Понятие труда, его роль в жизни общества. Общественная организация труда

В экономической социологии концепт «трудового общества» противостоит концепту «эксплуататорского» (т.е.присваивающего) капиталистического общества, получившего развитие в марксизме. В отличие от марксистского (радикального по определению западных социологов) направления в социологии, капитализм по их убеждению вырастает на так называемой «трудовой» основе, а не на «хищнической, грабительской» основе, которую описал Маркс как процесс «первоначального накопления капиатала».

Макс Вебер первым в ряду социологов подчеркнул важную роль религиозной (а именно «протестантской») этики и значение религиозного обоснования смысла труда для становления капитализма. Именно трудовая этика, сформированная протестантизмом, согласно М. Веберу, стала одной из основ капитализма.

Напряженная активность повседневной жизни, моральная дисциплина, трудолюбие и праведно накопленный (заработанный) капитал – именно эта шкала ценностей как нельзя лучше способствовала становлению новых экономических отношений. Эти ценности легли в основание принципиально нового цивилизационного типа общества, которое позднее западные социологи определили как «трудовое общество».

Для того, чтобы превратить капитал из средства господства и насилия над другими в средство созидания – средство труда и служения – необходимо совершенно иное мировоззрение. И, прежде всего необходимо, чтобы значение высшей ценности, освященной самим Богом, получил экономический труд , то есть всякая продуктивная деятельность, направленная на получение дохода, или законной прибыли. Именно такая, основанная на трудовой аскезе (самоотречении) и рациональном хозяйствовании, экономическая активность была возведена протестантской этикой в ранг религиозного призвания.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XX в., парадигма трудового общества определяла пути развития западной цивилизации.

Осмысливая трансформацию современного капитализма, западные социологи еще в 70-х гг. XX века заговорили о «смерти трудового общества». Современная эпоха с ценностных позиций (в русле социокультурного подхода к развитию общества) все больше рассматривается как переход от трудового типа общества к обществу иного типа («потребительское», или «досуговое»). В качестве иллюстрации характерных черт этого «нового» общества, может быть приведено следующее высказывание: «Идеал мужчины, честного трудяги, зарабатывающего на достойную жизнь, уважаемого в семье и кругу друзей, остался в прошлом. Его заменил молодой сексуальный красавец, успешно торгующий своей славой». («Сильный пол пора защитить» // Комсомольская правда. 19 янв. – 2000. - № 9. – С

М. Вебер писал: «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются “отсталыми” по западноевропейским масштабам». Указанная черта остается характерной для многих т.н. «переходных обществ», не прошедших трудовую реформацию и задержавшихся в своем социально-экономическом развитии. С другой стороны, кризис «трудового общества», переживаемый западной цивилизацией подвергает постоянной угрозе ее социогенетические основы и репродуцирует модернистские по форме, но архаичные по своему духу формы хищнической предприимчивости.


Влияние новой протестант­ской экономической культуры на развитие капиталисти­ческих отношении к Заиадной Европе вXVII-XVIII вв.

Суть влияния протестантской экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующих субъектов заключалось в том, что ее нормы мотивировали, стимули­ровали, заставляли, наконец, производительно работать не один, а оба факто­ра : труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило и едином ритме, по одним законам.

«Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стре­мились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической актив­ности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить не­заработанное. Мера труда - этическая, экономическая, социальная - отсутст­вовала в качестве фундамента общественной организации труда.

Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала вы­ровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного про­тестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, стала столь же почетной, как и престижный труд профессионалов или деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и про­цветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм пове­дения. Восторжествовала единая, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюриз­мом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подне­вольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (неза­служенно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности - богатство и нищета - в равной мере осуждались. Умерен­ность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей...

Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуж­далось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не поза­видует и последний бедняк. Все категории населения, как избранные Богом, нравственно уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но бо­гатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел тру­диться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобиль­ности, если она совершается легальным путем. А легальный путь - самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами.

Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и благода­ря тому, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм ос­вящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности» (Кравченко А.И. «Социология Макса Вебера: труд и экономика». М., 1998).

Все предшествующие типы обществ были объединены в социологии под общим названием “трудовое общество”. «“Трудовое общество” - это такой порядок, при котором все прочие измерения жизни более или менее непосредственно соотнесены с производительной деятельностью; образование - это подготовка к профессии, свободное время - отдых для возобновления труда, отставка - заслуженная награда за трудовую жизнь».

Трудовое общество - это общество, в рамках которого производительный труд является одновременно источником жизнеобеспечения, прочной основой для наделения социальными правами, социальным статусом, а также основой самооценки и условием самоуважения. Индустриальные общества, сделавшие ставку на экономический рост, породили соответствующие образцы социальной практики, социальных ролей, институты, ценности. Однако в настоящее время все чаще слышны голоса, утверждающие устарелость этой практики.

Произошли изменения, которые действительно дают право утверждать, что роль труда в современных обществах изменилась самым серьезным образом. Речь, конечно же. идет не о конце труда в буквальном смысле слова, речь идет о том, что сфера производственной деятельности перестала играть определяющую и доминантную роль, которую она играла ранее. Соответственно тема труда как такового не является более центральной, она не имеет уже того социологического и культурного значения, которое поляризует и определяет все другие темы. Тема труда остается в экономике, но не. в социологии и культуре.

Экономический прогресс последних десятилетий обусловил высокий рост уровня жизни и качественное изменение жизненного стандарта. Это привело к возрастанию автономности личности и значению далеких от труда измерений жизни. Все чаще признается, что люди нуждаются в. отдыхе и. образовании не только для профессиональной деятельности, но и для того, чтобы они могли соответствовать требованиям Жизни за пределами сферы труда.

При всей разнице подходов и теоретических установок различные исследователи, осмысливая трудовое общество и специфику наблюдаемого исторического перехода, выделяют несколько характерных процессов и явлений. Совокупность этих явлений и составляет концепцию “конца трудового общества”, наиболее полно разработанную Клаусом Оффе.

Трудовое общество как полагает Оффе, в общем и целом совпадает с промышленным обществом, т.е. обществом, основывающимся на примате производственной сферы. Поэтому конец трудового общества означает, что “труд и позиция работающих в процессе производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля промышленного производства; оптимизация технико-организационных отношений или экономических средств и целей посредством индустриальной капиталистической рациональности не рассматривается более как форма рациональности, которая приведет к дальнейшему социальному развитию”.

Подтверждение тезисам К. Оффе можно увидеть в реальной социальной действительности, в социологических исследованиях. Сфера труда выступает как “извне конституированная”, а индустриальная социология предстает специальной областью прикладного исследования. То что сфера труда не является более областью, которая полностью определяет общественное сознание и действие, подтверждают исследования поведения на выборах и политической активности в целом: показатели социально-экономического статуса определяют это поведение в меньшей степени, чем даже принадлежность к той или иной религии или конфессии. В исследованиях социальных и политических конфликтов речь идет уже не о труде и капитале, а об управлении.

Подчеркнем, что тезис, в соответствии с которым не сфера труда и производства конституирует общество, а наоборот, сама эта сфера труда выступает как “извне конституируемая” фактически означал конец господства “трудовой парадигмы” в подходе к обществу и формирование новой - парадигмы информационного общества.

Понятие труда, его роль в жизни общества. Общественная организация труда. Общая характеристика отношений, возникающих в процессе труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Взаимодействие человека с предметами труда и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией машинных и трудовых процессов. Как известно, труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное условие его существования. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе.

Ни один объект теоретических исследований не занимает такого значительного места в науке, как человеческий труд. Место труда определяется его значением для существования и развития отдельного человека и всего общества. Поэтому проблемами труда занимаются все общественные и часть естественных наук. Человеческий труд является объектом и социологии труда.

К основным функциям труда можно отнести:

· труд определяет условия жизни человека;

· труд выступает источником общественного богатства;

· труд – элемент развития производительных сил;

· труд формирует человека и определяет развитие его как личности.

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы .



Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник - это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель - это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основных стадии жизненного цикла человека:

§ от рождения до окончания обучения;

§ период трудовой и/или семейной деятельности;

§ период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения . На второй - основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда . На третьей - центральной является проблема пенсионного обеспечения .

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда .

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Понятие и предмет трудового права.

Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из основателей самостоятельной отрасли трудового права стал ученый Л.С.Таль.

В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями ) , пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР .

Из трудового права в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие, как право социального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным «социальным фондам») или особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций.

Предмет

Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения. Данное положение закрепляет ст. 1 ТК РФ . Таким образом можно выделить:

· индивидуально-трудовые отношения (ИТО)

· общественные отношения, тесно связанные с трудовыми (ООТТ) по:

· организации труда и управление трудом;

· трудоустройству у данного работодателя;

· подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

· социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

· участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

· материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

· государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· разрешению трудовых споров;

· обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система трудового права

Система трудового права - это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную. В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая часть не содержит институтов, т.к. в ней представлены нормы, имеющие общий характер регулирования труда. К Общей части трудового права относятся положения Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы разд. I Трудового кодекса РФ "Общие положения" и разд. II "Социальное партнерство в сфере труда".
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам как совокупности однородных групп правовых норм. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает Особенную часть отрасли;
трудового договора (здесь сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке приема на работу, переводах, увольнении). Институт трудового договора является центральным институтом отрасли;
рабочего времени, времени отдыха;
оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;
дисциплины труда;
материальной ответственности сторон трудового договора;
охраны труда.
К институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с трудовыми, относятся:
институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;
рассмотрения трудовых споров;
надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.
Структура Трудового кодекса РФ в основном построена в соответствии с системой отрасли трудового права. Но есть некоторые несовпадения и отличия. Так, в Кодексе выделены в отдельные главы специальные нормы о труде женщин (гл. 41); несовершеннолетних работников (гл. 42); о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим труд с обучением (гл. 26). Эти специальные нормы сами по себе, в отрыве от соответствующих общих норм, не представляют самостоятельных институтов. Льготы, указанные в них, относятся к институту охраны труда, а по рабочему времени - к институту рабочего времени и времени отдыха. Не является самостоятельным институтом и гл. 22 "Нормирование труда", поскольку она связана главным образом с институтом оплаты труда. Специальный разд. XII ТК РФ "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" также не выступает самостоятельным институтом отрасли, т.к. содержит специальные нормы, которые относятся соответственно к различным институтам (к трудовому договору, рабочему времени и др.), а в отрыве от общих норм не могут являться самостоятельными институтами.
В юридической литературе высказано мнение о том, в Особенной части трудового права в рыночных условиях необходимо различать два блока норм. Во-первых, нормы, в которых закрепляются государственные стандарты правового регулирования наемного труда, и, во-вторых, договорные нормы (договорное трудовое право). "В ТК нет разделов, глав, в которых бы нашли отражение основы договорного трудового права России. Поэтому было бы вполне логичным в ТК предусмотреть специальный раздел, в котором закрепить порядок разработки, принятия, применения таких форм объективации договорного трудового права России (видов локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права), как правила внутреннего трудового распорядка, положение о подразделении организации, должностное положение (инструкция), нормативные правовые документы, опосредующие ведение (реализацию) технологического процесса производства товаров, оказания услуг, выполнения определенных видов работ"*(14).
Система трудового права изменяется и совершенствуется с развитием общества, трудовых отношений. Сформировались новые институты: обеспечения занятости, социального партнерства. В отдельных институтах, в частности в сфере оплаты труда, трудовых споров, происходят эволюционные процессы, что также свидетельствует об изменениях в системе трудового права.
Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, в том числе учебного курса, - это разные понятия. Система трудового права проявляется в трудовом законодательстве, а трудовое законодательство выступает источником трудового права. Предмет и цель учебного курса - это изучение норм трудового права, их развития, трудовых правоотношений. Предмет науки далеко выходит за рамки российского законодательства о труде, т.к. наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда. Система науки трудового права - это совокупность теоретических взглядов, суждений по проблемам правового регулирования общественных отношений в сфере труда.

5.Место трудового права в общей системе права. Тенденции развития трудового права.

Российское право представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих разнообразные общественные отношения. Однако единство права не исключает его деления на структурные Подразделения, которые называются отраслями права.
В основе деления права на отрасли лежит предмет правового регулирования. Это значит, что каждая отрасль права регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, которые и составляют ее предмет и уже не могут регулироваться другой отраслью права.
Трудовое право регулирует трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в процессе труда, и некоторые другие, непосредственно связанные с ними отношения, указанные в ст. 1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Поэтому объектом регулирования выступает труд, как правило, в его общественной форме (индивидуальная трудовая деятельность трудовым правом не регулируется).
Дополнительным критерием отраслевого деления права может служить метод правового регулирования, под которым понимаются способы, средства, используемые государством при регулировании определенных общественных отношений: метод равенства участников, присущий гражданскому праву, метод властных предписаний, присущий административному праву, и т. д. Однако метод может являться лишь вспомогательным критерием деления права на отрасли, поскольку в некоторых отраслях, в частности в трудовом праве, используются разнообразные методы регулирования общественных отношений: равенства участников, власти и подчинения, дифференциации в регулировании условий труда и т. д.
Трудовое право занимает одно из ведущих мест в системе права России. Оно определяется прежде всего самим предметом отрасли. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния каждого человека. Одновременно труд является средством формирования человека, поскольку вне труда, вне полезной деятельности не может быть полноценной человеческой личности.
Ведущее место труда в жизни общества, в решении экономических и социальных задач, стоящих перед Россией, требует четкого законодательного регулирования трудовой деятельности людей, обеспечения законности в сфере трудовых отношений и защиты трудовых прав работников. Усиление роли трудового права в современный период обусловлено внедрением в сферу труда рыночных отношений, наличием различных форм организации труда и форм собственности, а также использованием труда работников индивидуальными предпринимателями в целях осуществления их предпринимательской деятельности.
Основные Цели и задачи трудового права сформулированы в ст. 1 ТК РФ, вступившего в действие с 1 февраля 2002 г.:
“Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений”.
Таким образом, основное предназначение трудового права заключается в:
- социально-правовой защите работников;
- обеспечении благоприятных условий трудовой деятельности людей;
- защите законных прав и интересов работодателей;
- согласовании интересов работников, работодателей и государства, в сфере социально-трудовых отношений.

Тенденции развития трудового права

Тенденции - это основные направления формирования и раз­вития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институ­тов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показыва­ют направления изменений в трудовом законодательстве, что по­зволяет совершенствовать его и практику применения норм трудо­вого права.

Тенденции связывают воедино прошлое, настоящее и буду­щее трудового права Российской Федерации, его институтов и характеризуют эту отрасль в динамике, черты ее развития, хотя ряд правовых норм может и не соответствовать (отклоняться) в тот или иной период отдельным его тенденциям. Вот характер­ный пример. 5 февраля 1988 г. в Кодекс законов о труде были внесены существенные изменения, касающиеся правил о перево­дах работников на другую работу, их увольнения и других во­просов: сужено понятие перевода, основания увольнения увели­чены за счет п. I ст. 33 (увольнение лиц, достигших пенсионно­го возраста), который затем Конституционным Судом РФ был признан антиконституционным и отменен законодателем. Ука­занные изменения, внесенные в Кодекс, противоречили тенден­ции демократического развития трудового законодательства. По­добные отклонения имеются и в нынешний переходный период. Так, в редакции Кодекса законов о труде 1992 года, а ныне в Трудовом кодексе сокращены права профсоюзных органов на производстве и трудовых коллективов, что противоречит тенден­ции демократизации трудового законодательства, развитию про­изводственной демократии.

В новых социально-экономических и политических условиях реформируется трудовое законодательство, все более приспосаб­ливаясь к рыночным отношениям. Сейчас мы имеем уже опреде­ленную систему нового российского трудового законодательства (см. гл. 2 Учебника). Его анализ позволяет выделить следующие основные тенденции развития российского трудового права.

1. Появившаяся с переходом к рыночным отношениям безра­ботица и ее рост вызвали принятие мер по содействию занято­сти, что получило закрепление в Законе РФ «О занятости насе­ления в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с после­дующими изменениями и дополнениями и в ряде других нормативных правовых актов. Закрепляется легально в Законе государственная политика в области занятости населения.

2. Демократизация трудового законодательства. Это касается механизма установления, изменения и прекращения трудовых от­ношений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и иных вопросов труда. Эта тенденция появилась уже в первом КЗоТ 1918 года и в советское время была значительно расширена. Ныне о ней свидетельствуют сокращение сферы ве­домственного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, за­крепление права на забастовку и ее регламентация, возрастание роли договорного регулирования труда и другие явления (увели­чение основных и дополнительных отпусков и др.). Но следует также отметить, что с появлением безработицы, кризиса производ­ства, с закрытием многих предприятий производственная демокра­тия резко сужена, уменьшены права профсоюзов на производстве и ликвидированы полномочия трудовых коллективов, что отража­ет сужение производственной демократии, которую развитые стра­ны, наоборот, постепенно расширяют.

3. Расширение сферы действия трудового законодательства (см. § 3 настоящей главы Учебника).

4. Закрепление в трудовом законодательстве Российской Федерации норм международно-правового регулирования тру­да, которые становятся частью национального трудового права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. Надо отметить, что отдельные эти нормы по своему содержанию, гарантиям защи­щенности работников ниже имевшихся ранее в союзном трудо­вом законодательстве.

5. Углубление и расширение дифференциации правового ре­гулирования труда путем создания не только специальных норм - льгот, но и норм приспособлений и изъятий (например, по Закону о государственной службе и другим актам). В Трудо­вом кодексе эта тенденция развития отразилась в разд. XII, где расширена и углублена дифференциация трудового права России.

6. Усиление правовой защищенности работников - расшире­ние коллективно-договорного и индивидуально-договорного регу­лирования труда, установление в централизованном законодатель­ном порядке уровня гарантий, ниже которого стороны договоров (соглашений) не могут устанавливать условия труда, но могут по­вышать их без ограничения в сторону улучшения положения ра­ботников. Трудовой кодекс в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за на­рушение трудового законодательства» следует этой тенденции.

7. Развитие правового регулирования социально-партнерских отношений на более высоком, чем предприятие, уровне, что рань­ше было пробелом в трудовом законодательстве. Трудовой кодекс вынес из всех институтов Особенной части трудового права на первое место разд. II «Социальное партнерство в сфере труда».

Новое российское трудовое законодательство призвано обес­печить социальную защищенность работников от негативных сторон рыночных отношений. При создании новых актов не должны ухудшаться завоеванные несколькими поколениями рос­сиян социальные права и их гарантии. По существу, это пред­усматривает и п. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Известный российский исследователь зарубежного трудового права И. Я. Киселев отмечает, что в настоящее время и в запад­ных зарубежных странах происходят изменения предмета трудо­вого права, углубление его дифференциации и расширение сфе­ры его действия.

Функции трудового права.

Функциями права называются основные направления воздействия норм права на поведение лиц в отношениях с целью решения поставленных задач.

Каждый институт трудового права имеет свои определенные цели в правовом регулировании и свои задачи. Нормы конкретного института трудового права могут выполнять не одну, а несколько функций этой отрасли одновременно.

Функции трудового права - это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

Социальная функция

Выражается в реализации конституционного права граждан на труд. Она отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, т. е. решает определенные социальные задачи.

Защитная функция

Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная функция отражается в нормах большинства институтов трудового права и касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами.

Воспитательная функция

Характеризует применение мер убеждения и принуждения к субъектам трудовых отношений. Она выражается в нормах о поощрениях и стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Экономическая функция

Характеризует заинтересованность государства в нормальных, развитых трудовых отношениях, так как именно их развитие более всего влияет на экономические интересы государства. В трудовых отношениях создаются товары и веши, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны. Реализуется данная функция через нормы, определяющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, так как через органы надзора и контроля государство отстаивает свои интересы.

В процессе развития отрасли трудового права и складывающихся в этой сфере общественных отношений вышеназванные функции проявляются по-разному и в неодинаковой степени. Так, в настоящее время заметно сужается функция развития производственной демократии. Из-за кризиса в экономике ослабло действие воспитательной функции, экономическая заинтересованность государства также незаметна, так как органы надзора крайне малочисленны и не способны обеспечить надлежащий контроль за соблюдением трудового законодательства.

7. Понятие и значение основных принципов трудового права. Формулировка, система, содержание и конкретизация основных принципов трудового права.

Обычно для отрасли права, например гражданского, законодатель, юридическая наука формулируют три - пять основных принципов правового регулирования отношений, являющихся предметом этой отрасли. Ранее аналогичный подход имел место в литературе по трудовому праву. После принятия ТК РФ в учебной литературе исследуется 19 принципов трудового права и более. Такое обилие принципов трудового права объясняется тем, что законодатель объединил в ст. 2 ТК РФ международные принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.), конституционные (ст. 19, 24, 30, 37, 46 Конституции РФ), отраслевые и отдельных институтов трудового права. Эти виды принципов целесообразно различать, подчеркивая их конкретизацию по вертикали в зависимости от юридической силы нормативного правового акта: принципы, закрепленные в Декларации МОТ, Конституции РФ и ТК РФ.

Федеральные законы

Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права являетсяТрудовой кодекс 1>Ф. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).

Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеютуказы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указынормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

Локальные нормативные акты

В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретаютлокальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Оплата

Разница между работником и исполнителем определяется несколькими критериями.

Работник получает оплату труда независимо от качества работы, может варьироваться только её размер. Законодательство определяет четкие границы минимального размера оплаты .

Исполнитель в случае возникновения спорной ситуации менее защищен. Особенно это касается размеров оплаты труда. Тем более, что исполнителю платят за результат, работник же получает оплату за процесс деятельности .

Субъекты индивидуального трудового правоотношения.16. Содержание индивидуального трудового правоотношения

Трудовое правоотношение представляет собой правовую связь работника и работодателя в процессе выполнения работником возложенных на него обязанностей.

Трудовое правоотношение - это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчиненыправилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

Сами отношения обладают специфичными чертами:

§ протекают в условиях подчинения правилам внутреннего трудового распорядка;

§ работник, как правило, включается в трудовой коллектив.

Защита прав профсоюзов.

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

В коллективный договор могут быть включены:

§ форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

§ механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

§ продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

§ добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

§ соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

§ экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

§ льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;

§ отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашением (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного представительного органа (ч. 1 ст. 12 Закона).

Проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа и работодателем.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет . Он вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

Подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются работодателем в соответствующий орган Министерства труда Российской Федерации для уведомительной регистрации.

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию и при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Решения оформляются протоколами, которые прилагаются к коллективному договору.

Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” установил ответственность лица, представляющего работодателя, в форме штрафа за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке (ст. 25 закона).

За нарушение и невыполнение коллективного договора согласно ст. 26 закона виновные лица, представляющие работодателя, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, виновные лица, представляющие работодателя, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. 27 закона).

Статья 46. Содержание и структура соглашения

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

Формирование социальной структуры трудового общества раннего социализма. Развитие социальной сферы

Совокупность экономических и социальных преобразований 30-х гг. получивших название «наступление социализма по всему фронту», была, в сущности, формой скачка в эволюционном развитии новой формации, проводимого «сверху» в условиях нараставшей военной угрозы. Государство полностью взяло на себя и планирование развития общества, и текущее руководство производством. В целом оно выражало общие интересы тру­дящихся, но в авторитарной форме. Все общественное производство организовано в двух формах собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Проведенные преобразования отражали, с одной стороны, проявление закономерностей новой общественно-экономической формации в конкретно-исторических условиях проведения индустриализации, а с другой - представления руководителей государства о целях социалистической революции.

Резкие изменения социального положения произошли в наиболее многочисленном классе - крестьянстве. Сельская община с индивидуальным хозяйством была заменена колхозным строем. Ликвидация индивидуального сельскохозяйственного производства и создание кооперативно-колхозной собственности с передачей земли колхозам в «вечное пользование» изменили социальное положение крестьян. В условиях функционирования МТС как гос­предприятий, централизованного планирования производства и обязательных поставок продукции государству по государственным ценам эта форма собственности мало отличалась от государственной. Натуральная оплата труда по «трудодням» являлась формой заработной платы. Частная торговля резко сужена госторговлей по установленным твердым ценам.

В средней и мелкой промышленности вновь проведена полная национализация частных предприятий. Все промышленные предприятия стали государственной собственностью, хозрасчет ликвидирован, рабочий контроль и самоуправление заменены государственным управлением.

В социальной структуре произошли коренные изменения. Полностью исчезли классы частных собственников - городская, сельская и торговая буржуазия - эксплуатировавших наемный труд. Общество стало в целом социально однородным: почти все населе­ние страны (190 млн) были трудящимися и служащими на государственных предприятиях, в колхозах, артелях, госучреждениях и госструктурах (армия, милиция, госаппарат и др.). Все они работали по государственным планам при государственном распределении материальных и культурных благ в виде зарплаты и средств из общественных фондов потребления. От наемных рабочих и служащих при капитализме они отличались тем, что, будучи работниками и служащими на производстве и в госучреждениях, были в определенной степени и коллективными собственниками общественных средств производства, пользуясь общественными фондами потребления, выделяемыми государством и предприятиями из общих доходов, повышая свое благосостояние вместе с ростом доходов от государственной и колхозной собственности. В такой упрощенной форме выразился раннесоциалистический принцип общественного регулирования потребления в соответствии со степенью участия в общественно полезной деятельности каждого члена общества.

В результате проведенных в 30-е гг. преобразований социальная структура советского общества включала три основных элемента: рабочий класс - 33,7 % населения; колхозное крестьянство и кооперативные кустари - 47,2 (единоличники и кустари - 2,6); социальная фуппа служащих и интеллигенции - 16,5 %. Городское насе­ление выросло с 1926 по 1939 гг. в 2,3 раза и составило 32 %.

За годы пятилеток рабочий класс вырос с 9 до 24 млн (почти в 2,8 раза), безработица ликвидирована в 1934 г. Основную массу рабочего класса составляли молодые рабочие из крестьян с преоб­ладающей мелкобуржуазной психологией и слабой общей подго­товкой. К концу 30-х гг. наметилось уже определенное расслоение в рабочем классе, в нем выделились рабочие высокой квалификации, которые лучше обеспечивались (машиностроение, металлургия, шахтеры, подвижной состав железных дорог). Рабочий класс считался ведущим классом общества, и ему уделялось государством большое внимание. Снабжение городов и в первую очередь ударных строек систематически улучшалось, особенно с отменой карточек. Новостройки проводились комплексно с развитием сферы соцкультбыта (дома культуры, бытовые предприятия и детские учреждения, школы) и жилищного строительства. Более высокий материальный и культурный уровень жизни в городах создал устойчивую тягу к переселению в них сельских жителей. В целях стабилизации стихийной миграции правительство вводит паспортную систему и прописку для городского населения, а для рабочих и служащих - трудовые книжки, колхозники же были лишены паспортов.

Произошла крутая ломка сельской жизни. Доля занятых в сельском хозяйстве с 70 % в 1928 г. упала до 54 % в конце 1939 г. Постепенное налаживание колхозного строя и организации труда, механизация и рост агрокультуры, увеличение численности сельской интеллигенции к концу 30-х гг. стабилизировали социальную обстановку на селе. Многие колхозы наладили свое общественное хозяйство и обеспечили подъем жизненного уровня колхозников. Однако положение крестьянства в целом было хуже рабочего класса и по уровню жизни, и по условиям труда, и по развитию социальной сферы. Крестьянин продолжал оставаться источником государственных сверхдоходов, а отсутствие паспортов у колхозников ограничивало свободу их выбора места жительства и жизненного пути. В этом было одно из серьезных противоречий советского общества, определяемое объективными условиями индустриализации страны.

Интеллигенция и служащие - наиболее разнородный социальный слой: научные, педагогические и медицинские работники; литературно-художественная («творческая») интеллигенция; производственно-техническая интеллигенция (ИТР); служащие госучреждений, командный (офицерский) состав армии, НКВД, милиции; партаппарат и госаппарат. Сложным был этот слой не только по составу, но и по своим социальным корням, психологии и идеологии. Старая, дореволюционная интеллигенция включала представителей дворянских, буржуазных, разночинно демократических, и революционных кругов. Все эти прослойки - носители богатства русской культуры, оказывали определенное воздействие на новый образованный слой общества - народную советскую интеллигенцию, вышедшую из рабочих и крестьян.

Формированию новой интеллигенции руководство страны уделяло особое внимание. За годы пятилеток численность работников умственного труда выросла с 2,9 млн в 1926 г. до 14 млн в 1939 г. Доля старой интеллигенции существенно сократилась: до 1926 г. она составляла около 50 %, в 1939 г. только 10 %. Быстрый рост народной интеллигенции из слоев, не имевших достаточного общеобразовательного и культурного уровня, а также определенные недостатки массового высшего образования в 30-е гг. повлияли на то, что ее кругозор и общая культура в первом поколении оказались ниже дореволюционной. Но несомненно, что создание мощного интеллектуального потенциала общества в виде многомиллионной народной интеллигенции стало большим социальным завоеванием советского государства, его исторической заслугой.

Особое место занимал социальный слой служащих-управленцев, номенклатурный партгосаппарат. Огромная роль надстройки в социально-экономических преобразованиях и авторитарная политическая система объективно повышали их значение в обществе. Партгосаппарат в то время был под постоянным и жестким контролем Сталина и органов НКВД, неоднократно «перетряхивался». Ему давались определенные привилегии, но с него и жестко спрашивалось за результаты работы, за исполнительность и личное поведение.

В целом сложилась социальная структура трудового общества без эксплуататорских классов. Верхние слои составляла интеллигенция, затем шел рабочий класс, а ниже - крестьянство. Однако в обществе открыты широкие возможности к социальной подвиж­ности, к переходу в более высокие социальные слои через демок­ратическую и социально-обеспеченную систему бесплатного среднего и высшего образования, а также путем участия в работе общественных организаций и в партийной работе. В верхние слои при номенклатурной системе подбора кадров выдвигались и таланты, и идейные строители социализма, но здесь же вырастали и карьеристы, и приспособленцы.

Продолжая социальную политику первых лет Советской влас­ти, правительство в 30-е гг. устанавливает для всех граждан самую развитую в мире систему социальных гарантий: 7-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, санаторное лечение, оплату больничных листов, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсии по старости и инвалидности, бесплатное медицинское обслуживание и образование, стипендии учащимся. Государством установлены низкие цены на жилье, коммунальные услуги, транс­порт, книги, зрелищные мероприятия, стабильные и относительно низкие цены на продовольствие и товары первой необходимости. Твердая заработная плата и стабильные государственные цены обеспечивали регулируемый жизненный уровень различных слоев населения при его неуклонном, хотя и медленном, общем подъеме для всех советских людей. Созданная система подготовки кадров - ремесленные, фабрично-заводские училища, рабфаки, вечерние школы и факультеты - предоставляла широкий выбор профессии и возможности социального движения в сочетании личных интересов и потребностей общества.

Система социальных гарантий, всеобщая занятость на производстве, систематический рост жизненного уровня трудящихся в совокупности были несомненным социальным достижением советского общества, показывали наглядно его преимущества в сравнении с положением трудящихся в те годы в капиталистических странах, а особенно - в странах «периферийного» капитализма и колониях. Быстрый рост национального дохода позволил не толь­ко построить тяжелую и оборонную промышленность, создать современную сильную армию, но и значительно повысить уровень жизни народа. В 1940 г. реальные доходы рабочих с учетом ликвидации безработицы и сокращения рабочего дня увеличились в 2,5 раза по сравнению с 1913 г., реальные доходы крестьян в среднем на одного работающего - в 2,3 раза. С отменой карточек потребление населения возросло и стало к 1939 г. достаточно стабильным, однако в целом уровень материального обеспечения широких слоев населения оставался еще низким по сравнению с развитыми западноевропейскими странами, как из-за прошлой отсталости России и военной разрухи, так и из-за недостатка средств при проведении столь грандиозного строительства и резком подъеме обороноспособности страны.

Общественная жизнь, развитие советской культуры, характерные черты советской цивилизации

Организуя огромное строительство новой индустрии и проводя одновременно радикальные экономические и социальные преобразования, советское руководство стремилось максимально опереться на революционный энтузиазм и трудовую активность масс, их готовность переносить трудности во имя построения нового общества социальной справедливости. Этой цели подчинялась деятельность всех общественных организаций. Почти каждый гражданин советского общества в те годы с детских лет был вовлечен в систему общественных организаций с идеологическим уклоном: октябрята и пионеры в детстве; комсомол - в юношестве; партия, профсоюзы, Осоавиахим, МОПР (более 22,5 млн человек), Советы (3,6 млн депутатов и активистов) в зрелом возрасте. Особое место занимали союзы творческой интеллигенции: Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.).

Огромное внимание уделялось молодежи. Ее авангардной организацией был ВЛКСМ, который объединял в 1938 г. свыше 5 млн человек. На важнейшие стройки только в 1938 - 1939 гг. направлены свыше 500 тыс. комсомольцев. Молодежь составляла большинство шахтеров, с помощью комсомольцев было организовано 5 тыс. колхозов. Комсомол шефствовал над авиацией и военно-морским флотом, направляя на военную службу десятки тысяч комсомольцев.

Численность профсоюзов возросла в два с лишним раза (с 12 млн в 1930 г. до 25 млн в 1939 г.). Профсоюзы занимались вопросами производительности труда, рационализации производства, укрепления трудовой дисциплины, социального стра­хования, производственно-технического обучения. Они, как и комсомол, привлекались для помощи деревне кадрами руководителей. Несмотря на ограниченность сферы деятельности, профсоюзы активно вовлекали рабочих в производственные совещания, в движение по повышению квалификации на различных курсах, в школах передового опыта; активно участвовали в организации и развитии массового социалистического соревнования, движения ударников и передовиков производства.

В 1935 г. развивается стахановское движение, опирающееся на неограниченную индивидуальную сдельщину и рациональную организацию труда. Примеру А. Стаханова последовали многие рабочие различных отраслей промышленности. Стахановекое движение позволило в течение 1936 г. повысить производительность труда в тяжелой промышленности на 25,5 %, а в целом по промышленности - на 35 - 45 %.

Награды правительства за трудовые успехи, пропаганда творческого труда на благо Родины создали общественную атмосферу, в которой «труд стал делом чести, доблести и геройства». Ради этой чести и сознания высокой общественной ценности своего труда многие труженики готовы были переносить материальные трудности. Идею трудного пути к светлому будущему - социализму и мессианской роли СССР в движении человечества к новому обществу выразил Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Другой ведущей общественной идеей, имеющей исторические корни в российской цивилизации, стала идея защиты социалистического Отечества. Традиционный российский патриотизм и державность сочетались с героическими традициями победоносной Гражданской войны и сознанием неотвратимости столкновения с окружающим капиталистическим миром. Во всех сферах общественной жизни партией и государством целеустремленно и постоянно поднимался авторитет армии, командного состава, улучшалось их обеспечение и благосостояние. Молодежь воспринимала свой гражданский долг несения срочной службы в армии как школу мужества и становления личности, как почетную обязанность. Сохраняющаяся социальная однородность внутри офицерской среды, а так­же офицеров с рядовым и сержантским составом способствовала как авторитету армии, так и ее сплоченности. Положение армии как части советского народа, призванной защищать независимость страны только от внешних врагов, определяло высокий моральный дух в воинских коллективах и популярность армии в массах.

Важной стороной общественной жизни стало и то, что теневая экономика и преступность были сведены к минимуму как жестокими мерами правоохранительных органов, так и общественной нетерпимостью к нетрудовым доходам, к высокому уровню жизни без общественно значимого труда. Строгий государственный контроль над личным потреблением и его соответствием общественному трудовому вкладу подкреплялся активной деятельностью общественных организаций по месту жительства. Уголовщина вызывала не только гнев, но и презрение подавляющего большинства населения страны, а законодательство от имени и в интересах трудящихся пользовалось поддержкой народа.

Экономическое развитие и социальные преобразования в об­ществе тесно увязывались государственными планами с развитием образования, науки и культуры. Культурный подъем («культурная революция») был второй важнейшей задачей, вытекающей как из сущности нового общественного строя, так и из необходимости экономического подъема страны. Форсированная индустриализация и создание современной механизированной армии требовали грамотного, хорошо обученного и технически подготовленного работника и воина.

Однако в 1928 г. большинство людей старших возрастов оставались неграмотными, и только в возрасте до 49 лет насчитывалось около 50 % грамотных на уровне церковно-приходской школы. В стране на 140 тыс. населения приходилось одно высшее учебное заведение с мизерными пропускными способностями. На такой базе приходилось проводить форсированную индустриализацию и техническую реконструкцию народного хозяйства, обучать людей и простой грамоте, и умению обращаться с машинами. Все проводилось с боль­шими издержками, но выигрывалось самое главное - время. В середине 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности. Повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей, а также безграмотных подростков на языках национальностей СССР. В фабрично-заводских зонах, городах и рабочих поселках организуется всеобуч в объеме школы-семилетки. К концу 1939 г. в стране функционировало 152 тыс. школ и более 800 вузов. Число уча­щихся в школах достигло 34 млн, в вузах - 601 тыс. Всего же в СССР обучалось около 48 млн человек. Только за вторую и два года третьей пятилетки вузы выпустили почти 600 тыс. молодых специалистов (не считая военных). В стране создана широкая сеть клубов, библиотек, театров. Доля грамотного населения в 1939 г. достигла 81,5 % (мужчин - 91 %, женщин - 72 %). Однако общеобразовательный уровень всего населения продолжал оставаться еще низким: в среднем - 4-классное образование.

Наряду с повышением общего образования населения расширяются научно-исследовательские учреждения. В течение двух пятилеток созданы Белорусская академия наук и пять филиалов АН СССР: Уральский, Дальневосточный, Азербайджанский, Армянский и Грузинский. Появляются новые научно-ис­следовательские институты: физико-технические в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске; в Москве - Институт физических проблем, Институт геофизики и другие. Всего в конце 1937 г. в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских институтов и 283 их филиала, где работали почти 38 тыс. научных сотрудников. Советская наука имела крупные мировые достижения. Выдающийся советский химик С. В. Лебедев разработал оригинальный метод получения синтетического каучука из этилового спирта. Вместе с А. Е. Фаворским, Б. В. Визовым и др. он заложил научную основу новой химической промышленности. Крупнейшие открытия сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын предложил оригинальный метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иванченко обосновал теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Осенью 1933 г. прошла первая Всесоюзная конференция по атомному ядру. Она показала, что многие советские ученые не уступают своим зарубежным коллегам. В 1934 г. Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1937 г. состоялась вторая Всесоюзная конференция по атомному ядру. За прошедшие годы количество научных работников по этой тематике увеличилось в 5 раз. Среди них такие выдающиеся ученые как П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Л.Д.Ландау, А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадский, С. И. Вавилов, В. Г. Хлопин и И. В. Курчатов, которому суждено было стать крупнейшим ученым и организатором советской атомной науки и техники. К началу сороковых годов советские ученые плотную подошли к практическому осуществлению цепной ядерной реакции. В июле 1940 г. была учреждена Комиссия по проблеме урана при Академии наук СССР. Председателем Комиссии стал Хлопин, членами - виднейшие ученые: Курчатов, Капица и другие.

К. Э. Циолковский завоевал мировой авторитет основоположника теоретических проблем освоения космоса. Ф. А. Цандер совместно с С. П. Королевым и др. построили первый в мире реактивный двигатель в 1930 г., а затем в 1933 г. запустили первую ракету с этим двигателем. Крупных результатов достиг известный русский физиолог И. П. Павлов путем проведения фундаментальных экспериментов в деятельности мозга. Мировое признание получили дос­тижения выдающегося селекционера И. В. Мичурина. Видную роль занял в науке Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства под руководством Н. И. Вавилова.

Академиком И. М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие научные разработки в геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового нефтеносного района между Волгой и Уралом - «Второго Баку». В изучение Крайнего Севера важный вклад принес дрейф на льдине в районе Северного полюса, совершенный И. Д. Папаниным, Э. Г. Кренкелем, П. П. Ширшовым, Е. А. Федоровым, длившийся 274 дня.

Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, легли в основу развития современной авиации. В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков провели беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс дальностью свыше 10 тыс. км. Затем по этой трассе еще более дальний перелет совершил экипаж самолета АНТ-25 в составе М. М. Громо­ва, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина.

Одним из важнейших направлений в гуманитарной сфере наук было усиление роли исторического образования, исторических исследований. Восстанавливается преподавание истории в университетах, возрождаются институты истории, философии и литерату­ры, воссоздаются Историко-архивный институт и Институт народов Севера.

Политика в развитии образования и культуры оказывала опре­деляющее влияние на процессы формирования культурного облика складывающегося советского общества. Во всем многообразии развития советской культуры этого периода можно выделить следующие основные направления: 1) социальная и идеологическая направленность культуры на формирование облика нового человека социалистического общества, его мировоззрения и нравственных ценностей; 2) овладение богатым наследием прогрессивной русской культуры и приобщение к высоким образцам мировой культуры; 3) развитие национальной культуры народов СССР («национальной по форме - социалистической по содержанию»); 4) пропаганда деятельности партийно-государственного руководства и мобилизация общественного сознания на решение текущих политических задач. Государство не только направляло, но и мате­риально обеспечивало развитие культуры в соответствии с этими главными установками.

Культурную политику государство проводило через творческие союзы, систему образования и средства массовой информации, используя не только меры поощрения желаемого направления, оставляя без поддержки нежелательные, но и вводя жесткие цензурные ограничения. Важнейшим методом художественного творчества стал «социалистический реализм». Другие же направления художественного творчества неоправданно ограничивались, так как считались не соответствующими потребностям советского общества.

Общественные преобразования и вся атмосфера активной общественной жизни получили отражение в культурном подъеме широких слоев населения и творчестве деятелей литературы и искусства. Десятки миллионов людей разных национальностей взяли в руки книги на своем языке с произведениями Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской и мировой литературы, познакомились с эпосом народов СССР. Получили известность произведения выдающихся советских писателей и поэтов: М. А. Шолохова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А А. Фадееваг, К. Г. Паустовского и других; стихи и поэмы В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и др.

В музыке выдающееся место заняли произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Ю. А Шапорина, М. А. Балан-чивадзе, И. О. Дунаевского и др. В изобразительном искусстве полу­чили всемирное признание картины К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона, М. В. Нестерова, А А. Пластова, А А Дейнеки, Ю. И. Пименова; скульптуры В. И. Мухиной стали своеобразным символом советского общества. Советское киноискусство 30-х гт. прославили прекрасные кинофильмы Г. Н. и С. Д. Васильевых, С. М. Эйзенштейна, А П. Довженко, Г. М. Козинцева, Г. В. Александрова, многие из которых получили мировое признание. Театральное, оперное и балетное искусство блистало именами выдающихся режиссеров и актеров, певцов и артистов балета. Артисты театра и кино были любимыми и уважаемыми людьми в обществе, кумирами молодежи. Однако жесткая идеологическая направленность в литературе и искусстве, проводимая зачастую слабо подготовленными чиновниками, ограничивала свободу творчества. В борьбе с религией и «наследием царизма» разрушались памятники архитектуры: храм Христа Спасителя, Сухарева башня и множество других по всей России.

Впечатляющие успехи индустриализации, постепенное улучшение условий жизни, отсутствие безработицы и возможность социального и культурного роста вселяли в советских людей уверенность в будущее. Конституция 1936 г. давала простор социальному развитию. 12 июня 1936 г. проект новой Конституции опубликован для всенародного обсуждения. По официальным данным, в нем участвовало более 40 млн человек, внесших 170 тыс. предложений. Конституция принята 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов СССР. В ней избирательными правами пользовались все граж­дане СССР, независимо от социального происхождения, расширялись общедемократические права граждан. Конституция отразила факт утверждения социализма в.СССР и законодательно закрепила за всеми гражданами права на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на бесплатное медицинское обслуживание. В статье 126 говорилось, что ВКП(б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Конституционную комиссию возглавлял Сталин. В историю СССР эта Конституция вошла как «Сталинская».

В то время это была самая прогрессивная конституция в мире, она стала важным шагом в развитии советского общества и получила всеобщее признание в мировом сообществе. Посольство США в Москве в день опубликования проекта Конституции в прессе отправило в Вашингтон изложение ее важнейших положений с примечанием, что она «создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа». Известный писатель-гуманист Ромен Роллан считал, что новая Конституция - «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, - свободы, равенства и братства». Принятие Конституции вызвало воодушевление советского народа на дальнейший труд в строительстве социалистического общества. Не все ее положения получили реальное воплощение, но они указывали перспективу будущего, что отражалось в оптимизме общественного сознания. Развитие всех национальностей на равной социальной основе сближало нации и национальности в единую социальную общность - советский народ. Мироощущение поколения 30-х гг., особенно молодежи, перед которой действительно открывались все пути социального и культурного роста, было в целом жизнерадостным, несмотря на трудности жизни и репрессии. Молодость страны выражалась и в молодости руководства, и в молодости социальной структуры, и в молодости мироощущения.

Рассмотренные процессы социального и культурного развития советского общества в 30-е гг. позволяют сделать заключение, что наступил новый, советский этап в развитии российской цивилизации, начавшийся после 1917 г.

1) Ликвидирован социально-культурный разлом российского общества на европеизированную культуру высших слоев и патриархальную трудящихся масс. Сложились основы общенародной советской культуры, впитавшей богатства русской культуры прошлого, мировые культурные ценности и национальные ценности российских народов.

2) Религиозная православная составляющая российской цивилизации в основном трансформирована в социально-идеологическую, социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких, как общинность, соборность, духовность, совестливость, державность. Религиозное мировоззрение вытеснялось атеистическим.

3) Развиваются и взаимно обогащаются национальные культуры в многонациональном советском обществе, реально сближаются нации в единую социально-культурную общность - советский народ. Культурной основой этого сближения была русская культура как наиболее развитая и массовая.

4) Сохраняется традиционная государственность, трансформированная на новой социальной основе в сочетании геополитических интересов России с интернациональными классовыми целями поддержки борьбы народов мира против капитализма.

5) Нравственным стержнем общества стал принцип: личное благосостояние каждого достигается не за счет других, а вместе со всеми в коллективном труде. В этом принципе слились традицион­ные нравственные ценности и духовная основа новой общественно-экономической формации - коллективизм общественного производства и распределение по труду, а не по собственности. Складывающаяся в советском обществе партийно-государственная элита, вышедшая в основном из трудовых слоев населения, соблюдала этот принцип, отдавая свои силы и способности укреплению и развитию народного государства. Лозунг «Народ и партия едины» в то время отражал социальную и политическую реальность и нравственную атмосферу общества.

В целом, советская цивилизация, сохраняя преемственность многовековой российской цивилизации, включала достижения советского общества на всех этапах его развития в XX в.

Существуют различные точки зрения и оценки советского общества этого периода. Современники считали, что в СССР был «построен социализм в основном». Противники социализма сейчас дают разные названия советскому обществу, наиболее часто, но научно несостоятельно употребляют термин «тоталитарное общество». При этом никто не отрицает его коренного отличия от капитализма.

Опираясь на исторический опыт, конкретный социальный ана­лиз и закономерности исторического процесса, можно утверждать, что к концу 30-х гг. сформировалось трудовое, социально-однородное, учитывая отсутствие частной собственности на орудия и средства производства, национально сплоченное советское общество - общество раннего социализма. Конкретно-исторические и цивилизационные особенности его возникновения и формирования придали ему своеобразные черты, которые выражаются понятием «российский государственный социализм». Как и в прошлых формациях, ранняя стадия социализма включала прогрессивные основы нового социально-экономического строя, но и неизбежно сохраняла черты прошлой формации - военно-государственного капитализма и бюрократической самодержавной политической системы. Со всеми противоречиями и недостатками конкретно-исторической формы российский военно-государственный социализм 30-х гг. показал свою жизненную силу и соответствие интересам человека труда.

Едва завершив первоочередные задачи, СССР оказался перед смертельной угрозой новой капиталистической интервенции и выдержал труднейшее историческое испытание. Поколению людей, прошедших через Первую мировую и Гражданскую войны, через огромное напряжение и лишения в годы первых пятилеток, предстояла еще борьба с фашистским нашествием. Вместе с ним в войну вступило и новое поколение, выросшее в межвоенный период, воспитанное на идеях социализма и советского патриотизма. Эти два поколения советского народа вынесли тяжелейшую борьбу с захватчиками и добились победы, определившей дальнейший путь советского общества и всего человечества.

Введение

На протяжении всей истории развития нашего общества постоянно уделяется большое внимание повышению роли учителя, улучшению подготовки учительских кадров, в том числе и учителей трудового обучения, в настоящее время учителей технологии.

Учитель технологии готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, к творческой трудовой деятельности; формирует у них трудовые умения и навыки.

Забота о человеке с его растущими материальными и культурными потребностями служит главным ориентом экономического и социального развития страны. Народное благосостояние предстоит поднять на качественно новую ступень, улучшить весь комплекс условий жизни российских граждан, в том числе потребление товаров и услуг. В стране последовательно осуществляются меры по улучшению бытового обслуживания населения. Всё больше открывается частных предприятий по изготовлению и ремонту одежды. Население нуждается в таких кадрах, так как эстетические, конструктивно-эргономические и технологические требования к одежде из года в год возрастают. Появляются новые ткани, прокладочные и другие материалы, что требует от специалистов данной области высокой квалификации.

Цель курсовой работы заключается в характеристике технологии как образовательной области.

Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Проанализировать литературу по данному вопросу.

3. Сделать выводы по теме курсовой работы.

Труд как социальная категория

Труд и развитие общества

Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность.

Труд - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы для удовлетворения своих растущих потребностей. Отношения человека к природе всегда осуществляется в системе связей с другими людьми. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Великий русский писатель Н.Л.Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной ее особенностью является целенаправленный характер. Под этим понимается осознанность исполняющим работу той связи, которая существует между отдельными трудовыми приемами и операциями, совершаемыми им, и теми конечными результатами, к достижению которых направлена трудовая деятельность человека.

Трудовая деятельность для человека - естественная физиологическая потребность. Она, как и всякая деятельность, требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой. С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению к цели, эстетического удовлетворения. В процессе труда также человек мыслит, воображает, ощущает, запоминает. Всякий труд требует внимания.

Огромное значение труда в жизни общества и человека и объясняет тот интерес, который издавна проявляли люди к изучению и организации своей трудовой деятельности.

В средние века вряд ли можно говорить об изучении трудовой деятельности, это было, скорее, эмпирическое совершенствование трудовых движений и навыков, которые в небольших группах ремесленников достигли высокой степени совершенства.

Человек и человеческое общество возникли в процесс трудовой деятельности. Что такое труд, как возник труд, как происходило становление человека, какие формы принимает труд в различных общественно-экономических формациях, будущее труда - вот круг тех вопросов, на которые необходимо ответить.

Процесс труда включает в себя 3 обязательных элемента: 1. Целесообразную деятельность человека, или собственно труд. 2. Предмет труда. 3. Средство труда.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Это может быть или предмет, непосредственно данный природой, например, болванка, которую предстоит обработать на токарном станке для придания ей необходимой формы или растительное волокно, в процессе обработки которого получается ткань.

Средства труда - это все те вещи, предметы, при помощи которых человек воздействует на предмет труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат орудия производства, а также производственные здания, склады, дороги.

Важнейшая роль принадлежит орудиям производства, при помощи которых человек воздействует непосредственно на предмет труда, - от каменных орудий первобытного человека до современных машин.

Социально-экономические эпохи различаются уровнем развития орудий производства, что служит мерилом власти человека над природой. Они разнятся в первую очередь тем, как производится, а не тем, что производится.

Предмет труда и средство труда в своей совокупности составляют средство производства.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага и люди, приводящие в движение эти орудия и создающие материальные ценности благодаря известному опыту и трудовым навыкам, составляют производительные силы общества.

Трудящиеся массы являются основной производительной силой общества на всех этапах его развития. Каждый исторический момент в жизни общества определяется, в конечном счете, производительными силами, которыми оно располагает.

Однако люди производят материальные блага не в одиночку, не изолированно, а сообща (вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство).

Эти определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ и составляют производственные отношения. Характер производственных отношений показывает, в чьем владении и распоряжении находятся главные средства производства (земля, леса, недра, воды, сырье, орудие производства, производственные здания и т.д.) - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов.

Возникновение человека относится к началу четвертичному периоду истории земли, продолжавшегося немногим менее 1 млн. лет. С проблемой возникновения человека неразрывно связана и проблема возникновения и развития труда. В процессе целесообразной трудовой деятельности получается предмет, отличный от предмета труда. Процесс труда существует идеально в голове работающего, и то, что реально получается в результате, было заранее намечено как цель. Следовательно, человеческая трудовая деятельность - это целесообразная сознательная деятельности по преобразованию природы.

Человек может совершать свою трудовую деятельность только в обществе. Труд отдельного человека лишь составная часть общественного труда. Приобщаясь к труду, человек становится творцом истории, совершенствует все, что было оставлено ему предшествующими поколениями тружеников, и, как эстафету, передает достигнутое будущему поколению нашей земли. Таким образом, труд становится реальным воплощением человеческого бессмертия.

Велика роль труда и в развитии отдельного человека. Люди давно заметили и стали использовать труд как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Труд начинается с изготовления орудий. Умение изготовлять орудия и пользоваться ими передавалось от взрослых к детям. Эта передача осуществлялась в непосредственном общении детей со взрослыми путем привлечения детей к посильному участию в трудовых процессах, выполнявшихся взрослыми. Постепенно к этому добавлялось преднамеренное воздействие взрослых на детей для научения какому-либо делу, передачи необходимых для этого сведений и умений. Но и в этих случаях обучение и воспитание еще было непосредственно связано с трудом.

Позднее, когда развитие производства вызвало необходимость в людях, обладающих определенной подготовкой, возникает школа - учебно-воспитательное учреждение, специально предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающего поколения.

В классовом обществе умственный труд отделился от физического. И это привело к созданию двух обособленных систем образования: общего теоретического, оторванного от трудовой деятельности и производственного, практического, оторванного от подлинно научного знания. Общее среднее образование, которое было доступно лишь детям привилегированных слоев населения, приобретало чисто словесный характер, а профессионально-техническое, предназначенное для детей трудящихся, вооружало их главным образом ремесленными трудовыми навыками и давало весьма скудный запас общеобразовательных знаний.

Передовые мыслители и педагоги давно подняли голос протеста против отрыва воспитания и обучения от труда и выдвинули идею трудовой школы. Впервые эта идея была высказана представителями раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), которые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде и выдвигали требование к подготовке к труду всего подрастающего поколения.

Позднее о необходимости труда для всестороннего развития личности выдвигали Ж.-Ж. Руссо и Песталоцци, Р.Оуэн, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, а в России - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

Важность и значимость трудовой подготовки, и подходы к её преподаванию рассматривались такими классиками педагогических наук, как Я. А. Коменский, И. Г. и К. Д. Ушинский.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. М. Казакевич, В. А. Кальней, А. С. Лында, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. С. Столяров, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и другие учёные.