Науки изучающие человеческий организм. Науки, изучающие организм человека

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.


РИС. А
На данном рисунке показаны структуры, находящиеся непосредственно под кожей, вид спереди. На левой половине тела изображена лимфатическая сеть. На правой - артериальная сеть (красным) и венозная сеть (синим), а также некоторые наиболее крупные из близких к поверхности нервов (белым). Подкожные артерии и вены обрезаны в тех местах, где они направляются в глубь тела. Для головы также показаны лимфатическая, артериальная и венозная сети.




РИС. Б Вид спереди 1. Мышцы живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 73. Нижняя челюсть 74. Жевательная мышца 82. Носовая кость 85. Затылочная мышца 89. Круговая мышца глаза 90. Круговая мышца рта 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 107. Четырехугольные мышцы верхней губы 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 115. Околоушная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 119. Передняя зубчатая мышца 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 133. Височная мышца 144. Пупок 150. Большая скуловая мышца




РИС. В


Вид сзади 1. Мышцы живота


а. наружная косая б. внутренняя косая в. прямая мышца живота г. поперечная мышца живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 34. Мозговая капсула 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 38. Нижняя надчревная артерия и вена 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 89. Круговая мышца глаза 91. Глазница 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 113. Венечная связка печени 115. Околоушная слюнная железа 116. Подъязычная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 135. Поперечная мышца груди 144. Пупок




РИС. Г


Вид спереди 4. Кожные нервы предплечья 5. Фасция предплечья 13. Кожные нервы плеча 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


20. Головной мозг 22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 24. Мозговые артерии 25. Большие полушария 32. Венечные артерии и вены 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 43. Глазное яблоко 45. Фасция бедренных мышц 47. Бедренные кожные нервы 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 75. Сосцевидный отросток височной кости 76. Верхняя челюсть 83. Носовые хрящи 86. Большой сальник 87. Малый сальник 88. Зрительный нерв 97. Околосердечная сумка 113. Венечная связка печени 116. Подъязычная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 136. Тимус 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 148. Верхняя полая вена




РИС. Д


Вид сзади 5. Фасция предплечья 7. Аорта 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 25. Большое полушарие 28. Общий желчный проток 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 44. Серп большого мозга 45. Фасция бедренных мышц 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 70. Гортань 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 78. Продолговатый мозг 81. Брыжейка 87. Малый сальник 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 102. Воротная вена 106. Привратник желудка 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 143. Носовые раковины 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Е


Вид спереди 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 21. Бронхи 24. Мозговые артерии 27. Чревная артерия 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 39. Надгортанник 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 55. Сердце (стрелки показывают направление кровотока)


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 69. Толстый кишечник


72. Легкое 77. Срединный нерв 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 103. Легочные артерии 104. Легочные вены 106. Привратник желудка 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Ж


Вид сзади 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 24. Мозговые артерии 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 69. Толстый кишечник


a. слепая кишка б. восходящая ободочная кишка в. поперечная ободочная кишка г. нисходящая ободочная кишка д. сигмовидная кишка


72. Легкое 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена




РИС. З


Вид спереди 2. Приводящие мышцы 3. Надпочечник 7. Аорта 9. Непарные вены 10. Двуглавая мышца плеча 11. Мочевой пузырь 15. Плечевая мышца 16. Плечевое сплетение нервов 19. Плечелучевая мышца 20. Мозг 23. Мозжечок 25. Большие полушария 26. Ключица 27. Чревная артерия 30. Клювовидно-плечевая мышца 31. Клювовидный отросток лопатки 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 42. Разгибательные мышцы предплечья и кисти 46. Бедренная артерия и вена 48. Бедренный нерв 49. Бедренная кость 50. Сгибательные мышцы предплечья и кисти 58. Плечевая кость 59. Общая подвздошная артерия и вена 60. Подвздошная мышца 61. Подвздошная кость 63. Паховая (пупартова) связка 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 68. Почка 69е. Прямая кишка 70. Гортань 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 77. Срединный нерв 78. Продолговатый мозг 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 105. Поясничная мышца 108. Квадратная поясничная мышца 109. Квадратная мышца бедра 110. Почечная артерия и вена 111. Ребро 114. Крестцовая артерия и вена 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 122. Пазуха клиновидной кости 131. Подлопаточная мышца 132. Симпатический ствол 134. Грудной лимфатический проток 139. Язык 141. Трапециевидная мышца 142. Трехглавая мышца плеча 143. Носовые раковины 145. Мочеточник 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 149. Позвоночник

0

Организм человека - предмет изучения таких наук, как анатомия , физиология и гигиена .

Анатомия и ее методы

Анатомия - наука о строении организма и его органов. Термин "анатомия" происходит от греческого слова anatome , что в переводе значит "рассечение" . Один из методов анатомии - вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено. Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников. Сцена вскрытия трупа изображена голландским художником XVII в. Рембрандтом ван Рейном. Современник художника доктор Тюлп показывает ученикам, как работают мышцы, сгибающие пальцы рук.

В настоящее время строение организма изучается не только при вскрытии трупов, но и прижизненно: с помощью рентгена, ультразвукового исследования (УЗИ), моделирования работы органов (в том числе компьютерного) и других методов.

Физиология и ее методы

Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Функция органа - это его работа. Строение органов и их функции тесно связаны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава пальцев на тыльной стороне кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Однако функции не каждого органа так же легко наблюдать, как функцию мышц. Какую работу выполняют печень, почки, мозг, сердце, в наши дни известно каждому школьнику. Но так было далеко не всегда. Ученым приходилось проводить многочисленные эксперименты, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что сходные органы животных и человека выполняют похожие функции. Благодаря экспериментальным животным: лягушкам, морским свинкам, собакам и обезьянам - удалось выяснить, какие функции выполняет каждый орган.

Сначала исследования вели на выделенных из тела и помещенных в питательный раствор органах, позже, с развитием науки, ученые научились работать на живых животных. Такие эксперименты стали называтьхроническими . Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, которой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

В настоящее время изобретены специальные приборы, которые позволяют без малейшего вреда для здоровья исследовать любой орган животного, не нарушая целостности организма.

Эти приборы врачи теперь используют и для исследования здоровья людей. Для того чтобы узнать, хорошо ли работает сердце, вовсе не обязательно его извлекать. Можно проанализировать его биение, сделать электрокардиограмму и по полученным данным точно определить состояние этого органа и меры, которые следует предпринять, чтобы исцелить его от недуга. Важную информацию дает лабораторный анализ крови и других биологических жидкостей.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой. Без знания строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболеваний, создать необходимые условия для его нормальной работы.

Знания о строении и работе органов позволили создать приборы, которые заменяют их во время операций: искусственные почки, сердце, легкие и др.

Гигиена и ее методы

Гигиена - раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье, предохранить от болезней, повысить их силу, выносливость, способность переносить неблагоприятные условия и быстро приспосабливаться к непривычным условиям. Всем этим занимается гигиена.

У этой науки также есть свои методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды), лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т. д.).

Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи: выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и институтах; проверяют выгребные ямы и помойки, изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (ПДК), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм. Так, ПДК хлора в водопроводной воде 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Кроме поликлиник в стране действуют санитарно-эпидемиологические центры (СЭЦ) исанитарно-эпидемиологические станции (СЭС), в задачу которых входит несение санитарной службы в пределах данного региона.

Инспектору СЭЦ даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукция не соответствуют санитарным нормам, закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар. Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарные нормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраивающие шумные вечеринки в ночное время и т. д.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляют карантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция. Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции. Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей. Большую помощь оказывает санитарная служба и в охране окружающей среды от загрязнений.

Гигиенические знания необходимы всем. Они позволяют успешно бороться со многими болезнями, разрабатывать меры профилактики для сохранения окружающей природы и здоровья человека.

Анатомия - наука о строении человека и его органов. Наряду со вскрытием мертвого тела использует рентген, УЗИ и другие методы прижизненного исследования.

Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Использует эксперименты (опыты) на животных, в том числе хронические, а также лабораторное и инструментальное исследование.

Гигиена - отрасль медицины, изучающая условия сохранения и укрепления здоровья. Использует клинические и физиологические наблюдения, лабораторный анализ факторов внешней среды. Внедряются гигиенические рекомендации через систему СЭС и СЭЦ.

О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какая наука изучает организм?

Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.

О каждой мы поговорим отдельно.

  • Морфология

Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.

Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.

  • Анатомия

Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:

  • Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
  • Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
  • Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
  • Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
  • Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
  • Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
  • Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
  • Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология

Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:

  • Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
  • Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
  • Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
  • Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
  • Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.

Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.

Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.

Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.

Есть ещё патологическая анатомия , которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.

Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:

1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро - микроскопический метод.

2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.

Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.

Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).

Есть ещё патологическая физиология , которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.

Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.

Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.

Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.

Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.

Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.

Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.

Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.

Становление наук о человеке

Зарубежные учёные

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».

Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.

Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.

Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.

Русские учёные

И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.

Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.

И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.

И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.