Когнитивная сфера в ранней взрослости. (3)

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: . В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память . Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение . Человек может представлять то, чего не существует, а также , исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание . Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает : если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие

результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.

Рис. 1.1 . Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

«Неудача» бихевиоризма 1 . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов - это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Восприятие . Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Экспериментальные исследования восприятия помогли идентифицировать многие из элементов этого процесса. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

При изучении восприятия были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, т.к. порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала .

Распознавание образов . Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Следует обратиться к проблеме чтения. Чтение - это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем.

Внимание . В жизни люди сталкиваются с несметным количеством признаков окружения. Хотя люди - это существа, собирающие информацию, очевидно, что при нормальных условиях они тщательно отбирают количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Способность к переработке информации ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном.

Память . В результате исследований были впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику У. Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен.

*** Материалы, полученные при исследовании памяти и внимания, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо – одна информация, а в левое – другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознавания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память.

Воображение . Построение человеком мысленного образа, когнитивной карты.

Язык . При межличностном взаимодействии осуществляется построение грамматически правильных предложений и подбор соответствующих слов из лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

Психология развития . Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Мышление и формирование понятий . На протяжении жизни люди проявляют способность к мышлению и формированию понятий.

Человеческий интеллект . Он включает, но не ограничивается этим способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры. В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта.

Одной из основ психогенеза личности является познание и преобразование человеком мира, который его окружает. Собственным опытом, успехами и ошибками, радостями и горем человек формирует в себе модель мира, которая является центральной частью его психической жизни. Эту модель обычно описывают в виде взаимодействия таких крупных блоков, как психические функции, структура ценностей, цензура и система психологической защиты - барьеров.

Когнитивная, то есть познавательная сфера личности имеет принципиальное нагрузки в плане построения модели мира. Среди познавательных процессов выделяют ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, внимание. Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения процессов познания, однако в реальной психической жизни все эти процессы слиты, едины и зависят от структуры и содержания личности человека, его мотивов, глобальной цели и тому подобное.

Человек осуществляет познавательную деятельность, ибо она активно ставит перед собой цель, старается ее достичь. Познание не является пассивным процессом, оно всегда сопряжено с преобразованием познанного. В познании различают две ступени - так называемого чувственного отражения и отражение абстрактно-теоретического. К первой степени относятся ощущения, непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Физиологически эти знания обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы.

Ощущения, восприятия и представления существуют как у человека, так и у животных. Однако эти формы чувственного отражения у них не тождественны. Труд и речь сформировали специфически человеческие ощущения и восприятия, отличающиеся содержанием, физиологическими механизмами и месту в процессе познания. У животных это, как правило, высшая форма ориентировки, а у человека - начальная форма познания.

Вторая ступень познания - логическое познание - присуще только человеку. К нему относятся мышление и воображение. Мышление базируется на чувственном познании и протекает в форме образов, так и понятий, выделяя существенные связи предметов и явлений. Воображение заключается в создании образов объектов и процессов, которых человек не воспринимала, которые, возможно, не существуют в окружающей среде. Мышление и воображение являются основой специфически человеческого познания, преобразовательной функции человеческого интеллекта, продуктивности и творческой деятельности личности.

в Целом структуру когнитивной сферы личности можно показать графически (рис. 8).

Рис. 8. в

Психические процессы образуют структуру интеллекта человека, хотя понятие интеллектуальной сферы личности значительно шире, нежели когнитивной. Интеллект как понимание, розсудок, постижение разумом представляет собой систему умственных операций с образами, символами, знаками, объединенную определенным когнитивным стилем и стратегией решения задач, умственную способность, способности, одаренность. Поэтому интеллектуальную деятельность связывают прежде всего с відображувальною и регулятивной деятельностью, которая заключается в способности эффективно решать задачи, учиться использовать накопленный опыт для решения новых и ф о лем, лучше приспосабливаться к новой ситуации. Эти способности в значительной мере обусловлены функциями мышления" в частности логического, устойчивого внимания, оперативной памяти, а также восприятия, воображения, интуиции, познания нового и реализации его результатов.

Интеллект как познавательная деятельность человека органически сочетает в себе как уже приобретенный опыт (знания, умственные навыки и умения), так и способность дальнейшего самостоятельного приобретения и творческого применения на практике. Поэтому обе эти категории не могут рассматриваться без учета способностей и определенной одаренности человека, его умственной работоспособности, умение творчески решать новые задачи, проницательности, сообразительности, любознательности, речевой совершенства

Большое значение в интеллектуальных способностях имеет соотношение теоретического и практического, логического и образного компонентов. Интеллектуальные операции и опыт в основном связаны с реальными предметами и действиями с ними или с их символическими определениями. Интеллектуальная деятельность опирается на работу левого (словесно-логического) полушария головного мозга или правого (образно-конструктивной)" то предоставляет ей индивидуальной специфичности, определяет рациональный, імажинативний или наглядно-действенный преимущественный способ познания, определенный когнитивный стиль, а их взаимодействие обеспечивает целостность відображувальної деятельности, актуализацию творческого потенциала личности.

Интеллект-весьма сложное интегративное психическое явление, включающее в свою структуру ряд познавательных процессов и их результативных элементов. Но он не может быть сведен к одному из них, например, мышления, воображения, памяти или опыта. Так, мышление тесно связано с интеллектом, но интеллект и мышление не тождественны. Часто можно заметить снижены познавательные возможности при сохранении розсудкової деятельности (анализа, синтеза, суждений) и мисленнєвого процесса как такового. Большой запас знаний (эрудиция) - важное свойство интеллекта. Однако нельзя оценить ум человека только значительным объемом знаний, потому что сама эрудиция еще не определяет всего интеллекта.

Итак, интеллектуально-творческая, когнитивная сфера личности обеспечивает динамическое отражение действительности и ЕЕ преобразование, формирование опыта, построение модели мира, регуляцию деятельности. В этой сфере специфически взаимодействуют психические процессы, обеспечивая единый поток целостной сознательной відображувальної и преобразовательной продуктивной деятельности.


Рис. 1.1. Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная нейронаука. Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у неврологов данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях.

Восприятие – область исследований когнитивной психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов.

Распознавание паттернов – область исследований когнитивной психологии, изучающая особенности восприятия стимулов внешней среды. Предполагается, что они воспринимаются не как единичные события, а как часть более значительного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Воспринимающий должен так организовать эти сами по себе не имеющие смысла стимулы, чтобы построить осмысленный образ (например, чтение).

Внимание. В нормальных условиях человек тщательно отбирает количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет.

Способность человека к переработке информации ограничена на двух уровнях – сенсорном и когнитивном. Если человеку навязывается слишком много сенсорных признаков, или если он пытается обработать слишком много событий в памяти, у него может возникнуть «перегрузка». Последствием этого может оказаться сбой в работе.

Сознание. Сознание определяют как текущую осведомленность о внешних или внутренних обстоятельствах.

Память. При изучении кратковременной и долговременной памяти когнитивные психологи выявляют их структуру и процессы, а также разрабатывают концепцию семантической организации памяти.

Репрезентация знаний. Основой всего человеческого познания является репрезентация знаний: как символически представлена информация и как она сочетается с хранящимися в мозгу данными. Эта часть познания имеет два аспекта: концептуальную репрезентацию знаний в сознании и способы хранения и обработки информации в мозге. Одна из проблем, с которыми люди сталкиваются в процессе общения друг с другом, состоит в том, что мир они воспринимают по-разному. Несмотря на эти различия между репрезентациями знаний, большинство людей действительно испытывают и изображают переживания достаточно схожими способами, чтобы успешно жить в этом мире.

Воображение. При изучении воображения ученые выявили, что люди часто строят мысленный образ окружения, который имеет форму когнитивной карты, т. е. своего рода мысленной репрезентации. Человек способен извлечь из этой когнитивной карты значимые признаки, расположить их в осмысленной последовательности и преобразовать эти образы в языковую информацию. Это позволяет другому человеку построить сходную когнитивную карту.

Язык. Знание языка подразумевает знание правильных названий для ориентиров и знание синтаксиса языка, т. е. правил расположения слов и связей между ними. Кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующих слов из своего лексикона, человек должен координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения своего сообщения.

Психология развития – в этой области знания когнитивных психологов интересует, как развиваются когнитивные структуры.

Мышление и формирование понятий. Данная область исследований включает в себя изучение формирования понятий, процессов логики, принятия решений и решения задач.

Человеческий и искусственный интеллект. Человеческий интеллект включает в себя способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры. Искусственный интеллект – специальная сфера компьютерных наук, нацеленная на моделирование познавательных процессов человека. Основной вопрос, стоящий перед данной областью исследований: может ли «совершенный робот» имитировать человеческое поведение?