Правое полушарие мозга отвечает за. За что отвечает левое и правое полушарие головного мозга

Ученых всегда интересовало устройство человеческого мозга. Это главный орган центральной нервной системы, управляющий движениями, эмоциями, информационными процессами. Его еще сравнивают с компьютером, а два полушария - с процессорами. Правое ответственно за чувства, образное восприятие, интуицию, а левое полушарие мозга отвечает за анализ, логику и последовательное выполнение любых задач.

Главный компьютер организма

Ученые и медики считали, что раз мозг управляет всеми процессами в организме, то, научившись управлять им, можно повысить количество интеллектуальных гениев, исцелить болезни, исключить психические расстройства, да и просто быть полноправным хозяином жизни. Отчасти это возможно, если понимать, за что отвечают левое и правое полушария мозга, а их гармоничная, связная работа необходима для правильного всестороннего развития.

Обмен информацией происходит через соединяющее их мозолистое тело, а при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование невозможно.

Правый и левый процессоры

С помощью электроэнцефалограммы можно определить активность серого вещества. Когда испытуемый шутит, решает сложную задачу по физике, считает, смотрит эмоциональное кино, рисует, то возбуждение нервных окончаний происходит в разных отделах.

Единой универсальной зоны нет. Однако одна из частей может быть ведущей, а другая вспомогательной. Очень важно определить, какая из них наиболее активна у ребенка. Эти знания помогут подобрать нужные упражнения и не допустить отклонений в развитии, или же усилить имеющиеся врожденные способности.

(ЛП) Левое полушарие головного мозга отвечает за умения читать, писать, формулировать мысли и изучать иностранные языки, а также контролирует речь. Врачи долгое время полагали, что оно всегда сильнее, но на самом деле ЛП превалирует при выполнении конкретной деятельности:

  • запоминание детальной информации (цифры, даты, фамилии, имена, аббревиатуры, номера телефонов) и способы их записи;
  • распознавание чисел, формул, иероглифов, любой знакописи;
  • восприятие слов в прямом значении, без иносказаний;
  • обработку информации поэтапно;
  • составление логических схем;
  • стереотипное поведение и мышление;
  • управление правой стороной тела.

Без таких базовых навыков было бы трудно полноценно существовать в социуме, но это больше напоминает описание робота или калькулятора. Главная задача ЛП - аналитическая работа с фактами и последовательное решение проблемы.

Долгое время спорили, какое полушарие отвечает за творчество. Мало вообразить что-то, необходимо и воссоздать это в реальности через символы и знаки. Но сейчас нет сомнений в том, что у творцов доминирует правое полушарие (ПП), ответственное за чувства, фантазию, интуицию - то, без чего нельзя представить человека. К его функциям также относятся:

ПП умеет видеть за частным целое и распознавать внешность, объединяя детали в единый образ. Оно превращает буквы книг в кинокартину внутри головы, а ноты в музыкальные произведения, затрагивающие глубинные эмоции, заставляет сердце биться чаще при виде красивых людей или произведений искусства.

Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания.

Прежде всего, следует определить - правша человек или левша (у взрослого это известно уже изначально)

  • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
  • ладони во время произвольных хлопков;
  • предплечья при скрещивании рук на груди;
  • ноги, если присев, перекинуть одну на другую.

Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, индивидуум склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

Тренировка для работы в команде

При доминирующем левом полушарии и очень слабом правом одаренный ученый не сможет вдохновиться на открытия, проникнув сквозь сеть математических формул к новым величинам. Творческая личность с развитым правым полушарием не будет способна записать и структурировать потрясающий сюжет новой книги, довести до конца работу над картиной или спектаклем. Только слаженная работа ЛП и ПП формирует успешную и гармоничную личность.

Существуют определенные упражнения на эту тему, которые не только развивают мозг, но и приучают его части работать сообща, помогая друг другу.

Если выполнять их с раннего детства, то даже не имея природных талантов, ребенок будет с легкостью достигать намеченных целей, в отличие от одаренных, но неорганизованных сверстников.

Увлекательные и полезные задания

Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать. Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

  • шахматы и шашки;
  • покер, нарды;
  • игры монополия и эрудит;
  • головоломки и пазлы;
  • вышивка и вязание.

Есть и более конкретные упражнения, стимулирующие обе зоны мозга. Для большего эффекта их лучше выполнять ежедневно .

Творческие этюды

Есть определенные упражнения, чтобы развить правое полушарие мозга, но самый лучший способ - соприкосновение с искусством и музыкой, желание понять образы, которые в них воплощены. Походы в музей, театр, чтение классики с детства формируют правильное развитие ПП.

Можно представлять буквы алфавита, а потом имена друзей и знакомых, пытаясь разглядеть какого они цвета. Услышав голоса в толпе, можно пофантазировать, людям с какой внешностью они могли бы принадлежать, а потом сравнить свои догадки с реальностью. Если в жизни происходит застой и необходим творческий импульс, значит, нужно целенаправленно развивать ПП:

Воспитание детского сознания

Пальчиковые игры, любые упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на работу мозга. Дети, как правило, обладают очень развитым правым полушарием с рождения, с радостью фантазируют и представляют себя в разных образах.

Многие детские игры включают оба полушария, например, как «Да и нет не говорить, черное с белым не носить». Тут представление всевозможных красочных предметов сочетается с одновременным контролем сознания, чтобы не впустить запрещенную информацию. «Море волнуется, раз» - образное мышление воплощается в конкретной форме через двигательную активность. «Казаки-разбойники» - интересный сюжет сочетается с знакописью и символами.

Творческого ребенка видно сразу, однако, если не уделять достаточно внимания развитию у него левой части мозга, позже он будет витать в облаках, не сможет сосредоточиться, а точные науки будут даваться с трудом. Поэтому стоит включить в постоянные занятия:

  • разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • ментальную арифметику;
  • собирание пазлов;
  • использование правой руки вместо левой (для левшей).

По мере взросления начинает доминировать левое полушарие, особенно с началом повышенной нагрузки в школе. Редко, но встречаются дети с врожденной доминантой ЛП. Они с легкостью решают математические задачи, с раннего возраста отличаются педантичностью и повышенной бережливостью: собирают разные коллекции, раскладывая составляющие по цвету или размеру, любят запоминать цифры и номера машин.

Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению. Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

Им нужны четкие указания на последовательные действия, поэтому они часто добиваются больших успехов в спорте и в учебе, но испытывают сложности в дружбе и общении. Тем более необходимо постоянно развивать правое полушарие мозга через любой вид творчества, особенно хороши для таких детей танцы и занятия музыкой.

Восстановив баланс между ЛП и ПП, родители с гордостью будут наблюдать за многочисленными победами и успехами своего чада.

Обычный человек редко использует больше 5% от возможностей мозга, просто из-за незнания или лени. Но если целенаправленно заниматься, зная тонкости работы этого удивительного органа, можно удивить не только окружающих, но и самого себя.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Головной мозг состоит из трех крупных частей: большой мозг, мозжечок и мозговой ствол. По размерам и функциональной значимости большой мозг играет ведущую роль. Поэтому, в упрощенном варианте его можно называть головным мозгом. Головной мозг состоит из левого и правого полушарий. Морфологически или по форме они очень похожи друг на друга. Однако их нельзя назвать парными органами, поскольку в функциональном плане они не однозначны. отвечает за человека, а правое за его эмоциональные характеристики. Учитывая тот факт, что именно в сфере их функциональной деятельности находятся личностные характеристики человека, его поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности а, в конечном счете, и его судьба, изучение мозга является насущной необходимостью. Кроме того это чрезвычайно интересное занятие, которое приносит нам все новые и новые сюрпризы. Так нами было установлено, что у основной массы наших людей правое полушарие является более активным, нежели левое, Поскольку правое полушарие отвечает за формирование негативного эмоционального статуса человека, то можно считать, что мы все более эмоциональны, нежели рациональны и, причем негативно эмоциональны. Проще сказать мы очень злые, агрессивные и злопамятные. И это, в первую очередь, бьет по нам самим, это очень вредит нашим семейным и общественным отношениям, подрывает наше здоровье и сокращает нашу жизнь на 10 - 15 лет. Как исправить такое положение?

Функции полушарий головного мозга

Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга была выявлена на основании данных о нарушениях речи. Открытие это своими корнями уходит во вторую половину XIX века. Исходя из результатов посмертного вскрытия больных утративших дар речи, французский врач-клиницист P. Broka установил связь этого заболевания с поражениями нервных клеток в лобной доле левого полушария головного мозга. Несколько позднее С. Wemecxe описал утрату способности устного речевого общения, так называемую сенсорную афазию, у пациента с повреждением височной извилины того же полушария. Далее, было установлено, что левое полушарие мозга доминирует не только в речи, но и в процессах чтения, письма, счета, способности к логическому мышлению. Была сформулирована концепция доминирования левого полушария головного мозга. Правое полушарие представлялось подчиненным и не имеющим специфических свойств.

Однако в клинике накапливались факты, проясняющие значение правого полушария в формировании эмоционального статуса человека. В 1881 г. B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что правому полушарию головного мозга принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций. Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций была определена Н Sackkeim. Оказалось, что правое полушарие отвечает за эмоции и, в большей степени, за отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит. Таким образом, при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени этой активности. Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга специализацию. Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако, вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере, является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным. Высокий уровень активности того или иного полушария определяет Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась в ходе эволюции центральной нервной системы (ЦНС).

Эволюция ЦНС.

В развитии нервной системы животных принято выделять три последовательных этапа или три узловую и трубчатую. Первые многоклеточные организмы, например, пресноводный полип гидра, имеют диффузную нервную систему.

По всей поверхности наружного слоя гидры расположены нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т к. снабжены длинными отростками. Отростки близко расположенных нервных контактируют между собой, а часть их контактирует с кожно-мускульными клетками. Рабочее состояние нервной клетки - возбуждение. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Происходит сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в маленький комочек.

Дальнейшее развитие нервной системы приводит к тому, что разбросанные по всему телу нашей, уже описанной ранее гидры, нервные клетки постепенно группируются в нервные цепочки и нервные узлы - скопления нервных клеток. Первым представителем, у кого мы наблюдаем узловую нервную систему, являются плоские черви и их типичный представитель - белая планария. Этот червяк длиной 1-2см, живущий в прудах и ручьях, имеет белое тело с просвечивающим кишечником, набитым темной пищей. Одной из особенностей нервной системы планарии является двусторонняя симметрия. Ее правая сторона выглядит как левой. Все органы планарии попарно располагаются по обе стороны воображаемой плоскости, проходящей вдоль тела животного. Двусторонняя симметрия свойственна для большинства многоклеточных животных, в том числе, и человека. Планария имеет по бокам два нервных ствола. В передней части оба нервных ствола заканчиваются крупными нервными узлами, связанными между собой. У кольчатых червей они формируются в большие подглоточный и надглоточный узлы. Эти два больших узла и нервные стволы являются предшественниками современной ЦНС позвоночных животных и человека.

Более крупный подглоточный узел обеспечивает осязательные, а надглоточный - пищеварительные функции. Далее, в процессе эволюции происходит перемещение надглоточного узла влево, а подглоточного вправо и вверх, Таким образом формируется правое и левое полушария головного мозга. Вращательные движения надглоточного и подглоточного узлов, соединенных с нервными стволами приводят к перекрещиванию нервных путей. Два нервных ствола погружаются вглубь мышечной ткани и, соединяясь между собой, формируют первичный спинной мозг. Функциональная и морфологическая неоднозначность надглоточного и подглоточного узлов явилась причиной функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга человека.

функциональная типология

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга дает возможность классифицировать людей по степени относительной активности левого или правого полушарий головного мозга. Психологи всегда пытались разделить людей на психофизиологические типы.

Первая попытка такой классификации людей уходит в далекое прошлое. В V веке до н.э. древне-греческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ создал учение, согласно которому человеческое тело состоит из 4х элементов: воздуха, воды, огня, и земли. Предполагалось, что соединения этих элементов создают 4 субстанции: кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь, которые и определяют 4 типа человека. Несколько позднее, 130-200 лет до н.э, последователь Гиппократа, греческий врач Клавдий Галлен предложил выделить 4 основных психологических типа, основанных на эмоциональном состоянии человека. Это сангвиник - склонен к радости, флегматик - к спокойствию, меланхолик - к тоске и холерик - гневный тип. Эта классификация выдержала два тысячелетия. Была выявлена физиологическая связь некоторых болезней с Так меланхолик склонен к определенным заболеваниям сердечно - сосудистой системы, вегето-сосудистой дистонии, депрессии, шизоидной психопатии. Холерик, например, склонен к дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, спазмам, судорогам, маниакальности, истероидной или эпилептоидной психопатии. Знание психотипа имеет большое значение в медицине для уточнения диагноза и лечения, а также в коррекции социальных отношений.

В ХХ веке исследование психотипов получило новое направление, связанное с психоанализом, разработанным З.Фрейдом. Наиболее значимой в этом плане является типология К. Юнга, одного из выдающихся учеников З.Фрейда. В основу своей системы он ставит 4 класса людей: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из этих людей того или иного класса может проявить себя как экстравертный, так и интравертный, образуя в общем количестве 8 психотипов. По классификации К.Юнга интраверт склонен оставлять все переживания внутри себя, он легко раним и беззащитен, подвержен какой-либо идее и ему тяжело пересмотреть свои взгляды. В этом отношении экстравертам гораздо легче. Они общительны, легко ориентируются в любой обстановке, обществе, способны прогнозировать и перестраивать свои отношения. Все достается им удивительно легко, а свои неприятности они не замечают и просто пропускают их сквозь пальцы.

И.П.Павлов в основу разработанной им классификации положил основные процессы в деятельности центральной нервной системы. Он выделил 4 типа высшей нервной деятельности по силе, уравновешенности, возбуждению и торможению нервных процессов.

Все вышеперечисленные классификации не учитывали факта функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга. Как выяснилось, на психическую деятельность и поведение человека серьезное влияние оказывает доминирование того или иного полушария. Было предложено выделять два психотипа: левополушарный и правополушарный, где характеристикой основных свойств каждого типа является функциональная направленность доминирующего полушария головного мозга. Проблема заключается в научно обоснованном определении доминирования того или иного полушария. А.П. Ануашвили предлагает выявлять доминирование правого или левого полушария головного мозга путем определения разности амплитуд колебательных процессов в том или ином полушарии и степенью согласованности этих колебательных процессов между собой. Для определения этих параметров требуются непосредственные измерения с помощью датчиков, измеряющих электромагнитные излучения мозга. Кроме того, что данная методика требует использования дорогостоящего специализированного оборудования недоступного для широкого использования, электромагнитные характеристики излучения мозга отличаются высоким уровнем нестабильности. Они легко изменяются и зависят от многих дополнительных факторов. Очевидно, что это существенно влияет на объективность результатов исследований и требуют накопления большого количества статистического материала.

Синтезированные фотографии.

Нами предложена методика косвенного определения преобладающего полушария головного мозга сравнением площади поверхности левой и правой половины лица. Поверхность лица формируется его мимической мускулатурой и чем сильнее она развита, тем больше площадь поверхности лица. Развитие мимической мускулатуры напрямую зависит от функциональной активности корковых комплексов нейронов левого и правого полушарий головного мозга. Поскольку мимическая мускулатура левого и правого лица иннервируется контрлатерально, то есть противоположными полушариями, то площадь поверхности правого лица зависит от активности левого полушария, а площадь поверхности левого лица соответственно зависит от активности правого полушария. При стабильном доминировании или более высокой активности, например, правого полушария мимическая мускулатура левой половины лица будет развита значительно сильнее мимической мускулатуры правой половины лица, а следовательно и площадь поверхности левой половины лица будет больше площади поверхности правой половины лица. Заметим, что доминирование одного полушария или более высокая степень возбуждения его нейронов, как правило, вызывает относительное торможение нервных процессов в противоположном полушарии. Это еще больше усиливает вышеописанный эффект.

Для выявления доминирующего полушария сравнивались площади поверхности синтезированных фотографий левого и правого лица. Синтезированная фотография представляет собой фотоизображение, составленное из одной половины лица и ее зеркального отражения. Лицо на фотографии разделяется по осевой анатомической линии на две половины, и из каждой половины составляются две синтезированные фотографии. Берется левая половина лица и ее зеркальное отображение и комбинируется левое лицо. Таким же образом делается комбинированная фотография правого лица. Это осуществлялось с помощью компьютерной программы. Далее измерялись площади поверхности левого и правого лица синтезированных фотографий. Одинаковый масштаб фотографий и их фронтальные изображения позволяют производить сравнительную математическую обработку. Площадь искомой половины лица с одной стороны ограничивалась центральной осевой анатомической линией, а с другой внешними контурами лица.

Для определения доминирующего полушария и степени его доминирования было введено понятие коэффициента асимметрии лица, который определялся отношением площадей поверхности левого и правого лица. Если отношение площади левого лица к площади правого больше единицы, то есть площадь левого лица больше правого, то это означает что правое полушарие более активно, чем левое. Если это отношение меньше единицы, то более активным полушарием является левое. Если данный коэффициент равен единице, то лицо является абсолютно симметричным и оба полушария имеют одинаковую активность. Таким образом, мы можем легко выявить какое полушарие у испытуемого является активным и определить его индивидуальный коэффициент асимметрии. Исследования проводились среди студентов НГМА.

Результаты оказались несколько неожиданными. Нам виделось что, в количественном отношении число правополушарных и левополушарных типов должно быть примерно одинаковым. Однако в процентном отношении число правополушарных людей составило 87,7%, число левополушарных 12,3%. Число симметрично функционирующих полушарий равно нулю. Какое - то полушарие всегда является чуть более активным, чем противоположное. Средний коэффициент асимметрии в группе с активным левым полушарием составил 0, 944, а в группе с активным правым полушарием 1,087. Были проведены дополнительные исследования среди различных возрастных и социальных групп. Результаты оказались идентичными. Мы все очень эмоциональны и, как правило, сначала делаем, а потом думаем, совершаем поступки, а потом раскаиваемся.

Функциональная типология.

Левое полушарие обрабатывает информацию, последовательно кодируя и сопоставляя ее детали, т. е. идет от анализа к синтезу, где выводы делаются после тщательной обработки данных. Лишь после этого левое полушарие определяет цели и намечает пути их реализации. Такой подход гарантирует высокий уровень успешности и результативности. Анализируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас, левое полушарие делает ставку на будущее. Такой человек в процессе своей настоящей деятельности, прогнозирует ожидаемое будущее и видит себя в этой ситуации активно действующим лицом. Он проявляет исключительную изобретательность и холодную рассудительность в сложных ситуациях. Это позволяет исключать принятие ошибочных решений и избежать нежелательных последствий. Среди этих людей мы видим ученых, инженеров, руководителей. С учетом всех обстоятельств и особенностей функционирования левого полушария, способов его восприятия окружающей действительности и выражения своей психической сущности человек у которого доминирует левое полушарие, определяется как интеллектуальный логический тип.

Правое полушарие играет ведущую роль в эмоциональной сфере психической деятельности человека. Учитывая тот факт, что левое полушарие кроме всего, берет на себя весь спектр положительных эмоций, то естественно, мы оказываемся не только эмоциональными, но эмоциональными негативно. Правое полушарие обеспечивает целостное и образное восприятие мира, но это восприятие всегда носит негативный оттенок. Плохое всегда запоминается лучше, чем хорошее, имеет особенность накапливаться. Работая в настоящем, правое полушарие опирается исключительно на прошлое, выискивает там неблагоприятные обстоятельства и опирается на них, принимая решения. Это приводит к нежелательным и непредвиденным последствиям. И это еще мягко сказано. Правое полушарие работает в аналоговом режиме с очень узким спектром анализа. Оно сравнивает объекты в таких понятиях как хорошее или плохое, злое или доброе, верное или неверное и совершенно не способно к компромиссам. Люди, у которых доминирует правое полушарие, относятся к чувственному типу, они чрезмерно эмоциональны и, находясь во власти эмоций не способны думать. Однако в эмоциональном плане они очень выразительны, окружающий мир они воспринимают на чувственном уровне, способны к состраданию, благотворительности, готовы к самопожертвованию в борьбе за справедливость. Из этой среды выходят вожди. Отсюда же к нам приходят художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, романтики, украшающие наше общество, дающие ему привлекательность и направленность. Это хорошо. Но существует одна вещь, которая довлеет над нами. Это раздражение.

Правополушарный тип изначально несет в себе раздражение и основанием для этого является постоянная активность правого полушария, его негативно эмоциональная направленность. Это тлеющий вулкан, который живет в наших душах. Любое непредвиденное препятствие вызывает в нас безудержный гнев. Происходит это в результате генерализации возбуждения, когда отрицательные эмоции захватывают весь мозг. Здесь любой внешний импульс только усиливает возбуждение. Если такого человека не остановить, он может совершить любое преступление, вплоть до убийства.

Подспудное раздражение держит нас в состоянии, хотя и слабой, но постоянной депрессии. Любая, даже незначительная неблагоприятная ситуация может ввергнуть нас уже в настоящую депрессию. Неуверенность, тревожное и тягостное состояние, подавленный невыносимая душевная боль, ощущение собственной никчемности. Этот страшный список можно продолжать до бесконечности. Требуется лишь сказать, что и последствия такого состояния ничего хорошего не предвещают. Они являются причиной целого ряда тяжелых заболеваний. Это, прежде всего язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и сердечно = сосудистые заболевания. При тяжелых формах депрессии возникают нервные расстройства и суицидальный синдром, который часто заканчивается трагедией. По всем этим показателям мы чуть ли не лидеры. Такова наша национальная особенность. В целом, все это сокращает продолжительность жизни до 10 - 15 лет, в зависимости от степени асимметрии полушарий. Как исправить данное положение?

Психологическая коррекция.

Исследования различных типов людей ставят перед учёными-психологами проблему устранения отрицательных характеристик личности, изменения её в позитивном направлении. Задача заключается в создании гармоничной, высоко духовной, творческой личности, помогая ей раскрыть свои положительные качества, способствовать укреплению физического здоровья. Теперь, когда понятны причины наших многих несчастий рассмотрим методы борьбы со злым роком, который не дает нам жить спокойно и счастливо.

Проявления на лице человека функционального состояния полушария головного мозга позволяют получить, при визуальной обработке синтезированных фотографий левого и правого лица, коррекцию психологического состояния человека. Рассматривая синтезированные фотографии, составленные из левой и правой половин лица, испытуемый видит двух различных людей. Происходит которое мозг стремится ликвидировать, устраняя асимметрию между левой и правой половинами лица Синтезированные фотографии показывают мозгу обнажённую действительность, результат его неудачной деятельности и побуждают его к исправлению ситуации. Мозг обладает огромной способностью к самовосстановлению и самосовершенствованию. Когда, наконец, цели определены, сознание приступает к самокоррекции.

Визуализацию или просмотр синтезированных фотографий следует проводить перед сном, в спокойной обстановке. Просматривать фотографии следует поочередно, в течение нескольких минут каждую. Далее, работа по исправлению функциональных перекосов в работе мозга идёт на подсознательном уровне. Курс данной психотерапии составляет 7 - 10 дней и повторяется через 1 месяц. Достаточно 2 - 3 курса. В результате такой психотерапии меняется поведение человека, геометрические пропорции и эмоциональная выраженность лица меняются в положительную сторону. Повышается иммунитет и самооценка, уходят болезни, нормализуется давление.

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы — творчество и логику. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и скоординированной, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

    Описание

    Под межполушарной асимметрией психических процессов понимается функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое.

    Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания, частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

    К каждому из полушарий мозга идут нервные пути от органов чувств. Правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела, а левое — правую. Таким образом, леворукость, ведущий левый глаз или левое ухо могут указывать на преобладающую роль правого полушария в восприятии и анализе информации.

    В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной (речевой) памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

    В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, в правом - конкретного образного мышления, поэтому тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, называют «правополушарниками», а тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление – «левополушарниками».

    Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины.

    Особенности полушарий

    Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

    Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

    • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
    • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
    • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

    Левое

    Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде.

    Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами.

    Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

    • координация движений правой части тела;
    • контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
    • логический анализ полученных извне фактов;
    • только буквальное понимание понятий;
    • этапность в обработке любой полученной информации;
    • все математические манипуляции;
    • ориентация во времени и ощущение собственного тела;
    • понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
    • преобладание в характере;
    • логическое, символическое и последовательное мышление.

    При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

    • нарушение способности обобщать полученные данные;
    • нарушение умения выстраивать логические цепочки;
    • различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
    • поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
    • комбинированные поражения речи и письма;
    • нарушение ориентации во времени;
    • нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
    • невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

    Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению.

    Интересно знать! Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

    Правое

    Правое полушарие мозга специализируется на обработке так называемой невербальной информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

    Важно! Оно является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, сочинять. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству.

    Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

    Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

    Следовательно, можно выделить некую «зону ответственности» правого полушария:

    • считывание информации с образов, символики;
    • представление образов под воздействием музыки;
    • ориентацию в пространстве;
    • собирание пазлов и мозаики;
    • восприятие музыкальных произведений;
    • понимание переносного значения слов и выражений;
    • умение мечтать, сочинять;
    • проявление сексуальности;
    • склонность к мистике, религиозное сознание;
    • управление левой частью тела.

    Из этого следует, что хоть левое полушарие головного мозга и отвечает за логику, речь, планирование событий и способность к точным наукам, их целостное восприятие будет невозможным без правой половины мозга.

    Взаимосвязь

    Работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле. Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием.

    Важно! Если бы не было правого, «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

    Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие — правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела («левша») лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

    У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях.

    Интересно знать! Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно.

    Кроме этого, особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур.

    Важно! Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма.

    Краткий тест

    Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания. Нужно обратить внимание на расположение:

    • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
    • ладони во время произвольных хлопков;
    • предплечья при скрещивании рук на груди;
    • ноги, перекинутой одну на другую во время сидения.

    Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, человек склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

    Еще один способ определить доминирующее полушарие представлен на видео ниже.

    Способы развития

    Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать.

    Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

    • шахматы и шашки;
    • покер, нарды;
    • игры монополия и эрудит;
    • головоломки и пазлы;
    • вышивка и вязание.

    Левого полушария

    Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.

    1. Логические задачи
      В сети вы их найдете большое количество, как по отдельности, так и собранные в игры и приложения. Играйте, разгадывая как сами, так и собираясь всей семьей.
    2. Физические упражнения
      Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее. Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону.
    3. Самомассаж
      На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.
    4. Мелкая моторика рук
      Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

    Правого полушария

    Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество — сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу.

    1. Визуализация
      Закройте глаза и представьте чистый белый лист бумаги. Теперь постарайтесь увидеть на нем свое имя в любимом для вас цвете. Потом заставьте имя изменить цвет несколько раз. Чем ярче будет картинка, тем лучше. Также можно использовать не «выдуманный» лист бумаги, а использовать приложения с упражнение для тренировки правого отдела мозга. Старайтесь назвать цвета, которыми написаны слова как можно быстрее.
    2. Двигательные упражнения
      Некоторые известны нам с детства, например, «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой – за левое ухо. Потом хлопните в ладоши и поменяйте руки – теперь правая должна держать нос, а левая – правое ухо. Кто в детстве играл в эту игру, помнит, что тогда получалось гораздо лучше. Это связано с тем, что в детском возрасте правое полушарие развито больше (отсюда у малышей и любовь к рисованию и разного рода творчеству).
    3. Тактильные чувства
      Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Вы можете представлять во время выполнения упражнения абсолютно любые образы. Например, попробуйте ощутить, что вы едите определенное блюдо, какое оно на вкус, что у вас ассоциируется с ним. Чтобы развить творческие навыки то же самое можно сделать и с запахом или любым образом.
    4. Работа пальцами
      Подобная гимнастика поможет развить творческое мышление. Попробуйте сжать одновременно две ладони в кулаки. После этого выпрямите большой палец на правой руке и указательный палец – на левой. После выпрямите указательный палец на правой и большой на левой руке. Повторите это упражнение несколько раз, ускоряя темп. Чередуйте и выбрасывайте другие пальцы.
    5. Знак бесконечности
      Такое упражнение также помогает действенно развить правое полушарие и улучшить креативные навыки. Для этого необходимо прижать левое ухо к плечу и вытянуть вперед левую руку. Затем все внимание следует сконцентрировать на указательном пальце. Рисуйте рукой восьмерку, начиная с центра – вверх и с центра – влево. Выполните упражнение с левой руки 8 раз, а затем то же самое сделайте и для правой руки.

    1. Правшам стоит иногда использовать левую руку для письма или ежедневных дел. Поначалу будет трудно, но неразборчивые каракули со временем превратятся в изящный почерк, а в правом полушарии появятся новые и свежие идеи.
    2. и визуализации полезны не только для душевного комфорта и активизации подсознания. Это еще и тренировка фантазии и интуиции. Даже если человек далек от эзотерики, нелишним будет представлять вкус любимого блюда во рту или вспоминать запахи лесной поляны, приглянувшегося парфюма, активизируя образную память. Можно просто постараться представить любой предмет с закрытыми глазами, четко и в цвете.
    3. Постоянная тренировка тоже расширяет функции ПП. Можно попросить друга или родственника загадать неодушевленный предмет, например, из тех, что находятся в комнате. Сосредоточиться и постараться угадать внутренним зрением, что бы это могло быть. Услышав звонок телефона, попробовать представить, кто звонит, прежде, чем ответить.
    4. Рисование картин, даже если нет особых художественных способностей, отлично помогает освежить сознание и повысить креативность, что не помешает даже финансовому аналитику. Это помогает снять излишний контроль. Поначалу бывает страшно сделать первый мазок, так как нет четкого плана действий, к чему привыкли люди с сильным ЛП, но фантазия обязательно проснется.
    5. Ведение дневника, сочинение стихов, рассказов и сказок по вечерам детям - не просто развлечения, но и очень полезные занятия.

    Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

    1. Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
    2. Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
    3. Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
    4. В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
    5. Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.

    Также существует ряд упражнений, которые помогут гармонично развить оба полушария головного мозга.

    1. «Кольцо». Последовательно и очень быстро соединять пальцы обеих рук в кольцо с большим пальцем в течение нескольких минут.
    2. «Люди Икс» - на бумаге любого формата нарисовать ярким цветом две пересекающиеся прямые в виде буквы «Х» и повесить лист на стене. Встать, ноги на ширине плеч, спина прямая. Взгляд направлен в точку пересечения линий. Одновременно локоть правой руки соединить с поднятым вверх коленом левой ноги. Выполнять энергично несколько минут. Такая тренировка очень эффективно снимает усталость после рутинной работы и бодрит.
    3. «Разноцветная путаница» - понадобится листок, на котором разноцветными фломастерами записаны названия цветов. Сложность в том, что название и краски не соответствуют друг другу. Например, слово «желтый» написано красным, «зеленый» - синим. Чем больше слов, тем лучше. Нужно быстро прочитать вслух не слово, а название цвета, которым оно записано.