Бредовые страхи. Презентация "синдром детских патологических страхов" презентация на тему

ТЕМА 6

СИНДРОМЫ СТРАХОВ: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Понятие про синдромы страхов, их виды.

2. Школьная фобия как проявление страха разлуки.

3. Формы уклонения от школы и критерии их различения.

4. Причины возникновения школьной фобии.

5. Особенности терапии школьной фобии.

Понятие про синдромы страхов, их виды

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака : необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выражен­ное избегающее поведение.

Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованно­го, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй - неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, од­нако, не привело к более четкой классификации состояний страха. Часто это даже не­возможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи, вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фо­бии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи (приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхи єто не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях , которые могут быть выражены в разной степени.

1.На уровне переживаний. Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2.На уровне поведения . Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, те­лефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3.На физиологическом уровне. Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Разделение на эти три уровня имеет большое значение, как для диагно­стики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, ко­гда состояние страха носит патологический характер и когда его еще мож­но отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степе­ни могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, 1969; Remschmidt, 1973, 1978):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызываю­щих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возни­кает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоле­ния страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жиз­ни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изме­нением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возрас­та (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt, 1973).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (напри­мер, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребен­ком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвер­жены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетли­выми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубер­татном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специ­фическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

Следует различать четыре группы синдромов страха, ко­торые выделяются и в современных классификационных схемах. Это сле­дующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ран­ний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синдром детских патологических страхов Подготовила: Дербилова А.В.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.

Если о многих детских проблемах можно сказать, что ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается его фантазия и расширяется познание о Вселенной, тем больше он осознает опасности, подстерегающие его на каждом шагу. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов. Это заставляет задуматься…

В то же время не следует думать, что если ребенок совсем ничего не боится, - то это очень хорошо. Поведение ребенка, способного на «запредельное» бесстрашие, вызывает у родителей еще большее опасение за судьбу сына или дочери. В этом смысле боязливый (точнее осторожный!) ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Но беда в том, что грань между нормальным, «охранным» страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими - вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодолимый детский страх. А под час страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины.

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6-7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и появлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Бухановский А.О. выделил пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

Навязчивые страхи - возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтофобия) и т.п. Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы. Встречаются в рамках невротичесих расстройств, реже - при шизофрении.

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями. Встречаются при шизофрении, реже при психогенных расстройствах.

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна. При этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них - выражение страха, ужаса. Обычно утром наблюдается амнезия - дети ничего о приступах ночного страха не помнят. Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

Недифференцированные страхи - беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

Как возникают детские страхи? Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.

Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение. Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.

Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.

Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, - это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.

Рассмотрим некоторые виды страхов: Страх смерти Обычно он появляется у детей лет в шесть и не является отклонением. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, - это бывает для него серьезным потрясением. На некоторых детей это открытие производит тяжелое впечатление и долго еще не дает им покоя. Родителям стоит проанализировать свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях своих и детских, на разговорах о тяжелой и опасной жизни? Детям до девяти-десяти лет (особенно нервным и ранимым) лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Последствия таких психических травм порой аукаются через много лет. Это не означает, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Напротив, следует. Ведь такие разговоры выступают, как косвенное доказательство «жизни после смерти» (если человека вспоминают, он не покинул нас окончательно, а продолжает жить в наших сердцах).

Страх социальных потрясений Увы, в наше время такие страхи, в основе которых лежит все тот же страх смерти, становятся все более обоснованными. Поэтому взрослым надо постараться не повышать у ребенка чувство тревожности: не смотреть при нем новости, в которых то и дело рассказывают про катастрофы, войны, насилие, убийства и т.д. Родители могут отчасти помочь преодолеть эти страхи, если скажут: «Да, угроза существует, но это не обязательно должно случиться. Тот, кто соблюдает осторожность, - не попадает в опасные ситуации». И, конечно же, вы должны обучать ребенка тем элементарным мерам предосторожности, которые помогут избежать насилия, не запугивая и не нагнетая страха.

Страх наказания Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх - не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ Возраст: 0 – 6 месяцев; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки. Возраст 7 – 12 месяцев; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией. Возраст 1 – 2 года; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями. Возраст 2 – 2,5 года; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.). Возраст 2 – 3 года; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, умывальник и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников. Возраст 6 – 7 лет; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночества (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие. Возраст 7 – 8 лет; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе. Возраст 8 – 9 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря. Возраст 9 – 11 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.) Возраст 11 – 13 лет; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Как же помочь маленькому трусишке? Среди способов и приемов, направленных на преодоление детских страхов, в последние годы в нашу педагогику и психотерапию все более активно проникают игровые методы. В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. При проигрывании ситуаций страхов, которые тревожат ребенка, он освобождается от заблокированных негативных переживаний - в этом и состоит психотерапевтический эффект. Очень полезно, чтобы в играх, направленных на преодоление детских страхов, реальность сочеталась с вымыслом, причем с упором на положительные модели поведения. Игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность. Только не превращайте игру в унылую обязанность (не настаивайте на игре, если ребенок не хочет). Пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Поскольку страхи бывают самые разные, то, естественно, и тактика родительских действий тоже должна быть разной. Предлагайте ребенку различные варианты игр, в которых он будет «проигрывать» и преодолевать свои страхи.

Более подробно вы можете ознакомиться с различными играми в книге А.И. Захарова: «Как помочь нашим детям избавиться от страха?»

Пробуйте – и вы убедитесь, что игрой можно достичь гораздо большего, чем нравоучениями.


Что такое страх для взрослого человека, почему он возникает и чем может быть опасен. Причины и разновидности фобий, влияние их на жизнь. Как побороть свой страх.

Влияние страхов и фобий на жизнь


Сам по себе страх у взрослых - нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг.

Вместе с тем страх - это один из симптомов тревожно-депрессивных и панических расстройств, разных фобий. Эти нозологии представляют собой патологические реакции на причинные факторы и способны значительным образом влиять на качество жизни человека. Когда страхи устойчивы, человек ограничивает из-за них свою жизнь, отказывается от многих возможностей.

Невротический страх, который находит привязку во времени, к ситуации или предмету, обретает форму фобии. Она может постоянно заставлять человека ощущать симптомы страха, или это может выражаться в виде приступов. Независимо от этого, фобия значительно ухудшает нормальный режим жизни человека, влияет на рабочие взаимоотношения, понимание в семье.

Мир человека со страхом значительно сужается и ограничивается. Обыватель сам ставит рамки, запрещая себе что-либо. Например, страх выйти на улицу (агорафобия), ездить в лифте (клаустрофобия), находиться на высоте (акрофобия) и другие фобии значительно ограничивают возможности людей.

Не привязанный к конкретной ситуации страх представляет собой постоянное ощущение тревоги. Человек находится в ожидании неминуемой опасности все время. Естественно, что при таком раскладе о качестве жизни и говорить не стоит, так как жизнь находится полностью во власти тревожных ощущений.

Основные причины страхов у взрослых


В современном мире рассматривается мультифакторная теория происхождения страхов. Это значит, что несколько причин могут сообща вызывать формирование той или иной фобии. Не исключается и возникновение подобных расстройств только из-за одной причины, но это бывает значительно реже.

Причины страхов у взрослых могут быть такими:

  • Органическая патология . Разного рода травмы, инфекции и повреждения головного мозга, которые привели к изменению его структуры и видимые на томографических снимках, могут вызвать формирование фобии у человека.
  • Генетический фактор . Страхи, несомненно, передаются по наследству. Это было неоднократно доказано исследователями в этой области. Если в роду наблюдались характерные неврозы страха, значит, у младшего поколения есть склонность к развитию фобий, как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Мощный стрессовый фактор . Однократная ситуация, которая имела значительное влияние на человека, может спровоцировать формирование страха. Длительные стрессы, которые сопровождались страхом, тоже могут привести к формированию стойкого расстройства.
Модели формирования страха или фобии отличаются в зависимости от течения психического заболевания, которое объясняет этот процесс. Если рассматривать нейрофизиологическую модель, следует указать, что причиной развития страха является возбуждение некоторых нейронных центров в головном мозге. Затем активируется ретикулярная формация, которая передает волокнами информацию коре головного мозга.

Любая мотивация организма в порядке очереди удовлетворяется корой головного мозга. Страх же способен блокировать эту очередность. Он становится единственным переживанием человека, полностью охватывая сознание. В таких случаях описывается ступор или наоборот паническая реакция.

Саму стрессовую реакцию способны вызывать колебания гормонов в крови. Выброс катехоламинов провоцирует соматическую реакцию на стресс в виде страха. Непосредственно при воспоминании или наличии стрессового фактора гипоталамус выбрасывает в кровь гормон кортикотропин. Он способствует активации надпочечников, выбросу норадреналина и адреналина. Эти гормоны могут сужать сосуды, повышать уровень артериального давления, вызывать дрожь конечностей.

Признаки развития страхов и фобий


Психическая и физическая составляющая синдрома страха у взрослых вместе дают довольно подробную картину. Чего бы ни боялся человек, эти признаки похожи между собой. Самыми схожими считают физические проявления, их нельзя контролировать, и они возникают вне зависимости от желания человека.

Физические или соматические признаки страха:

  1. учащенное сердцебиение;
  2. комок в горле или сухость;
  3. постоянное двигательное беспокойство;
  4. кожа покрыта холодным потом;
  5. дрожь;
  6. частые позывы к мочеиспусканию;
  7. диарея.
Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы.

Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический (нет видимой причины), симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно.

В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем. Например, страх перед выступлениями на публике проявляется как при воспоминании, что предстоит выйти на сцену, так и непосредственно перед выходом.

Во втором случае невротический страх не привязан к какому-либо месту или ситуации, но от этого он не легче. Такие люди испытывают постоянное ощущение опасности, живут в тревоге и ожидают неминуемого. Знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд называл это состояние «неврозом страха».

Также проявить себя страх может в разнообразных кратковременных реакциях. Чаще всего это панический синдром, который развивается за считанные секунды. На некоторое время человек принимает необратимость происходящего и неминуемый фатальный исход. Потере самоконтроля и чувству беспомощности на смену приходят мобилизация внутренних ресурсов и ускоренная двигательная реакция. Человек пытается как можно скорее оградить себя от возникшей ситуации, если она есть.

Вторым вариантом кратковременной реакции страха является аффективный ступор. Это эмоциональное притупление всех возможностей человека двигаться или предпринимать какие-либо действия из-за эмоциональной встряски. Проявляется это ощущением «ватных ног» и невозможностью пошевелиться.

Разновидности страхов и фобий у взрослых


В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
  • Экзистенциальный страх . Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
  • Социальный страх . Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха. К наиболее ярким примерам социальных фобий относят страх сцены, эрейтофобию, скоптофобию.
  • Биологический страх . Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека. Сюда относят все категории страха перед болезнями (ипохондрические фобии), те фобии, которые предусматривают боль, страдания или соматические повреждения. Примерами этой группы служат кардиофобии и канцерофобии.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды. Именно поэтому одна фобия может проявляться по-разному у разных людей.

Следует рассмотреть подробней несколько самых распространенных фобий, которые развиваются во взрослом возрасте:

  1. Страх перед открытым пространством (агорафобия) . Это довольно распространенная фобия, принцип которой лежит в патологической боязни открытых пространств и мест, где есть большое скопление народа. Это своеобразный защитный механизм, который позволяет пациенту отгородиться от возможных негативных последствий контакта с публикой. Проявления в случае пребывания в открытом пространстве чаще всего ограничиваются панической атакой.
  2. Страх перед закрытым пространством (клаустрофобия) . Это противоположная предыдущей фобия. Человек ощущает дискомфорт и даже невозможность дышать в закрытом помещении, выказываются и другие соматические проявления страха. Чаще всего симптомы обнаруживаются в маленьких помещениях, кабинках, примерочных, лифтах. Человек испытывает значительное облегчение, если просто открыть дверь. Страх включает саму перспективу быть запертым одному.
  3. Страх смерти (танатофобия) . Может касаться как самого человека, так и его знакомых и близких. Часто развивается у матерей, дети которых серьезно болеют или болели. Проявляется в навязчивой и неконтролируемой боязни внезапно умереть, даже если на это нет никаких причин. Может быть связан с религиозными убеждениями или просто боязнью неизвестности, которая не поддается контролю.
  4. Страх выступать на публике (глоссофобия) . Это расстройство довольно распространено среди взрослого населения. В большинстве случаев объясняется низкой самооценкой, страхом быть непонятым аудиторией и строгим воспитанием. Так снижается уверенность в себе, и человек панически боится выступить перед публикой.
  5. Страх покраснеть перед людьми (эритрофобия) . Это боязнь возникновения красных пятен на лице вследствие стрессовой ситуации. По своей сути, это замкнутый круг для человека, который стесняется и смущается при людях. Он боится покраснеть потому, что боится быть перед публикой, потому что боится покраснеть.
  6. Страх остаться одному (аутофобия) . Проявляется в патологической боязни человека остаться наедине с собой. Страх связан с боязнью вероятности совершения суицида. Следует сказать, что статистика показывает негативную динамику суицидов среди аутофобов. Проявляется беспокойством, потоотделением и приступами паники, если человека оставили одного в помещении.
  7. Боязнь заболевания сердца (кардиофобия) . Это патологическое состояние, которое предусматривает соматические проявления без наличия самого заболевания. Человек жалуется на неприятные ощущения в области сердца, сильное сердцебиение, тошноту. Часто эти симптомы способны мешать тому, чем он занимается, и воспринимаются врачами как болезнь сердца, но после необходимых обследований она не обнаруживается.
  8. Боязнь заболеть раком (канцерофобия) . Это панический страх заболеть злокачественными онкологическими нозологиями. По своей природе он тесно связан со страхом смерти и развивается вследствие стрессовой ситуации. Это может быть заболевание кого-то из близких, знакомых или же просто увиденные проявления рака на незнакомых людях. Огромную роль может сыграть наличие ипохондрической личности и присутствие пары косвенных симптомов.
  9. Страх испытать боль (алгофобия) . Основополагающий для многих других видов фобий, включая визиты к врачу и даже медицинские манипуляции. Человек под любым предлогом пытается избежать малейших проявлений физической боли, иногда злоупотребляет болеутоляющими. Проявляется беспокойством и опасениями касательно предстоящего испытания болевых ощущений.

Важно! Чувство страха сковывает человека и может привести к фатальным последствиям, как для себя, так и для окружающих.

Как побороть страхи у взрослого человека


Страхи могут быть составляющей гораздо большего синдрома или нозологии, которую может диагностировать только специалист. Именно поэтому при наличии симптомов страха следует обратиться к врачу. Болезнь, проявлением которой он выступает, может быть как из психиатрического регистра, так и из соматического.

Страхи часто входят в структуру шизофрении, тревожных и невротических расстройств, панических атак, ипохондрии, депрессии. Часто он наблюдается при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся стенокардией. Правильно поставленный диагноз будет диктовать тактику лечения. Именно поэтому только врач компетентен в вопросе, как лечить страхи у взрослых.

Каждому человеку, который боится чего-либо, нужно осознать, что страх - это далеко не навсегда. Существует множество приемов и методов психотерапии, которые смогут помочь с этой проблемой. Препятствием на пути к выздоровлению стоит человеческая реакция - стыд за свои фобии. Обычно в обществе не принято говорить о своих страхах, признание в ущербности и уязвимости задевает человека за живое. Но смело взглянув своим фобиям в лицо и приняв необходимые меры, можно избавиться от них раз и навсегда.

Одним из самых распространенных методов, как вылечить страхи у взрослых, является смирение. Никто не заставляет человека бороться со своими фобиями или отрицать их, убеждать в их несущественности - бесполезно. Поэтому психологи рекомендуют не стыдиться своих ощущений и параллельно делать то, что необходимо, даже если страшно. Человек, который осознает, что он боится (ведь такова его сущность), но все равно должен сделать что-то, легко преодолеет этот барьер со временем.

Например, страх выступлений на публике часто приводит в ужас тех, кто должен сейчас выйти на сцену. Человек, который уверенно решил избавиться от своей фобии, должен выйти вместе со своим страхом. Бояться и выступать одновременно - вот настоящее решение для этого случая.

Также хороший эффект лечения страхов у взрослых может дать визуализация достигаемого результата. Если фобия мешает добиться высокого роста карьеры или семейному благополучию, следует представить себе жизнь без нее, каково было бы не бояться. Затем преодолеть свои страхи будет гораздо легче, ведь зная, за что боретесь, легче сражаться.

Как побороть страх у взрослого - смотрите на видео:


Страхи человека - его защита до тех пор, пока они не перестают действовать во благо. Фиксируясь на негативных переживаниях, они способны рушить семьи, карьеры и даже жизни, поэтому так важно вовремя осознать патологичность своих фобий.

Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонителный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

· навязчивые страхи;

· страхи со сверхценным содержанием;

· недифференцированные, бессодержательные страхи;

· страхи бредового характера;

· ночные страхи.

1) Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т.п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

2) Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети бояться, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т.п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

3) Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.

4) Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении. (В.В. Ковалев).

5)Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня » и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987, Н.М. Жариков, 1989, В.Н. Мамцева, 1991, А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов .

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины .

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6 – 7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и проявлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

НАВЯЗЧИВЫЕ СТИРАХИ

Навязчивые страхи возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтрофобия) и т.п.

Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например, собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.

Встречаются в рамках невротических расстройств, реже - при шизофрении.

БРЕДОВЫЕ СТРАХИ

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями.

Встречаются при шизофрении, реже - как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.

НОЧНЫЕ СТРАХИ

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна в просоночном суженном сознании. пи этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них – выражение ужаса, страха. Обычно утром наблюдается амнезия – дети ничего о приступах ночного страха не помнят.

Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТРАХИ

Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

______________________________________________________________________________

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Возраст: 0 – 6 месяцев ; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

Возраст 7 – 12 месяцев ; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года ; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Возраст 2 – 2,5 года ; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года ; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет ; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет ; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет ; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Возраст 9 – 11 лет ; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 13 лет ; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.