Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? Рекомендации, образцы, примеры. Пример: Психолого-педагогическая характеристика ученика

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристика

обучающегося 10 класса

МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа»

Пащука Кирилла Игоревича

1995 года рождения.

Кирилл обучался в Икейской школе в 5 классе, затем продолжал обучение в МОУ «Аршанская ООШ», а после окончания там 9 класса, в связи с переездом семьи, вновь учится в Икее. За прошедший учебный год показал средний уровень познавательных способностей, учится преимущественно на «3» и «4». Из школьных предметов отдает предпочтение истории. На уроках всегда дисциплинирован, но недостаточно внимателен. Без уважительной причины занятия не пропускает.

В классе Кирилла приняли, относятся к нему доброжелательно, одноклассники отзываются о нем как о спокойном, уравновешенном человеке. Близко Кирилл ни с кем не сдружился, но со всеми поддерживает ровные отношения. Он принял участие в подготовке и проведении осеннего бала. К поручениям относится добросовестно. Пробует писать стихи, показывает черновые записи, попросил опубликовать в школьной газете без указания его имени. Тематика стихотворений – любовь к малой родине (село Аршан), особенно к природе родного края, немного о дружбе и о любви.

Кирилл имеет постоянные обязаннности в ведении домашнего хозяйства, любит живую природу, домашних животных.

В общении со старшими Кирилл доброжелателен, спокоен, вежлив, часто делится новостями, охотно идет а контакт, на замечания реагирует правильно. Внешне опрятен.

Мама Кирилла часто посещает школу, беседует с классным руководителем и учителями-предметниками, старается быть в курсе всех событий, внимательно следит за посещаемостью и успеваемостью сына и других своих детей, посещает все родительские собрания, возглавляет родительский комитет 6 класса.

Классный руководитель_____________ Гапеевцева Е.А.

Директор школы__________Леонченко М.М.

Предварительный просмотр:

Характеристика

Анастасия - депутат молодежного парламента Тулунского района. В 2012 году она стала победителем областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» в номинации «Ученик года». За активное участие в жизни района Анастасию Управление по культуре, молодежной политике и спорту, с которым Настю связывает долгое и плодотворное сотрудничество, наградило путевкой в ВДЦ «Океан» г. Владивосток.

Предварительный просмотр:

Характеристика

Чиж Анастасии Владимировны 1995 года рождения,

проживающей в селе Икее Тулунского района Иркутской области

Анастасия – открытый, талантливый, энергичный человек. Она всегда принимает самое активное участие в культурной жизни нашего села и Тулунского района. Ни одно праздничное мероприятие не обходится без ее выступлений. Это качественное исполнение песен, танцы (у Анастасии прекрасная пластика), роли в театрализованных постановках.

Анастасия возглавляет команду КВН нашего села. Все сценарии для игры ребята составляют самостоятельно, поэтому жюри всегда их высоко оценивает. В 2013 году команда КВН нашего села «Банда» стала победителем в Тулунском районе, 100% командного состава было включено в сборную района, и после блистательной победы в полуфинале областных игр КВН, прошедших в г. Тулуне, ребятам предстоит решающее состязание в финале игры в г. Иркутске. Нужно отметить, что пропаганда движения КВН в нашем селе - заслуга именно Анастасии. Она не только сама активно участвует в нем, проявляя прекрасное чувство юмора, но и с удовольствием привлекает более младших ребят, организуя тем самым для них полезный досуг, развивая их способности, подготавливая достойную смену.

Настя - талантливая спортсменка. Каждый год она достойно представляет наше село на районных и областных сельских спортивных играх. Среди ее наград есть медали и грамоты победителя и призера в первенстве по лыжным гонкам.

Ежегодно Анастасия с желанием участвует во всех творческих конкурсах на уровне села и района. Особенно ее интересуют конкурсы экологической и патриотической тематики. Так, в 2011 году она стала победителем областного конкурса «Дети о лесе», а в результате участия в районном конкурсе видеороликов «Вот моя деревня. » создала прекрасный фильм об Икее (II место).

Анастасия с энтузиазмом включается в любое коллективно-творческое дело. К своим обязанностям относится очень добросовестно, выполняет их с большим усердием, часто проявляет инициативу, высказывает дельные предложения.

Анастасия много читает, она продвинутый пользователь сети Internet.

В общении со старшими Настя вежлива и корректна. Внешне всегда выглядит безупречно: аккуратна, подтянута. Умеет логически мыслить, доказывать, рассуждать, делать выводы, у нее хорошая память, грамотная речь.

Анастасия - депутат молодежного парламента Тулунского района. В 2012 году она стала победителем областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» в номинации «Ученик года». За активное участие в жизни района Управление по культуре, молодежной политике и спорту, с которым Настю связывает долгое и плодотворное сотрудничество, наградило Анастасию путевкой в ВДЦ «Океан» г. Владивосток.

Среди личностных качеств девушки следует выделить стремление к лидерству, исполнительность и ответственность, организаторские способности, самокритичность. Анастасия пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди сверстников. Любит спорт, физически развита, здорова. У нее прекрасный характер, поэтому она имеет много друзей, общительна.

Глава Икейского сельского поселения_________ С.А. Мусаев

Предварительный просмотр:

Характеристика

выпускника 9 класса МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа» Тулунского района Иркутской области Шек Николая Федоровича 1995 года рождения.

Коля учился в Икейской школе с первого класса. Ученик способный, но занимался не в полную силу. Особый интерес проявлял к географии, спорту, технологии. С самых ранних лет Коля ежедневно занимается спортом.

В делах класса и школы принимал участие. Обладает артистическими данными, играл в школьных спектаклях. В трудовых десантах класса и школы проявлял трудолюбие и ответственность. Принимает замечания старших, правильно на них реагирует, признает свои ошибки. Пользуется заслуженным уважением среди ребят класса и учителей.

Родители следили за учебой сына, приходили в школу по первому требованию классного руководителя.

Коля физически развит, здоров. Он очень добрый, общительный, имеет много друзей, умеет дорожить дружбой.

Образец написания характеристики обучающегося 9 класса

Характеристика

обучающегося 9 класса «А»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя школа № 2 »

г. N N - c кой области

Иванова Никиты Андреевича.

Иванов Никита 20.07.1999 г.р. учится в средней общеобразовательной школе № 2 города N с первого класса. Воспитывается в многодетной (3 детей) неполной семье (воспитанием занимается одна мама). Родительские собрания мама не посещает, на телефонные звонки, как правило, не реагирует и сама не перезванивает.

Никита не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. За время обучения Никита показал очень низкие способности. Отмечаются средний уровень развития памяти, низкий уровень концентрации и распределения внимания. На уроках часто отвлекается на внешние раздражители. Из школьных предметов особого интереса не проявляет ни к одному. На уроках Никита работает только тогда, когда учитель обращает на него особое внимание.

При выполнении учебных заданий медленно переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано.

Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет со множеством ошибок. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи, домашние задания не выполняет. Отказывается писать сочинения по русскому языку, к урокам литературы не готовится вообще. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Никита имеет ряд текущих неудовлетворительных отметок по всем предметам. За первую часть имеет неудовлетворительную отметку по математике. Никита часто пропускает занятия без уважительных причин. За сентябрь – октябрь пропустил 105 уроков, из них по болезни – 61.

К выполнению общественных поручений относится равнодушно. В общественной жизни класса не участвует. Характер у Никиты спокойный, уравновешенный. В общении сдержан, вежлив. Отношения с одноклассниками и учителями ровные, доброжелательные. Агрессивности, вспыльчивости не наблюдается. Подросток неконфликтен.

Классный руководитель Н.Н. Петрова

Директор школы М. В. Сидорова

Характеристика на ученика

Характеристика ученицы 5 класса специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида. В конце каждого года обучения в коррекционной школе классный руководитель обязан написать характеристику обучающегося. Характеристика представляет собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывает их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждается результатами наблюдений, примерами из жизни. Это описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, вместе с тем это точное, научное описание на психологическом языке.

В качестве примера привожу свою характеристику на типичную ученицу 5 класса. Она имеет свою структуру, составлена совместно с психологом. Предложенный мной ресурс классный руководитель может использовать в качестве образца характеристики для детей с ОВЗ.

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида

План составления психолого-педагогической характеристики

на обучающегося с ОВЗ

города Обнинска

Психолого-педагогическая характеристика

1. Информативные сведения. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес местожительства.

Сведения о семье (краткая информация о родителях: Ф.И.О. место работы, должность).

Социально – бытовые условия семьи. Отношение родных к ребёнку. Откуда прибыл в школу, в какой класс зачислен.

2. Психологические особенности обучающегося.

Особенности психомоторного развития (общая, мелкая моторика, координация движений).

Особенности восприятия. Уровень сформированности слухового и зрительного восприятия. Особенности внимания (устойчивость, переключаемость). Зависимость внимания от характера деятельности.

Пространственные представления (ориентировка в пространстве, ориентировка на листе бумаги).

Временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели).

Особенности памяти. Преобладающий тип памяти. Характер воспроизведения учебного материала (объём, точность, прочность).

Характеристика мышления. Тип и темп мышления. Особенности осмысления причинно-следственных связей, временных, пространственных зависимостей. Умение пользоваться схемами и условными таблицами.

Особенности речевого развития. Понимание речи. Уровень речевого развития. Наличие нарушений звукопроизношения. Фонематический слух. Связная устная речь.

Личностные особенности:

Особенности эмоциональной сферы – преобладающее настроение. Адекватность и выраженность эмоциональных реакций

Волевые особенности – способность к целенаправленным действиям и контролю за своими поступками

Критичность в оценке своих поступков и поведения окружающих

Характерологические черты, наличие патологических черт (лживость, воровство…)

3. Особенности учебной деятельности. Сформированность учебных навыков:

Математика

Вычислительный навык

Навык решения задач

Характерные ошибки.

Темп чтения

Способ чтения

Понимание прочитанного

Навык работы с текстом

Характерные ошибки.

Поведение на уроках, наличие интереса к учебному материалу. Понимание инструкции учителя, воспринимаемой на слух и прочитанной самостоятельно. Отношение к своим ошибкам, умение планировать свои действия, способность продуктивно использовать помощь учителя, способность переноса на аналогичные задания. Темп работы, работоспособность. Умение самостоятельно выполнять задания, умение работать в группе.

4. Особенности трудовой деятельности.

Уровень развития трудовых навыков, оценка самостоятельно изготовленных изделий, отношение к общественной работе.

5. Особенности внеучебной деятельности. Наличие интересов и склонностей, в каких видах деятельности обучающийся наиболее продуктивен, особенности его творческой деятельности.

Составитель: заместитель директора по коррекционной работе Трубникова Ю.В.

Пособие по временной нетрудоспособности лица без гражданстваЛицо без гражданства, временно пребывающее в РФ, работающее по трудовому договору. Вся новость

Отсутствие накладных не является нарушением установленного порядка учета товарных. Вся новость

24 апреля вице-премьер-министр Украины, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Владимир Гройсман презентовал. Вся новость

Образец характеристика выпускника

В бытность СССР рекомендацию гаранта заменяла обычная характеристика. Вашему вниманию шаблон, который поможет сберечь время на составление качественного документа Одно дело получать характеристики, другое предоставить. Всегда необходимо было приходить к кадровику с характеристикой. Многим приходилось иметь дело с документом как характеристика. Когда наступал период выбирать работу, или выпадала удача занять важную должность. Теперь характеристики опять начали величать письмами с рекомендацией. Все чаще в привычный обиход вкралось такое понятие как рекомендательное письмо.

Виды характеристик

Составлять характеристику обучающемуся (даже если он давным-давно покинул стены школы) или призывнику - должностная обязанность классного руководителя наряду с заполнением классного журнала, личного дела и другой отчетной документации. Многие испытывают затруднения в создании именно этой деловой бумаги, поскольку она, как и любой документ, составляется по образцу и строго регламентируется нормами официально-делового стиля.

Здесь предложены планы и образцы характеристик различных видов:

  • обучающегося группы риска
  • выпускника
  • призывника
  • практиканта.
  • Характеристика призывника

    Иванов Никита Андреевич, 21.09.1994 года рождения, учится в 11 Б классе МОУ СОШ № 1. Воспитывается в полной благополучной семье. У Никиты есть младшая сестра.

    Материальное состояние семьи хорошее. Родители трудоспособны.

    Общественные поручения выполняются добросовестно и ответственно. Никита -серьезный и целеустремленный юноша. После окончания школы планирует получить техническое образование.

    Очень способен: по итогам обучения в 10 классе имеет в основном отличные отметки. Является призером нескольких школьных предметных олимпиад.

    Пропусков занятий без уважительных причин нет. Интересуется такими учебными дисциплинами, как история, математика и английский язык. Трудовые поручения выполняет добросовестно.

    Никита - выпускник музыкальной школы по классу аккордеона, фортепиано и балалайки. Как и его отец-тренер, юноша с увлечением занимается разными видами спорта: баскетболом, футболом, таекван-до, греплингом и пауэрлифтингом.

    В классном коллективе пользуется уважением и авторитетом. Спокоен, сдержан, доброжелателен, разборчив в друзьях. Отношения с одноклассниками и ровесниками ровные. Тактичен, воспитан, вежлив.

    Бесконфликтен, добродушен, уступчив и толерантен. На критику реагирует адекватно. Прислушивается к мнению взрослых: родители и учителя пользуются у юноши непререкаемым авторитетом.

    Наблюдательность, сообразительность и память развиты хорошо. На учебных занятиях работоспособен, сосредоточен и внимателен. Дисциплинирован. Уверен в себе. Аккуратен. В сложных ситуациях ведет себя собранно.

    Вредных привычек не имеет. Никогда не участвует в антиправных действиях. Честен, искренен, порядочен, справедлив, добр.

    Объективен в оценке собственных и чужих поступков.

    Характеристика

    Ивановой Александры Ивановны,

    24.11. 1994 года рождения,

    обучающейся 11 Б класса

    МБОУ СОШ №1 г. Вуктыла,

    проживающей по адресу:

    улица Пионерская, дом 9, квартира 12 .

    Александра Иванова в данном коллективе обучается с первого класса. Девушке семнадцать лет, она физически развита, здорова, хронических заболеваний не имеет.

    Воспитывается в полной интеллигентной и благополучной семье. Отец и мать пользуются у дочери непререкаемым авторитетом, основанным на уважении. Имеет старшего брата.

    Обладает хорошей памятью, что помогает девушке быстро усваивать программный материал. Речь развита: у Александры богатый лексикон, устная и письменная речь грамотная, образная. Умеет великолепно пересказывать прочитанный материал.

    Систематически добросовестно выполняет домашние задания. У девушки преобладает устойчивое внимание, она достаточно легко умеет переключаться с одного вида деятельности на другой.

    У Александры наиболее выражены гуманитарные способности. Любимые предметы - обществознание, история, русский язык, физическая культура. Серьезно девушка относится к учебным занятиям на элективных курсах по предметам, которые связаны с ее будущей профессией.

    Хороший уровень знаний позволяет Александре успешно выступать на различных этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников, занимая призовые и первые места на муниципальном и школьном этапах. С интересом и результативно участвует в международных интеллектуальных конкурсах.

    В течение всех лет обучения Александра активно занимается спортом. Является членом школьной команды по баскетболу. Принимает активное участие во всех школьных спортивных мероприятиях.

    Среди других увлечений девушки - игра на гитаре, чтение художественной и специальной литературы.

    Общественные поручения выполняет добросовестно, переживает за успехи коллектива, стремится к достижению сознательно поставленных целей. В течение учебных лет являлась командиром класса.

    В труде старательна и вынослива.

    Девушка сдержанна, немногословна. Тактична, доброжелательна. Среди друзей и одноклассников с младшего школьного возраста пользуется авторитетом.

    Принципиальна. В дружбе разборчива и надежна. К старшим относится уважительно.

    Вредных привычек не имеет. Отрицательным влияниям не поддается, имеет свое собственное мнение и умеет его отстаивать.

    Иваненко Виктор учился в данной школе с 1 по 9 класс. Зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный ученик. Завладел учебным материалом на достаточном уровне.

    Учился в меру своих сил. Обнаружил добрую память, логическое мышление, учебный материал усваивал легко. Имел способности и особенный интерес к изучению истории, географии.

    На уроках всегда был внимателен, активен, систематически выполнял домашние задания. Школу посещал регулярно.

    До выполнения общественных поручений всегда относился добросовестно, принимал активное участие в общественной жизни школы. Всегда имел собственную точку зрения, которую аргументировано отстаивал. Был участником спортивных соревнований, членом школьной футбольной команды.

    Скромный, товарищеский, сдержанный, уравновешенный. Правила поведения всегда сознательно выполнял. Пользовался уважением среди преподавателей и авторитетом среди одноклассников.

    Имел много друзей, поддерживал дружеские отношения со многими учениками.

    Родители уделяли надлежащее внимание воспитанию сына.

    Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

    Директор школы (Фамилия Имя Отчество)

    Классный руководитель (Фамилия Имя Отчество)

    Текст характеристики состоит из четырех частей::

    1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).

    2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).

    3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.

    4. Выводы: указание, куда подается характеристика.

    Для примера ниже мы приводим образцы характеристик.

    Характеристика (образец)

    Образец характеристики учителя

    Образец характеристики ученицы

    Образец характеристики плохого работника

    Пример характеристики врача

    Характеристика программиста (пример)

    Образец характеристики работника фирмы

    Характеристика учителя начальных классов

    Характеристика учителя начальных классов (2)

    Документ учителя зарубежной литературы

    Характеристика работы учителя

    Документ на выпускника школы

    Характеристика выпускника школы (2)

    Документ выпускницы школы

    Документ с места учебы

    Характеристика на ученицу

    Характеристика выпускника

    Характеристика выпускника 2

    Характеристика выпускника 3 (образец)

    Характеристика выпускника 4 (образец)

    Характеристика выпускника 5 (образец)

    Характеристика выпускника 6 (образец)

    Характеристика выпускника 7 (образец)

    Пример характеристики выпускника

    Характеристика (зразок) учня 10 класу

    Зразок характеристики випускника

    Приклад характеристики учнів 5 класу

    Психолого - педагогічна характеристика 6 класу

    Психолого-педагогічна характеристика учня, схильного до правопорушень

    Психолого педагогічна характеристика

    Психолого педагогічна характеристика учня

    Характеристика музею

    Характеристика вчителя початкових класів

    Зразок характеристики класу

    Зразок характеристики учня

    Зразок характеристики учня (2)

    Зразок характеристики учня (3)

    Характеристика роботи вчителя

    Основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:
    характеристика учащегося должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
    разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
    показать отношение преподавателя к ученику;
    характеристика на ученика должна составляться по стандартной схеме;
    должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
    процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.

    Текст характеристики состоит из четырех частей:

    1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
    2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).
    3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.
    4. Выводы: указание, куда подается характеристика.

    Примеры Характеристик учеников.

    Характеристика Иванова Петра Васильевича
    19.. года рождения
    ученика …-А класса, средней школы № .. города ……

    Иванов Петр учится в школе № … города ….. с первого класса. Зарекомендовал себя как (старательный, дисциплинированный, трудолюбивый, внимательный) ученик. Владеет учебным материалом на хорошем уровне. Учится (в полную меру своих сил, не в полную меру своих сил, нуждается в постоянном контроле, не проявляет заинтересованности к учебе, учится плохо). Имеет произвольную (зрительную, слуховую, механическую, смешанную) память, (красиво, хорошо, быстро, медленно) работает (запоминает учебный материал). Обнаруживает (логическое, образное, конкретное, творческое) мышление. Имеет способности к изучению (указать предметы). На работе (уроках) всегда (внимательный, активный, безразличный, выполняет домашние задания, помогает товарищам). Имеет доброе общее развитие. Много читает.

    К выполнению общественных поручений относится (добросовестно, бережно, небрежно). Был избран (указать общественную должность). Активно участвовал (в общественной жизни школы (класса, в работе ученического самоуправления, в культмассовых мероприятиях, в спортивной жизни). Был участником (школьной, городской, областной) олимпиады/конкурса/турнира, награжден (дипломом, почетной грамотой, медалью).

    (Скромный, веселый, товарищеский, сдержанный, уравновешенный, рассудительный, дисциплинированный, самостоятельный, поддается чужому влиянию). Правила поведения (всегда выполняет, выполняет не всегда, выполняет по требованию учителя, игнорирует, имеет нарушение дисциплины, склонный к противоправному поведению). Пользуется уважением среди преподавателей. Имеет авторитет среди товарищей. Имеет много друзей, поддерживает дружеские отношения со многими коллегами.

    Родители уделяют надлежащее внимание воспитанию сына (не уделяют внимания, пренебрегают воспитанием, плохо влияют).

    _________________________________________________________

    Характеристика Петровой Ирины Анатолиевны
    19.. года рождения,
    ученицы …-А класса, средней школы № .. города ……

    Петрова Ирина зарекомендовала себя старательной, дисциплинированной, трудолюбивой ученицей.
    Имеет логическое мышление, имеет способности к изучению математики, литературы, истории.
    К выполнению общественных поручений относится добросовестно. Принимала участие в районной олимпиаде по математике, где заняла … место, увлекается шахматами.
    С интересом читает фантастическую и историческую литературу.
    В свободное время пишет стихотворения, поет, выпекает пирожные.
    Ирина пользуется уважением среди учителей.
    Имеет авторитет среди товарищей, поддерживает дружеские отношения со многими учениками.

    Директор школы: (Подпись)
    _______________________________________________

    Характеристика
    на ученика …А класса
    МОУ «Средней общеобразовательной школы №…»
    Иванова Ивана Ивановича,
    … года рождения,
    Проживающий по адресу: …

    Учеба: учится неплохо, чуть выше среднего, учебой почти не интересуется, мало читает, определенных учебных интересов не имеет.

    Поведение: часты нарушения дисциплины; конфликты с учителями возникают очень редко, а с соучениками часто;

    Отличается очень высокой двигательной активностью, неусидчивостью.

    Общественная активность средней выраженности, равно как и организаторские способности и инициативность. Промежуточное положение ученик занимает между лидерами и ведомыми.

    Общение в школе: по популярности в классе срединное положение, зато отсутствуют недруги. Чрезвычайно общителен, постоянно старается быть на людях, в гуще событий, ищет новые впечатления и знакомства.

    Отсутствие стеснительности. Отзывчив. Отличается самостоятельностью суждений.

    Личностные особенности: не тревожен, уверен в себе, самооценка высокая и не завышенная, честолюбив, скорее вызывает симпатию учителя, заполнявшего карту.

    Общение в семье: живет в дружной семье, отношения с родителями доверительные, ему предоставляют большую самостоятельность, но стараются не ослабить контроль за поведением. В отношениях учителя с родителями конфликтов не возникает.

    Директор школы, (Классный руководитель) число (подпись)

    =================================

    Иногда к характеристике требуют заполнение индивидуальной карты учащегося.

    Психолого-педагогическая карта учащегося

    "Психолого-педагогическая карта учащегося", использует метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт — классный руководитель). Данная карта позволяет составить «графическую» характеристику на ученика.
    Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
    Если школьник обучается по одиннадцатилетней программе, тогда "Психолого-педагогическую карту учащегося" рекомендуется составлять в 4, 8 и 10 классах.
    Выглядит карта примерно так.

    Характеристика на ученика является документом, в котором отображается оценка психологических, социальных, коммуникативных и других качеств учащегося. Характеристика на ученика может потребоваться при переводе учащегося в новое учебное заведение или при записи в специализированные кружки и секции. Также этот документ часто составляется для новых преподавателей, желающих ознакомиться с характером учеников.

    Как пишется характеристика на ученика

    Поскольку характеристика на ученика не относится к категории официальных документов, она может писаться в произвольной форме, согласно общим рекомендациям деловых писем. Сначала на листе или бланке пишется наименование документа, после чего идет основной текст, который должен включать в себя следующую информацию:

    • данные об ученике (ФИО, дата рождения, класс обучения);
    • успеваемость, предпочтение в учебе, степень усидчивости, любимые предметы;
    • состояние здоровья, физическая подготовка, посещает ли ученик спортивные секции или кружки;
    • увлечения и внеклассные интересы (можно указать, в каких кружках, секциях и студиях занимается ученик);
    • семья ученика, отношение в семье;
    • характер ученика, отношение в классе;
    • подпись классного руководителя;
    • дата написания документа.

    Если характеристика составляется с целью предоставления в другие учебные заведения, то помимо подписи классного руководителя необходима также подпись директора школы.

    Характеристика ученика может составляться как на фирменном бланке учебного заведения, так и на листе формата А4.

    Образец

    Характеристика

    на ученика 11-А класса

    средней общеобразовательной школы № 112 г. Москвы

    Соколова Владимира Витальевича,

    1996 года рождения

    Соколов Владимир Витальевич имеет достаточный и высокий уровень успеваемости, приобретает необходимые знания и навыки. Учится в профильном правовом классе. Заботится о постоянном повышении своего образовательного уровня. Имеет хорошо развитое пространственное воображение. Интересуется компьютерными науками. Был победителем городского и участником областного турниров по черчению. Победитель городской олимпиады по информатике.

    Общее физическое развитие Соколова Владимира Витальевича хорошее. Владимир занимается борьбой дзюдо. Участвовал в соревнованиях разного уровня. Наивысшее достижение – III место в чемпионате Европы. Постоянно работает над физическим совершенствованием.

    Негативных особенностей характера и поведения нет. Неконфликтный, рассудительный, спокойный, приветливый, скромный. Дисциплинированный, трудолюбивый, ответственный. С учителями вежливый. Одноклассники уважают Владимира. Активно участвует в общественной жизни класса и школы, член совета ученического самоуправления.

    В быту характеризуется только с положительных сторон. Уважает родителей, помогает им. Ведет здоровый образ жизни, вредных привычек не имеет.

    Соколов Владимир Витальевич воспитывается в полной семье. Родители - частные предприниматели. Родители ответственно относятся к воспитанию сына. Парню прививаются лучшие нравственные качества - уважение к старшим, вежливость, доброта и порядочность.

    Педагогическая деятельность тесно связана с документацией. Чтобы облегчить свою работу, учителю стоит ознакомиться со схемой составления и примерами одного из самых важных в его работе документов - характеристикой учащегося.

    Для чего составляется характеристика учащегося?

    Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.

    Этот документ позволяет самому педагогу обобщить знания о подрастающем человеке, отследить динамику его развития, а также другим людям, которые будут работать в дальнейшем с ребенком, получить готовый набор знаний о нем. Грамотно составленная характеристика помогает читающему ее человеку сформировать представление о происходящем, портрет ребенка и на этом основании расставить приоритеты в работе с ним. Поэтому характеристика учащегося как один из основных документов часто требуется в таких случаях:

    • при переводе в другое учебное заведение;
    • для продолжения учебы на следующем этапе образования;
    • по запросу социальных служб;
    • для работы с ребенком правоохранительных органов;
    • при прохождении комиссии в военкомате;
    • для организации помощи ребенку, например, в заседаниях ПМПК.

    План составления характеристики

    Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент на влиянии на ученика, на его поведении в условиях школы. А психологи - на индивидуально-типологических отличиях ребенка. Например, для учителя важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога - мотивы ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану (алгоритму) и включать такие необходимые данные:

    • общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения, ;
    • учебную деятельность;
    • поведение;
    • общественный труд;
    • общение;
    • индивидуальные личностные черты;
    • семейную атмосферу и воспитание.

    Эти пункты были включены в карту-схему характеристики ученика, которая заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную характеристику.

    Деятельность ученика

    Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые должны быть расписаны в таком документе. Это:

    • учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные достижения);
    • общественная активность (степень выраженности, инициативность, организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);
    • коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе, наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией, открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с педагогами).

    Учащегося показывает, насколько ребенок адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет принимать самостоятельные решения и составлять план действий.

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося. Что она включает?

    Обозначенная карта-схема включает, собственно, и психологическую, и педагогическую часть. К ним относятся такие данные:

    • особенности поведения ребенка (дисциплинированность, упрямство, целеустремленность, конфликтность, степень агрессивности, двигательная активность, степень усвоения педагогического влияния или воспитуемость);
    • индивидуально-психологические особенности (самооценка, уровень тревожности, уравновешенность, стремление к успеху или честолюбие, какие чувства вызывает у окружающих);
    • семейное влияние (эмоциональная атмосфера в семье, близость и доверительность отношений, степень контроля и заинтересованности родителей жизнью ребенка, самостоятельность ученика, степень сотрудничества родителей с учителями).

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося может включать также сведения о склонности ребенка к девиантному поведению. В этом случае необходимо указать, какие конкретные примеры на это указывают.

    Образец документа

    Образцы характеристик на учащихся могут быть составлены педагогами как наглядный пример, который в дальнейшем облегчит работу с документацией. Далее представлен подобный образец.

    Степанов Степан обучается в данной школе с первого класса. За это время показал себя активным, хорошо успевающим учеником.

    Воспитывается в полной, благополучной семье. Отношения с родителями доверительные, дружеские. Отец и мать активно интересуются школьной жизнью сына, принимают участие в работе родительского комитета класса.

    Степан - отличник. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла. Принимает участие в ежегодной олимпиаде по истории, 2 раза был победителем районного этапа конкурса. К учебному процессу относится с неподдельным интересом, много читает, посещает кружок любителей книг. Имеет цель поступить в вуз на исторический факультет и работать археологом.

    Степан упрям в достижении целей, любит быть лидером в школьном коллективе. Одноклассники считают его мнение авторитетным. К педагогам проявляет уважение.

    По характеру Степан спокойный, уверенный в себе, доброжелательный и открытый. Любит общаться, участвовать в коллективных мероприятиях. К общественному труду относится ответственно.

    Дополнительно увлекается игрой на гитаре и дрессировкой своей собаки.

    Дата


    Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

    Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

    1. Общие сведения об учащемся

    Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

    2. Условия семейного воспитания

    Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

    Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

    Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

    Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

    По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

    3. Учебная деятельность учащегося

    Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

    У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

    Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

    По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

    4. Трудовая деятельность учащегося

    Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

    Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

    Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

    5. Психологические особенности личности учащегося

    В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

    Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

    Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

    У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

    Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

    Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

    Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

    6. Особенности познавательной деятельности

    Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

    У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

    Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

    7. Общие психолого-педагогические выводы

    На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

    Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

    Вам понравился материал?
    Пожалуйста, поставьте свою оценку.