Рассказ о микроскопе. История микроскопии

3 «Русская Правда»

Редакции «Русской Правды»

Наиболее известным правовым памятником является «Русская Правда» - первый свод законов Руси.

«Русская Правда» - сложный юридический памятник, ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частью византийских источников. Стоит от метить, что это не есть кодекс, данный Ярославом и дополненный сыновьями и Владимиром Мономахом. До сегодняшнего дня дошел в списках 15 вв. и одиннадцати списках 18-19вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды является Краткая Правда (20-70-е гг. 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054) и Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода). Первые

17 статей Правды Ярослава, сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт - первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» - их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016г. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава - кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них - постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19-41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е гг. 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. По мнению М. Н. Тихомирова, скорее всего князья дополнили отцовский свод в 1072 году, когда собрались в Вышгороде для перенесения мощей Бориса и Глеба. В Правде Ярославичей обнаруживаются черты, указывающие на ожесточенную классовую борьбу, в условиях которой она была создана. Вероятно, заняться "законотворчеством" князей заставили восстания в Киевском государстве 1068 - 1071 гг. Дело в том, что особенно высокие денежные штрафы устанавливаются здесь за убийство княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси. К Правде Ярославичей примыкают и некоторые дополнительные статьи Краткой Правды.

Пространная Правда - вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20-30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208гг. и потому относят ее составление к 13 в.).

Пространная Правда сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами «княжеского законодательства Святополка Изяславича», правившего Киевом с 1093 по 1113гг., а также «Уставом Владимира Мономаха» 1113г. (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются как «Суд Ярослава», статьи 53-121 - как «Устав Владимира Мономаха». Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда - или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.

Русская правда - это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого . Правда русская вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.

Вконтакте

Одноклассники

1016 г. - дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему.

Эта книга должна была появиться из следующих соображений:

  1. Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
  2. Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями.

Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды .

  1. Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава.
  2. Краткое содержание и основные положения древнерусского документа читать онлайн.
  3. Три основных редакции Русской правды.
  4. Краткая правда и Пространная правда.
  5. Система штрафов в древнерусском государстве.
  6. Какое значение имеет первый сборник кодексов для современного мира?

Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава

Ответ на этот вопрос очень прост — до правления Ярослава, никто не составлял письменных документов с кодексом правовых, уголовных и административных норм. Это стало одной из весомых причин, за которые Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый. На тексте этого документа базируется всё последующее законодательство Киевской Руси.

Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.

В книге были нормы законов:

  • уголовные;
  • правовые;
  • процессуальные;
  • административные;
  • гражданские;
  • семейные.

По этому своду законов неприемлемо решать судебные разбирательства с помощью смертельного поединка («у кого меч острее, тот и берёт верх»).

Три основных редакции Русской правды

Существует три основных редакции этого документа:

  1. Краткая . Это древнейший вариант изложения.
  2. Пространная . Вторая редакция книги.
  3. Сокращённая . Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.

Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.

Краткая и Пространная правда

Краткую принято делить на две части:

  • Правду Ярослава (содержит в себе 10 первых норм «яко же Ярослав судил»);
  • Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Владимировича).

Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве .

Пространная - это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

  • Устав Ярослава Мудрого.
  • Устав Владимира Мономаха.

Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

Сокращённая - самая поздняя вариация. Датируется XV веком. Была создана на основе Краткой и Пространной в Московском княжестве. Написана - в Великой Перми. В неё содержится 50 статей.

Эти своды отличают убийство в ссоре - неумышленное, от кровавой расправы «в разбое» - умышленное. А также различаются виды нанесённого ущерба: тяжкий, слабый. От этого и зависит мера наказания. Ограничивались штрафами или изгнанием виновного и его семьи. А также была актуальна кровная месть - «Убьёт муж мужа, то мстить брату брата».

Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.

Система штрафов

Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

Вира - так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

Полувирье - плата за увечья тяжкой степени.

Продажа - штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния.

Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира

  1. Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
  2. Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
  3. Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.

Интересный факт! Название «уголовный» произошло от древнерусского «головщина», что означало убийство.

Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.

свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Р.п." отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РУССКАЯ ПРАВДА

важнейший источник права Древней Руси, включавший нормы различных отраслей права. Р.П. - памятник светского права. Она не вторгалась в церковную юрисдикцию. Об официальном характере Р.П. свидетельствуют имеющиеся в ней ссылки на то, что она была принята на княжеских съездах. Это видно и из подзаголовков, указывавших на князя, давшего этот закон: «Суд Ярославль Володи- мерич», «Устав Володимерь Всеволодича». Основным источником Р.П. было законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике. Поскольку более ранних нормативно-правовых актов светского характера не найдено, Р.П. считается первым письменным памятником русского права. Она и з вестна в нескольких редакциях. Ученые, изучавшие ее, выделяют различное количество редакций. В учебных целях традиционно выделяют три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную (из Пространной). Древнейшей редакцией признается Краткая редакция. Она была обнаружена В.Н. Татищевым и подготовлена им к печати в 1738, опубликовал ее А.Л. Шетцер только в 1767. Известно только два древних списка Краткой редакции, относящиеся к 15 в., - Академический и Археографический. Имеются также и более поздние списки В.Н. Татищева, относящиеся к 18 в. Текст документа был написан без разделения на статьи (разделение на статьи было осуществлено ее публикаторами), выделено только начало второй части. Текст Краткой редакции был обнаружен в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, это косвенным образом свидетельствует, что к моменту занесения в летопись она уже не использовалась как нормативный акт. Исследователи различают несколько составных частей в Краткой редакции Р.П.: 1) Древнейшую Правду (Правду Ярослава) - ст. 1-18; 2) Правду Ярослави- чей - ст. 19-28 с д о п о л н е н и я м и - ст. 29-41; 3) Покон вирный - ст. 42; 4) Устав мостников - ст. 43. В Краткой Правде нашла отражение структура раннефеодального общества: четко прослеживается деление на рабов (челядь, холопов) и свободных. Среди свободных закон различает жителя Киевской Руси (русин), новгородца (словенин), иностранцев (варяг, колбяг), а также купцов, дружинников князя, изгоев. Местом принятия Краткой Правды исследователи называют Новгород (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков) и Киев (С В. Юшков). Дата ее составления варьируется между 1016 и 30 гт. 11 в. Как целостный памятник права она оформилась в 1076-93. Правда Ярославичей датируется исследователями 1068-73. Десять первых статей этого документа определяют правовое положение княжеской вотчины, защищают слуг и имущество князя. Последующие статьи не составляют единого целого и являются отдельно принятыми законами. Особое место занимают последние статьи - Покон вирный и Устав мостников. Пространную редакцию Р.П. ввел в научный оборот В.В. Крестинин, опубликовавший в 1788 текст Правды, находившийся в Кормчей. Пространная редакция сохранилась в большом количестве списков (более 100). Текст ее дошел до нас в многочисленных юридических сборниках, что говорит о том, что этот нормативно-правовой акт много использовался в практике. Списки этой редакции имеют существенные различия. К наиболее древним относятся списки, помещенные в составе юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, т.е. руководящая, направляющая, или Номоканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Древнейший список с текстом Пространной редакции относится к концу 13 в. и находится в Синодальном списке Кормчей. Очень близок к нему текст, помещенный в другой юридический сборник, - Мерило Праведное, который состоит из двух частей: поучения о праведных судах и нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей. Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича. Источниками Суда Ярослава Владимировича называют Краткую Правду, судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец 11 - начало 12 в. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Время составления этой части Пространной редакции указано в самом тексте закона - 1113, место - село Берестово. Исследователи выделяют здесь: Устав о резах (процентах), Банкрут- ский устав, Устав о закупах, Устав о холопах и др. Как единое целое Пространная Правда оформилась к середине 12 в. Сокращенная редакция Р.П. рассматривается в настоящее время как памятник права 14-15 вв. Большинство норм Р.П. посвящено уголовному и уголовно-процессуальному праву. Регулированию имущественных отношений посвящено немного статей. Субъектами гражданско-правовых отношений признавались все свободные, включая иностранцев. Объектом правового регулирования являлись вещи и действия, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Р.П. знакомы институты вещного права: владение, собственность, залог (в зачаточном состоянии). Многие нормы направлены на защиту права собственности; по ним можно судить, что среди способов приобретения права собственности были известны передача (как на основании договоров, так и по наследству) и отделение плодов и приплод. Существовала индивидуальная, общая и общинная собственность, залоговое право. Основанием возникновения обязательств были договоры и правонарушения, способами обеспечения исполнения обязательств являлись выставление поручителя и самозаклад при закупничестве. Договоры заключались в устной форме, в присутствии свидетелей. Некоторые статьи указывают на сохранение обрядов и символов: привязывание ключа к поясу при заключении договора личного найма. Можно выделить договоры, нашедшие отражение в Правде: купля-продажа, комиссия, заем, закупничество (как разновидность займа), дарение, личный найм, подряд, поклажа. Предусматривалась обязанность лица, причинившего вред, возместить его. В случае совершения преступления преступник обязан был заплатить потерпевшим головничество (при убийстве) или урок (при совершении иного преступления). Если ущерб был нанесен непреступным действием, то все равно вред (пагуба, протор) возмещался потерпевшему. Ряд статей Р.П. посвящен опеке над личностью и над имуществом ребенка, потерявшего обоих родителей, или если мать после смерти отца вторично выходила замуж. К исполнению опекунских обязанностей призывались ближайшие родственники или отчим. В обязанности опекуна входила забота о личности и имуществе подопечного. Р.П. различала наследование по закону и по завещанию. Форма завещания была устной, наследование по закону по общему правилу осуществлялось по мужской нисходящей линии. Значительная часть статей Р.П. посвящена уголовному праву. Преступление обозначалось как «обида», под которой подразумевалось нанесение вреда личности или имуществу. Субъектом преступления мог быть только свободный. Выделялись преступления, совершенные умышленно, наказания за них были более тяжкими. Если преступление было совершено открыто, во время драки, наказание смягчалось. В Правде Ярослава допускалось применение кровной мести по отношению к убийцам, однако круг лиц, обладавших этим правом, был ограничен ближайшими родственниками. Ярославичи отменили кровную месть и заменили ее штрафом - вирой, которая могла взыскиваться как с самого преступника, так и с общины, если последняя не выдавала убийцу или разбойника или если тяжесть преступления допускала помощь преступнику в уплате виры (так называемая дикая вира). Самым тяжким наказанием считался поток и разграбление. Большинство ученых склоняется к мысли, что под потоком понималось обращение в х о лопство, а разграбление означало конфискацию имущества. Потоком и разграблением наказывались разбойники, поджигатели и конокрады. За остальные преступления взыскивался штраф, называемый «продажа ». Преступлениями против личности и имущества считались убийство, нанесение телесных повреждений (увечий, средней тяжести побоев) и оскорбление действием. Имущественные преступления представлены хищением имущества: разбой, кража - татьба (квалифицированная кража - конокрадство); уничтожением или умышленной порчей чужого имущества: поджог, порча чужого коня; незаконным пользованием чужим имуществом: езда на чужом коне, злостное банкротство. Процесс по Р.П. был состязательным: обе стороны обладали равными правами и даже именовались одинаково - истцы. Регулировался досудебный порядок расследования преступления: гонение следа - погоня за преступником по горячим следам, осуществлялось потерпевшим и посторонними людьми, и свод - преследовал цель обнаружить вора по украденной вещи (начинался с заклича: объявления на торгу об украденном имуществе). Если имущество обнаруживали, начинался свод, т.е. выяснение, где и у кого была куплена краденая вещь. Суд происходил на дворе князя. Судил князь или его тиун, помогали вирник, детский, мечник, гридин, ябедник. Р.П. называет такие доказательства, использовавшиеся в процессе: показания свидетелей- очевидцев (видоков), показания свидетелей доброй или дурной славы (послухов), поличное, внешний вид потерпевшего, ордалии или «суд Божий» (испытание железом и водой), присяга (рота). Лит.: Правда русская / Под ред. БД. Цэекова. Т. I. Комментарий. М.; Л., 1947; Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941; Южков СВ. Русская Правда. М., 1950. Т.Е. Новицкая

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды : Краткую , Пространную и Сокращенную .

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей . Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой Правдой Роськой »). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды . Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды , памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного , также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий , Пушкинско-Археографический и Карамзинский . Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава , статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха . Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды , возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды , в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот , Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский , анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды , взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой , Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85