Как сосредоточиться на чтении или работе. Как не отвлекаться во время чтения? Как не отвлекаться при чтении

Несмотря на важность техник по расширению угла зрения, а так же подавление проговаривания текста при чтении, следует отметить, что если читатель не будет сконцентрирован то скорость и качество усвоения материала будет на низком уровне.

Какие факторы влияют на концентрацию при чтении

  1. Физическое состояние организма.
  2. Не правильно подобранный материал для чтения.
  3. Посторонние раздражители.
  4. Недостаточная мотивация.

Как влияет состояние организма читателя на скорость чтения?

Если человек не выспался или не достаточно здоров, то процент усвоения информации будет на низком уровне. Чем более отдохнувшим будет читатель перед чтением, тем полнее будет запоминаться информация.

На запоминание информации влияют биологические ритмы:

Теоретическую информацию лучше усваивать по утрам, а техники, связанные с мышечной памятью – вечером.

Отдых и концентрация на деле

Между уроками следует делать перерывы. Отдых – это не обязательно прозябание на диване – наилучший отдых – это смена деятельности.

Существуют ли особые диеты для концентрации мозговых усилий?

Ученые разрабатывают специальные диеты для людей, занимающихся экстремальными видами деятельности. Например, специальные диеты существуют для космонавтов и политиков. Существует очень простое правило здоровья и хорошего самочувствия - 80% потребляемой пищи должно быть свежей - именно так питаются первые лица государства.

По замечанию людей, которые работают в Федеральной Службе Охраны, первые лица государства питаются очень сдержанной диетой. 80% того, что они едят – это сырые овощи или фрукты, а 20% мясные и переработанные продукты.

Измените диету согласно принципа 80/20 (80% сырых овощей и фруктов и 20% переработанной пищи), и способности вашего мозга увеличатся. Исчезнет усталость и головные боли.

Как тезаурус текста влияет на понимание и скорость чтения

Чем более простым и понятным языком написан текст, тем более просто он воспринимается читателем.

Что такое тезаурус

Тезаурус - специальная терминология, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Как незнакомые слова влияют на скорость усвоения текстов?

Для того, чтобы было понятно, как незнакомая терминология влияет на скорость чтения давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте фразу на разных языках и подумайте на сколько просто вам было понять текст.

На русском языке

Вы Замечали, что одни люди читают со скоростью света и внедряют прочитанное, тогда, как другим требуется года, чтобы открыть первую страницу книги?

Украинском языке

Ви помічали, що одні люди читають зі швидкістю світла і впроваджують прочитане, тоді, як іншим потрібно роки, щоб відкрити першу сторінку книги?

Английском языке

Have you ever noticed that some people read the speed of light and introduce old, whereas others require years to open the first page of the book?

Грузинском языке

ოდესმე შენიშნა , რომ ზოგიერთი ადამიანი წაკითხვის სინათლის სიჩქარით და დანერგვა წლის , ხოლო სხვები მოითხოვს წელი გახსნა პირველ გვერდზე წიგნი ?

Тексты на русском языке воспринимать легче. Такую же закономерность можно наблюдать и при чтении специализированной литературы. Чем более близкий и понятный язык будет использоваться при написании текста, тем быстрее и проще он будет читаться.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

  • Закрыл ли я машину?...
  • Скоро срок сдачи отчета, я не успеваю...
  • Что написали мои "френды" в Фейсбуке?
  • Закрыл ли я машину? надо проверить...
  • Отчет на носу, а времени нет...

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

  1. Займитесь физической работой. В качестве минимального варианта – отожмитесь от пола 20 раз. Прогуляйтесь или выполните комплекс упражнений на растяжение.
  2. Замените раздражающую эмоцию на еще более сильную. Например представьте, что произойдет, если вы поддадитесь на пагубное влияние хандры.
  3. Пообещайте себе заняться вопросами, которые крутятся у вас в сознании чуть позже.

Важно!

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.


Недостаточная мотивация и скорость чтения

Важно отметить, что если у читателя нет интереса к книге, то скорость чтения и коэффициент усвоения прочитанного будет практически нулевым.

Как мотивировать себя на чтение?

Мотивировать в строгом понимании самого себя практически невозможно.

Что такое мотив?

"мотив " – это в буквальном переводе – палка для погони скота. Будете ли вы подгонять себя "палкой"? Другие могут вас мотивировать, пугая вас отчислением из института или сорванными заказами, а к себе следует подбирать более человеколюбивые меры.

Побудить себя на чтение можно только интересом и возможностью практического применения полученных знаний.

Как поддерживать интерес к занятиям на высоком уровне?

Для поддержания интереса к выполняемой работе попробуйте переключаться на другое дело как только фокус внимания начинает теряться. Это похоже на то, как спортсмены тренируются: пять раз отжался, пять раз присел, пять раз подтянулся, пробежал круг... и опять пять раз отжался.

У вас должен быть заранее подготовлен план переключений. Например, такой:

  • Редактирую статью "А"
  • Читаю книгу "Б".
  • Редактирую программу "В".

Именно в этом режиме я пишу этот текст. Первоначально я составил план. Потом начал более подробно работать по каждому пункту плана. Как только я чувствую потерю интереса или усталость, то переключаюсь на другой вид деятельности, например, обрабатываю фотографии или пишу программы или рисую. Через небольшой промежуток времени я снова берусь за редактирование текста.

Этот режим поддержания сознания в тонусе хорошо работает поскольку сознание постоянно требует изменений. Если изменений нет, то мгновенно теряется интерес.

Психологическая возгонка перед чтением

Вы можете так же использовать другой способ возгонки интереса к чтению. Способ заключается в визуализации будущего результата.

Как раскачать воображение и заинтересоваться чтением

  1. Представьте в красках то, что вы хотите избежать. Окрасьте эту картину в темные тона. Например, представьте, как вы ходите на нудную и не интересную работу, выслушиваете приказания нервного начальника...
  2. Представьте в красках к чему вы стремитесь. Окрасьте картину будущего в светлые цвета. Например, вы занимаетесь любимым делом.
  3. Переменно вызывайте то положительную картину, то отрицательную картину, чередуйте их.

Следите за собой как бысо стороны, во время просмотра воображаемого фильма. Как только появляется интерес к планируемой вами деятельности, немедленно приступайте к работе!

Почему у медленно читающего человека нет интереса к чтению

Давайте вспомним себя на экзамене, когда вы не выучили вопрос, на который вам нужно отвечать. И вот, о чудо, ваш сосед дает вам подсмотреть шпаргалку. За какой промежуток времени вы запомните то, что написано в подсказке? Уверен, что одного мгновения будет достаточно.

Люди медленно читают потому что не представляют для чего им нужна получаемая информация . При этом следует иметь в виду, что мотивы типа «я выучу предметы, получу красный диплом, стану хорошим специалистом и буду заколачивать большую деньгу » это всего лишь слова - в них совершенно нет ни какой конкретики. В этой фразе имеется множество подвохов.

Перечислю некоторые из подвохов:

  1. На сколько качественно нужно учить, чтобы сдать предмет?
  2. Является ли диплом гарантией того, что я буду хорошим специалистом?
  3. Всегда ли хорошие специалисты получают большие деньги?
  4. На сколько эта мысль соответствует реалиям мира?

Как правило, медленно читающий человек берется за чтение в момент, когда у него наиболее снижен уровень психической энергии. И, как следствие читает без интереса с наименьшей скоростью.

Что нужно делать для повышения интереса к чтению?

Чем более конкретной будет задача, стоящая перед вами, тем четче вы будете понимать, что недостает вам для ее достижения, тем с большим интересом вы будете читать и запоминать текст.

Закономерности повышения интереса к делу очень простые:

  1. Без понимания практического применения читаемого материла – чтение будет простой тратой времени.
  2. Чем более четким будет представление будущего результата, тем сильнее мотивация.
  3. Если визуализация невозможна, как например со сдачей неинтересного экзамена, то представьте что произойдет после успешной сдачи и что произойдет если экзамен не будет сдан.

Развитие внимания и запоминание прочитанной информации

О человеке, у которого нет интереса к чтению говорят, что он не внимателен.

Отсутствие внимание проявляется следующим образом:

  • Периодически читатель теряет нить повествования. Он находится в сонном состоянии.
  • Читатель постоянно возвращается к одним и тем же участкам текста.
  • Читатель не понимает того, что он должен уяснить после чтения.

Что такое внимание:

Внимание – это способность удерживать фокус сознания на определенном предмете. Как и многие качества, внимание можно натренировать.

Как протестировать внимание?

Чаще всего, внимание тренируют выполнением монотонных операций. Например, просят умножать трехзначные числа. Может быть, на первый взгляд кажется что промежуточные результаты от вычислений невозможно удержать в голове, но, это говорит о недостаточном развитии внимания.

Книги – важная составляющая часть нашего интеллектуального и личностного развития. Не важно, какие вы используете носители – бумажные или электронные. Начитанный человек быстрее усваивает и анализирует информацию, может использовать для работы внушительный багаж знаний, его мозг – как натренированные мышцы спортсмена.

Но многие не могут читать долго и внимательно. Их отвлекают от процесса посторонние мысли, шумы, привычка переключаться с одного дела на другое. Чтобы знать, как не отвлекаться во время чтения, нужно научиться правильно читать. На самом деле это не так уж сложно, если следовать некоторым правилам.

  1. Двигайтесь от простого к сложному . Если читатель отвлекается на посторонние мысли и действия, это нередко служит сигналом того, что он просто еще не сделал чтение своей ежедневной привычкой. Мозг не любит напрягаться. Поэтому, когда вы пытаетесь заставить его воспринимать информацию с книжных страниц, он тут же начинает старательно саботировать. Подсовывает вам заманчивые мысли об интересных новостях в ленте соцсети, предлагает поразмышлять о будущем отпуске или поспать… И чем сложнее текст, тем активнее мозг будет стараться «сачкануть».
    Поэтому нужно вырабатывать привычку к чтению постепенно. Начинайте с легкого необременительного чтива, популярной художественной литературы. Со временем можно перейти к более сложным текстам. Время чтения также нужно увеличивать постепенно. Сначала это может быть полчаса в день, потом час, а потом – и сами не заметите, как читали все выходные, забывая есть и спать.
  2. Делайте перерыв перед чтением. Правильно приступить к сеансу чтения тоже нужно уметь. Если вы только что занимались какой-то сложной умственной деятельностью, то еще некоторое время после завершения работы будете возвращаться к ней мыслями. Голова должна «остыть», мысли улечься. Отдохните 15-20 минут, ни о чем не думайте, послушайте пение птиц или спокойную музыку, погуляйте с собакой или посидите с чашкой чая в саду, если таковой есть. Расслабьтесь и завершите предыдущие дела, и тогда вы полностью вольетесь в процесс чтения.
  3. Не ешьте во время чтения и не читайте во время еды. Если делать что-то одновременно, то толком не выйдет ни одно, ни второе. Это касается вообще всех занятий, поэтому, если у вас имеются привычки совмещать несколько дел сразу – боритесь. Мысли должны быть полностью сосредоточенными на том, что вы читаете.
  4. Что делать, если мешает шум? Часто бывает, что сосредоточиться мешают отнюдь не внутренний монолог или разброд в мыслях, а объективные внешние факторы. Соседи смотрят телевизор, во дворе визжат дети, на улице ездят машины… С раздражающими звуками можно бороться разными способами. Во-первых – убрать. То есть, постараться свести к минимуму – закрыть окно, попросить соседей не шуметь. Да и в конце концов, просто заткнуть уши берушами. Можно изменить время чтения, выбрав для этого ту часть суток, когда вокруг меньше всего шума. Можно перебить, например, включив ненавязчивую инструментальную музыку. Правда, некоторым музыка тоже мешает читать, поэтому этот вариант подойдет не каждому.

Но самый действенный метод – это научиться абстрагироваться от шума. Для этого нужно «отключить» слух, не анализировать звуки, доносящиеся до ваших ушей. Сосредоточьтесь полностью на тексте, думайте о героях и сюжете – и шум перестанет ощущаться. Потребуется потратить определенные усилия, чтобы приучить себя не воспринимать внешние раздражители, но если получится – вы станете богом чтения. Сможете читать и в поезде, и в метро, и в кафе, и на пляже.

  1. Заставляйте себя перечитывать . Наш мозг – инструмент познания. Это не самостоятельный неуправляемый организм, а часть вас, которую нужно уметь подчинять себе. Когда сознание пытается увлечь мысли в более приятное и простое русло или «пережевывает» какие-то эмоции, то вы просто мчитесь глазами по тексту, не вдумываясь в смысл. Так вы можете просидеть несколько минут, уставившись в книгу. Если уловка мозга сработает, то вы просто отложите томик в сторону.
    Мозг не хочет читать, ему – лень. Поэтому остановите себя, внимательно посмотрите в текст и вернитесь к тому месту, которое еще читали сознательно. Перечитайте заново то, что пробежали глазами, постарайтесь осмыслить. Иногда бывает, что абзац приходится перечитывать по многу раз. Но так вы даете понять своему внутреннему лентяю, что схалтурить не получится, и что вы все равно заставите его прочитать все добросовестно. Через некоторое время привычка отвлекаться от текста на внутренний монолог исчезнет, поскольку многократное прочтение одного и того же места сработает как эффект наказания.
  2. Возможно, проблема комплексная? Часто неспособность сосредоточиться на чтении – лишь симптом более серьезной проблемы. Называется она неорганизованность и отсутствие внутренней дисциплины. Человек хватается за одно, ему быстро надоедает, он тут же берется за другое, а то и сразу за несколько дел одновременно. Это явление порой гордо именуют мультизадачностью, но сия дама с экзотическим именем – сестра-близняшка бестолковости, и тут главное не перепутать.

Придется хорошенько задуматься – возможно, человек отвлекается не только от чтения, а и от работы, и от бытовых занятий, да и вообще не может толком ничего довести до конца? Если это о вас, то придется всерьез заняться организацией времени и перекроить отношение к собственной деятельности. Научиться сосредотачиваться на одном занятии без отвлечения на другие и доводить начатое дело до конца, работать над постановкой целей и писать планы. Но это – уже совсем другая история…

Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить, что произойдет, если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте, что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Разработайте эффективные стратегии чтения и обучения

Определите цель чтения. Тема исследования может сама по себе служить отвлечением, если вы не знаете, как с ней работать. Задайте четкие цели для чтения, основываясь на том, для чего вы читаете. Определите заранее, какую информацию вам нужно вынести из текста, и ищите именно ее, вместо того чтобы читать от начала до конца.

  • Составьте список задач и вопросов, ответы на которые вы, возможно, найдете в тексте. Это превратит задачу чтения в следственную работу и позволит пропустить не относящиеся к делу отрывки. Если вас, например, интересует только общий аргумент, созданный автором, найдите абзац, где он четко изложен, и пройдитесь по данным.
  • Просматривайте и анализируйте. Читайте, чтобы уловить общий смысл. Ищите ключевые слова и абзацы в тексте. Уделяйте больше внимания заголовкам, а также первому и последнему предложению каждого абзаца.
  • Можно предварительно прочитать текст, просто пересмотрев заголовки и подзаголовки. После этого можно вернуться к ним с диаграммой связей их самого важного аргумента. При втором чтении вы будете знать, чего ожидать, и каким разделам стоит уделить больше времени.

Задействуйте все свои чувства в процессе чтения.

Чтение - это гораздо больше, чем просто зрительная активность: можно читать важные моменты или делать комментарии вслух, выписывать их или отмечать в тексте. Все эти действия создадут связь между вами и текстом и вовлекут вас целиком в учебный процесс.

  • Если вы лучше воспринимаете информацию визуально, выделите текст и делайте записи, чтобы сосредоточиться на нем и запомнить его. Если вы лучше запоминаете звуки, используйте рифмы и акронимы.

Отмечайте текст и делайте записи.

Выделяйте или подчеркивайте важные отрывки и ключевые слова, делайте заметки на полях или в другом документе. Так вам будет проще возвращаться к тексту и сразу видеть основные моменты.

  • Если книгу вы взяли в библиотеке, делайте заметки на отдельном листе бумаги или в документе на ноутбуке.

Сосредоточьте свои силы на понимании предмета.

Когда вы читаете, разум может блуждать в мыслях, которые не имеют никакого отношения к информации в тексте. Повторяйте своими словами про себя или вслух основные моменты, чтобы убедиться, что вы полностью поняли смысл текста. Заинтересованность в том, над чем вы работаете, - это основной фактор уровня сосредоточения. Если вы не можете установить связь с текстом, вот несколько способов, с помощь которых вы можете развить интерес к нему:

  • Критический подход: задавайте себе вопросы и не стесняйтесь не соглашаться с ними, придумывая доказательство против конкретного аргумента.
  • Прогнозируйте, что будет сказано дальше, основываясь на том, что вы прочитали до этого момента, это может ускорить процесс чтения.
  • Находите связь с тем, что вы уже знаете.

Проще всего забросить книгу в дальний угол и сказать: «Чтение – не мой конек!»

Но при этом помните, что все богатые и успешные люди много читают, и ни один миллионер не предпочел бы книге телевизор или компьютерную игру. Нужно всего лишь приложить немного усилий, чтобы научиться не отвлекаться во время чтения, и тогда это занятие принесет много удовольствия и пользы.

Источник S auap.org

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Содержимое:

Вы, наверное, уже слышали, что способность концентрироваться - это природный дар: вы либо принадлежите к типу людей, которые за день могут прочитать целый роман, либо к типу, которые каждые пять секунд выглядывают в окно, чтобы заметить малейшие изменения в мимо проплывающей тучке. Но концентрация - это навык, которому можно научиться благодаря практике, это не совсем врожденная способность. Существуют определенные шаги, которые вы можете предпринять, и стратегии, которые вы можете разработать, чтобы получить максимум от затраченного времени и выполнить работу, особо не отвлекаясь.

Шаги

Часть 1 Создайте правильную обстановку

  1. 1 Найдите тихое место. Учтите потенциальные отвлекающие факторы рабочего места и выберите то, где их будет меньше всего.
    • Идеальное место будет зависеть от человека: если присутствие других людей вас отвлекает, не стоит выбирать библиотеку или общую комнату в доме. Если больше всего вас беспокоит только шум, библиотека, наоборот, может стать для вас идеальным вариантом.
    • Стоит также избегать тех мест, которые ассоциируются у вас с другими видами деятельности: это тоже может послужить отвлекающим фактором. Если вы, например, решите позаниматься в комнате, где есть телевизор, в конечном итоге у вас может возникнуть соблазн включить его. Кровать для кого-то может быть подходящим местом для работы, но у некоторых может вызвать желание поспать.
    • Если вы выбрали определенное место, считая, что оно вам подойдет, а затем обнаружили, что какой-то фактор все-таки вас отвлекает, покиньте это место и уйдите туда, где этого фактора не будет. Если вы будете заставлять себя игнорировать отвлекающие факторы, пытаясь читать или учиться, ваше внимание будет сосредоточено уж точно не на текущем задании.
  2. 2 Подготовьте место для работы. Убедитесь, что место хорошо освещено и оно достаточно просторное, чтобы вы могли удобно разложить все необходимые книги и принадлежности. Используйте стул, который помогает поддерживать правильную осанку, но в то же время удобен для вас. Проверьте, есть ли у вас все необходимое, прежде чем начать работу. Если позже вы будете прерываться, чтобы найти что-то, чего не хватает, это нарушит процесс работы и может привести к другим отвлечениям.
    • Хорошее освещение очень важно. При тусклом освещении глаза устают быстрее, а это может привести к тому, что вы будете делать больше перерывов, чем необходимо. Если вы используете искусственный источник света, разместите его непосредственно над страницей, а не за плечом.
  3. 3 Включите музыку, если это поможет. Влияние фонового шума на концентрацию весьма субъективно: возможно, вам лучше работается в полной тишине, а, может быть, музыка поможет вам полностью отключиться как от фактических, так и от мысленных отвлекающих факторов.
    • Попробуйте послушать разные музыкальные жанры и посмотреть, какой поможет вам сконцентрироваться больше всего: возможно, вас будут отвлекать слова, и вы отдадите предпочтение эмбиенту, а, возможно, обнаружите, что ритм рэпа помогает вам сохранять сосредоточенность. Когда найдете жанр, который подходит вам лучше всего, его и слушайте.
    • Создание звуковой среды, которая способствует концентрации, необязательно должно быть связано с музыкой. Возможно, вам больше нравится фоновый шум общей комнаты в общежитии или кофейни.
  4. 4 Сядьте и сделайте то, что нужно сделать. Это, конечно, может показаться советом очевидным, но бывает трудно заставить себя признать тот факт, что необходимо выполнить определенную работу, и чем раньше вы за нее возьметесь, тем быстрее закончите. Как только вы приготовите место для работы, представьте себя пилотом реактивного самолета - войдите в кабину летчика и сядьте за пульт управления. Самолет ожидает взлета, и вы за это отвечаете!
    • А еще можно вообразить себе тонкий пузырь вокруг вашего тела и рабочего пространства: все, что сейчас действительно важно, находится внутри. Пузырь лопнет, как только вы закончите, и снова впустит внешний мир.
    • С этой целью прослушивание музыки именно в наушниках - хороший способ использовать звук, чтобы поместить себя в замкнутый пузырь сосредоточения.
  5. 5 Возвращайтесь в это же место каждый раз, когда вам нужно сконцентрироваться. У привычки читать или работать в одном и том же месте есть свои психологические преимущества. Когда вы приходите в это место, разум ассоциирует обстановку с деятельностью, которой вы здесь занимаетесь (например, чтением), и начинает работать быстрее.
    • Когда вы выработаете у себя эту привычку, вам больше не придется прилагать усилия, чтобы начать концентрироваться. Через ассоциацию ваш ум будет автоматически считывать физический переход в это место (учебную комнату) как умственный переход в режим концентрации.

Часть 2 Задайте нужный темп

  1. 1 Найдите график, который подходит вам больше всего. Это, конечно же, обуславливается другими обязательствами, но в первую очередь вам нужно понять, как работает ваш организм. Это опять-таки субъективно. Жаворонок вы или сова, выберите то время дня, когда ваша энергия пребывает на наивысшем уровне.
    • Если вам нужно максимально использовать свое время, чтобы закончить объемный проект, оставьте самые простые задания на то время дня, когда ваш уровень сосредоточенности ниже. Например, если вы пишете эссе, размышлениями, чтением и исследованием занимайтесь в то время, когда концентрация внимания у вас выше, а форматированием или редактированием текста - когда уровень сосредоточения ниже.
    • Установленный график - это как правильное место: вы приучаете организм ассоциировать определенное время с заданием, а это облегчает переход от досуга к работе, когда наступает время сосредоточиться.
  2. 2 Сосредоточьтесь на одном. Многозадачность - это, как правило, привилегия тех, у кого нет проблем с концентрацией в какой бы то ни было ситуации. Но если вам трудно сохранять сосредоточенность, лучше ограничить себя одним делом, так вы не будете отвлекаться на другие задания.
    • Выбор правильной обстановки и правильного времени чрезвычайно важен: вот почему лучше избегать мест, где вы занимаетесь другой деятельностью, таких как спальни, кухни или гостиные. Поскольку библиотеки и учебные комнаты предназначены специально для того, чтобы исключить отвлекающие факторы, большинству людей проще всего сосредоточиться именно там.
    • Мобильный телефон или ноутбук могут стать сильным отвлекающим фактором. Если вы читаете с какого-либо из этих устройств и замечаете, что слишком часто проверяете почту, загрузите необходимые документы, с которыми вы работаете (если это онлайн-источник), и отключите интернет, а телефон переведите в беззвучный режим и отложите в карман или сумку.
  3. 3 Разделите крупные задачи на более мелкие. Иногда отвлечение происходит от самого задания: если вас пугают его объемы, составьте четкий план небольших шагов, которые вы можете предпринять для выполнения задачи. Вам будет легче взяться за работу, если вы разобьете ее на более выполнимые части.
    • Например, необходимость прочитать 15 книг за неделю может быть немного ошеломляющей: составьте список тех книг, которые важнее и которые нужно читать более внимательно; разделите их на категории; составьте план того, что вы должны прочесть за каждый день; некоторое время посвятите прочтению источников, где подытожены основные моменты каждой книги, чтобы вы знали, чего ожидать при работе с ними.
  4. 4 Делайте перерывы. Для человека неестественно оставаться сосредоточенным в течение всего дня. Если не позволять себе делать перерывы, это снижает концентрацию и приводит к скорому утомлению. Обязательно включите в свое ежедневное расписание несколько перерывов разной длительности, чтобы вы могли «перезагрузиться» и обновить силы.
    • Можно делать больше перерывов, когда вы только начинаете работать над навыками сосредоточения, и снижать их количество, когда чувствуете, что продолжительность концентрации внимания увеличивается.
    • Для перерывов выбирайте занятия, которые помогают вам очистить разум (это могут быть физические упражнения), или сосредоточьтесь на чем-то помимо работы (например, на приготовлении пищи или беседе с друзьями).
  5. 5 Будьте строги с собой в вопросе соблюдения графика. Если перерыв должен длиться 10 минут, наслаждайтесь им в полной мере, но как только он истечет, сразу же возвращайтесь к работе безо всяких задержек.
  6. 6 Вознаграждайте себя. Когда у вас есть небольшой приз, который ждет вас по окончании каждого периода сосредоточения, это поможет вам работать быстрее и эффективнее. Вознаграждение также дает разуму больший стимул вырабатывать долгосрочные навыки концентрации. Это может быть что угодно, что приносит вам удовольствие.
    • Размер вознаграждения должен соответствовать объему выполненного задания. После двухчасовой учебной сессии вознаградите себя вкусным перекусом, после полноценного рабочего дня лучше побаловать себя шикарным ужином, а целая неделя работы над написанием эссе стоит хорошего вечера в компании друзей.

Часть 3 Разработайте эффективные стратегии чтения и обучения

  1. 1 Определите цель чтения. Тема исследования может сама по себе служить отвлечением, если вы не знаете, как с ней работать. Задайте четкие цели для чтения, основываясь на том, для чего вы читаете. Определите заранее, какую информацию вам нужно вынести из текста, и ищите именно ее, вместо того чтобы читать от начала до конца.
    • Составьте список задач и вопросов , ответы на которые вы, возможно, найдете в тексте. Это превратит задачу чтения в следственную работу и позволит пропустить не относящиеся к делу отрывки. Если вас, например, интересует только общий аргумент, созданный автором, найдите абзац, где он четко изложен, и пройдитесь по данным.
    • Просматривайте и анализируйте . Читайте, чтобы уловить общий смысл. Ищите ключевые слова и абзацы в тексте. Уделяйте больше внимания заголовкам, а также первому и последнему предложению каждого абзаца.
    • Можно предварительно прочитать текст , просто пересмотрев заголовки и подзаголовки. После этого можно вернуться к ним с диаграммой связей их самого важного аргумента. При втором чтении вы будете знать, чего ожидать, и каким разделам стоит уделить больше времени.
  2. 2 Задействуйте все свои чувства в процессе чтения. Чтение - это гораздо больше, чем просто зрительная активность: можно читать важные моменты или делать комментарии вслух, выписывать их или отмечать в тексте. Все эти действия создадут связь между вами и текстом и вовлекут вас целиком в учебный процесс.
    • Если вы лучше воспринимаете информацию визуально, выделите текст и делайте записи, чтобы сосредоточиться на нем и запомнить его. Если вы лучше запоминаете звуки, используйте рифмы и акронимы.
  3. 3 Отмечайте текст и делайте записи. Выделяйте или подчеркивайте важные отрывки и ключевые слова, делайте заметки на полях или в другом документе. Так вам будет проще возвращаться к тексту и сразу видеть основные моменты.
    • Если книгу вы взяли в библиотеке, делайте заметки на отдельном листе бумаги или в документе на ноутбуке.
  4. 4 Сосредоточьте свои силы на понимании предмета. Когда вы читаете, разум может блуждать в мыслях, которые не имеют никакого отношения к информации в тексте. Повторяйте своими словами про себя или вслух основные моменты, чтобы убедиться, что вы полностью поняли смысл текста. Заинтересованность в том, над чем вы работаете, - это основной фактор уровня сосредоточения. Если вы не можете установить связь с текстом, вот несколько способов, с помощь которых вы можете развить интерес к нему:
    • Критический подход: задавайте себе вопросы и не стесняйтесь не соглашаться с ними, придумывая доказательство против конкретного аргумента.
    • Прогнозируйте, что будет сказано дальше, основываясь на том, что вы прочитали до этого момента, это может ускорить процесс чтения.
    • Находите связь с тем, что вы уже знаете.
  5. 5 Изложите информацию с помощью схемы. Ее можно либо просто изобразить в уме, либо нарисовать в своем конспекте. Это поможет обобщить аргументы и сосредоточиться на их общем значении.
    • Даже в этом случае полезно связывать информацию в тексте с тем, что вы уже знаете, так как это лучший способ найти связь с текстом и вписать его в структурированные знания, которыми вы уже обладаете.
  6. 6 Используйте методы саморегуляции, чтобы избежать отвлекающих факторов. Если вы применили все описанные стратегии, и вам все равно трудно сосредоточиться, либо вам пришлось учиться в месте, где никак не избежать внешних помех, вот несколько основных методов, которые помогут вам отключиться от них:
    • Будьте здесь и сейчас : когда осознаете, что потеряли связь с тем, что читаете или делаете, скажите себе «Будь здесь и сейчас», чтобы активно вернуть разум к задаче.
    • Метод паука : научитесь игнорировать фоновые шумы и действия, осознавая, что они не важны. Этот метод назван в честь реакции паука, после того как объект несколько раз всколыхнул его сеть. После нескольких первых колебаний паук проверит, попалось ли насекомое в его сети, но затем он перестает связывать эти колебания с потенциальным присутствием пищи и игнорирует их.
    • Список забот : держите под рукой блокнот, в котором вы сможете записывать не связанные с текущим заданием дела, которые необходимо сделать и которые появляются в голове, когда вы пытаетесь сосредоточиться на работе. Когда вы запишете эти заботы, вы точно их не забудете - отложите их, чтобы заняться ими позже, когда справитесь с текущим заданием.
    • Метод клина : для начала сосредоточьтесь на работе в течение очень короткого периода времени, пусть это будет 5 минут. Когда он закончится, можете сделать короткий перерыв, если захотите, но если сделаете, пообещайте вернуться к работе на немного более продолжительный период времени, после которого вы сможете сделать еще один короткий перерыв, а затем поработать еще дольше. Это поможет увеличить продолжительность концентрации внимания.

Часть 4 Заботьтесь о своем организме

  1. 1 Питайтесь в достаточном количестве. Пропуск приема пищи или обед в спешке не помогут вам дольше оставаться сосредоточенным. Концентрация требует больших затрат энергии. Голод в то время, когда вы должны концентрироваться, приведет к тому, что вы лишь ослабите свою способность сосредоточиться и в конечном итоге прервете свою работу, чтобы найти, чем подкрепиться.
    • Здоровая диета так же питательна для ума, как и для тела: сбалансируйте питательные вещества и регулярно принимайте пищу несколько раз в день. Завтрак особенно важен для того, чтобы заправить вас достаточным количеством топлива для предстоящего дня.
    • Для улучшения концентрации также полезно пить много воды.
  2. 2 Высыпайтесь. Чтобы быть энергичным, нужно отдыхать. Чем больше вы напрягаете свой организм, тем больше это сказывается на вашем уме. Кроме того, во время сна информация, которую вы узнали на протяжении дня, закрепляется в уме и превращается в долгосрочные воспоминания.
  3. 3 Занимайтесь физической активностью. Это поможет вам избавиться от стресса перед рабочей или учебной сессией или выпустить психическое и мышечное напряжение после дня, проведенного за рабочим столом.
    • Хороший способ выпустить пар после продолжительного периода концентрации - это кардионагрузка, например, бег трусцой или плавание. Но это, по сути, зависит от предпочтений человека.
  4. 4 Используйте стимуляторы в умеренном количестве. Кофеин, сахар и другие природные стимуляторы, как, например, чай мате, возможно, помогут вам сохранить концентрацию, особенно после плотного приема пищи, когда наваливается сонливость. Но их употребление в слишком большом количестве может привести к возбужденному состоянию, и, следовательно, потере сосредоточения или нарушению цикла сна.
  • В некоторых школах и университетах проводятся семинары по навыкам обучения, где вы можете разработать индивидуальные стратегии.

Предупреждения

  • Если вам кажется, что ваш низкий уровень внимания может быть связан с необучаемостью или синдромом дефицита внимания, обратитесь к врачу за консультацией.

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» - всем остальным. Другими словами, исключение - это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания - это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и , но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, - сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата - любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь - любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата - любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах - это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше . Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация - это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы - единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать - придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.