувствовать себя понятым и в случае согласия реагировать с облегчением. Помимо прочего, такое понимание укрепляет отношения с терапевтом.

Если пациент не испытывает подобных импульсов и чувств, то этот запрос в любом случае не причинит вреда. Некоторые терапевты боятся, что такой вопрос негативно повлияет на пациента или даже приблизит его к суициду. Человек, не имеющий суицидальных намерений, даже если он находится в состоянии депрессии, может воспринять этот вопрос скорее как вызов занимаемой им позитивной позиции в отношении жизненной ситуации и ответит что-нибудь вроде: «Моя ситуация не настолько тяжела!»

Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреагирует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикаментозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла. Тогда следует ожидать, что пациент с возмущением отвергнет это предположение.

Каким же образом можно распознать опасность диссимуляции ? С этой целью В. Франкл еще в 20-е годы предложил метод, который широко применяется и сегодня (Frankl , 1982a). В то время он возглавлял отделение, где находились суицидальные пациентки. Накануне их выписки он должен был оценить риск того, что они могут совершить суицид. Он разработал краткую технику опроса, с помощью которой можно было с необходимой точностью оценить опасность диссимуляции. Вопросы косвенно центрировались вокруг того, как пациент соотносится со смыслом. Автор метода опирался на следующее наблюдение: если пациент видит смысл в своей жизни, то это уменьшает риск суицида, если же он такого смысла не видит, то ничто не сможет его удержать. Смысл - важное вспомогательное средство (hilfsmittel), ресурс, позволяющий преодолеть суицидальность.

Обнаружение скрытой суицидальности начинается, как уже отмечалось, с расспроса о возможных суицидальных тенденциях. Если пациент намерен диссимулировать, то он будет стараться рассеять сомнения терапевта: «Нет, таких мыслей у меня нет... Такое никогда бы не пришло мне в голову... Не стоит беспокоиться!» и т.п. При подобном ответе возможную диссимуляцию поможет раскрыть вопрос, на первый взгляд, неожиданный: «Почему бы вы этого не сделали? Что дает вам такую уверенность?» В случае диссимуляции пациент обычно удивляется, начинает заикаться: «Нет, скорее - нет, я этого не сделаю, не беспокойтесь, будьте уверены, я этого не сделаю...!» Диссимуляция распознается на основании того, что человек не может соотнестись со смыслом и задать некое конкретное содержание. Если же пациент не диссимулирует, он спокойно приводит свои аргументы, например, говорит: «У меня есть семья... есть та или иная задача... я не хотел бы делать это, зная, как будет страдать жена... из страха перед Богом...» и т.д.

б) Пациентов с суицидальными намерениями спрашивают, могут ли они пообещать , что ничего с собой не сделают. Не рекомендуется задавать вопрос общего характера: «Вы можете пообещать, что не убьете себя?» Большинство людей не смогут дать такое обещание. Вопрос должен быть более конкретным и рассчитанным на определенный временнóй интервал: «Можете ли вы пообещать мне, что в этом месяце (или на этой неделе) не причините себе вреда?» В тяжелых случаях вопрос должен быть еще более узким: «Можете ли вы пообещать мне, что завтра мы снова увидимся?»

В острых и особо острых случаях единственное содержание, которого может касаться обещание, - отношения между терапевтом и пациентом, а не возможный поступок. «Можете ли вы пообещать мне, что в любом случае свяжетесь со мной, если ваши мысли будут вращаться вокруг самоубийства? Можете ли вы пообещать, что позвоните мне, если поймете, что не сможете больше гарантировать, что ничего с собой не сделаете? Пообещайте мне, что в таком случае вы наверняка позвоните, будь то ночь или день, прежде чем решитесь на этот поступок». Необходимо скрепить это обещание рукопожатием, при этом открыто посмотреть друг другу в глаза. Если пациент стремится избежать рукопожатия (или оно некрепкое), если он избегает взгляда, то следует настоять, чтобы скрепление договоренности прошло нормально. Если больной пойдет на это, то можно гарантировать с большой вероятностью, что он не нарушит своего обещания. Такое обещание имеет большой вес, ибо тяжело умирать с нарушенным обещанием!

в) Если получить от пациента обещание не удается, то ситуацию следует рассматривать как критическую, как имманентный суицид. В таком случае нельзя оставлять пациента одного. Рекомендуется госпитализация. Если это невозможно, то следует организовать социальную сеть из заслуживающих доверия лиц, которые в состоянии взять на себя ответственность и гарантировать, что они проявят бдительность. Будет фатальной ошибкой отправить пациента домой, не убедившись в том, что он там ему будет обеспечен надежный присмотр (при этом нельзя полагаться только на заверения пациента!).

4. Профилактика депрессии

Рассмотрим еще несколько пунктов, касающихся предотвращения депрессии и психогигиены.

a) Экономия и восстановление сил (уход за силами) . Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствительным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе, во время вождения автомобиля, даже в процессе мытья посуды поздно вечером после рабочего дня. Такие стрессовые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражительности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, т.к. отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

b) Медикаменты. К уходу за силами и, таким образом, к области первого фундаментального условия исполненной экзистенции («первая фундаментальная мотивация» - Längle , 1992b; 1999), относится также использование медикаментов. Продолжительный прием антидепрессантов, а также лития - проверенное средство профилактики депрессии.

c) Уход за ценностями. Для сохранения радости жизни и жизненной силы, важно уделять внимание тому, что нравится. Фундаментальное чувство - хорошо, что ты живешь, что ты есть на свете - должно сохраняться и по возможности усиливаться. Для этого важен опыт, который ведет человека к отношениям с ценностями. Имеется в виду следующее:

  • Ухаживать за приятными переживаниями, понимая, что там, где радость, - там жизнь. Недостаточно знать, что было бы полезно, нужно также переживать это и делать .
  • Наслаждаться ценностями переживания , уделять им время, обращаться к ним.
  • Ухаживать за отношениями.
  • С вещами, которые важны для человека, обращаться как с ценностью - это культура жизни.
  • Ухаживать за телом, больше двигаться, заниматься спортом. Обращать внимание на хорошее физическое самочувствие. Для чувств тело – как воск для пламени свечи.

d) Обращение к жизненным препятствиям , к тому, что отнимает у человека жизнь:

  • Задать себе вопросы относительно причины нагружающих чувств (Belastende Gefühle ) и обсудить их с другими.
  • Начать грустить , если грусть отсутствует.
  • Обратиться к разочарованиям и потерям , принять чувство, связанное с неудачей или отказом. Если обращение к этим жизненным препятствиям отсутствует, то душа держится за то, что отрицается разумом, а это неизбежно приведет к депрессии.

e) Бережное использование времени. Время - это всегда время жизни. Благодаря бережномуиспользованию времени человек обращает внимание на любовь к собственной жизни. Конкретно это означает: по возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второстепенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

f) Специальная работа над установками. Депрессивный человек склонен к установке подчинения, особенно в начале депрессии. Ему свойственно приспосабливаться, чтобы «заслужить» ценную близость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надлежит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрессивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя. Работа с установками желаний :желания таят в себе опасность латентной пассивности. Человек отдан желаниям, если он ожидает, что их выполнят другие. Из-за фиксации на желании обладать чем-то, чего у него нет, человек переживает дефицитную сторону жизни значительно сильнее. Основное правило гласит: желания хороши до тех пор, пока сохраняется возможность отказаться от них. Работа над установкой самоуважения : для сохранения или роста самоуважения важно чувствовать проявления неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение. Если оно есть, то в качестве профилактики важно поговорить об этом.

Литература

  1. Distelkamp Ch. (1987) Existenz in der Depression. In: Längle A., Funke G. (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 15-19.
  2. Frankl V.E . (1982a) Ärztliche Seelsorge. Wien: Deuticke.
  3. Frankl V.E. (1982b) Psychotherapie in der Praxis. Wien: Deuticke.
  4. Frankl V.E. (1983) Theorie und Therapie der Neurosen. München: Reinhardt.
  5. Kühn R. (1987) Auch Schwermut ist Noch-Mut. Versuch einer phänomenalen Einübung. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3, 20-25.
  6. Längle A. (1984) Das Seinserlebnis als Schlüssel zur Sinnerfahrung. In: Sinn-voll heilen. Viktor E. Frankls Logotherapie - Seelenheilkunde auf neuen Wegen. Freiburg: Herder, 47-63.
  7. Längle A. (1986) Existenzanalyse der therapeutischen Be­ziehung und Logotherapie in der Begegnung. In: Längle A (1986) (Hg) Die therapeutische Beziehung. Tagungsbericht der GLE 2, 1 (von 1985). Wien, GLE-Verlag, 55-75.
  8. Längle A. Funke G. (Hg) (1987) Mut und Schwermut. Existenz­analyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3, 2 (von 1987). Wien: GLE-Verlag.
  9. Längle A. (1987a) Depression oder Selbst-Pression? Existenz­analytische Grundstrukturen und Therapie psychogener und noogener Depressionsformen. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 94-128.
  10. Längle A. (1987b) Mut und Schwermut. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3/87, 9-14.
  11. Längle A. (1987c). Recenti sviluppi dei metodi logoterapeu­tici. In: Lineamenti per una Classificazione delle psicoterapie a cura di Luigi Peresson. Edizioni CISSPAT, Padova, 111-118.
  12. Längle A. (1988) Was ist Existenzanalyse und Logotherapie? In: Längle A (Hg) Entscheidung zum Sein. V. E. Frankls Logotherapie in der Praxis. München: Piper, 9-21.
  13. Längle A. (1990a) Existential Analysis Psychotherapy. In: The Internat. Forum Logotherapy, Berkeley, 13, 1, 17-19.
  14. Längle A. (1990b) A Case History in Existential Analysis Psychotherapy. In: The Intern. Forum for Logotherapy, Berkeley, 13, 2, 101-106.
  15. Längle A. (1990c) Anmerkungen zur phänomenologischen Haltung und zum Wirklichkeitsbegriff in der Psychotherapie. In: Längle A (Hg) Selbstbild und Weltsicht. Phänomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. Wien: GLE-Verlag, 44-46.
  16. Längle A. (1990d) Methode der existenzanalytischen Psychotherapie. In: Zeitschr. f. klin. Psychopath., Psychother. 38, 253-262. En español: La terapia analitico-existencial, ejemplificada a traves de una entrevista. In: Logoteoria, Logoterapia, Logoactitud. Revista de la Sociedad Argentina de Logoterapia, Buenos Aires, Mayo 1990, 16-21.
  17. Längle A. (1991) Depressive Verstimmung und Persönlichkeit, depressives Verhalten. Eine Fallstudie zur Interaktion von Psychopharmaka und existenzanalytischer Psychotherapie. In: Danzinger R (Hg) Psychodynamik der Medikamente. Interaktion von Psychopharmaka mit modernen Therapieformen. Wien/New York: Springer, 47-54.
  18. Längle A. (1992a) Der Krankheitsbegriff in Existenzanalyse und Logotherapie. In: Pritz A, Petzold H (Hg) Der Krankheitsbegriff in der modernen Psychotherapie. Paderborn: Junfermann-Verlag, 355-370.
  19. Längle A. (1992b) Was bewegt den Menschen? Die existentielle Motivation der Person. Öffentl. Vortrag, Tagung der GLE in Zug/CH, 3. 4. 1992; publ..: Die existentielle Motivation der Person. In: Existenzanalyse 16, 3, 1999, 18-29.
  20. Längle A. (1993) (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE. S. 38-58.
  21. Längle A. (1994a) Existenzanalyse und Logotherapie. In: Stumm G, Wirth B (Hg) Psychotherapie - Schulen und Methoden. Eine Orientierungshilfe für Theorie und Praxis. Wien: Falter-Verlag, 187-192.
  22. Längle A . (1994b) Personale Positionsfindung. In: Bulletin der GLE 11, 3, 6-21.
  23. Längle A. (1997) Burnout - Existentielle Bedeutung und Möglichkeiten der Prävention. In: Existenzanalyse 14, 2, 11-19.
  24. Längle A. (1998). Ursachen und Ausbildungsformen von Aggression im Lichte der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse 15, 2, 4-12.
  25. Längle A. (1999) Existenzanalyse - Die Zustimmung zum Leben finden. In: Fundamenta Psychiatrica 12, 139-146.
  26. Längle A. (2000) Depression. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer
  27. Längle A. (2003a) Wertberührung - Bedeutung und Wirkung des Fühlens in der existenzanalytischen Therapie. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 49-76.
  28. Längle A. (2003b) Zur Begrifflichkeit der Emotionslehre in der Existenzanalyse. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 185-200.
  29. Lleras F. (2000) Existenzphilosophie. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer.
  30. Nindl A. (2001) Zwischen existentieller Sinnerfüllung und Burnout. Eine empirische Studie aus existenzanalytischer Perspektive. In: Existenzanalyse 18, 1, 15-23.
  31. Pieringer W. (1993) Zum Methodenstreit in der Psychotherapie. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 119-132.
  32. Tellenbach H. (1993) Phänomenologische Analyse der mitmenschlichen Begegnung im gesunden und im psychotischen Dasein. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 88-102.
  33. Tutsch L. (1987) Existenzphilosophie und Depression. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 52-61.
  34. Winklhofer W. (1987) Psychiatrie und Existenzanalyse der Depression: «Vom Katecholaminstoffwechsel zur noetischen Dimension.» In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 38-51.

Научная редакция А.С. Баранникова, Г.А. Петровой.

Первичная эмоция - первое спонтанное, нерефлексируемое чувство. Интегрированная эмоция - обработанное непосредственное впечатление, соотнесенное с общей структурой значимых ценностей. - Прим научн. ред.

© Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.
© Публикуется с разрешения издательства

Психотерапия представляет собой некоторое воздействие на психическую деятельность человека, основной задачей которого является лечебный эффект.

Психотерапия при депрессии может выступать как самостоятельный способ борьбы с заболеванием. Но может применяться и в комплексном лечении наряду с медикаментозной терапией.

Механизмы реализации

Целью психотерапии при депрессии является устранение симптомов заболевания. По иерархическому критерию выделяют несколько уровней подобной психотерапии:

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • психический;
  • неврологический;
  • вегетативный;
  • соматосистемный;
  • соматоорганный.

Как правило, механизм депрессии настолько сложен, что включает все вышеуказанные уровни. Но степень проявления каждого из них строго индивидуальна. По этой причине и программа психотерапии выстраивается исходя из каждого конкретного случая.

Медицинская наука не стоит на месте. На сегодняшний день открыто множество новых механизмов. В результате специалисты пришли к выводам о значимости гуморальной и эндокринной регуляции в вопросах возникновения, развития и устранения депрессивных проявлений.

Варианты форм и методов психотерапии разнообразны. Специалист выбирает необходимую модель, руководствуясь несколькими принципами:

  • определением нозологической картины пациента, ориентируясь на генетическую карту болезней, которые могли спровоцировать депрессию;
  • выявлением личностных особенностей пациента;
  • концентрацией на наиболее выраженном уровне проявления симптомов;
  • личностной работой психотерапевта в вопросе профессиональной идентификации;
  • методологией и концептуальными возможностями науки относительно эффективности психотерапии в конкретном случае.

Психотерапия предполагает воздействие на трех уровнях:

На психическом уровне
  • Работа проводится посредствам информационного воздействия.
  • Пациент получает от специалиста информацию, которая является для него абсолютно новой или старой, но в совершенно иной интерпретации.
  • На этом уровне важен эмоциональный компонент.
  • В случае разрозненности в эмоциональном и когнитивном плане преподносимая информация искажается или полностью блокируется для восприятия.
  • Воздействие на психическом уровне имеет своей целью устранение единичных симптомов депрессии.
  • В некоторых случаях можно добиться личностных изменений на уровне изменения особенностей реагирования.
На психофизиологическом уровне
  • Воздействие этого уровня предполагает применение свойств анализаторов на основании построения обратной связи.
  • В работу включаются рефлекторные механизмы, а также особенности поведения и физиологии.
На нейровегетативно-соматическом уровне
  • Для этого воздействия характерно включение рефективных и соматических направлений.
  • В обязательном порядке подключается эмоциональное подкрепление.
  • Как правило, подобная работа проводится в виде тренинговых занятий.

Идеальным вариантом является программа психотерапии, включающая постепенный переход от одного уровня воздействия к другому.

Этапы

Традиционно психотерапия при депрессии включает 4 этапа:

Установление контакта На этом этапе происходит знакомство, обозначается проблема.
Заключение контракта
  • Следующим шагом становится определение специалистом и пациентов цели и задач их совместной работы.
  • Разрабатывается структура, оговаривается конфиденциальность информации, устанавливаются границы, при необходимости затрагивается вопрос об оплате (в частной психотерапии).
Непосредственные сеансы психотерапии Они проводятся в зависимости от потребностей пациента.
Окончание работы
  • По завершении психотерапии обсуждается, достигнута ли цель, решены ли изначально поставленные задачи.
  • Специалист и пациент подводят итоги проделанной работы.
  • Обсуждается вопрос о необходимости поддерживающей психотерапии или переходе на психологическое консультирование.

Структура

Под психотерапевтической структурой следует понимать формальные данные, отражающие условия, в которых осуществляется подобное воздействие:

  • применяемый подход: психодинамический, интегральный, системный;
  • ситуативные особенности: прием в стационаре, амбулаторный прием;
  • форма приема: индивидуальная, групповая, семейная;
  • временные показатели: прием детей обычно составляет до 30 минут; взрослых до 60 минут;
  • периодичность: зависит от используемого метода, может составлять как 5 раз в неделю, так и 1 раз в месяц;
  • продолжительность: может быть как краткосрочной (несколько сеансов), так и долгосрочной (месяцы и даже годы).

Все эти моменты необходимо оговаривать перед непосредственным началом психотерапии. Иначе в ходе работы могут возникнуть путаница и недопонимание.

Основные методы психотерапии при депрессии

Современная наука владеет множеством психотерапевтических методов. Каждый из них имеет свои особенности и применяется при конкретном варианте развития событий.

Аутогенная тренировка

В основе этого метода лежат буддийские практики, целью которых является ознакомление с приемами саморегуляции.

Особая эффективность аутогенных тренировок выявлена при психосоматических и функциональных расстройствах. А вот тревожные пациенты с высоким уровнем мнительности могут только усугубить свое положение, используя подобную методику.

Структура аутогенного метода сводится к следующим постулатам:

  • сложные элементы, включающие самососредоточение и волевой потенциал;
  • аппеллирование к способности выстраивать образ будущего.

В силу указанных особенностей аутогенные тренировки не рекомендованы для подростков. Их должны проводить только опытные специалисты, прошедшие личную психотерапию посредствам аутотренингов.

Арттерапия

Наиболее распространенный и дающий хорошие результаты метод психотерапии. Причем арттерапия может использоваться и как диагностический инструментарий. Универсальная методика, которая может быть применена и как самостоятельная техника, и как дополнительный прием при разных методиках психотерапии.

Включая множество предметов для творческого выражения, арттерапия особенно эффективна при работе с детьми. Применяется при самых различных расстройствах и нее имеет противопоказаний.

Арттерапевтический метод не требует активного вмешательства терапевта. Он позволяет личности раскрыться в творческом плане, вынести свою проблему, обрисовав ее внешними образами и символами, которые не ограничиваются речью и могут быть представлены самым широким видением.

Библиотерапия

Литературные произведения также могут использоваться в психотерапии. Особенность данной техники – это возможность применения в самых разных ситуациях и моделях воздействия.

Выделена следующая классификация библиотерапии:

Этот подход довольно популярен за рубежом. Отечественная наука не применяет его в чистом виде, но используя некоторые элементы, например, массаж и дыхательные упражнения.

Самовнушение

Медитация и молитвенные приемы также относятся к методам психотерапии. Существует масса вариаций подобной техники, которые подчиняются единой схеме: убеждение – внушение – инструкция – подкрепление.

Формулы самовнушения выстраиваются определенным образом и требуют обращения не к проблеме как таковой, а к потенциальным ресурсам и возможностям человека.

Самовнушение дает хорошие результаты и может применяться даже у детей с тревожным симптомом.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия представляет собой целостное и самостоятельное направление в психологии. Специалист синтезирует вербальные и телесные проявления пациента, обобщает их и преподносит своему клиенту как сообщение об неосознаваемых явлениях его психики.

Таким образом, человек получает информацию о своей целостности, а психотерапия приносит свои результаты: посредствам органов чувств, телесных проявлений, поведенческих реакций вырабатывается общая картина целостности.

Гипнотерапия

Данный психотерапевтический метод подразумевает введение пациента в гипнотическое состояние. Других манипуляций специалист не проводит. Пациенту предоставляется возможность самостоятельного наполнения своего сознания.

Гипнотерапия основана на знаниях и приемах гипноза, но выступает самостоятельной техникой ввиду лечебного эффекта, основанного на внешней мотивации пациента и внутренней картины ожидаемых результатов.

Эффект от гипнотерапии имеет достаточно широкий диапазон и отражается как на соматических изменениях, так и на уровне патогенеза.

Длительность, частота и количество сеансов зависит от цели психотерапии и сложности депрессивного состояния.

Гипнотерапия – эффективный метод, но он имеет ряд противопоказаний:

  • активное проявление психотических симптомов;
  • негативные последствия предыдущих сеансов гипноза;
  • наличие психопатий, особенно социальной направленности;
  • акцентуированные соматические расстройства;
  • отказ пациента от гипнотерапии из-за страха;
  • чрезмерный, патологический интерес пациента к гипнозу как таковому.

Особые требования предъявляются и к психотерапевту:

  • достаточная квалификация;
  • осознанный и всесторонний подход к гипнозу;
  • знания основ психотерапии и психосоматики.

Обе стороны процесса – и психотерапевт, и пациент, — должны подойти к вопросу выбора метода со всей ответственностью!

Игровая

Основанная на игре, психотерапия более всего распространена при работе с депрессивными состояниями у детей. Вовлечение ребенка в игру – наиболее эффективный способ обозначить проблему, попытаться выяснить ее причину и найти способы и пути решения.

Разные психологические школы выделяли свое направление в игровой психотерапии:

Игровая психотерапия (А.Фрейд) Представляющая собой метод работы с различными психическими расстройствами у детей, за исключением аутизма.
Недирективная игровая (В.Экслайн) Ориентированная на взаимодействие взрослого и ребенка и предполагающая, что ребенок имеет право самостоятельно формировать свои действия и мысли.
Игровая психотерапия отреагирования (Д.Леви) В основе которой лежит проигрывание психотравмирующей ситуации с целью отражения ребенком негативных эмоций и чувств.
Игровая — построения отношений (Ф.Аллен) При которой ситуация общения терапевта и ребенка выстраивается по принципу «здесь и сейчас», не затрагивая прошлые события.
Контейнирование тревоги (Л. ди Каньо) Метод ориентирован на работу с родителями, чьи дети страдают от тяжелых расстройств.

Игра для ребенка представляет собой ситуацию, которая ему привычна. Дети чувствуют себя комфортно и безопасно, а, значит, открыты для психотерапии.

Музыкотерапия

Метод психотерапии относят еще ко временам древней медицины. Музыкотерапия используется в самых разных психологических техниках борьбы с депрессиями.

Выделяют несколько видов музыки для терапии подобного рода:

  • расслабляющая;
  • тонизирующая;
  • воздействующая на определенные рецепторы.

У детей младшего возраста музыкотерапия чаще используется как компонент в сочетании с танцевальными и ритмическими занятиями, начиная с подросткового возраста может быть использована как самостоятельная техника.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Методика базируется на практических разработках относительно сенсорных модальностей, репрезентативных систем и языковых моделей.

Причем внимание концентрируется не на предшествующем опыте, а на выработке новых навыков и их последующем закреплении.

Техника наводнения

Когнитивная психотерапия рассматривает технику наводнения, как знакомую многим методику вышибания «клин клином» Психотерапевт погружает пациента в ситуацию, вызывающую психотравму, на длительный период (не менее часа).

Целью этой техники является включение креативных стимулов и вытеснение поведенческих компонентов, вызывающих страх.

В начале работы психотерапевт оказывает помощь и поддержку пациенту, в ходе терапии происходит постепенное отстранение и переход на самостоятельное воздействие.

Оперантное обусловливание

Работа основана на выведении проблемы и поиске позитивных стимулов для подкрепления положительного результата.

Методика наиболее эффективна при расстройствах в поведенческом аспекте, но результат снижается, если таковые проблемы являются следствием нарушенных межличностных отношений или эмоционального дисбаланса.

Позитивная

Данный вид психотерапии основан на представлении болезни не только с негативной стороны, но и с позитивной. Психическое нарушение – это показатель того, что разрушается конфликт, проявляется односторонняя форма переработки ситуации.

Особенно эффективна позитивная психотерапия при психосоматических расстройствах, т.к. сочетает в себе психологические и медицинские знания.

Поэтическая

Поэтическая лаконичность и некоторая ритмичность поэзии позволяет пациенту взять на себя главную роль в психотерапии. Используются приемы не только прочитывания стихов, но и развития творческого потенциала в плане самостоятельного сочинительства.

Поэтическая психотерапия не имеет ограничений и может быть использована даже в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Каждый метод психотерапии при депрессии может выступать как самостоятельная техника, а может быть использован как дополнительный прием. Выбор зависит от возраста и особенностей заболевания пациента, а также от квалификации психотерапевта.

В современном мире, наполненном стрессами, каждый второй человек рискует впасть в депрессию. Не каждый может самостоятельно справиться с этим состоянием. В этом может помочь сеанс психотерапии. Её виды и методы направлены на решение индивидуальных проблем каждого человека.

Особенности депрессивного состояния

К сожалению, довольно часто люди стесняются вовремя обратиться к специалисту, пренебрегая сеансами психотерапии при депрессии. Они пытаются самостоятельно пережить нелегкие ситуации: смерть близких, тяжёлые отношения в семье, конфликтные ситуации на рабочем месте. Последствиями могут быть:

  • постоянная апатия;
  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревожное состояние.

Очень важно самому или с помощью близких людей как можно скорее обратиться к врачу, ведь депрессия - это болезнь, которую нужно лечить, разрушающая сначала психическое, а затем и физическое здоровье.

Чем дольше человек находится в депрессии, тем тяжелее ему становится с ней справиться, найти способ её побороть. Опытный специалист после разговора с клиентом и анализа его проблемы определит, какой вид и метод психотерапии необходимо применить.

Прием у специалиста

Психотерапевт лечение депрессии начинает с личного разговора. Опытный психоаналитик при обращении к нему клиента ставит перед собой следующие задачи:

  1. Помочь человеку разобраться в своей проблеме;
  2. Научить его самостоятельно справляться с депрессией;
  3. Объяснить, как жить в стрессовых ситуациях.

Психотерапия при депрессии имеет различные методики. Для того чтобы добиться результата, специалист индивидуально подходит к каждому клиенту. В этом ему помогают:

  • располагающая к беседе обстановка;
  • конфиденциальность беседы;
  • изучение жизни человека;
  • оценка психологических возможностей;
  • работа над поставленной проблемой.

Психотерапевт решает, можно ли справиться с депрессией только с помощью сеансов, или же необходимо также назначить дополнительные препараты. Опытный специалист постарается обойтись без них. Клиент, у которого получается без лекарств справиться с депрессивным состоянием, легче начинает:

  • мыслить позитивно;
  • справляться со своими проблемами;
  • принимать себя любого;
  • справляться со страхом.

Помочь человеку в силах только опытному специалисту, поэтому очень важно найти квалифицированного психоаналитика, который будет действительно стараться помочь, а не просто вытащить деньги с клиента.

Методы лечения

Существует несколько методик психотерапии при депрессии. Рассмотрим самые известные и действенные методы.

Метод реконструктивной терапии зависит от проблемы человека. К нему относится:

Суггестивная терапия . К ней относятся:

  • внушения бодрого состояния;
  • внушение гипнотического сна;
  • внушение наркотического сна;
  • косвенное внушение.

Поведенческая терапия характеризуется следующими особенностями:

  • формирование новой реакции;
  • торможение страха.

Когнитивная психотерапия . При этой методике специалист обучает больного позитивнее смотреть на вещи вокруг, переоценивать свои умозаключения.

Психосинтез - это система, направленная на борьбу с комплексами

Холотропная психотерапия - метод, который позволяет справиться со стрессами путем специального дыхания.

Музыкотерапия - использование музыки в лечении депрессивного состояния.

Библиотерапия - лечение депрессии с помощью книг.

Психотерапия - это наука, которая имеет множество классификаций. Существует несколько ее видов.

Межличностная . Применяется при депрессии, вызванной неумением наладить контакт с окружающими людьми. Человек постоянно ищет виноватых, ругается с близкими, коллегами и другим своим окружением. Специалист помогает:

  • скорректировать отношение с окружающими людьми;
  • научится контролировать агрессию;
  • справляться со стрессом;
  • научиться преодолевать разногласия.

Когнитивно-поведенческая . Требуется, если у клиента низкая самооценка. После сеанса такого вида психотерапии человек начинает:

  • анализировать свои негативные мысли;
  • правильно рассуждать;
  • меньше критиковать самого себя;
  • позитивней смотреть на свои действия.

Психодинамическая. Применяется, если у клиента было тяжёлое прошлое, и он переносит его модель в своё настоящее. В таком случае психоаналитик ставит задачи:

  • помочь клиенту осознать, что все его проблемы остались в прошлом;
  • осознать, что эта модель поведения портит его настоящее.

Применить все разнообразие видов и методик психотерапии в домашних условиях невозможно, поэтому при затяжной депрессии лучше всего обратиться к специалисту. Только квалифицированный психотерапевт сможет разобраться в истинной проблеме человека, подобрать необходимое лечение и помочь научиться жить в ладу с собой и окружающими.