Простое порядковое числительное. «Простые, сложные и составные числительные

§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение - «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые - падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
    у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
    число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.

    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

§3. Структура числительных

По структуре числительные делятся на простые и составные.

  • Простые числительные - это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
  • Составные - это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

Что каким бывает?

  • Целые количественные
  • Дробные количественные - составные.
  • Собирательные количественные - простые.
  • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п. тысяча, тысячи
Р.п. тысячи, тысяч
Д.п. тысяче, тысячам и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым

Полтора
Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы , например:

полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

одна восьмая, две третьих.

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)

§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.

§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.

Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни:

в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

    • Число, количество, порядок при счёте
    • Признак предмета
    • Указание
  2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который ?

    • Количественные
    • Порядковые
  3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?

  4. Могут ли собирательные числительные быть составными?

  5. Изменяется ли по родам числительное оба ?

  6. Может ли числительное быть определением?

  7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

    • Согласование
    • Управление
  8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

    • Во всех
    • Во всех, кроме И.п. и В.п.
    • В И.п. и В.п.
  9. Как изменяются собирательные числительные?

    • По падежам
    • По падежам и числам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  10. У каких числительных есть подразряды по значению?

    • У количественных
    • У порядковых

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое числительное, можно услышать в ответ слова пятерка, двойка, пара, либо тройка, дюжина, десятка и прочее. Это все интересно, хотя на самом деле эти слова не являются числительными, так как имеют род, могут изменяться по падежам и числам, их также нельзя записать цифрами. Из этого следует, что вышеперечисленные слова – это имена существительные.

В лингвистике также неоднозначно решается вопрос и о том, к какой части речи следует относить слова биллион, триллион, миллиард, миллион и тысяча. Ведь они обладают как признаками числительных, так и признаками существительных.

Что такое имя числительное

В русском языке имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, обозначающую число предметов, их количество и порядок. Вопросами имени числительного являются: который? сколько?

Форма именительного падежа представляется начальной формой имени числительного.

С учетом выражаемого значения и грамматических особенностей имена числительные поделены на две категории:

  1. Количественные числительные (шесть, сорок, тридцать восемь).
  2. Порядковые числительные (седьмой, тринадцатый, двадцать пятый).

Количественные числительные

Количественные качественные числительные поделены на три грамматических разряда:

  1. Числительные, выражающие целые числа.
  2. Числительные, выражающие дробные числа.
  3. Собирательные числительные.

В составе количественных числительных находятся:

  1. Определённо-количественные числительные (обозначают конкретное число: триста, пять, полтораста).
  2. Неопределённо-количественные числительные (обозначают неопределённое количество единиц: много, мало, немного, немало).
  3. Местоименные числительные: столько, сколько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

С точки зрения особенностей словообразования выделяют:

  1. Простое числительное. Примеры: семь, второй, двенадцать.
  2. Сложное числительное. Пример: семьдесят, пятидесятый.
  3. Составное числительное. Пример: сто двенадцать, двести пятьдесят первый, две седьмых.

Дробные числительные

Будучи разновидностью количественных числительных, дробные числительные необходимы для обозначения дробного числа. К примеру: пять вторых состава, две трети пути.

Если конструктивно рассматривать дробное числительное, то можно определить, что в его структуре первая часть (числитель) является количественным числительным (пять, два), тогда как вторая часть (знаменатель) является формой родительного падежа порядкового числительного (например: вторых, десятых, шестых).

Обозначать дробные числительные также могут и смешанное число. Пример: пять целых две трети, шесть целых семь вторых.

Склонять дробное числительное необходимо в зависимости от его структуры.

Имя числительное - одна из самых простых частей речи в русском языке. Узнать числительное просто - достаточно задать вопрос «сколько» или «который», и если слово отвечает на него, значит, оно входит в эту группу.

Но внутри большой группы числительные делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные из них и выясним, как отнести часть речи к тому или иному типу.

Какие числительные называются простыми?

Главный отличительный признак числительного - это возможность записать слово в числовом виде, то есть цифрами. Но записи могут сильно отличаться между собой по внешнему виду и по прочтению - например, слова «десять», «триста двенадцать» и «одна тысяча шестьсот семьдесят восемь».

  • В группу простых числительных входят в основном простые числа, которые пишутся всего одним словом - «шесть», «девять», «четыре».
  • Бывает, что числительное состоит и из двух цифр и более - «двенадцать», «сто», «миллион». Оно все равно остается простым, поскольку слово всего одно - а главное, всего один корень.

Сложные числительные

А вот такие слова, как «шестьдесят», «восемьдесят» или «семьсот», простыми уже не являются. Хотя пишутся они одним словом, корней здесь больше. Например, слово «шестьдесят» состоит из основ «шесть» и «десять», слово «семьсот» - из основ «семь» и «сто». Такие слова принято называть сложными, и очень важно не путать их с простыми.

Составные - числительные из нескольких слов

Главное отличие составных числительных от предыдущих двух групп - это их написание несколькими раздельными словами. Примеры - «тысяча шестьдесят восемь», «четыреста двадцать три», «восемьсот сорок один», «двадцать два». К этой группе также относятся почти все дроби - если писать их словами, а не цифрами, всегда получается целая фраза.

К примеру - «одна целая шесть десятых», «пять девятых», «две третьих». Единственное исключение - это слово «полтора» - с его помощью можно выразить число «одна целая пять десятых».

Отдельного упоминания заслуживают правила склонения составных имен числительных. Они различаются в зависимости от ситуации. Иногда выражение склоняется полностью, по каждому слову - например, «заплатить за покупку трехстами сорока тремя рублями». Но в некоторых случаях трансформируется только последняя часть составного числительного. Для примера можно взять «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году». Как мы видим, здесь падеж изменен только для последней части - все остальные остаются в именительном падеже.

Насчитывает десять частей речи. Разделить их можно на междометия и не междометия, на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные не междометные части речи разделяются на имена, глагол и наречие. Имён в русском языке три: прилагательное, существительное, числительное. На основании некоторых признаков, к ним можно отнести и местоимения.

Числительное как именная часть речи

Какие слова относятся к числительным? На какой вопрос отвечает числительное? Как склоняется числительное? Далеко не полный перечень вопросов, связанных с определением имени числительного.

Как всем именным частям речи, числительному присуще склонение по падежной парадигме. Начальной формой считается форма именительного падежа. Категория рода у числительных отсутствует (исключением являются числительные два, один , порядковые числительные и собирательные оба/обе). Не определяется у данной части речи и категория числа, кроме порядковых числительных.

Имена числительные могут являться всеми членами предложения. Часто они выполняют подлежащего, определения или дополнения. Редко они бывают сказуемыми и обстоятельствами. Словосочетания имен числительного и существительного являются неделимыми и выступают в роли одного члена предложения.

Грамматические разряды числительных

Ведущими учеными подчеркивается недостаточная сформированность данной части речи. Есть группа лингвистов, не признающих числительное отдельной частью речи. В связи с этим, существуют разные мнения по определению состава числительных. В узком понимании, к имени числительному относятся только количественные: и составные числительные, и простые, и сложные, а порядковые включаются в разряд относительных прилагательных. В широком понимании, числительные включают в себя разряды количественных и порядковых, а также слова, не обозначающие конкретного количества: столько, много, сколько, мало.

ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

Птичье щебетание.
Тиканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый
Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха!

Валентин Берестов

Я ИДУ НА УРОК

С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан

Пять уроков по теме «Имя числительное»

6-й класс

Имя числительное как часть речи

Первый урок

1. Знакомство с материалом учебника.

2. Опрос по прочитанному:

    На какие вопросы отвечают имена числительные?

    Приведите примеры количественных числительных.

    Приведите примеры порядковых числительных.

    Почему числительные относят к именным частям речи?

    Какими членами предложения могут быть числительные?

3. Рассказ учителя о происхождении числительных.

Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много . Не напоминает ли вам эта система видения мира и себя в этом мире слова другой части речи? Да, эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много) . Наверное, такое близкое отношение человека к самому себе объясняет и то, что в русском языке числительное один имеет все три рода: один, одна, одно – и даже множественное число: одни . Сравните: два имеет уже только две формы – два и две , а остальные числительные имеют только одну форму.

Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти – одиннадцать, два на десяти – двенадцать (запишите оба слова). Устно образуйте остальные числительные.

Идем далее. Два десятка – двадцать, три десятка – тридцать (запишите). Четыре десятка – ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят . Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок . Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.

От пять десятков образовалось пятьдесят (запишите, подчеркните мягкий знак). От шесть десятков – ... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто .

Просклоняем это числительное:

и.п. (сколько?) девяносто,
р.п. (скольких?) девяноста,
д.п. (скольким?) девяноста,
в.п. (сколько?) девяносто,
т.п. (сколькими) девяноста,
п.п. (о скольких?) о девяноста .

Попробуйте теперь самостоятельно просклонять числительное сто . Сделайте выводы. На Руси не было слова тысяча , а было другое слово – тьма . Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища . Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Миллиард еще называют биллионом . Би – по-латыни «два». Какие слова вы знаете с этим значением? (Бинокль, бинарный, биссектриса, бином.)

Попробуйте записать числа:

Не напоминают ли они вам другие слова?

Да и само слово цифра заимствовано. Слово сифр по-арабски означает «ноль». Назовите орфограмму в слове цифра .

4. Словарный диктант с взаимопроверкой (после записи учащиеся проверяют диктант друг у друга, так как с орфограммой они хорошо знакомы) .

Циферблат, акция, циркуль, цирк, цыган, лисицы, бледнолицый, демонстрация, операция, цилиндр, цикламен, цыпленочек, цинга, циновка, цыплята, синицы, цыганочка, акация, спицы.

Задания

1) Определите, к какой части речи относятся эти слова.

2) Составьте с любыми словами из этого диктанта пять словосочетаний «числительное + существительное».

5. Перед вами слова: тройка, тройной, устроить, втрое, втроем .

Как вы думаете, есть ли среди них числительные? Правильно, нет. Прочитайте материал учебника на стр. 124 и выполните упр. 320.

6. Синтаксическая пятиминутка.

Запишем на доске предложения и сделаем их синтаксический разбор.

7. Письмо по памяти.

Прочитайте предложение, записанное на доске, и запишите его по памяти.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля свыше двухсот тысяч слов.

1) Найдите сложное прилагательное, объясните его написание (велико русс кого ) .

2) Найдите слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные (толковый – толк, словарь – слово, живой – жив) .

8. Хитрый вопрос. За тридевять земель – это за сколько?

9. Выводы в конце урока.

10. Домашнее задание .

1) Найдите и запишите 10 пословиц и поговорок с числительными.

2) Напишите самое длинное числительное.

(Из домашней работы Луць Эльвиры . Как считает ученица, самым длинным числительным может быть число из 47 слов.)

Восемьсот двадцать четыре дециллиона девятьсот семьдесят три нониллиона сто пятьдесят четыре октиллиона триста семьдесят пять септиллионов пятьсот девяносто восемь секстиллионов семьсот сорок восемь квинтиллионов двести шестьдесят один квадриллион девятьсот тридцать один триллион семьсот семьдесят семь миллиардов пятьсот пятьдесят пять миллионов двести девяносто четыре тысячи сто восемьдесят четыре.

Пословицы, выписанные детьми.

1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один отрежь.
3. Один в поле не воин.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. У семи нянек дитя без глазу.
6. Семь бед – один ответ.
7. За одного битого двух небитых дают.
8. Один волк гоняет овец полк.
9. Один гусь травы не вытопчет.
10. Двое дерутся – третий не суйся.
11. Два сапога – пара.
12. Два одному – рать.
13. Двое пашут, а семеро руками машут.
14. Двое плешивых да за гребень дерутся.
15. Три жены имел и от всех терпел.
16. Три раза прости, а четвертый прихворости.
17. Три деньги в день – куда хошь, туда и день.
18. Пятое колесо в телеге лишнее.

Куделин Игорь

Простые и составные числительные

Второй урок

Пословицы проверяются устно у 2–3 учащихся, дополнительное задание – самое длинное числительное – записывается как словарная диктовка: на доске пишет ученик, придумавший это числительное, а класс пишет в рабочих тетрадях (обычно такое числительное начинается миллиардом).

2. Наблюдайте за новым материалом.

Посмотрите на числительные, которые встречаются в пословицах, и на числительное, которое мы сейчас написали. Имеются ли различия? Сформулируем правило. Числительные, состоящие из одного слова, – это простые, из двух и более – составные. Проверим себя по учебнику. Откройте параграф 57. Подумаем теперь еще над одним вопросом. Бывают ли порядковые числительные простыми и составными? Приведите примеры. А теперь выведем общее правило и запишем.

3. Опорный конспект в тетради по теории.

4. Составляем примеры.

Двое учащихся идут к доске. Один составляет примеры с простыми числительными, другой – только с составными.

Сто разделить на пятЬ десят равно двум. Если четыре умножить на пять, то получится двадцать. Из одиНН адцати вычесть семь – будет четыре. МиЛЛ иард разделить на миЛЛ ион – будет тысяча. СлО жите сто и шестЬ сот – получите семЬ сот.

Двадцать два плюс восемьдесят три равно ста одному. Тысяча пятьдесят четыре минус шестьдесят четыре – будет девятьсот девяносто. Двенадцать умножим на одиннадцать – получим сто тридцать два. Две тысячи шестьсот двадцать три разделить на шестьдесят один равно сорока трем.

5. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Выпишите в одну колонку простые числительные, а в другую – составные .

    Двести пятьдесят лет необходимо для образования нефти.

    Сорок процентов территории Нидерландов жители этой страны отвоевали у моря с помощью дамб.

    Гигантское дерево рассамала поднимается над землей на пятьдесят–шестьдесят метров и имеет крону диаметром двадцать–тридцать метров.

    Если записать все то, что мы говорим на протяжении всей нашей жизни, то получится ровно тысяча томов по четыреста страниц в каждом.

    В нашей Галактике, которая называется Млечный Путь, насчитывается сто миллиардов звезд.

    Жизнь на Земле зародилась три миллиарда восемьсот лет назад.

    Двести двадцать пять миллионов лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры.

6. Самопроверка (сверяем с записью на доске, сделанной заранее).

7. Упражнение на закрепление (из учебника).

8. Игра «Составь предложение».

Откройте учебник на двадцатой странице, найдите собственное имя существительное.
На пятьдесят пятой странице возьмите глагол в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде (в рамочках).
На пятьдесят девятой странице вы найдете существительное в рамочке – запишите его с соответствующим глаголом.
На сто семьдесят второй странице в рамочке помещены два существительных. Образуйте из них сложное существительное и введите его в предложение.

Какое предложение у вас получилось?
(Вячеслав прибыл на состязание маляров-штукатуров.)

Что вы можете сказать о числительных, которые использовались в игре?
(Они порядковые и составные, за исключением первого числительного – оно простое.)

Придумайте аналогичное задание для своего друга по парте. И на следующем уроке вы сможете с ним поиграть. (Отрабатываются орфоэпические нормы произношения числительных.)

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . «Путешествие в будущее». Представьте себе, что вы перенеслись на 10–20 лет вперед. Опишите нам любое изделие из будущего (машину, робота, часы, космическую ракету или что-то более фантастическое). Напишите его паспорт, используя 10 составных числительных.

Правописание мягкого знака в числительных

Третий урок

1. Проверка домашнего задания. Выставка домашних работ. (Висит несколько дней, чтобы была возможность ознакомиться со всеми работами. Потом можно вручить приз за самую оригинальную идею или самое фантастическое изделие будущего.)

2. Материал для наблюдения.

Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Можете ли вы объяснить эту закономерность? (См. урок № 1.)
А что по этому поводу говорит нам учебник? Обратимся к нему.

3. Запись по памяти.

У имен числительных
Мягкий знак один:
Либо он в конце стоит,
Либо посреди.

4. Материал для рассуждения. Почему же тогда в числительном пятьюдесятью два мягких знака?

5. Предупредительный диктант.

Заранее на доске записаны слова диктанта с пропущенными орфограммами (эти же слова можно написать на ватмане или кодокарте). Разбираются все случаи написания слов с мягким знаком, и орфограмма вписывается цветным мелом на месте пропусков (на ватмане и кодокарте – маркером). Затем написанное закрывается, учащиеся пишут под диктовку .

Нянчит, кровельщик, семьдесят, меньше, ветви, пятьсот пятьдесят пять, гвоздик, сельдь, семьдесят, молотьба, январский, шестнадцать, возьмешь, октябрьский, пятнадцатый, серьга, тоньше, восемьдесят шесть, стекольщик, печник, восемьсот восемьдесят восьмой, стаканчик, скворечник.

Самопроверка.

6. Упражнение на закрепление (упр. 325).

7. Творческий диктант.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из старинной географической книги, написанной замечательным педагогом, географом и путешественником Сергеем Мечем. Это рассказ об ощущениях, испытанных при виде полярного сияния. Записывать этот текст вы будете от 3-го лица. Все числительные записываете только словами. Понятно? Начнем .

Наступала ночь. Термометр показывал 38 градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому . Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Холод мешал мне уснуть, и я стал рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх тысячи красных и желтых лучей. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через пятнадцать минут красный огонь залил все небо. Через десять-одиннадцать секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд пятнадцать, а затем распались на миллион отвесных полос. Через полчаса это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.

Подчеркните орфограммы в числительных.
Обозначьте приставки глаголов.

8. Игра «Угадай числительное».

У него два корня: первый – как у существительного пятак , второй – как у существительного десятка .

(Это числительное – пятьдесят .)

Придумайте свое слово – и вы сможете поиграть на следующем уроке с соседом по парте.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . § 58, упр. 328.

Разряды количественных числительных

Четвертый урок

1. Фронтальный опрос по изученной теме.

2. Контрольный словарный диктант по теме предыдущего урока.

Шестьсот каменщиков, нянчиться с четырьмя детьми, восемьсот меньше миллиона, помощник кровельщика, восьмой бакенщик, просьба сменщика, ищут письмо, семнадцать спортсменов, положить сельдь на тарелочку, одиннадцатое декабря, январский морозец, третьего дня, вскользь.

3. Материал учебника (стр. 127). Опорный конспект.

4. Интеллектуальная разминка.

Замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, три (котенка), четыре (мальчика).

Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – числительные, обозначающие целые числа.

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Трое, четверо – собирательные числительные.

5. Упражнение на закрепление (упр. 329).

6. Выборочный диктант.

Задание . Количественные числительные выпишите в три колонки .

В суровых арктических просторах расположился заснеженный остров Врангеля, неизвестный науке до начала XIX века. Он имеет в длину 150 км, в ширину – 75 км. В 1820–1824 годах русская экспедиция Ф.Врангеля впервые обследовала этот заснеженный край и составила первую карту этого района. Российские исследователи пытались добраться до неизвестной земли, но каждый раз, удаляясь на 200–300 километров от материка, становились заложниками непроходимых торосов. Трое из них оказались однажды на дрейфующей льдине, двоим пришлось искупаться в незамерзшей полынье.
Только спустя полвека американскому капитану Лонгу удалось на китобойном судне проплыть вдоль южного берега этого острова. Он и назвал эту землю островом Врангеля.
Сейчас весь остров объявлен заповедником. Десять месяцев – с сентября по июнь – здесь царит зима. С середины ноября наступает полярная ночь, которая длится полтора месяца. Скорость ветра во время ураганов достигает здесь 120 километров в час, а высота сугробов – 25 метров.
Полярный день здесь длится два с половиной месяца. Остров преображается: журчат ручьи, пестреют мхи, лишайники, травы и карликовые кустарники. Редко встретишь на острове растения высотой больше 15 см. Реки и озера острова зимой промерзают до дна, поэтому рыбы в них нет. Зато у побережья устраивают свои лежбища самые крупные звери Арктики – моржи. Старые самцы достигают в длину 4,8 м, а весят 2,5 тонны. Но главная достопримечательность заповедника – белый медведь. Эти могучие хищники трехметровой длины весят иной раз по 700 кг. В глубоких сугробах на склонах гор можно насчитать зимой до 200 медвежьих жилищ. Три четверти всех видов животных и растений острова занесены в Красную книгу.

7. Сверимся с доской.

    Числительные, обозначающие целые числа

Сто пятьдесят
Семьдесят пять
Двести
Триста
Десять
Сто двадцать
Двадцать пять
Пятнадцать
Семьсот
Двести

    Дробные числительные

Полтора
Два с половиной
Четыре целых восемь десятых
Две с половиной
Три четверти

    Собирательные числительные

Двое
Трое

8. Подсчитаем результаты.

В этом тексте 256 слов. Какой процент составляют числительные, обозначающие целые числа?

256 – 100%
10 – х % х = 3,94%

Какой процент составляют дробные числительные?

256 – 100%
5 – х % х = 1,97%

Какой процент составляют собирательные числительные?

256 – 100%
2 – х % х = 0,8%.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . § 59, упр. 330.

Практическое занятие

Пятый урок

Отработка навыков правописания и произношения количественных числительных.

Задания

1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Все числительные запишите словами.
2. Укажите разряд, вид, падеж числительных.
3. Найдите и подчеркните прилагательное в превосходной составной степени.

I вариант

II вариант

    0,005 секунды затрачива_т пч_ла на 1 взмах крыла.

    За 1,5 года Африка и Южная Америка удаляют(?)ся друг от друга на 6 см.

    Человек за 1 день делает около 20 000 шагов, а за год – 7 000 000. За всю свою жизнь человек мог бы обойти земной шар 9 раз или пр_одолеть ра_тояние от Земли до Луны.

    Самое дли_ое каноэ – 35,6 м на 70 человек – построили в Новой Зеланди_.

    Наивысшее сооружение древних – пирамида Хеопса (146,6 м).