Анализ стихотворения Пушкина “Поэту. Анализ стихотворения Пушкина «Поэту

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.

Метафоры “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение “как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Жанр

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

1)История создания. Пушкин Александр Сергеевич написал данное стихотворение в 1830 году. Поводом для его написания послужили разногласия и жестокая критика его произведений обществом, с которой сам поэт был не согласен.

2)Тема. Это стихотворение относится к важной и философской теме в творчестве поэта, теме поэта и поэзии.

Стихотворение является нравственным поучением и советом начинающим писателям, которые зависят от общественного мнения.

3)Основная мысль. Основная идея этого стихотворения, как мне кажется, заключается в его первом стихе:

4)Композиция. Стихотворение «Поэту» очень необычно по своей композиции. Оно состоит из двух строф-четверостиший и двух строф-трехстиший. Каждая строфа несет в себе отдельный смысл. В первом катрене автор призывает читателя оставаться терпеливым, несмотря на «шум толпы». Во втором четверостишии Пушкин приказывает поэту жить свободно и творить бескорыстно:

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В следующем трехстишии автор уверяет нас, что мы сами должны оценивать свой труд, так как мы самые строгие его судьи. В последней строфе лирик показывает, как жестока толпа, но все же, если ты доволен, то тебе должно быть безразлична критика большинства.

5)Размер, рифма, синтаксис. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, один из любимых у Пушкина. В первом катрене перекрестная рифмовка, во втором – кольцевая, в третьем и четвертом – смежная и кольцевая.

В стихотворении используются все виды предложений для того, чтобы шире передать эмоциональный окрас. Также практически все предложения повелительные, что и обуславливает жанр поучения.

6)Анализ образов. В стихотворении противопоставлены образы толпы и поэта. Это мы явно видим по обращениям автора: толпа для него холодна, это суд глупцов, но поэт – это царь, свободный, благородный художник, который должен следовать своим желаниям, не оборачиваясь на бездарную толпу. Слово «взыскательный» также подчеркивает то, что поэт сам знает, что для него лучше. Никакой другой человек не имеет права говорить поэту, что и как он должен делать, поэтому автор советует поэту: «живи один». В этом стихотворении многое намекает на то, что поэт пророк, который должен пронести свое бремя, через всю жесткость общества.

7)Анализ тропов. Художественный гений Пушкина не обделил и это произведение, так как в стихотворении использованы разнообразные художественно-выразительные средства, такие как эпитеты «взыскательный художник», «смех холодный», «подвиг благородный», которые призваны для более детального описания образов толпы и поэта, метафоры «услышишь суд глупца», «влечет ум». Есть обращения «поэт», «художник», «царь», которые показывают кто для автора важен, и которые помогают лучше понять образ адресата. Также присутствуют повторы слов «свободный», чтоб показать независимость поэта.

8)Мое мнение. На мой взгляд, это стихотворение схоже с пушкинским «Пророком», и несет в себе огромный философский смысл – быть независимым от толпы. Я считаю стихотворение «Поэту» шедевром лирики о сущности поэта, так как его идея является актуальной и по сей день.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Стихотворение «Поэту».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэту» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения по­эта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина об­виняли в пренебрежении гражданскими идеалами.

В послании «Поэту» он обозначает свою творческую пози­цию: предназначение поэта — в безраздельном служении му­зам. Уже в первой строфе звучит мотив личностной самодоста­точности художника, независимости его от мнений толпы:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава — все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна. Но художник, по мысли Пушкина, — это чело­век особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его творческая само­стоятельность, свобода. Он должен доверять лишь своей интуи­ции и своему таланту: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум».

В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противосто­яния поэта и толпы. Толпа не в состоянии оценить по достоин­ству творений художника, она «бранит» его, плюет на алтарь ис­кусства. Лирический герой призывает поэта быть сильным, муд­рым и душевно стойким человеком и не изменять себе в угоду читающей публике.

Композиционно стихотворение построено по принципу ан­титезы: поэт противопоставлен толпе.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитеты («вос­торженных похвал», «Смех толпы холодной»), метафоры («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»).

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» - пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа». Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.
Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово - в жизнь.

Поэту.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.


Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Справочный материал для школьника:

Пушкин Александр Сергеевич - представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.

Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834).

Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества.

Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: “суд глупца” и “царь”. С одной стороны – “смех толпы”, “в детской резвости”, а с другой – “тверд, спокоен и угрюм”. Стоит обратить особое внимание на слово “угрюм”: несмотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.

Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”. Повтор “свободною” – “свободной” подчеркивает необходимость творить самостоятельно. А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: “алтарь, где твой огонь горит”. Как и в оде “Пророк”, в сонете “Поэту” поэт изображен как некое иное, высшее существо: он – “царь”, ему дан высший дар, толпа же в “детской резвости” его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.

Я хочу отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

(No Ratings Yet)

  1. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе...
  2. В творчестве Тютчева любовная лирика занимает особенное место. За свою жизнь поэт пережил немало романов, испытал сильнейшие чувства. Личный опыт лег в основу великолепных стихотворений. Большую часть из них литературоведы...
  3. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  4. Пророк – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1826 году. Главным героем произведения является сам поэт, который ищет смысл жизни, и смысл своего творчества. В первых строчках, поэт описывает свое...
  5. В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной...
  6. “Демон” – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни – в 1823 году. Главным...
  7. В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение “Деревня” , в котором автор анализирует не только собственную...
  8. Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей...
  9. Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым,...
  10. Стихотворение “Узник” , написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в...
  11. Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих...
  12. В произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно...
  13. Стихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о...
  14. Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн...
  15. Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки...
  16. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
  17. Давайте рассмотрим теперь Стихотворение А. С. Пушкина “Узник” . Я не буду писать сейчас что-либо вроде сочинения, я только напишу основное, что может привести к вас к размышлениям. Мое воображение...
  18. Период, к которому относится написание стихотворения “Зимний вечер”, является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что...
  19. Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светских сплетен и длились годами. Другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и...
  20. Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта...
  21. После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным...
  22. Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда...
  23. Любовная лирика Пушкина Насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной...
  24. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  25. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  26. Александр Пушкин – один и первых русских поэтов, который сумел органично вплести в свое творчество сюжеты народных сказок и преданий. С самого детства он обожал слушать удивительные истории, которые рассказывала...
  27. Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в...
  28. Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в...
Анализ стихотворения Пушкина “Поэту