Психологический диагноз содержание. Виды диагноза по Выготскому (симптоматический, этиологический, типологический)

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Суть:1) природа неблагополучия кроется в особенностях личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

Вид по Л. С. Выготскому :1. симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных. 2. тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3. типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.



Принцип: Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью:

Оценки их актуального состояния,

Прогноза дальнейшего развития,

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия.

По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики тe или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим) . Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский от­вечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обра­боткой данных.


Второй ступенью в развитии психологического диагнозаяв­ляется этиологический диагноз , учитыва­ющий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Высший уровень - типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти . По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогно­зом . По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям . Развитие тео­рии психологического диагноза в настоящее время является од­ной из наиболее важных задач психодиагностики.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого- либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например, при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные.

Понятие «психологический диагноз». Виды психологического диагноза.

Центральным понятием ПД является «психологический диагноз».

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

Оценки их активного состояния;

-прогноза дальнейшего развития;

Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств – способностей; стилевых черт и мотивов личности.

Диагноз на основе констатации наличия (отсутствия) какого – либо признака

Диагноз на основе определения места испытуемого (группы лиц) по выраженности тех или иных качеств

Уровни (по Л. С. Выготскому):

Симптоматический (эмпирический)

Этиологический

Типологический

Пользователи:

Психологи

Специалисты смежных специальностей(врачи, педагоги и т.д.)

Исследуемый

История развития психодиагностики за рубежом

История развития отечественной психодиагностики

Источники возникновения психодиагностики

Экспериментальная психлогия

(В.Вунд, 1878г.)

Дифференциальная психология

(Ж.Эскироль, 1838, Э.Сеген, 1846г.)

Основные этапы развития психодиагностики

80 гг. 19в. – первое десятилетие 20в

.Возникновение тестирования: тесты Ф.Гальтона (1879г.), Дж.Кэттелла (1891г.), шкала А.Бине – Т.Симона (1905, 1908, 1911гг.) и ее модификации (шкала «Стэнфорд – Бине», 1916г.), «Психологические профили» Г.И.Россолимо (1910г.

Годы первой мировой войны

Появление группового тестирования: армейские тесты «Альфа», «Бета» А.Отиса

20 – 30 гг. 20в.За рубежом:

«Тестовый бум»: разработка тестов специальных способностей и достижений, личностных опросников, проективных методик и их массовое использование на практике.

ВСССР: фактическое прекращение психодиагностических исследований после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936г.)

40 – 50 гг. 20в. За рубежом: формирование основных психодиагностических подходов (объективного, субъективного, проективного).

В СССР: начало разработки психофизиологических методик (школа Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына)

60 – 70 гг. 20в.За рубежом: начало дискуссии о роли индивидуально – психологических и ситуационных переменных, определяющих вариативность поведения.

В СССР: разработка экспериментально – диагностических методик в патопсихологии (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн), нейропсихологии (А.Р.Лурия), дискуссия об отношении к зарубежному опыту в области психодиагностики, начало анализа существующих проблем.

Вклад Л.С.Выготского в развитие психодиагностики

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень - симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.

Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.

Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л.С.Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка . Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Классификации

По степени формализации

Методы высокого уровня формализации

(характеризуются определенной регламентацией, стандартизацией, надежностью, валидностью; позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивиды между собой):

ТестыОпросникПроективные методик

Психофизиологические методики

Стандартизация тестов.

Первоначальный суммарный балл не является показателем, который можно диагностически интерпретировать, его называют сырым тестовым баллом.

Тестовые баллы из сырой шкалы, должны быть переведены в шкалу стандартную, эта процедура называется - стандартизация тестового балла.

Выборка, на которой определяется статистическая норма называется выборкой стандартизации, ее численность должна быть не менее 200 человек.

Простейшая линейная стандартизация тестового балла высчитывается по формуле:

Z – стандартный балл

X – сырой балл по тесту

X – средний балл по выборке стандартизации

Sx – среднее отклонение по выборке

После получения тестового балла Z его можно перевести в любую стандартную шкалу, принятую в диагностике.

То, на сколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативность, т.е. то, на сколько этот тест применим к различным категориям людей.

Рестандартизация – это исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста.

Тип Способы проверки

Ретестовая надежность Повторное обследование одной и той же выборки – метод ретестирования

Надежность частей теста (по внутренней согласованности)--Деление заданий методики (теста) на равные части (четные – нечетные) и обследование одной и той же выборки – метод «расщепления»

Надежность параллельных форм-- Деление выборки на две равные части и обследование одной из них с помощью первой формы методики, а другой – с помощью второй.

Надежность – константность (независимость результатов от личности диагноста)--Обследование одной и той же выборки в относительно одинаковых условиях разными диагностами

Конструктная валидность – тип валидности, отражающий степень репрезентации психологического конструкта (т.е. теоретической идеи, разработанной для объяснения и организации некоторых аспектов существующего знания) в результатах теста.

Конвергентная валидность – тип конструктной валидности, отражающий степень связи с родственной методикой, имеющей одинаковое теоретическое обоснование с валидизирующей методикой

Дискриминантная валидность – тип конструктивной валидности, отражающий отсутствие связи валидизируемой методики с методикой, имеющей другое теоретическое обоснование.

Иногда этот тип валидности называют - логической валидностью.

Классификация тестов

Тест – краткое стандартизированное, чаще всего ограниченное во времени задание (испытание), направленное на выявление индивидуально-психологических различий.

Систематизация тестов

Основания для классификации

Виды тестов

По форме тестирования

По количеству испытуемых: индивидуальные и групповые

По форме ответа: устные и письменные

По материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные

По наличию ограничений времени: скорости и результативности

По характеру стимульного материала: вербальные и невербальные

Систематизация опросников

Опросники-анкеты

биографические опросники

Личностные опросники

черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных факторов» - 16 – PF и др.)

типологические (Миннесотский многоаспектый личностный опросник – MMPI, опросники Г.Айзенка и др.)

мотивов, интересов, установок («Список личносных предпочтений» А.Эдвардса и др.)

состояний и настроений (САН и др.) акцентуальный (опросник Г.Шмишека, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Личко – ПДО) и др.

По форме

групповые индивидуальные письменные

устные бланковые компьютерные

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

По функциям

основные (сбор информации о содержании исследуемого явления)

контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности

По форме

открытые (ответ дается в свободной форме)

закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответов)

прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта)

косвенные (аппелирующие мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания)

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого.

Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека.

Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).

Проекция - выбрасывание

Отличительные особенности:

Глобальный подход к оценке личности

Неопределенность стимульного материала

Отсутствие ограничений в выборе

Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»

Группа методик Примеры

1. Методики структурирования (конститутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха

2. Методики интерпретации (интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений - «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест»(САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля

3. Методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории - «Завершение предложений»«Завершение историй»

4. Методикиконструирования(конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира»

5. Методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества - «Психодрама», «Тест кукол»

6. Методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим «Тест цветовых предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический тест»

7. Методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кмнетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), Несуществующее животное», «Автопортрет»

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности, разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.

По продолжительности

лонгитюдное периодическое

единичное (однократное)

По цели

выборочное сплошное

По степени стандартизации

структурированное свободное

По цели

диагностическая

клиническая

По форме общения

свободная

стандартизированная

частично стандартизированная

Разновидность беседы – интервью, имеющее четкий план и форму обработки информации.

Контент-анализ

Контент-анализ – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой деятельности.

Контент-анализ – количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющих изучить продукты человеческой деятельности.

Основан на принципе повторяемости – частоты использования различных смысловых единиц.

Применять его можно только после того, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В ПД контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, получаемых при других исследованиях.

Контент-анализ(анализ содержания) – частотно-статистический анализ рядов событий, основанный на принципе повторяемости.

Включает в себя:

выделение системы опорных понятий (категорий анализа)

отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.п. (единицы анализа)

статистическую обработку данных

Используется:

при анализе документальных и материальных источников (выделение частоты использовании различных смысловых единиц)

как вспомогательный метод анализа речевых сообщений испытуемых при диагностике посредством проективных методик, опросников, беседы

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика

(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)

Цель ------ Функции

оптимизация процесса обучения

Информационная

Оценочная

Корректирующая

Виды------- Методы

начальная

текущая (корректирующая)

обобщающая (итоговая)

Тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

Наблюдение

Анализ продуктов деятельности ребенка

Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования

Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг

(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.

Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.

У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.

Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.

Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.

6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

Познавательные процессы;

Эмоционально-волевую сферу;

Предречевое и речевое развитие;

Двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.

Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);

Способы выполнения задания:

 при помощи взрослого

самостоятельное выполнение после обучения

Обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)

Отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),

При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

Контактность (желание сотрудничать со взрослыми).

Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

Эмоциональное реагирование на замечания и требования.

Реагирование на трудности и неуспехи деятельности.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

Психодиагностика состояний

Методы диагностики:

Аппаратурные методики оценки состояний;

Наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний

Проективные методики (методики юшера, Розенцвейга, ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э.Вагнера, «Детский тест тревожности Р.Теммла, М.Дорки, В.Амен и др.)

Опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник школьной тревожности Филипса и др.)

Диагностика креативности

Вербальные и невербальгые тесты Дж.Гилфорда

Вербальный и фигурный тесты Е.Торренса

Дж.Гилфорд предложил концепцию креативности – универсальной творческой способности. Согласно его представлениям, творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от уровня интеллекта.

Дж.Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

Способность к обнаружению и постановке проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);

Спос-ть отвечать нестандартно, устанавливать необычные ассоциации (оригинальность);

Спос-ть усовершенствовать объект, добавляя детали;

Спос-ть решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего ТВ методике 14 субтестов (4 – на невербальную креативность, 10 – на вербальную).

Среди них есть такие задания:

Перчислить как модно больше способов использования каждого предмета (например, банки);

Нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треуг., прямоуг., трапеция.

Методика Е.П.Торренса предназначена для людей разных возрастов – от дошкольников до взрослых. В состав методики входят 12 субтестов, сгруппированных в три блока: вербальный, изобразительный и звуковой. Они диагноституют соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Методика Торренса включает несколько этапов:

1.Испытуемому предлагаются задачи на поиск5 слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти единственное верное решение и сформулировать правило, ведущее к решению поставленной задачи.

2.Испытуемому предлагаются сюжетные картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства, которые привели к изображенной на картине ситуации, и дать прогноз ее дальнейшего развития.

3.Испытуемому предлагаются различные предметы и его просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с наруш. Разв-я эти методики не используются в классическом варианте, однако широко тиспользуются их модификации: «Дорисуй фигуру» Торренса, «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (Катаева, Стребелева). При изучении школьников с инт. Наруш-ми могут исп-ся задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстарций к этому рассказу (О.В.Боровик).

Методика «САН»

ТАТ, САТ

Социометрия

Метод диагностики внутригрупповых отношений (социометрия и ее модификации)

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально- психологическую совместимость членов конкретной группы.

Цель: диагностика внутригрупповых отношений, эмоциональных связей в группе.

Диагностируется коллектив совместно взаимодействующий не менее 6 мес.

По результатам исследования заполняется социограмма:

мальчики девочки

От центра – 1 – звезды (4 и более выборов), 2 – предпочитаемые, 3 – принимаемые, 3 – отверженные.

Методика «ДДЧ»

Методика «Рисунок человека»

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вариант предложен К.Маховер на основе теста Ф.Гудинаф, использовавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В тесте обследуемому предлагается нарисовать человека карандашом на листе бумаги; после завершения рисунка предлагается нарисовать человека противоположного пола. За этим следует вопрос относительно нарисованных фигур – пол, возраст, привычки и т.д. При интерпретации исходят из положений о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое Я, и его особенности можно определить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные детали фигуры (глаза, руки и т.д.), их пропорциям; они трактуются символически как воплощение отношения к определенным сторонам жизни.

Тест Д.Векслера

Тест Р.Амтхауэра

ШТУР

МЕТОДИКА ГОРБОВА

Цель: оценка переключения и распределения внимания.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».

Обработка результатов теста

(А. А. Невский Л.С. Выготский, 1936)

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. В данном случае психодиагност лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. При таком подходе диагноз замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Выготский называл "пересказом жалоб" языком научн терминологии.

Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Именно такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики. Соглашаясь с критикой, необходимо все-таки заметить, что данный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некоторых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).

2. Этиологический диагноз содержит определение и причин тех или иных симптомов. Второй уровень предусматривает переход к обобщению и гипотетическому конструкту. Надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной особенности.

В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие структуры. Центральную проблему этиологического анализа Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, иначе говоря, исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и установлен, как причинно обусловлен тот или иной симптом. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

3. Типологический диагноз (высший уровень) предполагает построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями; Большинство затруднений возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Когда исследователи, например, говорят о таких качествах личности, как отвага, агрессивность, целеустремленность и т. п., они нередко имеют в виду только синдромы - совокупности нескольких генерализованных конкретных образов, не обладающие свойствами теоретических построений. В результате игнорирования отличий между образами и моделью легко отождествить свойства индивида со стилем его поведения. Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

В целом все разнообразие оснований типологии и типологических диагнозов можно свести к 2 группам:

- «глубинные» типологии, за классификационные основания которых принимаются исключительно «внутренние» причины - темперамент, конституция, «энергетические» источники (психоанализ) или, например, особенности формирования мозговых механизмов и межфункциональных связей (А.В.Семенович);

Феноменологические типологии: от античных портретов Феофраста до соционики, психогеометрии С. Деллингер и манипулятивных типов Э. Шострома;