Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы. Экономика в России в XVII веке

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам.
Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что ценный исторический опыт иногда остается невостребованным.
Стоит упомянуть о том, насколько хорошо данная тема исследована наукой. На мой взгляд, довольно основательно. Причем особенно много публикаций было сделано в последние годы. Как я уже сказал, интерес к реформаторам прошлого повышается в связи с неудачами реформаторов современности.
Я не стану перечислять всех реформаторов России их реформы, а расскажу лишь о наиболее значимых, по-моему мнению, преобразованиях Петра I, Екатерины II и Александра II.

Цели работы:

    Изучить реформаторскую деятельность Петра I, Екатерины II, Александра II.
    Рассмотреть последствия и итоги реформ.
В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в истории России. Заметны неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая - на берегах Черного моря, отодвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем более работаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие.
Александр II после окончания Крымской войны обнаружил многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. «Революция сверху» - так называли реформы Александра II длительное время. По оценкам многих историков, в середине XIX в. в России сложилась революционная ситуация. Крестьянские волнения охватили всю страну. То есть революция в любом случае произошла бы, если не «сверху», так «снизу». Вот почему царь, в душе не желавший проводить реформы, вынужден был это сделать.
Теперь, в основной части я расскажу подробнее о реформах вышеперечисленных людей.

1 Реформы Петра I

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

1.1. Реформа системы налогообложения

Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах. Эта проблема частично решалась за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Всего, косвенных налогов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В дополнении к этому источнику доходов значительные прибыли давала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и т.п.
Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, которая заменила ранее существовавшее подворное налогообложение.
С конца 1718 г. по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5.4 млн. душ мужского пола. Душа мужского пола была не реальной плательщецкой еденицой, а счетной, т.к. подушная подать (74 копеек платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп.– государственные) взималась и с мальчика – младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.

1.2. Губернская реформа

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. «В провинции основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею)» 1 . Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

1.3. Сенат и коллегии

В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены Сената назначались императором. В него вошли девять ближайших Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль деятельности всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.
В 1718 г. уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления страной, сложившуюся при Боярской думе и не соответствовавшую новым условиям и задачам. Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

1.4. Реформа местного управления

В 1699г. была проведена городская реформа. «30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров» 2 . Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилось торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался, и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль над правосудием.
Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции

1.5. Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.
Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.
Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

1.6. Церковная реформа.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха - главы русской церкви была упразднена. Руководство деятельностью Синода поручалась специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода, назначаемому императором из числа высокопоставленных чиновников.
Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

1.7. Реформа в области культуры и быта.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости».
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, сопровождавшуюся широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в «высшем обществе».

2 Реформы Екатерины II.

2.1. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче. Императрица видела необходимость большой работы по сбору и пересмотру законов. Екатерина II приняла решение начать создание нового Уложения.
Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством - право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: «в качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма» 3 .
Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей. Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.
Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа» крестьянскому вопросу было уделено больше внимания, и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала свое отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А. А. Вяземскому: «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду» - выступления доведенных до отчаяния крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рассмотрением располагали свои поборы».
Третья особенность Уложенной комиссии 1767-1768 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов, - в наказах отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь великом деле».
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией. Депутаты Большой комиссии распускались, «доколе от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии.
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал - они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне - она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.

2.2. Секуляризационная реформа.

Во времена Екатины число крестьян, числившихся за духовенством, составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один владел 35 тыс. душ; Троицко – Сергиевский – 120 тыс. Факт того, что церковь владела подобными богатствами, не вписывался в екатерининскую концепцию идеального государства, не соответствовал ее взглядам на роль церкви.
Как уже упоминалось выше, страна остро нуждалась в деньгах, и изъятие у церкви земель позволяло быстро пополнить казну. Взаимоотношения между крестьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде, и государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень удобным предлогом и воспользовалось государство. Оно как бы говорило церкви: или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.
Екатерина собиралась провести эту реформу постепенно, когда улягутся страсти вокруг поспешных преобразований ее мужа. Она создаёт Комиссию о духовных имениях во главе с Г.Н. Тепловым - человеком деятельным, способным, преданным и довольно циничным. К концу года комиссия Теплова представила императрице «Мнение о монастырских деревнях». 12 мая 1763 года восстанавливается, работавшая при Петре и закрытая Екатериной, «Коллегия экономии», но не ради конфискации церковных владений, а формально лишь для того, чтобы их описать. Комиссия между тем работала над проектом реформы, который был готов в начале 1764 года. Екатерина приняла его благосклонно и 26 февраля подписала манифест, по которому все монастырские вотчины вновь оказались в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А поскольку монахи теперь перешли на его содержание, все епархии подразделялись на три класса - каждому соответствовало определенное число монастырей и находившихся в них монахов. Общее число монастырей сократилось в три с лишним раза. Иные из них представляли собой историческую или культурную ценность и в результате запустения погибли. Но в XVIII веке о сохранении памятников архитектуры еще не задумывались.
Государство между тем поправило свои денежные дела, обложив около миллиона вышедших из крепостной зависимости крестьян полутора рублевым налогом. Но главное, реформа окончательно лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Таким образом, появился еще один важный рычаг регламентации духовной жизни общества. Ограничивая жесткими рамками количество подданных, имеющих право посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и место церкви в социально-политической системе. Секуляризация церковных земель означала продолжение секуляризации общества в целом. Духовенство же окончательно превращалось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль и Екатерина и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

3 Реформы Александра II.

3.1. Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам: это несправедливо, - и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» 4 .
В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», действовавший нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета.
19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и вступили в силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
и т.д.................

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Актуальность Актуальность 17 век - это переломный период нашей истории, когда создавались предпосылки перехода от традиционности и старины к западной новизне. Основной проблемой развития России, начиная с 17 века, был поиск путей модернизации страны. В отечественной истории уделяется недостаточно внимания первой волне модернизации России. Вместе с тем, мы живём в эпоху очередной модернизации, а не зная прошлого - нельзя понять настоящего.


Ц е л ь р а б о т ы Ц е л ь р а б о т ы Системный и сравнительный анализ реформ 17 века, определение их роли в последующем развитии России и роли личности в истории, на примере деятельности конкретных реформаторов. Г и п о т е з а Г и п о т е з а Реформы 17 века были продиктованы вступлением России в новое время, обусловлены предшествующим развитием страны, проводились в соответствии с ее интересами, но их судьба находилась в зависимости от личности и способностей реформаторов.


З а д а ч и З а д а ч и Теоретические:Теоретические: Изучить историографию по теме, сделать краткий обзор; Выяснить причины и предпосылки коренных преобразований во всех сферах жизни общества; Проанализировать реформы и проекты реформ, определить их направленность, характер, содержание, итоги и последствия, общие черты и различия; Выяснить отношение общества к реформаторам и реформам. Определить роль личности реформатора в проведении реформ. Практические: Практические: Определить критерии сравнения и составить систематизирующую и сравнительную таблицу; Составить личностную характеристику каждого реформатора.




Б. И. Морозов Сын знатного московско го боярина Стольник, спальник, воспитатель Алексея Михайловича, глава приказа Большой казны, Иноземного, Стрелецкого приказов и приказа Новой четверти, глава Аптекарского приказа. Корысть, чинопочитание, властолюбие, прагматизм, упорство, целеустремлённость. Приближён к царю. Исследовательская таблица 1


А.Л. Ордин- Нащёкин Сын бедных псковских аристократов Ратник, дипломат, псковский городовой дворянин, служащий Посольского приказа, воевода лифляндский, думный дворянин, окольничий, воевода Пскова, глава Посольского приказа. Энергичность, политическое чутьё, дипломатический талант, западничество, напористость, упрямство, знал польский и шведский языки. Исследовательская таблица 1


Ф.М. Ртищев Сын лихвинского дворянина средней руки Лихвинский городовой дворянин, ратник, стряпчий в «комнате у крюка», дворцовый эконом, дворецкий, главный судья приказа Лифляндских дел, глава Дворцового и Тайного приказов, воспитатель царевича Алексея. Мягкость, доброта, новаторство, религиозность, милосердие, приближен к царю, западничество. Исследовательская таблица 1


А.С. Матвеев Сын видного дьяка Посольско го приказа Произведён в « дети боярские», окольничий, стрелецкий глава, полковник, дипломат, думный дворянин, комнатный дворянин, глава Малороссийск ого приказа, глава Посольского приказа. Дипломатический талант, скромность, западничество, смелость, политическое чутьё, властолюбие, интриганство, полководческий талант. Приближен к царю. Исследовательская таблица 1


В.В. Голицын Сын знатного богатого князя Стольник, чашник, государев возница, главный стольник, воевода Малоросский, глава Пушкарского и Владимирского судного приказов, «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». Корысть, демагогия, политическое чутьё, вежливость, дипломатический талант, прагматизм, нерешительность, западничество. Приближен ко всем царям при которых жил, знал латинский, греческий, польский и немецкий языки. Исследовательская таблица 1


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Взгляды на политическое устройство России устройство России Поддерживал самодержавие. Поддерживал самодержавие, но считал что система местного управления должна быть выборной, а не назначаемой. Провёл реформу местного самоуправления в Псковском Воеводстве. Боролся за отмену местничества. Поддерживал самодержавие. Боролся за отмену местничества Выдвинул проект реформы управления (инициатор отмены местничества) Его устраивало самодержавие, и система местничества Провел чистку государственно го аппарата, сместил многих руководителей приказов и поставил на их места близких людей. Была распущена часть дворцовой и патриаршей прислуги, а жалование остальных сокращено. Исследовательская таблица 2


Законодательная деятельность деятельность -автор Новоторгово го устава 1667 года. -Ввёл сыск беглых холопов, облегчил холопство за долги, отменил смертную казнь за «возмутительн ые слова», отменил закапывания мужеубийц. Добился централиза ции власти и преодолени я последстви й смуты. Участвовал в разработке Соборного уложения 1649 года. Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Деятельность Деятельность в военной области в военной области -Предлагал комплектова ть армию за счёт даточных- рекрутов. Организовал новую схему обеспечения продовольств ием войск расположенн ых на Украине (вместо продуктов стали посылать из Москвы деньги) Предлагал создать сугубо дворянскую профессионал ьную регулярную армию. Ввёл полки иноземного строя, перевооруж ил армию, ввёл зарубежный армейский устав, урезал оклады иностранн ых офицеров. Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Торговля и промышленность промышленность -Проводил политику меркантилизма. Создал благоприятные условия для развития торговли русских купцов и ввёл ряд ограничений в отношении западных купцов. Поддерживал отечественного производителя путём повышения пошлин для иностранцев. Проводил политику покровительства русским купцам и накопительства. Построил первую в России аптеку и кружечный двор. Построил здания каменные для Посольского приказа, греческого двора, Гостиного двора. Ежегодно доставлял в Тайный и другие приказы по 60 тысяч рублей Построил каменные палаты для палаты для присутственных мест, предлагал развивать мануфактурное производство. Проект по ликвидации крепостного права. Проводил политику покровительст ва иностранным купцам Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Финансовая политика Финансовая политика Имел отношение к реформе медных денег, по мнению некоторых историков был главным её инициатором Один из авторов денежной реформы медных денег. Расширил операции Московского монетного двора - Главный инициатор денежной реформы. Инициатор введения соляной пошлины. привёл в порядок финансы государства, которые были в плачевном состоянии. Им были проведены меры по сокращению расходов на содержание администрации. Было сокращено жалование чиновникам и немного уменьшено их число. Реформировал российскую налоговую систему по голландскому образцу Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Взгляды и деятельность Взгляды и деятельность в социальной политике в социальной политике Пытался смягчить эксплуатацию крестьян и посадских людей. Строил приюты для нищих, выкупал пленных. Поддерживал голодающих в Вологде в 1671 продуктами и деньгами. Подарил городу Арзамасу участок земли на выкуп которого у них не было денег. Перед смертью отпустил своих дворовых людей на волю. - Боролся с коррупцией. Особое внимание уделял и распростране нию медицинских знаний. Отмена Местничества. Проложил деревянные мостовые. Его устраивала система сословий и местничества. Исследовательская таблица 2


Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. ГолицынБ. И. Морозов Взгляды и деятельность в области культуры и быта в области культуры и быта Открыл Славяно-греко- латинскую академию, строил, участвовал в реформе поддерживал патриарха Никона, ввёл в обиход церковные проповеди. Занимался переводом книг. -Первый стал устраивать театральные представления, весь дом переделал на западный манер, первый стал устраивать светские рауты, один из первых светских писателей («Титулярник», « книга об избрании на царство Михаила Фёдоровича», «История о великих царях и великих князьях земли Русской», «Родословная великих князей и царей Российских», также он переводил некоторых иностранных авторов), наладил доставку из-за границы лекарств и книг по медицине. В 1667 году вёл переговоры с восточными патриархами о поддержке патриарха Никона. Первый из бояр начал одеваться по европейски, начал отправлять дворян на учёбу за границу, преследовал старообрядцев, но предлагал ввести свободу вероисповедания. - Исследовательская таблица 2


Взгляды и деятельность в области внешней политики области внешней политики В 1655 году в переговорах с литовским гетманом добился увеличения титула Московского царя с припиской государь и Малыя и Белыя России. Подписал Валиесарское перемирие 1658 года. Подписал Андрусовское перемирие 1667 года, расширил связи с Европой, Армянской торговой кампанией, Персией и Китаем. Участвовал в посольстве к Богдану Хмельницкому в 1653 году следствием которого стало присоединение Украины, сохранил гетманство на Украине, дипломатическим путём предотвратил агрессию Турции в отношении России в 1672, в 1675 подписал военный союз с Австрией, расширил связи с Армянской торговой компанией, наладил дипломатические отношения с Бухарой, Хивой и Китаем. Подписал Бахчисарайский мирный договор с Турцией в 1681 году, подписал вечный мир с Польшей в 1686 году, включение России в Священную лигу, В 1689 подписал Нерчинский договор с Китаем о мире открытии торговли и установлении границ. - Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин- Нащёкин А.С. Матвеев В.В. Голицын Б. И. Морозов Исследовательская таблица 2



Сходство и различия Преобразования имели как общие, так и различные черты. Самой заметной общей чертой является заимствование западных методов реформирования. Также их объединяет реформирование в финансовой сфере. Различаются между собой реформаторы по сферам деятельности, применении методов преобразований, по нацеленности реформ.


1. Первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась;Выводы 2. Реформы XVII века позволили одержать ряд побед во внешних войнах, последствием которых стало расширение территорий и укрепления её границ, создать предпосылки для укрепления государственной власти, развития экономики, духовной и культурной сферы жизни страны; 4. Данная преобразовательная деятельность подготовила почву для Петровских и последующих реформ; 3. Скорость проведения реформ и их результаты находились в зависимости от личности и особенностей реформаторов; 5. Исторический опыт, накопленный в ходе проведения многочисленных преобразований, необходимо изучать и использовать для проведения успешных реформ в наше время.



Завершение Смутного времени и обретение Россией собственного устойчивого политического курса дало толчок для активного экономического развития страны. Подъему экономики способствовало и окончание кризиса, вызванного в первую очередь естественными природными причинами.

Значительные изменения претерпела финансовая система государства, в первую очередь система налогообложения. Подушная подать была постепенно заменена поземельной повинностью, взимать которую государство стало не в натуральном выражении, а денежном.

Развитие сельского хозяйства благоприятно сказалось на общем уровне экономики: Россия постепенно становится значимым поставщиком зерна на европейский рынок. Появление свободных денег из-за усиления внутренней торговли потянуло за собой развитие ремесла; кроме того, из Европы на территорию России стали проникать первые мануфактуры, преимущественно в сфере металлообработки. Все эти факторы постепенно усиливали роль купечества в жизни общества. В дальнейшем именно купцы станут основной движущей силой экономического развития страны. В целом XVII век стал своеобразным подготовительным этапом для экономического рывка, стимулированного Петром I.

Выход из кризиса

Растянулся до 1650-х гг. Запустение центральных уездов. Причины:

  • низкое плодородие Нечерноземья;
  • сказывались события Смутного времени;
  • слабая производительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией;
  • слабая сопротивляемость крестьянского хозяйства природным условиям;
  • закрепощение крестьян способствовало их заинтересованности.

Финансовая система и налоговая политика

Поземельная система прямого налогового обложения. В первое десятилетие после Смуты все прямые налоги взимались с земли, т.е. на основании «сошного письма».

Ямская повинность, прежде отбываемая только в натуральном виде, теперь для владельческих крестьян и посадских людей была заменена денежными сборами.

1614г. – сбор стрелецкого хлеба – налог, идущий на жалованье служилым людям (с 1630 по 1663 г. стрелецкая подать выросла в 10 раз).

Введение запросных и пятинных денег (Земский Собор – 1614г.), этот сбор возлагался главным образом на гостей, торговое и посадское население, а также черносошных крестьян.

1646г. – новая общая перепись населения.

Феодальное землевладение и хозяйство

Рост производства происходил за счет освоения новых земель. Основой отношений феодалов и крепостных стала барщинная система:

  1. натуральное хозяйство;
  2. наделение крестьян землей и орудиями за что они работают на барщине и платят оброк;
  3. личная зависимость;
  4. рутинная техника.

Сохранялись кое-где подсека и перелог.

Традиционные земледельческие культуры, орудия труда. Плуг вводился медленно. И крестьянское, и помещичье хозяйство медленно втягивалось в рыночные отношения: крестьяне в полной власти феодалов, невозможность свободно распоряжаться своим трудом; рост повинностей.

1. Формирование районов, производивших товарный хлеб (Среднее Поволжье, Черноземный Центр);

2. Господство трехполья.

Правительство издает указы, запрещавшие московским чинам приобретать земли на южной окраине государства (1637) и переход поместий и вотчин уездных служилых людей к служилым людям думных и московских чинов (1639).

Превращение поместья как обусловленного службой землевладения в наследственное вотчинное владение (указы 1611-1618гг., запрещавшие передачу освободившихся поместий кому-либо, кроме родственников прежнего владельца, с 1634г. – «родовое поместье», указ 1642г. запрещал вдовам служилых людей передавать их «прожиточное» поместье в чужой род).

Ремесло и промышленность

Ремесло не могло стать источником накопления. Производство не на основе наемного труда (крепостничества). Создание ускорялось государственными потребностями

1) Углублялось разделение труда, усиливалась торгово-промышленная специализация районов;

2) Развивались кустарные промыслы, ремесленное производство приобретало мелкотоварный характер;

3) Первые мануфактуры. Сначала – в металлургии.

Торговля

1. медленно развивалась внешняя торговля (единственный морской порт – Архангельск);

2. структура экспорта не характерна для развитой страны (полотно, кожа, пенька, сало и т.п. в обмен на промышленную продукцию);

3. государственная монополия на торговлю многими товарами и засилье иностранных купцов сдерживали накопление частных, не связанных с государством, капиталов.

1. начало формирования единого рынка. Ярмарки – центры оптовой межрайонной торговли. Макарьевская – Нижний Новгород.

2. русское купечество, утрачивая роль незаметного посредника, все громче заявляет о себе, оно еще не стремится проникнуть в промышленность или участвовать в крупных финансовых операциях, но свои интересы в борьбе с иностранной конкуренцией отстаивает решительно и упорно.

В 1653г. был принят Таможенный устав, вводилась единая, так называемая рублевая пошлина.

1667г. – Новоторговый устав.

Новые элемента появлялись на фоне поступательного развития феодализма. Они испытывали его деформирующее действие.

Генезис капитализма – не раньше середины XVIII века.

Шло «первоначальное накопление», но своеобразными методами. Не произошло обезземеливание, мало развивалась внешняя торговля.

Копило ГОСУДАРСТВО (внутренние налоги, откупа, подряды, ростовщичество).

В XVII веке Россия существенно отставала по многим показателям от передовых европейских стран. Причинами этого отставания были: монголо-татарское иго, длившееся почти 300 лет; интервенция польских и шведских феодалов, отвлекавшая силы народа для борьбы с иноземными захватчиками и приведшая страну к разорению, к потере ею важнейших территорий, в том числе районов и путей, связанных с выходом к Балтийскому и Черному морям.

На внутреннем положении России отрицательно сказался церковный раскол, осуществлённый патриархом Никоном и протопопом Аввакумом и ставший одной из форм протеста народных масс против феодального гнёта и господства церкви.

Используя более передовые капиталистические отношения, передовые страны Европы успешно развивали крупную мануфактуру промышленность, развернули морскую торговлю мирового масштаба. Захватили колонии. Швеция захватила у России побережье Балтийского моря, препятствуя развитию торговли с европейскими странами. Турция и крымское ханство хозяйничали на Чёрном море, контролируя выход из него в Средиземное море и далее - в Атлантику. Лишь Белое море можно было использовать для торговли с Западом, но этот путь был трудным и длинным, неудобным, ибо Белое море девять месяцев в году было покрыто льдом. Этот торговый путь не привлекал иностранцев и купцов.

Перед Россией властью вставала задача - добыть выход к морям - Балтийскому и Чёрному. Но для этого надо было иметь современную армию, чтобы завоевать этот выход. Состояние же российской армии, состоявшей из стрельцов (наёмное войско) не позволяло решить эту задачу. Нужна была регулярная армия военный флот.

Развитие России диктовало необходимость изменений и власти политической, особенно в системе управления страной. Система государственных учреждений - приказов основательно устарела. Её характеризовало, во-первых, отсутствие чёткого разграничения дел между приказами и, во-вторых, приказная волокита, порождённая отсутствием уставов и регламентов, определяющих их права и обязанности.

Отсталость России проявлялась особенно в экономике. Если на рубеже XVII-XVIII веков Швеция выплавляла более 30 тыс. тонн железа в год, а её торговый фонд насчитывал 800 кораблей, то металлургические мануфактуры России производили лишь около 2,5 тыс. тонн. А торгового и военного флота Российское государство не имело до конца XVII века вообще.

Основу допетровской армии составляло поместное войско стрельцов - дворянское ополчение, созываемое на случай войны и распускаемое по домам после прекращения военных действий. Стрелецкие полки занимались повседневно выполнением полицейских обязанностей в столице: охраняли царские дворцы, сопровождали царя и его семью, участвовали в подавлении волнений населения городов. Это войско было слабо организованным и плохо обученным, не имело однообразного вооружения. Его нужно было реформировать.

Если в странах Западной Европы крепостнические порядки были давно отменены, в России они продолжали господствовать. Основная масса крестьян находилось в собственности помещиков, монастырей и царской семьи. Земля, обрабатываемая примитивными орудиями, давала низкие урожаи. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу крестьян, тормозило всё новое, что возникало в недрах существовавшей экономической системы, задерживало движение страны.

Нужны были перемены во всех областях жизни. И они наступили и были связаны с именем Петра I.

Пётр I (1672-1725) - сын Алексея Михайловича, 14-й ребёнок в семье и первый от второй жены - Натальи Нарышкиной. Царём провозглашён в 10 лет, а вступил фактически на престол в 17 лет (до его совершеннолетия страной правила его сестра Софья, не родная по матери).

Дело в том, что сыновья, родившиеся от первой жены Марии Ильиничны Милославской (рано умершей), либо рано умирали, либо росли болезненными и слабыми, и отец был в тревоге за судьбу трона. Женившись на Нарышкиной, царь видимо, надеялся укрепить вырождавшуюся династию

В 1676 году царь умер, и престол перешёл к старшему из сыновей, болезненному и хилому Фёдору Алексеевичу, правившему недолго - 6 лет. После его смерти в 1682 г. правительство решает передать трон не следующему по старшинству сыну Алексея Михайловича - Ивану, не способному к управлению, а 10-летнему Петру, отличавшемуся здоровьем, живым умом и любознательностью.

С 1682 по 1689 гг. Пётр живёт в селе Преображенском, изредка выезжая в Москву для участия в царских церемониях или для приёма послов, а также для выхода на церковные праздники. Всё остальное время он проводит в военных играх с участием созданных потешных полков - Преображенского и Семёновского. Принимает он участие и в манёврах на Переяславском озере. Эти годы не пропали даром, они повлияли на формирование интересов у молодого царя к военному делу, наукам и ремеслам, к тем преобразованиям, которые займут весь последующий период в его жизни с приходом к власти летом 1689 года.

Пётр понимал, что Россия, занимая огромные территориальные пространства, но будучи отрезанной от морских берегов, не имела возможности использовать морские пути для развития связей, прежде всего экономических и торговых, с остальным миром. Перспективы развития России немыслимы были без выхода её к незамерзающим морям. Пётр считал это своей важнейшей задачей. На её решение была нацелена и внешнеполитическая сторона его реформаторской деятельности. Русская внешняя политика в первой четверти XVIII века отличалась большой активностью: завязывались международные связи, устанавливались международные связи, устанавливались торговые отношения со сторонами Запада и Востока. При нём впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

По мнению Петра борьба за выход к морям решающим условием для ликвидации экономической отсталости России, её политической и экономической замкнутости, для развития промышленности и торговли и укрепления международного положения страны.

Заслуга Петра состоит в том, что он как бы ускорил решение всех этих проблем, властно вторгаясь в различные стороны жизни страны. Этому он отдал весь свой талант и энергию.