Основные потребности человека.

Человек - существо социальное. Без контакта с другими людьми мы не развиваемся. Еще в середине XX века многочисленные исследования показали, что ребенок, лишенный контакта с матерью, застревает в развитии, в том числе и физиологическом, даже если его физические потребности удовлетворяются.

Каждому человеку, и ребенку в первую очередь, необходимо удовлетворить не только личные базовые потребности в выживании и физической безопасности, о которых говорил Абрахам Маслоу, но и потребности в отношениях. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда ни одной из сторон ничего от другой не надо, тогда взаимоотношений просто не будет.

«Когда здоровые отношения недоступны, детям приходится самим заботиться о себе. Если дети лишены отзывчивых отношений, у них скорее всего сформируется уверенность, что им никто не поможет - ни сейчас, ни в будущем», - считают авторы впервые переведенной на русский язык книги «За пределами эмпатии», в которой подробно разобраны основные потребности в отношениях на примере работы психотерапевта и клиента.

Дефицит - часто неосознанно - отражается на наших каждодневных контактах в обычной жизни. Мы не всегда понимаем, почему сейчас так бурно отреагировали на реплику продавца в магазине или фразу коллеги по работе. И нередко пробел из детства перерастает в зияющую дыру, наполненную пустотой, и мешает выстраивать нормальные взрослые отношения.

И наоборот, когда мы находим то, чего нам так долго не хватало, мы успокаиваемся и чувствуем себя более целостными. Мы можем работать в одной и той же компании много лет, быть в браке долгие годы. Возможно, мы наконец получили то, что нам было так необходимо. А если нет - то продолжаем поиски дальше. Что это же это за базовые потребности в отношениях?

1. Безопасность. Потребность, о которой говорил Маслоу, находит отражение и в отношениях. В них мы стремимся выжить и быть в безопасности. В здоровых отношениях мы можем быть такими, какие есть, не боясь быть непринятыми, не опасаясь потерять любовь и уважение.

Но проявлять себя, показывать свою открытость - рискованно, ведь это означает обнажить свою уязвимость и снять защиту. Каждый хочет быть уверенным, что в этот момент не получит «удар» в ахиллесову пяту - едкое замечание или неожиданное упоминание прежних ошибок и неудач. Именно поэтому в самом начале отношений каждый из нас проводит проверку другого: насколько безопасно пребывание рядом. Нужно быть готовым к тому, что в этот момент проверяют и нас. Можем ли мы гарантировать безопасность со своей стороны?

2. Признание ценности. Нам хочется, чтобы нас ценили, заботились о нас и считали нас достойными. Хотим ли мы быть рядом с теми, кто нас не понимает, не ценит и не уважает? Конечно, полное понимание невозможно - мы и сами себя не всегда понимаем. Возникает вопрос: «Если меня совсем не знают, то как могут признать мою ценность?» Но приблизиться к пониманию можно. Интерес к другому дает возможность узнать его и дать столь необходимое ему признание ценности.

Ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, - важный параметр отношений

3. Принятие. В детстве нам нужно принятие от сильного, стабильного и защищающего взрослого. Мы все, когда были детьми, хотели уважать родителя, наставника, учителя и полагаться на него. «Нам нужно было иметь значимых людей, от кого мы могли бы получить защиту, поощрение и информацию. К сожалению, у многих эта потребность не была удовлетворена», - пишут авторы книги.

Часто от партнера по отношениям мы ждем, что тот будет стабильным и надежным: соблюдать договоренности, отвечать на телефонные звонки, оправдывать наше доверие. Мы хотим быть уверенными, что завтра он будет таким же, как сегодня.

4. Общность. Быть на одной волне с кем-то, ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, - важный параметр отношений. Общность - это то, что иногда не нужно объяснять словами. Это когда мы находимся с людьми, которые разделяют наши взгляды, наш опыт или чувства. Не обобщенное «У всех так бывает», а «У меня тоже так, как у тебя». При этом необязательно, чтобы человек буквально прожил то же самое. Важно, чтобы он почувствовал то же, что и мы.

5. Самоопределение. Даже находясь в отношениях, мы хотим сохранять свою уникальность и получать признание этой уникальности. Это антипод потребности в общности: быть похожим, но в чем-то исключительным.

«Выражение своего самоопределения может быть рискованным делом - слишком частое проявление собственной непохожести наталкивается на неодобрение и насмешки. Такие реакции особенно часто встречаются в детском и подростковом возрасте, когда ровесники настаивают на безоговорочной приверженности негласным правилам группы», - считают авторы книги.

Дети, выросшие в среде конформизма, беспрекословного подчинения правилам и нормам, могут так никогда и не научиться быть самими собой. У таких людей в отношениях будет постоянная потребность быть настоящими и чувствовать, что их ценят и ими восхищаются.

6. Влияние. В любых отношениях мы хотим влиять друг на друга. Мы мечтаем поменять чужой образ мыслей, поведение, эмоциональную реакцию. Нам хочется не только влиять, но и «видеть эффект от этого влияния и знать, что с другим человеком что-то произошло в ответ на наши действия». Здоровые отношения предполагают рост каждого из партнеров. Мы хотим привлечь внимание другого, заинтересовать, повлиять.

Учиться благодарить и принимать чувства другого - важный навык в здоровых отношениях

Часто дети всеми силами обращают на себя внимание взрослых. «Он или она меня не слушает» - наиболее распространенная жалоба психотерапевту на супруга или супругу. Услышать другого - один из способов дать ему понять, что мы чувствуем его влияние на нас.

7. Инициатива от другой стороны. Нам хочется, чтобы инициатива в общении исходила не только от нас. Любые отношения, где кто-то один всегда делает первый шаг, в конечном счете становятся однобокими или даже болезненными. Очень скоро мы начнем сомневаться в том, что по-настоящему интересны другому и что такие отношения стоит продолжать. Иногда мы сохраняем их, но замыкаемся. Если мы не уверены в себе, мы можем начать винить во всем себя и, как крайний случай, «расхотеть» испытывать эту потребность вообще.

«К таким выводам, конечно, редко приходят во взрослом возрасте. Это старые сценарные убеждения, которые могут быть подкреплены и усилены поведением какого-то взрослого в нашей жизни - друга, любовника, сотрудника и даже психотерапевта, если этот человек нечувствителен в нашим потребностям».

8. Выражение любви. Что может быть естественнее, чем чувство любви и привязанности к кому-то, кто знает нас хорошо, уважает, принимает и заботится о нас? «В любых близких позитивных отношениях участники испытывают заботу, любовь, уважение и признательность друг другу», - напоминают авторы книги. Выражение этих чувств - одна из потребностей в отношениях. Ведь то, что мы испытываем по отношению к другому, - часть нас самих, и нам хочется это выразить.

Нередко в отношениях другая сторона препятствует выражению наших чувств, потому что не знает, что сказать в ответ. Мы выросли в атмосфере, где проявлять открыто свои эмоции - будь то радость или гнев - нельзя. И часто на наши открытые добрые чувства отвечают подозрительностью. Учиться благодарить и принимать чувства другого - важный навык в здоровых отношениях.

Материал подготовлен по книге Ричард Г. Эрскин, Джанет П. Морсунд, Ребекка Л. Траутманн «За пределами эмпатии. Терапия контакта-в-отношениях» (Интерсервис, 2018).

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.


Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность.

^ Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

^ Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность.

Потребности связаны с ценностными ориентациями.

^ Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.

Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.

Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

2. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4.Установите соответствие:

Определение

A. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

B. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Г. Индивид.

Д. Индивидуальность.

Е. Личность.

5. Качества личности проявляются в:

1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;

3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.

6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.

7. И человек, и животные способны:

1) использовать предметы природы;

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;

4) осознавать собственные потребности.

8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.

2) Индивидуальность.

3) Личность

A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.

Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.

B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.

Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.

Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.

Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

13. О каком понятии идет речь:

«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».

14. Верны ли следующие суждения?

А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.

Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:

1) особенности внешнего облика;

2) неповторимость внутреннего мира;

3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином

16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:

1) к общению (обмену информацией с себе подобными);

2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);

3) подражанию (усвоению форм поведения других);

4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это

1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд

20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример

1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры

21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?

1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру

22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?

А. Основой человеческого существования является деятельность.

Б. Основой человеческого существования является потребительство.

23. Верны ли следующие суждения о способностях?

А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.

Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?

1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность

25. К специальным способностям относятся

1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные

26. К общим способностям относятся

1) музыкальные 2) умственные

3) технические 4) художественно-творческие

27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?

1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью

28. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

1) биологические

2) социальные

3) духовные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

29. Установите соответствие:

Виды деятельности

Примеры деятельности

1) игровая

2) учебная

3) трудовая

A) решение математической задачи

Б) принятие закона

B) посадка дерева

Г) создание модели из конструктора

Д) выступление певца на сцене

30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

ОТВЕТЫ

4. А-Е; Б-Г; В-Д

8. А-3 Б-5 В-4 Г-1

9. 1-Б,В 2-А, Г, Е 3-Д

13-поведение

15-индивидуальность

16-общение

28. А-4 Б-2 В-1 Г-3 Д-2

Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность - форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.

Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:

  • условия жизни;
  • уровень образованности;
  • культурное развитие;
  • достаток;
  • профессия.

Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.

Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.

Подходы ученых

Изучением потребностей занимались философы древних времен. Первым, кто сумел разложить понятие в виде цельной структуры, считается психолог Америки Абрахам Маслоу. По его идеологии, желания индивида располагаются в виде восходящей лестницы или спирали:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • низшие биологические;
  • высшие духовные.

Иерархическая теория порядка выстраивания желаний описана в трудах психолога.

  • нужда - Л. Брентано;
  • удовлетворения того, в чем появилась нужда, – В. Лежнев;
  • ценность, благо - В. Магун;
  • необходимость - Д. Леонтьев;
  • напряжение - И. Джидарьян;
  • реакция - Й. Шванцер;
  • противоречие между реальностью и необходимостью - Б. Поршнев.

Классификация понятия

Виды потребностей человека по Маслоу делятся на группы:

  • Биологические . Они отличают человека от животного, но в то же время часть биологических желаний одинакова для живых существ: еда, сон, вода.
  • Социальные . Личность пытается найти свое место в жизни, занять его. Для этого приходится приобрести профессию, вырасти в карьерном положении.
  • Духовные . Человек стремится постичь все, что ищет его разум. К духовному относятся желания быть красивым, умным, сильным. Доброта, любовь, дружба - стремления духовной сферы.

Какие потребности человека первичны, какие вторичные определить невозможно. Но понятно, что высший уровень потребностей дает личности больше, чем низшие (животные) желания.

Ценностная ориентация

Обществознание предлагает разобраться, что регулирует поведение разумных существ. Научное понятие, необходимое для изучения, – ценностные ориентации.

Регуляторы поведения - ориентиры, на которые полагается человек. Они основываются на ценностях, к ним стремится человек, движется к их достижению. Ценности - важный ориентир. Что может быть ориентиром:

  • материальный достаток;
  • положение в обществе;
  • результат творчества;
  • постижение духовности.

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 257.