Киево-Печерский монастырь (Лавра). Хранительница благочестия

Сегодня речь пойдет о Киево-Печерской Лавре. Причем тут «Монастыри России», скажите Вы? Не смотря на то, что сегодня Украина является самостоятельным государством, границы святой Руси все так же едины, и не рассказать о Киево-Печерской лавре просто нельзя.

Киево-Печерская лавра - первый , о котором упоминается в « ». «Повесть временных лет» - первая русская летопись, автором которой является летописец Нестор. В своем труде Нестор описывал не только историю Руси, но и историю становления русской православной церкви. Летописец Нестор повествует о том, что у Иисуса Христа был ученик Иоанна Крестителя - Апостол Андрей. Когда Иисуса Христа распяли, Андрей решил стать странником и нести людям слово Божие.

Говорят, что Андрей добрался до Черного моря, потом пришел в Херсон, откуда пошел вверх по реке Днепру. Андрей плыл по Днепру с людьми, которые разделили его участь. Проплывая мимо места, где возникнет град Киев, Андрей сказал: «Вы видите вот эти горы? Здесь благодать Божия, здесь будет Великий город, с множеством церквей». В 1086 году в городе Киеве была построена церковь святого Андрея Первозванного.


Дальше описывает, что примерно в эти же годы около Киева, в небольшой собственноручно вырытой пещере, поселился монах Антоний, пришедший в эти места из монастыря на Афонской горе. Прошло немного времени, и слава монаха разлетелась во многие соседние поселения. Вскоре к монаху Антонию присоединились еще люди, принявшие монашеский постриг. Рядом с пещерой Антония, они рыли себе кельи, которые соединялись друг с другом коридорами.

Сообща, монахи вырыли себе что-то вроде храма, в котором совершали молитвы. Прошло десять лет. Монах Антоний искал для себя уединения, и в итоге перебрался на другой холм, где опять вырыл себе келью. Первые монашеские пещеры стали именоваться - дальними пещерами, позже получили название ближних. Число монахов живших с Антонием неуклонно росло. Однажды, князь киевский Изяслав Ярославич пожаловал монахам всю гору, в которой те строили кельи.

На вершине горы был построен храм, который назвали Печерский. Этот храм положил начало монастырю, имя которого сегодня известно всем православным - Киево-Печерская лавра. После постройки храма, пещеры стали играть в жизни монахов меньшую роль. В основном в них хоронили братьев обители, которые окончили свой жизненный путь на земле. Они делали углубления в стенах до двух метров, куда хоронили братьев. Вход либо замуровывали, либо закрывали деревянным щитом. Так продолжалось многие годы.


На горе, на свежем воздухе росла и крепла новая обитель. А в земле, в пещерах росло число захороненных усопших монахов Киево-Печерской лавры. В одной из пещер Киево-Печерской лавры захоронены останки героя земли русской, русского богатыря Ильи Муромца. Над останками героя, висит икона с его изображением. В изголовье Ильи Муромца надпись: «Илья из ».

В конце своего земного пути Илья Муромец стал монахом Киево-Печерского монастыря, и в 1203 году погиб во время обороны города от орд половцев. Летопись по поводу смерти Ильи Муромца молчит, но историки считают, что именно все так и было.

Говорят, что Киево-Печерский монастырь стали именовать Киево-Печерской лаврой именно во времена Ильи Муромца. В греческом языке есть слово «лавра», на русский это слово переводится, как улица. Киево-Печерский монастырь напоминал большое поселение, похожее на улицу. С тех пор его и стали именовать Киево-Печерской лаврой.

При жизни былинного героя в лавре были построенные главные его достопримечательности - величавый каменный Успенский Собор и Троицкая надвратная церковь. В 18 веке, в 1718 году, в Киево-Печерской лавре произошел сильный пожар, уничтоживший многие монастырские постройки. Не пощадила напасть и каменный Успенский Собор, который в итоге пришлось перестраивать. После восстановления, каменный Успенский Собор лавры значительной увеличился в размерах, стал 7-ми купольным.

В 18 веке Киево-Печерская лавра представляла собой крупнейший центр православной культуры. Площадь монастыря достигала 30 гектаров, количество храмов, находившихся на территории лавры, достигло 23га. На сегодняшний день, более полутора сотен монахов Киево-Печерской лавры причислены к лику святых православной церковью. Во многом благодаря лавре, Киев частенько именовали новым русский православным Иерусалимом.

20 век принес русскому народу много горя, страданий и разочарований. Не обошли неприятности и Киево-Печерскую лавру, в 20-ых годах она была закрыта. Во время немецкие оккупанты взорвали каменный Успенский Собор. Монастырь не работал, но после долго перерыва, в 1988 году, в пещерном храме Феодосия состоялась церковная служба, которая была приурочена к дате 1000-летия крещения Руси.

После падения советской власти, Киево-Печерская лавра возобновила свою работу. Сегодня, любой православный паломник может насладиться красотой и величием Киево-Печерской лавры, сыгравшей большую роль в развитии русской истории и православия на Руси.

Согласно древнему Преданию Церкви, святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути» . Так, вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов апостола.

В 1051 г. в стольном граде Киеве во время княжения Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святого Илариона Промыслом Божиим начала свое существование Киево-Печерская Лавра. Чудесным повелением Царицы Небесной, явившейся в видении духовнику преподобного Антония на далекой Афонской Горе, и благословением самого преподобного Антония была устроена обитель, ставшая неисчерпаемым источником благодатной молитвы.

Скоро высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.

После перевода преподобного Варлаама настоятелем в построенный князем Изяславом Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия (†1074) - как самого кроткого, смиренного и послушного. Когда в монастыре было уже около 100 монахов, преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы переписать Студийских устав и принести его в Киев. Задание было выполнено. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним - один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.

Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.

Укрепляя первых Печерских иноков и назидая на их примере всю Русь, не так давно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих.

Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь, затворники отличались высокой нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.

Многие Печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедывало язычество. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.

С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную «Повесть временных лет». В первой четверти XIII в. в монастыре было создано уникальное произведение - «Киево-Печерский Патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского.

Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.

Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники, в силу своего суеверия (они почитали божества различных религий), проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались.

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, «по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения ».

В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, исповедовал первоначально языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине XIV в. постриг «…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»

Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине XIV в. постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле - Авнежский монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).

В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко некоторые русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 г. монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.

К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. И новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так с именем Елисея Плетенецкого связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часословец» (1616-1617 гг.). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский, составляет «Жития святых», которые и поныне являются любимым чтением христиан.

С 1786 г. Киевские и Галицкие митрополиты были одновременно настоятелями (священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре был наместник - как правило, иеромонах или игумен, позднее - архимандрит. Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств.
Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещая Лавру, цари так же как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке. Романовы передавали в дар обители лично либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.

Среди дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский (погребенный в Успенской церкви) и князь Потемкин, гетман Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами. Даже простолюдины, при своем весьма скромном достатке, считали христианским долгом пожертвовать Лавре часть сбережений.

При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница. До восьмидесяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней кряду. И так на протяжении десятилетий!

Как и прочие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы «В память о чудесном спасении священной жизни Государя-Императора Александра II 4 апреля 1866 года».

В 1860 г. в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 г. она принимала на обучение до 130-140 детей.

Существенными были пожертвования Лавры и других крупных монастырей в годы русско-японской и первой мировой войны.

Как видим, Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Свидетельство тому - щедрые подарки царствующих особ с сопроводительными документами «…о дарении в ознаменование особого расположения к Обители за труды и молитвы братии Лаврской во имя спасения душ человеческих».

Многие именитые люди хотели, чтобы после смерти их погребли на Лаврском кладбище. Подобное завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Однако после смерти Шереметьева, последовавшей в Москве, по повелению Петра I тело покойного доставили не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга. На Рождественском кладбище Лавры, в Большой Успенской церкви, на территории обители покоились многие выдающиеся деятели России и Украины, в том числе дочь упоминаемого Б. П. Шереметьева - Наталия (в монашестве - Нектария) Долгорукая. Нелегкая судьба этой женщины была у всех на слуху многие годы. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 1757 г., 43-х лет от роду). Деятельный человек, образованная женщина, она принимала участие в восстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Скончавшаяся 3 июля 1771 г. монахиня Нектария с подобающими княгине и подвижнице почестями была погребена в Лавре.

В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают: первый киевский митрополит Михаил, князь Федор Острожский, Елисей Плетенецкий, свт. Петр Могила, Иннокентий Гизель, десятки других выдающихся деятелей отечества.

После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению.

Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор.

В конце 50-х годов под усилением давления партийно-политической системы заповедник превращается в рассадник атеистической пропаганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы Антония и Феодосия.

В 1961 г. решением вышеназванных органов действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации в 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны.

В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.

Среди многочисленных достопримечательностей Подмосковья, Троице-Сергиева лавра, фото которой вы найдете в данной статье, занимает особое место.

Здесь, согласно преданиям и летописям, происходили значительные перемены в духовной жизни России, что отразилось не только в совершенно уникальном облике монастыря, расположенном на территории Сергиева Посада, но и в природном ландшафте этого края.

Это место приковывает к себе особое внимание, никого не оставляет равнодушным благодаря особой духовной ноте, пронизывающей природу, архитектуру, образ жизни и мышление людей, населяющих эти места.

Вконтакте

История монастыря

Город Сергиев Посад, в котором расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра, является одним из крупнейших городов Подмосковья, туристическим и паломническим центром региона.

Он начинает знаменитый туристический маршрут Золотого Кольца и это не случайно – именно из этих мест произрастает русская духовность, мудрость и любовь к Богу.

Обитель во времена преподобного Сергия Радонежского

Жемчужина русской земли – Троице-Сергиева Лавра ведет свои истоки с середины XIV века. Здесь жил и проповедовал великий святой Сергий Радонежский.

Родителями Сергия были знатные бояре, которые желали дать сыну хорошее образование. В семь лет Варфоломей – именно так был назван при крещении Сергий, был отправлен учиться, но чтение и науки ему не давались. Часто искренне он обращался к Богу с просьбой о разуме к чтению. И просьба осуществилась – однажды отрок встретил старца-инока, который благословил его и одарил частицей просфоры в знак Божьей благодати. С тех пор грамота давалась намного легче.

Приняв постриг в двадцать три года, Варфоломею было дано имя Сергий. Он вел добродетельную и тихую жизнь в дремучих лесах. На холме, около реки Кочуры, с помощью других братьев-монахов, был построен первый храм обители – Троицкий.

Вести о Сергии распространились по округе – к нему стали съезжаться за молитвой и поддержкой иноки и простые люди. Не один раз община отражала набеги татар. Постепенно поселение разрослось, около древнерусского города Радонеж вырос небольшой посад. По просьбам духовных братьев, продолжая вести добродетельную и суровую монастырскую жизнь, Сергий был наречен первым игуменом скита, названного Троицкой обителью.

Это интересно: Сергий Радонежский оказал существенное влияние на русскую историю. С его благословения князь Дмитрий (впоследствии Донской) одержал победу в Куликовской битве в 1380 году. Русь, находящаяся в это время под татаро-монгольским игом и наполненная междоусобными распрями князей, нуждалась в духовном единении, в надежде. Особый настрой Троицкой обители и духовное наставление Радонежского сделали надежды на возвращение русской земли и ее единение более зримыми.

Молитвы Сергия осознавались как чудесные, и вести о нем растекались, привлекая к монастырю паломников и духовников. Возрастает число его учеников, впоследствии почти каждый из них основал монастырь, поддержав идею единства русской земли, духа и православия.

Умирая, Сергий передал обитель в 1392 году своему ученику – Преподобному Никону, который сохранил дух и настрой обители, а также прославился как выдающийся строитель этого красивейшего монастыря.

XV-XVI века – возведение каменных построек

В XV-XVI веках монастырь существенно разросся. Его центром стал Троицкий Собор, расположенный на месте первой деревянной церкви, построенной еще при жизни Сергия. Собор является выдающимся памятником древнерусского зодчества – фрески писал Андрей Рублев и иконописцы его круга.

Троицкий собор

В соборе хранятся святые мощи Преподобного Сергия. Собор стал одной из первых каменных построек обители, позже к нему присоединились Никоновский храм с мощами Преподобного Никона, Серапионова палатка со святыми мощами последующих после Никона настоятелей монастыря, частицей мощей Андрея Первозванного, нательным крестом Сергия Радонежского и другие святыни.

Псковские зодчие возвели в обители одноглавую церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Сегодня это один из древнейших сохранившихся храмов – памятник древнерусского зодчества периода раздробленности Руси. Это церковь, имеющая краткое название Духовская, хранит мощи Антония Радонежского, ставшего игуменом монастыря по благословению Серафима Саровского.

Пятиглавый храм Успения Божьей Матери

По распоряжению Иоанна Грозного в обители был заложен и построен пятиглавый храм Успения Божьей Матери – самый грандиозный храм в архитектурном облике Лавры. Его прообразом стал Успенский собор Московского Кремля.

Интересный факт: под внушительными стенами Успенского собора расположен храм Всех Святых – это подземный храм для монахов Лавры. С западной стороны собора можно увидеть усыпальницу семьи Бориса Годунова, оставившего значительный след в русской истории.

Вплоть до середины XVI века окружающие обитель стены были деревянными. За десять лет, с 1540 по 1550, возводятся новые, кирпичные стены с башнями для отражения боевых ударов. Монастырь стал напоминать крепость, стал неприступной духовной обителью. Внутри монастыря по-прежнему кипела духовная жизнь, он стал крупнейшим православным центром того времени.

Развитие в период XVII — начала XVIII века

Смутное время рубежа XVI-XVII веков только доказало нерушимость обители. Польские войска в течение 16 месяцев не могли взять монастырь, обороняемый монахами и небольшим военным гарнизоном. Монастырская жизнь при этом не была нарушена – шли службы, совершались таинства. Однако события Смутного времени вынудили монахов увеличить толщину стен почти в два раза.

Царский паломнический дворец – Чертоги

Начиная со времен Сергия Радонежского, монастырь являлся местом паломничества царей. Сюда приезжали за советом и размышлением Иоанн Грозный, Борис Годунов. В Новое время эта традиция не нарушается. Отстраивается новый царский паломнический дворец – Чертоги, вставший вместо царских палат Иоанна Грозного, возводятся Больничная и Трапезная палаты, различные корпуса, Ризницы.

Продолжается храмовое строительство. В конце XVII века на площади перед Успенским собором возводится Надкладезная Часовня, установленная над чудотворным источником, Трапезная палата и Трапезная церковь, надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Интересная информация: монастырь практически во все времена оказывал не только духовную поддержку русским государям, но и вносил в российскую казну существенную часть дохода. Так, деньги на ведение Северной войны Петр I заимствовал именно из Свято-Троицкой обители.

Монастырь продолжает оставаться свидетелем русской истории – здесь в 1682 году, во время Стрелецкого мятежа, скрываются царевна Софья с царевичами Петром и Иоанном, здесь решается судьба российского престола и государем Руси становится Петр I.

Середина XVIII века – правление императрицы Елизаветы Петровны

Правление Елизаветы I приводит к восстановлению былой славы обители. Дочь Петра I любила посещать эти места, сопровождая свои приезды пышными праздниками и фейерверками.

Именно Елизавета I издала указ в 1744 году о переводе Свято-Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде в наивысший статус лавры. Это подчеркнуло значение обители в духовном ландшафте России, подтвердило его центральное место в жизни православных.

Михеевский храм

По велению императрицы в обители возводятся новые храмовые постройки – Смоленская церковь, Михеевский храм, Митрополичьи покои, знаменитая пятиярусная колокольня.

На Соборной площади в конце XVIII столетия устанавливается обелиск, отмечающий заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры перед Отечеством. В этот период лавра продолжает осознаваться как духовный оплот Отечества.

Начало ХХ века – судьба во время революции

Вплоть до 1917 года жизнь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно назвать активной – в ней осуществлялась духовная и образовательная миссии, она была крупнейшим паломническим центром царской России.

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия. Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Конец ХХ века – начало реставрации

Свою духовную деятельность лавра возобновила в 1946 году, став одновременно художественно-архитектурным заповедником и монастырем. В советское время она совмещает монастырскую жизнь с жизнью музея, принимая туристов и паломников.

С 1970-х годов здесь проводятся Соборы, ставшие новым этапом к возрождению активной духовной жизни обители. Уже к 40-м гг. ХХ века архитектурные сооружения сильно обветшали.

После окончания войны начинается крупнейшие реставрационные работы по восстановлению архитектурно-художественного наследия Лавры, занявшие более 30 лет. В 1993 году Лавра вошла в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Современная жизнь обители

Лавра сегодня – это разветвленная система, основывающаяся на монастырском укладе. Она включает в себя один из крупнейших на территории России мужской монастырь, духовную академию, семинарию, иконописную и регентскую школы, паломнический центр с гостиницей и трапезными, мастерские и многое другое.

На территории работает крупнейшее православное издательство, ведется богословская работа. При этом лавра практически круглосуточно готова принимать посетителей, организуются местные и выездные экскурсии, богослужения и проповеди.

Жизнь обители и культурного заповедника освещает официальный сайт , раскрывающий полную информация о сфере деятельности, особенностях приема паломников и пр. Существенную роль в лавре отводят духовно-просветительской работе – это заметно и при живом посещении, и после знакомства с сайтом.

Достопримечательности

Троице-Сергиева Лавра сохранила большое количество уникальных шедевров зодчества XV-XVIII вв.

Собранные в одном месте, они наглядно иллюстрируют исторические эпохи и архитектурные стили.

На территории лавры находится более тридцати сооружений, каждое из которых имеет значительную художественную и историческую ценность. Обратимся к главным архитектурным жемчужинам лавры.

Троицкий собор

Этот белокаменный однокупольный собор – древнейшая храмовая каменная постройка ансамбля, возведенная в 1422-1423 гг. вместо деревянной церкви, освещенной преподобным.

Его структура полностью соответствует церквям этого периода: стены храма завершаются килевидными закомарами с кокошниками. Шлемовидный купол устроен на высоком барабане в форме башни с узкими окнами. Лаконичным узором монохромного орнамента украшаются стены храма.

Особого внимания заслуживает интерьер Троицкого собора. Он представляет собой инженерную новацию того времени, создан с нарушением традиционных древнерусских канонов в пользу идеи устремленности ввысь.

Изначально фрески собора были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым, однако в XVII веке они были закрыты и переписаны.

Иконостас представляет огромную художественную ценность – над его созданием работали иконописцы рублевской школы вместе с ее основателем. Этот прекрасный светлый иконостас состоит из 40 икон стал первым на Руси многоярусным.

Возьмите на заметку: священная рака для мощей Сергия выполнена из серебра с золочением, над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано Анной Иоанновной, во второй трети XVIII в.

Для него Андреем Рублевым в 1422 году была написана «Троица», которую сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее. Главное сокровище собора – гробница со святыми мощами преподобного и некоторые его вещи.

Успенский собор

Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

Колокольня

Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.

Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.

В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.

Малые церкви и другие сооружения

Буквально все, что являет собой архитектура Лавры, представляет значительную художественную ценность.

Надкладезная часовня

На Соборной площади перед Успенским Собором стоит Надкладезная часовня, установленная здесь в память о чуде исцеления. Инок Пафнутий, молившийся около местного источника, прозрел. Источник и сегодня можно увидеть в часовне, летом его вода выводится под сень над крестом.

Интересна Смоленская церковь, где находится чудотворная икона Смоленской Божьей матери. Этот храм впитал в себя стилистику русского барокко и классицизма. Эта церковь – еще одно свидетельство чуда исцеления. Впечатленная этим, Елизавета Петровна приказывает основать храм. Росписи и внутреннее убранство церкви относится к XIX в.

Самобытны каменные укрепления Сергиевой лавры.

Изначально они были деревянными, но реконструировались в кирпичные. Их длина составляет более километра, толщина – 3,5 м, высота – до 6 м. Стены венчали 12 башен с различными боевыми возможностями. Благодаря укрепительным сооружениям, монастырь не один раз становился крепостью, защищая не только монахов, но и жителей Сергиева Посада.

Башни – Красная, представляющая собой главный вход в лавру, Пятницкая, Луковая, Водяная, Келарская, Пивная являются достаточно крепкими оборонительными сооружениями, имеющими разную архитектуру.

Информация для туристов: название башен крепостной стены Лавры связано не только с именами святых. Многие имена были даны благодаря бытовой жизни монастыря. Луковая башня именовалась так из-за близости к огороду. Пивная – за близость пивоварен, Плотничья – за близость столярных мастерских.

Особое значение имеют Митрополичьи покои, где сегодня останавливается Патриарх Московский и всея Руси.

Примечательна Надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, сооруженная на пожертвования семьи Строгановых. Этот образец архитектуры Нарышкинского барокко конца XVII столетия поражает красочностью и изяществом форм, однако он не один раз подвергался перестройке. Сегодня храм отреставрирован, ему придан первоначальный облик.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

Мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского

Кратко перечислим важнейшие:

  • святые мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского;
  • его вещи, которые использовались при богослужениях – сосуды, посох игумена, частицы монастырского облачения;
  • нательный крестик преподобного;
  • чудотворная икона Божьей матери Смоленской;
  • частичка мощей Андрея Первозванного;
  • святые мощи настоятелей монастыря Серапиона, Иоасафа;
  • мощи преподобного Антония Радонежского;
  • первая рака преподобного Сергия;
  • мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского;
  • гробницы патриархов всея Руси Алексия I (Симанского) и Пимена (Извекова) и многие др.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Заповедник является центральной точкой Сергиева Посада. Доехать до него можно на электричке – от Ярославского вокзала. На рейсовом автобусе – от Щелковского автовокзала. Время пути до обители от авто- и железнодорожного вокзала не превышает 15 минут.

Где остановиться

Паломникам предлагается отдых в гостиницах на территории Лавры (мужчины могут разместиться бесплатно в странноприимном доме), остальным посетителям предлагаются гостевые дома и гостиницы в непосредственной близости от святых мест – от 5 до 15 минут пешей ходьбы.

Правила поведения на территории Лавры

Вход на территорию бесплатный. Небольшие пожертвования при входе приветствуются.

Входя на территорию Лавры, необходимо соблюдать простые правила, общие для всех православных. Женщинам рекомендовано приходить в скромной закрытой одежде, закрывающей тело, с покрытой головой. Необходимо отказаться от брюк, шортов, коротких юбок, яркого макияжа. Мужчины при входе в обитель снимают головные уборы.

На территории работают трапезные и монастырские лавки с постной кухней и выпечкой.

Расписание служб

Основные службы в будние дни:

5.30 – общий молебен у мощей преподобного Сергия;

6.15, 6.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы.

Панихиды – после ранней и поздней литургии:

9.00, 13.00 – заказные молебны (кроме понедельника);

17.00 – соборный молебен с акафистом Божьей Матери (пятница) – Троицкий собор;

С 8.30 до 20.30 – молебны с акафистом преподобному Сергию – Троицкий собор.

Исповеди проводятся до 10.30 в Иоанно-Предтеческом надвратном храме.

Воскресные и праздничные дни:

17.00. – всенощное бдение;

5.30, 6.30, 8.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы;

с 5.00 до 6.15 и с 8.30 до 20.30 – молебны преподобному Сергию – Троицкий собор;

17.00 – соборный молебен с акафистом преподобному Сергию (воскресенье) – Троицкий собор.

Исповеди проводятся до 7.30 и после окончания всенощного бдения в Иоанно-Предтеческом храме.

Уже несколько столетий Троице-Сергиева Лавра привлекает паломников и посетителей. Еще во времена ее основателя сюда стекались люди за поддержкой и защитой. Сегодня Лавра одинаково приветливо встречает всех гостей – от любопытствующих до тех, кто стремится прийти сюда с молитвами.

Посетив лавру, можно окунуться в атмосферу неспешной искренности, глубоких раздумий, почувствовать или вновь обрести самого себя. Ведь именно здесь многие века люди ощущали наиболее тесную связь с Богом.

Смотрите интересное видео о Троице-Сергиевой Лавре:

11 августа 1337 года преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позже ставший Троице-Сергиевой лаврой. Лавра – один из духовных центров России. О чем бы мы ни говорили – о событиях ее истории или о чудесах – мы вспоминаем всю историю России.

Огненный столп

Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».

Стена-призрак

Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.

Подземные дороги

Истории о подземных ходах есть у любого монастыря или замка. Доподлинно не известно, правда ли то, что от Троице-Сергиевой лавры под землей раньше шли большие туннели к ближайшим скитам и монастырям (говорят о Хотьковском Покровском монастыре, пустыни Святого Духа Параклита, Гефсиманском и Черниговском скитах и др.). Об их ширине и высоте сообщается удивительное: по ним могла проехать тройка лошадей, а две телеги могли разъехаться). Есть свидетельство, что во время Великой Отечественной войны по одному из ходов в Черниговский скит доставлялось оружие и продовольствие. Ученые-этнографы настаивают на существовании таких ходов, но никаких работ по их поиску и расчистке пока не ведется.

Целебные источники

Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.

Монахи-воины

История святых монахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябли поистине чудесна. Это уникальный случай, когда монахи участвовали в войне – ведь монахам это категорически запрещается. Их житие сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского, иноками Троице-Сергиева монастыря, тогда ещё не бывшего лаврой. Перед началом Куликовской битвы князь Дмитрий отправился за благословением к преподобному Сергию, праведнику и чудотворцу. К большому удивлению всех, отец Сергий не только благословил князя на битву, но и дал ему двух монахов, хорошо владевших оружием. А перед битвой он постриг их в великую схиму – высший монашеский чин. Великой схимой еще называют монашескую одежду схимников с изображением креста. Идя в бой, Пересвет снял с себя все доспехи, оставшись только в схиме. Исследователи говорят, что это был тактический ход, однако верующему человеку, конечно, видится в нем и символический смысл.

Спасение мощей преподобного Сергия

Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания.
Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.

По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский , положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий , ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы . Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии . Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты - костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в году были торжественно перенесены в построенную в году Великую Успенскую Церковь , мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до г. При нашествии орд Батыя , ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике . На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко) , бывшим с января г. настоятелем, а с г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ г.). В письме, датированном июлем г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары , cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского) , находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе . Киево-Печерская Лавра в г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в г., после оккупации немцами Киева . Вторично была закрыта в г., в период так называемых хрущевских гонений. С года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года .

Статистика

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры , а на самом южном возвышении – в Дальние . Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша , правнук Ярослава Мудрого.

Главный храм Киево-Печерской Лавры – находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца , каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая , основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, - это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в - гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, - ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в - гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в – гг. Степаном Ковниром . Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора , трапезной и ризницы . В г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

Церковь во имя Всех Преподобных Печерских – второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в г в качестве братских келий . В г. на втором этаже была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия . В г. над колодцами были возведены часовни .

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери « », окруженный со всех сторон крепостной стеной. В - гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы . Около г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в г. на средства родственника гетмана Мазепы , белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии . На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в – гг. по типу надвратных Степаном Ковниром . Высота колокольни 41 м.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества - Богородичного храма. Этот каменный храм в г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы . На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного .

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Южные ворота
  23. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  24. Вход в Ближние пещеры
  25. Колокольня на Ближних пещерах
  26. Дебоскетовская (опорная) стена
  27. Аннозачатиевская церковь
  28. Церковные лавки
  29. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  30. Колокольня на Дальних пещерах
  31. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  32. Галерея Ближних пещер
  33. Галерея Дальних пещер
  34. Церковь Воскресения Христова
  35. Липа преподобного Феодосия
  36. Конференц-зал, 45-й корпус
  37. Хозяйственные ворота
  38. Церковь в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
  39. Киевская Духовная Академия и Семинария
  40. Гостиница для священников
  41. Гостиница для паломников
  42. Часовня над источником преподобного Антония
  43. Часовня над источником преподобного Феодосия
  44. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  45. Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте"

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 - ?)
  • прп. Варлаам (1052 - 1062)
  • прп. Феодосий (1062 - 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 - 1078)
  • прп. Никон (1078 - 1088)
  • Иоанн I (1088 - 1103)
  • свт. Феоктист (1103 - 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 - 1124)
  • Тимофей (1124 - 1131)
    • Акиндин (1124 - 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 - 1141)
  • Феодосий II (1142 - 1156)
  • Акиндин I (1156 - 1164)
  • Поликарп I (1165 - 24 июля 1182)
  • Василий (1182 - 1197)
  • Феодосий III (1198 - 1203)
  • Акиндин II (1203 - 1232)
  • Поликарп II (1232 - 1238)
  • Агапит I (1238 - 1249)
  • свт. Серапион (1249 - 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Давид (упом. 1377)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Никита (упом. 1399)
  • Никифор (упом. 1416 - упом. 1434)
  • Прп. Игнатий (1435/1436 - 1438)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 - ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 - 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I
  • Феодосий IV (1480 - 16 марта 1486)
  • Филарет (упом. 23 апреля 1494 - ?)
  • Сильвестр I
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет, повторно (упом. 1500 - 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 - 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 - июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 - 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 - 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 - 1541)
  • Вассиан III (1541 - упом. 1544)
  • Иосиф (1550 - 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 - 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)