Сын плохо сдал егэ. Что делать, если не сдал ЕГЭ — три варианта развития событий

Что делать, если ребенок не сдал ОГЭ?

Если в девятом классе ваш ребенок потерпел полное фиаско, не сдал ГИА или не был допущен к экзамену, то это не значит, что перед ним закрыты все двери. Вместо аттестата дают справку. Давайте вместе разберемся, что с ней делать и куда пойти учиться дальше.

Попытаемся еще раз?

По закону, ребята, окончившие 9 классов со справкой установленного образца, могут попробовать сдать ГИА еще раз через год экстернатом. При этом обязательно сдаются предметы, по которым получены неудовлетворительные баллы.

При желании ваши дочь или сын могут остаться на повторное обучение и пройти ГИА вместе с новыми однокашниками на следующий год. Как правило, это касается тех, кто не был допущен к аттестации.

Куда пойти со справкой?

До 2015 года для того, чтобы пройти обучение по разным программам профессиональной подготовки специальностям, в основном, рабочих и служащих, школьный аттестат являлся обязательным условием. Теперь поступить в средне-специальное учебное заведение можно и со справкой.

Кем станет ваша дочь или сын?

Список рабочих специальностей и должностей служащих не ограничивается дворником, сантехником и токарем, которыми так любят пугать подростков. На самом деле профессий намного больше:

  • воспитатель;
  • частный охранник;
  • повар;
  • машинист;
  • швея;
  • водитель;
  • бортпроводник;
  • кинолог;
  • парикмахер;
  • электромонтер и т. д.

Если ваш сын или дочь преуспеют в своей профессии, то они смогут очень неплохо зарабатывать. Здесь, как и везде, главное старание и желание.

Какие именно колледжи принимают ребят с образованием 8 классов в вашем районе, вы можете узнать в местном отделе народного образования. В большинстве случаев обучение ведется на платной основе.

Почему стоит поступить в колледж?

Признайтесь, после мысли: «Какой ужас! Ты не сдал/не сдала ГИА!» следующая была: «Потеряет целый год, что делать?!». Безделье разлагающе действует даже на взрослого человека, чего уж говорить о подростке, который и так не прочь забить на учебу. В этой ситуации начальное и среднее профессиональное образование является хорошим вариантом.

  • Прежде всего, ребенок будет занят делом, а не станет просиживать днями за компьютером или болтаться неизвестно где.
  • Обучение в колледже для ребят со справкой продолжается до 6-8 месяцев. Они изучают профильные дисциплины и получают практические навыки на производстве. Занятия обычно начинаются с октября. Как раз пройдет год до пересдачи. За это время ваш ребенок получит профессию и соответствующий разряд.
  • Если ваш сын или дочь успешно сдадут ГИА, то смогут продолжить учиться бесплатно по любой специальности. Диплом колледжа с отличием дает определенные преимущества при поступлении в профильный вуз. К тому же, многие ссузы участвуют в программе «колледж - вуз», их выпускники могут поступить сразу на 2 или 3 курс профильного вуза.

Как видите, колледж открывает хорошие перспективы. Если ваши сын или дочь сразу настроятся на учебу, то их ждет успех в будущем.

Как подготовиться к пересдаче ГИА?

Без пройденной государственной итоговой аттестации ваш сын или дочь могут получить профессию, повысить разряд, но уровень их образования останется прежним. Работодатели всегда обращают внимание на эту графу в трудовой книжке. Поэтому ГИА все же придется сдавать. О правилах и установленных сроках пересдачи ГИА мы уже писали ранее.

  • Профессиональный репетитор подготовит вашего сына или дочь, но занятия стоят очень дорого и могут сорваться из-за его болезни или других неотложных обстоятельств. В конце концов, он тоже человек.
  • Во многих колледжах работают подготовительные курсы. Они немного дешевле курсов в образовательных центрах, но не всегда эффективны, так как там всегда большие группы. Занятия ведут те же самые преподаватели колледжа.
  • В образовательных центрах занятия никогда не отменяются. В группах занимаются по 5-6 человек. Преподаватели часто являются сертифицированными экспертами ГИА и ЕГЭ и нацелены на высокий результат.

Безвыходных ситуаций не бывает. Если ваш ребенок вместо аттестата получил справку, не спешите обвинять во всем только его. Вы тоже к этому причастны, признайте это. Где-то вовремя не заставили сесть за уроки, где-то разрешили пропустить день. Вместо того, чтобы искать виноватых, извлеките из ситуации всю возможную пользу. Сосредоточьтесь на поступлении в колледж и подготовке к пересдаче ГИА.

Моя подруга-одноклассница еще в «доегэшную» эпоху хотела поступать на экономиста, но экзамены в вуз провалила. Денег на платное обучение не нашлось, и она пошла работать. Спустя год подруга поняла, что профессия экономиста явно не для нее. Поступила на другую специальность, и теперь она – успешный веб-дизайнер.

Как хорошо, что все так сложилась, – не раз потом говорила подруга. - Хотя мне было так стыдно после школы. Вы все поступили, кого-то родители за деньги пристроили, одна я тупая неудачница…

Нынешним выпускникам приходится еще сложнее. Раньше, до ЕГЭ, даже отчаянные двоечники получали аттестаты – уж на тройку оценку учителя могли натянуть. Теперь за провал на экзаменах школьникам выдают лишь справку. Как обидно и горько должно быть ребенку, когда его сверстники на выпускном получают корочки с аттестатами, а он – лишь ничего не значащую бумажку.

В такой момент он особенно нуждается в поддержке родителей. О том, как утешить ребенка, не сдавшего ЕГЭ, Wday рассказала известный детский психолог Лариса Суркова:

Не ищите виноватых

После провала на экзамене многие родители грешат во всем на школу, учителей, на самого ребенка. Искать виноватых – задача неблагодарная. Всегда виноватой оказывается как минимум две, а иногда три и более стороны.

Результат ЕГЭ зависит от нескольких факторов. Это родители, ребенок и школа. Не один из них нельзя выкидывать в случае неудачи. Винить кого-то – это, конечно, защитная реакция, свойственная людям. Но лучше сперва проанализировать ситуацию, подумать, в чем причина неудачи.

Не гнобите

Важно помнить: ЕГЭ – это не конец света. Даже если ребенок его не сдал, мир не перевернется. Возможно, это даже лучший исход. У ребенка будет время переосмыслить ситуацию, подумать о будущем, решить, чем он хочет заняться: устроиться на работу, может, даже уйти в армию. Вспомните себя в его годы, вспомните, что такое переоценка ценностей спустя время, и сразу поймете, что никакой катастрофы не случилось.

К сожалению, иногда родители делают только хуже. Начинают гнобить детей за несданный ЕГЭ и даже доводят до суицида.

Ни в коем случае нельзя говорить фразы из разряда: «Ты мне больше не сын/не дочь», «Я никогда не смогу тебя простить», «Не сдашь экзамен – домой не приходи», «Ты – позор нашей семьи», «Это клеймо на всю жизнь». Не надо этих катастроф!

Вместе стройте дальнейшие планы

Утешая ребенка, говорите искренне о своих чувствах: «Да, я огорчена, расстроена. Да, я ждала другого результата, но это не конец, мы вместе с этим справимся. Давай думать, какие планы у тебя на жизнь, чем бы ты хотел заниматься. Возможно, ты устроишься на работу, начнешь более серьезную подготовку к экзаменам».

Не бросайте ребенка один на один с проблемой – вместе стройте планы, как ее решить.

Не затягивайте с передышкой

Нужно ли тут же записывать ребенка на подготовительные курсы или требовать, чтобы он устроился на работу? Многое зависит от планов семьи. Кто-то заранее планирует отпуск, поездки. Какой смысл их отменять? Зачем наказывать и себя, и ребенка?

Но и, конечно, говорить: «Передохни годик», я считаю, неправильно. Как я уже сказала, в провале на ЕГЭ есть три виноватых стороны, и каждая из них должна взять на себя какую-то ответственность. Родителям надо пересмотреть ситуацию, ребенку – приложить больше усилий к подготовке.

Учите думать о перспективах

Некоторые родители берут ребенка под жесткий контроль: в школе не доглядели, но сейчас уж спуска не дадим. Нужно ли это? Спорный вопрос. Чаще всего дети не сдают ЕГЭ совсем не потому, что над ними не было контроля.

Вопрос в том, какой результат вы ждете. Хотите ли вы, чтобы ребенок стал самостоятельным, мог принимать собственные решения. Несдача ЕГЭ при правильном подходе со стороны родителей и ребенка многое меняет в его жизни. Он начинает понимать, что такое самостоятельность, серьезно задумывается о своих жизненных перспективах, о том, чем сможет заняться, не имея образования, сколько будет зарабатывать. Однако все эти перспективы ему нужно правильно озвучить.

Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?

Умей постоять за себя: зачем детям защищаться от нападок?

Споры и стычки возникают не только у взрослых людей. Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:

  • привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
  • помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
  • объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.

Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:

  • если оскорбляют словесно;
  • отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
  • портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
  • унижают, принуждая к чему-либо;
  • оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).

При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.

Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя

Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи - не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.

Как научить ребёнка давать сдачи сверстникам?

Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит. При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат. Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:

  • Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём - прямая обязанность педагогов.
  • Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
  • Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
  • Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
  • Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен - взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее.
  • Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.

Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций - проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.

Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится

Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова. Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают. Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:

  • Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок - это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
  • Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки - дать сдачи.
  • Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.

Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.

Меры предосторожности

Случается, что ребёнок своим поведением сам провоцирует конфликт с другими детьми

  • Очень часто бывает, что ребёнок сам провоцирует ссоры в детском коллективе, вредничает, многого требует. Тогда вместо того чтобы учить защищаться, необходимо провести с ним беседу на тему того, как важно уметь идти на компромисс, уступать и делиться, чтобы построить нормальные отношения с окружающими.
  • Если время идёт, а нападки в школе или детском саду не прекращаются, и унизительные слова, побои и другие издевательства приобретают постоянный характер, то имеет смысл задуматься о том, чтобы сменить образовательное учреждение (особенно в случае, когда не помогают беседы с классным руководителем и директором). Такое положение вещей негативно сказывается на психическом и физиологическом развитии ребёнка, на этом этапе обучения самозащите уже недостаточно, важно изъять сына или дочь из нездоровой среды.
  • Родители, которые учат детей решать споры кулаками, должны быть готовы к тому, что ребёнок не всегда сможет быть объективным и видящим ситуацию со всех сторон. Поэтому такие призывы желательно сопровождать напоминаниями о возможных последствиях.

Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.

(Visited 11 669 time, 8 visit today)

Перед ЕГЭ многие родители хотят помочь своим детям, подбодрить их и успокоить. Но часто вместо желаемого результата добиваются обратного эффекта. Стресс у ребёнка зашкаливает, а экзамены превращаются в настоящую пытку. Чего не стоит говорить своему чаду, а какие слова действительно смогут успокоить школьника, АиФ.ru рассказала психолог Мария Меркулова.

Ошибка 1. Не принуждайте ребёнка проводить за подготовкой к экзаменам много часов без общения с друзьями, прогулок, занимаясь однообразной работой . Часто родители объясняют подобное поведение тем, что ребёнку нужно сосредоточиться, не отвлекаясь ни на что другое. Но это мнение ошибочно. Время подготовки к экзамену должно быть постоянным, это организует и заставляет воспринимать учёбу как важное и обязательное дело. Фиксированное время вырабатывает предрасположенность к умственной работе и, таким образом, определённую установку на успешную сдачу экзамена. Через 1-1,5 часа нужно обязательно устраивать перерыв на 15-20 минут. А вечером позвольте погулять с друзьями, подышать свежим воздухом, переключиться на другой вид деятельности. Накануне экзамена дайте ребёнку отдохнуть, расслабиться, заняться чем-то приятным.

Ошибка 2. Не игнорируйте жалобы ребёнка на бессонницу, головные боли, головокружения, тошноту. Вы можете заметить, что ребенок чаще, чем обычно, ходит в туалет. Могут возникнуть повышенная температура, желудочно-кишечные расстройства. Чрезмерная перегруженность учёбой заканчивается усталостью, физическим и моральным истощением. Мариэн Франкенхаузер и её коллеги обнаружили, что перегруженность и противоречащие друг другу требования приводят к замедлению процессов релаксации, что может представлять угрозу для здоровья вашего ребёнка. Не отвергайте жалобы подростка. Попытайтесь создать доверительные отношения. В их основе должны лежать безусловное уважение, признание того беспокойства, которое испытывает школьник в связи с экзаменами.

Ошибка 3. Не стоит пугать ребёнка экзаменами и их последствиями в том случае, если результат будет хуже, чем вы ожидаете. Часто это происходит по причине того, что родители сами боятся плохого исхода больше, чем ребёнок, и проецируют на него собственные страхи. Объясняя важность хороших результатов, подталкивая ребёнка быть внимательным, ответственным, они пытаются успокоить себя. Но для ученика все эти разговоры могут иметь обратный эффект. Ребёнок снова и снова переживает страх. Повторные переживания страхов могут приводить к нарушению общего состояния, особенно к расстройствам сна и аппетита.

Ошибка 4. Не стоит пессимистично оценивать предстоящие результаты. Ты всё равно не напишешь хорошо! Ваш тревожный ребёнок уже воспринимает предстоящий экзамен как непосредственную угрозу для себя. У детей, страдающих врождённой или приобретённой нервозностью, повышена готовность к переживанию страхов. Когда вы говорите, что не ждёте от ребёнка ничего хорошего, ему не на что опереться в этой трудной ситуации. Не имея стимула и поддержки, он опускает руки и, конечно, не может достойно проявить себя на экзаменационных испытаниях.

Ошибка 5. Не критикуйте подростка за то, что он что-то упустил в учебной программе в течение года, плохо старался и т.д. Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков организовать себя перед экзаменами. Если их нет, то их надо вырабатывать, вместо того, чтобы читать нотации. Прямая или косвенная критика в данной ситуации уже не поможет, а только повысит тревогу школьника. Любой намёк на неодобрение действий подростка может спровоцировать у него сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для обсуждения всех сторон возникшей ситуации, вызовет отторжение от учёбы и экзамена. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление.

Ошибка 6. Не оставляйте ребёнка наедине со своими трудностями. «Экзамены — это твоя работа, вот сам с ней и разбирайся». В этом случае может возникнуть полная потеря контакта и взаимного доверия. В основе общения с ребёнком должен лежать принцип диалога. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с целью изучить данную ситуацию, связанную с экзаменами, и совместно разрешить её положительно. Обсудите вместе правила и режим, по которым вы будете жить эти дни перед экзаменами. Они обеспечат безопасность вашего ребёнка, сделают его более спокойным.

Ошибка 7. Не сравнивайте ребёнка со старшим братом или сестрой, которые уже сдали экзамен год или два назад на «отлично» . Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного давления на подростка (кстати, это может также касаться и сверстников, одноклассников). Сравнение с более успешными не улучшит самочувствие вашего ребёнка и не повысит его результаты. Объясняйте ребёнку его прошлые неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. Лучше вспомните его прошлые достижения и спросите, что помогло ему тогда добиться успеха. Убедительно похвалите его за хорошие прошлые показатели. Напомните подростку, что тогда он справился, значит, сможет справиться и теперь. Успех вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика — сознание того, что у него что-то получается.

Ошибка 8. Не критикуйте систему образования, само введение сдачи ГИА, ЕГЭ. Поддерживайте контакт со школой и интересуйтесь требованиями, предъявляемыми к ученикам. В противном случае в сознании ребёнка будет создан образ врага — учителя, школы (родители — хорошие, хвалят, а учителя плохие — ругают). Это может формировать отвращение к школе, нежелание учиться и сдавать экзамены.

Ошибка 9. Не ставьте перед ребенком недостижимых результатов. Стараясь поднять его боевой дух, не стоит говорить: «Я верю, что ты сдашь на 100 баллов», «Ты справишься лучше всех» и т.д. Если ваш подросток никогда и не был отличником, он просто не поверит вам. А если ребёнок отличник, то такими сверхожиданиями вы ещё больше увеличите его тревогу. Лучше давайте установку, чтобы сделать спокойно всё, что в его силах.

Ошибка 10. Не говорите фразу «Всё будет хорошо!». В состоянии стресса и тревоги она может вызывать раздражение. Лучше говорить: «Ты справишься», «У тебя получится». Экзамен — это не конец, а начало нового, взрослого пути.