Общественное движение в России во второй половине XIX века. Всемирная история

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Россия во второй половине XIX в.

Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ – значительная часть дворянства и чиновничество.

В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Началась коренная перестройка общественной жизни, «эпоха великих реформ».

В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858-1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты.

Главный комитет по крестьянскому делу, затем Государственный совет на основе материалов Редакционных комитетов разработали концепцию отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам.

19февраля 1861 г. Манифестом Александра II было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам – принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%).

Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб.

Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах установленной Положениями 19 февраля нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками, которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду.

Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа.

Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп.

Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.

Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране.

Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословие неполноценными.

Крестьянское малоземелье (в среднем частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на душу при необходимых 67 десятин) послужило фактором обострения противоречий между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву.

Крестьянский идеал справедливости и правды не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.

С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А. Татаринова (1816-1871) была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала составление смет и расходование государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.

  • Проведение других реформ
  • Переход к реакции
  • Пореформенное развитие России
  • Общественно-политическое движение

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Зима - сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Зима считается самым холодным временем года из всех остальных. Ей присущи крепкие морозы и метели. Зима состоит из трех месяцев, под названиями декабрь, январь, февраль. Длительность этого времени года составляет 90 дней.