Магическое мышление. Избавление от магического мышления пострадавших (страдающих) от абьюза

Приветствуем вас, приверженцы теории заговоров, па­ра­нор­маль­но­го и мис­ти­чес­ко­го! Сегодня речь пойдёт про магическое мышление. Вы узнаете, что это такое. Почему люди верят в теории заговоров. Как их распознать. С чем кор­ре­ли­ру­ет вера в па­ра­нор­маль­ное. И то, как вести диалог с при­вер­жен­ца­ми эзотерики. А для того, чтобы вы могли пе­ре­про­ве­рить ре­ле­вант­ность пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на научные ис­сле­до­ва­ния мы собрали в ис­точ­ни­ках . Но прежде, чем начать, следует сказать, что мы не пытаемся никого оскорбить или задеть чьи-то чувства. Речь идёт ис­клю­чи­тель­но о том, почему эзотерика не может пре­тен­до­вать на объек­тив­ность.

Магическое мышление – это убеждённость в том, что сим­во­ли­чес­кие действия или мысли могут влиять на объек­тив­ную реальность . Но мы в данном случае будем рас­смат­ри­вать магическое мышление в более широком смысле. А именно в качестве про­ти­во­пос­тав­ле­ния магического мышления на­уч­но­му способу познания объек­тив­ной ре­аль­нос­ти. При этом нас интересует выяснить то, с какими пси­хи­чес­ки­ми рас­строй­с­т­ва­ми кор­ре­ли­ру­ет магическое мышление, как его распознать и как вести диалог со сто­рон­ни­ка­ми па­ра­нор­маль­но­го. И следует сразу сказать, что вера в па­ра­нор­маль­ное кор­ре­ли­ру­ет с ши­зо­ти­пи­чес­ким , и об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­с­т­ва­ми .

Важно так же понимать, что магическое мышление часто коррелирует со слабыми ана­ли­ти­чес­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми . А поскольку защищать свои убеждения человека сти­му­ли­ру­ет мозг , наивно было бы пред­по­ла­гать воз­мож­ность «на­хож­де­ния истины в споре». Ровно потому, что убеждения в су­щест­во­ва­нии па­ра­нор­маль­но­го являются не столько следствием познаний человека, сколько пос­лед­с­т­ви­ем осо­бен­нос­тей его психики . И именно поэтому такие люди часто склонны принижать значение или отрицать саму воз­мож­ность научного познания мира . При том, что они пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать неудобные факты и заострять вни­ма­ние только на той ин­фор­ма­ции, которая им им­по­ни­ру­ет .

Как распознать «думающего человека»

Во-первых, стоит поменьше слушать женщин. Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Дей­с­т­ви­тель­но, среди женщин больше людей, склонных к магическому мышлению . Впрочем, как и людей с пси­хи­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми. Например, женщины чаще болеют , . Поэтому нет ничего уди­ви­тель­но­го в том, что стра­да­ю­щий человек с большей лёгкостью может стать жертвой мо­шен­ни­ков или других доб­ро­со­вест­но заб­луж­да­ю­щих­ся людей. И именно поэтому, вне за­ви­си­мос­ти от половой при­над­леж­нос­ти, к магическому мышлению склонны одинокие, социально не­а­дап­ти­ро­ван­ные, нес­част­ные и болеющие не­из­ле­чи­мы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми люди .

Во-вторых, магическое мышление, конечно же, коррелирует с низкими ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми . Вот почему склонность верить в теории заговора часто обус­лов­ле­на не только пси­хи­чес­ки­ми, но и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми пот­реб­нос­тя­ми . Человек просто пытается удов­лет­во­рить свою пот­реб­ность в понимании окружающей дей­с­т­ви­тель­нос­ти. И, кроме того, теория заговора способна оправдать его соб­с­т­вен­ные неудачи злой волей мо­гу­ще­с­т­вен­ных иных . И тут не важно, кто это. Это могут быть «реп­ти­ло­и­ды», евреи, «крем­ле­бо­ты» и кто угодно другой. Зна­че­ние имеет подмена объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких процессов влиянием все­мо­гу­щест­вен­ных иных .

Как распознать магическое мышление

Теория заговора была выбрана неспроста! И да, именно теория заговора кремлеботов. Ровно потому, что, во-первых, в истории дей­с­т­ви­тель­но встре­ча­ют­ся заговоры , и, во-вторых, потому что заговор крем­ле­бо­тов является ак­ту­аль­ной и рас­прос­т­ра­нён­ной теорией. В связи с чем очень многие люди верят в то, что жизнь резко изменится в случае замены пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра или какого-то другого чиновника. Причём, не важно, в лучшую или худшую сторону. Важна сама вера в роль личности в истории. Пер­со­на­ли­за­ция объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов. Их подмена злой волей лич­нос­тей. Это отличный пример рас­прост­ра­нён­но­го в обществе ва­ри­ан­та магического мышления. Но давайте обо всём по порядку!

Как распознать теорию заговора? Ведь, дей­ст­ви­тель­но, в истории встре­ча­ют­ся заговоры , . Например, в 1944 году был ор­га­ни­зо­ван и неудачно осу­щест­в­лён заговор по свержению на­цист­с­ко­го пра­ви­тельст­ва. Причём далеко не все заговоры ста­но­вят­ся дос­то­я­ни­ем об­щест­вен­нос­ти сразу. Например, заговор пра­ви­тель­с­т­ва США по слежке за соб­с­т­вен­ны­ми граж­да­на­ми в Ин­тер­не­те был раскрыт спустя дос­та­точ­но долгое время . И логично пред­по­ло­жить, что какие-то заговоры так и остались тайной группы за­го­вор­щи­ков. Это дей­с­т­ви­тель­но так! Но это никоим образом не под­т­вер­ж­да­ет адек­ват­ность теорий заговора в целом. Потому что они не просто до­пус­ка­ют воз­мож­ность заговора в том или ином кон­крет­ном случае, а подменяют роль объек­тив­ных причин вза­и­мо­дей­с­т­вия ин­ди­ви­дов ролью их злого умысла.

Отличительными же чертами теорий заговоров являются презумпция виновности, не­фаль­си­фи­ци­ру­е­мость, пред­взя­тость спе­ци­а­лис­тов и про­ти­во­пос­тав­ле­ние «офи­ци­аль­ной точке зрения» . Например, когда речь идёт о , то сразу пред­по­ла­га­ют, что аме­ри­кан­цы на Луну не летали, запись сняли в па­виль­о­не, а спе­ци­а­лис­ты сго­во­ри­лись и врут. При этом, как в случае с , любят про­ти­во­пос­тав­лять себя «офи­ци­аль­ной науке». Либо, приводить аргументы от незнания. Причём не только в от­но­ше­нии не­раз­га­дан­ных тайн, как, например, в случае , но и в отношении прос­то­го незнания оп­по­нен­та. Они пред­по­ла­га­ют, что если их оппонент чего-то не знает, то это является од­но­знач­ным до­ка­за­тель­с­т­вом в пользу их гипотезы. А это, естественно, не так!

Почему заговор кремлеботов – это чушь?

Во-первых, следует сказать, что представители правящего класса, ес­тест­вен­но, выражают, прежде всего, интересы своего класса. Во-вторых, кон­к­рет­ные чиновники могут вступать в сговор с другими людьми для ре­а­ли­за­ции своих личных интересов. Но пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти чи­нов­ни­ков и вера в роль их личности, а так же обвинение любого оп­по­нен­та в том, что он «крем­ле­бот» – это верные признаки теории заговора. Мо­гу­щест­вен­ные иные – есть. Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти – есть. Отрицание влияния объек­тив­ных факторов – есть. Спор не с фактами, а с позицией – есть. Именно поэтому «нужно по­ме­нять пра­ви­тель­с­т­во и создать хо­ро­ший ка­пи­та­лизм, а кто не согласен, тот крем­ле­бот». Хотя на самом деле нужно менять со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния в обществе, то есть «правила», а не людей, играющих по ним.

Другие признаки магического мышления

Во-первых, это апелляция к утерянному знанию древних, которое «мы не в сос­то­я­нии понять», и од­но­вре­мен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние сов­ре­мен­ных научных данных по этому вопросу . Во-вторых, защита соб­с­т­вен­ных фантазий, об­ра­ще­ни­ем к ор­то­док­саль­нос­ти науки . Например, любят приводить в пример Га­ли­лея, от­с­та­и­вав­ше­го ге­лио­цен­т­ри­чес­кую модель , споря с ор­то­док­саль­ной ка­то­ли­чес­кой цер­ковью. При этом забывая, что гипотеза Га­ли­лея была ос­но­ва­на на хороших наб­лю­да­тель­ных фактах, а гипотеза влияния небесных тел на судьбу не вы­дер­жа­ла экс­пе­ри­мен­таль­ной проверки . И поэтому, в третьих, как уже го­во­ри­лось выше, хорошим приз­на­ком магического мышления яв­ля­ет­ся вы­бо­роч­ное иг­но­ри­ро­ва­ние неудобных фактов .

В четвёртых, попытка фальсификации противоречащих их убеждениям теорий пос­ред­с­т­вом бес­ко­неч­ных вопросов . Но нужно понимать, что «нез­на­ние не является фаль­си­фи­ка­цией. Не­зна­ние – это причина искать ответ»! В пятых, об­ра­ще­ние к анекдотам . Когда человек пытается оп­ро­вер­г­нуть объек­тив­ные научные данные, по­лу­чен­ные в конт­ро­ли­ру­е­мых ис­сле­до­ва­ни­ях, обращаясь к личному опыту. Например, плохому са­мо­чувст­вию после вак­ци­на­ции или от­рав­ле­нию , или, наоборот, по­ло­жи­тель­ным опытом . И вот тут следует ещё раз привести главный признак магического мышления – про­ти­во­пос­тав­ле­ние своей точки зрения «офи­ци­аль­ной науке» .

Как спорить с приверженцами магического мышления?

Никак! Как уже было показано выше, магическое мышление является след­с­т­ви­ем не набора знаний, а сос­то­я­ни­ем психики, обус­лав­ли­ва­ю­щим желание про­ти­во­пос­та­вить себя «офи­ци­аль­ной точки зрения», при­об­щив­шись к тайному знанию, по­вы­ша­ю­ще­му са­мо­о­цен­ку человека и вну­ша­ю­ще­му ему веру в спо­соб­ность решить все свои проблемы, пос­ред­с­т­вом познания некоторой ми­фи­чес­кой истины. Поэтому спорить с при­вер­жен­цем магического мышления бес­по­лез­но! Его в худшем случае нужно лечить, если это какая-та пси­хи­чес­кая травма, а в лучшем случае – обучать и соз­да­вать воз­мож­нос­ти для ре­а­ли­за­ции его умст­вен­ных и духовных спо­соб­нос­тей не в рамках фантазий, а в рамках ма­те­ри­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний.

Магическое мышление в определенной мере, является, с одной стороны, результатом нарушения процесса деидеализации, и защиты от угрожающей действительности, с которой не выстроены надежные связи, с другой.

Магическому мышлению характерны завышенные нереалистичные ожидания, как от себя, так и от других людей. Магически мысля, человек хватается за идею всемогущества, вместо того, чтобы укреплять связь с реальностью. Источником многих негативных психологических состояний, таких как агрессия или депрессия, является именно магическое мышление. Не зарываясь в историю, изучаемого вопроса, которая несомненно интересна и имеет большую ценность, попытаюсь кратко описать суть феномена и его эффектов.

В качестве главного источника магического мышления можно назвать экзистенциальное одиночество в раннем опыте ребенка и недостаток опыта доверительных контактов с другими людьми (прежде всего с матерью).

Формальные отношения с другими усложняют дифференциацию собственного образа и образа других людей. В этом случае вместо человеческой сложности существует два крайних и примитивных, связанных с такими же недифференцированными аффектами, образа – хороший и плохой, беспомощный и всемогущий.

В качестве еще одного источника может быть названа материнская сверхвключенность , выражающаяся в чрезмерной слежке за потребностями ребенка и стремлением удовлетворять еще до того, как ребенок самостоятельно осознал и выразил эти потребности.

При таких «предвосхищяющих» коммуникациях формируется ожидания, что люди способны видеть, понимать твои потребности, догадываться о желаниях и состояниях, без каких либо сообщений с твоей стороны.

Магическое мышление нередко выражается и в идее собственного всемогущества, например, в представлениях о силе возможностей собственных мыслей и действий, которые могут непосредственно влиять на события. В таких феноменах выражается потребность в контроле и власти, компенсирующая характерное этим людям состояние собственной беспомощности.

Люди с преобладанием тревожного аффекта и соответствующим ему избегающим поведением мучимы мыслями, о том, что другие люди способны узнать об их «никчемности», прямо и непосредственно увидеть их внутреннюю ничтожную суть и станут смеяться и издеваться над ними. Такие люди испытывают затруднения в межличностных контактах, ввиду того, что чувствуют себя выставленными в наготе своего позорного убожества на всеобщее обозрение. Таким образом, тревога магии мышления склоняет человека к уединению, избеганию контактов и отношений.

Нередко может возникать параноидная настроенность – «меня используют, узнают мои мысли, я потеряю контроль и пр.». Часто, можно встретить убеждение: «Если некто враждебен по отношению ко мне, то он способен силой своих мыслей повредить мне, разрушить что-то ценное, дорогое сердцу». Так радующаяся мать, сын которой поступил в институт, не распространяется об этом важном событии, так как зависть других людей может все испортить.

Ипохондрические страхи также связаны с магическим мышлением, в этом случае часто можно столкнуться верой в порчу, сглаз и в сверхъестественную силу собственных предчувствий.

У пограничных и нарциссически организованных личностей, со свойственным им аффектом ярости, с легкостью возникает агрессия и даже всеобъемлющая ненависть, если их потребности не были угаданы и что-то идет не так, как они ожидали. В этом случае магическое мышление проявляется в убежденности, что другой человек все знает относительно их желаний и намерено не удовлетворяет их из враждебных, издевательских мотивов. Эти чувства могут проявляться по отношению к близким людям, которые чего-то не смогли предугадать (не подарил цветы, не позвонил и пр.). У пограничной личности в близких отношения постоянно происходят скандалы, причиной которых становятся такие мелочи как: не позвонил, не догадался, не подумал, и т.д. Такие личности убеждены, что другой человек должен заботиться об их удобствах и знать о том, как их создать таким образом, чтобы создать абсолютный комфорт. Близкие такого человека становятся жертвами его магического мышления, постоянно попадая под упреки и недовольство. Попытки «поговорить», «обсудить» успехом не увенчиваются, так как незыблемым, не поддающимся коррекции убеждением магического мышления, является убежденность, в том, что «ты сам (а) должен (а) был (а) понять, догадаться, увидеть, почувствовать и пр.».

Аналогичные чувства, от раздражения до ярости могут проявляться и по отношению к психотерапевту, который вместо того, чтобы быстро догадаться обо всем и скорее помочь, докучает и донимает расспросами.

Магическое поляризованное мышление выражается в фантазиях о собственном всемогуществе, которые обычно отличают нарциссических личностей. Так, часто вместо построения реалистичных планов, связанных с карьерным ростом, или профессиональным самосовершенствованием, постепенного погружения в какое-то дело, могут иметь место постоянные метания или вовсе отказ от деятельности.

Главный соблазн магического мышления и один из мощных секретов его власти состоит в возможности обрести все и сразу вместо долгой и упорной работы, исход которой не никогда не гарантирован. Магическое мышление искушает, а отрыв реальности увеличивается. Человек все больше и больше находится в плену иллюзий и фантазий.

Магическое мышление затрудняет реалистичное отношение и к процессу психотерапии. Такой клиент ждет, что психотерапевт, взмахнув волшебной палочкой, поможет ему повысить свою эффективность до уровня своих желаний и не способен осознать, что именно в нереалистичности его желаний и коренятся истоки его жизненного коллапса. Клиент такого типа твердо уверен, что существуют методы и средства, с помощью которых психотерапевт может превратить его в героического сверхчеловека. Часто именно магическое мышление, заставляет таких клиентов ходить от терапевта к терапевту, обесценивая одного за одним, когда они не оправдывают его магических упований. С этим тесно связана, концепция «материальных мыслей» и построение не ее основе различных «психотехник» исполнения желаний и взлома барьеров. Например, существует очень известная методика, когда люди становятся в круг, крепко держащихся за руки. В центре круга стоит один человек, задача которого вырваться из круга. Предполагается, что таким способом человек учится взламывать внутренние преграды и вырываться на свободу. Это магическое упование на освобождение: Если я делаю это, выполняя ритуал, то решу и реальные сложности своей жизни. Этот метод на самом деле разработан для того, чтобы человек почувствовал себя освобожденным и свободным. Однако если человек на не прочувствует той боли, которая его ограничивает на деле то подобный ритуал может способствовать кратковременному сбросу напряжения, который вряд ли затронет жесткую систему защит.

Это же касается различных аффирмаций и созданий картин будущего. Так, девушка длительное время создающая различные успешные «картины будущего», в один момент, узнав об успешной жизни своей бывшей одноклассницы, сначала впала в ярость, а затем в субдепрессивное состояние от вторжения «картины реального настоящего».

Обсессивно-компульсивному типу личности характерна большая потребность во всемогущем контроле, который является своеобразным щитом от тревоги. Подавленная агрессия или сексуальное желание, которые направлены на близких, не осознаются в силу их непереносимости для сознания. Тогда они находят свое выражение в беспокойстве, что с ними самими и их близкими может произойти что-то ужасное. Собственным мыслям и действиям приписывается магическая сила – если плохо подумаю, то мои близкие могут заболеть, умереть, погибнуть и пр., но если при этом, по дороге на работу, сосчитаю десять автомобилей красного цвета, смогу предотвратить это.

Формула «все ясно без слов» трансформируется в перманентную проекцию на окружающих своих тревог, враждебности и потребности во всемогущем контроле и удовлетворении потребностей, что сказывается на качестве межличностных контактов и порождает в них множество проблем и конфликтов.

Когда-то давно, когда я еще был подростком, глубокой ночью я смотрел одну из частей фильма ужасов «Кошмар на улице вязов». И вот юноша-инвалид, который уснул и во сне подвергся нападению Фредди Крюгера, встал со своей инвалидной коляски, превратился в могущественного мага и поразил страшного маньяка чудесными молниями.

В реальной жизни нам тоже часто хочется фантазировать о том, что в сложной ситуации мы вдруг встаем во весь рост, расправляем наши плечи, возглашаем громким голосом могучие заклинания, хлопаем в ладоши, ударяем тяжелым посохом по земле, взмахиваем волшебной палочкой, и в результате выходим победителем, попираем врагов и посрамляем обидчиков.

Но могут ли подобные фантазии стать явью? И, если могут, то в чем секрет: в раскрытии собственных скрытых ресурсов? В чудесной трансформации? В расширении сознания? В пробуждении кундалини? В раскрытии чакр? В обретении магических сил (как бы они не назывались)? Или же весь секрет в реалистичном взгляде на сложную ситуацию и качественном анализе наших возможностей и ограничений, наших сильных и слабых сторон, причем таком анализе, который сопровождается эффективными действиями, совершаемыми в реальном мире, а не в воображении, астрале или мыслях?

В той серии «Кошмара» маньяк-убийца отмахнулся от магических молний, взял новоявленного мага за горло, сказал «прости, сынок, я не верю в магию», рассмеялся и убил инвалида. А как в реальной жизни? Что происходит с людьми, которые возомнили себя магами?

На самом деле, жизнь зачастую гораздо менее драматична, чем кино, а современные «маги» могут прожить свою жизнь, так и не поняв, что всю жизнь обманывали сами себя и играли в бирюльки. С другой стороны, известно много случаев, когда магическое мышление приводило к разрушению семьи и карьеры или вообще не давало человеку ни найти работу, ни создать семью, делало человека рабом секты, вгоняло в сумасшествие, и даже доводило до самоубийства.

Поэтому давайте разберем магическое мышление насколько это возможно подробнее.

Фактически магическое мышление во всех его многочисленных формах и аспектах сводится к одному простому заблуждению:

желать, значит, получить желаемое .

Отсюда все прочие магические по своей сути установки:

  • мы притягиваем то, о чем думаем;
  • с нами происходит то, чего мы боимся;
  • вселенная предназначена для того, чтобы исполнять наши желания;
  • мысли материальны;
  • если вы чего-то сильно захотите, это у вас появится;
  • секрет не в том, что мы делаем, а в состоянии ума, в котором мы это делаем;
  • мысли как миллионер и станешь миллионером;
  • и т.д. и т.п.

И если такое когнитивное искажение, как наивный реализм сводится к формуле «что я вижу, то и есть», то магическое мышление сводится к формуле «что я хочу, то и получу» или «о чем я думаю, то и произойдет». Причем тут имеется и обратная форма: «чего я не хочу, то и произойдет», «чего я боюсь, то и случится».

В рамках магического мышления мы постоянно видим воздействие наших желаний на действительность, но на самом деле мы всего лишь принимаем желаемое за действительное. Мысля магически, мы обманываем сами себя, создаем для себя иллюзорный мир. И подобно тому, как фокусник не является магом, магическое мышление не позволяет нам познать истину, а лишь создает для нас разнообразные иллюзии.

Но при всех проблемах и ошибках, которые порождает магическое мышление, его притягательная сила очевидна:

  • не кто-то управляет моей судьбой, моей жизнью, а я сам!
  • пусть я источник своих собственных проблем, но все-таки я источник !
  • именно Я влияю на то, что со Мной происходит!

Да, искушение магического мышления еще сильнее, чем искушение змея книги Бытие: змей говорил «будете как боги», а магическое мышление нашептывает «ты уже Бог!»

Ну, или не Бог, а маг. Или еще не маг, но скоро будешь. Просто измени что-то внутри себя, начни мыслить позитивно, займись визуализациями и медитациями, пройди через чудесную трансформацию, получи посвящение и сразу обретешь магические способности, получишь в руки контроль над собственной судьбой и штурвал собственной жизни.

И даже если в случае магического мышления будет идти речь о том, что мы не осознаем наших мыслей и желаний, о влиянии подсознания, вытесненных воспоминаний, подавленных желаний и неосознанных мотивов, льстивая колыбельная магического мышления все равно весьма эффективно будет убаюкивать наш разум, раздувая наше Эго и подлизываясь к нашему Я.

Конечно, все эти идеи, которые, с одной стороны, удовлетворяют нашу потребность в контроле, в предсказуемости, с другой стороны, базируются на когнитивном искажении под названием «иллюзия контроля».

Причем мы не только подвержены магическому мышлению сами по себе, нас еще и специально магическому мышлению обучают. Тысячи гуру, экстрасенсов, целителей и прочих внушают нам на все лады, что наши мысли материальны, что с нами происходит именно то, о чем мы думаем, что чем ярче мы визуализируем наше желание, тем быстрее мы получим то, чего хотим, что всякие там позитивные аффирмации («я богат! я успешен! я популярен у женщин!») на самом деле могут привести нас к успеху.

По сути, магическое мышление - это вера в магию. Причем в современном мире, к сожалению, магия, алхимия, шаманство мимикрируют, они научились прикидываться наукой, авторскими методами, научно обоснованными технологиями и даже медициной и психологией. Так что если вы верите в различные современные формы магии, такие как гомеопатия, народная медицина, сыроедение, цигун, экстрасенсорика, соционика, НЛП, биоэнергетика, трансерфинг реальности, психотерапия и пр., то вы подвержены магическому мышлению.

Кстати, магическое мышление - это частный случай так называемого драматического мышления . В рамках драматического мышления мы оцениваем происходящее с нами сюжетно, упрощенно, эмоционально. При этом одни взаимосвязи просто не принимаются во внимание, другие - предельно упрощаются, одни факторы, влияющие на ситуацию, гиперболизируются, выпячиваются, тогда как другие (как правило, этих факторов большинство) игнорируются.

Мыслящий драматически человек подобен рыбаку, который рассказывая небылицы о том, как выловил большую рыбу, насыщает свой рассказ неожиданными поворотами сюжета, описывая подробности, которых не было, и умалчивая о вполне обыденных моментах, которые реально имели место.

Действительно, объяснять, например, свое заболевание нездоровым образом жизни скучно. В этом нет захватывающего сюжета. В рамках такого описания нельзя выйти за рамки повседневной действительности. Ну курил человек много лет подряд, ну ел жирную жареную пищу, ну вел малоподвижный образ жизни, ну выпивал при каждом удобном случае, что тут необычного?

Гораздо увлекательнее считать, что внезапное ухудшение здоровья связано с тем, что кто-то навел порчу, сглазил, что высшие силы подают знак о необходимости двигаться дальше по пути духовного роста. А уж если повезло, и болезнь отступила, то конечно, объяснять это спонтанной ремиссией или регрессией к среднему тоже как-то скучновато, да и не знают люди о таких явлениях.

И тогда возникает вполне себе интересный сюжет для низкопробной беллетристики:

«однажды я заболел, понял, что на меня навели порчу и решил освоить способы энергетической защиты, и сейчас я полон сил, здоровья и получаю деньги, обучая других людей тому, как защищаться от темных искусств».

«однажды я заболел. Я понял, что это знак того, что дальше так жить нельзя. Я обратился к оккультным трудам, много читал и в результате стал вегетарианцем и принял буддизм. И теперь я счастлив и духовно росту каждый день».

И это еще хорошо, если сюжеты столь радужны, болезнь проходит, а увлечение эзотерикой не приводит к разрушению семьи, карьеры и здоровья, к попаданию в секту, к суициду. А ведь такое тоже нередко происходит с теми, кто привык мылить магически.

Но насколько правильные выводы можно сделать с помощью магического мышления? Соответствует ли действительности все то, что нам нашептывают всевозможные гуру, учителя силы мысли, наставники по чудесной трансформации?

Очевидно, что человек, подверженный магическому мышлению подобен Дон Кихоту, который борется с безобидными мельницами, думая, что это драконы. Но под влиянием магического мышления мы не только направляем наши усилия в пустоту, мы еще и не направляем их туда, куда их стоило бы направить. Мы не только не видим настоящих причин наших проблем, но и считаем причиной наших проблем то, что такой причиной не является, и то, что вообще не существует.

Скажу больше, в этом мире практически нет проблем, которые можно решить по щелчку, простым взмахом волшебной палочки или приемом волшебной таблетки. Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, носят системный характер, являются многофакторными и многоаспектными. Более того, многие из них в принципе нельзя решить. Но нам не хочется рассматривать все эти факторы, анализировать все эти аспекты, нам не хочется смириться с неизбежным и принять реальность, нет, нам хочется все упростить, сгладить, и, главное, нам хочется избежать наказания и других закономерных последствий нашего собственного поведения.

Если, например, мы всю жизнь не прислушивались к предупреждениям Минздрава о вреде курения и заработали в результате какое-нибудь хроническое легочное заболевание, то нам гораздо легче будет поверить в какой-нибудь чудодейственный метод доктора Коновалова, чем признать, что мы сами по собственной глупости и слабоволию нанесли непоправимый вред нашему собственному здоровью.

Еще тяжелее, конечно, принять тот факт, что целый ряд проблем со здоровьем являются неизбежными следствиями закономерного старения организма. И тут снова приходят на помощь различные современные маги: гуру омолаживания, народные целители, экстрасенсы, специалисты по психосоматике, йоги, шаманы.

Конечно, стремление в любой ситуации искать выход, не сдаваться, искать решение похвально, но магическое мышление вам найти выход не поможет, мысля магически, вы сделаете неверные выводы и примите ошибочное решение. Магическое мышление собьет вас с верной дороги и заведет в тупик или заманит в безвылазную топь. Магическое мышление бросит все ваши силы на борьбу с ветряными мельницами и отвлечет ваше внимание от настоящих драконов.

Так что не тратьте вашу жизнь на веру в магию, не теряйте свое время на магическое мышление, смотрите на мир реалистично, смело взгляните в лицо обстоятельствам и постарайтесь решать свои проблемы, не ища легких путей и хитроумных приемов, не пытаясь обмануть реальность и, самое главное, не вводя в заблуждение самого себя.

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

… Магическое мышление является фундаментальным аспектом мышления ребенка. – Zusne and Jones

По словам антрополога д-ра Phillips Stevens Jr, магическое мышление включает в себя несколько элементов, включая веру в взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей. Магическое мышление видит особые силы во многих вещах, которые рассматриваются как символы. По словам Стивенса, “подавляющее большинство народов мира … верит, что есть реальные связи между символом и референтом и что существуют реальные и потенциально измеримые потоки энергии между ними”. Он считает, что есть нейробиологические основы для этого, хотя конкретное содержание любого символа зависит от культуры. (Некоторые символы являются универсальными, например, яйцо, огонь, вода. Правда, яйцо, огонь или вода не вседа символизируют одно и то же во всех культурах.)

Одним из движущих принципов магического мышления является представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь не поддается научному испытанию (закон подобия). Еще одним движущим принципом является убеждение, что “вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены” (закон подражания) (Фрейзер; Стивенс). Как пример – мощи святых, которые передают духовную энергию. Или сыщики – экстрасенсы, которые утверждают, что могут получить информацию о пропавших без вести людях, касаясь вещи, которая принадлежит человеку (психометрия). Или экстрасены, который утверждают, что могут читать мысли вашей собаки, глядя на ее фотографию. Еще один яркий пример – морфический резонанс Руперта Шелдрейка. По совпадению, Шелдрейк тоже читает собачьи мысли.

По мнению психолога Джеймса Элкока,магическое мышление является интерпретацией двух близко происходящих событий так, как будто одно вызвано другим, не заботясь о причинно-следственной связи. Например, если вы считаете, что скрещивание пальцев принесет вам счастье, вы связывают акт скрещивания с последующими событиями и вменяете причинно-следственную связь между ними. В этом смысле магическое мышление является источником многих суеверий. Элкок отмечает, что мы в принципе склонны к магическому мышлению и что, следовательно, критическое мышление часто оказывается не при делах. Полезно ознакомиться с post hoc заблуждением и ошибкой игрока, а также законом больших чисел.

Zusne and Jones (1989: 13) определяют магическое мышление, как убеждение, что

(а) передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, либо (б), что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации.

Очевидными примерами магического мышления являются понятие Юнга о синхронности, гомеопатия, прикладная кинезиология, графология, хиромантия, психокинез.

Большинство наук уводят нас от суеверия и магического мышления, парапсихология и другие псевдонауки пытается привести к нему. Дин Радин (1997), один из главных апологетов парапсихологии, отмечает, что “концепция, что ум является первичным над материей, имеет глубокие корни в восточной философии и древних верованиях о магии”. Тем не менее, вместо того чтобы сказать, что настало время двигаться вперед и отказаться от магического мышления, он отвергает “западную науку”.