Неэтичная. Неэтичная реклама

Фото с сайта www.1sn.ru

Федеральная антимонопольная служба весь год следила, чтобы потребляемая россиянами реклама соответствовала правилам и законам индустрии. 10 случаев, зафиксированных радарами ФАС, "Право.Ru" посчитало особенно примечательными. В Челябинске "устанавливали так, чтобы стояло" (правда, не очень понятно, что именно), в Новгороде дешевые обои продавали с оскорблением публики, в Москве скидки на жилье продвигали опасным для детской психики образом, а отголоски украинского кризиса обнаружились сразу в двух рекламных кампаниях: одной - про писца, другой - про барана.

* * *

1. Защита для Деда Мороза

Открывают десятку неординарных реклам, вызвавших гонения со стороны ФАС, билборды и стикеры крупнейшего столичного застройщика элитной недвижимости - компании "Донстрой", в которых отрицалось существование главного новогоднего персонажа. Под занавес 2014 года на улицах и в вагонах метро появилась реклама со словами: "Деда Мороза нет, а скидки - есть!". В этом высказывании, по мнению обратившихся к антимонопольщикам родителей, содержится реальная угроза для психики детей. Ведомство пообещало рассмотреть рекламу "Донстроя" и запросило в компании объяснения.

2. Земельные участки и интимный процесс


Другие специалисты в области креатива довели тему хвойных деревьев до неприличного. В Курганское УФАС обратились местные жители с жалобой на рекламу ООО "УралЭкоСтрой", адресованную потенциальным покупателям земельных участков в коттеджном поселке "Лесная усадьба". Изображение девушки в зимней шапке на баннерах компании сопровождалось надписью "КАЖДОМУ СОСНУ или ель". Реклама была признана УФАС непристойной, а также нарушающей требования законодательства о государственном языке РФ и закона "О рекламе". При рассмотрении дела ведомство привлекло для проведения лингвистического исследования кандидата филологических наук, который признал, что рекламный текст содержит обсценное слово "сосну", указав, что оно употребляется в ненормативной лексике как глагол, "обозначающий интимный процесс", и недопустимо в публичной речи.

3. "Украинский писец" сеял зерна агрессии


Воронежское управление антимонопольной службы в конце ноября возбудило дело в отношении портала, использовавшего в наружной рекламе изображение госфлага Украины с подписью "Почем украинский писец для Воронежа? Аналитика. Дискуссии. Видеотрансляция". На фоне сине-желтого полотнища, помимо текста, было размещено фото указанного пушного зверя. Заявитель, обратившийся с жалобой, был уверен, что реклама, "учитывая накал политсобытий в соседнем государстве, может прорастить среди людей зерна агрессии". Рекламодатель, по мнению УФАС, употребил на своем плакате оскорбительные выражения и сравнения в отношении официального государственного символа Украины.

4. Красногвардеец не спрашивает про цветы


В сентябре якутское УФАС отобрало у продавца цветов баннер с изображением красноармейца, позаимствованным из знаменитого агитационного плаката художника Дмитрия Моора (Орлова). Оригинальную надпись "Ты записался добровольцем?" бизнес-леди заменила на выражение: "А ты купил своей любимой цветы?". УФАС не оценило чувство юмора, признав рекламу ненадлежащей и оскорбляющей образ героя войны, солдата, защищавшего Родину, что недопустимо по требованиям ФЗ о рекламе.

К сожалению, не все рекламодатели и рекламщики готовы выполнять свою работу добросовестно и иногда случается так, что неэтичной, оскорбительной рекламы, противоречащей нормам морали, оказывается всё больше и больше и мы чаще всего становимся свидетелями подобных случаев в повседневной жизни на улицах нашего города. (8) В заключительной главе мы дадим понятие неэтичной рекламы, рассмотрим её на примерах, установим меры её предотвращения и недопущения в массы.

Понятие неэтичной рекламы

Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Неэтичная реклама не допускается. (11)

С точки зрения закона, такое разграничение представляется оправданным и необходимым, поскольку документ предусматривает определенные виды наказания для нарушителей. Однако, по сути, все возможные нарушения, описанные в законе «О рекламе» можно отнести к неэтичному поведению по отношению к адресату рекламы - российскому обществу. (7)

Яркие примеры неэтичной рекламы

18 примеров нарушений Федерального Закона о рекламе, которые были подмечены обычными гражданами РФ на территории страны (см. приложение, папка №5) :

5. Нецензурная игра слов или оскорбительные высказывания

6. Оскорбление чести и достоинства отдельных групп людей по социальному положению, физическим данным, возрасту, полу

7. Некорректное сравнение с конкурентами

8. Расовая дискриминация

9. Дискриминация людей по признаку обладания каким-либо товаром (маркой)

10. Пропаганда насилия и жестокости

11. Провокация к суициду

12. Неуместное или грубое использование эротических образов или выражений

14. Использование религиозных символов, дискриминация или оскорбление чувств верующих и других религиозных убеждений

17. Плагиат, клонирование, имитация и оживление

Реклама рассказывает нам о новых товарах и услугах, она весьма полезна, хотя зачастую и раздражает. Однако есть реклама, которая самым беззастенчивым образом обманывает потребителей. Из-за этого некоторые компании проводят годы в суде и вынуждены выплачивать компенсацию тем, чьи мечты и надежды они разрушили.

В январе 2016 года создателям популярного приложения для тренировки мозга был выписан штраф в размере 2 миллионов долларов от Федеральной торговой комиссии (ФТК) США. По мнению комиссии компания обманула игроков «необоснованными» рекламными заявлениями.

Компания Lumos Labs утверждала, что ее приложение может помочь лучше учиться в школе, предотвратить возрастную потерю памяти, и даже болезнь Альцгеймера. Также реклама уверяла, что люди, которые будут использовать тренажеры Luminosity более 10 минут, три раза в неделю, смогут раскрыть свой «полный потенциал во всех аспектах жизни».

Джессика Рич, директор ФТК, сказала: «У Lumosity просто не было научных подтверждений своих заявлений».

9. Nutella

Эта очень вкусная шоколадная паста с орехами пользуется большой популярностью у взрослых и детей. Однако в 2012 году итальянский производитель Ferrero — владелец бренда Nutella — был втянут в судебные разбирательства. Причина — рекламное утверждение, что сладкий спред является полезным для здоровья продуктом, вариантом «здорового завтрака» для детей. Это полностью противоречило информации, напечатанной на этикетке продукта. Nutella содержит более 20 граммов сахара и 11 граммов жира на порцию. К тому же состав лакомства меняется в зависимости от того, в какой стране его произвели.

Иск против компании подала жительница Калифорнии, утверждая, что была введена в заблуждение рекламой и дала пасту Nutella своему ребенку, не осознавая, что в ней содержатся вредные ингредиенты. Видимо, вместо того, чтобы просто прочитать этикетку на пасте, она решила полностью довериться рекламному объявлению.

В результате суде обязал компанию Ferrero выплатить истице более 3 миллионов долларов. Кроме того, пришлось заплатить и отдельным потребителям, которые купили банки продукта в период с 2008 по 2012 годы. С тех пор Ferrero изменила свою стратегию и теперь перечисляет содержание сахара в Nutella на передней стороне банки, пытаясь быть более прозрачной.

8. Activia

В 2008 году Dannon Co — американское подразделение корпорации Danone, которая выпускает марку пробиотических молочных продуктов Activia — было обвинено в ложных научных заявлениях о преимуществах своего товара.

Йогурты Activia рекламировались как продукты, «клинически» и «научно» доказавшие свою пользу для иммунной системы и улучшения пищеварения. Одно время в США шла рекламная кампания Activia, возглавляемая актрисой Джейми Ли Кертис. Она утверждала, что в йогуртах Activia содержались специальные бактериальные ингредиенты. Видимо, их чудодейственность и объясняет тот факт, что цена йогуртов была на 30% выше, чем у других аналогичных продуктов.

Корпорация в рамках досудебного урегулирования была вынуждена создать фонд в размере 35 миллионов долларов. Из него выплачивается компенсация (до 100 долларов) всем американским потребителям, которые обратятся в связи с несоответствием рекламы и продукта.

7. Airborne

Реклама очень популярной в 90-х годах травяной биодобавки заманивала клиентов обещанием предотвратить заражение вредными бактериями и микробами, и избежать таких распространенных недугов как грипп и простуда.

Однако проблема заключалась в том, что не было никаких медицинских исследований, способных доказать пользу Airborne.

Как истинным джентльменам, потребителям предлагалось просто поверить в то, что этот БАД способен защитить от патогенных микроорганизмов. Вот только создатель продукта вряд ли был джентльменом, которому стоило верить на слово.

После того, как дело о недобросовестной рекламе Airborne попало в суд, выяснилось, что чудо-препарат содержал смесь минералов, витаминов и трав. Вскоре после того, как эти результаты были обнародованы средствами массовой информации, Airborne начала менять свои рекламные объявления. Теперь в них говорилось об «иммунной стимуляции», а не о профилактике гриппа и простуды.

В конце концов, производитель Airborne был вынужден заплатить более 23 миллионов долларов для урегулирования иска.

6. ExtenZe

Таких размеров, как у обладателя создатели ExtenZe не гарантировали, однако заверяли клиентов-мужчин, что их натуральная биодобавка поможет удлинить пенис.

К сожалению, этот продукт не в состоянии изменить анатомию своего потребителя. Он всего лишь был направлен на улучшение эрекции.

Фирме-производителю ExtenZe предъявили иск за ложную рекламу. Ей пришлось заплатить 6 миллионов долларов штрафа и радоваться, что суд не сделал его больше.

5. Classmates.com

Некоторые из нас заканчивают среднюю школу и предпочитают забыть о ней, как о страшном сне. Но есть много людей, которые с удовольствием вспоминают «школьные годы чудесные» и мечтают снова присоединиться к старым приятелям прошлых дней. Именно на таких чувствах и сыграл стартап Classmates.com, который сосредоточился на поиске бывших одноклассников.

В 2008 году против Classmates.com был возбужден иск за привлечение людей к платной подписке. Ресурс сообщал своим пользователям, что их искали бывшие одноклассники. Но чтобы «повидаться» с ними виртуально сперва нужно было заплатить 15 долларов за премиум-версию аккаунта. В конце концов, Classmates.com согласился заплатить 9,5 миллиона долларов пользователям, хотя и отказался признавать себя виновным в любых нарушениях закона.

4. Red Bull

Неэтично обещать людям вещи, которые невозможно получить. Например, заявить, что продукт даст вам «крылья» и способность «летать». Red Bull, популярный энергетический напиток, сделал именно это, по словам его обвинителей.

В 2014 году производитель Red Bull согласился заплатить 13 миллионов долларов после судебного процесса, в котором утверждалось, что напиток на самом деле не «окрыляет.

Вряд ли кто-то всерьез решил, что сможет летать «аки птица» после употребления Red Bull. Однако рекламный лозунг давал основания считать, что выпив банку Red Bull человек получит больше энергии, усилится его умственная активность и повысится концентрация внимания. Увы, для подтверждения всех этих положительных качеств напитка не было представлено никаких клинических доказательств.

3. Hyundai и Kia

Показатель расхода топлива — очень важный фактор при выборе машины. Поэтому, когда клиент расплачивается за свой новый автомобиль, он, конечно же, ожидает получить то, что ему обещал автопроизводитель.

В случае с Hyundai и его партнером Kia Motors обещания стоили миллионы долларов.

В 2012 году были уличены в том, что «на бумаге» уменьшили расход топлива в некоторых марках своих авто. Сами корейцы утверждали, что в их расчеты вкралась случайная ошибка и речь идет всего лишь о 3% занижении расхода горючего. Однако американский суд обязал южнокорейского автогиганта выплатить 395 миллионов долларов владельцам 900 тысяч машин.

2. Skechers Shape-ups

Компания Skechers пообещала, что эти кроссовки позволят владельцам улучшить физическую форму и сжечь лишние калории. Но затем Skechers еще больше обманула своих клиентов, указав в рекламе на то, что ее обувь даже может помочь улучшить состояние сердечно-сосудистой системы. Для рекламы кроссовок был привлечен ряд знаменитостей, в том числе Брук Берк и Ким Кардашян.

Что ж, американская Федеральная торговая комиссия изрядно подпортила сердечно-сосудистую систему руководства Skechers. В конце концов, компания была вынуждена заплатить 40 миллионов долларов за свою лживую рекламную кампанию.

1. Volkswagen

На первом месте в списке компаний, финансово пострадавших от недобросовестной рекламы, находится .

Чтобы пройти правительственные испытания на чистоту выбросов, немецкий автобренд установил в свои машины ПО, которое в десятки раз занижало данные по выбрасываемым в воздух вредным газам. Кроме того, были использованы устройства для очистки выбросов, чтобы обмануть тестеров.

В период с 2008 года по конец 2015 года VW продала от 5 до 11 млн. автомобилей, которые рекламировались как «экологически чистые» дизельные авто. В их число вошли Golf TD, Beetle TD, Jetta TD, Passat TD и Audi A3 TD.

Когда исследовательская группа из Университета Западной Виргинии обнаружила существенное превышение выбросов из выхлопной системы у автомобилей Volkswagen, власти США и Европы инициировали уголовное расследование. На покрытие судебных издержек по делу «дизельгейта» компания Volkswagen выделила 18 миллиардов долларов.

А в 2016 году автоконцерну была вручена Шнобелевская премия с длинной формулировкой «за решение проблемы токсичности автомобильных выхлопов в атмосфере с помощью автоматического включения очистки выхлопов при тестировании».