Познание как процесс. Структура познания

Термины «знание » и «познание » являются многозначными, что связано с разнообразием познавательных практик. «Видеть своими глазами», «постичь опытным путем», «услышать от авторитетного человека», «прочитать в книгах, справочниках», «думать, понимать», «вывести из достоверных высказываний», а также «уметь что-то сделать», «быть уверенным в правильности решения» - все это разные формы возможного употребления слова «познание». Чтобы усвоить общее значение этого термина, необходимо разграничить различные словоупотребления. Так, в древнегреческой философии основным было различение «знания» и «мнения». Знание считалось раскрытием сути бытия, его устойчивых и неизменных законов и поэтому наделялось свойствами истинности, всеобщности, необходимости и общезначимости. Мнение, напротив, расценивалась как выражение частного интереса, как обобщение чувственного или практического опыта, отражающего мир изменчивых явлений.

Знание как постижение сути бытия наделялось в древнегреческой философии также ценностными характеристиками. Истинное знание служило основой государственной политики и частной жизни. Сообщая о божественном порядке (космосе), знание обеспечивало мудрость в любых делах, гарантировало благо и счастливую жизнь. Высшей формой знания греки считали «теорию» (буквально «усмотрение», «созерцание»). В отличие от мнений, которые являются предвзятыми, теория - незаинтересованное созерцание сущности, она направлена на постижение сути бытия, а не на чувственные данные, факты. Но было бы поспешным отождествлять такое философствование с современным теоретическим знанием. Мудрость греческих философов озаряла личную жизнь людей, задавала ее общий смысл или цель. Древний учитель заботился прежде всего о душе ученика и постепенно посвящал его в такие истины, которые он постиг и проверил собственным жизненным опытом.

По мере развития греческой культуры все более актуальными становились инструментальные знания о природе. Для Аристотеля образцом знания является не столько жизненная мудрость, сколько наука, которую он определял как систему всеобщего и доказательного знания, опирающуюся на небольшое число общезначимых утверждений - аксиом. Истина у Аристотеля оказывается свойством знания, она характеризуется как соответствие того, о чем говорится в высказывании, объективному положению дел. Идеалом знания была евклидова геометрия, оставшаяся образцом и для философии Нового времени.

Исходные положения геометрии относятся к идеальным фигурам, которые являются неизменными. Поэтому утверждения о них имеют всеобщий и необходимый характер. Геометрические фигуры могут быть выполнены при помощи циркуля и линейки, например в чертежах и далее при строительстве зданий. Благодаря этому теоретические положения оказываются применимыми к реальности. Вера в возможности теории связана с таким привычным для нас, но на самом деле удивительным фактом, что возможен перенос знаний, полученных при анализе идеальных моделей, на реальные объекты. То обстоятельство, что математические расчеты и вычисления подтверждаются наблюдениями и измерениями, объяснялось древними философами на основе допущения невидимых чувственному зрению пропорций и закономерностей, которые постижимы лишь умом.

В Средние века господствующим стало различие знания и веры. К прежней дифференциации знания и мнения добавилась новая противоположность видимого сотворенного мира и непостижимого для человека замысла Творца. Знание понималось как человеческая способность постигать устройство сотворенного Богом мира, посредством опыта и логических умозаключений. План же мира, его цель и смысл недоступны человеку и остаются в божественном интеллекте. Его совершенство, добрая воля и бесконечная мощь превосходят возможности человека, который решительно неспособен понять и может только верить, что Бог сотворил мир из ничего.

Оппозиция знания и веры не оставалась неизменной, и уже в Средние века она опосредовалась в ходе жарких споров о природе интуитивного и дискурсивного, интеллектуального и чувственного, умопостигаемого, априорного (до опытного) и опытного, аналитического и синтетического знания. Эти понятия использовались в философских дискуссиях о природе, структуре и функциях научно-теоретического знания и стали философскими предпосылками механико-математического естествознания.

Классическая онтология выступала фундаментальной основой доказательства объективной истины. Однако постепенно положение меняется, вопрос о существовании истины, трансформируется в выявление критериев ее проверяемости. Поэтому гносеологическая проблематика выдвигается вперед, оттесняя онтологию на задний план. Уже в поздней схоластике начинается поворот от онтологии к учениям о природе универсалий, чисел, геометрических фигур и др. В философии Нового времени проблема статуса идеальных объектов становится наиболее важной частью философии, специализировавшейся на обосновании тех или иных теоретических конструкций. Онтология в рационализме и эмпиризме Нового времени становится зависимой от гносеологии и методологии науки. Окончательное размежевание с классической онтологией чистого бытия осуществил Кант. Объективность - это результата оформления чувственного материала категориальным синтезом в разуме трансцендентального субъекта. Кантовская «Критика...» завершает поворот от «онтологии» к «гносеологии», оказавший громадное воздействие на все последующее развитие европейской философии.

Хотя неокантианцы и неопозитивисты подвергали онтологию резкой критике, тем не менее их учения содержат в себе некоторые онтологические предпосылки. Формы категориального синтеза, методы анализа и иные приемы научного исследования, безусловно, относятся к сфере гносеологии. Но само признание их в качестве универсальных принципов организации познавательной деятельности придает им онтологический статус. Классическая онтология ориентирует на познание бытия, но откуда мы знаем, что оно вообще познаваемо? Таким образом, познание становится проблематичным, ибо мы не знаем, можем ли мы познавать. Такие сомнения оказались разрушительными для онтологической парадигмы. Философия уже не может начинаться с удивления, предполагающего данность бытия, она должна начинаться с сомнения: как возможно познание, что можно познать?

Философия. Шпаргалки Малышкина Мария Викторовна

102. Структура и формы познания

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

В процессе познания различают ступени.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета.

Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений.

Восприятие – это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Представление – это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности.

Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Раздел III. структура и динамика научного познания (Стёпин

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Разными учеными предмет логики понимается по-разному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения{2}, другие придерживаются более широкого толкования и предметом называют мышление{3}.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

39. Структура, сущность и средства эмпирического и теоретического уровней

Из книги Логика автора Шадрин Д А

44. Сущность и структура знаковой деятельности. Семиотические аспекты научного познания. Языки

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.Логика – это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной

Из книги Формы и содержание мышления автора

2. Структура действительности и динамика познания Одну из коренных черт способности к систематически-диалектическому мышлению составляет умение «фиксировать предмет в абстракции и двигаться в нем» (Гегель). Уже в этом требовании имплицитно выражен один из существенных

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

ГЛАВА III. ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ У ГЕГЕЛЯ Для дальнейшего анализа гегелевского учения о познавательных средствах научного мышления имеет смысл специально проанализировать какое-либо одно из них в философии Гегеля. Как понимает Гегель, например, логическую

Из книги Как я понимаю философию автора Мамардашвили Мераб Константинович

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности Познание - это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.В познавательном

Из книги Форма - Стиль - Выражение автора Лосев Алексей Федорович

28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРЕВРАЩЕННОЙ ФОРМЫ КАК ФУНКЦИИ ВОСПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В СИСТЕМЕ Таким образом, в превращенной форме важна, во-первых, превращенность в ней каких-то других отношений, во-вторых, то, что она при этом есть качественно новое, вполне дискретное

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ 1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным . Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому

Из книги автора

13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества О роли остроумия в творчестве. В научном творчестве, как и в художественном, огромную роль играет остроумие. Что это такое? Остроумие это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в

Из книги автора

2. Формы познания Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней

Из книги автора

3. Структура научного познания Структура научного познания включает в себя два уровня, или два этапа.1. Эмпирический уровень (от греч. empeiria – опыт) – это накопление разнообразных фактов, наблюдаемых в природе.2. Теоретический уровень (от. греч. theoria – мысленное созерцание,


Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
Основные подходы к проблеме познания

Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.

Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.

В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.

Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:

1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;

2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) познание - это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.

2. Гносеологический пессимизм. Его суть - сомнение в возможности познаваемости мира.

Разновидности гносеологического пессимизма:

1) скептицизм - направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

2) агностицизм - течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет - «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

На рубеже ХIХ - ХХ веков сформировалась разновидность агностицизма - конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Познание человека

Познание - это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта, дающее в результате некое знание.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.

Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания - только ее часть или область, непосредственно включенная в сам процесс познания.

Познание - специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Познание - движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина - соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь - несоответствие наших мыслей действительности. Установление истины - акт перехода от незнания к знанию, в частном случае - от заблуждения к знанию. Знание - мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Заблуждение - представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое, признаваемое обществом в качестве культурного достояния человечества, подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаниями между современниками возможны благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом, познание - это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Структура и формы познания

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

В процессе познания различают ступени.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета.

Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений.

Восприятие - это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Представление - это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности.

Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Особенности обыденного и научного познания

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т. д., составляющих в совокупности естествознание. Познание человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное, религиозное познание.

Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объект опосредуется предметом познания. Если объект науки может существовать независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать нельзя. Предмет познания - это определенное видение и понимание объекта исследования с определенной точки зрения, в заданном теоретико-познавательном ракурсе.

Познающий субъект - не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная, творческая личность. Для того чтобы получить ответ на поставленные ученым вопросы о сущности изучаемого объекта, познающему субъекту приходится воздействовать на природу, изобретать сложные методы исследования.

Философия научного познания

Теория научного познания (гносеология) - одна из областей философского знания.

Наука - это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке.

Движущими силами научного познания являются:

1) практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях;

2) любопытство ученых. Задача ученого - задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы. Нелюбопытный ученый - это не ученый;

3) интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал (в учебном процессе интеллектуальное удовольствие тоже присутствует как открытие студентом новых знаний «для себя»).

Средствами научного познания являются:

1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности;

2) органы чувств, в единстве с данными которых осуществляется мыслительная деятельность;

3) приборы (появились с XVII века), которые дают более точную информацию о свойствах вещей.

Прибор - это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела. Тело человека различает степени температуры, массы, освещенности, силы тока и т. п., но термометры, весы, гальванометры и т. д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз ученого: «Измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддается».

Практика и ее функции в процессе познания

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Теория, в свою очередь, выступает обобщением практики. В практике и через практику субъект познает законы действительности, без практики нет знания сущности предметов.

Практика является также движущей силой познания. От нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового значения и его преобразования.

Практика детерминирует переход от чувственного отражения объектов к их рациональному отражению, от одних методов исследования к другим, от одного мышления к другому, от эмпирического мышления к теоретическому.

Целью познания является достижение истинного значения.

Практика - это специфический способ освоения, в котором результат деятельности адекватен ее цели.

Практика - это совокупность всех видов социально значимой, преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность. Это форма, в которой реализуется взаимодействие объекта и субъекта, общества и природы.

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных направлений.

Основные функции практики в процессе познания:

1) практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;

2) практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;

3) практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере регулировать деятельность людей;

4) практика представляет собой решающий критерий, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
.....................................

Одной из главных определяющих целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементах. Научное знание - это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется прежде всего возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью. Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий здравого смысла и опыта.

История науки свидетельствует о том, что если эта недостаточность осознается обществом, то в конце концов в нем возникает потребность в научном познании соответствующего предмета или явления. На основе сопоставления с определенной областью реальности конкретные системы знания оцениваются как полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т.д. В науке для такого сопоставления и оценок требуется как реализация каких-либо актов сознания, так и осуществление каких-либо практических целенаправленных специальных действий с изучаемыми объектами.

Существует множество сфер человеческой деятельности и области познания, образующих основные компоненты окружающего Мироздания (Мира), в котором живет Человек. Каждая из них исследуется отдельной или несколькими научными дисциплинами. Если попытаться условно выделить наиболее общие сферы, то мы получим несколько основных тесно связанных друг с другом и постоянно взаимодействующих укрупненных компонентов Мира (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

В человеческой культуре существуют разные специфические подходы к выделенным на схеме компонентам Мира. Так, например, есть люди, которые считают, что сверхъестественного Мира не существует. Для них соответствующие явления - только определенная часть природы, которая еще не познана или вообще не познаваема. Постоянно возникают споры по поводу того, к какому Миру относится тот или иной объект. Например, к естественным или искусственным системам относится городской парк, созданный усилиями многих людей, вырезанная из дерева скульптура или клонированная овечка Долли и т.п.

Историческая справка

В развитии научного знания можно выделить стадии преднауки и науки в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся наука вырастает из потребностей практики и носит чисто прикладной характер. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к следующему этапу развития науки связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов с их последующей прямой или косвенной проверкой на практике.

Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии науки стало формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем произошло становление социальных наук.

Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (евклидова геометрия) возник в контексте античной культуры, где высоко ценились публичные дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществлявшихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и социальных наук было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство, и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию.

Казалось бы, все эти рассматриваемые человечеством Миры настолько разнообразны и различны по своей сути, что их познание не может иметь ничего общего между собой. Тем не менее эти Миры (либо человеческое представление о них) уже длительное время изучались и изучаются в настоящее время с помощью науки. Не составляет исключения в этом отношении даже сверхъестественный Мир. Так, например, пифагорейцы использовали для его исследования науку о числах. Даже великий И. Ньютон (1643-1727) применял математику для решения некоторых теологических вопросов. В то же время логика, хотя и не формализованная, часто служила талмудистам, средневековым теологам и схоластам, религиозным философам и даже атеистам для решения проблем, связанных с религией, Богом (его всемогуществом, добротой и т.д.). Однако приходится констатировать, что существенного вклада в эту область наука и ее представители до настоящего времени пока не внесли.

Более значительными, хотя и в разной степени, оказались научные достижения в познании остальных Миров.

Гораздо в меньшей степени, к сожалению, изучены связи между ними. Между тем многое в современном понимании этих Миров определяется именно такими связями. Например, сегодня на первый план вышли проблемы экологии, относящиеся к связям и взаимодействию человеческого общества, природы и искусственных материальных систем. Глобальный характер таких проблем и кризисы, возникающие в результате их нерешенности, привели человечество на грань катастрофы. Изменение этой критической ситуации является одной из важнейших задач современной науки. На это в первую очередь должны быть направлены научные исследования, охватывающие более или менее успешно весь Мир, который окружает человеческое общество и самого Человека.

Статьи в словарях и энциклопедиях, раскрывающие термин «наука», отмечают его многозначность и выделяют различные признаки науки. Приведем лишь некоторые из данных определений, согласно которым наука - это:

  • форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества;
  • особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями, способностями и особенностями, научными учреждениями ставит задачу исследовать на основе определенных методов познания объективные законы развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;
  • система понятий о явлениях и законах окружающего мира;
  • система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;
  • определенный вид общественной деятельности людей, сформировавшийся в процессе длительного исторического развития и направленный на познание законов действительности в интересах практики;
  • итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективно существующей реальности для последующего использования полученных результатов на практике;
  • система знаний, в которой мировоззренческие, философские основания и выводы являются неотъемлемым, обязательным структурным элементом.

Таким образом, наука - это исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Если резюмировать все определения науки, то можно сказать, что она связана с деятельностью людей по производству знаний о мире во всем его многообразии. Отдельные науки имеют дело с конкретными аспектами этой сложной реальности. Каждая из них выделяет в ней свой специфический предмет, использует особые методы исследования и вырабатывает свой особый понятийный аппарат. Это разделение отражает исторический процесс развития научного знания и прогрессивной специализации исследователей.

Параллельно со специализацией научной деятельности встает проблема интеграции знаний из разных областей, построения целостной картины мира из тех фрагментов, которые создаются внутри отдельных научных дисциплин. Эта особая проблема решается разными путями, в частности - путем возникновения новых дисциплин на стыке наук. Кроме того, идет активное заимствование понятий и методов из смежных наук, рождаются обобщающие теории. Другими словами, наряду с центробежной тенденцией выделения отдельных областей знания в самостоятельные научные дисциплины, дает о себе знать и центростремительная тенденция - процесс интеграции научного знания (рис. 1.7).


Рис. 1.7.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей, которые классифицируются по разным основаниям (табл. 1.3).

Классификация наук

Как было отмечено выше, исторически наука вырастает из потребностей практики, связь с которой со временем сохраняется, хотя и становится более опосредованной. По отношению к практике в самой науке складываются два раздела: фундаментальные и прикладные исследования. Подобное разделение особенно ярко выражено в развитых науках: физике, химии, биологии.

Фундаментальные научные исследования - это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выявления закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагают дальнейшего непосредственного промышленного использования. Термин «фундаментальность» (от лат. fundare - основывать) отражает направленность этих наук на познание базисных законов природы, общества и мышления. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают ее непрерывное внутреннее развитие. К ним относятся те мыслительные усилия, которые направлены на построение самого здания научной теории. Фундаментальные исследования определяют перспективы развития прикладных дисциплин.

Прикладные научные исследования , в свою очередь, используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач, поэтому они теснее связаны с практикой и намечают решения тех проблем, которые она ставит. Результатом прикладного исследования является создание и совершенствование новых технологий. Таким образом, цели фундаментальных и прикладных исследований различны. Следствием различия этих целей являются разные подходы к выбору направления исследования. В фундаментальных науках этот выбор определяется прежде всего внутренней логикой их развития и возможностями методов, а в прикладных - запросами общества, стоящими перед ним техническими, экономическими и социальными задачами.

Говорят также о существовании наук точных и неточных. Точные науки отличаются высокой степенью квантификации. Их основные понятия определяются с помощью измерений, а отношения между понятиями выражаются математически. В неточных пауках понятия определяются словами, а не числами, отношения между понятиями выражаются вербально, а не количественно.

В зависимости от специфики изучаемого предмета науки традиционно делятся на естественные, социально- гуманитарные и технические. Считается, что сфера интересов естественных наук - природа, социально-гуманитарных - жизнедеятельность человека, а технические науки являются продуктом изучения техники, или «искусственного мира» - специфического результата воздействия человека на природу.

В науке можно выделить два уровня исследования и организации знания: теоретический и эмпирический со специфическими для них методами и формами знания (рис. 1.8).


Рис. 1.8.

Основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпирического - научный факт. В социальных науках основная масса эмпирических исследований происходит в естественной обстановке (в «поле»). Эмпирические исследования направлены прежде всего на сбор данных с целью уточнения наших представлений о конкретных явлениях. Здесь ведущим методом исследования выступает индукция - движение мысли от частного к общему. Индуктивными иногда называют эмпирические науки в целом, поскольку логика исследования в них ведет от накопления фактов к их систематизации и построению объяснительных схем. Это вовсе не значит, что данные науки не имеют своей теории. Просто сама теория оказывается вторичной по отношению к наблюдению, постоянно «прилаживается» к фактам и носит «заземленный» характер.

В теоретических исследованиях важное место занимает противоположный процесс - дедукция , заключающаяся в логическом выведении определенных следствий из принятых общих положений. Возможность исследовательской работы не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне связана с тем обстоятельством, что научное знание всегда систематизировано. Причем в этой сложной системе некоторые положения сформулированы явно (эксплицитно), а другие содержатся в неявной (имплицитной) форме. Задача теоретика - проверить соответствие теории имеющимся эмпирическим данным (фактам). Теоретическое знание является результатом обобщения эмпирических данных, абстрагирования, введения идеализированных конструкций, математизации и т.д. На теоретическом уровне формулируются законы науки, дающие возможность идеализированного описания, объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Всякое теоретическое знание в конечном счете опирается на эмпирическую действительность.

Противопоставление эмпирического и теоретического исследования, индуктивного и дедуктивного методов, конечно же, весьма условно. В реальном процессе исследования постоянно происходит переход от эмпирического анализа к теоретическому и, наоборот, сочетаются элементы индукции и дедукции. Наблюдаемые факты получают определенную интерпретацию в свете общих представлений о природе изучаемых явлений. Реально практически невозможно выделить «чистые» факты как таковые: они всегда выступают в свете какой-то более или менее явно выраженной теории, уже имеющейся у наблюдателя. С другой стороны, исследователь редко идет по пути чистой индукции, действуя как чистый эмпирик. Его поиск обычно направляется определенными гипотезами и некоторыми самыми общими представлениями о данной предметной области.

Рассмотрим функции научного знания (рис. 1.9). Само слово «функция» происходит от латинского «function», что означает «исполнение», «назначение», «круг деятельности».

К функциям научного знания можно отнести наблюдение, описание, объяснение и понимание.

Наблюдение дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте исследования. Но информацию не только о чистых свойствах объектов, но и о взаимодействиях объекта со средствами наблюдения, влияющими на его свойства. Именно с наблюдения начинается всякая эмпирическая наука. В социальной работе (как и в социологии, социальной психологии) применение наблюдения задает особую тему.


Рис. 1.9.

Отношение «наблюдатель - объект» здесь переосмысливается как отношение «наблюдатель - наблюдаемый», который также может выступать активным агентом процедуры наблюдения (например, сопротивляться наблюдению, изменять поведение в силу наличия факта наблюдения, демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя).

Знаете ли вы, что...

Впервые принципиально иную схему наблюдения смогла опробовать социология, когда наблюдатель включается в разной степени в процесс жизнедеятельности группы, которая подвергается наблюдению. А антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель. Психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности наблюдения в целом.

Описание фиксирует сведения об объектах с помощью отобранного концептуального словаря, а также рамок, внутри которых проводится наблюдение. Описание отвечает за:

  • закрепление информации (процедуры обозначения, определения, введения терминов);
  • передачу информации (в определенных языках и на соответствующих уровнях знания);
  • понимание и первичное объяснение информации;
  • вписывание ее в более широкие смысловые и когнитивные контексты.

Известно, что научное описание реальности предполагает выработку особого языка, который отличается от обычного точностью и единообразием. Все ключевые понятия науки должны быть строго определены, чтобы исключить возможность двусмысленности и субъективного толкования. Если слово заимствуется из обыденного языка, то его значение уточняется путем указания четких границ его применения. Так слово превращается в термин. Часто для обозначения новых явлений и процессов не находится подходящего слова в повседневном языке, и тогда вводится специальный термин, для которого, как правило, используются греческие либо латинские элементы. Таким образом, описание - это первый шаг научного знания, дающий возможность на определенном этапе типизировать, классифицировать те или иные явления и создавать основу для формирования объяснения.

Объяснение выявляет взаимосвязи между наблюдаемыми объектами, и апеллирует не только к причине, породившей данный объект, но и к тем следствиям, которые он породил. Объяснение показывает, что данный объект не является случайным образованием, а, напротив, необходимым образом укоренен в мире, точнее в определенной его части, в определенной системе других объектов, т.е. его существование значимо, имеет смысл для этой системы, равно как и существование последней значимо и имеет смысл для него. Иными словами, объяснение аргументировано демонстрирует осмысленность существования объекта, а значит, позволяет понять его. Важнейшим типом связей, интересующих ученых, выступают причинно-следственные связи. О них можно говорить в тех случаях, когда одно явление закономерно вызывает другое при наличии некоторых условий, которые наука стремится выявить. Знание причин и условий их действия важно в том смысле, что позволяет управлять ходом процесса. Например, знание причин болезней открывает путь к их предотвращению и лечению. Прикладная наука как раз и занимается использованием накопленных знаний о природе явлений для решения практических задач, для разработки эффективных средств управления всевозможными естественными процессами.

И, наконец, еще одна функция научного знания - понимание, которое представляет собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социокультурной, а также природной реальности. В науке понимание предстает как интерпретация (толкование) явления на основе методологических правил и перевод их на язык науки. За пониманием признается функция продуцирования знания, но в целом оно трактуется как знание, нуждающееся в дополнительных познавательных действиях, позволяющих перевести его в статус знания научного.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного -- ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры. Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса познавательной деятельности людей, познание -- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Субъект познания -- это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире. Объект познания -- это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы.

  • 1. Сознательная деятельность. Она подразделяется на следующие сферы:
    • - познавательная сфера -- мыслительная деятельность, оперирование определенными понятиями;
    • - эмоциональная сфера -- внутренние чувства, ощущения, переживания человека;
    • - мотивационно-волевая сфера -- мотивы, интересы, потребности, которые формируют цели и направляют человека к их достижению.
  • 2. Бессознательная деятельность. Здесь мы выделим:
    • - интуицию;
    • - сны;
    • - инстинкты.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие -- разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах), группу вторых -- рационалистами (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Существует и третья концепция познания -- агностицизм -- отрицание возможности познания мира (Д. Юм).Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание -- познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это -- вкус, осязание, зрение, слух и обоняние Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах.

  • 1. Ощущение -- чувственный образ объекта. Ощущение появляется в результате воздействия на органы чувств человека какого либо объекта. Человек воспринимает внешние, доступные органам чувств признаки объекта: запах, вкус, форму, цвет. Именно через ощущения индивид получает первичную информацию об объективном мире.
  • 2. Восприятие -- целостный образ объекта, в совокупности всех ощущений. Любой предмет обладает множеством различных свойств и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. (Например, яблоко красное, круглое, твердое, сладкое). Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве.
  • 3. Представление -- обобщенный образ объекта, сохраняемый посредством памяти. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены, поэтому этот образ мы называем обобщенным.

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления. Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. Мышление -- осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта. Итак, рациональное познание -- это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основные формы рационального познания.

  • 4. Понятие -- отражает явления или предметы в их общих и существенныхпризнаках. Понятия выражаются в языковой форме -- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов Например: яблоня, дерево.
  • 5. Суждение -- такая связь между понятиями, когда утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаем повествовательным предложением. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, яблоня -- это дерево.
  • 6. Умозаключение -- такой способ мышления, при котором человек, связывая свои суждения, приходит к определенным выводам. Например: Все люди смертны. Иванов -- человек. Следовательно, Иванов смертен Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.