Ультразвуковое скрининговое исследование. Скрининговое исследование при беременности

Скрининг (медицина)

Цель скрининга - по возможности раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности . Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга - возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности .

Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).

В СССР и в государствах постсоветского пространства для обозначения скрининга также используется термин диспансеризация . С 2013 года диспансеризация всего населения Российской Федерации войдет в систему обязательного медицинского страхования .

Примеры скрининговых методов

Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

  • Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;
  • Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;
  • Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;
  • Дерматологический осмотр для исключения меланомы .

Медицинское оборудование для скрининга

Медицинское оборудование для скрининга зачастую отличается от оборудования, применяемого в клинической диагностике. Целью скрининга является лишь обнаружение/исключение заболеваний у клинически бессимптомных лиц, в отличие от обследования заведомо больных, направленного на оценку характера и выраженности патологического процесса. В связи с этим, оборудование для скрининга может быть менее точным, чем диагностическое.

Преимущества и недостатки скрининга

Скрининг имеет как преимущества, так и недостатки; решение о необходимости скрининга принимается путём взвешивания этих факторов.

Преимущества

Скрининг позволяет выявлять заболевания в их ранних, бессимптомных стадиях, на которых лечение более эффективно.

Недостатки

Как и любые другие медицинские исследования, скрининговые методы не являются совершенными. Результаты скрининга могут быть как ложно-положительными, указывая на наличие в действительности отсутствующей болезни, так и ложно-отрицательными, не обнаруживая существующую болезнь.

  • Скрининг требует затрат на медицинские ресурсы на фоне того, что большиинство обследованных лиц оказываются здоровыми;
  • Наличие нежелательных эффектов скрининга (тревога , дискомфорт, воздействие ионизирующего излучения или химических агентов);
  • Стресс и тревога, вызванные ложно-положительным результатом скрининга;
  • Ненужные дополнительные исследования и лечение лиц с ложно-положительным результатом;
  • Психологический дискомфорт, обусловленный более ранним знанием о собственном заболевании, особенно в случае невозможности излечения;
  • Ложное чувство безопасности, вызванное ложно-отрицательным результатом, которое может отсрочить постановку диагноза.

Принципы скрининга

Целесообразность введения скрининга населения связана с рядом вопросов, обозначеных выше. Хотя проведение некоторых скрининговых тестов не выгодно, в целом массовые скрининговые обследования обеспечивают повышение уровня здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения в 1968 году разработала руководство по принципам скрининга, до сих пор не утратившее актуальность . Основные положения:

  1. Заболевание должно представлять важную медицинскую проблему
  2. Должно существовать лечение заболевания
  3. Возможности диагностики и лечения заболевания должны быть доступны
  4. Заболевание должно иметь скрытый период
  5. Для заболевания должен существовать метод исследования
  6. Метод исследования должен быть приемлем для использования в популяции
  7. Необходимо адекватно понимать естественное течение болезни
  8. Должна существовать согласованная политика в необходимости лечения
  9. Экономические расходы на выявление случаев заболевания должны быть сбалансированы с общим объёмом расходов
  10. Скрининг должен осуществляться непрерывно, а не «раз и навсегда»

Примечания

Ссылки

  • Великий и ужасный скрининг, или Как работает дородовая сортировка Статья в журнале «ВАШ Гинеколог» № 8/2010

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скрининг (медицина)" в других словарях:

    - (от англ. screening «отбор, сортировка») может означать: Скрининг (медицина) система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания; Пренатальный скрининг Скрининг… … Википедия

    МКБ 10 O … Википедия

    Порция мочи доставлена для исследования Анализ мочи по Сулковичу (Проба Сулковича) качественный анализ содержания кальция в моче (уровня … Википедия

    - … Википедия

    МКБ 10 E84.84. МКБ 9 277.0277.0 OMIM … Википедия

    Беременность биологическое состояние самок животных, характерное для млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки. Период беременности завершается родами … Википедия

    Ребёнок 1,5 месяца (6 недель) … Википедия

    Участие в проекте добровольных вычислений с помощью клиента BOINC … Википедия

    Мозжечка МКБ 1 … Википедия

    Нестеренко Владимир Георгиевич Место рождения: Днепропетровск, Украина Научная сфера: иммунология Место работы: ФГБУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Минздравсоцразвития РФ Нестеренко Владимир Георгиевич доктор медицинских … Википедия

Сегодня современная медицина шагнула уже далеко вперед и может справиться со многими заболеваниями, в том числе и смертельно опасными. Однако есть одно непременное условие – обнаружить патологию медики должны на ранней стадии развития. А это значит, что человек сам должен быть заинтересован в регулярных осмотрах. Ведь не зря же говорят: «Предупрежден – значит вооружен!».

В Казахстане пройти скрининговые исследования может каждый, причем совершенно бесплатно. О том, что такое скрининговые исследования и в каком возрасте их надо проходить, мы попросили рассказать заведующую отделением профилактики и социально-психологической помощи городской поликлиники №5 Наталью Клевцову.

– Наталья Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что такое скрининговое исследование.

– Это исследования, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях, а также выявление факторов риска, способствующих возникновению заболеваний. Для того чтобы обеспечить своевременную диагностику наиболее распространенных болезней, в нашей стране и были введены обязательные скрининговые исследования, которые проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

– С какого возраста начинают проводить скрининги?

– Обследования ведутся в нескольких направлениях: болезни системы кровообращения, сахарный диабет, глаукома, колоректальный рак*, рак молочной железы, рак шейки матки, гепатит С. Например, на уровень холестерина мы проверяем начиная уже с 25 лет, на рак молочной железы – с 50 до 60 лет. Скрининговыех осмотры взрослого населения проводятся поэтапно – на первом этапе формируется целевая группа населения, затем пациентов приглашают на обследование участковые медицинские сестры, а также мы передаем письма первым руководителям тех предприятий, где работают люди, нуждающиеся в прохождении скрининга. Из-за занятости некоторые не могут прийти на обследование, и для удобства этих людей скрининговый кабинет работает в нашей поликлинике и в субботу.

ЭТО ВАЖНО!

Скринингу подлежат следующие возрастные группы
Мужчины и женщины в возрасте 25, 30, 35, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет:
– определение уровня холестерина и глюкозы в крови;
– электрокардиография (по показаниям);
– осмотр кардиолога и эндокринолога (по показаниям).
Мужчины и женщины в возрасте 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70 лет:
– измерение внутриглазного давления.
Женщины в возрасте 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60 лет:
– цитологическое исследование мазка из шейки матки для исключения патологических изменений;
– осмотр акушера-гинеколога, кольпоскопия (по показаниям).
Женщины в возрасте 50, 52, 54, 56, 58, 60 лет:
– рентгенологическое исследование молочных желез;
– осмотр маммолога, онколога (по показаниям).
Мужчины и женщины в возрасте 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70 лет:
– тестирование кала на скрытую кровь на раннее выявление заболеваний толстой кишки;
– эндоскопическое исследование толстой кишки (колоноскопия) (по показаниям).
Мужчины в возрасте 50, 54, 58, 62, 66 лет:
– эндоскопическое исследование пищевода и желудка (эзофагогастроскопия);
– осмотр гастроэнтеролога, онколога (по показаниям).
Мужчины и женщины с выявленным гепатитом С:
– исследование крови на альфа-фотопротеин;
– ультразвуковое исследование печени.

– Если при проведении обследования у человека выявлено заболевание, что происходит дальше?

– Если наше обследование говорит о подозрении на какой-либо вид рака, пациент приглашается к районному онкологу, далее назначается дополнительное обследование уже в областном онкологическом центре. Если врач по скринингу выявляет патологию в системе кровообращения, то пациент направляется для дальнейшего обследования у кардиолога. После постановки клинического диагноза пациент будет взят на диспансерный учет участковым терапевтом.

– Сколько времени занимают скрининговые исследования?

– Многие думают, что придется долго стоять в очереди, но это совсем не так. Технология обследования отработана. Человек приходит в поликлинику, и его первым делом принимает врач-терапевт по скринингу, который проводит опрос и дает направление на доврачебный осмотр, в ходе которого берутся анализы на холестерин, сахар в крови, определяется внутриглазное давление с целью выявления глаукомы. Все это делается в одном кабинете и занимает всего несколько минут. Для анализа на колоректальный рак используется гемокульт-тест – это иммунохроматографическое исследование кала на скрытую кровь, он выдается пациенту с подробной инструкцией по его применению, гемокульт-тест может проводить сам пациент в домашних условиях. Этот экспресс-метод позволяет получить результат в течение 3-5 минут, без участия медицинского работника. Так что времени это занимает не много. Поэтому, думаю, стоит потратить немного времени на свое здоровье. Когда мы приглашаем на скрининг, некоторые говорят: «Я абсолютно здоров! Что мне у вас там делать?!» Здоровый человек – это замечательно, и мы, врачи, этому только рады. Но дело в том, что нередки случаи скрытого заболевания, о котором человек может не догадываться годами. А когда уже обращается к нам, бывает слишком поздно. А скрининги – хороший способ оградить себя от серьезных осложнений. У нас были случаи выявления и наследственных заболеваний, о которых пациент не знал. Теперь же, имея информацию, мы можем регулярно отслеживать состояние его здоровья. И почему бы не воспользоваться скринингами, тем более что они абсолютно бесплатные. Ведь такие обследования в клиниках вам обойдутся в круглую сумму.

– Наталья Геннадьевна, большое спасибо за интересную беседу!

Остается только добавить: «Берегите свое здоровье! Идите в поликлинику!»

Татьяна БУРДЕЛЬ

* Колоректальный рак – злокачественное новообразование толстого кишечника.

24.11.2017 Екатерина Смольникова

Скрининговое обследование: что это такое и с какой целью его производят? Этот вопрос люди задают часто. Многие слышали о понятии скрининга и считают его необходимым для будущих матерей. Этот вид проверки еще применяют детям, а иногда и мужчинам. Понять суть проверки можно через изучение процедуры и видов скрининга.

Что означает скрининг?

Под скринингом понимают медицинскую проверку людей, которые не жалуются на здоровье, целью является выявление заболеваний. Подобное обследование проводится в большинстве бюджетных учреждений, причем в большинстве случаев бесплатно. Для прохождения скринингового обследования нужно быть прикрепленным к поликлинике.

Этот метод проверки позволяет обнаружить патологии на начальном этапе и повышает вероятность предотвращения болезни.

Исследование позволяет выявить такие болезни как:

  • у мужчин, а также женщин;
  • глаукому;
  • новообразования;
  • патологии кровеносной системы;
  • гепатит.

Это лишь основные направления, которые выявляют скрининговые исследования. Существует еще ряд других заболеваний, которые также выявляются этим методом.

Существует массовая скрининговая проверка и выборочная. Обычно выборочное обследование касается только одной семьи или группы людей, где существует риск заражения тем или иным заболеванием.

Этот вид исследования выявляет наличие болезни на той стадии, когда симптомы еще не дают о себе знать.

Скрининговое обследование во время беременности

Если проверка здоровья населения это новая программа и проходят ее только желающие, то для будущих мам, выявить наличие патологий крайне важно. Многие беременные с сомнениями относятся к скрининговому обследованию, не зная, что это такое и как к нему подготовиться.

В комплексную проверку входят обследования на аппарате ультразвуковой диагностики и на кровь. На их основе выявляют длину плода, срок от зачатия до обследования и наличие отклонений у малыша.

Одной из важных составляющих скринингового наблюдения является первая проверка в начале беременности.

Первый скрининг: что это?

Первая проверка важна для будущей матери, поскольку подтверждает наличие беременности. В этот период врачи стараются выявить отклонения следующего характера:

  1. Проверка длины носа, поскольку у тех детей, которые развиваются с отклонениями, кости формируются позже.
  2. Проверка желчного мешочка и количества сердечных сокращений. Это указывает на жизнеспособность ребенка.
  3. Под контролем держат состояние шейной складки, которая часто указывает на отклонения в развитии.
  4. Состояние кровотока, подходящего к плоду.
  5. Размер головы также важен для постановки диагноза.
  6. Проверка срока беременности в соответствии с таблицей.

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как "подготовительный" к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика "по обращению", которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.


Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированыв основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения

Принципы ППД.

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов

Принцип беспристрастности . Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

Отношение к ситуации обследования и заданиям;

Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

Продуктивное использование помощи взрослого;

Умение выполнять задание по аналогии;

Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

Скрининг заключается в систематическом, охватывающем все население, применении какого-либо метода исследования у лиц без симптомов заболевания, но имеющих достаточно высокий риск его развития, с целью формирования группы для дальнейшего обследования или целенаправленной профилактики. Другими словами, скрининг - это применение диагностических методов у лиц без симптомов заболевания с целью разделить их на две группы: те, кому поможет раннее вмешательство, и те, кому нет.

Что включает в себя эффективная программа скрининга?

Критерии применимости программы скрининга

Заболевание

  • Заболевание должно представлять важную медицинскую проблему.
  • Должно быть изучено естественное течение заболевания (в том числе от бессимптомной до клинически выраженной формы).
  • Заболевание должно иметь скрытую, но распознаваемую или клинически проявляющуюся раннюю стадию.

Метод скрининга

  • Должен быть наиболее подходящий метод обследования, обладающий достаточной специфичностью и чувствительностью.
  • Скрининг должен проводиться непрерывно.
  • Методы обследования в ходе скрининга должны быть приемлемы для группы людей, в которой планируется его применение.

Последующие вмешательства

  • Должны быть созданы все условия для диагностики и лечения заболеваний.
  • Должен использоваться признанный эффективный метод лечения заболеваний.
  • Должны использоваться общепринятые протоколы, в которых указано, кого необходимо лечить.

Стоимость

  • Стоимость проведения скрининга (включая диагностику и лечение выявленных случаев заболевания) должна уравновешиваться общими расходами на лечение.

Наиболее важный принцип любой скрининговой программы состоит в том, что для снижения заболеваемости и смертности раннее выявление должно проводиться с целью наиболее раннего вмешательства. Если не удается добиться улучшения исходов, смысл проведения скрининга теряется. Ранняя диагностика сама по себе не служит основанием для проведения скрининга, т.к. единственным обоснованием для программы скрининга служит ранняя постановка диагноза, ведущая к эффективному улучшению исхода.

Принципы

Рандомизированные исследования целесообразности скрининга населения убедительно доказали, что раннее выявление рака повышает шансы больного на излечение. Это стало основанием для широкой пропаганды, направленной на повышение осведомленности населения о раке, чтобы побудить лиц, выявивших у себя подозрительные симптомы, своевременно обратиться к врачу. Тем не менее, пока нет достоверных данных о том, что стратегия раннего обращения за медицинской помощью повысила выживаемость онкологических больных.

Скрининг представляет собой массовое обследование лиц, не предъявляющих-жалоб, для выявления опухоли, еще не проявляющейся клинически. Для эффективности скрининга необходимо, чтобы заболевание отвечало определенным критериям, были подобраны скрининговые исследования и составлена программа скрининга.

Критерии

  • Заболевание можно диагностировать на ранней стадии.
  • Лечение заболевания на ранней стадии более эффективно, чем на поздних стадиях.
  • Заболевание довольно распространено в исследуемой группе населения, чтобы проведение скрининга было оправдано.

Скрининговые исследования должны отвечать таким требованиям, как:

  • чувствительность и специфичность;
  • необременительность;
  • безопасность;
  • относительная дешевизна.

Программа

  • Наличие необходимого оборудования для уточнения диагноза при положительном результате скрининговых исследований.
  • Возможность квалифицированного лечения тех, у кого выявлено заболевание.
  • Повторение скрининговых исследований через определенные промежутки времени, если заболевание начинается исподволь.
  • Польза от обследования должна перевешивать причиняемые им физические и психологические неудобства.
  • Польза от обследования должна оправдывать материальные затраты.

Важно, чтобы результаты лечения заболевания на ранней стадии были лучше, чем на поздних стадиях. Судить об эффективности скрининговой программы, сравнивая исход заболевания, выявленного при скрининге и на клинической стадии, некорректно, так как следующие три фактора делают такое сравнение неадекватным (в пользу скринингового исследования).

  • Интервал опережения . При раннем выявлении заболевания путем скрининга период времени от момента постановки диагноза до наступления смерти удлиняется независимо от того, изменило лечение естественное течение болезни или нет. Если больной умирает от рака в том же возрасте, в каком смерть наступила бы и без проведения скрининга, то скрининг бесполезен. Проведение скрининга целесообразно лишь в том случае, если выживаемость пациентов, прошедших скрининг, выше, чем у тех, кто его не проходил.
  • Различие в злокачественном потенциале опухолей . При скрининге шансов выявить медленно растущие опухоли больше, чем опухоли, отличающиеся быстрым ростом и чаще проявляющиеся клинически до того, как выполняют скрининговое исследование, или в промежутке между скрининговыми исследованиями. Таким образом, опухоли, выявляемые путем скрининга, характеризуются меньшим злокачественным потенциалом и относительно более благоприятным прогнозом.
  • Отклонение выборки . Этот фактор обусловлен особенностями пациентов, соглашающихся пройти скрининг. В отличие от лиц, отказывающихся от участия в скрининге или игнорирующих его, им часто присущ ряд признаков, сопутствующих здоровью, поэтому независимо от течения опухолевого процесса они живут дольше.

Скрининг

При проведении скрининга важно наметить выборку, чтобы не выполнять бесполезные исследования лицам с низким онкологическим риском. Так, при скрининге с целью выявления распространенных злокачественных опухолей, частота которых повышается с возрастом, в исследуемую группу включают лиц такого возраста, в котором данную опухоль встречают довольно часто и когда возможно проведение радикального лечения.

О риске злокачественной опухоли можно судить и по другим факторам. Большое значение в этом плане имеет семейный анамнез, особенно если учесть появившиеся сейчас возможности выявлять специфические генные мутации, исследуя кровь пациента. Знание этих мутаций позволяет подвергать скринингу близких родственников пациента. В качестве примеров можно привести мутации гена АРС при семейном аденоматозном полипозе толстой кишки, мутации в генах, участвующих в репарации неспаренных нуклеотидов ДНК, при наследственном раке толстой кишки без полипоза и мутации в генах BRCA1 и BRCA2 при семейной форме рака молочной железы и рака яичника.

Скрининговое исследование должно быть необременительным, безопасным и приемлемым для пациентов. Оно должно быть также чувствительным и специфичным. Чувствительность характеризует долю пациентов с данным заболеванием, у которых исследование дало положительный результат, а специфичность - долю здоровых пациентов, у которых исследование дало отрицательный результат.

Скрининговая программа

После утверждения скрининговой программы важно обеспечить необходимое диагностическое оборудование, а также возможности лечения, чтобы свести к минимуму частоту осложнений и летальность.

Следует помнить также, что скрининг может причинить психологическую травму пациенту, что в совокупности с соматическими осложнениями, связанными с исследованием и лечением, составляет часть издержек скрининга. Польза от раннего выявления рака должна перевешивать эти издержки, и обществу предстоит решить, оправдывает ли достигаемый эффект затрачиваемые средства.

Рандомизированные исследования при раке молочной железы и толстой кишки показали, что в обоих случаях скрининг позволяет достоверно снизить летальность. При раке молочной железы в качестве скринингового исследования была выбрана маммография, ее информативность значительно зависела не только от качества снимков, но и от их интерпретации. При раке толстой кишки скрининговое исследование заключалось в анализе кала на скрытую кровь с последующей колоноскопией, если результат анализа был положительным.

Скрининговая программа для раннего выявления рака молочной железы предусматривала выполнение маммографии каждые 3 года, начиная с 1986 г., женщинам в возрасте от 50 до 64 лет. Верхняя граница возраста к 2007 г. будет изменена до 70 лет.

В скрининг для раннего выявления рака шейки матки, проведенный в Великобритании семейными врачами, были включены женщины в возрасте от 21 года, живущие половой жизнью. Исследовали мазки с шейки матки. Несмотря на то что исследование не было контролируемым, снижение летальности от рака шейки матки в значительной степени связывают со скринингом. В Великобритании скрининговое исследование мазков с шейки матки выполняют каждые 1-3 года.

Скрининг для раннего выявления рака толстой кишки

В 2005 г. после нескольких исследований, подтвердивших целесообразность скрининга для профилактики и лечения рака толстой кишки, правительство Великобритании поддержало программу его проведения. Однако потребуются время, материальные и людские ресурсы для массового выполнения колоноскопии, предусмотренной этой программой. Расчеты показали, что программа обойдется в 20 000 фунтов стерлингов на каждый год спасенной жизни.

Разрабатывают новые неинвазивные методы исследования с использованием КТ, например виртуальная колоноскопия. В опытных руках они позволяют выявить опухоли размером не более 5 мм. Однако эти методы пока малодоступны. Через 5-10 лет их, по-видимому, уже можно будет применять при скрининговых исследованиях.