Вредные привычки и как им противостоять. Как противостоять своим вредным привычкам? Отказ от вредных привычек

Презентация к уроку окружающего мира в

1 классе

Подготовила: Березовская Оксана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ НШ ДС с. Иня


Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.




Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них не въехать, не войти?


«Радуга – дуга»

Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем - Семицветный полукруг Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота.

Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву.

С.Я. Маршак



Бывает так:

дождь только что кончился или ещё шумит, а тучи уже начинают расступаться

между ними проглядывает голубое небо и показывается солнце.



Где еще можем мы наблюдать маленькие “р а д у г и” в жизни, вокруг себя?


Какого цвета радуга?

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.


Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, придумали такую фразу по первым буквам названий цветов:

Каждый охотник желает знать,

сидит фазан.


Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.





Стоп. Немного отдохнём. И домой пешком пойдём.




На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?


Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце.

Радуга

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут радуга.


Тест:

Ответ “да” Ответ “нет”

Вопрос 1. У радуги 6 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. С троители радуги – солнце и дождь?



Молодцы!

Спасибо за работу!


Источники

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков Издательство « Просвещение 2009г» УМК « Школа России»
  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
  • http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=11619&start=615&postdays=0&postorder=asc&highlight

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок

"Почему радуга разноцветная".

(Окружающий мир.1 класс.)

Составила

Кишулько Татьяна Петровна

Учитель начальных классов

2014 г.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи : познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач Оборудование: Мультимедиопроектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса . - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Поговорим о радуге.
Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово « радуга» похоже на слово « радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга . Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка. Радуга.
В небе дождь, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
По траве босиком, прямо в небо прыжком.

6. Постановка проблемного вопроса

Сколько цветов у радуги? (семь)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7 . Решение проблемной ситуации. Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да.)

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга семицветная дуга.

Теплым майским днем барабанщик-гром
Словно молотом бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет, ветер краски трет
И рисует РА- и рисует ДУ- и рисует ГУ. Радугу!
Ленты разноцветные над землёй парят,
Люди изумленные в небеса глядят.
Радуга раскинула ровный полукруг,
Ореолом праздничным распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное, таинство Земли,
Диво безответное в солнечной пыли. Радуга умытая видится вдали.
Коромысло дивное на плечах Земли.

Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Летний дождь прошел с утра, выглянуло солнце. Удивилась детвора, посмотрев в оконце, - Семицветная дуга. Заслонила облака

11 . Закрепление нового.

А . Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание . Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест. Слайд № 9
- Туча – это темное, густое облако;
да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да
нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да
нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да
нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да
нет
- Ветер – это движущийся воздух;
да нет
- Эхо бывает только в горах; да
нет
- Звуки издают только живые существа;
да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя.
да нет

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?

Неотъемлемой частью каждой привычки является ее основное условие – удовольствие. Нам приятно пить газировку, читать газету, принимать душ, закуривать сигарету, заниматься спортом. Это может быть вредно, да, но приятно. Вторым условием является повторяемость. Один раз не считается. А когда повторы доводят разы до автоматизма – мы уже имеем дело со «зрелой» привычкой.

Привычная польза

Полезные привычки вроде утренней пробежки, наведения порядка на рабочем столе перед выходом из офиса, поддержания осанки и т.п. могут быть уже и незаметны для нас, но как они прекрасно работают. Чтобы они могли позаботиться о нас, мы должны позаботиться об их наличии.

Рецепт довольно прост, но требуется терпение в его приготовлении:

Подумайте, какой привычки вам не хватает. Ответьте себе на вопрос «зачем». Зачем вам тратить время и усилия на это? Какую пользу вам может принести это нововведение? Стоит ли оно того?

Дайте себе несколько месяцев на закрепление привычки. Какие-то из них приживаются раньше, а какие-то позже.

Придумайте себе «пряник», для положительного подкрепления. Вообще-то и придумывать ничего не надо. Разве вы не чувствуете прилив бодрости после утренней разминки или легкость, когда руководствуетесь правилами здорового питания? Разве вам не приятно, что вы успели все, что наметили на день? Однако можете пообещать себе, что если всю неделю будете четко исполнять план по опривычиванию новой привычки, то в выходной идете есть мороженое (в кино, в гости, летите в Париж, катаетесь на слонах…). Это послужит вам дополнительным стимулом.

Лень будет умолять вас: «Куда ты, милый? Ну нам же так хорошо нежиться в постели!» Что ж, если «пряники» не работают, придется обратиться к силе воли. А еще можно добавить себе «страшное» наказание. Например, двадцать отжиманий за каждый пропуск утренней пробежки.

Иногда вы просто-напросто будете забывать. Забывать выносить мусор, выходя на работу, забывать мыть тарелку сразу после того, как доедите овсяную кашу, и, конечно, забывать сделать зарядку. Поэтому будьте предусмотрительнее вашей памяти – создавайте напоминания в телефоне, заводите будильники, записывайте, клейте стикеры типа «сядь прямо» и «втяни живот».

Бороться с вредными привычками куда сложнее, чем осваивать полезные. И если это не привычка, а серьезная зависимость, то простыми житейскими советами тут не обойтись. Алкоголик, например, вряд ли навсегда завяжет с такой «привычкой» без посторонней помощи, а вот бросить курить и перестать грызть ногти вполне реально. Делаем все наоборот:

Обдумайте, зачем вам избавляться от этой привычки? Что вы получите, если бросите курить? Действительно ли вам это нужно?

Постарайтесь ответить на вопрос, какую пользу вы получаете от курения (бросания носок возле дивана, откладывания всего на потом). Что-то в этом обязательно есть такого, что греет вашу душу. В той же сигаретке, помимо ужасного запаха и вреда для здоровья, томится небольшая пауза, передышка, остановка для концентрации мыслей, замена перекусу, возвращение во младенчество, в котором мамина грудь или соска так помогала успокоиться и почувствовать себя в безопасности…Что-то мы увлеклись. Зато наглядно получили краткий список того, что может стоять за дурной привычкой. Ищите свои «выгоды» и работайте над тем, чтобы заменить источники успокоения и отдыха.

Просто перестаньте делать то, что портит вашу жизнь. В ход можно также пустить наказания и напоминания, и, само собой, вознаграждения. Как приятно каждую неделю праздновать победу над своим врагом.

Ответы на вовремя заданный вопрос «зачем», приводят к тому, что мы делаем более осознанный выбор. Прежде чем сделать или не сделать что-то, спросите себя «зачем». Но для начала и к этому тоже потребуется привыкнуть.


«Бросить курить легко, я сам это делал не один раз» - признался как-то Марк Твен. Ну, уж если такой великий человек смело признается в своих недостатках, то уж нам-то и подавно стоит подумать, как избавиться от вредных привычек и создать вместо них полезные правила своего поведения.

Непьющие и некурящие, не расслабляйтесь, пожалуйста! Помимо этих вредных привычек, граничащих с пороком, в арсенале человека разумного есть еще очень-очень много других:

  • всегда и везде опаздывать,
  • давать невыполнимые обещания,
  • злословить о знакомых и друзьях,
  • занимать деньги и с трудом их отдавать,
  • поздно ложиться спать,
  • грызть ногти и кончик карандаша,
  • наедаться на ночь,
  • постоянно одергивать одежду и поправлять даже идеально уложенные волосы,
  • щелкать суставами пальцев,
  • никогда не убирать за собой посуду после еды.
Хватит или продолжать? Этот список может быть бесконечным, и каждый в состоянии вписать в него еще немало новых строчек. Вы давно не начинали с понедельника новую жизнь? Давайте попробуем еще раз и выработаем алгоритм того, как бороться с вредными привычками и бросить их уже наверняка.

Измените ваши мысли

Помните высказывание о природе разрухи профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»? Он совершенно справедливо считал, что «разруха у нас в головах». Все это относится и к вредным привычкам. Только вы и никто другой сначала их создали, а потом спрашиваете, как отучить себя от тех или иных вещей, мешающих вам и создающих проблемы.

Возьмите на себя ответственность за те свои привычки, которые вы считаете вредными. Вам никто насильно не вкладывает в рот сигарету и не подносит к ней спичку. «Стресс, усталость, а сигарета помогает расслабиться, поэтому я не могу бросить курить», - можете вы сказать в свое оправдание. А как же спасают себя в такой ситуации миллионы некурящих, что помогает им, или они сделаны из другого теста?

Поскольку привычка относится к автоматизированным действиям, получается, что автоматизм может взять верх над вами, и чуть ли не подчинить себе ваше поведение. Поняв это, испытываешь странное ощущение освобождения от невидимых оков, от получения свободы. Осознание ответственности помогает противостоять им, этим негативным автоматизмам и стереотипам своего поведения.

За и против

Как отказаться от вредных привычек, если не видишь в этом необходимости? Для того чтобы набраться сил в этой борьбе, нужен мощный стимул, как и в каждом, даже самом малейшем поступке, который нам приходится совершать. Определитесь, за какую привычку вы собираетесь браться и составьте список, в котором вы взвесите все «за» и «против» этой привычки.


Давайте рассмотрим эту тактику на примере такой вредной привычки, как стремление поздно ложиться спать.

Аргументы «за»:

  • можно доделать те дела, которые сделать вовремя постоянно не успеваешь;
  • есть возможность посмотреть интересный фильм, почитать;
  • все домашние спят, и никто не помешает спокойно посидеть в интернете;
  • м-м-м… даже не знаю, что еще сказать в пользу этой привычки.
Аргументы «против»:
  • при хроническом укладывании в постель после 23.00 мозг истощается, нервная система, этот командный центр всего организма, получает постоянное перенапряжение;
  • женская красота увядает, ткани тела, его клетки не восстанавливаются и усиленно стареют;
  • организм не может избежать переутомления, он теряет способность к самовосстановлению;
  • для того чтобы противостоять усталости, этому знаку наступающего кризиса для организма, он начинает запасать жир, как резервный источник энергии;
  • ослабевает иммунитет, не получая протеинов, вырабатывающихся во время сна;
Взвесьте, что для вас важнее: сиюминутные преимущества от сохранения привычки или отдаленные негативные последствия, которых можно избежать, если отучить себя от нее.

Не распыляйтесь и не отчаивайтесь

Не старайтесь противостоять всем вашим вредным привычкам сразу. Выберите для начала что-то одно, действуйте по принципу «от малого к большому», или выберите то, что мешает вам больше всего.

Успехи в этом нелегком деле подстегнут ваши старания, помогут ощутить второе дыхание. В среднем, на поломку стереотипа может уйти от 21 до 45 дней, так что не корите себя, если не все получается сразу.

Наблюдайте за собой и найдите альтернативу раздражителям

Осознание своего поведения и своих поступков подскажет, как избавиться от вредных привычек. Попробуйте определить, какие раздражители могли подвигнуть вас на проявления привычки и постарайтесь противостоять им.

Стало скучно, волновались, устали, не знали, чем занять минуты ожидания, за компанию, - такие аргументы могли бы привести те, кто борется с такой вредной привычкой, как курение.

Если вы определили свои раздражители, постарайтесь противопоставить им замену:

  • устали – освойте приемы релаксации,
  • скучно – найдите, чем занять голову и руки,
  • волновались – произнесите положительные утверждения () о том, как вы уверены в себе;
  • за компанию – представьте эту компанию у своей кровати в онкологическом отделении, где лечат от рака легких.
Жестко? Сильный раздражитель нужно заменять еще более сильным, это наиболее действенный прием замены. Для того чтобы отучить себя от вредной привычки, можно попробовать выработать условный рефлекс на нее, своими руками создавая негативную эмоцию.

Помните эксперимент с собакой физиолога И.Павлова? Нечто похожее предлагается повторить и вам, чтобы бросить вредную привычку.

Для этого нужно надеть на запястье достаточно плотную резинку. Как только вы почувствуете, что вот-вот вы станете рабом вредной привычки, щелкните по запястью резинкой. Мысли и ощущения, подталкивающие вас к негативным действиям, будут теперь ассоциироваться с легкой болью и дискомфортом, что легко поможет противиться им.

Отступление от правил требует расплаты

Еще один прием поможет тем, кто не знает, как бороться с вредными привычками. Придумайте своеобразный выкуп за отступление от намеченной линии поведения. Например, за привычку хрустеть суставами пальцев рук заставьте себя присесть десять раз, или целый день мыть посуду за всеми членами семьи, или придумайте еще какое-то малоприятное занятие.

Этот прием помог мне избавиться от вредной привычки осуждать других людей. Для того чтобы бросить эту привычку, я хотела попробовать эзотерическую технику «Фиолетовый браслет». Там требовалось переодевать с руки на руку специальный браслет фиолетового цвета при каждом случае злословия. Приобрести его сразу было негде, а попробовать себя переделать хотелось как можно скорее.

Роль фиолетового браслета взял на себя серебряный браслет с очень сложным замочком. Для того, чтобы его открыть, приходилось прикладывать много усилий. В первый день браслет перекочевал с руки на руку раз двадцать. Бросить это я не могла, так как слово, данное себе – самое сильное слово, поэтому во второй день браслет расстегивался только трижды, а на третий день – ни разу.

С тех пор прошло около года, и с тех пор я больше никого не осуждаю. Для закрепления привычки красивая вещичка еще некоторое время покрасовалась на руке, но теперь расстегивался браслет уже по другому поводу.

Размышляя о том, как бороться с вредными привычками, как бросить их раз и навсегда, как не дать им не единого шанса вернуться обратно, нужно обратиться к собственным мыслям и убеждениям. Только им подвластно руководство человеческими поступками на этом нелегком пути.