На посту: АП побывала на скромном обеде в женском монастыре. Очерк о послушании повара на братской кухне

Р асположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна - это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций - ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка - основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 - 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
Количество: 1 - 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай : 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 - 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай : 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай : 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай : 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года : 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

  • Лилейник лимонно-желтый , или одуванчик обыкновенный . Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка . Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая . В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак . Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
  • Полынь волосовидная . Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
  • Ива . Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
  • Бодяк японский . Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
  • Китайский ямс . Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
  • Таро . Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
  • Боярышник . Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
  • Каштан . Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
  • Гинго . Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 - 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт", №2 1995 г./

11.03.2014 Трудами братии монастыря 23 422

Продолжается Великий пост. В течение ближайших 40 дней православным надлежит не только воздерживаться от пищи животного происхождения и умерить развлечения, но и поработать над собой, постаравшись очистить душу от всякой скверны.

Духовную составляющую Великого поста в монастырях ставят на первое место – культа еды там не существует. Может поэтому великопостное время монахи чаще называют благодатным, а миряне – трудным.

И главная трудность – гастрономическая. На макаронах, кашах и овощах, исключив в том числе и рыбу (кроме нескольких дней церковных праздников ее тоже не едят), продержаться почти два месяца многим действительно нелегко...

– Каждый день мы получаем примерно 600 литров молока и 600 – 700 яиц, – рассказывает Владимир. – В непостное время большая часть этих продуктов сразу идет на стол – мы отправляем их на Центральную усадьбу, на скиты, делаем творог, сметану, варим сыр. В Великий пост картина меняется: молоко, творог, сметану и яйца мы отправляем, как обычно, только в местный детский сад, школу и в воинскую часть, дислоцирующуюся на Валааме, а также жертвуем нуждающимся местным жителям. Все остальное идет на хранение и переработку – заготовку сыра.

Творог и сметану для нужд обители мы начинаем делать за две недели до Пасхи.

У монастыря есть картофельные, свекольные, морковные поля, сады, свое рыбное хозяйство. Кроме того, летом и осенью мы с помощью паломников, приезжающих на Валаам потрудиться, активно заготавливаем лесные дары – грибы и ягоды. Крупы и муку монастырь закупает, кальмаров, дозволенных в пост (они же ни рыба ни мясо), – тоже. Из такого разнообразия продуктов можно приготовить много вкусной полезной пищи. Мясо в монастыре не едят совсем – ни в постные дни, ни в скоромные. Его заменяет рыба: в непостное время из нее готовят уху, бульон для овощных супов, жарят, парят, варят, коптят. Но копченую рыбу подают на стол только в праздники...

В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. Позже растительное масло употребляется во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы.

Чтобы как-то разнообразить постное меню, к овощным блюдам, кашам и всеми любимым драникам (в них вместо яйца кладется немного муки и манки) мы добавляем блюда из кальмара – суп, салат, подливу или просто его обжариваем. Но, прежде чем что-либо приготовить из мяса кальмара, его надо правильно обработать.

Я беру чуть подтаявшие, но со льдом тушки, на полминуты заливаю кипящей водой, сливаю. Повторяю эту процедуру дважды, а затем промываю тушки под струей холодной воды. Потом кипячу воду, подсаливаю ее и варю кальмара около двух минут. Теперь он готов к тому, чтобы приготовить из него, например, суп: в кастрюлю закладываю картошку, пассерованную морковь с луком, соль, специи и за пять минут до конца – нарезанного кальмара. В самую последнюю минуту добавляю нарезанную зелень и совсем чуть-чуть чеснока – для аромата.

Из кальмара легко приготовить салат, смешав в равных пропорциях остуженное и нарезанное мясо и вареный рис. В салат нарезаю также свежий огурец, зелень, кладу маслины и заправляю растительным маслом.

Вкусное и питательное блюдо – фаршированный кальмар: обжариваю морковь и лук, добавляю зелень, рис или картофельное пюре, все перемешиваю и начиняю тушку. Широкую часть лучше заколоть зубочисткой – чтобы начинка не вылезала. Пассерованную морковь с луком использую для начинки не полностью – немного оставляю, перекладываю в кастрюлю, кладу туда же начиненных кальмаров, добавляю специи и варю пять – семь минут. Перед подачей на стол посыпаю зеленью.

Можно также приготовить зразы с грибами. Для этого надо растолочь вареный, хорошо слитый картофель (пюре должно получиться суховатым), добавить в него примерно по столовой ложке манки, муки и дать смеси немного остыть. Обжарить с луком грибы (размороженные или размоченные, если сушеные), добавить зелени и тоже подождать, пока смесь остынет. Потом из пюре лепятся небольшие лепешки, а в середине каждой делается небольшое углубление, в которое кладется грибной фарш. Его нужно полностью закрыть краями лепешки – получится что-то вроде картофельной котлеты, только с начинкой. Котлетку надо обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковороде с двух сторон.

Чай мы обычно пьем с медом, вареньем или муссом – это полезно. Мусс готовится очень просто: размораживаем ягоды, пропускаем через блендер и добавляем немного сахара. На десерт можно испечь сладкую коврижку: взять примерно 150 г воды, 100 г меда, 100 г сахара, по вкусу – корицы и ванили и нагреть до температуры 75 градусов. На этой основе, добавив муку и растительное масло, замешать тесто по консистенции примерно как оладьевое. Нагреть духовку до 180 градусов, застелить противень пергаментом, выложить на него массу и выпекать 40 минут. Очень вкусно получается.

К весне иммунная система у людей обычно ослабевает, поэтому в течение поста мы заботимся о том, чтобы на столе всегда были сухофрукты, мед, орехи.

Да подаст Господь всем мирное и благоденственное житие, помощь в молитвах и подвигах, чтобы укрепляемая Духом Святым, братия монастыря росла и умножалась. Ждем нового пополнения братства в будущем году по милости Божией молитвами всех преподобных отцов на Валааме просиявших.

Вспоминая все те события, от входа Господня в Иерусалим, и заканчивая Его Светлым Воскресением, да не будем нерадивыми рабами и девами юродивыми, имевшими светильники, но забывшими приобрести елей к ним. Да будем бодрствовать и трезвиться духовно, ожидая светлый праздник великого Воскресения Господня.

До Пасхи остается чуть больше недели, и Великий пост подходит к концу. В Валаамском монастыре вечером в четверг 6-й седмицы Великого поста было совершено Таинство Соборования, на котором присутствовала многочисленная братия монастыря и множество паломников. Нижний храм монастыря был полон, и все с великим благоговением семь раз, принимали помазывание от священников освященным елеем под пение братского хора монастыря: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый».

Великая схима – высшая ступень монашества, которой сподобляются люди, прошедшие долгий монашеский путь и возжелавшие посвятить свою жизнь исключительно молитве за весь мир, отложив всякие житейские попечения. Великий ангельский образ, как еще называют схиму, обязывает подвижника к особому жительству, к особой борьбе с самим собой и силами тьмы, к особым подвигам, чтобы стяжать чистоту души и через это приблизиться к Богу.

30.11.2012 Трудами братии монастыря 14 783

Трапеза в монастыре – сакральное действие, обед – продолжение богослужения. Перед началом трапезы и по ее окончании вся братия молится, благодарит Господа за Его благодеяния, молитвенно поминая здравствующих и почивших отцов и братьев. Вся еда благословляется священником. Очень заметна разница между обедом вместе со всей братией и вкушением тех же самых блюд отдельно (в силу болезни или особенностей послушания). И если сердце храма - алтарь со Священным Престолом, то сердце келарской службы, которая отвечает за питание братии,- это, конечно же, кухня.

Келарская служба занимает отдельное (северное) крыло внутреннего монастырского каре. Большая светлая трапезная, способная вместить около 200-х человек, кухня, две посудомойки, склады, молочный, кондитерский и овощной цеха, помещение трапезников, офисные помещения и мастерские, маленькая прачечная – все находится под одной крышей. В келарской службе послушаются только братья, большей частью трудники.

Кухня представляет собой светлое помещение с высокими потолками площадью порядка 40 кв.м. Пища готовится на электроплите (в резерве всегда есть полноценная дровяная печь-плита) и в чудо-машине, умеющей печь, жарить, варить, готовить на пару. Есть на кухне и промышленная мясорубка, удобные стальные разделочные столы, своя небольшая мойка и множество самой разнообразной кухонной утвари. На кухню, как и в большинстве помещений келарской службы, проведена трансляция из храма. Поэтому братия, занятая во время богослужения приготовлением пищи, не чувствует себя оторванной от общего молитвенного собрания.

До недавнего времени для монастырской братии было установлено 2 приема пищи: обед (по будням в 13:00, в дни бденных праздников – сразу после окончания богослужения) и ужин (сразу после окончания вечернего богослужения, примерно в 19:30). Около месяца назад к 8:00 стали накрывать и завтраки, в основном для тех, кто в силу послушания несет существенную физическую нагрузку.

Приготовлением пищи посменно занимаются две «бригады» поваров. Каждая состоит из повара и двух помощников. Повара занимаются только приготовлением готовых блюд. Необходимые овощи для них чистят в овощном цехе, грязную кухонную посуду повара относят на мойку. Накрывают столы, режут хлеб и раскладывают фрукты – трапезники.

Личность повара, его внутреннее состояние, отношение к другим братьям играют ключевую роль во всем процессе. О своем отношении к этому непростому и ответственному послушанию рассказывает один из поваров послушник Игорь.

Игорь, давно ли ты в монастыре и как попал на братскую кухню?

Четвертый год. Долгое время я совмещал послушание истопника в «Игуменской» гостинице и помощника библиотекаря, потом был дояром на ферме, а после того, как возникли проблемы со здоровьем, меня вернули на Центральную усадьбу и назначили помощником повара. Несколько раз мне приходилось замещать повара, а через два месяца самому пришлось возглавить одну из смен.

Был ли у тебя до монастыря какой-нибудь опыт приготовления пищи?

Профессионального - нет. Мог что-то приготовить в «домашних» объемах, но не на сто-двести человек. Поэтому сначала самым трудным было рассчитать количество продуктов, необходимое для приготовления нужного количества порций. Но со временем «набил руку».

Каков режим послушания?

Заступаем на послушание с вечера: готовим ужин, какие-то блюда для завтрака, делаем заготовки для обеда. Время начала вечерней смены зависит от объема и сложности блюд. Поэтому вечером послушание начинается в интервале от трех до четырех часов. Последнее время мы почти все вторые блюда готовим на пару или запекаем в жаровом шкафу. Келарь стремится сделать питание братии максимально здоровым; мы почти ничего не жарим, масло используем преимущественно оливковое. А в этот чудо-шкаф вмещается ограниченное количество продуктов, так что времени на готовку уходит больше. Утренняя смена начинается с девяти. Трудность состоит в том, что редко кто из помощников надолго задерживается на кухне. Как правило, на это послушание ставят трудников из призывников. Только такой молодой брат, который и дома-то ничего не готовил, немного освоит нашу специфику, как срок его послушания в монастыре заканчивается, и надо учить следующего. Поэтому постоянно приходится за всем следить. Конечно, и среди призывников оказываются толковые ребята, которым очень нравится это послушание. Они быстро всему научаются, и я тогда могу во время приготовления обеда целенаправленно заниматься одним блюдом и наблюдать за общим процессом. Вечерняя смена заканчивается к ужину, если только не нужно разделывать рыбу на завтра (это еще час-два), дневная смена длится примерно до двух.

Какие периоды в году для кухни самые напряженные?

Самая напряженная работа тогда, когда используется полный набор ингредиентов - рыба, яйца, молочные продукты. А это бывает во время сплошных седмиц (Светлая седмица, масленица, от Рождества до Крещения). Напротив, легче всего во время Великого поста, особенно на первой неделе, когда готовится только обед, да и то начиная со среды.

Насколько жестко твоя деятельность регулируется келарем?

Большой свободы нет. Есть меню и рецептура. Повар не может придумывать и готовить новые блюда без благословения келаря. Рецептура передается как из уст в уста, так есть и записи. Некоторая доля свободы есть в выборе специй и соусов. Но в целом я должен приготовить именно то, что записано в меню и рецепте, то, что готовили и раньше до меня, то, что говорит келарь. Я не могу пойти против послушания. У каждого повара, конечно, есть свой почерк: крупно или мелко порезать овощи, сколько добавлять соли (я стараюсь класть поменьше), но это уже детали.

Не приходилось ли тебе готовить блюдо, которое лично тебе совсем не нравится?

– Я как-то не думал об этом. Мне важнее процесс. Бывают блюда более трудные для меня - это те, которые я раньше не готовил. И я всегда волнуюсь, когда берусь за блюдо в первый раз.

А для тебя важна реакция братьев?

– Конечно, важна. Ведь все делается с молитвой и любовью. Как брат поест, так он и послушаться будет. С каким настроением он уйдет из трапезной, с таким и проведет остаток дня. Поэтому стараешься приготовить и повкуснее, и побольше, братья ведь разные по комплекции и аппетиту.

Не приходилось ли тебе выступать с инициативой приготовить какое-нибудь новое блюдо?

– Случалось предлагать келарю что-то новое. Он выслушивает и принимает или не принимает мои предложения.

У тебя два сменных помощника. Как тебе удается добиваться от них того, чтобы они выполняли твои требования? Есть ведь взрослые и самостоятельные люди, которые считают, что за свою жизнь они уже научились "как картошку резать" и в дополнительных указаниях не нуждаются.

– Только терпением. Люди пришли сюда не работать, но молиться и научиться любить ближнего. На послушании я пример для них. До пятнадцати раз порой приходится говорить одно и то же, вплоть до того, что берешь за руку и говоришь: «Давай я покажу тебе, как надо резать». Вырезаешь для него образцы овощных заготовок. Если же брату совсем невмоготу, то просто поручаешь ему другое дело. Но резко общаться, повышать голос я не хочу. Может, это мое личное мнение, но с каким внутренним состоянием человек уйдет с послушания (обычно они здесь ненадолго), таким и будет его опыт общения людей в монастыре. Чем спокойней и терпеливее ты к человеку относишься, тем терпеливее он становится, научается не замечать какие-то человеческие недостатки и больше смотреть в себя и за собой. Еще очень важно завязать отношения внутри коллектива, и если что-то человеку не нравится категорически, не надо его заставлять. Лучше лишний раз отправить его помолиться, чем добиваться исполнения задания любой ценой. Мы не на производстве, не на работе, мы в монастыре, здесь главные задачи совершенно другие.

А бывало, что помощники подводили?

Всё и со всеми бывает. Особенно поначалу каждый новичок совершает множество ошибок, приходится постоянно смотреть, показывать и рассказывать. Если помощник сделал что-то не так, то приходится за него переделывать, доводить блюдо до «съедобного» состояния, чтобы не выбрасывать продукты. Мы ведь не профессионалы, и мы пришли сюда не учиться "резать овощи". Если помощник ошибается – начинаешь ему несколько раз показывать, спрашивать, понял ли он. Брат иной раз уже нервничает - да понял я, понял,- а потом опять совершает ту же ошибку. Послушание готовки очень ответственное. Хотя оно и не всем заметно. Ты это делаешь не для одного конкретного человека, а для всех. Чтобы всем понравилось. Не ожидаешь, конечно, похвалы, это не по-монастырски. Но очень хочется, чтобы всё всегда было на уровне.

Не было ли у тебя личных проблем с едой? Ведь ты можешь съесть, сколько угодно, выбрать себе лучший кусок. Ты ешь вместе с братией в трапезной или на кухне?

Лично себе ничего готовить без благословения келаря нельзя, ни мне, ни помощникам. Если нет времени, то можно поесть и на кухне, но только то, что приготовлено для всех. При этом лучшее ставится на стол, чтобы и выглядело красиво, и понравилось, чтобы было и аппетитно, и вкусно. Себе берешь остатки, некондицию. О лакомом кусочке для себя я не задумывался. Еда и есть еда.

А как быть, если у тебя просят поесть другие «работники» келарской службы: посудомойщики, молочники…

– Даешь без отказа, однако напоминаешь: берите, но есть общая трапеза. Обед в монастыре – продолжение богослужения. Мы все должны ходить на обед. У мойщиков и трапезников нет времени нормально поесть, поэтому им оставляешь. Я отказывать не могу. Тем, кого привлекли вкусные запахи - даю попробовать, но обязательно прошу пойти на братский обед.

Что на этом послушании тебе доставляет наибольшую радость?

– Когда братья выходят из трапезной и улыбаются. Мы, к сожалению, не лежим крестообразно при выходе из трапезной, как об этом пишут в патериках. Хотелось бы смотреть братьям в глаза: понравилось ли? Когда после трапезы братья довольны, то для меня это признак того, что послушание выполнено хорошо.

Что больше всего тяготит?

– Поначалу, когда я сам стал поваром, была постоянная неудовлетворенность собой: я это не умею, лучше бы мне делать то, что хорошо дается, и принести тем большую пользу монастырю. Когда ты приходишь на кухню и не знаешь элементарных вещей, поднимается внутренний ропот, желание пойти к духовнику с помыслом о смене послушания. Потом, помолившись, говоришь себе: «А кто должен это делать? Если я сегодня не приготовлю обед, то сто-двести человек останутся голодными». От таких мыслей становится очень неуютно. Ведь многие из братьев устали, несут физическую нагрузку… Поэтому больше всего гнетет ситуация неопределенности, боязнь из-за неопытности доставить неприятность братии. Сейчас келарь вводит новые рецепты блюд. Вот я смотрю меню на неделю и вижу новое блюдо. А как его готовить? Порой даже знакомые блюда могут не получиться из-за качества продуктов. Опять поднимается внутренний ропот на себя и волнение. Помолившись Богородице, берешь себя в руки и не расслабляешься. Послушание очень ответственное. Я сначала даже считал, что оно одно из самых тяжелых. Сейчас, конечно, полегче. А поначалу было очень тяжело и физически, и морально, приходилось постоянно быть в напряжении. Ведь помощники смотрят, как ты ведешь себя в стрессовых ситуациях. Нельзя грубо ответить, недружелюбно посмотреть. Все стараешься делать с шуткой, с улыбкой: «Не получилось – не переживай, получится в следующий раз, но запомни, что делать надо именно так, в такой пропорции». Когда все делаешь с молитвой и не даешь волю негативным эмоциям, всё в конце концов встает на свои места.

С учетом всех названных тобой сложностей, не возникало желания попроситься на другое послушание?

Надо относиться к этому как к послушанию, а не как к выбираемой по желанию работе.

Представь себе, что ты на этой кухне встретишь свою монашескую старость. Не грустно от таких мыслей?

Я как-то не думал об этом. Если ты ответственно относишься даже к нелюбимому делу, то со временем оно становится любимым. Есть ведь еще и рукоделие, поэтому не скучно и не грустно.

Да подаст Господь всем мирное и благоденственное житие, помощь в молитвах и подвигах, чтобы укрепляемая Духом Святым, братия монастыря росла и умножалась. Ждем нового пополнения братства в будущем году по милости Божией молитвами всех преподобных отцов на Валааме просиявших.

Вспоминая все те события, от входа Господня в Иерусалим, и заканчивая Его Светлым Воскресением, да не будем нерадивыми рабами и девами юродивыми, имевшими светильники, но забывшими приобрести елей к ним. Да будем бодрствовать и трезвиться духовно, ожидая светлый праздник великого Воскресения Господня.

До Пасхи остается чуть больше недели, и Великий пост подходит к концу. В Валаамском монастыре вечером в четверг 6-й седмицы Великого поста было совершено Таинство Соборования, на котором присутствовала многочисленная братия монастыря и множество паломников. Нижний храм монастыря был полон, и все с великим благоговением семь раз, принимали помазывание от священников освященным елеем под пение братского хора монастыря: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый».

Питание монахов дает нам хороший пример диеты, которой мы должны следовать в нашей жизни. Монахи не едят мясо. Они едят много бобовых, а в некоторых случаях едят рыбу. Они едят два раза в день в определенное время и потребляют небольшие количества .

В летние месяцы питание — это два приема: один в 8 утра- завтрак и один в 18:00, ужин, без обеда или промежуточной еды.

В зимние месяцы часы меняются на один час.

Но почему вы получаете только завтрак и ужин?

Часы Горы Афон — солнечные, монахи их называют «византийским временем». В основе византийского времени лежит закат. С закатом солнца, день закончился, и этот момент совпадает со всеми монахами которые закончили свои дела.

Таким образом, они точно знают, когда они будут есть, и поэтому их тело приспособилось к сбалансированной диете и определенному расписанию.

Кроме того, мера удовлетворяет потреблению определенного количества еды. В частности, как только количество еды закончено, нет никакой возможности для добавки.

Уровень качества их продуктов очень высок, поскольку все продукты органичны и произрастают у них на грядках.

Способ приготовления пищи тоже очень прост, продукты, которые они выбирают, помогают им в их умственной активности и в телесном укреплении.

Поэтому они успешно выполняют свою работу.

Несмотря на отсутствие мяса в их рационе, у них нет проблем со здоровьем, напротив, они редко болеют, и даже если это происходит, как правило уже будучи старыми.

Стоит отметить, что монахи не курят.

Подытожим диету на Афоне и подчеркнем самые важные секреты:

Продукты без жира и специй,

Небольшие порции пищи в определенное время;

Воздержание от мяса,

Использование только оливкового масла в пищу-сливочное масло, маргарин, сливки, и другие сопутствующие продукты в приготовлении пищи исключены;

Оливки, овощи, хлеб и макаронные изделия;

Сыр, яйца и пироги (кроме постных дней)

Потребления моллюсков (кальмары, осьминоги, каракатицы),

Период голодания,

Потребление без ограничений, трав, грибов и лесных ягод (земляника, клюква, черника, клюква, каштаны и т.д.);

Вино, раки, кофе, чай и халва

Потребление большого количества овощей и фруктов, богатых витаминами (A, C, E), фолиевой кислотой, микроэлементами, антиоксидантами и клетчаткой.

Их рацион «беден» только в насыщенных животных жирах. Бобовые, в свою очередь, являются «мясом» поста. Они содержат сложные углеводы и белковые жировые белки.

Если бобовые правильно сочетать со злаками (рис, кукуруза, хлеб), они дают нам белок, равный мясу.

Хлеб находится в основе монашеской питательной пирамиды и помимо сложных углеводов (основной источник энергии для нашего организма), он содержит клетчатку и витамины B и E.

Богатая диета с питательной ценностью, как и у монахов, образует природный щит для защиты сердечно-сосудистой системы и имеет следующие преимущества:

● Снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови

● Помогает регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление

● Защищает кости от остеопороза и различных типов рака.

● Обладает антивозрастными свойствами.

● Способствует улучшению функции кишечника.

Для монахов основой всех добродетелей является голодание.

Пост — это уменьшение и замена пищи с осторожностью и соблюдением правил.

Закон поста, по-видимому, касается тела и, в частности, желудка, но на самом деле это касается души, и особенно ума.

На 7-м Конгрессе онкологической клиники в Западной Греции, состоявшемся 10 декабря 2011 года в Патрах, говорил монах Епифаний ср Святой Горы, старейшина Святого Евстафия (Милопотамос).

Я намеренно цитирую это из его речи: «Сегодня на горе Афон живет около двух тысяч монахов. Они обычно умирают от естественных причин, доживая до глубокой старости. Важная роль в физическом здоровье монахов — это неизбежный пост. Пост, как правило, не является наказанием. Это предложение о спасении. Монахи следуют правилам поста с удовольствием, потому что они испытывают преимущества. Пост очищает ум. Отражает мышление. Пост необходим, как дыхание ».

Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских принципах. Тем, кто задумывается о правильном питании накануне поста, будет интересен опыт монахов горы Афон и особенности их диеты в постные и скоромные дни.

Исследования показывают, что афонское монашество — одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой горы. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов — а он бывает значительным — чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза — это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки, утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а постные блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница — постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста — это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Принципы афонской диеты
Если вы стремитесь кардинально изменить свой образ жизни и питания, приблизив его к здоровому, рекомендуем прислушаться к следующим советам, основанным на многовековом опыте афонских монахов.
Сведите к минимуму потребление соленой пищи и полуфабрикатов.
Сведите к минимуму потребление сливочного масла и сливок.
Сведите к минимуму потребление сахара и напитков с высоким содержанием сахара, а еще лучше — откажитесь от них.
Пейте как можно меньше фруктовых соков.
Перекусывайте только фруктами, овощами, орехами и сухими крекерами.
По возможности ешьте органическую пищу.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями (ходьба быстрым шагом по 30-40 минут в день поможет вам поддерживать вес в норме).
Пейте как можно больше воды.
Подстраивайте диету под свой образ жизни. При необходимости сдвигайте постные и скоромные дни.

Постные дни

В постные дни вы должны не просто исключить определенные продукты — вы должны есть как можно меньше. Свою обычную порцию придется значительно уменьшить.

Фактически в постные дни вы будете придерживаться строгой маложирной вегетарианской диеты. Постарайтесь подобрать вегетарианские блюда себе по вкусу и проявите самодисциплину. Ложась спать, вы будете ощущать легкое чувство голода, и это хороший знак.

Без ограничений. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. Ограничения не распространяются на:

  • фрукты;
  • травяные/фруктовые чаи;
  • воду;
  • специи, травы и перец — добавляйте их в постные блюда для улучшения вкуса.

С ограничениями. В постные дни можно есть нижеперечисленные продукты, но в небольших количествах. Максимальная порция не должна превышать количество еды, которое помещается в сложенных ладонях.

В умеренных количествах допустимы:

  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • злаки: рис, булгур, кускус, киноа, ячмень, перловая и овсяная крупа;
  • несдобные крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • фруктовые соки (не больше 2 стаканов в день);
  • авокадо (не более половинки в день);
  • бобовые: зеленый горошек, чечевица, бобы (нут, фасоль);
  • оливки и оливковое масло;
  • приправы и соусы (чили, кетчуп);
  • сухофрукты, орехи и семечки (не более горсти в день);
  • чай и кофе (без молока и сахара);
  • соль (как можно меньше).

Что нельзя есть и пить. Возможно, взглянув на список запрещенных продуктов, вы запаникуете: чем же мне питаться, если ничего нельзя! Однако если начать готовить еду самостоятельно, проблему можно решить.

В постные дни полностью исключаются из рациона:

  • молочные продукты: молоко, сыр, сливочное масло, йогурт, сливки, творог;
  • мясо: говядина, свинина, баранина, колбасные изделия (бургеры, сосиски, бекон, ветчина и т.п.);
  • рыба и морепродукты, включая креветки, кальмары, рыбные палочки и т.п.;
  • яйца;
  • чипсы и снеки;
  • печенье, торты, круассаны, оладьи и т.п.;
  • шоколад, конфеты и другие сладости;
  • сахар и сладкие напитки (кока-кола, лимонад, энергетические напитки);
  • спиртное (вино, пиво, сидр, крепкий алкоголь, коктейли);
  • растительное масло и жиры (включая кокосовые сливки и кокосовое молоко);
  • майонез и жирные салатные заправки.

Большинство из нас, даже стараясь ограничить себя в потреблении жирного и сладкого, тем не менее набирают вес. Виной тому — лишние калории. Поэтому старайтесь использовать высококалорийные жиры и сахар в небольших количествах для улучшения вкуса блюд и исключите из своего рациона еду и напитки, которые только из них и состоят. Например, лучше съесть порцию цукини, тушенного в оливковом масле с чесноком, чем пакет чипсов. Лучше посыпать ягоды одной чайной ложкой сахара, чем сделать несколько глотков кока-колы (в одной банке содержится примерно 8 чайных ложек сахара).


Скоромные дни

В эти дни вы можете питаться более разнообразно, чем в постные, однако количество пищи не должно превышать разумных пределов. Можно также выпить один бокал спиртного (лучше красного вина).

Без ограничений. Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить:

  • фрукты;
  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • травяной и фруктовый чай;
  • воду;
  • специи, травы и перец.

В умеренных количествах. В скоромные дни ассортимент разрешенных продуктов значительно шире, чем в постные. Можно есть и пить:

  • злаки: рис, булгур, кускус, ячмень, овес и киноа;
  • бобовые: фасоль и чечевицу;
  • орехи и семечки;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • макароны;
  • картофель;
  • авокадо;
  • фруктовые соки;
  • оливки;
  • греческий (натуральный) йогурт;
  • молоко (обезжиренное или с пониженным содержанием жира);
  • сыр (один ломтик размером не больше спичечного коробка);
  • сливочное масло (немного);
  • яйца;
  • морепродукты;
  • мясо птицы;
  • оливковое масло;
  • алкоголь (один бокал красного вина объемом 175 мл);
  • сухофрукты;
  • соль (как можно меньше).

Нельзя:

  • красное мясо и мясопродукты (сосиски, бургеры, ветчину, бекон, паштет и т.п.);
  • чипсы и снеки;
  • сахар и сладкие напитки;
  • конфеты и другие сладости;
  • торты, печенье, круассаны и т.п.

Эта диета избавит вас от «диетического» образа мыслей и научит ценить и уважать еду. Один день в неделю вы сможете есть, что захотите, и вам не придется постоянно держать себя в узде. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня».

Разговение

Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать» — порадовать себя тем, что любите. Оставьте этот день для похода в ресторан, праздничного ужина с друзьями или в кругу семьи.

Вся прелесть диеты афонских монахов заключается в том, что не нужно постоянно отказывать себе во всем. Напротив, вы можете пойти в гости и без зазрения совести съесть кусок торта, потому что знаете: завтра наступит постный день. Дни разговения помогают решить типичную для других диет проблему чувств обделенности и вины.

Скорее всего поначалу вы будете с нетерпением ждать воскресенья, чтобы наесться до отвала, но постепенно заметите: вас перестало тянуть на жирное и сладкое, хотя раньше вы жить без него не могли. И это еще одно положительное свойство афонской диеты.

Обсуждение

Бред какой то написан. Как можно сдвигать постные дни если это дни пост в которые соблюдается ради воспоминания определенных событий. Мясо монахи не едят вообще. Какой йогурт? Овощи кроме авокадо и картофеля. Почему нельзя авокадо и картофель? Картофель главное постное блюдо монахов. А еще на Афоне активно едят морских гадов. Тут про них и не упоминается. И вообще пост и диету сравнивать нельзя. Значение поста высоко духовное. Не позорьтесь удалите этот бред. Его писали полностью некомпетентные люди. А манипулировать неточной информацией и громкими названиями для привлечения читателей некрасиво!

16.02.2018 06:38:47, monah Varsonofij

Знаю, как правильно питаться в пост и не поправиться!!! Получать все необходимы витамины и минералы, как использовать растительные белки!!! Пишите в ЛС, кому интересно.

Комментировать статью "Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя"

мне всё можно есть, но я ем исключительно растительную еду - это мой выбор, основанный на регулярном изучении исследований. помогаю людям перейти на это же питание. помогаю им этим питанием понизить Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Великий пост и правильное питание: что общего? Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами. Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей.

Есть 2 мнения о посте в плане пищевых ограничений, причем мнения эти имеют как постящиеся, так и нет. 1. Если не можешь поститься строго, то надо пытаться хотя бы в немного ограничивать себя, хотя Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Ограничения не распространяются на: овощи (кроме Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и скоромных 1. Редко есть = быстро худеть Коррекция...

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня». Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать»...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Т.е. мое похудение придется и на пост. Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами.

Спросите любого эксперта по питанию, сколько раз в течение дня необходимо питаться, чтобы увеличить чистую мышечную массу, уровни энергии и умственную Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Режим питания отличается неизменностью.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Похудение и афонская диета.

Питание монахов горы Афон. Как сбросить лишний вес. Версия для печати. Попытки сбросить вес носили эпизодический характер, я пробовала даже тайские таблетки, но ни одна моя кампания по Моя окончательная победа над жиром.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Питание монахов горы Афон. Я не признаю таблеток для похудения, выбрала для себя натуральный способ.

Со специальныи программами снижения веса? Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и...

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Учимся худеть у афонских монахов: перекусы и еда на ночь. Версия для печати. 4,3 5 (64 оценок) Оценить статью.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и Оказалось, что Абхазия переводится как «страна души», до...

Про Великий Пост. -- посиделки. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после не диета, но определенный тип питания. Там практически нет жиров, получается Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Главные черты средиземноморской диеты (и похожей на нее диеты афонских монахов) - это ограничение сладкого и животных белков.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Расчитана диета на 13 дней. Авторы диеты обещают, что за это время обмен веществ перестроится на иной ритм работы и стойкий эффект от применения диеты сохранится минимум на 2-3 года без...

Ищете диету, чтобы похудеть? Питание монахов горы Афон. Основополагающим принципом афонской диеты является деление дней недели на постные и скоромные, включая день Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета.

Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Вполне физиологичное питание, в отличие от диет Дюкана с Аткинсом и огромного количества их Опрос, имхо, некорректный.