Презентация "Где живёт Баба Яга". Баба яга - мифический персонаж или реальная женщина

Все мы любим сказки. Мы их смотрим, читаем с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни рассказываем их своим детям и внукам. Баба-Яга, Соловей разбойник, колобок, хитрая лиса, трусливый заяц – персонажей сказок можно перечислять долго.

Где живет Баба Яга: в лесу, в темном чулане, на чердаке или где-то еще – этот вопрос задаем сначала в детстве мы, а потом на этот же вопрос отвечаем своим деткам. Прежде чем на него ответить, давайте разберемся, что это вообще за персонаж такой сказочный?

В одних сказках Баба Яга предстает нам в образе старой злой ведьмы, живущей в лесу в избушке на курьих ножках и летающей в ступе с метлой. А в других сказках, она, напротив, помогает доброму молодцу: укажет путь или подарит что-то волшебное.

Откуда же она к нам пришла? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено.

Откуда пришла Баба Яга?

По одной из версии, Баба Яга является проводником в потусторонний мир и живет в тридевятом царстве на границе двух миров: живых и мертвых. Избушка на курьих ножках – это ее проходная в мир людей. Именно поэтому в нее не войти до тех пор, пока она не повернется к лесу задом, к ней передом.

Баба Яга – оживший мертвец. Данная гипотеза подтверждается следующими деталями. Считается, что «курьи» ножки произошли от видоизмененного слова «курные», означающего окуренные дымом. Древние славяне хоронили умерших на столбах, окуренных дымом, на которых ставили избу «смерти», и в нее помещали прах.

Существовал еще один способ захоронения в древности: хоронили в специальных домиках, которые размещали на высоких пнях, а корни пней выходили наружу, чем-то по внешнему виду напоминающие куриные ноги.

Еще одна версия происхождения Бабы Яги – она является прототипом знахарок и ведуний, занимающихся исцелением больных. В большинстве случаев ими были нелюдимые женщины, проживающие в лесу вдали от людских поселений.

Слово «яга» переводится с древнерусского слова «язя» как болезнь, немощь. Также происхождение слова яга связывают со словом «ягать», означавшим «кричать»; и со словом «ягая», что означает больная и злая. По всей видимости, образ Бабы яги вобрал в себя все значения этих древнерусских слов.

Согласно третьей версии, Баба Яга – это Великая Мать, великая могущественная богиня и праматерь всего живого, великая мудрая жрица. В древнеславянской культуре «Баба» - это мать и главная женщина, которая была распорядительницей важнейшего обряда по посвящению юношей в полноправные члены общины.

Согласно этому обряду, мальчика уводили глубоко в лес, где его обучали стать настоящим охотником, имитируя при этом его пожирание чудовищем, после чего он воскресал. При этом мальчик подвергался телесным истязаниям и повреждениям. Этого обряда боялись как матери, так и их сыновья. Практически то же самое делает и Баба Яга: она крадет детей, уводит их в темный лес, жарит, а выжившим после всего этого дает полезные советы.

Типы Бабы Яги:

Можно выделить несколько типов Бабы Яги:

    Баба Яга похитительница . Этот образ представляет нам ее как воровку детей, уносящих их в лес и пытающаяся их зажарить и съесть. Но ни в одной сказке ей этого не удалось;

    Баба Яга дарительница . В этом образе она принимает у себя в избушке героя. После того, как он прошел все ее испытания, она его одаривает всевозможными дарами и чудесными предметами;

    Баба Яга воительница – сражается с героями и побеждает многих из них. После возвращения к себе в избу и застав там постороннего человека, она начинает избивать его до полусмерти. Выживает в такой схватке только тот, кто обладает сверхъестественной силой или хитростью.

Где живет Баба Яга?

Сколько существует сказок об этой старухе, столько существует и мест ее проживания: в лесу у болота, в гремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, летает в ступе и т. д. ответить на этот вопрос современному ребенку довольно трудно.

Ведь ребенок может задать встречные вопросы: где лес? В какой стране? В какой стране болото? Ответить можно, конечно. Для этого стоит вместе с ребенком немного пофантазировать и окунуться назад в детство.

Образ Бабы Яги и сегодня один из востребованных сказочных персонажей. Ни один утренник в детском саду или новогоднее представление в цирке не обойдется без этой растрепанной старухи с непричесанными волосами, длинным носом и костяной ногой.

Любимые сказочные герои Дед Мороз и Снегурочка

Если спросить у ребенка: «Кто такой Дедушка Мороз? », он не задумываясь ответит, что это добрый дедушка с бородой, в валенках. Ездит в оленьей упряжке и приносит послушным детям подарки, которые достает из своего волшебного мешка. А вот откуда он появился и где живет Дед Мороз , знают не все.

Прообраз Деда Мороза – Святой Николай, родившийся в 3 веке в Азии. Он очень любил маленьких деток, послушным дарил подарки, а проказников наказывал. В Голландии он пользовался особенным почетом и популярностью. Именно в этой стране он и появился в роли Деда Мороза. Санта Клаус (еще один прообраз Деда) появился в Америке в 19 веке. Вообще, у разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса, например, в Германии – это господин Никто, во Франции – это Дед Январь.

В старину нашего дедушки называли Дедом Трескуном. Это был суровый старичок маленького роста с длинной бородой. На земле властвовал с ноября по март, и его ужасно все боялись. Также у него была жена по имени Зима – злобная старуха. Сведений о детях не существует никаких. Но зато мы все прекрасно знаем внучку Дедушки Мороза – Снегурочку.

Современного Деда Мороза мы все прекрасно знаем по его длинной бороде, красной шубе, посоху и мешку с подарками. На праздник приходит вместе со своей внучкой Снегурочкой. Все остальное время он проводит у себя в Лапландии.

Девочка Снегурочка

Приветливая, яркая, улыбчивая, веселая и вылепленная из снега - именно такой мы знаем эту девочку. Образ прижился только в восточнославянских традициях. В русских народных обрядах этот персонаж отсутствует. Также его нет и в зарубежном фольклоре. В качестве помощников Деда Мороза там выступают всевозможные звери.

Одета Снегурочка в синюю шубку, обшитую белой отделкой. Еще один главный ее атрибут – белая коса, перекинутая через плечо. На голове венец, расшитый серебром и жемчугом, на ногах – белые сапожки.

Деду Морозу она помогает разбирать письма от детей, присланные ему накануне Нового года. Занимается выдумкой всевозможных конкурсов и потешек для детей.

Где живет Снегурочка по завершении праздников – неизвестно. Известно только одно – в каких-то дальних краях.

Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Баба-Яга не отличалась красотой.

Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Штана Дарья

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

проектная работа ученицы 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Фёдоровского района Саратовской области Штана Дарьи Где живёт Баба Яга?

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку? Почему она ест маленьких детей? Почему живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? Я решила побольше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Здравствуйте! Я ученица 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Штана Дарья

Для достижения цели я поставила следующие задачи: * узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; * провести опрос по теме работы среди учащихся; * прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; * проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы. Цель моей работы: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Объект и гипотеза: предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок. Предмет и сследования: русские народные сказки Методы исследования: размышления и чтение книг, опрос, анализ резуль татов Опрос учащихся Я провела опрос среди учащихся (в опросе участвовали 26 учащихся) 1 – 5 классов и предложила им ответить на следующие вопросы: 1. Кто такая Баба Яга? 2. Какой вы себе её представляете? 3. Где она живёт? 4.Чем занимается? 5. Как выглядит костяная нога?

Результаты опроса учащихся следующие: Баба Яга – это вымышленный персонаж, ведьма, колдунья, злая сварливая старуха, пожилая женщина, старушка с метлой. Представляют её злой, сердитой, плохой, агрессивной, нервной. Живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, в избушке на болоте. Занимается тем, что летает в ступе, прядёт пряжу, ест детей, варит зелье, колдует, ходит в гости к лешему. Костяная нога Бабы Яги сделана из кости, выглядит как у скелета, она волшебная, деревянная.

Баба Яга – мифологическое существо Из энциклопедии я узнала, что сказку всегда предваряет миф. Баба Яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы Яги является славянская богиня смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мёртвых. Почти во всех сказках у Бабы Яги есть костяная нога – атрибут смерти (нога мертвеца или скелета), поэтому можно предположить, что Баба Яга одноногая. Баба Яга имеет змеиное происхождение. Сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Бабы Яги Волшебные вещи в сказках и другие чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положитель ный или отрицатель ный персонаж «Гуси – лебеди» ..стоит избушка на курьей нож-ке, кругом себя повора-чивается… … морда жилиная, нога глиняная.. Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицатель ный, так как похищает детей, чтобы съесть «Царевна – лягушка» ..стоит избушка на курьих нож-ках, кругом себя повора-чивается… … зубы на полке, а нос в потолок врос… Клубок _____ Положительный, так как даёт совет, как одолеть противника (Кащея) «Баба Яга» Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга. Баба Яга- костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицатель ный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек» За тридевять земель на крутой горе Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит. _____ Отрицатель ный, так как хотела погубить всех братьев «Василиса Прекрасная» В дремучем лесу, вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа с глазами людей В ступе едет, пестом погоняет,помелом след заметает Куколка, три всадника (белый, красный, чёрный); три пары рук. _____ Положитель ный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Три Бабы Яги (сёстры) …Избушка на курьих ножках, об одном окошке.. ..шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает… Живая вода, молодильные яблоки Волшебные кони Положитель ный, так как дала совет, как найти воду и яблоки «Заколдован ная королевна» Три Бабы Яги. У старшей стоит избушка а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая. Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, шапка – невидимка. _______ Положитель ный, так как помогла найти королевну

Общие выводы Я прочитала семь русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге и самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Во всех сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет Анализ результатов исследования Моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж., который: ведает судьбой * наказывает, губит людей * ведьма * «чует сердцем» * дарит клубок (путеводную нить) * связана с огнём * лежит на печи * ведает огнём (глаза черепов)* ей подвластны утро, день, ночь (белый, красный и чёрный всадники) * повелительница зверей * ей служат гуси-лебеди * избушка на курьих ножках (полузвериный облик) * живёт в дремучем лесу * служат ей дикие звери * связана со смертью и подземным миром * похищает и ест детей и людей * огонь, данный ею может убить * связана с ночью, тьмой * она всегда старая, полускелет (костяная нога) * она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») * связана с воздушной стихией * свистит (свист связан с ветром) * поднимает ветер помелом* летает на ступе

Баба-яга - персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее - и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть... Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке - той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит - очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке - своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству - как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) - одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы - в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров - руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что "изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом". Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые "курные" пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки "лежит бабка, нос в потолок врос" и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: "Чую, русским духом пахнет!".

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти "знаки внимания", считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу - людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела - "бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот". Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная - "выметала" грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а "припекала в тесте" - якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола "ягать" - как раз "жечь".

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями - вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено - передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.