Секреты удачного выступления на публике: шесть советов от тренера по риторике Александра Заёмы. Успешное публичное выступление: пример текста

Когда тысячи людей смотрят на тебя, готовы внимать тебе и, затаив дыхание, ждут твоей речи - это, конечно, нервирует. Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, рассказал нам, как сделать публичное выступление блестящим или хотя бы не упасть в обморок.


Внутреннее состояние

Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.

  • Не думай за других
  • Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.

  • Не думай за других
  • Поставь цель
  • Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа - это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) - донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.

  • Запоминай состояние
  • Эмоциональная память - основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.

  • Проведи аутотренинг
  • Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.



Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.

  • Владение материалом
  • Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно - нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.

  • Разрыв шаблона
  • Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.

  • Фиксация внимания
  • Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.

  • Смена ритма
  • Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное - дольше и медленнее, второстепенное - короче и быстрее.

  • Минута молчания
  • Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.



Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное - дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.

  • О дыхании и звукообразовании
  • «Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы - пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».

  • О дикции
  • «Язык - ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».

  • О логике речи
  • «Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга - «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»

    • Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
    • Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру - карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
    • Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.

Самое страшное – это начать изложение перед большим количеством людей. Существует несколько приемов для интригующего начала.

Расскажите интересную, захватывающую историю. Как правило, если доклад начинается с такого повествования и публика в первые 60 секунд будет заинтересована, внимание будет легче сохранить. Возможно, нужно рассказать о каком-нибудь интересном историческом событии или вспомнить старинную мудрость касающуюся темы вашего доклада. Небольшое вступление в виде рассказа должно длится не более 90 секунд.

Задайте риторический вопрос. Он помогает убедить основную часть публики. Например, «Быть или не быть, вот в чём вопрос», «Русь, куда ж несешься ты?» и т. д. Однако, вопросы нужно продумать и подать в такой форме, в которой они будут отражать суть доклада.

Начните доклад со статистики. Как правило, статистические данные располагают слушателей.

Придумайте яркий заголовок , благодаря которому аудитория с первых секунд заинтересуется темой.

Начните доклад с мудрой цитаты или высказывания известной личности , чтобы добавить изложению привлекательности и особого стиля. Однако, все мудрые слова должны касаться исключительно темы доклада.

Покажите иллюстрацию или небольшую презентацию. Такой подход добавит понимания, и слушатели наверняка запомнят доклад только с положительной стороны. Когда показываете слайды, нужно помнить, что к одной иллюстрации должна быть одна мысль, уложенная в два, максимум три предложения. На слайдах лучше смотрится крупный шрифт, да и анимационных эффектов должно быть в меру.

Добавьте к докладу небольшое видео , которое вызовет эмоциональную реакцию. Плюс ко всему, таким образом быстрее передается суть темы.

Не тратьте слишком много времени на выступление . Лучше всего постараться уложиться в 20 минут. За это время слушатели не устанут и будут активно обсуждать данный доклад.

Не растягивайте слова и не говорите слишком быстро . Представьте, что вы рассказываете слушателям интересную историю.

Отвечайте на вопросы быстро . Таким образом, вы подчеркнете свой профессионализм в данной теме.

Хотите, чтобы вас слушали и слышали? Тогда нужно постоянно находиться в поле зрения, поддерживать визуальный контакт со слушателями и говорить четко, разборчиво. Также следите за своими жестами, то есть, сильно не размахивайте руками, но и не прячьте их в карманы.

Ответьте себе на вопросы: «зачем я выступаю?», «какая целевая аудитория меня слушает?». После ответов уже четко для себя составите план и будете понимать, какой стиль изложения более приемлем.

Не знаете, как хорошо выступить с докладом? Это сделать несложно, главное, не бояться выступать перед аудиторией. Поэтому нужно сначала побороть страх, а потом уже выступать. Сначала минимизируйте страх:

Выступите перед аудиторией первым. Как правило, чем дольше ждёшь своей очереди, тем страшнее. Возможно, стоит выступать в первых рядах, чтобы через 20 минут вздохнуть свободно.

Представьте, что читаете доклад своим друзьям и близким. Тогда вам будет легче сосредоточиться на своей теме.

Перед выступлением настройтесь только на позитив. Заходите в зал с улыбкой и начинайте с интересной фразы, которая зацепит слушателей. Вот увидите, что аудитория не страшная, а доброжелательная и как только скажете несколько слов (предложений), страх уйдет сам по себе.

Перед выступлением прочитайте доклад коллегам или одногруппникам. Так быстрее поборите свой страх и будет проще выступить перед аудиторией.

Будьте уверенными в себе. Уверенность – залог успеха. Если вы хорошо знаете тему, разбираетесь в ней, тогда не стоит и бояться. Можно приготовить себе шпаргалку, куда будете подсматривать, что у вас следует по плану дальше.

Перед выступлением подумайте о последствиях. Ведь вам нужно заработать высокую оценку.

Важно! Слушатели обычные люди, которые понимают ваш страх, и они со своей стороны стараются подбодрить вас. Думайте об этом и всё будет хорошо.

Какие ошибки допускаются во время выступления чаще всего

Теперь вы знаете, как правильно выступить с докладом. Однако, стоит подумать о том, что могут возникнуть и ошибки во время выступления. Чтобы этого не произошло, прочитайте, как делать не стоит.

Ошибка 1. Выступать с докладом без подготовки. Многие общительные студенты считают, что смогут хорошо изложить тему, не читая предварительно доклад. И это одна из грубых ошибок. Ведь человек, который выступает без подготовки, начнёт заикаться, говорить много пустых и витиеватых фраз.

Ошибка 3. Отвечать на вопросы в момент выступления. Конечно же, хорошо, когда слушатели интересуются темой, но лучше заблаговременно предупредить аудиторию, что вопросы стоит задавать после доклада. В противном случае есть риск начать сбиваться, путаться, что может отразиться на времени и качестве выступления.

Ошибка 4. Быстро или медленно читать. Скорость – не всегда хорошо, а тем более в момент выступления. Если слушатели не понимают тему, тогда им тяжело понять ход мыслей докладчика. Слишком медленный темп приводит к монотонности, отчего доклад становится скучным и неинтересным.

Ошибка 5. Употреблять слишком длинные предложения (более 13 слов). Такое изложение тяжело воспринимается.

В этой статье мы разобрались, как выступать с докладом, чтобы заинтересовать слушателей, какие приемы использовать и каких ошибок не стоит допускать. Эти советы вам помогут выступить отлично, побороть страх и стать более уверенным.

Как выступать с докладом правильно – 10 советов успеха обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Докоммуникативная фаза

1.2 Коммуникативная фаза

Глава 2. Ораторская речь

2.3 Коммуникативное состояние говорящего

Заключение

Список литературы

Введение

Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее - болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.

Существуют следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе менеджера:

· Умение вести деловую беседу;

· Умение проводить совещания;

· Умение выступать публично;

· Умение вести переговоры.

И, наоборот, отсутствие умений, навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры менеджера ставят под вопрос успешную работу и его самого, и его подчиненных.

Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого менеджера, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Глава 1. Этапы публичного выступления

Если вы решили выступать перед публикой с какой-либо речью, необходимо для начала знать основные этапы выступления, знать, что представляет собой каждый момент произнесения речи. Сперва будет приведена общая характеристика этапов, затем чуть ниже поэтапно будут описаны требования к выступающему перед аудиторией.

1. Подготовка - (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

2. Вхождение в контакт - важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

3. Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

4. Поддержание внимания - к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

5. Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

6. Завершение выступления - это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.

Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению, которая является не менее ответственным, чем последующие. А все остальные - коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией.

1.1 Докоммуникативная фаза

Никто не может полностью застраховаться от ошибок, тем более если выступающий - новичок в этом деле. Однако количество допускаемых промахов можно снизить до минимума, если придерживаться определенных правил. Эти правила единовременно выработать в себе нельзя. Здесь поможет только практика. Но знать их должен любой, кто стремиться научиться эффективно выступать перед публикой. Данные правила являются общепринятыми, поэтому они просты в использовании и не подведут при правильном их употреблении.

Определение темы и цели выступления.

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Ниже приведены практические советы при подготовке к публичному выступлению:

· Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

· Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

· Произнесите речь несколько раз вслух, чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

· Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Оценка аудитории и обстановки

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее.

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе;

Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Перед выступлением очень важно установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Следующий этап публичного выступления - вхождение в контакт. Он предполагает установление психологического контакта оратора с аудиторией до начала произнесения речи. Данный период длится не долго, однако от его успешности зависит вся речь выступающего. Если отнестись к установлению контакта легкомысленно, то велика вероятность полного провала выступления.

При этом очень значительную роль играет невербальные средства воздействия на аудиторию. Это: жесты, мимика, взгляд, поза оратора, его внешний вид и т.д. Именно данным аспектам необходимо уделить особое внимание, чтобы произвести на слушателей максимально благоприятное впечатление.

Как известно первое и достаточно стойкое внешнее представление о человеке складывается за первые 90 секунд. Поэтому в этот период времени оратору нужно произвести впечатление о себе, как об уверенном в себе, а значит и опытном, компетентном человеке. Существуют приемы, с помощью которых можно легко добиться заданной цели.

Поза и мимика

1. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

2. Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени.

3. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью -- попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами.

4. Внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Визуальный контакт усиливает влияние оратора на аудиторию. Психологи считают, что взаимный контакт установлен, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени выступления, а менее 1/3 - свидетельствует об отсутствии заинтересованности.

5. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку.

Чрезмерная жестикуляция, расхаживания по аудитории, постукивание пальцами по трибуне выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям.

Одежда и прическа

В отношении одежды выступающего существует несколько общепринятых правил, соблюдение которых обязательно для тех, кто хочет произвести впечатление современного культурного человека. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Одежда влияет на успех или неуспех.

Беспорядок в одежде и прическе говорят о неуважении человека к самому себе и окружающим. Однако следует знать и о другой крайности - «крикливая» и презентационная одежда, чрезмерное использование украшении, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме того, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от общего выступления. Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Итак, чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, непринужденной, открытой позой, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды.

1.2 Коммуникативная фаза

Следующий этап - концентрация и удержание внимания. Он заключается в непосредственном произнесении речи оратором. Здесь важно учитывать невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания.

Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно.

Воизбежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления, так как способность к запоминанию информации очень ограничена.

2. Экспериментируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи, суть которой заключается в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся.

3. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются.

4. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами.

5. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления.

6. Известно, что обращение к аудитории создает более доверительный контекст взаимного контакта выступающего и слушателей.. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

7. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном.

8. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать -- чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано.

9. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности.

10. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

11. Не считайте аудиторию глупее вас. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание.

12. Не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное оратором.

К приемам аргументации следует прибегать в том случае, если мнения слушателей и выступающего человека не сошлись. Поведение оратора в данной ситуации отражает его воспитанность и знание основ этики. Даже если речь была яркой, интересной и выразительной, а сам оратор вызывал у публики только положительные реакции, то при возникновении конфликтной ситуации он может испортить все впечатление о себе незнанием основных правил поведения с оппонентом.

Опытные ораторы рекомендуют избегать подобных столкновении во мнениях с аудиторией. Однако никто не застрахован от неожиданной реплики одного из слушающих. Ситуация может накалиться, если оппонент настроен агрессивно по отношению к оратору. Это так же может являться преднамеренной уловкой, чтобы сбить выступающего с толку. Но оратор, знающий и умеющий себя контролировать в подобной ситуации, вызовет только уважение оппонентов.

При возникновении противоречии между выступающим и публикой или отдельным оппонентом, - это вежливость и толерантное отношение к противоположному мнению. При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае нельзя давить на противника. Это лишь усугубит и без того накаленную ситуацию. Лучше искренне улыбнуться и показать тем самым свою уверенность в себе и в своем мнении.

Последний этап в публичном выступлении - это его завершение, так же требующий предварительной подготовки. Здесь важно помнить пословицу: «конец - делу венец». Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших сторонников. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Глава 2. Ораторская речь

2.1 Правила построения ораторской речи и логические законы

Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

* Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

* Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

* Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т. п.

* В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

3. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое - необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем - его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности. Так, на основе закона непротиворечия может быть сформулировано правило: не использовать противоречивые высказывания. Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики.

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Система аргументации включает в себя «способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая идеологией, пропагандой и искусством и др.». Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными.

2.2 Этика ораторского выступления

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора -- его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

3. Коммуникативное состояние говорящего

Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его.

Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

· Запретить себе думать о посторонних вещах.

· Сосредоточить свое внимание на слушателях.

· Внимательно следить за их реакцией.

· Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

· Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

· Понимать, что публичное выступление - это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

Заключение

Итак, в данной работе описаны основные правила и приемы публичного выступления. Структура изложения данных аспектов представлена в соответствии с этапами публичного выступления:

1. Подготовка к выступлению. Здесь необходимо: во-первых, обдумать тему речи, его основные тезисы и структуру; во-вторых, прорепетировать; в-третьих, желательно заранее узнать аудиторию, в которой предстоит выступать. Все это даст возможность оратору чувствовать себя более уверенно при непосредственном выступлении.

2. Вхождение в контакт. Чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды.

3. Концентрация и поддерживание внимания слушателей. Для того, чтобы поддерживать внимание аудитории, оратор должен: говорить выразительно; делать паузы; следить за реакцией слушателей на его информацию. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное вначале внимание будет быстро потеряно.

4. Аргументация и убеждение. При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае нельзя давить на противника. Это лишь усугубит и без того накаленную ситуацию. Лучше искренне улыбнуться и показать тем самым свою уверенность в себе и в своем мнении.

5. Завершение выступления. Здесь важно повторить основные мысли выступления. Так же обязательно выразить аудитории благодарность за внимание, готовность ответить на возникшие вопросы.

Однако сразу овладеть этими правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не зря Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите в совершенстве овладеть ораторским искусством, то практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!» Думаю, этот совет наиболее действенный, так как способствует приобретению опыта.

публичный выступление этика ораторский

Список литературы

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2003.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Минск, 2001.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Самара: АВС, 2001.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. - М.: Инфра, 2006.

5. Кузнецов И.Н. Деловой этикет, деловое общение. - М., 2006

6. Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2008.

7. Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. - Минск, 2000

8. Титова Л.Г. Деловое общение. Теория, практика, технологии. - М.: Юнити, 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2011

    Слушание как вид деятельности, эффективность речевой коммуникации и взаимопонимание. Факторы эффективности слухового восприятия и слушания публичного выступления. Цель, задачи, прогнозируемые результаты и коммуникативная компетенция участников общения.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие, структура и функции (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) делового общения. Этические и культурные требования, этапы подготовки и проведения публичного выступления. Установление контакта с аудиторией. Поза, жесты и мимика оратора.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основные правила и принципы публичного выступления. Одежда и внешний вид. Хорошие манеры. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза, жесты. Непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Как подготовить и провести выступление.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2004

    Общие принципы современных деловых отношений. Условия успешного проведения совещания и публичного выступления. Основные положения теории "человеческих отношений". Этические нормы, используемые в деловом общении с подчиненными, коллегами и руководителем.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Психологические аспекты переговорного процесса. Причины ведения спора подчиненных с руководителями. Основные положения методики эффективного слушания Атватера. Психологические основы публичного выступления. Основные принципы ведения делового спора.

    презентация , добавлен 06.01.2017

    Родоначальник философского экзистенцианализма. Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр. Выступления мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма. Буржуазная теория "искусство для искусства". Выражение эстетических взглядов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Деловое общение: структура, уровни, виды; функции: коммуникативная, невербальная, интерактивная, перцептивная. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории, этапы подготовки, способы установления контакта со слушателями; анализ речи.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Правила и приемы формирования положительного имиджа делового человека, связанные с речевым поведением. Вербальный имидж делового человека, как результат речевой самопрезентации. Правила подготовки публичной речи. Роль языка жестов в деловом общении.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Сущность и принципы делового общения - общения партнеров по бизнесу и руководителей с подчиненными в процессе их профессиональной деятельности. Этика как залог эффективности управленческой деятельности. Отношение руководителей и подчиненных в ОАО "ВТБ24".