Что такое социализация личности.

Важность социализации в жизни ребенка.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, детского сада, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же ребенок усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения, то речь идет о процессе десоциализации личности. Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы ребенок, в будущем, как член этого общества:

  • успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • создал прочную семью (семейная социализация);
  • компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации. Жизненный опыт родителей, так же, как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности.

На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую («если мама сказала, значит, так и есть»). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик).

Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, но и создаются условия для реализации ребенка себя как личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются базовые составляющие психологического здоровья, поэтому успешное проживание этого периода жизни чрезвычайно важно для последующей социализации. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

С самого раннего возраста у ребенка начинает вырабатываться представление об окружающем мире посредством контакта с родителями и другими значимыми для него людьми, формируется самооценка.

Когда ребенок еще не в полной мере владеет речью, основным источником информации о его физическом и моральном состоянии для окружающих являются его эмоциональные реакции. Однако в период дошкольного детства, большинство родителей начинают обращать пристальное внимание преимущественно на когнитивное развитие ребенка (развитие памяти, мышления, внимания), порой игнорируя его эмоциональный фон. До этого периода особенности эмоциональной жизни характеризовали обстоятельства ситуации, в которую включен ребенок в настоящий момент: обладание желанным предметом, успешная игра, помощь со стороны взрослого или ее отсутствие. Ребенок способен отвлечься от актуальной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные: предвосхищение результата, реакции окружающих на его действие. Ребенок эмоционально переживает не только настоящий момент, но и то, что еще предстоит ему сделать. Также в этом возрасте значительно расширяется и круг эмоций, присущих ребенку. Агрессия, сочувствие другому, тревожность, сопереживание - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с осваивающимися моральными нормами).

Таким образом, социализированность ребенка-это результат усилий семьи, педагогов, психологов и других специалистов, она возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социализация - усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения в данном обществе. В процессе социализации индивида приучают достигать поставленную цель, за что он в дальнейшем получает вознаграждение. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому обучаться или переобучаться, адаптироваться к новым условиям. В этом существенная особенность взрослой, или продолженной, социализации. Но, несмотря на эти особенности, она не перестает быть социализацией, т.е. процессом освоения господствующих культурных ценностей. Поэтому продолженную социализацию, так же как и социальную адаптацию, следует отличать от процессов десоциализации и ресоциализации. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. В отношении ребенка точнее говорить об успешной или неуспешной социализации.

Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.

Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией. В зарубежной литературе под ресоциализацией (Resocialization) понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация - это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В этом случае он вынужден, будучи взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет за собой принципиально разные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.

Но чаще всего десоциализация является вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий - потеря работы, личная драма и т.д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности - алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи - все это продукты десоциализации. Проявлениями десоциализации являются деклассирование и люмпенизация населения.

Ярким примером десоциализации является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.

И уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов.

Наиболее часто применяемое наказание - лишение свободы - в этом отношении является внутренне противоречивым явлением. Желая нравственно исправить человека, его помещают в педагогически неблагоприятную социальную среду - среду преступников. Желая сделать из преступника полноценного члена общества, его подвергают физической и социальной изоляции от общества, что является стимулом десоциализации.

Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности. Действие этих факторов постоянно и принципиально неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами лишения свободы.

Десоциализации - разрушение естественного хода социализации

Физическая и социальная изоляция, лишение свободы выбора своего социального окружения, ограничение активности субъекта путем детальной регламентации его поведения - все это нарушает привычные способы жизнедеятельности индивида, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной.

Таким образом, социальная среда мест лишения свободы прививает человеку такие качества, формирует такой стереотип поведения, которые соответствуют не условиям реальной жизни, а условиям исправительного учреждения - безынициативность, ослабление самоконтроля, боязнь ответственности и т.д. Осужденные, отбывшие длительные сроки наказания, забывают как пользоваться газовой плитой, платить за проезд, совершать покупки и т.п.

Поэтому перед исправительными учреждениями и другими институтами социализации и социального контроля встает проблема ресоциализации отбывших наказание. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни.

Для смягчения резкого перехода от условий лишения свободы к обычной жизни в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрены особые меры. Раньше это было условное освобождение с обязательным привлечением к труду (в народе это получило название «отправить на химию») или перевод в колонию-поселение. В новом Уголовно-исполнительном кодексе эта проблема решена более рационально: в целях социальной адаптации осужденных перед окончанием срока наказания им предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором (ст. 121,123 и 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социальнополезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается. В целях правовой регламентации этой деятельности в УИК РФ предусмотрена гл. 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними».

Другим основным направлением профилактики рецидива является социальный контроль за отбывшими наказание. Раньше основными формами такого контроля являлись: помещение алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории (ВТП), а также установление административного надзора органов внутренних дел. Последний заключается в установлении гласного контроля за поведением поднадзорного и соблюдением им установленных правоограничений (запрещение в определенное время ухода из дома, запрещение пребывания в определенных местах и т.д.).

Но десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоци-ализация уже не поможет - нарушенными оказываются сами основы личности. Об этом свидетельствуют и некоторые закономерности рецидивной преступности.

Для общего рецидива характерно снижение тяжести каждого последующего преступления по сравнению с предыдущим. По мере увеличения числа судимостей возрастает вероятность таких деяний (ранее квалифицируемых как преступление), как бродяжничество, нарушение правил административного надзора. Это связано с общей деградацией личности рецидивиста, ослаблением его социально полезных связей - потеря семьи, утрата контактов с родными и знакомыми.

Для специального многократного рецидива, напротив, характерно повышение опасности совершаемых повторных преступлений. Это связано с тем, что в этом случае процесс десоциализации (по отношению к обществу) сопровождается негативной социализацией (по отношению к группе) - усвоением норм и ценностей преступной среды, накоплением преступного опыта, криминальной профессионализацией.

При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.

Если ребенок попадает в необычную ситуацию, то резкое изменение среды и образа жизни может привести к утрате - частичной или полной - прежних навыков и привычек, в том числе языковых. Вот свежий пример. Шесть лет назад из Ростова были похищены и перевезены преступниками из России в Грецию две сестры - девочки младшего школьного возраста.

В 2002 г. органы правопорядка их вернули, но оказалось, что похищенные ростовчанки за 5 лет неволи забыли родной язык. В Греции девочек пытались продать, потом отдали в греческий приют. Теперь, когда девушки вернулись в Россию, ими занимается специальная служба по защите прав несовершеннолетних. Мать Наташи и Светланы частично лишена родительских прав. По закону, жить с ней сестры не могут. Да и на вопрос, хотят ли они увидеться с мамой, девушки ответили: не знаем. Их поместили в российский приют. То, что готовят в приюте, девушки есть отказались. Документов у них нет. В социальной службе об их будущем ничего определенного сказать не могут. Пока девушки будут жить в приюте на деньги государства. Ведь заработать себе на жизнь они не могут, а для того чтобы поступить в вуз, им придется заново учить русский язык.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются

те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом.

Китайские коммунисты, пытавшиеся вытравить из американских военнопленных следы предыдущей социализации, уничтожить их личность, культурную память, осуществляли то, что на языке социологии именуют десоциализацией. В китайском плену американцев, изолированных друг от друга, вынуждали слушать непрерывную и умело построенную пропаганду, разработанную специально для того, чтобы научить их плохо думать о своей стране и хорошо о том, что их ждет, если они отрекутся и примут убеждения захватчиков. Помимо того пленные были вынуждены активно участвовать в переподготовке: шаг за шагом у них формировали привычку признавать незначительными любые нарушения американского законодательства. Следующим шагом являлось убеждение в необходимости и оправданности таких нарушения. Технология «промывания мозгов» не принесла плодов. Большинство пленных либо активно, либо пассивно сопротивлялись десоциализации. И это неудивительно, поскольку речь идет о взрослых людях, прошедших полную социализацию в родной культуре, оставивших на родине многочисленных родственников и друзей, воспоминания о которых придавали силы. В основном американцы делали вид, что поддаются пропаганде, и равнодушно проходили все ритуалы. Однако по возвращении на родину они полностью восстановили утраченные социальные навыки.

Согласно докладу американского социального психолога Эдгара Шей-на, который проинтервьюировал множество человек, которых освободили из китайского плена, китайцы пытались не только уничтожить основы социализации американских солдат, но также ресоциализировать их, сделать американцев подобными им самим, особенно в политических убеждениях и ценностях. Однако коммунисты достигли только частичных целей: им удалось затронуть лишь периферийные области сознания и личности военнопленных.

Очень похожие явления происходили во время афганской войны. Советских солдат, взятых в плен, моджахеды разными способами стремились перековать в свою веру, смыть следы прошлой социализации и привить новую культуру. В некоторых случаях это удавалось, а часто - нет.

Опыт повторился во время двух чеченских войн конца 1990-х гг. И здесь российских военнопленных радикальные исламисты старались переманить в свою веру. Но некоторые солдаты не отреклись от православия и умерли как подобает христианским мученикам.

Эти примеры, а их можно умножить, показывают, что:

* десоциализация может быть глубокой и поверхностной;

* при глубокой десоциализации удается изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культурный код и создать личность заново;

* при поверхностной социализации претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остается незатронутой;

* ресоциализацию, или переобучение новым культурным ценностям, удается провести только после фундаментальной «зачистки», т.е. глубокой десоциализации;

* после поверхностной десоциализации личностные структуры восстанавливаются, человек как бы приходит в себя, а ресоциализация не удается.

Замечено, что социальная изоляция - тюремная камера, монастырь, одиночество или затворничество - в наибольшей мере способствуют десоциализации, поскольку в таких условиях происходит изъятие человека из привычной среды, в которой прежде происходила социализация.

Кроме особых мест успешной десоциализации способствует использование специальных техник и практик. Пленных поодиночке разбрасывают по разным камерам, в которых у нового состава нет прежних знакомых, пытаются предотвратить завязывание новых знакомств. Всячески поощряется доносительство, формируются отношения неравенства, зависти, обиды, недовольства, т.е. все то, чего лишена привычная мирная жизнь в старой социальной среде. Человек длительное время живет в постоянном социально-психологическом напряжении, его нервы сдают, некоторые ломаются и готовы идти на уступки администрации тюрьмы. Как только произошел личностный перелом, администрация, опять же специальными приемами, формирует новую личность: поощряет доносительство и обучает ему, выделяет доносчиков особым статусом, вознаграждениями и привилегиями. Формирование новой личности, т.е. ресоциализация, не только позитивно подкрепляется, но и создает естественный для человека климат психологической уравновешенности, комфортности. Индивид устремляется туда, где ему легче, удобнее, комфортнее. Помогает перестроиться и биологический инстинкт выживания.

Разрушение старых дружеских связей среди военнопленных создается намеренно, дабы лишить возможности организованно сопротивляться, поддерживать друг в друге протестные чувства и устремления. Протест в таких условиях означает несогласие с новой социальной средой и навязываемым процессом десоциализации. Это борьба за сохранение старой социальной среды и достигнутой социализации, борьба за личное достоинство, культурную идентификацию.

Десоциализация представляет собой динамический процесс постепенного отказа от прежних ценностей и убеждений. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной.

Десоциализация может происходить далеко не при всех и не при любых обстоятельствах. В научном смысле это скорее исключение, нежели правило. Известны случаи, когда прошедший социализацию по-европейски ребенок, став взрослым и узнав о своем арабском происхождении, пытался вернуться на историческую родину. Как правило, из этого ничего не получалось. Точно так же человек, прошедший полную социализацию в каком-нибудь африканском племени или среди коренных народов Севера, будучи уже взрослым помещен в западноевропейское общество, чувствовал себя, что называется не в своей тарелке и вынужден был возвращаться в привычную социокультурную среду.

В одной французской комедии, где главную роль играет великий Луи де Фюнес, ученые оживили дедушку главного героя, случайно замороженного еще в XIX в. Попав в совершенно иной мир, где есть машины, электричество, самолеты, телевидение, где нормы общения и правила поведения людей серьезно изменились, он так и не сумел к нему адаптироваться, хотя вся семья ожившего предка прилагала максимум усилий и терпения.

Таким образом, социологи выделяют две формы отклоняющегося от нормальной социализации процесса. Ресоциализация - разновидность научения, подразумевающего радикальный разрыв с прошлым опытом, ценностями, условиями и образом жизни, усвоение совершенно новых норм и ценностей. Как правило, ресоциализация имеет место там, где индивид частично или полностью изолирован от обычного социального окружения. Ресоциализация наблюдается в тюрьмах, армии и в психиатрических лечебницах. Условия ресоциализации: изоляция от окружающего общества, абсолютная власть начальства делать с человеком все, что оно захочет, ограничение индивида в правах свободного передвижения и волеизъявления, бесправие и униженность положения, социальная беспомощность и незащищенность перед более сильными и некоторые другие. Все эти условия существуют в армии, тюрьмах и психиатрических лечебницах, где человек заново приспосабливается к социальной действительности, разучиваясь тому, чему он обучился в прежние годы.

Ресоциализация - это не только переобучивание в экстремальных условиях, но и в нормальных. Темп жизни общества сегодня резко изменился. Новые поколения техники опережают смену поколений людей. Человеку приходится учиться и переучиваться всю жизнь, адаптируясь к постоянно меняющимся условиям. Адаптация - весь период постоянного приспособления, ресоциализация внутри этого процесса как адаптационная социальная практика. К таким практикам относятся:

* повышение квалификации - это огромная система по всему миру, имеющая разнообразные виды, формы и особенности;

* образование для взрослых - особенно модное сейчас на Западе, студентом можно стать в 75 лет;

* второе высшее образование - получение степени МВА по менеджменту. В американской социологии проблемам ресоциализации уделяется большое внимание.

Известный социолог Эрвин Гоффман выделил следующие элементы ресоциализации, которая имеет место в «тотальных институтах» типа армии, тюрьмы и психлечебниц: изоляция от внешнего мира (благодаря решетке, высоким стенам, закрытым дверям); проведение всего времени в одном и том же месте и с теми же людьми, с которыми индивид работает, спит и отдыхает; утрата прежней идентичности, происходящая через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецуниформу), замену прежней обстановки на новую, отвыкание от старых привычек, переименование имени и фамилии в «номер» и получение функционального статуса («солдат», «заключенный», «больной»); полный разрыв с прошлым; утрата свободы действий.

Второй процесс - десоциализация - подразумевает более глубокие изменения в жизни людей. Если социализация - это обучение новому, ресоциализация - переобучение, отказ от старого и приобретение нового, то десоциализация - разобучение, потеря навыков к любому обучению, разрушение нравственных основ личности. Зарубежные тюрьмы и армейские кампусы создают более благоприятные условия для нахождения там людей, но советские тюрьмы, лагеря, колонии и отчасти воинские подразделения ставят людей не только в более трудные условия, но и в экстремальные. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания. Здесь уже ресоциализа-ция переходит в десоциализацию - человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией, а не ресоциализацией, служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения, самоубийства в армии.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация - процесс отвыкания от одних социальных ролей и культурных норм и привыкания к другим. Десоциализация - отвержение старого, а ресоциализация - обретение нового. Они связаны с жизненными циклами либо экстремальными ситуациями (тюремное заключение). Жизненные циклы в биографии человека - это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами, связаные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация - это необратимая ресоциализация. Разрушение личности происходит настолько глубокое, что возвращение к обычной жизни уже невозможно. Бывшие заключенные и на свободе воспроизводят тюремные привычки, отношения, образ жизни. Вернувшись в общество, они не отучаются от старого и не научаются новому. Они разучиваются вообще, десоциализируются. Законы и нормы тюремной жизни во многом напоминают законы жизни дикаря в первобытном обществе, т.е. существа, не познавшего на себе, что такое социализация, цивилизованность, культура. Индивид, прошедший через десоциализацию, напоминает манкурта из «Буранного полустанка» Чингиза Айтматова.

социализация личность поведение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социализация как процесс становления личности: обучение, воспитание, усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения. Особенности воздействия информации на детей; роль родителей и школы в минимизации отрицательного влияния СМИ.

    эссе , добавлен 19.04.2011

    Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Определения понятия "социализация". Рассмотрение особенностей процесса присвоения человеком социального выработанного опыта. Описание семьи как важнейшего института социализации личности. Роль родителей в социализации детей. Виды и стили воспитания.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    Понятие социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров семейного воспитания: опыт исследования.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Социализация - процесс усвоения индивидом поведения, социальных норм и ценностей для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация личности подростка на индивидуальном уровне. Активные групповые методы социально-психологического обучения.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2004

    Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Введение

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях : от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества . В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности , в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности , является изучение процесса социализации , т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность , в социальную структуру общества . Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация » , позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе . В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме : для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность .

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности . Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей , знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное , нуждается в процессе социализации для того , чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы , ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации . Наибольшее значение в первичной социализации играет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации , меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий :

a) Стадия адаптации (рождение - подростковый период) . На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта , главным механизмом социализации является подражание .

b) Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта , воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст) . Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация - сложный , жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность .

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде . Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди - друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное , многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке .

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это - адаптированные к условиям своего социального бытия , десоциализированные - девиантные , отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности .

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией , утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности ) . Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

Понять личность - это значит понять , какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу , что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль , а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность » можно рассмотреть как : совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются - личностью становятся .

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок , накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида , так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации . Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие , возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации . Таким образом, происходит развитие личности , вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм . Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию .

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь . Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества , но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности . А так же в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности , так и для общества в целом.

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности , так и особенности развития составляющих данное общество личностей .

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости , которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса . Однако в процессе социализации возможны сбои , неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе . Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире . Ведь это саморазвитие.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.