Ядерная война древности - погибшие цивилизации. Версии и факты

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

«На заре индийской истории в долине реки Инд две тысячи лет существовала городская цивилизация. Ее называют Индской или Хараппской (по названию первого открытого города). Сейчас земли древней цивилизации субконтинента находятся на территории двух государств – Индии и Пакистана.»

В современной науке дискутируется вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Одни ученые предполагают, что ее основали выходцы из Месопотамии. Их оппоненты доходят до того, что утверждают противоположное: выходцы из долины Инда основали Шумер. Другие считают строителей Мохенджо-Даро представителями первой волны индо-европейских миграций на субконтинент.

Исследования второй половины XX века показали, что Хараппская цивилизация была результатом развития местных земледельческих культур. Городская цивилизация в долине Инда начала развиваться около 3300 года до н.э. После 2600 года до н.э. берет начало период Зрелой Хараппы. После 1900 года до н.э. начинается ее упадок, который продлился несколько веков и закончился исчезновением городов в долине Инда.

Крупнейшим городом Хараппской цивилизации был Мохенджо-Даро. Это название он унаследовал от названия местности в XIX веке – «холм мертвых». Мы не знаем, как называли город сами его жители.

История открытия

Честь открытия одного из крупнейших городов Хараппской цивилизации принадлежит индийцу. Этого человека звали Ракхал Баннерджи. Он родился в Западной Бенгалии, в небольшом городе Бахарампуре. Баннерджи окончил Колледж Президенси в Калькутте в 1907 году с отличием по истории. Ракхал продолжил свое образование и в 1911 году получил ученую степень по истории в Калькуттском университете.

За год до окончания университета молодой ученый начал работать в археологической секции Индийского музея Калькутты . Через год он принял участие в первых археологических раскопках.

До 1922 года Мохенджо-Даро был известен только плохо сохранившейся буддистской ступой. Баннерджи во время исследования местности обнаружил там кремневый скребок и предположил, что холм может иметь более древнюю историю. В 1922 году индиец начал раскопки.

Археологи нашли там печати с надписями на неизвестном языке, медные орудия и остатки древнего кирпичного города. Баннерджи предположил, что они обнаружили древнее поселение, которое предшествовало эпохе Маурьев.

В археологический сезон 1925-1926 годов раскопки в Мохенджо-Даро продолжились уже под руководством Джона Маршалла. Археологи нашли крупные жилые районы с хорошо построенными домами, прямые улицы, тонкие водостоки, кирпичный бассейн, который назвали «Большая баня». Во время раскопок обнаружили две знаменитые статуэтки – бюст «царя-жреца» и статуэтку танцовщицы.

Статуэтка танцовщицы представляет собой бронзовую фигурку обнаженной девушки. На ее левой руке имеются 25 браслетов, на правой – четыре. Статуэтка сделана из бронзы, время ее создание датируется XXVI веком до н.э. Через несколько лет археологи нашли в Мохенджо-Даро еще одну статуэтку танцующей девушки, которую датируют примерно тем же временем создания.

После находок в Мохенджо-Даро и других городах индологи начали пытаться дешифровать надписи на печатях. Исследователи пытались находить общее в знаках из долины Инда и надписях шумеров, минойцев, этрусков, хеттов, индийского слогового письма Брахми и даже письмен Ронго-ронго жителей острова Пасхи. Естественно, попытки не дали результата. Дискутировали о языке надписей из Мохенджо-Даро. Маршалл настаивал, что язык Хараппской цивилизации принадлежал к дравидийской семье.

В 1944 году в Индию приехал английский археолог сэр Мортимер Уилер. Его задачей было обучение нового поколения индийских археологов современным полевым методам. Когда Уилер впервые посетил Мохенджо-Даро, он обнаружил укрепленную цитадель города. В 1947 году, после отделения от Индии Пакистана, сэр Мортимер три года служил советником по археологии этой страны.

В 1950 году он вновь проводил раскопки в Мохенджо-Даро. Уилер завершил раскопки «Большой бани». На основании раскопок английский археолог сформулировал свою концепцию Индской цивилизации, которая долгое время была популярна и в науке, и в общественном сознании. По мысли сэра Мортимера Мохенджо-Даро и Хараппа были двумя столицами великого государства, во главе которого стояли цари-жрецы.

С 1980-х годов в Мохенджо-Даро начали проводиться раскопки командами из США, Германии и Италии в сотрудничестве с пакистанскими учеными. Их целью был пересмотр представлений, сделанных на основе прежних раскопок.

Появление Мохенджо-Даро

Вскоре после 2600 года до н.э., земледельческие поселения в бассейне Инда начали радикально менять свой облик. Развилась специализация ремесленников, появилась письменность, приморские города начали вести торговлю с азиатскими странами. Города выстраивали в соответствии с планом: они имели широкие улицы, дома из обожженного кирпича, оборонительные стены из глины и кирпича.

Высокий уровень грунтовых вод в месте расположения Мохенджо-Даро не позволяет археологам раскопать самые древние слои поселения. Большая часть раскопанных зданий относится к периоду Зрелой Хараппы.

Вероятно, Мохенджо-Даро был крупнейшим городом в ту эпоху. Он занимал выгодное положение между реками Инд и Восточная Нара. К северу от города располагалась Хараппа – второй по величине город Индской цивилизации, к югу – Дхолавира. Из Мохенджо-Даро шли дороги в нагорье Южного Белуджистана и долину реки Сарасвати. Город идеально подходил для контроля над коммуникациями всей долины Инда, и возможно именно для этого он был основан.

В цитадели города помещалась «Большая баня», резервуар, окруженный комплексом помещений. Сейчас этот комплекс считают религиозным, культ которого был связан с водой.

Облик города

Индский город был социальным, административным и религиозным центром окружающих земель. Предполагают, что основная часть горожан имела высокий уровень жизни. Центральное положение, размер и отдельные уникальные особенности заставляют некоторых ученых предполагать, что это был не просто город, а столица государства. Но других доказательств этому нет.

Мохенджо-Даро состоял из цитадели на западе и нижнего города на востоке. Их разделяла глубокая впадина. Для цитадели была подготовлена огромная платформа из песка и ила, укрепленная подпорной стеной из сырцового кирпича. Площадь цитадели была 200 на 400 метров. Ее отдельные структуры, такие как Большая баня, имели собственные платформы. Цитадель, как считают археологи, с самого начала строилась как единый комплекс.

Расположение цитадели в стороне от нижнего города заставляет предположить, что она возводилась, чтобы быть отдельной частью населенного пункта. Скорее всего, доступ туда контролировался стражей. На юго-восточном углу цитадели был вход в храм верхнего города.

Северо-восточная часть цитадели города находится под буддистской ступой и поэтому до сих пор не раскопана. Раскопки вокруг нее показывают, что на месте ступы стояли крупные здания. Южную часть цитадели занимал большой комплекс, в который входили зал с колоннами и, возможно, храм. Постройки этой части цитадели предназначались как для повседневной жизни, так и для общественных мероприятий.

Зал с колоннами предположительно использовался для общественных собраний. Исследователи нашли сходство между ним и залами для собраний в маурийской Паталипутре и монастырскими залами в буддистских монастырях. Этот зал был частью более крупного комплекса, возможно, дворца по типу резиденций правителей Ближнего Востока.

Самая известная постройка цитадели Мохенджо-Даро – «Большая баня». Ее назвали самым древним общественным резервуаром воды в древнем мире. Ее площадь составляла 11 на 7 метров, а глубина – почти два с половиной. Чтобы попасть в бассейн действовали две лестницы, а на одном конце резервуара помещалось отверстие для слива воды. Дно и стены резервуара были прочными благодаря глине, кирпичам и гипсу. Также стены укреплял толстый слой битума.

Предполагают, что Большая баня использовалась для проведения религиозных церемоний, во время которых проходило омовение участников. К северу от Большой бани стоял блок из восьми комнат с водными резервуарами, располагавшимися в два ряда. В каждой комнате была лестница, ведущая на верхний этаж. Предполагают, что в этих комнатах находились люди, обслуживающие Большую баню.

За блоком, отделенный от него улицей, располагалась так называемая Коллегия жрецов (College of Priests). Это было здание, состоявшее из множества маленьких комнат, нескольких внутренних дворов и одного большого внутреннего двора. У Колледжа было семь входов, поэтому предполагают, что он был связан с управлением городом.

Здание рядом с Большой Баней цитадели идентифицируют как зернохранилище. Но при раскопках здания не было обнаружено зерен, что делает спорным его идентификацию как житницы.

Нижний город тоже был возведен на искусственной насыпи – были обнаружены остатки ее подпорной стены. С севера на юг в городе пролегали три главные улицы и несколько второстепенных. Линии улиц отступали от ориентации север-юг не более, чем на два градуса. С востока на запад тоже пролегали улицы и переулки, которые делили Мохенджо-Даро на несколько кварталов. Главная улица города была шириной десять метров.

Дома в нижнем городе были двух- и трехэтажными. В них находилось по несколько комнат. У домов были внутренние дворы. Вход в жилище располагался в переулках, на широкие улицы смотрели только стены домов. Некоторые здания идентифицированы, как мастерские. На окраинах поселения были районы, в которых сосредотачивалась ремесленная деятельность. Около домов стояли небольшие кирпичные платформы, на которых в свободное время сидели и общались друг с другом жители города. Материалом для зданий Мохенджо-Даро был обожженный кирпич. Для дверей и оконных рам использовали дерево.

Одно из зданий нижнего города идентифицировали как храм, другое – как караван-сарай. В городе было около 700 колодцев. Такое число было связано с удаленностью Мохенджо-Даро от Инда. В соседней Хараппе было всего около 30 колодцев. Стоки канализации пролегали по центру улиц. Вдоль улиц росли деревья, которые дарили людям тень и возможно имели религиозное значение.

Внизу, вне искусственных холмов Мохенджо-Даро располагались пригороды. Самые крупные были к югу и востоку от города. Кроме жилых домов там находилась обширная промышленная зона.

Особенность большинства городов Индской цивилизации – невозможность точно идентифицировать общественные здания. Здесь сложно найти величественные храмы и дворцы, которые известны у других цивилизаций Древнего Востока. Некоторые дома нижнего города в Мохенджо-Даро имели внутренние платформы, которые должны были обеспечивать им внушительный вид. Другие дома имели сеть внутренних дворов.

Одно из зданий Мохенджо-Даро состояло из двух рядов помещений. Каждое из них включало две комнаты, разделенные перегородкой. В полу одной из комнат помещалась ванна. Предположительно, здание было гостиницей для купцов или чиновников, прибывающих в город.

Мохенджо-Даро занимал территорию более 250 гектаров, а его население оценивают от 40 до 100 тысяч человек. Шестиметровый искусственный холм поднимал город на высоту, которую не достигали воды разлившегося Инда.

Печати из Мохенджо-Даро

Вопрос о власти в городах Хараппской цивилизации дискутируется. Немногочисленные данные открывают возможность для самых противоположных толкований. С одной стороны, есть развитая система ремесленного производства, планировка городов, единообразие в артефактах. С другой стороны, отсутствуют такие признаки твердой единоличной власти как монументальные дворцы. Данные археологии не дают свидетельств о наличии у городов Инда сильных армий и полиции. Другие восточные цивилизации оставили дворцовые архивы. Возможно, архивные документы Индских городов были написаны на материале, который не пережил тысячелетия.

Главное свидетельство существования в Мохенджо-Даро политической структуры – печати. Квадратные артефакты из стеатита в большом количестве обнаружены в Мохенджо-Даро и других городах. Их находят на территории Шумера и Элама – земель, с которыми торговали города Инда.

Печати носили на шее. Чаще всего их находят вдоль дорог или в мастерских, где владельцы их теряли. Печати никогда не находили в могилах, вероятно, потому что печать была не личной вещью, а атрибутом должности. Оставляя пост, человек расставался и с печатью.

На печать помещали надпись и изображение. Пока не расшифрована хараппская письменность , надписи на печатях не могут быть прочитаны. Возможно, они сообщали имя и титул владельца, которому принадлежал товар. Самым популярным рисунком на печати был единорог. Около 50 печатей из Мохенджо-Даро и Хараппы содержали изображение быка. Еще реже можно найти изображения слона, антилопы и других.

Одни исследователи видят в рисунках родовые символы. По мнению других, это – символы городов. Единорог – знак Мохенджо-Даро, и преобладание таких печатей демонстрирует влияние этого города. Другая гипотеза – символ на печати отражает статус ее владельца и область его операций. За пределами долины Инда находят печати с быком. Вероятно, это был символ лица, занимающегося внешней торговлей.

Занятия

В Мохенджо-Даро производили одежду из хлопка. Хлопок выращивали в долине Инда и Белуджистане. Жители города использовали для его окраски индиго и корень марены. Ткани, выкрашенный при помощи марены в красный, были обнаружены при раскопках Мохенджо-Даро.

Жители Мохенджо-Даро использовали подъемные механизмы, чтобы добывать воду из рек и каналов. В городе сохранилось изображение такого устройства – вертикальный столб с ведром на одной стороне и противовесом на другой.

Как уже отмечалось выше, в Мохенджо-Даро было вырыто более 700 колодцев. Дома из десятилетия в десятилетие перестраивали, и уровень города поднимался. Колодцы тоже достраивали, чтобы они находились на том же уровне по отношению к мостовой. При раскопках старых улиц Мохенджо-Даро очищенные от векового мусора кирпичные колодцы возвышались над исследователями как башни.

Одни города долины Инда специализировались на одном ремесле, более крупные – были центрами многих ремесел. Ко второму типу относился Мохенджо-Даро . Потребности переселенцев и рыбаков стимулировали развитие водного транспорта. Глиняная табличка и печать, найденные при раскопках города, показывают, как могла выглядеть речная лодка. Это плоскодонка с каютой на палубе, напоминающая современные индийские плавучие дома. У нее были высокая корма и борта, два рулевых весла. Предположительно, лодки делали из связок камыша. Для каюты делалось четыре камышовых столба, на которые набрасывали ткань. Такие лодки могли легко ходить и по речному мелководью, и по морю. Но срок их жизни ограничивался несколькими месяцами.

На корме лодки, изображенной на табличке из Мохенджо-Даро, сидят две птицы. Предполагают, что их могли отпускать во время плавания, чтобы птицы указывали путь к суше.

Жители Мохенджо-Даро и других Индских городов широко использовали медь, которая шла на изготовление повседневных орудий труда. Вероятно, ее добывали на Индостанском горном хребте Аравалли. Спектральный анализ показал, что медные артефакты Мохенджо-Даро содержали никель и мышьяк. Эти элементы есть в меди Аравалли и регионов Омана, с которыми торговали древние индийцы. Скорее всего, местная медь была для Мохенджо-Даро основным, но не единственным источником. Из горных копей медь доставляли в город Кот-Диджи , а оттуда – в Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро обнаружены куриные кости. Ученые допускают, что куры могли быть одомашнены в этом регионе. Считается, что современные домашние куры происходят от птиц, одомашненных в Тайланде, но в долине Инда это могло быть сделано независимо от Юго-Восточной Азии. Возможно, жители города держали домашних уток. Но они точно продолжали охотиться на диких. Игровые фишки из Мохенджо-Даро украшают изображения уток.

В Мохенджо-Даро держали индийских серых мангустов. Возможно, индийцы использовали их для защиты от змей. На диких слонов охотились ради мяса и кости. Прирученных слонов использовали как рабочих животных. В городе делали произведения искусства из слоновой кости. Домашних верблюдов начали использовать в этих землях уже после упадка Мохенджо-Даро.

Окрестности города были полны древесиной, пригодной для строительства. В Мохенджо-Даро для стропильных балок использовали дерево дальберия сиссу. Тамариск использовали как топливо. Из палисандра, полученного из дальберии, делали мебель, инструменты, колеса телег, а также гробы. Для строительства зданий в Мохенджо-Даро привозили с возвышенностей сосны и гималайские кедры.

В вопросе обеспечения жителей питанием города были самодостаточными. Крупнейшие из них зависели от сельской округи. Но существовала и торговля продуктами питания, об этом говорят находки финиковых косточек в Моженджо-Даро.

Упадок

Последний период существования Мохенджо-Даро отличается упадком городской жизни. Дома строились плохо, жители пренебрегали гигиеной – приходила в упадок система канализации. Мертвых бросали в заброшенных домах или оставляли на улицах, вместо того чтобы проводить погребальные обряды. Большая баня перестала работать. Некоторые культовые статуи были целенаправленно уничтожены. Похожая картина была свойственна и других городам долины Инда.

Причину такого упадка Мохенджо-Даро видят в эпидемиях. Изучение скелетов из верхних уровней города показывает, что жители Мохенджо-Даро умирали от болезней, в частности – малярии. Мохенджо-Даро и другие города с их обилием воды в колодцах, резервуарах и емкостях для стока были идеальным местом для распространения малярии и холеры. Последние жители Мохенджо-Даро ютились в немногих ветхих жилищах.

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.

Две версии названия города: общепринятое и подлинное

В современной науке название «Мохенджо-Даро» давно стало привычным и неоспоримым, однако не приходится говорить о его подлинности. Именование, взятое из языка синдхи, буквально означает «холм мертвецов» и получило распространение лишь в середине ХХ века. Истинное же название города остаётся загадкой, но анализ письменных источников, обнаруженных в комплексе, даёт все основания полагать, что в период расцвета это поселение называлось «Куккутарма», что в переводе с местного диалекта означало «город петуха». Дело в том, что в Мохенджо-Даро был развит культ этой птицы, которая скорее служила ритуальным элементом, нежели пищей. Кроме того, вполне вероятно, что именно этот город был родиной разведения домашних кур.

История обнаружения древнего города у реки Инд

Почти 4 тысячи лет Мохенджо-Даро оставался неизвестным науке и мог совсем не оставить следа в истории, если бы не 37-летний индийский археолог Ракхал Дас Банерджи. Молодой учёный работал в Археологическом управлении Индии и занимался исследованиями в области древних культур Востока. В 1922 году он отправился к берегам Инда, так как узнал о расположенном там древнем буддистском строении. Прибыв со своей командой на место, он был поражён, обнаружив огромный комплекс, относящийся к более раннему периоду истории, чем предполагалось. В этом же году Банерджи привлёк к своему проекту Джона Маршалла, с которым они провели первые раскопки Мохенджо-Даро.


Уже на начальных этапах стала очевидной культурная связь поселения с другими городами-государствами этого периода. Планировка улиц, расположение культовых зданий и найденные артефакты подтверждали возраст Холма Мертвецов. Первые экспедиции и археологические раскопки были весьма интенсивными. На протяжении 40 лет группы учёных со всего мира приезжали к берегам Инда, чтобы найти как можно больше информации об уникальном поселении. К сожалению, лишь в 1960 годах стало известно, что существующие техники раскопок весьма грубы и повреждают хрупкий материал. Это обнаружение привело к ограничению работ на этой территории, кроме тех, что направлены на консервацию и сохранение уже открытых участков.

Таинственное разрушение


Как и любой древний город, Мохенджо-Даро привлекает внимание своими постройками, которые помогают лучше понять быт и мышление наших предков. Но один фактор делает это поселение куда более загадочным и интересным, нежели его соседи. Всё дело в том, что с первых дней раскопок учёными были обнаружены находки, которые в своей совокупности свидетельствовали о весьма странном событии, однажды произошедшем в селении. Примерно в XV веке до нашей эры на город обрушился катаклизм, вмиг уничтоживший всех его жителей. В пользу этой теории выступают сразу несколько факторов:

  • во-первых, все постройки поселения полностью или частично разрушены, но с одним любопытным нюансом: в центре города наблюдается наибольшая деформация, в то время как самые крайние дома имеют незначительные дефекты. Иными словами, город выглядит так, будто в его центр скинули какую-то бомбу, волны которой прокатились от центра к периферии Мохенджо-Даро;
  • во-вторых, все кирпичи, из которых возведены дома, выглядят так, будто их запекали при температуре в несколько тысяч градусов, но учёным не удалось обнаружить никаких приспособлений, которые могли бы так обрабатывать строительный материал. Кроме того, были обнаружены пласты стекла, плавка которого также требует недостижимых для человека того времени температур;
  • в-третьих, подобно Помпеям, на улицах Мохенджо-Даро были обнаружены останки людей, чьи позы скорее свидетельствуют о беззаботных прогулках, нежели о попытках побега от опасности.

Все вместе эти находки на протяжении десятилетий будоражат сознание как учёных, так и обычных туристов. Действительно, какая катастрофа могла привести к подобному уничтожению целого поселения? Все описания повреждений невероятно похожи на то, что было обнаружено в печально известных Хиросиме и Нагасаки, после того, как на них были сброшены атомные бомбы. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезы о существовании продвинутой индской цивилизации, которая могла использовать взрывчатые вещества и схожие технологии.

Кроме того, учёные приходят к выводу о том, что этот катаклизм был замечен жителями того времени и даже получил своё отображение в письменных источниках. Священные тексты индуизма содержат записи о «божественном огне», который обрушился на большой город, полностью истребив его население. Люди того времени усматривали в этом событии возмездие прогневавшихся богов, которое должно было служить предупреждением для соседних поселений.

Лестница на вершину

Культурные памятники и археологические находки

Но не только таинственное исчезновение города привлекает тысячи туристов в эти места. Уникальная планировка пространства даёт возможность ознакомиться с особенностями древнего градостроения, которое было чрезвычайно логичным и практичным. Вдоль идеально ровных улиц шириной в 10 метров расположены идентичные дома с плоскими крышами, которые одновременно выполняли функцию террас. Такому схематизму и идеальной стилистической целостности могли бы поучиться современные застройщики.

Кроме того, в центре города расположена огромная цитадель, которая, вероятнее всего, укрывала жителей во время возможных затоплений водами реки. Но наличие Инда приносило жителям больше пользы, чем неудобств. Так, Мохенджо-Даро – один из первых городов с невероятно развитой системой ирригации и водоснабжения. Учёными были обнаружены следы общественных туалетов и даже бань. Также на территории города расположен бассейн площадью в 83 кв. м., который использовался во время ритуальных действий и празднеств.

Может показаться, что добраться до такого города как Мохенджо-Даро непросто, но, к счастью, это не так. Всего лишь в одном километре от поселения расположен аэропорт, принимающий регулярные рейсы из других городов Пакистана. В зависимости от предпочтений, из терминала в комплекс можно добраться двумя способами:

Для тех же, кто хочет сэкономить средства или просто не любит лишний раз летать на самолёте, по региону курсирует поезд «Карачи-Кветта». Добравшись на нем до станции «Ларкана», остается лишь пересесть в автобус, который за 40 минут довозит пассажиров к стенам Мохенджо-Даро.

Ранее туристическая инфраструктура в этой местности была развита слабо. Обычно туристы выезжали к Мохенджо-Даро рано утром и, проведя в комплексе весь день, возвращались в Карачи - большой город с множеством отелей, пляжей и интересных культурных памятников. В последнее время ситуация стала меняться, правительство Пакистана начало проект по обустройству окрестностей древнего города-государства, и в ближайшее время туристы смогут ночевать в непосредственной близости к Мохенджо-Даро.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро