Психологический диагноз его структура и основные характеристики. Вклад Л.С

Психологический диагноз

Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.

Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.

Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).

Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»

Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»

С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

  1. природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
  2. обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический прогноз

Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.

Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.

При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.

Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.

Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.

Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:

  1. Развернутость,
  2. Дифференцированный характер,
  3. Полнота содержания,
  4. Разбивка на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.

Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

  1. Сохранение неблагоприятных условий развития,
  2. Ослабление неблагоприятных условий развития,
  3. Усугубление неблагоприятных условий развития.

Психологический диагноз и его виды

Шумская Н.Ю.

1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

2. Уровни и виды психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский:

Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

типологический диагноз (высший уровень), заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.

3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.Выготского в постановке психологического диагноза.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

4. Основные психодиагностические ситуации и задачи

Основная задача: измерение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Определяя задачи, необходимо учитывать ситуацию ПД в целом (ситуации клиента и ситуации экспертизы):

1) В ситуации клиента человек обращается за помощью, охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции более точно, без сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. К диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

2) В ситуации экспертизы человек знает, что подвергается анализу, старается выдержать «экзамен»; вполне осознанно контролирует свое поведение и ответы так, чтобы предстать в максимальном выигрыше (даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

ПД задачи и ситуации (исходя из того, кто и как будет использовать диагностические данные; какова ответственность психодиагноста за выбор СП-в вмешательства в ситуацию обследуемого):

1) Для постановки непсихологического диагноза врачом или формулирования административного решения - для использования ПД данных в медицине. Выносится суждение о специфике особенностей мышления, памяти, личности, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности за диагноз и за лечение. Так же - при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. 2) Для постановки психологического диагноза самим диагностом, вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом др. профиля. К примеру, поиск причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер. 3) Данные используются диагностом для постановки психического диагноза, который служит ему основанием (или его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия (псих. консультация). 4) Диагностические данные исп. самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. (Психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.)

5.Классификации психодиагностических средств.

I. 1 – методы, основанные на заданиях с правильным ответом (тесты IQ, специальных способностей)

2 – методы, основанные на заданиях без правильного ответа (тесты, задания которых характеризуются частотой того-иного ответа - личностные)

II. 1 – вербальные методики (память, воображение, мышление и т.п.)

2 – невербальные (речевая способность испытуемых только на этапе понимания инструкции – корректурная проба)

III. 1 – объективные техники - методики с правильным ответом, с правильным выполнением задания

2 – стандартизированные

2.1 – тесты-опросники, относительно вопросов, у которых есть выбор (Опросник Кеттелла 16PF)

2.2 – открытые опросники (Векслер)

2.3 – шкальные техники (САН)

2.4 – индивид-ориентированные техники (Дж. Келли репертуарная решетка)

3 – проективные - недостаточно структурированный стимульный материал – человек. Порождает фантазии, проецирует мотивы, поступки, свойства (тест Роршаха)

4 – диалогические - основываются на контакте, вербальные-невербальные. Могут быть в виде игры.

6. ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio - бросание вперед...) - один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно-неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.- это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные - создание из оформленных деталей осмысленного целого 3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тат); 4) катартические - осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом -дерево -человек»); 6) импрессивные - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные -завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным. К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области-переживания и поведения человека вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности.

7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Особенности условий проведения проективных методик. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств. Перед началом проведения проективных методик, модератор должен еще раз сделать акцент на том, что при выполнении задания не существует каких-либо правил, поэтому респонденты могут чувствовать себя свободно и не бояться сделать что-нибудь не так.

Перед началом использования проективных методик необходимо правильно объяснить задание. Нужно позаботиться о том, чтобы все респонденты поняли задачу, а само задание не показалось им слишком сложным.

При этом все-таки необходимо ограничить время, отведенное на выполнение задания. По истечении отведенного времени важно не прерывать респондентов, а вежливо попросить респондентов заканчивать свою работу. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекало респондентов от основного занятия.

Самое важное правило - необходимость объяснения каждым респондентом своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик.

Психологу необходимо воспринимать проведение исследования как материал для дальнейшей интерпретации. Поэтому он должен очень внимательно слушать объяснение каждым участником дискуссии своих действий и каждый раз выяснять, как респондент относится к тому, что говорит.

8.Виды проективных методик

Первая классификация была разработана Л. Франком.. 1. Конститутивные техники - Примеры:- Незаконченные предложения- Незавершенные рисунки
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. («Рисунок человека», «Рисунок семьи»)

3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Пример - тематический тест на апперцепцию (ТАТ) Г. Мюррея.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. (психодрама)

5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. («Дом-дерево-человек»).

6. Импрессивные. основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. (Тест Люшера)

7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. (Тест руки)

По другой классификации проективные методики поразделяются на: Методики дополнения. Стимульный материал: набор слов-стимулов. (Ассоциативный тест К.Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

    Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

    Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

    Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

9. Диагностическая ценность проективных методик

Диагостическая ценность проективных методик сязана с: -гибкостью и вариативностью психодиагностической процедуры; - возможностью глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; -высокой эффективностью при изучении изменчивых явлений; - стремлением к всестороннему описанию личности

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Преимущество:едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.

Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.

Один из огромных «+» – это возможность использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Использование подобной методики расслабляет клиента и позволяет специалисту наладить контакт.

Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное окружение и др.

10.Общая характеристика графических методов психодиагностики

Графические методы в основном применяются для выявления особенностей интеллектуального развития (при нарушениях выявляется запаздывание), личностного развития (для выявления личностных особенностей тесты основаны на механизме проекции; рисунок – сообщение, зашифрованное в образах) и психических заболеваний (наличие органических поражений мозга).

Достоинства: 1 – информативность – позволяют выявить множество особенностей, просты и не занимают много времени; 2 – естественность – наиболее близко детям; 3 – многократность – используются без утраты своего диагностического значения, можно использовать в лонгитюдном исследовании; 4 – психотерапевтическое значение – грань между обследованием и психотерапевтическим воздействием стирается.

Недостатки: 1 – относительно низкая надежность результатов (т.к. субъективна интерпретация психолога); 2 – не позволяют количественно измерить оцениваемые свойства; 3 – термины, в которых проводится интерпретация, лишены строгости и однозначности => сложно подтвердить надежность и валидность.

Ограничения: 1) осторожно относиться к использованию в научных статистических исследованиях; 2) окончательные выводы о психологических особенностях субъекта только на основе одних рисуночных тестов лучше не делать; 3) психологическое заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, вне их связи друг с другом.

11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений

Критерии рисунков адресуются к следующим характеристикам:нажим на карандаш, особенности линий, размер рисунков, расположение рисунка на листе, тщательность и детализация, дополнительные особенности

Показатель психомоторного тонуса . Слабый нажим, линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивность/субдепрессивность (с 4 лет). Сильный, карандаш глубоко продавливает бумагу – ригидность; эмоциональное напряжение; импульсивность (с 4 лет). Сверхсильный, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; агрессивность; пограничное/психотическое состояние. Варьирует –эмоциональная лабильность (с 4 лет). Колебания особо сильны –эмоциональная неустойчивость; острые состояния.

Штриховые – тревожность (в характере). Множественные линии – тревога как состояние; стресс; импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать тревогу. Промахивающиеся линии – импульсивность; органическое поражение мозга; гиперактивность (с 5 лет). Линии не доведенные до конца – астения; импульсивность. Искажение формы линии (напр. голова треугольная) – органические поражения мозга; психические заболевания (с 5 лет).

Увеличенный (более 2/3 листа) – тревога; стресс; гиперактивность. Уменьшенный(менее 1/3 листа) – депрессия; низкая самооценка. Размер сильно варьирует – эмоциональная лабильность.

Смещен вверх , не в углу – повышение самооценки, возможно компенсаторно; стремление к высоким достижениям. Смещен вниз – снижение самооценки. Смещен вбок – органическое поражение мозга (иногда). Выходит за край листа – импульсивная, острая тревога; пограничное, невротическое, психотическое состояние. В углу листа – депрессия/субдепрессия.

Большое количество деталей –демонстративность; творческая направленность. Высокая тщательность, много однотипных деталей – ригидность; тревожность; перфекционизм (иногда); эпитептоидная акцентуация. Малое количество деталей – астения; отрицательное отношение к обследованию; интровертированность; депрессия/субдепрессия; шизоидная акцентуация; низкий уровень умственного развития. Небрежность – импульсивность; отрицательно отношение к обследованию.

12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон

Психометрия – это область психологии (не обязательно относится к ПД), которая изучает теоретические и практические основы измерений в психике. В сфере ПД, психометрия имеет специфические задачи: технология создания и адаптации методик, обеспечение критериев качества измерений. Знание основ психометрии даёт психологу необходимую критичность в понимании ограниченности процедур, в понимании тех допущений, которые заложены в тест самим разработчиком при создании методик.

Особенностью ПД процедур, является их стандартность, которая предполагает строго регламентированные условия проведения измерения и предоставляет особые требования к самим измерительным средствам. Регламентность обеспечивается стандартизацией процедуры проведения, инструкции к исполнению системного материала и его предъявлению, бланков, способов регистрации ответов. Особые требования к измерительным процедурам выражается в репрезентности, надёжности, валидности, достоверности как критические качества теста.

Процесс измерения- это всегда сумма измерения изучаемого объекта или процесса с эталоном. В психологии человек не может выступать Эталонным субъектом. В психодиагностике эталоном выступает тест. Поэтому к тесту и его процедуре предъявляется определенные требования. Для того, чтобы тест был эталоном, он должен быть стандартизован. В словаре «тестирование»- метод психологической диагностики, использользуются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений. "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий". Все определения содержат следующие общие моменты: во-первых, тест – один из методов измерения в ПД наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.; во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; в-третьих, это метод измерений, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Этим треб должен соответствовать каждый тест.

Есть Разница между стандартным психологическим тестом и обычным набором заданий, которые тоже могут служить источником ПД: необходимо знать, что такое стандартная тестовая процедура и в каких единицах, шкалах измеряются психические свойства чел.

13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.

Стандартизация теста - это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста. В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. Стандартизация позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым, с показателями в генеральной совокупности или соответствующих группах. Стандартизация важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. Три основных вида стандартизации первичных тестовых оценок: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме; 3) квантильная стандартизация.

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает 3 этапа. 1)создании единообразной процедуры тестирования. 2)создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. 3)определении норм выполнения теста.

Тестовые нормы - количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев могут выступать как статистические показатели выборки стандартизации, так и различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств. В психодиагностике наибольшее распространение получили количественные тестовые нормы, рассчитанные на основе определения средних величин и дисперсии в выборке стандартизации.

В виде качественных тестовые нормы могут выступить, например, стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для конкретного теста комплексы диагностических признаков.

14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста

Оценка типа распределения (ОТР) - аналитико-статистическая процедура исследования основных характеристик эмпирического распределения (мер центральной тенденции, мер изменчивости, асимметрии, эксцесса кривой и некоторых других показателей).

ОТР предпринимают с целью проверки предположения о том, что анализируемое распределение соответствует теоретическому. Вопрос такого рода нередко решается в ходе стандартизации методики и разработки шкалы. Обычно в качестве теоретического распределения при сравнении с эмпирическим используется нормальное распределение, О. т. р. выступает в данном случае в форме проверки нормальности эмпирического распределения. Чтобы установить, подчиняется ли эмпирическое распределение изучаемой случайной величины нормальному закону, необходимо сопоставить известные исследователю сведения о свойствах этой величины и условиях ее изучения со свойствами функций нормального распределения. Сначала проводят качественное сопоставление, а затем количественное. Основой качественного сопоставления служит главное условие – действие на изучаемую случайную величину большого числа преимущественно независимых и примерно одинаковых случайных факторов. Если это условие, по мнению исследователя, выполняется, можно ожидать, что исследуемая величина распределена нормально.

Количественное сопоставление может включать ряд этапов. Первый - сравнение отдельных свойств эмпирического распределения со свойствами теоретического нормального распределения. Асимметрия и эксцесс нормального распределения равны нулю. Если хотя бы один из этих двух показателей проверяемого эмпирического распределения существенно отклоняется от данного значения, это означает аномальность оцениваемого распределения.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки, диагностические категории и диагностический вывод.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть "латентными переменными". Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы". Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Основными элементами психодиагностического процесса, образующими систему, которая выполняет функции по постановке психологического диагноза, являются:

1) психодиагност (в некоторых случаях – группа специалистов);

2) клиент (испытуемый или их группа);

3) психодиагностическая методика или комплекс методик;

4) условия, в которых осуществляется психодиагностическое исследование.

В качестве психодиагноста может выступать специалист (группа специалистов), обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеющий соответствующую квалификацию, дающую право на проведение психодиагностического исследования, и имеющий внутреннюю готовность его осуществить. Клиентом (испытуемым) является любой человек или группа людей, готовых и согласных на проведение психодиагностического исследования. Исключение составляют маленькие дети, согласие на исследование которых должно быть получено у родителей или лиц, их заменяющих. Аналогичное требование относится к ситуациям, когда испытуемый является частично или полностью недееспособным. Согласие испытуемых также не требуется, если психодиагностическое исследование проводится по решению суда. Кроме того, в некоторых достаточно редких случаях, например, когда психодиагностическое исследование осуществляется в отношении военнослужащих, оно может осуществляться без согласия испытуемых, однако такие случаи должны быть оговорены в соответствующих нормативных документах. Используемые методики должны отличаться валидностью и надежностью, а психодиагност должен иметь достаточную квалификацию.

Условия психодиагностического исследования – совокупность факторов, которые в той или иной мере способны повлиять на достоверность полученных результатов.

Данные условия могут быть внутренними (психическое и физическое состояние испытуемого, в том числе его готовность к добросовестному сотрудничеству) и внешними (наличие необходимой обстановки, время суток, санитарно-гигиенические условия, продолжительность самого исследования, отсутствие субъективных установок у психодиагноста и его внутренняя готовность к качественному осуществлению своих профессиональных обязанностей, валидность и надежность психодиагностических методик).

Этапы психодиагностического процесса Психодиагностический процесс состоит из ряда обязательных этапов, реализация которых обеспечивает постановку психологического диагноза и написание психологического заключения. Различные авторы выделяют различные этапы психодиагностического процесса.

А. В. Батаршев выделяет три этапа в процессе тестирования:

1) выбор тестовой методики; 2) непосредственное тестирование; 3) интерпретация результатов психодиагностического исследования.

Психодиагностическое исследование, с точки зрения Корманна , начинается с постановки вопроса (цели диагностики), осуществляемой по результатам предварительного исследования.

Далее осуществляется подбор психодиагностических методик, собственно психодиагностическое исследование и обработка полученных результатов, после чего осуществляется оценка того, получены ответы на поставленные вопросы или нет. Если информации недостаточно, этапы с третьего по пятый повторяются. В заключение психодиагностического исследования подводятся его итоги.

К базовым этапам психодиагностического процесса в отечественной психологии относят (А. А. Бодалев, В. В. Столин):

1) ориентировочный;

2) планирующий;

3) сбор психодиагностических данных;

4) обработка и интерпретация данных;

5) подготовка психологического заключения;

6) контроль эффективности психодиагностики.

В целом психодиагностический процесс включает в себя три основных блока:

1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) заключительный.

При этом подготовительный блок включает в себя этапы: знакомства, ориентировочный, подготовки комплекса психодиагностических методик. Исследовательский блок включает собственно психодиагностическое исследование, обработку и анализ полученных результатов, выдвижение промежуточных гипотез. Заключительный блок представляет собой деятельность психолога по написанию психодиагностического заключения и выработке рекомендаций.

Следует отметить, что психодиагностический процесс не является строго регламентируемым, а его этапы не обязательно реализуются в той последовательности, как они были представлены выше. Структура и этапы психодиагностического процесса во многом определяются целями психодиагностики и стоящими перед психологом задачами.

12. Проблемы комплексной психодиагностики

Массовое распространение тестов многочисленные сборники тестов, издающиеся большими тиражами, однако форма их представления (текст методики, ключ для обработки, пара строк в качестве описания измеряемых характеристик) делает невозможным их серьезное профессиональное использование. Более того, информации, представленной в подобных сборниках, как правило, недостаточно для того, чтобы понять, насколько хорош или плох конкретный тест: отсутствуют данные об особенностях разработки и/или адаптации теста, его стандартизации, сведения о валидности, надежности и пр. Помимо этого, большинство тестов устарели, а тест должен показать, владеет ли испытуемый навыками, необходимыми для выполнения учебного задания или для работы в определенной профессиональной области. В отличие от критериально-ориентированных тестов методики, ориентированные на норматив, показывают лишь, что субъект находится на какой-то точке кривой распределения результатов популяции. В тестах, ориентированных на критерий, основной упор делается на то, что индивид может делать и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других. Данные психодиагностики могут используются в социальной практике для формирования определенного решения – выносит просто суждение о его о специфических индивидуальных особенностях клиента. Недостаток литературы по методам психологического исследования порой приводит к некомпетентному использованию методик, некритическому принятию теоретических представлений, проникающих через интерпретацию данных. При осуществлении психодиагностики нужно большое внимание уделять всем стадиям исследования: поисковая стадия, пилотаж, основная, заключительная.

Принципы комплектования психодиагностических батарей

ПБ - совокупность тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предназначенных для решения конкретной психодиагностической задачи. Психологическая диагностика предполагает наличие единства теоретической концепции (теории), метода (и его инструментального воплощения) и способа воздействия на психическую реальность.

Отсюда следует, что метод, построенный в рамках одной теоретической концепции, не может быть в полной мере использован для объективизации той стороны объекта, которая освещена другой теорией, а полученные с помощью этого метода данные не могут быть основой для построения технологии воздействия, базирующейся на совершенно иных теоретических представлениях. Это "принцип методического ограничения".

Принципы построения комплексного психологического портрета личности

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты:1. темперамент;2. характер;3. способности;4. направленность;5. интеллектуальность;6. эмоциональность;7. волевые качества;8. умение общаться;9. самооценка;10. уровень самоконтроля;11. способность к групповому взаимодействию. Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности. Они включают в него:1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, темперамент).

Формы представления результатов психологических исследований

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Естественный и научный текст. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически – графики. Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных – таблицы.

  • 7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик
  • 8.Виды проективных методик
  • 9. Диагностическая ценность проективных методик
  • 10.Общая характеристика графических методов психодиагностики
  • 11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений
  • 12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон
  • 13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.
  • 14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста
  • 16 Стандартизация шкалы измерений
  • 18.Наиболее распространённые стандартные шкалы измерений в психодиагностике
  • 19. Технология создания и адаптации методик
  • 2. Проверка устойчивости к перетестированию
  • 4. Проверка или рестандартизация тестовых норм.
  • 5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка вос­производимости структуры отношений между шкалами.
  • 20. Валидность как критерий оценки качества теста: виды непосредственной валидности
  • 21. Валидность как критерий оценки качества теста: виды опосредованной валидности
  • 23. Последовательность действия психолога при проверке надежности теста:
  • 24Ретестовая надёжность как критерий оценки качества тестов:
  • 25 Надёжность параллельных форм как критерий оценки качества тестов:
  • 26 Достоверность как критерий оценки качества теста и способы предотвращения искажения результатов тестирования
  • 27 Различия между стандартизированной и клинической диагностикой:
  • 28 Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования:
  • 29.Факторная стратегия исследования личности с помощью теста pf-16 Кеттелла. Описание личностных факторов 1 порядка
  • 30. Форма с теста 16 pf р. Кеттелла: процедура, обработка
  • 33 «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.
  • 34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.
  • 35 Детские варианты теста р. Кеттелла (cpq)
  • 38 Тест Векслера:теор конструкт теста, верб.И неверб. Интеллект, сведения о надежности теста
  • 39Тест Векслера: стимматер, процедура тестирования
  • 40. Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте
  • 42. Тест Амтхауэра: общие сведения о назначении и теор. Конструкте
  • 43. Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.
  • 44. Методы определения межполушарной организации психических процессов
  • 45. Диагностика индивидуального стиля взаимодействия с помощью теста т. Лири
  • 46 Диагностика креативности с помощью теста Гилфорда
  • 47 Диагностика креативности с помощью теста Торренса
  • 48. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: теоритический конструкт
  • 50 Метод тат Мюррея /назначение теста, Теоретические основы
  • 51.Метод тат Мюррея: процедура проведения и интерпретация данных
  • 52. Детский вариант тематического апперцептивного теста сат
  • 53.Метод Роршаха: назначение теста, теоретический конструкт и процедура проведения и интерпретации данных.
  • 54. Тест «Рисунок семьи»
  • 55. Тест «Домдеревочеловек»
  • 56. Тест «Несуществующее животное»
  • 57 ПсД с помощью 8-цветного набора теста Люшера: назначение теста и теор. Конструкт.
  • 1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

    Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

    Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

    Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

    В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

    Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

    1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

    2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

    Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

    2. Уровни и виды психологического диагноза по л.С. Выготскому

    Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

    Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

    Л. С. Выготский :

    Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

    Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

    – типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.

    3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.выготского в постановке психологического диагноза. Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.

    Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

    Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

    Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей ичности с целью оценки их актуального состояния, дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психол-го диагноза явл-ся выяснение в каждом отдельном случае того, почему данное проявление обнаруживается в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

    Л.С.Выготский выделяет 3 основных уровня диагостики .

    1. симптоматический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, а основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным, т.к. установление симптомов не приводит к постановке диагноза. На этом уровне работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

    2. этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и причины их возникновения.

    3. типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной картине личности. По словам Выготского диагноз всегда должен иметь ввиду сложную структуру личности. «Диагностика» и «диагноз» соотносятся как процесс к результату.

    Основные критерии качества психологического диагноза:

    1) адекватность – соответствие диагноза реальному состоянию обследуемого. 2) своевременность – быстрота и оперативность диагноза. 3) коммуникативная ценность – возможность передачи психодиагностической информации заявителю (как правило, не явл-ся специалистом в области психологии) в целях профилактики, коррекции и проф-й подготовки обследуемого. 4). Трудоемкость – уровень профессиональной подготовки диагноста. Наличие в его распоряжении психодиагностических средств, особенности конкретного случая.


    3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАЛЮЧЕНИЕ .

    Психодиагностическое заключение – это документ о результатах диагностики, подготовленный психологом. Следует различать психологическое заключение 1) составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента. 2) сообщение об обследуемом, как документ аналогичный по содержанию, но отличающийся по форме, предназначенный для неспециалиста.

    Основные функции психологического заключения:

    1) оценка текущего состояния объекта обследования. 2) прогноз будущего состояния объекта обследования 3) разработка рекомендаций, которые должны зависеть от целей обследования (т.е. быть конкретными и вытекать из проведенной диагностики).



    Заключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных с учетом основных этических норм психологии и психодиагностики. Стандартной формы и правил написания заключений не существует. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации в кот-й проводится диагностика, адресата, теоретических установок и специализации психолога. В структуре психол-го закл-я целесообразно выделять 3 блока: 1) феноменологический: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения обследуемого, его отношение к факту обследования и запрос (т.е. чего ожидает обследуемый). 2) причинный : включает данные об отдельных сферах личности обследуемого, а также формулируются основные диагностические выводы. 3) блок предложенных мероприятий , которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации).

    Основное требование подготовки заключения – его соответствие цели заказа и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Утверждения психолога должны отражать степень подлинности каждого из привлдимых факторов или выводов. При подготовке заключения для неспециалиста следует избегать специальой психологической терминологии. Также в заключении лучше указывать те характеристики, которые имеют достаточно высокий или низкий уровень, а не ближе к среднему уровню.