Как научиться читать стихи: советы. Выразительное чтение – природный дар или приобретенное мастерство

Слово - это ценный инструмент в руках умелого хозяина. Словом можно развеселить человека. Словом можно его ранить. Главное, научиться владеть искусством говорения. В зависимости от того, как разговаривает человек, в ее собеседника складывается первое впечатление о нем. Тот, кто говорит правильно, четко, выразительно, эмоционально, может покорить мир. Умение вырабатывается у человека со временем. Его нужно развивать с детства.

Нелегкий труд у актеров. Навыки того, как выразительно читать стихи, они усвоили еще во время учебы. Теперь им приходится применять эти знания, чтобы заворожить ухо слушателя, донести до него всю суть сказанного. Но для взрослого, или для малого, дикламаторство - это труд, в первую очередь над самим собой.

Мир поэзии очень богат. В нем можно найти стихи на самые разные темы. Настроения этих лирических произведений также различаются между собой. Нужно выбрать то, что подходит вашей натуре. Возможно, это нежная мелодия любви, а может патриотическое произведение. Чтобы вникнуть в суть стихотворения, его нужно вдумчиво прочитать. Объяснение непонятных слов найдите в толковом словаре.

Партитура текста - это его художественная схема. Она поможет в воспроизведении интонации. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом. Укажите направление интонации: восходящее в начале строфы и нисходящее в конце предложения. Длительность пауз (короткая, длинная и очень длинная) определяется знаками препинания, их также отметьте одной, двумя или тремя косыми линиями.

Несколько раз потренируйтесь вслух. Попробуйте запомнить все интонационные моменты. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли. Контролируйте свои органы дыхания. Равномерно набирайте воздух, чтобы не возникало лишних пауз.

Чтобы прочитать стихотворения отлично, их следует выучить наизусть. Тогда вы будете думать об том, как читать стихи с выражением, а не об их содержании и порядке строк. Место талантливого чтеца - на сцене. Организуйте творческий вечер для ваших родных. Пусть они будут первыми оценщиками вашего таланта!

Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Имя поэта ничего для них не значит. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи… Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

Как объяснить ребенку, что выразительное чтение высокой поэзии — большая ответственность? Причина отсутствия правильного восприятия поэзии кроется в традициях воспитания, о которых мы часто забываем. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

Известно, что любовь к слову рождается в самом раннем возрасте. Ребенок с рождения слышит родную речь, познает красоту слова через потешки, песенки-пестушки, прибаутки. Годовалый малыш с удовольствием слушает детские народные стихи, учится подражать звукам, играть. В этом возрасте детям интересны следующие темы для выразительного чтения: поведение животных, жизнь птиц, красота окружающего мира, режимные мероприятия: умывание, купание, прием пищи…

К двум годам он повторяет простые стихи и правильно передает их интонацию. Ребенок вслушивается в простые стихи Бориса Заходера, Валентина Берестова, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Эммы Мошковской, осмысливает их, выражает свои чувства. Он воспринимает услышанное как нечто личное, близкое. От коротких стихов нужно постепенно переходить к длинным. Важно обращать внимание на чистоту звуков, произношение каждого слога, интонацию.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Любое стихотворение Б. Заходера доставляет ребенку радость и удивление. В стихотворении про ежа малыш задает вопрос от себя и отвечает от имени ежа тонким жалобным голосом.

— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Кислые стихи» — это работа над постановкой красивой образной речи, выражением эмоции мимикой и жестами.

Кислые стихи (Э. Мошковская)

Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасное кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

С двухлетнего возраста ребенок познает и большую поэзию, которая является отражением его мироощущения. Маленького ребенка завораживает волшебная мелодика, магическое сочетание звуков, красота слов в сказках и стихах А. С Пушкина. В произведениях А. С. Пушкина ребенок черпает удивительные образы («невидимка-луна», «румяная заря», «белка-затейница», «снег летучий», «гусей крикливых караван»…), которые в дальнейшем послужат пробуждению фантазии, обогащению внутреннего мира.

К. И. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти»:

«Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Маленькие дети с удовольствием повторяют за мамой любимые детские стихи. Стоит маме прочитать первую строчку, ребенок тотчас берет инициативу в свои руки и проговаривает стихотворение до конца. Процесс заучивания стихотворения не навязывается ребенку. Это игра в виде стихотворного общения с мамой, которая постоянно предлагает что-то новое, удивительное, красивое, понятное, родное. Так , речь ребенка. Мама эмоционально рассказывает ребенку стихи (на прогулке, во время купания, бодрствования…) ребенок с интересом слушает, удивляется, повторяет и радуется своим успехам.

Выразительное чтение приносит детям дошкольного и школьного возраста, взрослым эстетическое удовольствие. На самом деле процесс заучивания стихотворения — приятное занятие.

Стихи учатся легко благодаря присущему им ритму.

Весь процесс заучивания состоит из определенных этапов, которые соблюдаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Люди с хорошей памятью запоминают стихи сразу после нескольких прочтений.

Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность).

После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
Познакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.

Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения… Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.

Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?

Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.

Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей (блоков). Учите стихотворение по блокам (сначала первый блок, потом – второй и т. д.) Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.

Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.

Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: Правильное дыхание (техника обучения, используемая в ораторском искусстве). . Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.

Интонация и тембр — важнейшие инструменты выразительного чтения. Учитесь передавать чувства и эмоции автора тембром голоса. Стихотворение, где присутствует авторская речь, само указывает на интонацию (повышение или понижение голоса). Чтец должен пропустить текст через себя, чтобы донести его содержание до слушателя.

Мимика и жесты. Эти инструменты выразительного чтения помогают привлечь внимание слушателя, овладеть аудиторией. Переборщить с мимикой, построить гримасу – значит испортить впечатление слушателей от чтения. Мимика должна точно соответствовать эмоциям чтеца. «Играть лицом» и одновременно сосредотачиваться на голосе – сложно. Это настоящее актерское мастерство. Жесты чтеца не должны противоречить тексту. Размашистая и активная жестикуляция может полностью изменить суть стихотворения, превратить выступление в клоунаду.


В Интернете представлены видеозаписи актеров, читающих стихотворения известных поэтов. Однако чтение у всех совершенно разное. Прослушивание чужого прочтения – возможность найти золотую середину.

Красивое выразительное чтение – результат совместного труда детей и родителей. Я рассказала родителям о том, с чего начинается восприятие слова и как научить ребенка выразительно читать стихи для того, чтобы они вовремя открыли ребенку мир гармонии и красоты, мир поэзии.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, кто должен научить ребенка правильному восприятию поэзии?

Советую подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

Как найти свою вторую половинку: советы для женщин и мужчин

В какой позе лучше спать

В чем польза и вред бананов

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? УчиЭто расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл . Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне. Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить , где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением«разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом . Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением , в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

Видео уроки

Доброго дня, друзья! Летний отдых в полном разгаре, времени свободного у наших школьников много, почему бы не задействовать его маленькую частичку на благо ребёнка?

Обычно на летнюю пору школьникам задают домашнее чтение, чтобы дети не потеряли свои навыки и в течение учебного года не тратили драгоценное время на изучение литературных произведений. Как , я уже рассказывала, а вот про обучение выразительному чтению младших школьников, так, чтобы «с чувством, толком, расстановкой» мы еще не говорили. Готовы?

План урока:

Азы выразительного чтения

Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами. Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства.

Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить. Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник , многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп.

Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому


Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл. Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что


Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью. В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим


Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак

  • Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

  1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
  2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
  3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

  1. В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
  2. В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
  3. Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».

Работаем руками и строим глазки

Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.

  • При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
  • Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
  • Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.

Такие эмоциональные умения и навыки хорошо отрабатываются перед зеркалом. Немного терпения – и перед вами уверенный в себе актёр.

Или актриса) Посмотрите видео, на нем маленькая девочка, Варя Ивлева, читает стихотворение. И проблем с выразительным чтением у нее нет никаких.

Не забывайте, что при в школе, учитывается не только скорость, но и выразительность, так что тренируйтесь и пусть у вас все получится)

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, что информация будет вам полезна. Жду ваших комментариев, друзья. Делитесь ссылкой на статью в сетях. Давайте вместе делать мир наших детей ярче!

Всего вам самого доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.